Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков

Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»

Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков

Елена Шабунова
Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»

Консультация «Дефекты Смягчения и оглушения»

Дефекты произношения звонких согласных выражаются в замене их глухими парными согласными, например: баба-папа, дом-том. Этот недостаток часто распространяется на все шесть звонких звуков (ВБДГЗЖ). Замена глухих согласных их парными звонкими встречается довольно редко.

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

При произнесении звуков (В Б Д) положение губ и языка изменяется в зависимости от следующего гласного.

При (ВО, БО,ДО,ВУ,БУ,ДУ) губы выдвигаются вперёд, язык оттягивается назад.

При (ВИ,БИ,ДИ,ВЕ,БЕ,ДЕ) губы примыкают к зубам, спинка языка выгибается

При исправлении дефектов произношения звонких согласных необходимо особое внимание уделять использованию слухового внимания ребёнка, его зрения и осязания.

Исправление следует начинать с группы щелевых звуков (В 3 Ж) так как они могут произносится длительно, тогда как смычные (БДГ) произносятся кратко.

Причины:

Снижение физического слуха.

Несформированность фонематических процессов.

Нарушение деятельности ых складок, обусловленных органическими

или функциональными расстройствами.

Общие приёмы для постановки звонких звуков.

Логопед произносит звонкий звук, а ребёнок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание (тыльной стороной руки). Далее ребёнок сам произносит звук, держа руку на своей гортани, а другую на гортани логопеда.

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки.

Сначала шёпотом, затем громко, после чего непосредственно переходят к произношению нужного согласного.

Шёпотом ААААА Громко ААААА

ООООО ООООО

ЭЭЭЭЭ ЭЭЭЭЭ

ССССС ЗЗЗЗЗ

Для озвончения взрывных согласных, звуки на одном выдохе произносят отрывисто.

Громко А-А-А-А

О-О-О-О О-О-О-О

Э-Э-Э-Э Э-Э-Э-Э

Т-Т-Т-Т Д-Д-Д-

Если эти способы не дают результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приёмам.

Работа начинается со звука (В).

Дефекты смягчения.

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», вместо дядя, тётя,) .

Приём исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма- мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т. п.

) Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, та-тя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, а)фа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.)

Если прямое подражания окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребёнку предлагают произнести гласный И а затем слог ПИ.

При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребёнку несколько раз повторить тот же слог шёпотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчётливое П‘, с некоторым придыханием.

Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шёпотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй- шёпотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ.

Закрепив полученный таким образом мягкий звук П-П’, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’— А, а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’- Ф’-В’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем.

В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук Т\ Предложив ребёнку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка, можно автоматически получить звук Т’, в изолированном виде (Т’-Т-Т) или в открытом слоге (ТЯ,ТЯ,ТЯ). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к нёбу.

Аналогичным путём из слога АТ получается слог АТ’. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребёнка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука Т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуковД’отД и Н’отН

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твёрдых путём подъёма спинки языка к нёбу, ребёнок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: Ф\

В’.П’Б’М’С’З’Р’Л’.

Что касается звуков КТ’Х’,то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они,как правило, встречаются лишь перед гласными И,Э, (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) И усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком И) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов,слогов и фраз,необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении,но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов

Дифференциация изолированных звуков Т-Д

Цель. Добиваться от каждого ребёнка умения различать на слух звуки Т и Д и знать, чем они отличаются.

Ход.

Произносит звуки Т и Д. Предлагает детям закрыть уши ладонями и произносить поочерёдно Т Д-Т-Д. Объяснив, что при Д в ушах звенит, а при Т не звенит, звук слышится глухо. Далее логопед предлагает ребёнку прикоснуться кистью руки к своей гортани и произнести Т-Д-Т-Д. При Д ребёнок ощутит дрожание.

Логопед предлагает игру «Угадай,что едет?».

Лог. Берёт две картинки,на которых изображены поезд и мотоцикл. Показывая картинку «поезд», говорт: «Когда быстро идёт поезд, то колёса стучат: «Т-Т-Т». Дети повторяют.

А показывая картинку «мотоцикл»,говорит: «Когда заводим мотор у мотоцикла,то он шумит: «Д-Д- Д». Дети повторяют.

После этого,показывая поочерёдно картинки,логопед просит детей повторить, как стучат колёса поезда и как шумит мотор мотоцикла.

Дифференциация звуков Т-Д в словах.

Цель. Чётко произносить звуки Т и Д в словах и не смешивать их.

Ход.

Л. сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один из этих звуков другим чудесным звуком, получится новое слово. Я назову два слова, а вы отгадайте, чем отличаются эти слова и о каких звуках мы будем говорить: тачка-дачка;

Точка-дочка

Трава-дрова

Катушка-кадушка.

Ответы детей.

Л. «Придумайте сами слова со звуком Т или со звуком Д и скажите, где этот звук стоит. А теперь мы поиграем. Надо быть очень внимательным, чтобы

правильно играть.

Игра «Дима и Тима».

Дети делятся на две группы. Одна группа изображает Тиму, другая- Диму. Дети,которые изображают Тиму, становятся на расстоянии вытянутых рук с левой стороны, они выполняют те упражнения, которые делал Тима. Дети с правой стороны выполняют упражнения,которые делал Дима.

«Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Были они очень похожи друг на друга, но никогда не делали ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот что из этого получилось.

Тима- руки поднимает.

Дима -весело шагает.

Т-начал приседать.

Д-руки поднимать.

Д-руки опускает.

Т -весело шагает.

Д-начал наклоняться.

Т -прыгать и смеяться

Д-плечи поднимает.

Т-плечики вращает

Д-кулаки сжимает.

Т-пальцами играет.

Т-кулаки сжимает.

Д-пальцами играет.

Посмотрела на них мама и говорит: «Некрасиво у вас получается. Один делает одно,другой-другое. Давайте делать вместе. Тима и Дима стали с мамой делать гимнастику.

Дифференциация звуков Т-ТЬ изолированных и в слогах

Цель. Добиваться от детей умения различать твёрдый и мягкий звуки (Т-ТЬ) на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Ход.

Обратить внимание детей на положение кончика языка при произнесении этих звуков,а также на их звучание; звук Т произносим твёрдо, он звучит сердито, а звук ТЬ произносится мягко, он звучит нежно. Соотнести звук Т со стуком колёс вагона поезда, а звук ТЬ с пением птички.

Игра «Угадай, кто поёт».

Поехал поезд в далёкий путь. Едет, а колёса недовольны, что им придётся далеко ехать, и они сердитую песню поют; «Т-Т-Т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Слышит,колёса сердитую песню поют; «Т-Т-Т»

— и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная; «ТЬ-ТЬ-ТЬ». «Как пели колёса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колёс?

А что делал кончик языка,когда мы пели песню птички?

Какая песня у колёс вагона? (Сердитая).

А какая песня у птички? (Нежная). Сейчас вы услышите разные песенки и будете показывать мне одну из ваших картинок.

Логопед поочерёдно, не спеша, многократно произносит слоги, где Т и ТЬ сочетаются с разными гласными, а дети показывают соответствующие картинки (слоги: ТЫ-ТЫ- ТЫ, ТИ-ТИ-ТИ, ТЁ-ТЁ-ТЁ, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ, ТЮ-ТЮ-ТЮ, ТА- ТА-ТА, ТЯ-ТЯ-ТЯ). Потом логопед показывает картинки — вагон или птичку, а вызванный ребёнок «поет» соответствующую песню.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-defekty-smjagchenija-i-oglushenija.html

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков

Нарушения произношения гласных звуков

и их  влияние на письменную речь

     То, что детская речь по своему звуковому составу  отличается от речи взрослого неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А. И. Гвоздев), т. е. несовершенством детской артикуляции. Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребёнок, понимая смысл произнесённого слова, искажает звуковой код.

Дефект произношения согласных обращает на себя внимание взрослых ещё до начала обучения ребёнка в школе. Нарушение артикуляции гласных звуков менее заметно для окружающих, но именно при искажении гласных он испытывает трудности в письменно-речевой деятельности.

Первоклассники при записи слов пропускают гласные буквы, заменяют одну гласную букву на другую.  Практика показывает, что наибольшее количество допущенных ошибок в диктанте связано с гласными.

Кроме того, недостаточная артикуляция гласных звуков замедляет или нарушает технику чтения.

Как правило, у младших дошкольников наблюдаются следующиенарушения произношения гласных звуков: — нарушения в произношении звуков [А] и [О]; —  нарушения  в произношении гласных [Э] или [И]; — отсутствие звуков [Э] и [Ы]; — нарушения чувственного восприятия звуков (как гласных, так и согласных) по многим показателям вследствие нарушения тонуса лицевых мышц (например, статичное напряжение губ, застывших в улыбке – при гипертонусе; или постоянно открытый рот (или приоткрытый) при гипотонусе окологубных мышц).

Психофизический механизм восприятия звуков таков:

      При произношении звуков в головной мозг поступают нервные импульсы от мышц – артикуляторов, при этом одни из них сильнее. При произнесении гласных главными являются лицевые (окологубные) мышцы, а при произношении согласных – мышцы языка. И. М Сеченов писал, что гласные звуки – есть не что иное, как тона и полутона, выстроенные в определённой последовательности.

Отсюда следует, что во время произношения звуков необходимо чётко улавливать все оттенки полутонов, которые складываясь, образуют тот или иной гласный звук. Это возможно только в том случае, если мышцы губ будут двигаться в определённом направлении, образуя в сознании  ребёнка ту последовательность тонов и полутонов, которая необходима для перекодировки данного звука.

Дети, имеющие артикуляционные неточности, неспособны уловить всю последовательность в фонеме, так как у них расстраивается восприятие отдельных тонов. Воспринятые тона смешиваются в их сознании, и ребёнок впоследствии выбирает ошибочную букву.

Сложность восприятия артикуляции гласных связана не только с определённым положением мышц артикуляции, но и с речевым дыханием.

У многих детей дошкольного возраста нарушена иннервация движений мышц губ (передача нервных импульсов к головному мозгу), статичность окологубных мышц (неподвижность), у некоторых отмечается слабая чистота произносимых звуков (гнусавость) и ярко выраженный гипотонус окологубных мышц (пониженный тонус).

Работу по произношению гласных звуков русского языка можно и нужно проводить с дошкольниками  3 – 4 лет.

Регулярное проведение артикуляционной гимнастики гласных звуков и упражнений на развитие силы речевого выдоха у дошкольников способствуют развитию произвольных движений при артикуляции гласных звуков, уменьшению гнусавости, активизации окологубных мышц, улучшению дикции.

Правильная артикуляция гласных звуков

Положение языкаПоложение губНаправление движения губПроизносится звук
Язык распластан у нижних зубовВ улыбке; верхняя губа открывает зубы; нижняя челюсть опускается вниз.    вниз[А]
В улыбке; нижняя челюсть опускается вниз.    вниз[Э]
Выдвинуты вперёд, округлены («Колечко»)       вперёд[О]
Выдвинуты вперёд, положение «Трубочка»       вперёд[У]
В улыбке; зубы разжаты; скуловая мышца напряжена       назад[Ы]
В улыбке; подбородочная мышца напряжена       назад[И]

Источник: http://xn--40-9kcm2bo9a.xn--p1ai/narusheniya-proiznosheniya-glasnyx-zvukov

Uchebnik-free
Добавить комментарий