Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы»

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

Развитие взглядов У. Найссера на природу внимания прошло два качественно различных этапа. На раннем этапе У. Найссер формулирует и разрабатывает основные положения конструктивной теории внимания.

Сохранив представление о селективной функции внимания, он отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации.

Свою позицию автор формулирует следующим образом: «Центральное утверждение заключается в том, что видение, слушание и запоминание – все это является актами построения, использующими стимульную информацию в той или иной степени в зависимости от обстоятельств.

Эти процессы построения занимают, предположительно, две стадии, одна из которых – первая – быстрая, грубая, целостная и параллельная, а другая – преднамеренная, внимательная, детальная и последовательная»

Процессы первой, предвнимательной стадии распространяются на всю стимуляцию, поступающую на органы чувств. Они происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности, целей и намерений субъекта. Переработку информации на этой стадии У.

Найссер характеризует как простую, но вполне достаточную для управления многими видами привычного поведения. По отношению к последующей стадии детальной переработки предвнимательные процессы выполняют две группы функций и, соответственно, делятся на два основных класса.

Процессы первого класса сегментируют стимульный вход на ряд единиц, объем которых зависит от характера материала, навыков и умений субъекта. Предвнимательные операции второго класса У. Найссер называет процессами бдительности. Их функция заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов.

Так же, как и в отношении процессов первого класса, утверждается, что далеко не все такие процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов. Некоторые из них, например, процесс восприятия собственного имени, обусловлены опытом и научением.

Продукты процессов этого класса прерывают текущую деятельность субъекта, переключают его внимание на себя и как бы требуют неотложной и более глубокой переработки того события, о котором они сигнализируют и несут первичную, сырую информацию.

Специальное исследование процессов бдительности У. Найссер провел при помощи разработанной им методики селективного чтения. Автора интересовал, прежде всего, вопрос управления процессами бдительности. Испытуемые читали вслух фрагменты юмористических рассказов, отпечатанные красным шрифтом.

Между строк этого текста располагались последовательности случайно отобранных слов, отпечатанные черным шрифтом. Испытуемых просили игнорировать черные слова и при любых условиях не снижать своей обычной скорости чтения текста. В строках черного шрифта иногда встречалось имя испытуемого и часто повторялось одно и то же слово.

В середине опыта часть испытуемых предупреждали, что позже им зададут несколько вопросов по содержанию нерелевантного (черного) материала.

Результаты эксперимента подтвердили выводы ранних исследований, проведенных по аналогичной методике дихотического прослушивания.

Испытуемые непредупрежденной группы ничего не могли сообщить о словах черного списка, практически никогда не замечали многократно предъявленное слово, но нередко замечали свое имя. Иная картина результатов получилась в группе предупрежденных испытуемых.

Опрос относительно слов черного списка и специальное тестирование сохранения нерелевантного материала показали, что эти испытуемые, не снижая скорости чтения, замечали свое имя и повторяющееся слово гораздо чаще, чем испытуемые непредупрежденной группы.

Этот результат говорил не только о том, что испытуемые не отфильтровывают нерелевантную информацию полностью, но и о том, что при условии постановки специальной задачи, они могут, без ущерба для основной деятельности, как-то настроиться на выделение значимых событий нерелевантного канала.

Продукты предвнимательных процессов могут пройти на стадию последующей переработки, названную стадией фокального внимания. Различение диффузного и фокального внимания У. Найссер берет из психоаналитической литературы, отвергая лежащую в его основе метафору психической энергии. Он пишет: «…

внимание не является таинственной концентрацией психической энергии; это просто распределение анализирующих механизмов на ограниченную область поля. Уделить внимание какой-то фигуре означает провести определенные анализы и определенные построения в соответствующей части иконы.

Действие внимания ни в коем случае не устраняет теоретическую необходимость когнитивной переработки. Наше знание объекта внимания не более непосредственно, чем знание других объектов.

В некотором смысле оно даже менее прямое, поскольку в этом случае используются более изощренные и специализированные способы переработки»

Операциям, происходящим на стадии фокального внимания, У. Найссер дает единое название процесса «анализа через синтез». Сюда входят процессы построения перцептивного образа, различные в разных задачах и ситуациях, но всегда активные.

и функции этих процессов автор поясняет, используя аналогию с палеонтологом, который отыскивает кости ископаемого животного и воссоздает его полный макет. Применительно к процессу зрительного восприятия анализ может заключаться в выделении углов и линий буквенных стимулов, а синтез – в их соединении в определенный, соответствующий контексту и ожиданиям символ.

При слуховом восприятии речи, наряду с выделением различных фонем, происходит активный процесс внутреннего проговаривания, продукты которого сравниваются с проанализированным входом.

В том и другом случаях палеонтолог как бы копается в хрупких и быстро разлагающихся продуктах предвнимательной переработки, отсеивая посторонние останки и ненужную породу и подбирая определенные кости (анализ), сооружая из них, а также из вспомогательных и дополнительных материалов, скелет (синтез). Внимание, по сути, и есть указанный активный процесс синтеза перцептивного образа.

У, Найссер утверждал, что его теория легко объясняет большинство данных исследований внимания. Кроме того, в отличие от других моделей, она не сталкивается с трудностями при объяснении житейски известного факта легкого отвлечения внимания от сенсорных входов и его переключения на процессы и продукты умственной деятельности.

У. Найссер указывает здесь на тесную связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта, говорит об их взаимообусловленности и даже совпадении. Теоретическое и экспериментальное обоснование этих положений составило основное содержание следующего этапа развития представлений о внимании как аспекте активной переработки информации.

Итак, на раннем этапе своих исследований У. Найссер выступил с критикой моделей селекции, подчеркивая активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа. Он выделяет два вида процессов переработки информации.

На первой стадии автоматически разворачиваются процессы пассивной предвнимательной переработки. Функция этих процессов заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Кроме того, они обеспечивают первичную грубую организацию сенсорного входа.

За процессами автоматической переработки следует стадия активного конструирования образа, названная внимательной или фокальной переработкой.

Нерелевантная информация не ослабляется и не блокируется при помощи какого-то специфического механизма, а просто пренебрегается субъектом, поскольку не отвечает текущим действиям, целям и ожиданиям.

Источник: https://students-library.com/library/read/62609-najsser-o-vnimanii-vnimanie-kak-perceptivnoe-dejstvie-ponatie-shemy

Теория активного внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие. Эксперименты с избирательным смотрением

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

Найссер 1967. Внимание – акт активного выбора. Внимание как перцептивное действие.

В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры. Критика моделей ранней и поздней селекции.

Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию.

Критика Теории фильтра Бродбента: у него процесс внимания негативный (что-то отфильтровывается или ослабляется), надо рассматривать их как позитивные: мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей. Найссер указывает на связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта.

Вывод по критике: Найссер подчеркивает активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа.

Перцептивный цикл.

Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами (функция предвнимания); результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временные схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом.

Стадии переработки информации.

1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. Простая переработка информации достаточна для управления многими видами привычного поведения. Два класса процессов: а.

сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта. Отчасти эти операции соответствуют работе перцептивных сил.

Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработке, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (эхоической и иконической) памяти и служат возможным материалом последующей переработки (потенциальные объекты внимания); б.

Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Не все процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов (восприятие имени обусловлено опытом и научением). Текущая деятельность субъекта прерывается, и внимание переключается на процессы этого класса, которые требуют неотложной и более глубокой переработки информации.

Специальный механизм отбора не нужен. Активность распределяется на часть входа, остальное игнорируется. Исследования бдительности по методике селективного чтения.

2) Стадия фокального внимания. На этой стадии происходят процессы анализа и синтеза. Сюда входят процессы построения перцептивного образа (они различны в разных задачах и ситуациях, но всегда активны). Пример.

Зрительное восприятие: анализ – выделение углов и линий буквенных символов, синтез – их соединение в соответствующий контексту и ожиданиям символ. При слуховом восприятии речи происходит также (помимо выделения фонем) активный процесс внутреннего проговаривания.

По сути внимание – активный процесс синтеза перцептивного образа.

Внимание – не пассивный отбор (теории внимания Трейсман и Дойчей), а активный выбор (Найссер). Найссер и Беклин: визуальный аналог эксперимента на избирательное слушание.

Цель – критика модели фильтра.

Методика – избирательное (селективное) смотрение.

Описание.

В первой серии опытов испытуемые должны были смотреть на экран и фиксировать нажатием на кнопку события одной игры (броски мяча или хлопки ладони). Скорость событий была приблизительно 40 в минуту. На экран транслировалось два наложенных друг на друга сюжета с играми.

Вторая серия. Чтобы проверить предположение о возможности периферической селекции благодаря движению глаз наблюдателя (то есть испытуемый мог двигать глазами, и релевантное сообщение попадало в фовеальную область, а периферия автоматически отсеивалась), испытуемым запретили двигать глазами.

Третья серия. Она была направлена на варьирования сходства между двумя наложенными друг на друга изображениями. Испытуемым транслировалось два сюжета, в обоих сюжетах по три игрока играли в мяч, но для одной группы разные игроки (из разных сюжетов) различались по цвету одежды, для второй – все были одеты одинаково. Задача испытуемого заключалась в фиксации событий.

Четвёртая серия. Сюжеты, транслируемые испытуемым, были такими же, как предыдущими. Однако в определенный момент времени на экране появлялась девушка с открытым зонтом. Также этот тест прошли и опытные наблюдатели.

Результаты

1. Испытуемые как в первой, так и во второй сериях легко справлялись с задачей.

2. В третьей серии экспериментов продуктивность первой группы составила 0,87, второй – 0,67. Для испытуемых, которые смотрели вообще один сюжет, продуктивность была – 0,96.

3. В последней серии испытуемые не замечали девушку с зонтом. Однако половина опытных наблюдателей заметили девушку.

Выводы

1. Не в видовом, ни в индивидуальном опыте животных и человека зрительная задача такого типа (избирательное смотрение) никогда не встречалось.

Следовательно, специальный механизм фильтрации релевантной стимуляции не мог быть сформирован ни в процессе эволюции, ни в процессе индивидуального научения.

И если теория фильтра была бы верна, то восприятие одного из сюжетов было бы крайней затруднительным, следовательно, лёгкость, с которой справлялись испытуемые с данным заданием, говорит против теории фильтра (даже четырёхмесячные младенцы могут отслеживать один из наложенных фильмов).

2. Разница в успехе испытуемых разных групп в третьей серии эксперимента интерпретируется Найссером как подтверждение о решающей роди предвосхищения в селекции релевантной игры. Таким образом, можно говорить, что избирательность обеспечивается предвосхищением необходимой информации и непрерывном настройкой перцептивной схемы.

3. Результаты последней серии эксперимента говорят для Найссера о принципиально возможности восприятия как релевантного, так и нерелевантного сюжетов, что в свою очередь, моет быть связано с наличным опытом испытуемого, а значит, и с научением, что в сою очередь говорит о том, что не существует ограничений, а существует недоученность.

6. Формирующий эксперимент П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницицкой. Формирование внимания.

Теория поэтапного формирования

Умственных действий

(ТПФУД)

Предмет психологии по Гальперину – ориентировочная деятельность. Первичная форма психики – психическое отражение потребности. Разработал формирующий эксперимент.

Внимание – это свёрнутое, автоматизированное, умственное идеальное действие контроля.

1.Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, то есть определённое свойствош этой деятельности.

2.Внимание не имеет собственного продукта. Его результатом является улучшение деятельности.

В результате исследования «умственных действий» было установлено, что формирвоание «умственных действий» приводит к формированию мысли, которая представляет двойное образование: 1) мыслимое, предметное, содержание; 2) и собственно мышление о нём как обращённое на это содержание – этовнимание (то есть пункт 2). Оно формируется из контроля за предметом содержания действий. Контроль составляет неотъемлемый элемент психички как ориентировочной деятельности, так как управление действий в среде требует сопоставления задания с исполнением. Таким образом, внимание можно понимать как контроль. Это деятельность контроля складывается стихийно, она становится умственной и сокращённой. Это обязательное условие превращения её во внимание.

Не всякий контроль – внимание. Конроль оценивает деятельность, внимание улучшает деятельность. Это происходит благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью образца («предваряющего образа») – создавая возможность более чёткого сравнения и различения.

Пример. Если песня знакомая, то даже при плохой передаче мы её узнаем.

Применение образца объясняет два основных свойство внимания:

1) избирательность;

2) положительное влияние на деятельность.

Структура внимания

Внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее созданного плана с помощью установленных критерием и способов применения.

Сначала внимание выступает и осваивается во внешней форме, которая ещё не является вниманием. А затем в речевой форме переходит в умственный план и становится произвольным вниманием.

Благодаря этому мы модем направлять внимание на то, что хотим, на всё, что бросается в глаза.

Непроизвольное внимание –это тоже контроль (за тем, что устанавливает восприятие, память, чувства и мышление). Зарождается из особенностей объекта и потребностей субъекта и из внешней материальной деятельности контроля.

Внимание можно обучать. Наряду с основной деятельностью дать задание проверять её, указать при этом критерии и приёмы, указать общий путь и последовательность во внешней форме. Далее организованные действия контроля путём поэтапной обработки доводятся до умственной, обобщённой, сокращённой и автоматизированной формы. То есть становятся актом внимания.

Эксперимент Гальперина в Иваново. Изложение и диктанты в школе. Дети со СДВиГом (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сначала дети проговаривали правила проверки вслух, затем шёпотом, а потом вообще внешнее средство контроля убирали. Результаты: дети улучшили знания в области русского языка, но и стали лучше успевать по другим предметам, развили внимательность.



Источник: https://infopedia.su/1xdca.html

Внимание как активность. Теория активного внимания У. Найссера. Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

Внимание как активный выбор.

Отечественный психолог Н.Ф.Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Направленность понималась им как выбор и поддержание желаемой деятельности (важно, что инициатива в этом исходит от самого человека), сосредоточенность – как углубленность и отстранение от всего постороннего.

Добрынин вводит в интерпретацию внимания принцип активности субъекта (1938). «Активность нашей личности несомненна, а отсюда несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное внимание зачастую является следствием бывшего ранее активного внимания», — писал он.

Добрынин предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта. Вынужденное, потребностное и привычное внимание он отнес к пассивному вниманию, апроизвольное и послепроизвольное внимание – к активному вниманию.

Вынужденное внимание обусловлено свойствами действующего стимула, такими как его интенсивность, экстенсивность, длительность, прерывность и движение. Потребностное внимание возникает в связи с актуальной потребностью.

Привычное внимание связано с прошлым опытом человека («в привычном внимании наше прошлое господствует над нами, а не мы над ним»). Произвольное внимание направлено на сознательно поставленную цель и сопровождается усилием. После произвольное внимание проявляется на фоне полной поглощенности деятельностью.

Американский психолог У.Найссер значительно позже пришел к практически аналогичному пониманию роли фактора собственной активности в акте внимания. Найссер определяет внимание как направленность основного потока деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

У. Найссер подверг критике теории, в которых внимание трактуется как фильтр, подчеркивая значение активности субъекта в акте внимания.

Для того чтобы пояснить свою мысль, Найссер приводит следующий пример. Представьте, что вы пришли в сад с намерением сорвать яблоко.

Увидев перед собой яблоню с гнущимися от обилия плодов ветвями, вы не «фильтруете» все возможные яблоки, а просто берете одно из них.

Таким образом, акт внимания для Найссера — это акт активного выбора, а не пассивного отбора. В своей концепции Найссер разделяет процесс предвнимания – своеобразный мониторинг среды, предшествующий восприятию и активное действие восприятия, утверждая, что никакого специального фильтра просто не существует.

Таким образом, он приходит к выводу, что термин внимание избыточен и всю феноменологию внимания можно объяснить, исходя из принципов восприятия.

«Внимание — это ничто иное, как восприятие; мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена… Мы выбираем то, что услышим или увидим, активно включаясь в процесс восприятия, а не блокируя конкурентные сообщения», — пишет он.

Найссер считает, что акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода. Выбор релевантной информации из потока стимуляции происходит в рамках перцептивного цикла.

Перцептивный цикл начинается с активизации схемы-предвосхищения, запускающей процесс восприятия и направляющей исследование потока информации.

Исследовательская активность, в свою очередь, ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему (см. гл. 7).

Свою точку зрения Найссер обосновал в 1979 г. серией экспериментов на «избирательное смотрение». Замысел эксперимента заключался в том, чтобы создать такую ситуацию, когда два канала информации будет невозможно разделить с помощью механизма фильтрации (по пространственному, перцептивному или семантическому признаку).

Если испытуемые, вопреки модели фильтра, все же смогут следить за одним из сообщений и игнорировать другое, значит, внимание направляется и поддерживается каким-то иным образом. Представьте себе сломанный телевизор, который показывает две программы одновременно. На экран видеомагнитофона подавались наложенные друг на друга записи спортивных игр с мячом.

В обеих видеозаписях игроки двигались по залу и перебрасывали друг другу мяч со скоростью 40 бросков в мин. Обе записи были идентичны по сенсорным, перцептивным и семантическим характеристикам (одни и те же траектории движений, одни и те же игроки, одна и та же игра).

Таким образом, условия эксперимента не давали возможности испытуемым «фильтровать» нерелевантный поток информации ни по одному из известных параметров. Релевантная игра начиналась на несколько секунд раньше, чем нерелевантная. Испытуемых просили нажимать на кнопку после каждого паса мяча в релевантной видеозаписи.

Оказалось, что испытуемые достаточно эффективно справляются с поставленной задачей (продуктивность отслеживания пасов в контрольных условиях раздельного просмотра игр составляла 0,96, а в экспериментальных условиях — 0,67). Таким образом, именно предвосхищением направления броска определялся выбор релевантного сюжета.

Тот факт, что испытуемые неполностью «замыкались» в выбранной последовательности движений, но были способны также воспринимать некоторые фрагменты нерелевантного сообщения (вспышка в углу экрана), по мнению Найссера, был обусловлен не «анализом до фильтра», а «деятельностью за пределами основного потока обработки информации».

Найссер обратился так же к фундаментальному для когнитивной психологии тезису об ограниченности емкости системы переработки информации. Ведь в моделях селекции именно ограниченная емкость системы является главным оправданием необходимости фильтра.

В отличие от последователей моделей фильтра, Найссер считал, что возможно одновременное выполнение нескольких перцептивных действий в том случае, когда удается параллельно актуализировать соответствующие им циклы предвосхищений.

Под руководством Найссера был проведен ряд впечатляющих опытов по обучению одновременному выполнению сложных действий, например, чтению про себя и письму под диктовку. После шести недель тренировок его испытуемые восстанавливали обычную для себя скорость чтения и письма. Однако очевидно, что некоторые ограничения все-таки неизбежны.

По мнению Найссера, распределение внимания невозможно в том случае, если: 1) в действии должен участвовать один орган (рисовать и бросать мяч), 2) нужна одна и та же схема (рассматривать две картины одновременно), 3) сигналы для одной задачи маскируют сигналы для другой задачи (или — или, например, нельзя видеть одновременно два двузначных изображения).

Источник: https://cyberpedia.su/6x4bf0.html

Теория внимания как артефакта перцептивного действия У. Найссера

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Американский психолог Ульрих Найссер значительно позже пришел к практически аналогичному пониманию роли фактора собственной активности субъекта в акте внимания.

Найссер определяет внимание как направленность основного потока деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

Акт внимания для Найссера – это акт активного выбора, а не пассивного отбора.

В своей концепции Найссер разделяет процесс предвнимания (своеобразный мониторинг среды, предшествующий восприятию) и активное действие восприятия (перцептивного действия), утверждая, что никакого специального фильтра просто не существует. Таким образом, он приходит к выводу, что термин «внимание» избыточен и всю феноменологию внимания можно объяснить, исходя из принципов восприятия.

По мысли Найссера, акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъекта готовым к восприятию информации определенного рода.

Выбор релевантной информации из потока стимуляции происходит в рамках перцептивного цикла, который начинается с активизации схемы-предвосхищения, запускающей процесс восприятия и направляющей исследование потока информации.

Исследовательская активность ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему.

Б4 (1) Речь и общение. Язык и речь. Виды и функции речи. Вербальное и невербальное общение. Исследование особенностей невербальных средств общения в современной отечественной психологии.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык — это общественно-историческое явление. Исторической основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь.

Речь — это деятельность общения посредством языка. Речь — это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Речь — это психический процесс передачи информации опосредованный языком.

Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

Язык — это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

Особенности происхождения речи в филогенезе

Первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями руки: общением и изготовлением чего-либо.

Для совместной работы нужна синхронность действий, поэтому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы).

Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап — включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление, свирель. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Функции речи

Иногда выделяют отдельно функции речи в общении и в мышлении. Выделяют следующие функции:

1. информационная (передача информации);

2. контактная (организация взаимодействия между людьми);

3. функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению);

4. функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием);

5. функция контроля (контроль организации собственной деятельности);

6. сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).

В процессе развития речь формировалась как процесс, который может быть активным и конструируемым каждый раз заново, либо речь может представлять собой цепочку динамических речевых стереотипов.

При высказывании человек имеет определенный речевой замысел, который может изменятся при вербализации. Это изменение зависит от особенностей кодирования информации т.е.

подбора соответствующих слов, которые раскрывают речевой замысел.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 143 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/18-46353.html

Внимание как перцептивное действие

Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие.

Вниманиекак перцептивное действие

У.Найссер выступил с критикой моделейселекции, подчеркивая активный, гибкийи конструктивный характер построенияперцептивного образа. Он выделяет двавида процессов переработки информации.На первой стадии автоматическиразворачиваются процессы пассивнойпредвнимательной переработки.

Процессыпервой, предвнимательной стадиираспространяются на всю стимуляцию,поступающую на органы чувств. Онипроисходят автоматически, параллельнои независимо от текущей деятельности,целей и намерений субъекта. Переработкуинформации на этой стадии У.

Найссерхарактеризует как простую, но вполнедостаточную для управления многимивидами привычного поведения.

Функцияэтих процессов заключается в обнаружениижизненно значимых стимулов. Кроме того,они обеспечивают первичную грубуюорганизацию сенсорного входа.

Запроцессами автоматической переработкиследует стадия активного конструированияобраза, названная внимательной илифокальной переработкой. Нерелевантнаяинформация не ослабляется и не блокируетсяпри помощи какого-то специфическогомеханизма, а просто пренеб-егаетсясубъектом, поскольку не отвечает текущимдействиям, целям и ожиданиям. Позже У.

Найссер приступил к разработке новойтеории восприятия как процесса непрерывнойциклической активности, направленнойна сбор инфор-мации из окружающей среды.В контексте этой теории он продолжаеткритику моделей фильтра и ограниченныхресурсов центральной пере-работкиинформации. В литературе, посвященнойпсихологии внимания, новая линияисследований У.

Найссера получиланазвание подхода умений и навыков.

Специальноеисследование процессов бдительностиУ. Найссер провел при помощи разработаннойим методики селективного чтения (Найсер,1976). Автора интересовал, прежде всего,вопрос управления процессами бдительности.Испытуемые читали вслух фрагментыюмористических рассказов, отпечатанныекрасным шрифтом.

Между строк этоготекста располагались последовательностислучайно отобранных слов, отпечатанныечерным шрифтом. Испытуемых просилиигнорировать черные слова и при любыхусловиях не снижать своей обычнойскорости чтения текста. В строках черногошрифта иногда встречалось имя испытуемогои часто повторялось одно и то же слово.

В середине опыта часть испытуемыхпредупреждали, что позже им зададутнесколько вопросов по содержаниюнерелевантного (черного) материала.

Результатыэксперимента подтвердили выводы раннихисследований, проведенных по аналогичнойметодике дихотического прослушивания.

Испытуемые непредупрежденной группыничего не могли сооб-щить о словахчерного списка, практически никогда незамечали многократно предъявленноеслово, но нередко замечали свое имя.Иная картина результатов получилась вгруппе предупрежденных испытуемых.

Опрос относительно слов черного спискаи специальное тестирование сохранениянерелевантного материала показали, чтоэти испытуемые, не снижая скоростичтения, замечали свое имя и по-вторяющеесяслово гораздо чаще, чем испытуемыенепредупрежденной группы.

Этот результатговорил не только о том, что испытуемыене отфильтровывают нерелевантнуюинформацию полностью, но и о том, чтопри условии постановки специальнойзадачи, они могут, без ущерба для основнойдеятельности, как-то настроиться навыделе-ние значимых событий нерелевантногоканала.

Операциям,происходящим на стадии фокальноговнимания, У. Найссер дает единое названиепроцесса «анализа через синтез».Сюда входят процессы построенияперцептивного образа, различные в разныхзадачах и ситуациях, но всегда активные.

и функции этих процессовавтор поясняет, используя аналогию спалеонтологом, который отыскивает костиископаемого животного и воссоздает егополный макет. Применительно к процессузрительного восприятия анализ можетзаключаться в выделении углов и линийбуквенных стимулов, а синтез — в ихсоединении в определенный, соответствующийконтексту и ожиданиям символ.

Прислуховом восприятии речи, наряду свыделением различных фонем, происходитактивный процесс внутреннегопроговаривания, продукты которогосравниваются с проанализированнымвходом.

В том и другом случаях палеонтологкак бы копается в хрупких и быстроразлагающихся продуктах предвнимательнойпереработки, отсеивая посторонниеостанки и ненужную породу и подбираяопределенные кости (анализ), сооружаяиз них, а также из вспомогательных идополнительных материалов, скелет(синтез). Внимание, по сути, и естьуказанный активный процесс синтезаперцептивного образа.

У.Найссер утверждал, что его теория легкообъясняет большинство данных исследованийвнимания.

Кроме того, в отличие от другихмоделей, она не сталкивается с трудностямипри объяснении житейски известногофакта легкого отвлечения внимания отсенсорных вхо-дов и его переключенияна процессы и продукты умственнойдеятельности. О своем решении проблемывнимания и отношении к теории фильтраД. Бродбента У. Найссер говорит следующее:

«Длянего и фактически для большинствапоследующих теоретиков процессы вниманияпредставляются, по существу, негативными:они что-то отфильтровывают или по меньшеймере ослабляют. Я предпочитаю рассматриватьих как позитивные: мы осуществляемактивную переработку информацииопределенной части входа, а не оставшихсячастей…

Если человек берет один бутербродиз множества других, предложенных емуна подносе, мы обычно не говорим, что онблокировал, отфильтровывал или исключализ поля внимания все другие бутерброды,мы говорим, что он не взял их.

Естественно,он знает о выбранном бутерброде гораздобольше, чем о других, потому что емунужно соответствующим образом сложитьи держать руку с бутербродом и т.д. ещедо того, как он начнет его есть.

Если мыпредставим себе человека, у которогоинстинкт самосохранения преобладаетнад хорошими манерами, он, видимо, будетслегка придерживать пальцами другиебутерброды и следить за тем, чтобы сними ничего не случилось как до, так иво время действий с тем бутербродом,который он выбрал.

Это соответствовалобы процессу переработки информации впредвнимании: не «анализ до фильтра»,а «деятельность за пределами основногопотока обработки информации». Притакой формулировке не возникает спораотносительно того, имеет ли местоселективное внимание на стадии»восприятия» или на стадии «ответа».Восприятие является таким активнымпроцессом, который невозможно отличитьот ответа» (Найсер, 1976, с. 287).

Источник: https://studfile.net/preview/3129563/

Uchebnik-free
Добавить комментарий