Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Общая характеристика системы национального счетоводства (СНС)

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Потребность в системе макроэкономических показателей появилась в СССР в 20 – 30-х гг. XX в. для составления пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928 – 1932). На Западе разработка СНС началась после мирового кризиса 1929 – 1933 гг. В 1953 г.

в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который стал первым международно-признанным вариантом системы национальных счетов. В 1968 и 1993 гг. были разработаны еще два варианта СНС.

Последний вариант, в отличие от предыдущих, стал включать и оценку теневой экономики, которая представляет собой производство товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. В нашем государстве переход на систему национальных счетов стал осуществляться с 1988 г.

Система национальных счетов – это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она является своеобразным измерителем состояния экономики в стране и рассматривается международными статистическими организациями в качестве стандарта для сравнительного анализа динамики экономик разных стран.

Система СНС определяет методологические принципы сбора, группировки, анализа и обобщения рыночной информации в странах с рыночной экономикой. Альтернативой СНС является баланс народного хозяйства, типичный для стран с плановой экономикой.

Плановая экономика (БНХ) Рыночная экономика (СНС)
1. Единственным фактором производства, создающим общественный продукт, является труд, а его вознаграждением – заработная плата 1.Общественный продукт создается системой факторов с соответствующими факторными доходами  
2.Производитель, трудом которого признается лишь труд в сфере материального производства. Сфера услуг участвует в распределении общественного продукта 2. Отсутствует деление на сферы производства и услуг. Общественный продукт создается и в сфере услуг, так как услуга является товаром
3. Рассчитываются преимущественно натуральные показатели, которые умножаются на индекс средних оптовых цен, и таким образом получается стоимостная оценка общественного продукта 3. Статистический учет ориентируется на стоимостные показатели, для корректировки которых используют индексы цен, позволяющие сопоставлять реальный объем производства за целый ряд лет
4. Внешняя экономическая деятельность учитывается лишь в форме экспорта и импорта, носящих вынужденный характер, так как плановая экономика ориентируется на самообеспечение 4. Внешние экономические связи учитывают не только импорт и экспорт, но и международные инвестиции, движение ценных бумаг, оказание межстрановой помощи
5. Вся национальная экономика делится на отрасли, и статистика ведется отдельно по каждой отрасли 5. Экономика разбивается на сектора, представляющие собой совокупность экономически однородных единиц

СНС имеет ряд особенностей в подсчете макропоказателей:

1. Вся произведенная продукция делится на:

промежуточную, выступающую

в виде повторного счета, который исключается из национального продукта при его подсчете. Учет ведется лишь конечного общественного продукта.

Конечную.

2. Все доходы и расходы делятся на:

текущие, то есть доходы,

получаемые в виде заработной платы, ренты и т.д.

капитальные, то есть трансферты

единовременного характера, используемые для покупки капитальных благ.

3. Все операции сгруппированы в 3 группы показателей:

— показатели, отражающие потоки (ВВП, ВНП, НД);

— показатели, отражающие запасы (государственный долг, национальное богатство);

— показатели, отражающие экономическую конъюнктуру (уровень инфляции и безработицы).

Структура СНС.

СНС содержит более 500 различных стандартных счетов, отражающих экономические процессы.

По степени детализации все стандартные счета формируются в 3 класса:

1. Консолидированные, описывают национальную экономику.

Характеристика консолидированных счетов:

Группы показателей Важные показатели Назначения показателей
Показатели развития национальной экономики в целом ВВП, ВНП, ЧНП (чистый национальный продукт ), КОП (конечный общественный продукт), НД (национальный доход) Служат для: — определения потенциального и реального уровня производства; — определения динамики национального производства; — отражения тесноты взаимосвязей между сферами производства, глубины переработки сырья и материала
Технический уровень производства Объем производственных фондов, объем инвестиций, коэффициент обновления и выбытия производственных фондов, фондоотдача, фондовооруженность, материалоемкость, энерговооруженность — определение промышленного потенциала страны, — темпы развития и обновления, — эффективность использования производственных фондов, — уровень национальной материало- и энергоемкости
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов Общее количество трудовых ресурсов, производительность труда, трудоемкость, уровень занятости и безработицы — трудовой потенциал страны, — уровень занятости и безработицы, — эффективность использования трудовых ресурсов
Показатели использования финансовых ресурсов Уровень цен, индекс цен, номинальная и реальная ставка процента. — определение среднего уровня цен, — уровень инфляции, — характеристики использования денежных средств, — уровень доходности на вложенный капитал

2. Детализация счетов 1 класса в направлении использования и анализа конкретных товаров.

Включает счета:

— для рыночных, нерыночных товаров и услуг;

— для услуг, осуществляемых некоммерческими, частными организациями.

3. Детализация счетов 1 класса в направлении изучения доходов и расходов субъектов экономики, а также источников финансирования капитальных затрат.

Для анализа потока доходов и расходов используется 6 групп национальных субъектов (институционных агентов):

· нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие товары и оказывающие платные услуги;

· финансовые учреждения. Этот сектор представлен Центральным и коммерческими банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами и другими организациями и учреждениями, занимающимися посреднической деятельностью в области финансов;

· государственные учреждения. В указанный сектор входят государственные институциональные единицы (администрация, армия, полиция, судопроизводство), учреждения науки, культуры, просвещения и здравоохранения, финансируемые из госбюджета и доходов от собственности, которой они располагают;

· некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Этот сектор представлен некоммерческими организациями, благотворительными обществами и фондами, которые оказывают домашним хозяйствам услуги нерыночного характера (бесплатно, за счёт членских взносов и т.п.);

· домашние хозяйства. Данный сектор объединяет население (как институциональные единицы, ведущие домашние хозяйства), мелкие фермы, небольшие магазины, закусочные, мастерские и др.

· “остальной мир”. Этот сектор объединяет иностранные институциональные единицы (нерезидентов), осуществляющие операции с отечественными институциональными единицами.

Предполагается разбиение процесса движения расходов и доходов на следующие фазы:

— производство и образование первичных расходов;

— распределение и перераспределение доходов;

— формирование конечных доходов;

— формирование источников финансирования капитальных вложений;

— приобретение финансовых активов и финансовых обязательств.

При составлении национальных счетов используется принцип двойной записи, применяемый в бухгалтерском учёте: в одной части показываются ресурсы, в другой – использование ресурсов.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 444; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-8396.html

15. Система национальных счетов (СНС)

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь это касалось макроэкономических показателей, т. е.

показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики.

Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т. е. систему национальных счетов.

Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, способствует достоверности международных сопоставлений.

Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т. е. для принятия управленческих решений.

Потребителями данных СНС кроме органов государственного управления являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно-политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально-экономическом положении страны.

Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и др.

Суть СНС — формирование системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства.

Каждой стадии воспроизводства (производство, первичное распределение доходов, вторичное распределение доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными.

Основные понятия, категории и структура СНС

Институционные единицы — это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности.

  Существуют два типа институционных единиц :

  • юридические лица-предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации), государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.;
  • домашние хозяйства (которые рассматриваются как институционные единицы, поскольку самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение).

Институционные единицы, связанные с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более), являются резидентами страны.

Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами страны являются все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами).

Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и не резидентов.

Построение счетов производства на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

  1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах;
  2. Прмежуточное потребление;
  3. Налоги на продукты и импорт;
  4. Субсидии на продукты и импорт (—);
  5. Оплата труда наемных работников;
  6. Налоги на производство и импорт;
  7. Субсидии на производство и импорт (—);
  8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»;
  9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»;
  10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»;
  11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»;
  12. Расходы на конечное потребление;
  13. Валовое сбережение;
  14. Валовое накопление;
  15. Импорт товаров и услуг;
  16. Экспорт товаров и услуг;
  17. Статистическое расхождение;
  18. Валовое накопление основного капитала;
  19. Изменение запасов материальных оборотных средств;
  20. Капитальные трансферты, полученные от «остального мира»;
  21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» и др.

Стадия производства товаров и услуг характеризуется следующими показателями:

  • валовой выпуск (ВВ);
  • промежуточное потребление (ПП);
  • валовая добавленная стоимость (ВДС);
  • валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск – это суммарная стоимость всех произведенных резидентами товаров и услуг в рассматриваемом периоде, имеющих рыночный и не рыночный характер.

Расчет ВВ в каждой отрасли имеет свою специфику.

Товары и услуги оцениваются по основным ценам, поэтому ВВ исчисляется в основных ценах.

В тех случаях, когда выпуск оценивается по ценам производителей, для получения данных в основных ценах необходима следующая кор­ректировка:

выпуск (в ценах производителей) — налоги на продукты,  включенные в цены производителей — субсидии на продукты = выпуск (в основных ценах).

Валовой внутренний продукт – важнейший показатель СНС, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя (в рыночных ценах), произведенных резидентами данной страны за тот или иной промежуток времени. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста и др.

Следует отметить ряд особенностей ВВП:

  • во-первых, это показатель, характеризующий суммарную стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Стоимость ранее использованных при его производстве продуктов и услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, услуг грузового транспорта оптовой торговли, коммерческих и финансовых услуг и др.) вторично не включается в состав ВВП, что исключает повторный счет. Например, стоимость угля входит в стоимость стали, но при определении стоимости автомобиля в нее включается только стоимость стали;
  • во-вторых, это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами;
  • в-третьих, это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала, т. е. в состав ВВП входит потребленная стоимость основного капитала.

Решение типовых задач см. по ссылке

Источник: https://stat-ist.ru/statistika-kurs-lektsij/15-sistema-natsionalnyh-schetov-sns

Общая характеристика системы национальных счетов

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов — современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики.

В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж.

Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей — баланс народного хозяйства (БНХ).

БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании.

Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование.

В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи.

Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

•определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

•установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

•установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

•выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

•выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

•определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

•выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

•изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

•установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

•анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

•органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

•предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

•международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН.

СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г.

Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

•производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

•реализация услуг;

•деятельность страховых посредников;

•оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

•оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

•оказание услуг наемной прислугой;

•оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом.

В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме.

Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

Источник: https://studopedia.su/1_31309_obshchaya-harakteristika-sistemi-natsionalnih-schetov.html

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Раздел 3. Основы макроэкономики.

Тема 8. Основные макроэкономические показатели.

Вопросы:

1. Национальная экономика и ее общая характеристика.

2. Система национальных счетов.

3. Валовой внутренний продукт. Методы исчисления. Другие показатели системы национальных счетов.

4. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Дефлятор валового внутреннего продукта и индекс потребительских цен.

5. Национальное богатство, его состав и структура.

Литература:[1] стр. 262-299, [2] стр. 394-412.

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов.

Национальная экономика(далее – НЭ) – это структурированная в отраслевом и региональном пространстве экономическая деятельность в масштабах страны.

Основу НЭ составляют фирмы, домашние хозяйства, государство. Они объединены в единую систему взаимосвязанных экономических отношений. Производят товары и услуги.

цель национальной экономики обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста.

Реализация основной цели НЭобеспечивается

1.1. стабильно высокими темпами роста национального объема производства, т.е. без спадов и кризисов;

1.2. достижением стабильности цен. Это не означает их постоянство, т.к. неизменные в течение длительного периода цены замедляют темпы роста национального продукта, не стимулируют производителя.

Высокие цены, наоборот, выгодны производителю, но снижают покупательную способность населения.

Поэтому, достижение стабильности цен не означает их «замораживание» на длительный период, а плавное их изменение в соответствии с изменением дохода населения.

1.3. поддержанием высокого уровня занятости, т.е. условия, когда каждый желающий может получить работу. Это условие не означает занятость всего трудоспособного населения.Постоянная занятость характеризуется естественным уровнем безработицы. В рыночных условиях он составляет 5-6 % .

1.4. сохранением баланса внешнеторгового баланса, т.е. равновесие между экспортом и импортом. Это условие обеспечивает стабильность обменного курса национальной валюты. Чем больше объем экспорта, тем выше курс национальной валюты.

Особенностью макроэкономических целей НЭ Беларуси является ее значительная социальная направленность.

Национальная экономика состоит из двух сфер:производства товаров и производства услуг, образующих реальный сектор экономики.

Производство товаров(материальное производство) – сфера, которой создаются средства производства и предметы потребления. В сферу материального производства входят такие отрасли как, промышленность, сельское хозяйство, строительство, легкая и пищевая промышленность и др.

Производство услуг– это совокупность отраслей, продукт которых не приобретает вещевой формы, его стоимость определяется в полезном эффекте самого труда. Труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, объектом приложения этой деятельности является сам человек.

В отличие от материального производства услуга не может быть накоплена, а процессы их производства, как правило, совпадают. К этой сфере относится транспорт, связь, образование, наука, медицина, культура, государственное управление, оборона страны и охрана общественного порядка и др.

Иногда в составе НЭ выделяют «теневую» экономику, продукт которой создается в результате незаконной или не учитываемой государством деятельности. К «теневой» относится не зарегистрированная и фиктивная деятельность, не законная (запрещенная) деятельность, организованная преступная деятельность, злоупотребление служебным положением и т.д.

Структура НЭ включает в себя:

Воспроизводственную структуру: домашние хозяйства, фирмы, государство;

Социальную структуру– определяющим фактором является форма собственности на средства производства. Различают частный и государственный секторы;

Отраслевую структуру – включают однородные группы хозяйствующих субъектов, выполняющие одинаковые функции, выпускающие однотипную по видам и назначению продукцию, применяющие сходные технологии.

Региональную (территориальную) структуру – определяется территориальным признаком деления хозяйствующих субъектов. Регион – это экономический район страны, выделяющийся специализацией производства, экономико-географическими факторами и т.д. В Беларуси региональное деление совпадает с территориально-административным (областным).

Инфраструктуру – отрасли обслуживающие производство: транспорт, электро-, газоснабжение, водоснабжение и канализация, авто-, и железные дороги, связь, телевидение и др.

Важным показателем состояния НЭ является сбалансированность, т.е. пропорциональность между отраслями, регионами, объектами и структурой производства товаров и услуг и потребности в них.

В настоящее время в Беларуси все еще имеет место несоответствие структуры экономики потребностям страны и запросам мирового рынка.

Не достаточно эффективно проводится структурная перестройка в соответствии с названными критериями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_308343_natsionalnaya-ekonomika-i-ee-obshchaya-harakteristika-sistema-natsionalnih-schetov.html

Вопрос 1. Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС)

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

МОДУЛЬ 3.

«ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ»

ТЕМА 3.1.

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Приступая к изучению данной темы, следует задуматься над следующими вопросами:

1. Что представляет собой экономика?

2. Какие ресурсы используются для производства товаров и услуг?

3. В чем состоит сущность продукта производства как экономической категории?

Если Вы правильно ответили на эти вопросы, можете приступать к изучению темы.

Если Вы не уверены в правильности ответов на вопросы и испытываете затруднения, проконсультируйтесь у преподавателя и повторите материал предыдущих модулей.

Вопросы темы:

1. Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

2. Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП.

3. Национальное богатство, его состав и структура

Цель темы

Место и значение изучаемой темы в системе курса.

Тема «Основные макроэкономические показатели» является первой в структуре модуля «Основы макроэкономики». Рассмотрение материала темы позволяет изучить создание и использование валового внутреннего продукта как основного показателя национальной экономики, взаимозависимость уровней национального продукта, занятости и цен.

Цель темы –изучение сущности национальной экономики, форм и методов расчета национального продукта, выяснение состава и структуры национального богатства.

В результате изучения темы студент должен:

– на репродуктивном уровне знать понятия:национальная экономика, реальный сектор экономики, макроэкономические пропорции; система национальных счетов (СНС); валовой внутренний продукт (ВВП), конечный продукт, промежуточный продукт, добавленная стоимость, основное макроэкономическое тождество; валовой национальный доход (ВНД), валовой располагаемый доход (ВРД), чистый национальный доход (ЧНД), национальное богатство; номинальный ВВП, реальный ВВП, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен (ИПЦ); национальное богатство;

– на продуктивном уровне: характеризоватьсущность материального производства как важнейшей сферы экономики и раскрывать закономерность роста сферы услуг в реальном секторе экономики в современных условиях, анализироватьметоды расчета валового внутреннего продукта (ВВП) как основного показателя системы национальных счетов (СНС), определяющего темпы и пропорции национальной экономики; рассматривать влияние изменения рыночных цен на величину ВВП в рыночной экономике; характеризоватьсостав и структуру национального богатства;

– на творческом уровне: анализироватьагрегированные показатели уровня жизни и экономического развития в условиях обеспечения высоких темпов роста национального продукта, оценивать факторы роста национального богатства.

Основное содержание теоретического материала темы

Вопрос 1. Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС)

В предыдущих темах основное внимание было уделено изучению проблем микроэкономики. Микроэкономика анализирует образование рыночных цен на основе издержек производства под влиянием спроса и предложения в ходе конкуренции.

В данной теме мы переходим к изучению макроэкономики.

Макроэкономика анализирует совокупные экономические величины – общий уровень национального продукта, занятости и цен, то есть изучает совокупный спрос и предложение, рассматривает свойства экономики как единого целого.

Ключевым понятием в макроэкономике является понятие «национальная экономика». Термин «национальная экономика» тесно связан с понятием «экономическая система».

Категория «национальная экономика» выражает сущность экономической системы в определенных условиях развития, отражает особенности функционирования экономики страны, обусловленные уровнем ее научно-технического потенциала, участием в международном разделении труда, культурными, историческими и другими факторами.

Национальная экономика – это исторически сложившаяся в национальных границах система общественного воспроизводства страны, включающая взаимосвязи предприятий, отраслей и территориальных комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хозяйственной деятельности.

Основу национальной экономики составляют фирмы, то есть предприятия и организации, а также домашние хозяйства. Они являются субъектами экономики, объединяются системой экономических отношений, выполняют определенные функции в общественном разделении труда, производят товары и услуги.

Национальная экономика состоит из двух крупных сфер – производства товаров и производства услуг, образующих в единстве реальный сектор экономики.

Сфера производства товаров является материальным производством и представляет собой сферу, в которой создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.

Предприятия сферы материального производства делятся на две большие группы:

1) производство средства производства;

2) производство предметов потребления.

Материальное производство включает следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь.

Второй сферой реального сектора экономики является производство услуг.

Сфера услуг включает крупные отрасли национальной экономики: научные услуги, услуги здравоохранения, образования, культуры,

услуги транспорта и связи,

финансы, кредит, сферу управления,

торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство.

Важной закономерностью производства в развитых странах мира в современных условиях является рост сферы услуг. В отраслях этой сферы занято больше половины трудоспособного населения, а удельный вес продукта этих отраслей в начале ХХI века составил 60–75% национального продукта развитых стран.

Основной причиной роста сферы услуг во второй половине ХХ века является рост масштабов и эффективности производства в условиях научно-технической революции.

Применение достижений НТР привело к гигантскому росту производительности труда, увеличению производства продукции при меньшем расходовании ресурсов.

В результате произошло перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг.

Главную роль в национальной экономике играет материальное производство, то есть создание людьми средств производства и предметов потребления, совершенствование технологии и организации производства, повышение качества продукции и рост благосостояния людей на основе развития производства. Финансовые и материальные ресурсы, используемые для развития сферы услуг, формируются в материальном производстве.

В то же время важнейшая экономическая и социальная функция сферы услуг состоит в создании условий для воспроизводства материальных благ, развития трудового и духовного потенциала общества.

Национальная экономика имеет воспроизводственную, социальную, отраслевую и территориальную структуру, характеризуется определенными макроэкономическими пропорциями.

Макроэкономические пропорции – это количественные соотношения между подразделениями и сферами производства, отраслями и территориально-производственными частями национальной экономики.

Макроэкономические пропорции включают общеэкономические пропорции, межотраслевые пропорции, внутриотраслевые пропорции, территориальные и межгосударственные пропорции.

Пропорции в национальной экономике динамичны, в процессе развития национального производства происходит количественное и качественное изменение соотношений между частями экономики, используемыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, между производимым и потребляемым продуктом в масштабе общества.

Важным показателем национальной экономики является сбалансированность макроэкономических пропорций, то есть равновесие между отраслями и объемами производимой продукции, равновесие между потребностями общества и величиной национального продукта.

В основе сбалансированности лежит пропорциональность экономики, которая выражается в соответствии между отраслями экономики.

В условиях динамичности макроэкономических пропорций существует постоянная необходимость поддержания сбалансированности количественных соотношений между подразделениями и сферами экономики, отраслями и предприятиями, то есть деятельность общества по обеспечению пропорциональности экономики.

Результатом функционирования экономики выступает национальный продукт.

Национальный продукт является важнейшим показателем экономики, который отражает экономический потенциал страны, уровень жизни населения, эффективность проводимой экономической и социальной политики.

В странах с рыночной экономикой размеры национального продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС) – взаимосвязанных показателей развития экономики.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйствующими субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Система национальных счетов возникла в развитых странах мира в 1940–1950 гг. и сейчас применяется более чем в 150 странах. В СССР показатели валового по СНС начали рассчитываться с 1986 г.

В Республике Беларусь определение экономических показателей осуществляется по новой Системе национальных счетов, пересмотренной и одобренной Статистической комиссией ООН в 1993 г. Данные СНС Беларуси ежегодно публикуются Министерством статистики и анализа в книге «Национальные счета Республики Беларусь», в Статистическом ежегоднике Республики Беларусь.

Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране.

СНС позволяет рассчитать макроэкономические показатели состояния экономики страны, выработать экономическую и социальную политику, провести сравнительный международный экономический анализ, т.е.

определить экономические потенциалы разных стран мира.

В СНС отражаются операции между субъектами национальной экономики, которые называются институциональными единицами.

Институциональные единицы включают физические и юридические лица и могут выступать как резиденты и нерезиденты на экономической территории страны.

Резиденты – институциональные единицы, имеющие экономические интересы на территории страны, то есть владеющие недвижимым имуществом, и осуществляющие деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Нерезидентами являются институциональные единицы, которые выступают резидентами других стран и проводят экономические операции на территории данной страны.

Институциональные единицы в СНС группируются по секторам в зависимости от целей, функций и источников финансирования:

1 – нефинансовые предприятия – производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги независимо от форм собственности;

2 – финансовые учреждения – центральный банк, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица;

3 – государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектами купли-продажи;

4 – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, не контролируемые и не финансируемые государством;

5 – домашние хозяйства – все физические лица в экономике страны, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

6 – заграница (остальной мир) – все экономические агенты, которые осуществляют операции с субъектами внутри страны.

В Системе национальных счетов кроме понятия «национальная экономика» используется термин «внутренняя экономика».

«Внутренняя экономика» охватывает перечисленные сектора кроме заграницы и включает экономические операции только между институциональными единицами – резидентами.

Национальная экономика состоит из шести секторов и предусматривает экономические операции как между резидентами, так и между нерезидентами.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s48932t6.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий