Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

процесса воспитания.

Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.

Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.

1. Нравственно-этическая культура.

воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры:

сформированность ведущих нравственных качеств;

развитость этических норм поведения;

умение понимать человека и сопереживать ему;

точность и обязательность в обещаниях;

доброжелательность по отношению к людям;

проявление чувства солидарности и коллективизма в повседневной жизни;

проявление материальной и духовной щедрости;

соблюдение этикета.

2. Национальная культура.

воспитательной работы включает приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.

Критерии сформированности национальной культуры:

развитие национального самосознания;

уважение культуры национального большинства;

интерес к языку, истории и культуре Беларуси;

уважение традиций и обычаев, норм и законов жизни людей других национальностей;

наличие преемственности в освоении культурно-исторического опыта и взаимоотношениях со старшими поколениями;

участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

3. Гражданская культура.

воспитательной работы включает:

формирование ответственности за судьбу отечества;

усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, о тенденциях развития гражданского демократического общества;

законопослушность (уважение законов);

готовность к активному участию в управлении делами как на личностном уровне, так и на социальном (группа, учебное заведение, объединение);

осознание своих прав и обязанностей;

сформированность потребности отстаивать интересы Республики Белларусь.

4. Психолого-педагогическая культура.

воспитательной работы включает: формирование готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, событиям жизненного пути.

Критерии сформированности психологической культуры:

наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях;

психическая и социальная адаптированность;

стрессовая устойчивость;

способность к саморегуляции и самовоспитанию;

готовность к постоянному самообразованию;

умения сотрудничать и общаться;

социально ориентированная направленность поведения;

развитый уровень самосознания.

5. Культура труда.

воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации и готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду. Критерии сформированности культуры труда:

готовность к самостоятельной трудовой жизни;

творческий подход к работе;

умения работать в группе, выполнять исполнительские и управленческие обязанности и функции в коллективной деятельности;

разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению;

умений рефлексии и оценки процесса труда, его результатов;

качественное и ответственное выполнение работы;

навыки по технике безопасности труда.

6. Культура семейных отношений

воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя как члена семьи и рода; навыков оказания помощи своим близким, выполнения режима жизнедеятельности семьи, обустройства своего жилья; развитие чувства долга о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни.

Критерии сформированности культуры семейных отношений:

понимание культуры семейных отношений;

наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях;

участие в ведении домашнего хозяйства и принятие на себя постоянных обязанностей по дому;

навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам;

наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние.

7. Гендерная культура

воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; физиологических, психологических и этических особенностях девочек-девушек, мальчиков-юношей, мужчин и женщин; мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости; подлинной и мнимой красоте человека.

Критерии сформированности гендерной культуры:

усвоение сущности взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге;

наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство, рыцарство, благородство, трудолюбие, физическая сила, мужественность, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.;

наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о старых, больных, сиротах, любовь к детям и др.

8. Культура здорового образа жизни

воспитательной работы включает: освоение учащимися понятий «жизнь» и «здоровье» как общечеловеческих ценностей; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни, укрепления собственного репродуктивного здоровья; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой в личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:

отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

сформированность гигиенических навыков и привычек;

наличие физической и умственной активности;

умение противостоять разрушительным для здоровья образу жизни и формам поведения.

9. Эстетическая культура

воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического воспитания и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры:

наличие стремления к общению с искусством и природой;

наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и гармонии;

умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, или окружающей действительности;

способность художественно-творческого самовыражения;

эстетизация отношений с окружающими людьми;

знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

10. Экологическая культура

воспитательной работы включает: усвоение ведущих мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентаций экологического характера; усвоение системы научных и эмпирических знаний о природных процессах и явлениях; прогнозирование последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность.

Критерии сформированности экологической культуры:

наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;

участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;

сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;

соблюдение норм экологически безопасного поведения.

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова.

В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей.

В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание).

Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина).

В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности (см. схему).

Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

Источник: https://studopedia.su/7_20312_metodi-vospitaniya-i-gumanisticheskaya-tehnologiya-vospitatelnogo-protsessa.html

Гуманистические воспитательные технологии

Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Понятие «технология» применяется в теории воспитания в нестрогом смысле, с учетом специфических особенностей процесса воспитания, таких, как сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата, возникновение явлений «сопротивления воспитанию», эмоциональный, интуитивный характер педагогических взаимодействий, разные подходы педагогов к воспитанию ребенка и другие. В связи с этим говорят о технологическом подходе к организации воспитания как составной части целостного педагогического процесса.

В настоящее время однозначной трактовки понятия «технология воспитания» не существует.

Большинство исследователей данной проблемы сходятся во мнении, что воспитательные технологии представляют собой детально продуманную модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателями и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели [7]. Отечественные ученые-педагоги рассматривают технологию воспитания в широком и узком смыслах слова (рис. 85).

Сущностные характеристики технологий воспитания те же, что и у технологий обучения: постановка диагностических целей и задач, возможность воспроизведения воспитательного цикла, обратная связь и своевременная коррекция того или иного этапа педагогического процесса. Вместе с тем технологии воспитания сложнее конструировать и реализовывать.

Целевые установки в рамках воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата в том случае, если они отражают закономерности воспитательного процесса, ориентированы на конкретную личность. Технологично поставить цели воспитания педагогу помогут знания и умения в области психолого–педагогической диагностики.

После постановки цели на основе данных диагностики производится отбор содержания, методов, приемов, форм, средств воспитания и создается собственно технологическая цепочка.

Характерной особенностью воспитательной технологии является пошаговое ее воспроизведение в процессе обсуждения с учащимися осуществленного педагогического взаимодействия или в ходе самоанализа, рефлексии педагога.

Сложность и неоднозначность воспитательных взаимодействий, многообразие фактов, вариативно влияющих на личность обучающегося, не позволяют осуществлять полный контроль и на его основе обратную связь так, как это происходит в процессе реализации технологий обучения. Поэтому заранее запланированные результаты в воспитании носят вероятностный характер.

Как полагает известный педагог Л. И. Маленкова, существуют два уровня овладения воспитательной технологией: элементарный и профессиональный. В первом случае педагог освоил основные операции отдельных технологий, во втором — он свободно владеет палитрой воспитательных технологий. Выделяют (Г. К. Селевко и другие) разные уровни понятия «воспитательная технология» (рис. 86).

Характер воспитательной технологии зависит от отношения педагога к ребенку. В зависимости от этого определяется тип технологии: авторитарная или гуманистическая, личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных технологий (рис. 87).

Сформулируем основные условия эффективного применения воспитательных технологий (рис. 88).

Ранее нами были рассмотрены отдельные гуманистические технологии разного уровня (воспитательные системы В. А. Караковского, Р. И. Таран, технологии целеполагания, рефлексии и др.

), некоторые из них (например, технологии различных авторских школ, технология воспитания социального творчества И. П. Иванова) будут изучаться в последующих темах.

В рамках данного вопроса охарактеризуем воспитательную частнометодическую технологию педагогической поддержки О. С. Газмана и локальную технологию педагогического требования Н.Е. Щурковой.

Понятие «педагогическая поддержка», активно используется в рамках культурологической и личностно ориентированной парадигм образования. Основные положения концепции педагогической поддержки были разработаны российским ученым-педагогом О. С.

Газманом (1936-1996), который понимал педагогическую поддержку как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [12]. По сути это совместная с ребенком деятельность по определению его целей,  возможностей, интересов, путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Воспитание, согласно концепции О. С. Газмана, есть помощь школьнику в его саморазвитии. Цель и основа содержания воспитания ‒ базовая культура личности как оптимальный набор личностных качеств, свойств, ориентаций, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Главным предметом воспитательной деятельности педагога является самоопределение личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Для реализации этих теоретических положений О.С. Газман предложил осуществлять ряд целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Коллеги и ученики О. С. Газмана (Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова, И.Д. Фрумин, С.Д. Поляков и другие) продолжили разработку концепции педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается ими, во-первых, как элемент любого педагогического взаимодействия и сотрудничества, во-вторых, как важнейший принцип гуманистической (личностно ориентированной) системы воспитания, в-третьих, как «мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» [11, с. 62]. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой сферы ученика, то есть в ориентации на проблемы ученика, творчески ищущего свое место в жизни. Учителю, реализующему технологию педагогической поддержки, важно понимать, что такая потребность поиска неявно присутствует у каждого ребенка как изначально заданная, но востребуется она только при педагогической поддержке (по С. В. Кульневичу).

В целом сущность деятельности специалистов, работающих в рамках технологии педагогической поддержки, заключается в оказании помощи учащемуся в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды. На это в частности указывает Н. Е. Щуркова, по определению которой «педагогическая поддержка ‒ это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы» [15, с. 100].

Последователи О.С. Газмана разработали и охарактеризовали механизм педагогической поддержки ребенка в решении его жизненно важных проблем. В технологическом аспекте педагогическая поддержка может быть представлена диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным этапами взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося (табл. 35).

Практическая реализация гуманистического воспитания возможна, по утверждению известного российского ученого-педагога Н. Е. Щурковой, при условии овладения педагогом педагогическими технологиями.

Ею разработано и описано большое количество локальных технологий, например, технологии педагогического требования, организации групповой деятельности, создания ситуации успеха, этической защиты и другие.

Эти технологии представляют собой совокупность профессиональных операций, которыми должен владеть педагог, чтобы ис-

пользовать их как средство организации педагогического воздействия и взаимодействия. В качестве примера охарактеризуем технологию педагогического требования. Согласно Н.Е.

Щурковой, педагогическое требование ‒ предъявление и раскрытие социальной и личностной значимости культурных норм жизни и обеспечение процесса реальной жизни ребенка на уровне современной культуры.

Это, образно говоря, делегированное обществом и культурой полномочие, предоставленное педагогу с целью введения детей в контекст современной культуры и оснащения детей необходимым жизненным опытом и способностью сознательно выстраивать свое поведение в согласии с достижениями общечеловеческой культуры.

м педагогического требования является совокупность ценностных отношений человека к миру, позволяющих ему жить на уровне современной культуры [14].

В соответствии с такой трактовкой, решающее значение в технологии педагогического требования приобретает умение педагога «распредмечивать» предметно-вещную среду, выявляя человеческую сущность в неживых материальных объектах окружающей реальности, то есть за «за оболочкой предмета обнаруживать отношение».

В этом случае операция ценностной интерпретации объекта окружающего мира, обеспечивает реальное наполнение педагогического требования ценностно-отношенческим содержанием. При предъявлении требований учащимся важно соблюдать следующие рекомендации, разработанные Н. Е. Щурковой. Во-первых, педагогу необходимо основательно продумать целесообразность требования.

При этом надо исходить не из негативного — запрета на действие, а из позитивного ‒ призыва к действию. Во-вторых, педагогическое требование должно принимать формы, соответствующие нормам культуры. Общими словесными формами (приемами) предъявления требования являются, по мысли Н. Е. Щурковой, просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение, приказ (перечислены в логике усиления меры принуждения извне). Форма приказа, как подчеркивает Н. Е. Щуркова, используется в экстремальных ситуациях или при угрозе оскорбления человеческого достоинства. «Просьба» же — форма универсальная и традиционная. Соответственно невербальными формами педагогического требования будут: удивление, огорчение, пауза, гнев, отчаяние, отстранение.

Основу технологии предъявления требования составляют, как указывает Е. Н. Щуркова, пять профессиональных правил (табл. 36).

По словам Н.Е. Щурковой, практическое применение раскрытых выше правил подтверждает их эффективность: достаточно быстро (обычно за две учебные недели) дети овладевают элементарными культурными нормами взаимодействия в совместной деятельности и индивидуальной работы в группе [14].

Доказательством того, что технология педагогического требования, спроектированная Н.Е.

Щурковой, является гуманистической воспитательной технологией, могут быть результаты сопоставления правил предъявления педагогического требования и тех отношений к ребенку, которые проявляют педагоги, реализующие эти правила (табл. 37).

Нетрудно заметить, что в технологии предъявления педагогического требования Н. Е. Щурковой нашел отражение известный принцип воспитания о «сочетании уважения к ребенку и разумной требовательности к нему», по сути совпадающий с высказыванием А. С.

Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Искусство педагога, как подчеркивает Е. Н.

Щуркова, будет заключаться в том, чтобы реализовать данные технологические правила, сохранив уважительное, доброе «прикосновение» к ребенку, поддерживая его в преодолении трудностей усвоения культуры и саморегулирования самого себя.

Источник: https://cyberpedia.su/19x15c2.html

Тема 2. Понятия «методика» и «технология» воспитания

Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Понятия «методика», «методика воспитания», «технология», «технология воспитания».

Искусство и технология воспитания. Составные элементы воспита-тельных технологий: учет актуальных потребностей детей, позитивное восприятие педагогом воспитанника, воспитание без принуждения, психолого-педагогическая поддержка, обращение личности к самой себе.

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.

) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога

Технология(от др.-греч.

τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции;

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);

Анализ результатов ( мониторинг – коррекция – рефлексия)

Искусство воспитания это общее целое из множества составляющих. Этими составляющими являются – забота о здоровье, забота о материальной основе ребенка, моральное воспитание, закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.

Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не толь­ко как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любо­пытно, что, несмотря на близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательной деятельности, она все-таки ближе к искусству врача.

Об этом очень интересно размышлял более ста лет назад известный русский историк педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал, что педагогика, бесспорно, яв­ляясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям».

Таким обра­зом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составля­ющая, которая именуется технологией. «Технология» образовано от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение.

Технология воспитания — это система разрабо­танных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспи­тательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастер­ства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.

Любая деятельность, в том числе и педагогическая, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова.

В широком – это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе.

В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методы, составляющие основу традиционной воспитательной технологии: убеждение, внушение, подражание, упражнение, побуждение – в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить гуманистической технологией. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы по-настоящему понять внутренний мир ребенка (учащегося, студента), необходимо знать сложившуюся у него структуру потребностей.

Следует изменить точку зрения, сформировавшуюся в прежние времена, о том, что существуют «плохие» и «хорошие» потребности. Это педагогический миф. Потребности ребенка не имеют знака, они лишь обеспечивают выживание и адаптацию.

Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Совершенно очевидно, что непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей.

При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом.

Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенка, верить в его силы и возможности.

Следует смотреть и на недостатки ребенка как на его достоинства, которым еще не найдено применение. При этом щадяще применяется прежде всего психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие.

Оно предполагает воспитание с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье. Педагог принимает ребенка (а следовательно, и его родителей) таким, каков он есть. И только затем, благодаря терпению, состраданию и любви, он будет становиться таким, каким его хочет видеть педагог, общество.

В современной социокультурной ситуации необходимы гуманистические деятельностные технологии, обеспечивающие «проживание», т.е. приобщение к знаниям и жизненному опыту ребенка.

Суть идеи заключается в том, что все талантливы, что любого ребенка можно всему научить, если верить в него и доверять ему, делать не за него, а вместе с ним, расширяя и обогащая зону ближайшего развития.

-Это требует исключительного напряжения познавательных и нравственных сил воспитателя, его системной высококультурной работы. Но только такое напряжение и может дать положительные результаты, развить в педагоге гуманистическое мастерство.

Воспитание без принуждения, психического и физического насилия.

Под насилием понимается то, что заставляет совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, а следовательно, оно сдерживает развитие сил и потенциала воспитанника, приводит к отставанию в физическом, нравственном, духовном развитии.

Этика ненасилия – подлинная основа гуманизма, поэтому она и является системообразующим началом технологии гуманистического воспитания.

Воспитание без принуждения и насилия в свою очередь способствует формированию личности, отвергающей принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самосознания и ответственности.

Только тот человек способен овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает иное – других людей, природу, материю как равных себе, как то, что нельзя покорять, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ” ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, ивой путь к истине.

Гуманистическая технология требует воспитания в ребенке, молодом человеке таких качеств, как взаиморасположенность, доброжелательность, открытость, целенаправленность, умение общаться и расширять сферу коммуникаций, не быть высокомерным, не властвовать над другим, понимать его, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не усугублять конфликтные ситуации, избегать открытых столкновений – находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие этические моменты общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию; подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему мои поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. Одновременно она является реализацией гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие.

Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности.

Это означает, что в организации воспитания следует идти естественным путем, от личности ребенка, беря за исходную точку не детей вообще, а вполне конкретного индивида.

Для этого надо знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание предельно конкретное и в конкретных условиях.

Доверять ребенку (учащемуся, студенту), В этом суть подлинной гуманистической позиции, Ома связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия.

Со стороны воспитанников гуманистические отношения проявляются в их откровенности перед воспитателем, в уверенности в его понимании и доброжелательности. Только так воспитанник будет открыт воспитателю и будет готов принимать его советы и следовать им.

Воспитатель, в свою очередь, выражает свои гуманистические отношения посредством веры в своих воспитанников, в их стремление к самосовершенствованию.

Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. Строго соблюдать их социальные и моральные права. Быть снисходительным, учитывать возраст, небогатый жизненный опыт, половые различия, помогать избавиться воспитаннику от комплексов, вести себя естественно и непринужденно.

Поддержать в сложных жизненных ситуациях. Ребенок (учащийся, студент) имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя.

У творческих педагогов это проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на воспитанника, предлагают необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор и др.

Основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника. Именно от этого зависит эффект воспитательного взаимодействия.

Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что следует полностью исключать наказания. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Обращение личности к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы он имел характер достижения ребенком (учащимся, студентом) поставленных целей.

Общеизвестно, что ребенок выступает как объект воздействия семьи, школы, социальной среды, в меньшей степени – как субъект воспитания.

Воспитание, которое не ориентируется на развитие положительных качеств ребенка, не оправдывает своего назначения.

Гуманистические технологии призваны способствовать развитию личности, преображать ее, поднимать на новый, более высокий уровень. Это своеобразное восхождение по ступенькам от уровня осознания первичных потребностей к уровню культуротворчества.

Достигается такое восхождение через постепенное, поступательное развитие и совершенствование: мыслительное, эмоциональное, речевое, поведенческое, коммуникативное, физическое – становится возможным благодаря помощи извне (сопутствующие условия, психолого-педагогическая поддержка, наличие идеала и собственные усилия ребенка, его целеустремленность, самоконтроль, желание, «способность к рефлексии).

Основой саморазвития являются жизненные потребности в освоении и выполнении социальных ролей, которые непосредственно вызывают саморазвитие личности – слияние и сопряжение личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности.

Свобода и творчество – основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.

Творчество – не только путь к ненасилию в педагогике, оно выступает условием гуманизации процесса воспитания и тесно связано со свободой, поскольку творчество возможно только при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений.

Именно в творчестве человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Поэтому развитие творческой активности ребенка выступает одним из главных условий гуманистической системы воспитания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_8919_tema--ponyatiya-metodika-i-tehnologiya-vospitaniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий