Методы формирования сознания личности:

Методы формирования сознания личности

Методы формирования сознания личности:

цель этих методов — воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенного поведения, норм и правил общения, отношение к окружающему миру и др.

К этой группе относятся методы:

— Признание, внушения;

— Убеждения;

— Примера.

Признание предусматривает информацию, сообщения о фактах, поступки, события, а также разъяснение сущности, значения тех или иных качеств личности, принципов, норм и правил поведения, путей достижения поставленной цели, способов самовоспитания, самообразования, чтобы сформировать на основе приобретенных знаний определенные понятия.

Внушение — метод психологического воздействия на человека, рассчитанный на некритическое восприятие ею слов, мыслей других, что приводит либо к проявлению у человека, даже кроме его воли и сознания, определенного состояния, чувств, отношения, либо к совершению человеком поступков, которые могут непосредственно не соответствовать ее принципам деятельности, поведения.

Внушение не требует доказательств, аргументации, логики. Определяющим средством внушения могут быть яркие факты, цитаты, примеры, личность воспитателя. Степень внушения зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей субъекта, его культурного и интеллектуального развития, особенностей характера, а также от временного состояния психики, авторитета воспитателя.

Убеждение — метод воздействия на сознание, волю индивида, способствует формированию новых взглядов, отношений или изменении тех, что не соответствуют общечеловеческим и национальным нормам и принципам. Метод предусматривает обоснование определенного понятия, отстаивание нравственной позиции, оценки поступков, действий и др..

Основу этого метода составляют знания, которые используются для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенных отношений, поведения, но в сочетании с чувствами.

Основными приемами реализации методов формирования сознания индивида являются: лекции, рассказы, беседы, диспуты, конференции, собрания, в основе которых лежит слово.

Беседа предполагает целенаправленную организацию обмена мнениями. Тематика, содержание бесед определяется воспитательными задачами, которые касаются отдельного индивида или определенной группы школьников. По содержанию беседы охватывают различные вопросы морали, этики, эстетики, научной организации труда, физического воспитания, политических событий и др..

По форме проведения определяют беседы фронтальные (с группой школьников) и индивидуальные. Различают также запланированы и эпизодические беседы.

Методика проведения беседы зависит от поставленной цели, задач, содержания, форм бесед. Это может быть обмен мнениями по поводу определенного выражения, прочитанной статьи, поступков школьников, событий в жизни государства, школы, класса, отдельных учащихся. Беседа обеспечивает выявление личностной оценки по различным вопросам жизни, взглядов, суждений.

Диалог имеет такую логическую структуру:

1) начало беседы, воспитатель вводит детей в тему беседы,

2) передача информации — воспитатель ставит вопрос, предлагает выразить свое мнение,

3) аргументация — дети участвуют в обсуждении вопроса, приводят примеры из своей жизни или эпизоды из книг, публикаций, периодики и т.п.;

4) принятие решений — воспитатель обобщает выступления, помогает детям делать выводы.

Дискуссия (диспут) предполагает спор, столкновение различных точек зрения, взглядов, мнений, отстаивания своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный, эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые стимулировали бы участников к спору.

Эти вопросы, рекомендуемая литература доводятся до сведения участников ранее, чтобы была возможность подготовить аргументацию.

Дебаты как метод формирования сознания личности применяется только в юности. Прения состоят из двух частей. В первой выступают основные выступающие, определены организаторами дебатов.

Заранее указывается тема дебатов, например, «нужна Украине независимость»? Основные выступающие делятся на «предложение» (они должны доказывать, что Украине нужна независимость) и «оппозицию» (их задача доказывать, что независимость Украины не нужна).

Все присутствующие тоже разделяются на две группы: поддержка предложения и поддержка оппозиции. Во время дебатов учащиеся должны уметь находить аргументы к той позиции, которую должны отстоять.

После выступлений основных ораторов начинаются дебаты в зале, в которых может принять участие каждый. После дебатов в зале происходит ание за аргументы, а не тезис.

После чего объявляются итоги дебатов.

Очень полезно для формирования убеждений решения дилемм Кольберга.

Дилеммы представляют собой реальные жизненные ситуации, которые не имеют однозначно правильного решения (например, украсть лекарства, если нет денег, дать человеку умереть; требовать справедливости или подчиниться родителям).

Переживания и размышления при детальном обсуждения дилемм создают необходимый каждому человеку опыт решения сложных жизненных проблем и принятие ответственности за свои решения.

Рассказ — это монолог воспитателя, который строится как рассказ, описание, разъяснения. Она проводится, чтобы вызвать чувство сопереживания с героями рассказа, раскрыть содержание моральных норм и правил поведения, представить идеальный образ подобное. При этом важно не учить прямо, а давать возможность детям оценивать самым то, что услышали, делать выводы.

Лекция, как и рассказ, — монолог воспитателя, но больше по содержанию и дается на уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекции проводят со старшеклассниками с целью раскрытия различных вопросов, связанных с формированием личности. В содержании лекции определяются, как правило, несколько вопросов, их последовательное раскрытие дает слушателям представление по определенной проблеме.

Эффективности использования методов формирования сознания способствует:

1. Позитивное взаимодействие воспитателя и воспитанников, установление контакта с ними.

2. Формирование интереса, внимания информации: использование приемов сопереживание, парадоксальной ситуации, пауз, конкретных примеров.

3. Доказательность в процессе убеждения. Умение объяснить свое мнение с помощью известных истин (тезис, аргументы, способы доведения истины).

4. Обращение к чувственно-волевой сферы учащихся. Воздействие на сознание личности предполагает опору на его чувства и волю.

5. Личность воспитателя — главный фактор использования методов просвещения, внушения, убеждения, его эрудиция, педагогическое мастерство, речевая культура, стиль жизни, манеры, жесты, мимика, педагогический такт.

Метод примера — это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами.

Примером для школьников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. В процессе взаимодействия субъектов в контактных группах создаются условия для подражания, особенно на ранних этапах развития личности. Деятельность одного способствует деятельности другого.

Особенностью групповой деятельности является сотрудничество и соперничество, что в значительной степени определяют эффективность подражания.

Таким образом, пример в воспитании может выполнять разнообразные функции: конкретизировать стремления, идеалы учеников, быть доказательством для их обоснования; убеждать в целесообразности своих взглядов, поступков; стимулировать самовоспитания. Еще древнеримский философ Сенека утверждал, что трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/16_23478_metodi-formirovaniya-soznaniya-lichnosti.html

26. Методы формирования сознания личности. Шпаргалка по педагогике

Методы формирования сознания личности:

Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников.

Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия.

У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания.

Для достижения этой цели первоначального этапа воспитания сознания личности, нужно стремиться вызвать у воспитанника глубокие чувства и переживания, связанные с этим вопросом, задействовать эмоциональную сферу человека. Безразличие тормозит развитие личности. Только тесное активное и целенаправленное сотрудничество воспитанника и педагога может привести к ожидаемому результату.

Существует ряд методов, используемых для формирования сознания личности. Каждый из них имеет свое значение в воспитательном процессе. Для достижения наилучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.

Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы.

Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения.

Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств.

Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность.

рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.

Разъяснение, внушение и увещевание – совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок.

Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия.

Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения.

увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам.

Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.

Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия.

В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Педагог должен построить руководство беседой таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сами прийти к правильному выводу. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера беседы должна способствовать раскрепощению детей, располагать к безбоязненному высказыванию собственного мнения. Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека. В этом случае особенно важно создать доверительную атмосферу общения, показать воспитаннику заинтересованность в его проблемах, искреннее желание помочь.

Диспут – активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора.

Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности.

Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность.

Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию.

Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека.

Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки.

Характер подражательной деятельности меняется с возрастом.

Если младшие школьники непосредственно следуют примерам поведения, основываясь лишь на полученном впечатлении, то подростки, пользуясь накопленным социальным опытом и уже выработанными нравственными позициями, проводят сознательный анализ и выбор тех качеств и особенностей, которые он может перенять.

Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода. Последние оказывают наибольшее воздействие, так как, зачастую являются яркими, неординарными и выдающимися личностями.

При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/SHpargalka-po-pyedagogikye.26.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий