Методы эмпирического исследования в педагогике:

Эмпирические методы педагогического исследования

Методы эмпирического исследования в педагогике:

Наблюдение объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:- открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);- закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);- смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д.,)

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса.

Педагогическое тестирование В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса.

Педагогический эксперимент– особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий(преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты.

При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

13.Педагогический эксперимент, его виды и этапы.

Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер.

Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент — это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты.

Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е.

предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последовательность. Констатирующий эксперимент(метод срезов)ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. цель — зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.По месту проведения различают естественный и лабораторныйпедагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.

Методы социометрии

Социометрия — теория измерения межличностных отношений. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Социометрия — это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами

Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым социальным группам (от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_286196_empiricheskie-metodi-pedagogicheskogo-issledovaniya.html

Эмпирическое педагогическое исследование

Методы эмпирического исследования в педагогике:

Определение 1

Эмпирическое педагогическое исследование – это комплекс практических методов, средств, процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогической проблемы.

Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.

Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования.

На протяжении всего эмпирического исследования, организатором исследования используются практические методы и средства, направленные непосредственно на достижение поставленной цели и решение педагогической проблемы.

Необходимо отметить, что наибольшую роль в организации и реализации эмпирического педагогического исследования имеют эмпирические методы. Именно посредством данных методов происходит сбор, систематизация, накопление и анализ информации (материалов), необходимых для получения конечного результата исследования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Результаты эмпирического исследования выражаются не только в качестве установления полученных фактов, но и в виде обобщенных эмпирических выводов, сопровождаемых наглядным представлением полученных данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).

Таким образом, под эмпирическим познанием понимают изучение и исследование ключевых параметров изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенности поведения.

Организация эмпирического педагогического исследования возможна только посредством практической работы, путем исследования и экспериментов.

Замечание 1

Особенностью эмпирического исследования является возможность его эмоционального отражения. То есть полученные в ходе эмпирического исследования результаты можно представить не только в виде конкретных фактов, выраженных в цифрах (таблицы, рисунки и т.д.), но и в виде эмпирических обобщений (выводы).

Таким образом, наиболее действенным педагогическим исследованием является эмпирическое. Это объясняется тем, что оно способствует получению информации, которая связана с практической деятельностью объекта исследования в его реальной действительности.

Эмпирические методы педагогического исследования

К основным методам эмпирического педагогического исследования относятся: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности детей и педагогической документации.

Общим свойством всех методов эмпирического исследования является их непосредственная направленность на изучение исследуемого объекта, сбор и последующая систематизация полученной информации (материала), обработка и получение конечного результата исследования.

Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы, является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Характеристика методов эмпирического педагогического исследования

Наблюдение. Наиболее простой в организации, и в связи с этим, один их самых распространенных и часто используемых методов эмпирического исследования.

Суть данного метода заключается в том, что исследователь осуществляется наблюдение (скрытое или внедренное) за объектом исследования в его естественной среде жизнедеятельности. При этом наблюдатель отмечает необходимые для исследования детали, особенности поведения объекта и т.д.

Наблюдение может быть нескольких типов, в зависимости от количества участников исследования – групповое, стихийное, индивидуальное.

Достоинства данного метода:

  • доступность и простота организации;
  • возможность ознакомиться с объектом исследования, в процессе его естественной деятельности.

Недостатки метода наблюдения:

  • на достоверность результатов метода наблюдения оказывают влияние личностные особенность исследователя, его взгляды, убеждения, стереотипы и т.д.;
  • достоверность результатов находится в прямой зависимости от длительности проводимого наблюдения;
  • невозможность охватит в процессе наблюдения все моменты исследуемого процесса, особенно если в нем принимают участие одновременно несколько объектов исследования.

Анкетирование. Метод сбора информации посредством специального разработанных опросников или анкет, на которые необходимо дать письменные ответы.

Различают следующие виды анкет:

  • открытые: необходимо дать самостоятельно ответ на заданный в анкете вопрос;
  • закрытые: необходимо из нескольких ответов выбрать наиболее подходящий (возможен выбор одновременно 2-3 ответов);
  • смешанные (комбинированные): предполагают наличие вопросов с различными вариантами ответов (открытые и закрытые).

Достоинство анкетирования заключается в том, что оно способствует выявлению общего мнения по различным вопросам одновременно у значительного количества людей.

Недостатком является то, что не все испытуемые готовы отвечать правдиво, особенно если на анкетном листе указывается ФИО. Также возможно, что в случае затруднения ответ будет списан у соседа.

Беседа. Метод эмпирического исследования, который заключается в получении необходимой информации посредством индивидуального диалога с испытуемым по заранее составленному плану и вопросам. Беседа имеет конкретную цель, которая и определяет направление разговора.

Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).

Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/empiricheskoe_pedagogicheskoe_issledovanie/

Uchebnik-free
Добавить комментарий