Методология учебной деятельности.

Методы организации учебной деятельности на уроке

Методология учебной деятельности.

Методы организации учебной деятельности на уроке (индивидуальное обучение)

Методы — это источники, из которых черпают знания учащиеся.

Основные методы:

1. объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов, применение компьютерных технологий и т.д.;

2. репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование;

3. проблемное изложение изучаемого материала;

4. частично-поисковый, или эвристический метод;

5. исследовательский, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

  1. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

    П – постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

  2. методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи учащимся; беседа по закреплению нового материала.

  3. методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;

  4. методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

  5. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос: выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

  1. «Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это».

  1. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся».

    Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.

  1. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

1. прежде всего, существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке;

2. самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя;

3. в процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать вопросы ( как они понимают изучаемый материал);

4. серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;

5. нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования, учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;

6. изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера;

7. при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;

8. работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.

  1. В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

  2. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:

— текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

— тематическая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти

— семестровая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за семестр;

-годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

— выпускные и переводные экзамены.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

Методы мотивации

— эмоциональный

— волевой

— познавательный

Методы обучения

— словесные

— наглядные

— репродуктивные

— эвристическая беседа

— самостоятельная работа

Источник: https://infourok.ru/metody_organizacii_uchebnoy_deyatelnosti_na_uroke-126653.htm

Методология учебной деятельности (А.М. Новиков)

Методология учебной деятельности.

Методология учебной деятельности (А.М. Новиков)

   В книге, написанной академиком Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором А.М.

Новиковым с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются особенности, принципы и этапы учебной деятельности, формы ее организации, методы и средства.

Предназначена для работников народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Смена парадигм учения 23

2. Характеристики учебной деятельности 35

2.1. Особенности учебной деятельности 35

2.2. Принципы учебной деятельности 45

3. Логическая структура учебной деятельности 713.1. Формы учебной деятельности 713.2. Методы учебной деятельности 96

3.3. Средства учебной деятельности 120

4. Организация процесса учебной деятельности 1234.1. Учебные проекты 1234.2. Учебная задача 128

4.3. Контроль, оценка, рефлексия 149

5. Обучение основам методологии 163

Заключение 168

Литература 169

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Методология учебной деятельности (А.М. Новиков)

 

Учебники по рекламе / branding / PR

Скачать: Учебники по рекламе,PR.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 3

Учебники по рекламе / branding / PR

Скачать: Учебники по рекламе,PR.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 4

Учебники по банковскому делу

Скачать: Учебники по банковскому делу.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 5

Учебники по аудиту

Скачать: Учебники по аудиту.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 6

Учебники по бизнес-планированию

Скачать: Учебники по бизнес-планированию.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 7

Учебники по бюджетной системе

Скачать: Учебники по бюджетной системе.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 8

Учебники по педагогике

Скачать: Учебники по педагогике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 9

Учебники по региональной экономике

Скачать: Учебники по региональной экономике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 10

Учебники по истории экономики

Скачать: Учебники по истории экономики.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 11

Учебники по макроэкономике

Скачать: Учебники по макроэкономике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 12

Учебники по делопроизводству

Скачать: Учебники по делопроизводству.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 13

Учебники по менеджменту

Скачать: Учебники по менеджменту.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 14

Учебники по микроэкономике

Скачать: Учебники по микроэкономике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 15

Учебники по мировой экономике

Скачать: Учебники по мировой экономике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 16

Учебники по логистике

Скачать: Учебники по логистике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 17

Учебники по бухгалтерскому учёту

Скачать: Учебники по бухгалтерскому учёту.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 18

Учебники по инвестированию

Скачать: Учебники по инвестированию.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 19

Учебники по коммерческой деятельности

Скачать: Учебники по коммерческой деятельности.
Учебные пособия, лекции, доклады.

0

Учебники по культурологии

Скачать: Учебники по культурологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

1

Учебники по правоведению

Скачать: Учебники по правоведению.
Учебные пособия, лекции, доклады.

2

Учебники по психологии

Скачать: Учебники по психологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

3

Учебники по философии

Скачать: Учебники по философии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

4

Учебники по страхованию

Скачать: Учебники по страхованию.
Учебные пособия, лекции, доклады.

5

Учебники по маркетингу

Скачать: Учебники по маркетингу.
Учебные пособия, лекции, доклады.

6

Учебники по истории

Скачать: Учебники по истории.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Источник: https://studentam.net/content/view/18/5/

Uchebnik-free
Добавить комментарий