Методологической основой методики развития речи

Методологические, лингводидактические основы методики развития речи детей

Методологической основой методики развития речи

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Методологическая основа (Лурия, Выготский, Рубенштейн) – положение материалистической философии положение о языке, как продукте общественно-исторического развития, положение о языке, как ср-ве взаимодействия людей, положение связи языка с мышлением. 2.

Естественно-научная основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных системах н/д чела, формирование речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образованные в коре головного мозга, в результате воздействия на чела предметов и явлений действительности и слов, кот эти предметы и явления означают. 3. Психологическая основа – составляет теория речи и речевой деятельности.

Психологическая природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским речь занимает центральное место в процессе психического развития . Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер, слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. явл носителем обобщения.

Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выраженных в увеличении словаря, а есть процесс качественных изменений, скачков.

Языковая способность – совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие достижения степени совершенства.

Речевое умение – особая способность человека, кот становится возможной в результате развития речевых навыков.

Психологическая основа ТМРР базируется на концепции развивающего обучения (Выготский, Эльконин, гольперин, Леонтьев).

10. Цель, общая характеристика задач по развитию речи детей в детском саду, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснования

Основная цель работы по рр – формир-е устной речи и навыков речевого общения с окр на основе овладения литературным языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.

Задачи:

1. развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом высказывания, с сит-ей, в которой происходит общение. Словарная работа в д/с проводится на основе ознакомления с окр жизнью.

2. воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и признош, развитием речевого слуха, обучение правил произнош-ю, воспиторфоэпич прав-ти речи, овладение ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.

3. формир-е грамматич строя речи предполагает формир-е морфологич стороны речи, синтаксич стороны и способов словообразования.

4. развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та.

Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор и его поддерживать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, вести себя с учетом ситуации общения.

Развитие монологич речи предполагает формир-е умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самост высказывания разных типов речи.

5. формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова – все это способствует формир-ю нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

6. ознакомление с худ лит-рой.

Ведущей задачей явл-ся развитие связной речи. В связной речи реализуется осн функция речи – общение. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития.

Лингвистическую основу методики развития речи составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики.

Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений.

Языкознание рассматривает язык как систему вединстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речипомогает определить подход к решению многих методических вопросов.

Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т.е.

решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 3640. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/10-7416.html

Введение в курс «Теория и методика развития речи»

Методологической основой методики развития речи



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В.Н. Смаль

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и психологии детства учреждения образования

«Гродненского государственного университета имени Янки Купала»

С.А. Сергейко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

социально-медицинских дисциплин учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Н.А. Леонюк

Мельник, Е.И.

Теория и методика развития речи: конспекты лекций в двух частях, часть 1 / Е.И. Мельник; под ред. В.Н. Смаля. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 135 с.

В курсе лекций изложены теоретические основы речевой деятельности дошкольников, раскрыты возрастные особенности становления и развития речевых умений и навыков детей от рождения до семи лет, формы, методы и приёмы организации работы по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста.

Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Теоретические основы методики развития речи… 5

1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи».. 5

1.2 Место методики развития речи в системе психолго-педагогических наук 7

1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников. 11

1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе. 15

1.5 Становление методики развития речи как науки. 20

1.6 Вклад К.Д.Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку.. 22

1.7 Роль Е.И.Тихеевой в создании методики развития речи детей

в условиях детского сада. 24

1.8 Основные направления современных исследований детской речи.. 28

1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников 33

1.10 Методы научного исследования развития речи.. 37

1.11 Общение как фактор овладения родным языком.. 40

2 Развитие связной речи дошкольников.. 44

2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи.. 44

2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию 49

2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей 53

2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе. 57

2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам.. 63

2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений 68

2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию… 74

2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок. 78

2.9 Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников. 83

2.10 Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи 87

2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников. 91

3 Развитие словаря дошкольников.. 95

3.1 Теоретические основы развития словаря детей.. 95

3.2 Развитие словаря детей раннего возраста на основе ознакомления с предметами и явлениями.. 100

3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов. 103

3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей.. 106

3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей.. 111

3.6 Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок. 115

3.7 Методика словарной работы в процессе ознакомления детей

с окружающим миром.. 119

3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе

развития словаря детей.. 123

3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников. 128

Список литературы… 134

Теоретические основы методики развития речи

Введение в курс «Теория и методика развития речи»

1. Предмет и задачи теории и методики развития речи.

2. Понятия «язык» и «речь».

3. Методологические основы развития речи дошкольников.

1. Методика развития речи является отраслью дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам. Предмет ее изучения – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического взаимодействия.

Уровень развития речи является основным показателем развития личности ребенка дошкольного возраста. Осмысление детьми окружающего мира осуществляется через словесную форму.

Развитие интеллекта не только ребенка, но и взрослого тесно связано с усвоением системы языка.

Значение развития речи в социализации ребенка подчеркивает известный психолог Л.С. Выготский: «Речь носит на себе наиболее явные признаки социального происхождения. С момента владения языком все внутреннее развитие ребенка от животной (биологической) фазы переходит в собственно человеческую (социальную).

Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие высших психических функций» [2, с. 167]. Важнейшая черта интеллекта дошкольника – это его интерес к языку, к своей речи.

Уже 3–4- летние дети интересуются звучанием слова, особенностями его произношения и употребления в речи.

Таким образом, изучая закономерности и особенности формирования правильной устной речи и навыков речевого общения у дошкольников в рамках методики развития речи, педагог сможет обеспечить высокий уровень развития каждого воспитанника.

Профессиональная подготовка включает усвоение теории формирования детской речи и овладение практическими знаниями по развитию речевых умений и навыков дошкольников.

Взаимосвязь методологической теории и практики необходима для теоретического обоснования содержания, методов и приемов целенаправленного речевого развития детей.

Следовательно, можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики развития речи как науки.

Фундаментальные задачи:

1. Исследование возрастных особенностей овладения разнообразными речевыми навыками.

2 Изучение закономерностей обучения детей родной речи и речевому общению.

3. Определение принципов, методов и форм обучения родной речи.

Прикладные задачи:

1. Определение содержания обучения (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения; разработка программ обучения родной речи).

2. Разработка методов и приемов обучения, системы методических рекомендаций.

3. Выбор и проверка на практике наиболее эффективных методов развития речи дошкольников.

Таким образом, изучая закономерности и особенности формирования правильной устной речи и навыков речевого общения у дошкольников в рамках методики развития речи, будущий специалист по дошкольному образованию сможет обеспечить высокий уровень развития каждого воспитанника.

2. Определяя язык как продукт общественно – исторического развития, как важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей, мы подчеркиваем его связь с мышлением. Язык является орудием мышления и познания. В.

Гумбольдт определял язык как орган, образующий мысль. Язык – средство выражения мысли. Речь мы рассматриваем как способ формирования мысли посредством языка. Необходимо разделять эти два основных понятия – «язык» и «речь».

Язык – система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятие (содержание) и звучание, а также система правил их употребления и сочетания.

Речь– форма реализации языка, протекающая во времени (звуковая, устная речь) и в пространстве (письменная речь).

Язык абстрактен и объективен по отношению к говорящему, а речь материальна (звуки или буквы) и субъективна (индивидуальные характеристики речи).

Мышление и язык возникают в процессе трудовой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности. Мышление – высшая форма отражения объективной реальности.

Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

3. Методологической основой методики развития речи являются основные положения о связи языка и мышления, философские законы развития и теория осознания детьми явлений языка и речи.

Развитие речи как любой процесс развития опирается на основные философские законы:

— единство и борьба противоположностей (движущая сила развития речи – противоречие между желанием ребенка сказать, выразить просьбу, намерение и ограниченными возможностями языковых средств);

— переход количества в качество (накопление словаря ребенка, переход к фразовой речи);

— отрицание отрицания (одно слово обозначает сначала только один предмет, затем однородные предметы, затем группу предметов).

Овладение языком ребенком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением речи взрослых на основе интуитивного освоения языковых норм, а развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Теория осознания детьми явлений языка и речи Ф.А.

Сохина подчеркивает связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковых способностей в целом. Языковая способность включает в себя развитие чувства языка и проявляется тогда, когда ребенку необходимо комбинировать языковые единицы и переносить их в новые сочетания.

Изменение ситуации общения заставляет ребенка создавать новые фразы, которые, в свою очередь, рождают новые мысли и новое их отображение посредством языка.

Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Просвещение. – Т. 3 – 1983. – 367 с.

3. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, Воронеж: НПО «Модекс», 2002. – 224 с.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

Источник: https://megapredmet.ru/1-7362.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий