Логические правила составления нормативно-правового акта.

Тема 8. Логические правила составления нормативных актов

Логические правила составления нормативно-правового акта.

1. Логика нормативно-правового акта и ее особенности.

2. Система логических требований (правил) в правотворчестве: общие и специфические логические правила

3.

Специфические логические правила (обоснование мотивов принятия нормативного акта или правило мотивации, соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства, однородность правовых обобщений или правило отраслевой типизации, классификация нормативных предписаний, регламентирование нормативным актом всех элементов логической нормы права, обеспеченность нормативных предписаний санкциями, недопущение дублирования нормативных предписаний)

Тема 9. Языковые (лингвистические) правила составления нормативных документов

1. Особенности и принципы юридического языка (корректности, стабильности, информативности).

2. Система языковых (лингвистических) средств.

3.

Лексические правила

4. Синтаксические правила

5. Стилистические правила

6. Правовые аббревиатуры

7. Символические приемы

a.

Тема 10. Правила создания корпоративных нормативно-правовых актов

1. Понятие и признаки корпоративного нормативного акта

2. Принципы создания корпоративных актов (общие и специфические)

3.

Особенности корпоративных актов (доминирование регулятивных и процедурных норм, наличие множества поощрительных норм, конкретизированность, дозволительный их характер и др.)

4. Ошибки при принятии корпоративных актов (смешанный характер содержания актов, ретранслирование законодательных норм, излишняя детализированность, заурегулированность, отсутствие декларативных положений, дефиниций, пренебрежение инфраструктурными правилами, противоречивость, отсутствие собственных санкций и др.)

Тема 11. Правотворческая процедура

1. Требования к правотворческой процедуре

2. Планирование правотворческой деятельности. Значение планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные, краткосрочные)

3.

Концепция нормативного акта: понятие и признаки, ее элементы (структура). Значение концепции

4. Виды правотворческих процедур (процедура принятия законов, правительственных постановлений, ведомственных актов, корпоративных актов)

5. Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс. Стадии законодательного процесса

Тема 12. Правила создания правореализационных юридических документов

1. Правореализационные документы: понятие и виды.

2. Правила создания правореализационных документов (требования к ним).

2. Договор как универсальная правовая конструкция. и типовая структура договора.

3.

Техника ведения договорной работы. Понятие договорной работы и нормативная ее регламентация. Стадии договорной работы (подготовка к заключению договоров, оценка оснований заключения договоров, оформление договорных отношений, доведение содержания договоров до исполнителей, контроль за исполнением договоров, оценка результатов исполнения договоров)

Тема 13. Правила создания правоприменительных

Юридических документов

1. Характеристика правоприменения: понятие, причины, формы и виды

2. Правоприменительные акты исполнительных органов власти, их особенности и виды.

3.

Правоприменительные акты правоохранительных органов

2. Судебная деятельность как разновидность правоприменения: эволюция правосудия, его задачи. Факторы, влияющие на правосудия. Судебный процесс и его этапы

3.

Виды судебных актов. Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика. Значение основных судебных актов

4. Требования основных судебных актов (законность, обоснованность, мотивированность, справедливость, полнота)

5. Правила обеспечения логики основных судебных актов. Значение логики в судебной деятельности. Логические приемы, используемые при установлении фактической основы дела, логические приемы при установлении юридической основы дела

6. Общая характеристика структуры судебных актов. Структура судебного решения. Структура судебного приговора

7. Языковые правила составления судебных актов: лексические, синтаксические, стилистические правила. Специфика языка судебных актов

Лекции

3.3.1. Лекции для студентов очной формы обучения

Лекция 1. Юридическое делопроизводство как учебная дисциплина (2 часа)

План

Юридическое делопроизводство как учебная дисциплина

1. Юридическое делопроизводство как прикладная наука, ее цели и задачи

2. Понятие и определение делопроизводства.

3.

(стадии) делопроизводства: 1) документирование сведений (составление документов), 2) технология работы с документами (документооборот: регистрация входящих и исходящих документов, контроль за исполнением документов), 3) хранение документов (принципы формирования дел, группировка документов в дела, сроки хранения, архивное хранение, уничтожение документов).

4. Истоки делопроизводства. Первоначальные носители информации (камни, глиняные дощечки, береста, папирус, пергамент и др.). Первые специалисты по делопроизводству (писари, «меньшие» воеводы, дьяки, подъяки, судьи, помощники судей (товарищи) и др.).

5. Этапы делопроизводства в России

6. Нормативно-правовая основа делопроизводства: Конституция РФ, законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, корпоративные акты. Общая характеристика специальных нормативных актов по делопроизводству (ГОСТов)

7. Значение юридического делопроизводства для юриста

8. Структура курса «Юридическое делопроизводство»

Задания для подготовки к лекции:

Юридическое делопроизводство – это разновидность делопроизводства, которое имеет три стадии: составление, движение и хранение документов.

Нормативно-правовая основа делопроизводства очень обширна и складывалась десятилетиями. Особое значение в системе нормативных актов принадлежит ГОСТам по делопроизводству. Понятно, что студентам надо дать лишь общую и краткую характеристику. Лучше здесь внимание обрадить на клссификацию нормативных актов, регулирующих делопроизводство, в основе которой лежит его стадийность.

Приступая к изучению курса «Юридическое делопроизводство» в первую очередь следует уяснить, что юридическое делопроизводство как накопление навыков по составлению юридических документов имеет очень длительную историю, в то время как наука юридическая делопроизводство выкристаллизовалась лишь в конце XIX. Она называлась юридической техникой. Данная юридическая наука имеет прикладной характер.

Лекция 2. Общая характеристика документа. Юридические документы (2 часа)

План

1. Информация как основа коммуникативности и целенаправленного воздействия на людей и ее виды: понятие и определение.

2. Документ как носитель информации: значение термина, понятие и определение.

3.

Способы документирования / Формы документов: бумажные, электронные, графические, картографические, видеографические, фотографические, кинематографические, изобразительные, звуковые и др..

4. Функции документа.

5. Классификация документов: по содержанию (юридические, организационные, распорядительные, кадровые информационно-справочные учётно-расчетные (бухгалтерские) и др.); по времени создания, по типу закрепления информации, по виду материального носителя;по месту издания; по направлению отправки; по уровню секретности и т. д.

6. Формуляр (модель, образец построения) официального документа и его реквизиты (адресат, автор, место составления, вид документа, наименование, текст, подпись, дата, регистрационный номер, оттиск печати и другие).

7. Понятие и сферы юридической деятельности.

8. Понятие и признаки юридических документов

9. Технические правила оформления официальных документов: размеры бумаги, полей, нумерация страниц, способы написания дат, допустимые сокращения слов и словосочетаний, оформление названий документов органов власти, правила написания чисел, некоторых знаков препинания и символов.

10. Виды юридических документов. Классификация нормативных актов

11. Значение юридических документов.

12. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота

Задания для подготовки к лекции:

Прежде чем определять понятие юридического документа, студентам следует уяснить некоторые положения, касающиеся документа, как такового: значение термина, понятие, свойства документа, функции документа, формы документов или способы фиксации информации.

Существует очень разветвленная классификация документов (более десятка критериев). Однако лучше выбрать критерии классификации, более значимые для юристов.

Для юристов знание реквизитов документов трудно переоценить. Здесь не надо жалеть сил и времени для их детальной характеристики.

Приступая к изучению юридических документов, студенты должны уяснить, что такое юридическая деятельность, главным отличием которой является непременно составление правовых документов.

Затем следует выяснить особенности юридических документов, дать их определение и классификацию.

На основе этого возможно рассмотрение вопроса о том, почему законодатель вводит юридическую ответственность за нарушение правил документооборота и порой весьма серьезную.

Правила составления юридических документов далеко неоднородны и делятся на виды.

Собственно все они в совокупности и составляют содержание (суть) юридического делопроизводства, которое есть слагаемое шести видов правил (требований) составления юридических документов (правила достижения социальной адекватности или содержательные правила, структурные, языковые, логические, реквизитные, процедурные правила).

Правил составления юридических документов довольно много (около сотни).

Их следует разделить на две группы: общие (выполнение которых является обязательным при составлении всех видов юридических документов) и специфические, присущие лишь какому – то одному виду юридических документов (нормативным, правореализационным или правоприменительным). В последующих лекциях последовательно и будут раскрываться все шесть видов правил составления юридических документов, причем как общие, так и специфические.



Источник: https://infopedia.su/14xd938.html

Специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества

Логические правила составления нормативно-правового акта.

1. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации). Данное правило обеспечивает добровольность исполнения нормативного акта.

Для общества оптимальным вариантом является ситуация, когда человек как разумное существо строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая необходимость такого поведения. В данном случае не надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких граждан и применять аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.

Одним из эффективных способов обеспечения добровольности исполнения НПА

является указание в самом нормативном акте на главную идею, причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законодатель при этом преследует.

Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле.Но это не обязательное правило. Мотивировка создания нормативного акта может быть заложена в отдельной статье.

2. Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства.

Основополагающим среди общих принципов системы законодательства является принцип законности предполагает, соответствие нормативного акта Конституции РФ и нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Принцип демократизма в законотворчестве предполагает учёт потребностей и интересов населения. Принцип научности предполагает сотрудничество с учёными в процессе создания НПА, привлечение ученых для проведения экспертизы подготовленных проектов НПА.

Принцип реальности предполагает соответствие НПА объективной действительности.

3. Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации).

На сегодняшний день специализация норм права достигла высокого уровня. Давно ушло время, когда, как в Русской Правде, в одном нормативном акте можно было найти уголовно-правовые, гражданско-правовые и семейно-правовые нормы. Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к различным отраслям права, вне всякого сомнения, являются анахронизмом.

В нормативный акт должны помещаться нормативные обобщения, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нормы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип.

Применительно к «старым отраслям права», где существуют кодифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс РФ вторгается в область гражданско-процессуального права (см. ст. 67—71).

К сожалению, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо относительно новой области общественной жизни, еще не подвергавшейся детальной правовой регламентации. Причем делается это из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и облегчить адресатам пользование нормативным актам.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в гл. 5, посвященной экономике системы высшего и послевузовского профессионального образования, содержит нормы гражданско-правовые (об имуществе вузов), финансовые (о финансировании вузов), трудовые (об оплате труда работников вузов и их стаже).

Инородность этих норм очевидна: они практически повторяют нормы других нормативных актов, к которым все равно придется обращаться, поскольку в них эти вопросы регулируются более детально

и специализированно.

4. Классификация нормативных предписаний.Ее суть состоит в распределении правового материала по классам (группам, видам) в соответствии с избранным критерием. Эта работа заключается в упорядочении юридических норм на основе аналогий и различий. Классификация позволяет установить логический порядок, формальную иерархию понятий, феноменов и ситуаций права.

Существуют также различные классификации юридических актов, обязательств, правонарушений и мер ответственности, видов ущерба и способов его возмещения.

Есть классификации преступлений и наказаний в Уголовном кодексе РФ. Все эти классификации представляют большой интерес как в плане ясности норм права, так и в плане их юридического анализа и применения. Классификации являются определяющим элементом развития и совершенствования системы права в целом.

Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявлялись регулятивные и охранительные свойства права. В них должна просматриваться связь между регулятивными и охранительными правовыми предписаниями. В конечном счете правильно сделанные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать

логическую норму права.

5. Регламентирование всех элементов логической нормы права.В нормативном акте логическая норма права должна быть представлена в полном составе. Отсутствие хотя бы одного ее элемента свидетельствует о ее неполноценном правовом регулировании и непрофессионализме разработчиков законодательного акта.

Логическая норма права — это мысленное построение нормативного материала по схеме: Если — то — в противном случае. Эта обобщенная схема впоследствии может быть разбита на дробные элементы. Количество элементов в нормативном акте разнится в зависимости от характера регулируемых им общественных отношений. Приведем примерный, но далеко не полный перечень

элементов, которые могут составлять правило поведения:

— субъекты правоотношения;

— объекты правоотношения;

— субъективные права;

— юридические обязанности;

— льготы;

— условия, при которых правило поведения действует;

— меры поощрения;

— санкции;

— механизмы поддержки санкций (их исполнения).

Рассмотрим пример налогового правоотношения. Известно, что только представительный орган власти может устанавливать налоги. Однако что значит установить налог? Вероятно, недостаточно в Налоговом кодексе РФ просто провозгласить, что в Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца.

Чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным. Это, например, сведения о лице, обязанном уплачивать налоги, об обстоятельствах, при наличии которых возникает эта обязанность, о размере налогового обязательства, порядке его исполнения. Данная информация называется элементами закона о налоге.

Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, основу закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Обычно в законе о налоге содержатся следующие элементы: 1) субъект налога (налогоплательщик) — лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет (юридический налогоплательщик). Юридического налогоплательщика следует отличать от фактического налогоплательщика, т. е. лица,

которое хотя непосредственно налог и не уплачивает, но в конечном счете принимает на себя его бремя (например, покупатель товара в отношении косвенных налогов). Когда мы говорим о субъекте налога, то имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Иногда исполнение обязанности уплатить налог возлагается не на самого налогоплательщика, а на налогового агента, уплачивающего налог из средств налогоплательщика. Так, подоходный налог чаще всего уплачивается предприятием, производящим выплату гражданину. Соответственно, налогоплательщик получает выплаты за исключением суммы налога.

Налоговый агент не является налогоплательщиком; 2) объект налогообложения — материальные предметы либо их характеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами, с наличием (совершением) которых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Соответственно, объектом налогообложения признаются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и др.

; 3) ставка налога — размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 5 руб. за одну лошадиную силу автомобиля).

Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% суммы от реализации горючесмазочных материалов); 4) способы уплаты налога.

В Российской Федерации существуют следующие основные способы уплаты налога: а) уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; б) уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) предшествует выплате денежной суммы.

Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом; в) кадастровый способ уплаты налога. При уплате налогов на основе кадастра их размер исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта.

Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении недвижимости; 5) сроки уплаты налога. Сложно говорить об установленном налоге, если в законе отсутствует определенность в вопросе о сроке его уплаты. Вот почему срок — это необходимый элемент любого закона о налогах; 6) ответственность за нарушение налогового законодательства.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что уплата налогов — нежелательная для каждого обязанность, в результате многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. Именно поэтому закон о налоге не может существовать без системы мер ответственности, гарантирующей уплату налога.

В целом к лицу, совершившему налоговое правонарушение, возможно применение мер уголовной, административной и финансовой ответственности. Нормы, предусматривающие финансовую ответственность за нарушение налогового законодательства, сконцентрированы в Налоговом кодексе РФ. Он предусматривает меры ответственности за конкретные правонарушения; 7) льготы по налогу. Как правило, в любом законе о налоге устанавливаются те или иные льготы по налогу в форме освобождения от налога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, установления налогооблагаемого минимума и др.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-27652.html

Юридическая техника

Логические правила составления нормативно-правового акта.

⇐ Логика нормативного правового акта

Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Некоторые логические правила имеют общий характер. Они важны при принятии всех юридических решений (нормативных и индивидуальных) и при составлении всех правовых документов.

Перечислю общие логические правила.

Единообразное понимание терминов.

  1. Согласованность различных частей правового документа.
  2. Согласованность различных правовых документов.
  3. Отсутствие противоречий между частями правового документа.
  4. Отсутствие противоречий между различными правовыми документами.
  5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов.
  6. Убедительность правовых документов.

Теперь назову специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества.

  1. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации).
  2. Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства.
  3. Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации).
  4. Классификация нормативных предписаний.
  5. Регламентирование всех элементов логической нормы права.
  6. Обеспеченность нормативных предписаний санкциями.
  7. Отсутствие дублирования нормативных предписаний.

Уже одно перечисление логических правил, которые требуется выполнить в процессе правотворчества, показывает, что правотворческие субъекты вынуждены выполнять очень сложную интеллектуальную работу, к какой относится правотворчество. И это внушает к ним уважение даже при том, что они на этом пути порой допускают ошибки.

Рассмотрим эти логические правила правотворчества по порядку.

Обоснование мотивов принятия нормативного акта

(правило мотивации)

Для общества оптимальным вариантом является ситуация, когда человек как разумное существо строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая необходимость такого поведения. В данном случае не надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких граждан и применять аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.

Однако для обеспечения добровольности исполнения закона следует предпринимать определенные меры.

Одним из эффективных способов является указание в самом нормативном акте на причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законодатель при этом преследует. Не лишним будет назвать и главную идею закона.

Все это составляет информацию для адресатов нормативного акта, ориентирующую и мотивирующую поведение, заложенное в нормативном акте.

Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле. Но это не обязательное правило. Вот пример иного рода, когда законодатель счел необходимым более пространно изложить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и посвятил этому отдельную статью.

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Это положение уже ориентирует граждан на то, что речь идет об их свободе (любое право — это мера дозволенного, возможного поведения).

Но дальше законодатель подталкивает граждан к тому, чтобы они непременно им воспользовались, разъясняя, что дает образование личности и на каких принципах оно основывается.

В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Согласимся, что мотивировка получения образования весьма внушительна.

Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства

Основополагающим среди общих принципов системы законодательства является принцип законности.

Это означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции РФ и нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Чтобы воплотить принцип демократизма в законотворчестве, депутаты парламентов (как федерального, так и региональных) должны поддерживать тесную связь со своими избирателями, знать их нужды и чаяния.

Принцип научности в правотворчестве обеспечивается привлечением ученых для проведения экспертизы подготовленных проектов законов. Однако необходимо признать, что сотрудничество с научными силами лучше начинать на более ранних этапах прохождения законопроектов. Принцип реальности заставляет законодателей «держать руку на пульсе» и не отрываться от действительности.

Одним словом, принципы, пронизывающие всю систему законодательства, — это «маяки» для каждого нормативного акта в отдельности и по ним надо выверять все законодательные акты.

Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации)

На сегодняшний день специализация норм права достигла высокого уровня. Давно ушло время, когда, как в Русской Правде, в одном нормативном акте можно было найти уголовно-правовые, гражданско-правовые и семейно-правовые нормы.

Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к различным отраслям права, вне всякого сомнения, являются анахронизмом.

В нормативный акт должны помещаться нормативные обобщения, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нормы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип.

Применительно к «старым» отраслям права, где существуют кодифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс РФ вторгается в область гражданско-процессуального права (см. ст. 67—71).

К сожалению, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо относительно новой области общественной жизни, еще не подвергавшейся детальной правовой регламентации.

Причем делается это из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и облегчить адресатам пользование нормативным актам.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в гл.

5, посвященной экономике системы высшего и послевузовского профессионального образования, содержит нормы гражданско-правовые (об имуществе вузов), финансовые (о финансировании вузов), трудовые (об оплате труда работников вузов и их стаже).

Инородность этих норм очевидна: они практически повторяют нормы других нормативных актов, к которым все равно придется обращаться, поскольку в них эти вопросы регулируются более детально и специализированно.

Классификация нормативных предписаний

Ее суть состоит в распределении правового материала по классам (группам, видам) в соответствии с избранным критерием. Эта работа заключается в упорядочении юридических норм на основе аналогий и различий.

Классификация позволяет установить логический порядок, четкое и даже геометрическое разграничение правовых явлений, при необходимости — формальную иерархию понятий, феноменов и ситуаций права. Классификация сведет воедино отличающиеся на первый взгляд одно от другого явления, которые будут поставлены в определенном порядке с целью облегчить их рассмотрение, анализ и толкование.

Классификация должна осуществляться по следующим правилам:

  1. при делении правовых норм надо использовать одно и то же основание;
  2. объем частей множества должен равняться объему всего классифицируемого множества (правило соразмерности деления);
  3. члены множества должны взаимно исключать друг друга;
  4. подразделение на множество должно быть непрерывным, т.е. нельзя перескакивать через ближайшее подмножество.

Право применяет большое число классификаций. Например, существуют различные классификации лиц (физические и юридические лица; правоспособные и неправоспособные), классификации субъективных прав (вещные, личные и интеллектуальные права; имущественные и неимущественные права), классификации вещей и имущества и т.д.

Существуют также различные классификации юридических актов, обязательств, правонарушений и мер ответственности, видов ущерба и способов его возмещения. Есть классификации преступлений и наказаний в Уголовном кодексе РФ.

Все эти классификации представляют большой интерес как в плане ясности норм права, так и в плане их юридического анализа и применения.

Классификации являются определяющим элементом развития и совершенствования системы права в целом.

Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявлялись регулятивные и охранительные свойства права. В них должна просматриваться связь между регулятивными и охранительными правовыми предписаниями. В конечном счете правильно сделанные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать логическую норму права.

Источник: https://isfic.info/urteh/temrop47.htm

§ 2. Логические требования к тексту нормативного правового акта

Логические правила составления нормативно-правового акта.

Структурированиепроектов нормативных правовых актов,формулирование терминов и понятий,предложений, дефиниций, невозможно внетребований и приемов формальной логики.

Знание логики и умение применять этизнания образуют краеугольный каменьправового мышления и являются показателемего квалифицированности. Присутствиелогики в правотворчестве «негласно»,но естественно.

Действия и операциинормоустановителя с единицами русскогоязыка подчинены законам и правиламформальной логики и образуют внешненевидимую, но крайне важную логическуюоснову нормативного правового акта.

Непротиворечивостьмышления считается самой существеннойчертой логического мышления. Законнепротиворечия,запрещающий рассогласованность втексте, формулируется так: немогут быть истинными два суждения (двемысли), одно из которых отрицает другое(«а» и «не‑а»).

Противоречивость текста квалифицируетсякак серьезная ошибка, несовместимая стакими его важнейшими началами, какпоследовательность и взаимосвязанность.Нормативный правовой акт (как основнаяформа выражения права) не являетсяисключением.

Более того, противоречивость(антиномия) норм всегда была и остаетсяодной из наиболее серьезных и «агрессивных»деформаций системы права, ибо покушаетсяна ведущее, основное свойство права –быть системным, гармоничным социальнымрегулятором общественных отношений.

При появлении юридических фактовпротиворечивость норм приводит к ихколлизии, представляющей собойодновременное действие в системе праванескольких правил, регламентирующиходно и то же фактическое отношение.

Посвоей сути коллизия норм – это возникающеена основе регламентирования однойфактической ситуации отношение междунормами, выступающее в форме противоречия(например, конфликт между запрещающими управомочивающим правилом) или различия(разные санкции за одно и то жеправонарушение)123.Такая ситуация не только усложняетправореализацию, но и неизбежно снижаетэффект юридического регулирования вцелом.

Словом,непоследовательность положенийнормативного правового текста, особеннонормативных правовых актов, призванныхрегулировать наиболее принципиальныестороны общественной жизни, ведет кхаосу юридических поступков, перерастающихв свою противоположность – произвол.

Противоречияв тексте подразделяются на контактныеи дистантные.Для нормативных правовых актов в большеймере характерны так называемые дистантныепротиворечия норм – это, условно говоря,соседствующие противоречия, т. е.находящиеся в пределах одного текста(контекста).

К дистантным относяттекстуальные противоречия, члены которыхразделены более или менее обширнымиучастками текста124.Понятно, что это деление во многомусловно.

Однако нормоустановительдолжен иметь в виду, что особенностьправа как текста в том, что здесьпротиворечие может возникнуть не тольков одной статье, нормативном правовомакте, но и в совершенно разных по«нормативной» теме правовых документах,неодинаковых и по юридической силе.

Несогласованностьнорм, подчеркнем еще раз, была и остаетсянаиболее серьезным дефектом системыправа, ибо покушается на основноекачество – быть единообразным исбалансированным социальным регламентаторомобщественных отношений.

Конфликтующиенормы не только усложняют процессправоприменения и низводят юридическийэффект в целом. «Юридические коллизии,безусловно, – отмечает Н. И.

Матузов, –мешают нормальной, слаженной работеправовой системы, нередко ущемляютправа граждан, сказываются на эффективностиправового регулирования, состояниизаконности и правопорядка, правосознаниии правовой культуры общества»125.

Противоречивымиюридические нормы можно назвать тогда,когда они предлагают разные решения поодному вопросу Степень конфликтностинорм («внутреннее напряжение») не всегдаодинакова.

В этой связи следует выделитьантиномию норм, вызванную взаимоисключающимипо содержанию предписаниями (запрещающиеи управомочивающие правила), и антиномию,возникающую в случае менее существенныхразличий (например, разные санкции заодно и то же деяние).

Одновременноприменение закона тождества позволяетувидеть в ходе работы над нормативнымправовым текстом явныеи скрытыепротиворечия. Первые хорошо видны всамом тексте, их обнаружение, как правило,не составляет труда. Вторые могут бытьвыделены только при помощи определенныханалитических операций.

Скрытыепротиворечия обнаружить сложнее, большуютрудность составляет и их преодолениев процессе правоприменения. Коллизии(противоречия) в праве, с точки зренияприроды появления и особенностей,подразделяются на темпоральные(временные), пространственные(территориальные), содержательные ииерархические.

Темпоральные конфликтынорм возникают по причине разновременногопринятия правовых предписаний. Иначеговоря, одни нормы действуют, и по этомуже вопросу нормодателем принимаютсядругие юридические правила.

Территориальныеколлизии появляются в связи с такназываемой «вытянутостью» правовогоотношения в пространстве, изменениямифедеральных и административных границ.

Содержательные противоречия образуютсяв случаях частичного совпадения объемоврегулирования юридических норм ивозникают между предписаниями одинаковойправовой силы (объем регулированияспециальной (исключительной) нормыохватывается общей). Иерархические(субординационные) столкновения возникаютв связи с тем, что нормы разной юридическойсилы претендуют на регулирование одногофактического отношения.

Коллизиимогут совпадать, как бы накладываться,нанизываться друг на друга, что,безусловно, дополнительно усложняетправоприменение. Это явление в правеполучило название совпадение коллизий126.

В процессе правоприменения онипреодолеваются соответствующимиколлизионными нормами (темпоральными,пространственными, содержательными,иерархическими)127,регламентируя действия правоприменителяпо выбору одной из конфликтующих норм.

Это позволяет говорить о самостоятельностиданной группы норм в системе права, оих специфичном предмете регулирования.

Важноподчеркнуть, что не все противоречия вправе носят негативный характер и,следовательно, являются дефектом системыправа. В отдельных случаях противоречивость(конкуренция норм) вызвана необходимостьюболее точного (более тонкого) правовогорегулирования.

Всоответствии с закономтождества(«а» есть «а») предмет мысли в пределаходного рассуждения, одного доказательства,одной теории остается неизменным. Этоутверждение бесспорно и относительнонормативного правового документа.

Соблюдениезакона тождества позволяет избежатьнеопределенности, неконкретностиположений текста будущего нормативногоправового акта. Непоследовательностьтерминологии, разнобой понятий, неточностьформулировок становятся причинойлогико‑структурных дефектов права,в основе которых лежит известнаялогическая ошибка – подмена тезиса.

Одноиз средств избежать так называемойподмены слов (в том числе терминов ипонятий) – повторяемостьлогико‑структурной единицы128.

В нормативном правовом тексте данноеправило играет особую роль, так как сего помощью достигается точностьправового текста и вслед за этим точностьправовых норм, категоричность и формальнаяопределенность содержания права.

Речьидет о периодическом повторении внормативном правовом акте (а по большомусчету и в нормативно‑правовой системев целом) терминов и понятий, что с позицииобщелитературных стандартов в большинствеслучаев расценивается как недостаток.

Нормоустановителю этого бояться неследует – это специфика нормативногоправового текста, условие приданияправу свойства единства и согласованности.Однако злоупотреблять, т. е. излишнеупотреблять одну и ту же логико‑языковуюединицу по причине нарушения эстетическихкритериев, не следует.

Способствоватьнарушению закона тождества, создаватьусловия для этого могут такие свойстваслов, как полисемия, синонимия и омонимия.

Полисемия(или многозначность) содержит в себепотенциальную многопредметность,способность к переносу значения (акт =документ; действие).

В этой связимногозначное слово, не адаптированноев предложении, может не только затруднитьпонимание его смысла, но и нарушитьлогику нормативного документа.

Ксожалению, абстрактные понятия,многозначная терминология используютсяне только в тексте нормативных ииндивидуальных правовых актов, но и всамих названиях, что затрудняет нетолько их применение, но и поиск(компьютерное хранение).

Синонимия(способность слов и их сочетаний квзаимозаменяемости: «определить» –«установить»; «губернатор» – «главаобласти») должна быть использована какуточняющее средство в правовомрегулировании. Однако по большому счету,и о чем еще пойдет речь, в природеабсолютных синонимов нет. Если это так,то уже не приходится говорить об опасностидля нормативного текста так называемыхквазисинонимов.

Теоретическиможно говорить и об омонимии как условиинарушения закона тождества в текстеакта, но вследствие своей очевидноститакие ошибки маловероятны.

В большинствеслучаев такого рода дефекты права, всилу относительной длительностинормотворческого процесса во времении системности его операций, снимаютсяеще в ходе работы над текстом.

Однакоэто не основание полагать, что данныетребования законотворческой техникидолжны оставаться без внимания.

Законисключенного третьегоозначает, что в предмете указанныйпризнак либо присутствует, либо нет129.В чем специфика проявления (действия)данного логического закона в ходеподготовки текста нормативного правовогоакта? Применим ли он? Несомненно, да.Конструкция правовых норм строится всоответствии с универсальным логическимприемом «либо – либо».

Нельзя регулироватьодин и тот же поступок, одно и то жедействие, состояние предмета (объекта)по‑разному. В практической жизни,как очевидно, подобное приводит к хаосу.

Регламентируя то или иное фактическоеотношение (его сторону, черту),нормоустановитель должен придерживатьсяследующих требований, вытекающих излогического закона исключенноготретьего:

а) нормативноеправовое решение должно быть одно;

б) еслив проекте нормативного правового актапо одному и тому же вопросу встречаютсянесколько правовых решений, то истинным,имеющим право на жизнь является толькоодно.

Анализправотворческой практики показывает,что разнобой, разновариантность и, какследствие этого, противоречивость нормчаще всего встречаются при коллективнойподготовке проектов законов и иныхнормативных правовых документов.

Речьидет о случаях, когда разными составителямиподготавливаются отдельные статьи,главы, разделы проекта документа.

Здесьследует обращать особое внимание насогласованность текста и его частей, ине только внутри самого текста, но и всвязи с действующим законодательством.

Закондостаточного основаниясвязывают с доказательственным мышлением,а по прямому смыслу слов – доказательственноемышление ассоциируется с доказательством,логическим приемом, в процессе которогоистинность некоторого суждения (именуемоетезисом) демонстрируется путем еговыведения из других истинных суждений(аргументов)130.

Значит ли это, что закон достаточногооснования «работает» только там, гдечто‑то утверждается или отрицается, –словом где используется такая формамышления, как суждение? Это крайнееистолкование доказательственностимышления, следовательно, и «полядеятельности» закона достаточногооснования, как правильно указывает B.C.

Свинцов, необходимо отклонить131.

Закондостаточного основания универсален похарактеру и проявляется в разных сферахжизни, в том числе в социально‑нормативномрегулировании, разновидностью которогоявляется правовое.

Спецификаправовой нормы как логико‑языковогофеномена состоит в том, что она не простоотражает действительность, а сформулированапо принципу «какдолжно быть», какой правопорядокцелесообразнее.

Полностьюизбежать ошибок в выборе того или иногоправового порядка невозможно, однакосвести их к минимуму помогает конкретизацияданного закона логики в нормотворчестве.Здесь оно приобретает следующую формулу:юридическоерегулирование имеет достаточныеоснования.

Иначе говоря, правовые нормы, какважнейшая разновидность специальныхрегуляторов, должны иметь достаточныеоснования, предопределяемые прагматизмомсамой общественной жизни и установленныенормодателем для регламентированияобщественных отношений.

В этом случаеони могут характеризоваться какдоказательственные и аргументированныерегламентаторы фактических отношений.

Доказательственноезначение рассматриваемого логическогозакона мыслится только в рамках правовыхнорм и текстов, их выражающих. Здесьнеизбежно еще раз возвращаемся клогической и языковой природе правовыхнорм, в частности в связи с суждениями.Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу,отметим лишь полярные суждения, имеющиесяв юридической науке.

Одни авторы считают,что норма права – суждение со всемивытекающими отсюда обстоятельствами132.Другие, наоборот, категорически отрицаюттакое видение норм права, считая подобныйподход ошибочным, отрицающим всемногообразие и богатство права каклогико‑языкового явления в практикесоциально‑нормативного опосредованияобщественных отношений133.

Достаточно искусственно выглядитпозиция, согласно которой практическивсе логико‑языковое многообразиеправовых норм отождествляется ссуждением. Другое дело – видеть влогико‑языковом феномене праваэлементы суждения, и в этой связи –возможность и необходимость примененияправила достаточного основания.

Например,при формулировании правового понятия,диспозиции нормы и санкции нормы.

Достаточныеоснования (признаки) должны быть управовой дефиниции. Без соответствующихоснований в гипотезе вряд ли можнопредставить себе соответствующие праваи обязанности, изложенные в диспозиции,и достаточные основания, необходимыедля той или иной санкции нормы права.

Итак,законы логики являются важнейшимэлементом юридической техники, в томчисле нормотворческой и имеют определеннуюспецифику в ходе подготовки текстабудущих правовых норм, что дает основаниесчитать их в значительной мересамостоятельным требованием нормотворческойюридической технологии.

Источник: https://studfile.net/preview/6705593/page:9/

Uchebnik-free
Добавить комментарий