ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

������������� ������������������� ����� — ������, Russia

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

� �������� 50-� ����� ��������� ������������� ����� � ������������� ����������, ������� ����� ��������� ������ ������� ����� ����� ������� ����������, � ��� ����� ���������� �����, ����� ��������� ��������� ����������� ��������. ������ ����� �������� ���� ��������� � ������ 18 — 23 ���� 1955 �. ���� ������������ ����, ������, ������� � ���.

���� �������� ������� ��������� �� ���� ���������� �������������� � ������������������� �������, �� ��������� ������������� ��������� � �������������, ������������� �� ���������������� ������. ���, ���� ��������� �������� ������� � ������������ ������������ � ������ ��� �����-���� ��������������� ������������. �����������, ��� ��� ����������� ���� ���������� � ������������������ ��������.

������� ������������������ ������������� �������������, ��������� ������������� ����� �� ������� ������������� ���������� ����������� ���. � ������� 1955 �. ��������� ����� ���� ������ ������� � �� ���������� �� 640 ���. �������. �� ���������� ����� � ������ ���������������� ������ ������. � 1957 �.

���� ���� � ��� ��� ����������� � ������������ ��������� �������� ������; � �������� ������������ �� ������ �� ���������� �������� � ����������� ������; � ���������� ����������� ��� ����, ���, ����� �� 2,5 ���., � ����� — �� 1,5 ���.; � ���������� ��� �� ����� �����������. � 1958 �. ���� ��������� � ������������� ������� ���������� ������� ���������, ������ ������������ ���� �� �������� �����.

������ �������� 50-� — ������ �������� 60-� ����� ����������������� ���������� ��������� ���������� ����� � ���������� ��������: �������, ������, �������, � ������� � 1956 �. ���� ��������� ����������, ����������������� ����������� ��������� ����� � �������������� ��������������� ���������, ����� �� ������ ������������ ���������� � �������, ��������. � 1958 �.

���� ��������� ���������� � ��� � �������������� � ������� ��������, ���������; ������ ����������� ������, �������� �������� � ��. ��������� ������������ ��������� � ����������.

�������� ���� � ������������������� ���������������� ������� ���������� ����������� ����� �� �������, ��� � �����.

� �������� — ������� 1956 �. ������������� ������� ���������� ����� �� ������� ����������� �� ����, ������������ ���������� � «��������» ��������. ��� ������� � ����� ������ �� ����������� ����������� �������� � ����������� ������������ ��������� � ����.

�� ����� ��������� �������� ���� ������� 1961 �. � ��������. �������� ����������� ������ �����������, ������, ��� � ��� ��������, ��� �������� �� ��� ������������� ����: ����, ��� � ������. ���� ���� � 1949 �. ����� ������ ��� � �������� ���������������� ��������, � ���� ��� � ������ ���������� �������� ������, ����������, ���������� ������������� �� ������������ ���������� ��������.

����� �� «���������� ��������» ���������� «���������», ���, ��� ��� �������� � ������� ������, «�������� ������». ���� ������ �������� ��� �� ����� ������� ����������, ��� ��� ���� � ���, ��� ������� �����, ��������� � ����� ������������ �����. «�������� ������» ��� ������������ ���������� ��������� ���������� ������� «�������� �����». ����� ����� ���� ����������� ��������� � ������������ ������� ��������� ��������� ����� �������� ���������� � �����������.�� ������ �������� 50-� — ������ 60-� ����� ������� �������� �������� �� ���������������� ���� � ������ � ��������. ���������� ��������-��������� ��������� ���� � ������������ ������� ������ ���������������� �������, ��������� �������� ����� ������ ������� �����.

�� ���� ���� ��� ������� ������ ������������ ����� ���� � ���, ��������� ������� ������ ����� ���� � ������� «�������� ����».

� 50-� ���� ������ ��������� ������������ ������ �������� �������������, � ������ 60-� ����� ���� ������� ���� ����������� � ����������� �������.

��� ����, ��� � ��� �������� ����� � �������������� ���� ����� «����� �����«, ���������� �� ������- � ������������������ �����. ��� ���� ������ ��������� ����������� ��� �������������, ��� � ������� ������.

�� ������ 50 — 60-� ����� ��������� ��������, ����� ���������������� �������� � ���� ����� ���� ������ � ������� ������. ���� ������������� ������ �� ������� ���, ������ � ������ ����� ��������� �������� ������� ��������������� ���������. ���� ��������� �������� ��������������� ��������� � ���������� �������������� ��������. �������� ������� ����� ������������ � ���������� ����� � ������ � ����������. �������� ������� ����������� ��������� � ������, ���������, �������.������������ ������� ��������������� � ������������� ��������� � �������������� �������� �������������� ��������� ������ �������� � ���, ����� �������� � ��� ������� ������ ������������ ������ � ������� ��� ����� ������������� ���������� ��� ������� � ������ � ��� ������������������� ������������. ������ � ��� ����� � ��������� ������������ ������� ����� ���������� �������������� «������������� ������ ���������������� ����������». �� ������ �������� 50-�- ������ 60-� ����� � ���� ������� ���� ������� ����� � ���������.�� ����� ������� �������� ����������� � �� ������� �������. � ����� 40-� — ������ 50-� ����� ����������� �������� ����� ������������ �� ������������ �����������. ���� ����������� �������� ������ ��� � ������������, �������������, ��� � � ������� �����, �������� ������� ������ �������� ������������ �������� ���������� (������������� ��������� �������). ������� ������ ���� ������ ���� ������� � 1956 �. �� ����� �������� ������ ������ ������, ������� � ������� (������� � ����� — �������������� ������� �������� ������). � ����� � ��� ��� ��� �������� ���������, �� ����� ��������� �������������� � ���� � ������ ���������� ������, ������, ������� � ������� ������ �� ������ ���� ������.����� 1956 �. ����������� �������� ������� ���� �� ������� �������. � ����� ������� ������� ���������� ����� � ������� «�������� ����» ����� ����������.������, ����� ���������� ��������� ���� � �������� ����, ���� ����� �� ������������� ���������� ������. � 1954 �� 1962 �. ���� ���, �� ��������, ������������ ����������� ��������� ���������� ������. ����� ��������� ������� ������������� (����������� ������ ���� ��������, �������� �� ������� ������) ���� ���� ����� �� �������� ������� ��������� ��������� �������� ����������.1960 ��� ��� ����� ��������� ������������� ����������� ������������ ��������, �� ���� �������� ����������� �� ������� � �������� ��������� �� ����������� ����������. ������� ���������� ����� �������������� ������������� ������������ � ���������� ����� ����������� ����������.

� ����� � �������� 60-� ����� ��������� ������������ ������������ ������������� ����. ��� ������ ������ ��� � ����������� ����� ������� ����������, ������� ����� ������ ������������� ��������: 5 ������� 1963 �. � ������ ��� �������� ������� � ���������� ��������� �������� ������ � ���������, ����������� ������������ � ��� �����.

Источник: https://russia.rin.ru/guides/7176.html

Либерализация внешнеполитического курса

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов.

Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами.

Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.

Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы.

Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства. В 1954–1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии.

Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г.

представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.

Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в строительстве металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

На XX съезде КПСС большое внимание было уделено вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития: сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму.

Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба.

Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран.

Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы.

С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики. Возникли конфликты во взаимоотношениях с США. 1 мая 1960 г.

в окрестностях Свердловска (Екатеринбурга) был сбит американский разведывательный самолет «У-2». Инцидент, произошедший незадолго до запланированной встречи Н. С. Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, послужил причиной срыва встречи в верхах.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками.

В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении «карантина» на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары.

Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств.

Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_188656_liberalizatsiya-vneshnepoliticheskogo-kursa.html

Histonow

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами.

Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военнополитический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами.

Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.

Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы.

Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.

Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии.

Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения.

Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.

Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С.

Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития.

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А.

Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества.

Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене.

Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить …

Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе.
Война, подготовленная силами междунар. империалистич. реакции и развязанная главными агрессивными государствами — фаш.

Германией, фаш. Италией и милитаристской Японией. Вторая мировая война (В. м. в.), как и первая, возникла в силу действия закона неравномерности развития капиталистич.

стран при империализме и явилась результатом резког …

Первая Мировая Война (1914-18),
Война между двумя коалициями капиталистич. держав за передел колоний, источников сырья, сфер влияния и приложения капитала. Известие о нач. войны бол-во нас. края встретило с тревогой. 21-23 июля 1914 в Стерлитамаке, Белебее и Бирске произошли стихийные выступления мобилизованных. Пром-сть края быстрыми темпами переводилась на воен. рел …

Источник: http://www.histonow.ru/hisnows-139-1.html

Либерализация внешнеполитического курса — история России

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

Страница 23 из 28

СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Внешняя политика России как суверенного государства формировалась в переходный период: распад СССР создал новую геополитическую ситуацию , рухнула двухполюсная структура, в условиях которой всеобщая безопасность и стабильность в мире основывались и поддерживались на принципах «сдерживания путем устрашения», сложном и опасном равновесии и взаимоотношениях ядерных держав, прежде всего, двух сверхдержав – СССР и США.

В этой связи во внешней политике России появились новые проблемы, которые были также связаны с установлением отношений с новыми независимыми государствами (ННГ), делением территорий, внешнего долга и собственности бывшего СССР.

Постсоветскому режиму предстояло осмыслить место России в современном мире, в котором произошли важные системные сдвиги, а также сущность ее международных интересов, обеспечивая благоприятные условия для перехода к рыночным отношениям и решения сложных социально-экономических и политических проблем и укрепляя национальную безопасность, мир и международное сотрудничество.

В процессе становления внешней политики России как суверенного государства можно условно выделить следующие три этапа.

Начальный этап формирования российской внешней политики (1992-1993 гг.). Это была т.н. «эра романтизма», когда руководители внешней политики Запад рассматривали как естественного союзника и ошибочно считали, что у страны могут быть идеальные и гармоничные отношения с ним и новая Россия может строиться по американской модели. Этого не случилось, да и не могло случиться.

Этап дальнейшего формирования и осмысления ключевых задач внешней политики
(1994 г. — конец 1999 г.). В эти годы приводились в систему общегосударственные взгляды на внешнюю политику. В результате появились веские основания утверждать о завершении в целом выработки основных принципов внешнеполитического курса Российского государства, основанных на ясном понимании национальных интересов.

Внешняя политика (конец 1999 — 2004 гг.), осуществляемая на основе разработанной и одобренной Президентом РФ внешнеполитической доктрины не только как теории, но и как повседневной международной практики государства, наиболее адекватно отражающей тенденции и особенности современного этапа развития страны и ее положения в мире .

В 1992-1994 гг. в области внешней политики обычно выделяют два направления, две сферы внешнеэкономических интересов России: «ближнее» и «дальнее» зарубежье.

Источник:

Либерализация внешнеполитического курса

На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция : необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко.

Основные направления внешней политики:

  1. 1) развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;
  2. 2) новый курс в отношениях со странами Запада;
  3. 3) поддержка стран «третьего мира»;
  4. 4) СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.

Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью.

Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества.

С одной стороны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в июне 1953 г.

советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. После кризиса 1953 г. СССР отказался от получения с ГДР оставшейся суммы репараций, предоставил дополнительные кредиты и т. д. Серьезный кризис, вызванный процессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию.

В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ, предложенных В. Гомулкой, — кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание.

Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами.

Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕАТО). Военно-политические блоки создавались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и национально-освободительного движения колониальных народов.

На протяжении 1954–1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н.С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром.

Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г.

на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внешнего врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Эйзенхауэра накануне очередных президентских выборов сорвала и его ответный визит в СССР, и встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада. События 1961 г. в ГДР — демонстрации молодежи с требованиями свободного выезда в ФРГ и изменения политического строя страны — привели к возведению Берлинской стены и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, который оставался одной из «болевых точек» мировой политики.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении.

Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д.

Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.

), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота).

Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему способствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кредитов развивающимся странам.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран социалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетнаму в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г.

агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954–1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами приветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф.

Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал провозглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую помощь.

Ошибочность подобных идеологических оценок и легковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся подписанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С.

Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения.

Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Таким образом, в середине 50 — начале 60-х гг. либерализация курса наметилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке.

Источник:

1.1 Либерализация внешнеполитического курса

После смерти Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего капиталистическими, странами.

Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости.

Укреплялись связи со странами социалистического лагеря.

В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу.

Со своей стороны в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в 2 раза сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г.

испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру.

К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С. Хрущевым в США.

Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя этот договор не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный успех ядерных стран.

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/liberalizatsiya-vneshnepoliticheskogo-kursa-istoriya-rossii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий