Критика казахской элитой деятельности колониальной администрации Степного края

Докажите, что реформы 1886 года и 1891 года усилили позиции колониальной администрации в казахской степи

Критика казахской элитой деятельности колониальной администрации Степного края

Продолжение административных реформ в 80—90-х годах XIX века окончательно превратило Казахстан в колониальную окраину Российской империи. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения.

В 1902 году был введен институт крестьянских начальников. Они по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли одностороннюю позицию защиты интересов переселенческого населения.

Просьбы и требования коренных жителей Степи открыто игнорировались. В своих обращениях и петициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Полицейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским начальникам.

Край был подготовлен к массовым крестьянским переселениям из европейской части России.

Билет 27

Великие казахские бии.

Толе би родился на территории нынешней Жамбылской области. Был очень популярен среди народа за бескомпромиссное судейство, являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы».

Толе би был одним из организаторов отпора казахов завоевателям-джунгарам.

В своих высказываниях, положениях, сохранившихся в устных народных сказаниях, Толе би поднимал вопросы о положении простого народа, выступал против раздоров и междоусобиц в Казахском ханстве.

Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый) родился на территории нынешнего Казыбекского района Карагандинской области.

Благодаря незаурядным способностям, Казыбека с детства стали привлекать к решению судебных тяжб, его уважали за честность и справедливость. Участвовал в создании «Жеты-Жаргы».

Пользовавшийся огромным авторитетом Казыбек би как советник хана Тауке участвовал в управлении государством, был одним из организаторов борьбы против джунгар.

Айтеке би происходил из Западного Казахстана. Он являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса. Привлекался ханом Тауке к решению государственных дел и улаживанию крупных междоусобиц в Казахском ханстве. Поэтическое творчество Айтеке би глубоко содержательно. Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.

Проявления культа огня у казахов в XIV – XV века.

Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы» — отпеналастау. При перекочевке с зимовки на джайлау, чтобы очиститься от злых духов разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.

Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни.

В огонь нельзя плевать, нельзя переходить через огонь, даже через место, где он когда то был разведен. Поклонение огню было настолько сильным, что боялись даже его гнева и поэтому клятвы огнем считались непоколебимыми.

3. Заполните таблицу:

Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы
Театр Кино Исскуство
В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. Театр возглавил ЖуматШанин. Большим событием стала премьера спектакля «Енлик-Кебек» М.Ауэзова. В 1937 г. театр стал называться «Казахский Академи­ческий театр драмы». В 1933 г. в Алма-Ате открылся Уйгурский музыкально-драматический театр, в 1937 г. в Кзыл-Орде- Корейский театр. В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музы­кальный театр (ныне Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая).    Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 г. организована студия хроникальных фильмов. В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды». В 1922 г. в Каркаралинске состоялся конкурс народных певцов. Огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка. Своим талантом покорил зрителей Европы выдающийся казахский певец АмреКашаубаев, участвовавший в концертах в Париже (1925 г.) и во Франкфурте-на-Майне в Германии (1927 г.) Этнограф и композиторА.В.Затаевич записал более 2 300 народных песен и кюев, опубликовал сборники «1000 песен киргизского (казахского) народа» и «500 песен и кюев казахского народа». В мае 1936 г. в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на котором были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Звания народной артистки СССР была удостоена певица КуляшБайсеитова. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П.Г.Хлудова. Его талантливым уче­ником был Абылхан Кастеев – первый профессиональный казахский художник.  

Билет 28

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 824;

Источник: https://studopedia.net/5_18525_dokazhite-chto-reformi--goda-i--goda-usilili-pozitsii-kolonialnoy-administratsii-v-kazahskoy-stepi.html

4. Национально-освободительное восстание казахов 1916 года — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

Критика казахской элитой деятельности колониальной администрации Степного края

При карательных отрядах, уездных городах области были созданы военно-полевые суды.

Колонизаторы умело использовали испытанные приемы борьбы с «инородцами». Царская администрация предпринимала меры к тому, чтобы спровоцировать межнациональные столкновения.

12 августа генерал-губернатор области Фольбаум потребовал от уездных начальников Капала, Лепсинска, Джаркента, Пржевальска организовать погромы коренного населения.

15-го же августа он дал установку начальникам карательных отрядов: «Считайте малейшие группировки киргиз кучами уже за мятеж, подавляйте таковой, при первом признаке волнения арестуйте хотя бы второстепенных главарей, предавайте полевому суду и немедленно; повесьте».

Приказ генерал-губернатора выполнялся неукоснительно. 12 августа есаул Бакуревич под Шамсинским перевалом истребил 300 человек за то, что они находились в сборе. 13 августа 138 казахов, собравшихся вокруг застрявшего в степи автомобиля под Пишпеком, были арестованы. Все они были растерзаны и полуживыми преданы земле.

14 августа собравшаяся толпа родственников и близких арестованных, а также любопытных — более 600 человек, во дворе волостного управления была окружена и без единого выстрела была перебита палками, поленьями, топорами… В разжигании межнациональной вражды сыграло пагубную роль провокационное обращение Туркестанского архиепископа к православному населению с призывом к кровавой расправе с казахскими и киргизскими трудящимися.

Для подавления народного движения в Семиречье царское правительство снарядило целую карательную экспедицию в составе 2 батальонов, 33 сотен, 42 орудий и 97 пулеметных команд. Генерал Куропаткин в своей телеграмме Фольбауму от 21 августа 1916 г. особо отмечал, что «Черняев, Романовский, Кауфман, Скобелев завоевали-области Сырдарьинскую, Самаркандскую, Ферганскую меньшими силами».

В октябре 1916 г. с участием генералов Куропаткина, Фо-льбаума царской администрацией было принято решение «с выселении киргиз», в результате которого в Пишпекском, Пржевальском, Джаркентском уездах был захвачен масс в 2510366 десятин культурной плодородной земли.

Одним из крупных центров восстания 1916 г. была Тургайская область. Борьба казахских крестьян здесь была особенно упорной и длительной.

Восставший народ назвал своим сардарбеком Амангель-ды Иманова, испытанного защитника интересов трудящихся. батыра, трибуна, внука одного из ближайших соратников лидера национально-освободительного движения Кенесары Касымова, именитого батыра Имана, сородича бия Нияза.

Тургайский очаг восстания отличался централизацией власти слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания Военного Совета — Кенеса. «Совет, — вспоминает А. Т.

Джангильдин, — усиленно занимался вопросами снабжения повстанцев оружием и боеприпасами. Мы организовали несколько кузниц.

Здесь наши кузнецы вместе с рабочими, бежавшими от мобилизации из Атбасара, Акмолинска и даже из Семипалатинска, переделывали, чинили берданки, охотничьи и старинные фитильные ружья, ковали ножи, топоры, пики… Мы сами готовили порох, лили пули, делали седла и сбруи».

В сентябре 1916 г. в Тургайском уезде Амангельды создал большой повстанческий отряд, организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу. К этому времени их общее число дошло до 20 тысяч.

Ряды восставших пополнялись рабочими из Иргиза, Кустаная, Актюбинска, Байконурского рудника, Чокпаркульских каменноугольных копей, Оренбургско-Ташкентской железной дороги. В октябре в Тургайском и Иргизском уездах уже насчитывалось до 20 повстанческих отрядов.

Тургайский военный губернатор телеграфировал министру внутренних дел: «На Чокпаркульских каменноугольных копях, куда можно добраться даже из Тургая в недельный срок, произошли серьезные беспорядки с насилием, грабежом имущества, бегством всех киргизских (казахских) рабочих».

А. Иманов объединил ряды восставших казахов Тургайского, Иргизского, Актюбинского уездов, частично Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской областей.

Численность повстанцев Тургайского очага, по данным командующего войсками Казанского военного округа генерала Сандецкого от 26 ноября 1916 г., доходила до 50 тысяч аскеров.

«Не подлежит сомнению, — информировал он царский двор, — что на умиротворение края потребуется не менее одного — двух лет.

По этой причине необходимо готовиться к систематической длительной кампании, дать сразу достаточно правильно организованные силы и широко обставить всеми техническими средствами».

В конце октября 15 тысяч повстанцев под командованием Амангельды осадили город Тургай. Для разгрома восстания царское правительство направило десятитысячный карательный экспедиционный корпус во главе с генералом Лаврентьевым.

По пути к Тургаю отряды карателей истребляли казахские аулы. Очевидец событий тех лет, публицист В. Вег-ман впоследствии писал:«Аулысжигались, и в пламени вместе со скарбом горели загнанные туда живые люди. Чтобы избежать мучительной смерти, киргизские женщины бросались со скал вниз головой».

Оказавшись не в силах овладеть Тургаем, повстанцы сняли осаду и в середине ноября у почтовой станции Тункойма атаковали царский отряд, приближавшийся к Тургаю. Только после тяжелых боев царским войскам удалось войти в город.

Национально-освободительное восстание 1916 года носило антиимпериалистический, антиколониальный характер. Оно явилось одним из важных элементов революционного кризиса, охватившего Восток.

Восстание в тех регионах, где переселенческая колонизация шла высокими темпами и возникали все новые и новые русско-украинские поселки и казачьи станицы, принимало ярко выраженный антирусский характер.

Так было, в частности, в Семипалатинской области, где подвергались нападению повстанцев 94 переселенческих села. В результате межнациональных столкновений погибло 1905 человек, было ранено 684 русских и украинцев. Потери карательных отрядов составили всего 171 человек.

Царские чиновники, крестьяне-переселенцы, казачество, зараженные колонизаторской психологией, натравленные царским генералитетом и колониальной администрацией, стали проводниками имперской политики. Они принимали участие в боевых дружинах, карательных отрядах, погромах казахских аулов и киргизских аилов.

В этих условиях честь русской демократии защитили кадетская и эсеровская фракции IV Государствеиной думы, выступившие в защиту повстанцев.

IV Государственная дума 1—3 декабря 1916 года обсудила доклад А. Ф. Керенского о поездке в Туркестан после кровавого подавления восстания. А. Ф. Керенский выступил с яркой обличительной речью, подвергнув резкой критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края.

Главными причинами поражения восстания были: его стихийность, недостаточная организованность в масштабе регионов.

Таким образом, начало XX века характеризуется дальнейшим усилением колонизации Казахстана, обострением национального вопроса. Царизм укрепляет положение казачества, переселенческого крестьянства, чиновничества,

В начале XX века в Казахстане было сосредоточено четыре центра казачьих войск: Оренбургский — 553 тысячи казаков, Уральский — 235 тысяч, Сибирский —164 тысячи, Семиреченский — 59 тысяч. В распоряжение казачьих войск в Казахстане было передано 15,6 млн, га казахских земель.

Продолжалось их изъятие на основании так называемых «юрйдически-правовых» реформ царской колониальной администрации 1886—1891 гг. В «Положениях» прямо указывалось, что «земли, занимаемые киргизскими кочевьями, признаются государственными». Если с 1883 по 1905 гг. у казахского населения было изъято 4 млн, десятин земли, то с 1906 по 1912 гг. — свыше 17 млн. десятин.

Всего же к 1917г. у казахов было изъято около 45 млн. десятин самой лучшей плодородной земли.

На политическую арену выходят рабочий класс, казахские политические партии, национальная интеллигенция.

В социальном плане казахское общество начала XX века состояло из традиционной феодально-байской верхушки, крестьян (шаруа), рабочего класса, казахской интеллигенции, казачества. В это время происходит процесс адаптации Казахстана к рыночным капиталистическим отношениям.

Впервые за долгие годы колониального гнета в казахском обществе резко обострились противоречия как социально-экономического, так и политического характера. Казахский народ стал осознавать общность национальных интересов, появляется стремление к созданию казахской государственности.

>

Источник: http://bibliotekar.kz/kurs-lekcii-po-istorii-kazahstana/4-nacionalno-osvoboditelnoe-vosstanie-ka.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий