Координация правоохранительной деятельности органов внутренних дел как объективная необходимость

Правоохранительная деятельность органов внутренних делтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

Координация правоохранительной деятельности органов внутренних дел как объективная необходимость

Введение.

Глава I. Понятие, содержание и особенности правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

1.1. Содержательная интерпретация и особенности правоохранительной деятельности.

1.2. Правовой статус органов внутренних дел, их виды и специфика осуществления правоохранительных функций.

1.3.Координация деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Глава И. Компетенция органов внутренних дел в сфере административных правонарушений как одно из ведущих направлений их правоохранительной деятельности.

2.1.Сущность административно-правового нарущения и ответственность за его совершение.

2.2. Компетенция органов внутренних дел в сфере административных правонарушений.

2.3. Практика деятельности органов внутренних дел по борьбе с административными правонарушениями и проблемы ее совершенствования.

Введение диссертации

по теме «правоохранительная деятельность органов внутренних дел»

Актуальность темы исследования. В настоящее время продолжает интенсивно развиваться и приобретать новые качественные грани глубокий процесс повышения роли правоохранительной деятельности во всех сферах общественной жизни, а также государственного управления. Важное место в этой деятельности принадлежит органам внутренних дел.

В целом актуальность диссертационного исследования обусловлена объективной необходимостью усиления и углубления борьбы с преступностью и вообще с правонарушениями, что и означает повышение роли правоохранительной деятельности, в первую очередь органов, ее осуществляющих, т.е. органов внутренних дел, суда, прокуратуры, таможенных и налоговых органов и ряда других.

В диссертации сконцентрировано внимание на анализе роли и значения органов внутренних дел.

В их функционировании выделено такое направление как компетенция и деятельность органов внутренних дел в области административных правонарушений и проблемы борьбы с ними, развития и стабилизации правовой основы этого направления в соответствии с условиями и требованиями современного этапа политических и социально-экономических преобразований в России.

Состояние научной разработки. Данная тема давно привлекает внимание ученых и практиков-правоведов. В частности в литературе достаточно известны труды Бахраха Д.Н., Вельского К.С., Веремеенко И.И., Гуценко К.Ф., Карпеца И.И., Кудрявцева В.Н., Лазарева Б.М., Попова Л.Л. и других авторов.

Что касается таких аспектов и направлений как административные правонарушения, то это предмет исследований Бачило И.Л., Дубовик О.Л., Зобова В.Е., Салищевой Н.Г., Сергеенко Л.А., Студеникиной М.С.

, Шергина А.П., Якимова А.Ю.

, а также ряда научных подразделений ВНИИ МВД России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, других научных и учебных юридических учреждений.

Цель диссертационной работы: исследовать такой социально-правовой институт как правоохранительная деятельность государственных органов, а в его рамках — проблему административных правонарушений и возрастающей роли в их предупреждении и преодолении органов внутренних дел.

Эта цель достигается путем: анализа правового содержания и организационной специфики правоохранительной деятельности, особенностей ее проявления в разных направлениях компетенции органов внутренних дел; определения места и роли в этой деятельности проблем преодоления и предупреждения административных правоотношений, их характера, видов и особенностей; классификации административных правонарушений в соответствии со сферами и областями общественной жизни; . выработки и формулировки предложений и рекомендаций по совершенствованию правового статуса субъектов борьбы с административными правонарушениями, особенностей их структуры и должностного состава.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых — Алексеева С.С., Алехина А.П., Атаманчука Г.В., Вишнякова В.Г., Габричидзе Б.Н., Дмитриева Ю.А., Козлова Ю.М., Коренева А.П., Колодкина Л.М., Манохина В.М., Ноздрачева А.Ф., Прокошина В.А., Тихомирова Ю.А., ряда других ученых и практиков.

При изучении проблемы в диссертации применены такие научные методы, как системный анализ, формально-логический, сравнительно-правовой, функциональный, социологический и другие. Учитывая междисциплинарный характер темы диссертации, исследование ее велось на основе конституционного, административного, уголовного и других отраслей права.

Нормативно-правовую основу диссертации составили Конституция Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с последующими изменениями и дополнениями, внесенными соответствующими федеральными законами, Таможенный, Водный и другие федеральные кодексы, соответствующе указы Президента Российской Федерации и другие нормативные акты1.

Эмпирической базой диссертации явились практика органов внутренних дел г. Москвы, других городов и регионов России в области борьбы с административными правонарушениями, статистические материалы, справочная литература, другие информационно-правовые данные, а также опыт личного участия автора диссертации в осуществлении данной и других разновидностей правоохранительной деятельности.

Научные положения, разработанные автором и степень их новизны: разработана и детализирована концепция правоохранительной деятельности как практической реализации особых функций определенной группы государственных органов, осуществляющих их в специализированных формах, являющихся главными в характере и назначении данных органов, в частности органов внутренних дел; . становление рыночных отношений серьезно видоизменило обстановку в области правопорядка и законности, привело к укреплению преступных элементов и расширению сфер их влияния, обострило криминальную обстановку. Все это актуализировало место, роль и возрастающее значение

1 — Сборник нормативных документов в 2-х томах: Правовые основы деятельности МВД России. М„ Инфра-М, 1996.

— Сборник нормативных актов МВД России. М., «Спарк», 1996.

Источник: http://lawtheses.com/pravoohranitelnaya-deyatelnost-organov-vnutrennih-del

Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567

Координация правоохранительной деятельности органов внутренних дел как объективная необходимость

Положениео координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

(утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567)

25 ноября 2003 г., 26 июня 2013 г., 25 июля 2014 г., 7 декабря 2016 г.

I. Общие положения

1.

Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также настоящим Положением.

3. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминогенной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.

4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:

соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

II. Основные направления координационной деятельности

5. Правоохранительные органы осуществляют:

совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

6. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

Материально-техническое обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников.

III. Полномочия участников координационной деятельности

7. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания.

В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания).

Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.

Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.

Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

8. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме в виде постановления и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение.

Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры.

Если в реализации решения участвует несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым.

Постановления координационного совещания подписывает председатель координационного совещания по согласованию с членами координационного совещания, а протоколы координационного совещания — его ответственный секретарь.

Руководители правоохранительных органов — члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

9. Председатель координационного совещания:

созывает координационное совещание;

истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;

организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;

назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания.

10. Члены координационного совещания:

вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;

вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют участников рабочих групп;

вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

11. В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.

Указом Президента РФ от 26 июня 2013 г. N 581 Положение дополнено пунктом 11.1

11.1. Ответственный секретарь координационного совещания:

возглавляет секретариат координационного совещания;

организует ведение стенограмм координационного совещания;

подписывает протоколы координационного совещания.

12. Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов.

Секретариат координационного совещания:

проводит текущую организационную работу;

ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;

организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;

формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;

анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;

выполняет иные поручения председателя координационного совещания.

13. Проекты документов по вопросу, рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении, либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.

IV. Взаимодействие с судами и органами юстиции

14. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

15. Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Источник: https://base.garant.ru/1305727/

Координация деятельности правоохранительных органов — эта

Координация правоохранительной деятельности органов внутренних дел как объективная необходимость

функция прокуратуры состоит в обеспечении согласованного взаимодейст­вия соответствующих государственных структур, наделенных специаль­ными полномочиями в сфере противодействия преступности.

Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствую­щих совершению преступлений.

Таким образом, предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредст­вом присущих каждому из этих органов правовых, организационных, ин­формационных и иных средств, форм и методов.

Координация обеспечива­ет кооперацию, взаимодополнение, сложение сил и средств, позволяющих получать качественно новые по своему содержанию и значимости резуль­таты в сфере борьбы с преступностью.

Существует отдельное понятие «основные направления деятельно­сти» органов прокуратуры, тесно связанное с понятием «функции».

Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсив­ностью осуществлять надзор за исполнением законов во всех сферах пра­вовых отношений.

Должны быть правильно выбраны приоритеты, от обес­печения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в стране.

В отличие от функций как самостоятельных (но взаимосвязанных и взаимообусловленных) видов деятельности, основные направления дея­тельности прокуратуры обусловлены различными факторами политическо­го, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяются постоянные приоритетные направления деятельности и дина­мичные направления — с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. К числу постоянных приоритетов отно­сятся:

соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, ре­гиональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;

надзор за исполнением законов прежде всего государственными орга­нами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов (различные инспекции и другие контролирующие органы);

соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и ис­полнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами кон-

троля, их должностными лицами, а также органами управления и руково­дителями коммерческих и некоммерческих организаций; в их числе соблю­дение прав и свобод несовершеннолетних граждан.

В последние годы особую актуальность приобрело соблюдение законода­тельства о приватизации, в сфере налоговых, банковских, кредитно-финан­совых и иных отношений.

С учетом особенностей социально-экономической, криминогенной и иной ситуации в различных регионах страны могут выделяться разнооб­разные приоритеты деятельности органов прокуратуры. Зачастую это нахо­дит отражение в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполне­ния всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, ука­зания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ука­занных работников (п. 1 ст. 17). Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности систе­мы прокуратуры.

ПриказыГенерального прокурора РФ относятся к категории ведомст­венных нормативных актов и издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реали­зации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания,как правило, регулируют более узкие направления деятель­ности органов прокуратуры, например: исполнение законов о приватиза­ции, о внешнеэкономической деятельности. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.

Распоряжениясвязаны в основном с реализацией управленческих мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положенийрегламентируется статус структурных подраз­делений Генеральной прокуратуры РФ, включая управления по федераль­ным округам, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Инструкцииопределяют порядок, процедуры, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизвод­ства, статистического учета, порядка хранения документов, оружия, веще­ственных доказательств и др.

Некоторые нормативные указания Генерального прокурора РФ, данные в установленном законом порядке, по своей обязательности выходят за пределы прокурорской системы. Его указания по вопросам предваритель-

Раздел V Прокуратура Российской Федерации

ного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирова­ния, являются обязательными для исполнения всеми органами предвари­тельного следствия и дознания независимо от их ведомственной принад­лежности (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).

При этом имеются в виду не указания по конкретным уголовным делам, которые также обязательны для исполнения, а указания общего, принципиального характера, которые яв­ляются результатом обобщения практики деятельности правоохранитель­ных органов по применению законов в процессе расследования преступле­ний и направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_190498_koordinatsiya-deyatelnosti-pravoohranitelnih-organov---eta.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий