Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.

Контроль за усв знаний и формир ум — важнейш этап учеб процесса, кот позволяет констатировать объективный уровень ЗУН после изучения темы, выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе изучения.

организационные формы: текущий, тематический, итоговый.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки Условн обознач ошибки В чем заключается ошибка Как исправить ошибку
1.Ошибки в Содержании С 1. Есть что-то лишнее. [ ] 2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово/ фраза/ предложение. V 3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении. 4. Мысли излагаются непоследоват, наруш логика. Л 5. Искажен факт текста. Ф 1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания. 2. Оценка за сочинение снижается. 3. Переписать предложение, добавив необходимое слово, фразу/предложение. 4. Переписать предложение, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет Р 1. Употреблено не то слово. 2. Употреблено лишнее слово [ ] 3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). 4. Использ. однообраз. по структуре предл. 1. Переписать предложение, употребив необходимое слово/ убрав лишнее слово. 2. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало граммат.правильно. 3. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки. Г Неправ. образовано слово /словосочет/ построено предл. Переписать слово /словосочетание/предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки. I Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуацион ошибки. V Неправильно поставлен/отсутств знак препин в предложен. Переписать предл в исправлен. виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему, объясняющ постановку знака.

Оценка сочинений и изложений

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1. умение раскрывать тему;

2. умение использовать язык. средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается 2 оценками: первая — за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность — соблюдение орфографич, пунктуац. и язык норм.

сочинения и изложения оценивается по критериям:

· Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· Полнота раскрытия темы;

· Правильность фактического материала;

· Последовательность изложения.

· При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

· Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· Стилевое единство и выразительность речи;

· Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

критерии Оценка «5» Оценка «4»   Оценка «3»   Оценка «2»   Оценка «1»  
1.Соответствие содержания работы теме.   полностью в основном(незначит отклонен от темы) существенные отклонения от темы не соответствует теме
2. Фактические ошибки.   отсутствуют Единичн фактическ неточности.   имеются отдельные фактические неточности много фактических неточностей
3. Последовательное изл-ие содержания. излагается последоват Незначит. нарушения отдельные нарушения Нарушена последовательность во всех частях работы, отсутств. связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Лексический и грамматический строй речи.   Богатство словаря, разнообр. синтакс констр, точность словоупотребления. Достаточное разнообразие Беден словарь, однообраз синтакс констр, встреч-ся неправильное словоупотр Крайне беден словарь, короткие однотипн предложен со слабо выраженной связью между ними, часто неправильное словоупотребление.
5. стилевое единство и выразительность текста Достигнуто. единство и достаточная выразит-сть Стиль не отличается единством, речь недостат выразит.   Нарушено
допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.   допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.   допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.   допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 реч недочетов
Грамотность: допускается 1 орфографич/ 1 пунктуацион/1 грам ошибка. допускаются 2 орфограф и 2 пунктуац ош/ 1 орфографич и 3 пунктуац / 4 пунктуац при отсутствии орфограф ош + 2 грамматич допускаются 4 орфогр и 4 пунктуац/3 орфограф и 5 пунктуацион/ 7 пунктуац при отсутствии орфограф+ 4 грамматич.   допускают 7 орфограф и 7 пунктуац/ 6 орфограф и 8 пунктуацион/5 орфограф и 9 пунктуацион/ 8 орфограф и 6 пунктуацион, а также 7 грамматических ошибок.   более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.  

Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.

Диктант – вид работы, сущность которого в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

контрольный д. – контроль за усвоением знаний уч-ся по к.-л. теме, разделу. проводится в соответствии с тематич. планированием.

обучающие д. – проводят на этапе обобщения, закрепления, повторения знаний. Особенность- сопровождаются рассуждением – применением правила вслух.Это способствует осознанному овладению теор. понятиями, развитию монол. речи. Виды:

— Предупредительный диктант — в целях отработки приёмов применения правил; цель — овладение алгоритмом действий. Перед записью текста/в процессе учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

— Выборочный диктант — это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже — предложения на закрепляемое правило.

— Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

— Выборочно-распределительный диктант.

-Творческий диктант – запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию.

— Объяснительный диктант – док-во написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

— Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

— Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

— Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

Методика проведения. Обучающие д. мог. проводиться на каждом ур.Проверку след. осущ-ть сразу после написания. Приемы проверок: -самопроверка; -взаимопроверка.

Требования к тексту. Диктанты проводятся по связному тексту. Текст дб понятен уч-ся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

18

| 19 |

Источник: https://studall.org/all-10335.html

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.

Жумагалиева Айгуль Сериковна

преподаватель русского языка и литературы
Уральского гуманитарного колледжа

1.Три группы способов проверки умений и навыков учащихся.
2.Методы проверки учебно-языковых умений.
3.Тестовая проверка знаний как особый вид контроля многокомпетентности знаний, умений и навыков по русскому языку.
4. Основные функции контроля над усвоением знаний учащихся по русскому языку.

Введение

Главной целью изучения  русского языка учащимися с нерусским языком обучения является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

А это значит: сформировать умения и навыки грамотного письма, анализа языкового материала, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить их свободно говорить и писать на русском языке; пользоваться им в жизни как коммуникативным средством  общения в условиях билингвизма.

Для этой цели учителю необходимо вести постоянную работу над обогащением количественного и качественного запаса слов, фразеологических оборотов, используемых грамматических конструкций, совершенствованием умения строить развернутое повествование в устной и письменной форме, владения изобразительными средствами языка и т.д.

Одним их показателей развития (в том числе и лингвистического) является, как правило, умение применять полученные знания, умения и навыки в практических условиях, будь то, ответ учащегося на уроке  или в естественной коммуникативно-речевой ситуации.

При  этом очень важной частью обучения русскому языку является контроль над  усвоением базового теоретического материала и выработки умений при решении практических задач, уровня орфографической и пунктуационной грамотности, овладения словарем-минимумом учащимися, что означает систематическое выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Проверка – составной компонент контроля, обеспечивающий обратную связь между учителем и учеником, как получение объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Существует три группы способов проверки умений и навыков учащихся по русскому языку. Это: 1)методы проверки учебно-языковых умений; 2) методы проверки правописных (орфографических и пунктуационных) умений;3) методы проверки речевой компетентности.

По первому методу понимание теоретического материала проверяется в процессе воспроизведения его учащимися путем выполнения практических заданий.

Для этого используются: рассказ учащегося; ответы учащегося на вопросы учителя; подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ, при организации которых  в устном ответе учитываются: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимание изученного; языковое оформление ответа.

Второй метод выявляет показатель сформированности грамотного письма учащегося. Это — умение обнаружить орфограмму, правильно записать слова и предложения, расставить знаки препинания при выполнении письменных заданий. Для такого контроля существуют такие виды заданий,как списывание, диктант, составление предложений.

Наиболее традиционным и распространенным вариантом  второго метода являются диктанты – текстовой и словарный.

Текстовой диктант – одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проводится при изучении или послеизучения определенной темы.

Обычно такой диктант сопровождается грамматическим заданием по этой же теме.

Дополнительное задание предлагается выполнить с учетом текста, его языкового оформления, имеющихся в них синтаксических конструкций и грамматических форм, его насыщенности определенными орфограммами и пунктограммами.

Словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами объемом не более 20 орфограмм и 15 пунктограмм; проводится при изучении той или иной темы и может сопровождаться дополнительными заданиями, направленными на осознанный выбор учащимися букв.

Одним словом, любой из диктантов, имеющий целью проверку подготовленности учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечить выявление прочности ранее приобретенных навыков. Кроме того, целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступным по содержанию учащимся данного языкового уровня.

Третийметод, включающий проверку речевых некоммуникативных умений, предполагает составление словосочетаний по схемам;составление предложений по схемам. Указанные способы применяются с включением необходимого лексического  и грамматического материала.

Контроль над формированием связной речи, т.е. коммуникативных умений учащихся, осуществляется с помощью таких видов занятий, как творческий диктант; свободный диктант; диктант с продолжением; изложение и сочинение.

Изложения и сочинения, к которым рекомендуется тоже давать дополнительные задания, являются основными формамипроверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

В работе над изложением, например, я предлагаю дополнить текст, включая в него описания предмета, животного, интерьера, местности, внешнего вида героя или, предложив продолжить диалог, описать события, о которых говорится в тексте. Можно давать  учащимся задания: составить план текста, озаглавить ее, ответить на вопросы по тексту, пересказать текст сжато или подробно.

С помощью сочинений и изложений проверяются такие умения, как: умение раскрыть тему; уместное использование языковых средств в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил.

Описанные мной выше методы и формы контроля сформированности умений и навыков являются наиболее распространенными и традиционными.

В современных условиях распространена тестовая проверка знаний и является особым видом контроля.

Тесты по русскому языку представляют собой такой вид контроля, при котором проверяется многокомпетентность полученных знаний и умений, и, при этом,  предполагают однозначные и относительно простые ответы.

Можно выделить три вида тестов: 1) компенсирующие; 2)альтернативные;

3) направленные на решение той или иной лингвистической задачи.

1. Компенсирующие тесты требуют вставить слово и сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать ее полным, совершенным.

Пример: Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий… (вместо многоточия учащийся должен написать: «лексическое значение слова, их употребление и происхождение»).

2. Альтернативные основаны на выборе одного или нескольких вариантов ответа.

Пример: Сравнительную степень могут иметь…

А) только качественные прилагательные.

Б) только относительные прилагательные.

Этот вид тестов наиболее распространен.

3. Тесты, направленные на решение лингвистической задачи, нацелены на выяснение уровня орфографических умений и навыков учащихся.

Пример. В этом слове после приставки пишется буква Ы.:

А) с…грать

Б) по…грать

В) без…нтересный

Г) не…нтересный

Д) раз…скивать

Е) сверх…нтересный и т.п. тестовые задания.

Я использую тесты различных видов.

Например, при проверке домашнего задания, я готовлю тест первого вида. Так проверяется знание грамматического материала. При правильном (устном) ответе учащийся получает сигнальную карточку.

По завершении выполнения задания, карточки подсчитываются, выставляются оценки. Такие тесты хорошо проводить в группах со слабой языковой подготовкой для  стимуляции учащихся регулярно готовить домашние задания, т.е.

учить правила и определения по грамматике языка и самостоятельно и под руководством учителя выполнять практические задания.

При проведении итоговой контрольной работы по теме «Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений» я предлагаю примерно следующие индивидуальные задания. Примерно 12 заданий различной сложности.

Учащимся предлагается показать умение найти придаточное предложение, определить его вид, составить схему, преобразовать два простых предложения в одно сложноподчиненное, расставить знаки препинания и т.п.

Для проверки учебно-языковых  умений и навыков я использую такой способ контроля как, например, пересказ статьи. При этом группа учащихся делится на подгруппы, каждая из которых получает задание: одна подгруппа дополняет рассказчика, другая составляет простой план пересказа, третья обнаруживает речевые ошибки.

Данный вид работы позволяет добиваться полноты и правильности ответа, степени осознанности и понимания изученного учащимися, а также необходимого языкового оформления.

Но более всего важен именно тот момент, что при этом контроль над распознаванием языковых единиц, подбором и анализом примеров, полным разбором языкового явления проводится  самими учащимися.

Это ведет к соблюдению учителем принципа самоконтроля учащихся, как еще одной  формой проверки сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку.

Система проверки с помощью описанных выше методов диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся состоит из таких звеньев, как предварительное выявление уровня знаний обучаемых; текущая проверка знаний в процессе усвоения каждой изучаемой темы; повторная проверка (способствует упрочению знаний); периодическая проверка (по целому разделу или значительной теме курса); итоговая проверка и учет (проводится в конце определенного периода обучения);

Специальным видом  является комплексная проверка (с ее помощью диагностируется способность учащихся применять получаемые знания и умения для решения практических задач).

В заключение, хочется особо подчеркнуть, что при осуществлении контроля над сформированностью знаний, умений и навыков, важно соблюдение принциповобъективности, систематичности, наглядности (гласности), которые выполняют функции собственно контролирующие; обучающие (осознание учащимися своих ошибок и причин их появления); воспитательные (объективная оценка знаний школьников).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности, но и еще должны служить средством стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Источник: http://zkoipk.kz/2015c1/1123-conf.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий