Конституционные принципы правосудия.

Конституционные принципы правосудия в РФ

Конституционные принципы правосудия.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Принципы правосудия— это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства.

В Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия:

принцип законности правосудия— ч. 2 ст. 15. По каждому вынесенному судом приговору и решению должна быть ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

В содержание принципа входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь ввиду два обстоятельства.

С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка.

С другой — именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

осуществление правосудия только судом— ст. 118. Осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам)

доступность судебной защиты— ст. 46 Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.

45). Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита считается одним из наиболее результативных, поэтому обязанность государства обеспечивать доступность судебной защиты не просто один из принципов правосудия, но и залог его эффективной деятельности.

осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом —ст.

19; Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

участие граждан в отправлении правосудия— ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123; В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей — в арбитражных судах.

состязательность и равноправие сторон— ч. 3 ст. 123; Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов.

При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

обеспечение права обвиняемого на защиту— ст. 48; В широком смысле речь идет о государственных гарантиях зашиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Конституция РФ специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

Уголовно-процессуальное законодательство конкретизирует содержание конституционной нормы применительно к перечню, в ней приводимому.

презумпция невиновности— ст. 49; «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»

независимость судей и подчинение их только закону-ст. 120; Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение.

опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

При осуществлении правосудия судьи вправе применять положения Конституции РФ, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона

гласность в деятельности суда-ч. 1 ст. 123; Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123).

Конституционный принцип означает, что в отличие от деятельности других государственных органов во всех судах судебной системы РФ: общей юрисдикции (включая военные) и в арбитражных судах — рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах— ст. 68, В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории РФ считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68).

Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих РФ, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

все стадии производства (предварительное расследование и рассмотрение дела в суде) должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 8161 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/5-11485.html

14. Конституционные принципы правосудия

Конституционные принципы правосудия.

Подпринципами понимаются основополагающиеначала, исходные правовые идеи,определяющие содержание норм отраслиправа, ее назначение в правовой системе.Правовые принципы являются правовойосновой, на которой строится нормативнаябаза отрасли права в целом.

Принципыправосудия в РФ

Принципзаконности

Принципосуществления правосудия только судом

Принципынезависимости судей

Принциправенства всех перед судом и законом

Принципобеспечения каждому права на обращениев суд

Принципобеспечения права подозреваемого иобвиняемого на защиту

Национальныйязык судопроизводства

Принципсостязательности сторон

Принципучастия граждан в осуществленииправосудия. Формы участия:

Арбитражныезаседатели

Присяжныезаседатели

Принципоткрытости судебного заседания:

Гласность(кроме тайных)

Устность(в зале судебного заседания всёпроговаривается)

Публичность(вне зависимости от гласности, решениесудом оглашается публично)

Принциппрезумпции невиновности

Принципызаконности и компетенции суда

Принципсоблюдения прав и свобод человека игражданина

Принципобязательности судебных решений

[править]

Принципзаконности

В наши днизаконностью принято считать соблюдениеи исполнение предписаний КонституцииРФ, законов и соответствующих им иныхправовых актов всеми государственнымии негосударственными учреждениями иорганизациями,их служащими и должностнымилицами,гражданами,иными лицами,находящимисяна территории Российской Федерации.

Основныеположения данного принципа закрепленыв ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законамотносятся федеральные законы и федеральныеконституционные закон,а также принимаемыев субъектах РФ конституции и уставы,другиезаконодательные акты.Все они должнысоответствовать предписаниям КонституцииРФ.Акты,которые противоречат КонституцииРФ или закону,применяться не могут.

Дляправосудия данный принцип имеет особоезначение в силу того, что этот видгосударственной деятельности приопределении его понятия,тесно связанс неуклонным соблюдением требованийзакона и установленного им порядкаразбирательства конкретных судебныхдел.Там,где нет соблюдения закона,нельзяговорить о правосудии.Это,скорее, будетпроизвол.

Такое «правосудие» не всостоянии выполнить свою социальнуюфункцию.

[править]

Принципосуществления правосудия только судом

В соответствиисо ст.118 Конституции РФ правосудиеосуществляется только судом.Такжеданное положение конкретизировано вч.1 ст.4 Закона о судебной системе,гдесказано:»Правосудие в РоссийскойФедерации осуществляется толькосудами,учрежденными в соответствии сКонституцией Российской Федерации инастоящим Федеральным конституционнымзаконом.

Создание чрезвычайных судов исудов,не предусмотренных настоящимФедеральным конституционным законом,недопускается.» Применительно кразбирательству уголовных делрассматриваемый принцип детализируетсяв ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.

Впоследней по данному принципу сказаноследующее:»Никто не может быть признанвиновным в совершении преступления иподвергнут уголовному наказанию иначекак по приговору суда и в порядке,установленнымнастоящим Кодексом.» Круг органовуполномоченных вершить правосудиечетко ограничен законами.

К нимотнесены:Верховный Суд РФ,ВысшийАрбитражный Суд РФ,верховные судыреспублик,краевые и областные суды,судыгородов федерального значения,судыавтономной области и автономныхокругов,районные суды и мировыесудьи,военные суды,а также федеральныеарбитражные суды округов,арбитражныеапелляционные суды и арбитражные судысубъектов РФ.

Этот перечень являетсяисчерпывающим.Никакие другиегосударственные либо иные органы невправе осуществлять данный виддеятельности,поскольку у них нетсоответствующих полномочий.

[править]

Принципнезависимости судей

Судьи имеютльготы, не могут заниматься коммерческойдеятельностью, они и их близкие должныбыть ограждены от воздействий третьихлиц.

[править]

Принциправенства всех перед судом и законом

В соответствиис ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны передзаконом и судом. В части второй указаннойстатьи приведенное положение раскрытои конкретизировано.

Его сущность состоитв том, что равенство прав и свободчеловека и гражданина гарантируетсянезависимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественногои должностного положения, местажительства, отношения в религии,убеждений, принадлежности к общественныморганизациям, других обстоятельств.

[править]

Принципобеспечения каждому права на обращениев суд

В КонституцииРФ закреплено в статье 46 п.1 право гражданна защиту своих интересов в суде.

[править]

Принципобеспечения права подозреваемого иобвиняемого на защиту

Обеспечениеобвиняемому и подозреваемому права назащиту как принцип правосудия и уголовногосудопроизводства опирается наконституционные и уголовно-процессуальныенормы.

[править]

Национальныйязык судопроизводства

Данныйпринцип является конкретным выражениемнациональной политики государства вобласти судопроизводства. Судопроизводствоведется на русском языке или на языкереспублики в составе РФ, автоном-нойобласти, автономного округа или на языкебольшинства населения данной местности.

Суть принципа: · Участвующим в делелицам, не владеющим языком судопроизводства,обеспечивается право делать заявления,давать показания, заявлять ходатайства,знакомиться со всеми материалами дела,выступать в суде на родном языке; ·Обеспечивается возможность пользоватьсяуслугами переводчика в порядке,предусмотренном УПК; · Следственные,судебные документы, в соответствии спорядком, установленным УПК, пере-даютсяобвиняемому в переводе на его роднойязык или на другой язык, которым онвладеет.

[править]

Принципсостязательности судопроизводства

Сущностьэтого принципа состоит в том, что приосуществлении правосудия по уголовнымделам судебное разбирательство построенотаким образом, что функцию обвиненияосуществляет одна сторона (прокурор,общественный обвинитель, потерпевший),функцию защиты — другая сторона (защитник,подсудимый, законный представительподсудимого).

Соответственно в гражданскомпроцессе противоборствующие стороныпредставляют гражданский истец, егопредставитель, а также гражданскийответчик (представитель гражданскогоответчика). Знаменательно, что стороныпри состязательном порядке судопроизводстваравноправны, что подчеркивается в ч. 3ст. 123 Конституции РФ.

Функция же разрешениядела (уголовного, гражданского) принадлежитсуду.

[править]

Принципучастия граждан в осуществленииправосудия

Конституционнаянорма, установившая этот принцип, гласит:»Граждане РФ имеют право участвоватьв отправлении правосудия» (ч.5 ст.32Конституции РФ).

В соответствии сдействующим законодательством гражданереализуют это право, участвуя в судебныхзаседаниях в качестве присяжныхзаседателей в судах общей юрисдикциии в качестве арбитражных заседателей- в арбитражных судах.

Присяжные заседатели- граждане РФ, включенные в спискиприсяжных заседателей и призванные вустановленном законом порядке к участиюв рассмотрении судом дела. Участие вотправлении правосудия в качествеприсяжного заседателя являетсягражданским долгом.

[править]

Принципоткрытости судебного заседания

Судебноезаседание проводится открыто, заисключением судебных дел, которыесоставляют государственную или личнуютайну.

[править]

Принциппрезумпции невиновности

Подсудимыйсчитается невиновным, пока не доказанообратное. Действует в уголовном иадминистративном процессах.

[править]

Принципобеспечения законности, компетенции ибеспристрастности суда

Кратко сутьданного принципа можно выразить примерноследующим образом:суд, которому доверяетсярассматривать и разрешать гражданские,уголовные и иные дела, способен вершитьподлинное правосудие, если он законен,компетентен, независим и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо вдействующем законодательстве несформулировано. Оно вытекает из анализапредписаний Конституции РФ(см.ст.18,45,47,119,121,123) и других российскихзаконов, в первую очередь судоустройственныхи процессуальных, а равно авторитетныхмеждународных документов.

К числупоследних можно отнести, кпримеру,Международный пакт о гражданскихи политических правах.»Каждый имеетправо,-говорится в ч.1 ст.

14 этогодокумента,-при рассмотрении любогоуголовного обвинения, предъявленногоему, или при определении его прав иобязанностей в каком-либо гражданскомпроцессе на справедливое и публичноеразбирательство дела компетентным,независимым и беспристрастным судом,созданным на основании закона.

» Дляобеспечения всех перечисленных свойствсуда существует значительное количествоустановленных законом средств.

Этисмногообразные средства вполне можнообъединить в три группы правил:•правила,регламентирующие порядокнаделения судей,присяжных и арбитражныхзаседателей их полномочиями,включаяте правила,которые устанавливаюттребования,предъявляемые кандидатамна эти роли. •правила определениясуда,где должно разбираться конкретноедело,а также его состава(правилаопределения подведомственности иподсудности) •правила,соблюдениекоторых гарантирует объективность ибеспристрастность судей,принимающихрешения по существу вопросов,возникающихпри отправлении правосудия по конкретнымсудебным делам.

[править]

Принципсоблюдения прав и свобод человека игражданина

[править]

Принципобязательности судебных решений

Источник: https://studfile.net/preview/1707440/

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в Российской Федерации

Конституционные принципы правосудия.


Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с сущностью конституционных принципов правосудия, их ролью и признаками. В статье акцент сделан на актуальность анализа современного понимания понятия принципов правосудия и соотношение данного понятия с понятием принципов судебной власти. Также освещены вопросы реализации принципов правосудия.

Ключевые слова: правосудие, конституционные принципы правосудия, классификация принципов правосудия, принципы судебной власти.

Принципы правосудия являются основными началами организации и функционирования органов судебной власти, закрепленными в Конституции Российской Федерации и международно-правовых документах.

В. И. Анишина, давая определение демократическим принципам правосудия, отмечает, что ими являются исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны государственной деятельности.

При этом отмечается, что основная цель принципов правосудия — это обеспечение в первую очередь справедливого и законного разрешения судебных дел с целью защиты человека и гражданина, населения, а также иных субъектов правоотношений, нуждающихся в судебной охране их интересов [1, с. 38].

Важнейшие правовые положения, которые характеризуют правосудие, отражены в главе 7 разд. 1 Конституции Российской Федерации. Так как эти положения закреплены в Основном законе Российской Федерации, они составляют конституционные принципы правосудия и являются правовыми гарантиями демократизма.

Сущность данных принципов заключается в следующих аспектах [2, с. 86]:

1) это идейные основы права и правосудия, которые обусловлены характером самого общества.;

2) это руководящие нормы права, то есть общеобязательные правила, они направляют развитие права государства и сами непосредственно регулируют общественные отношения;

3) это политические основы правосудия, в связи с тем, что право само является политической категорией, так как охватывает интересы значительного числа людей;

4) в отличие от исполнительной и законодательной власти они выражают специфику судебной власти, а также национальных особенностей российской судебной и правовой систем;

5) принципы правосудия выражают демократизм права и суда в правовом государстве, как идейно-политические основы права, в связи с чем, и называются они демократическими основами суда.

Роль принципов правосудия очень важна при обеспечении защиты прав человека и осуществлении законности, а также в развитии законодательства о суде.

Конституционные принципы правосудия являются еще и правовыми нормами, которые регулируют организацию и деятельность суда.

Данные нормы признаны обязательными для исполнения всеми, кого они касаются, в первую очередь, конечно же, для судей и других участников судебного процесса.

При нарушении конституционных принципов выносятся неправосудные судебные акты, подлежащие безусловной отмене вышестоящим судом.

Конституционные принципы правосудия воплотились и в содержании отраслей права, регулирующих деятельность и построение суда — в судоустройстве, арбитражном процессуальном, гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, а именно в федеральных законах о судебной системе и о судах. Некоторые принципы осуществления правосудия закреплены в Конституции Российской Федерации.

Конституционные принципы, которые сформулированы в соответствии с общественными представлениями о наиболее справедливой форме осуществления правосудия, в своей взаимосвязи образуют систему, в которой каждое звено характеризует отдельную сторону правосудия, или его грань. При рассмотрении всех звеньев этой системы в единстве можно в целом понять сущность правосудия в России.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Из данного положения следуют такие конституционные установления, как: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Государство и право существуют, прежде всего, для человека, защищают и оберегают потребности членов общества. В принципах правосудия эти положения также нашли воплощение.

Судопроизводство в правовом демократическом государстве должно строиться на таких принципах, в которых отражаются взгляды, политические и правовые идеи народа, как носителя власти и суверенитета на такую социальную ценность, как право.

Демократичность закрепленных в нормах права принципов правосудия выражается в обеспечении равенства граждан перед законом и судом, коллегиальности рассмотрения дел, независимости и подчинении судей только закону, осуществления правосудия только судом, гласности судебного процесса, а также полной фиксации судебного процесса техническими средствами, государственного языка судопроизводства

Именно конституционные принципы защищают от судебного произвола и несправедливости правосудия, при осуществлении правосудия гарантируют защиту прав и свобод личности, а также обеспечивают легитимный характер деятельности правосудия в правовом государстве, так как законная судебная власть — одна из основ конституционной государственности.

Все принципы правосудия взаимодействуют в общем составляют единую систему принципов. У каждого принципа присутствует самостоятельная роль, каждый принцип в целом характеризует отрасли законодательства, но между ними существуют взаимодействие и взаимосвязь [3, с. 45].

Выделяют следующие признаки принципов правосудия:

‒ объективный характер (принципы правосудия отражают закономерности организации судебных органов, а также воплощают правовые и этические идеи, которые господствуют в обществе);

‒ общий характер (закрепление принципами правосудия наиболее общих подходов в организации деятельности судов);

‒ принципы правосудия являются руководящими положениями;

‒ принципы правосудия закреплены в законе. Тем самым они точны в формулировании и общеобязательны в соблюдении. Их несоблюдение является правонарушением, которое влечет соответствующую ответственность [4, с. 12].

Рассмотрим такой вопрос, как классификация конституционных принципов осуществления правосудия в Российской Федерации. Необходимо отметить, что данная классификация проводится по разным основаниям.

Довольно часто принципы правосудия подразделяют на конституционные (принципы, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации), и не закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы, но вытекающие из законодательных положений.

К последним можно отнести такие принципы, как принцип непосредственности, объективной истины, непрерывности, устности процесса. Данная классификация не свидетельствует о том, что принципы правосудия делятся на главные и второстепенные.

По своей значимости, характеру и назначению все принципы играют важную роль в раскрытии специфики правосудия и его демократической сущности.

Следует заметить то, что учитывая нормы международного права (такие как Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека, Европейская хартия о законодательном регулировании статуса судей, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод) [5, с. 163], действующая в Российской Федерации Конституция закрепила принципы судопроизводства и придала данным принципам значение конституционных.

Помимо вышеуказанного подразделения принципов правосудия на конституционные и иные принципы, можно также классифицировать принципы по отраслевой принадлежности на принципы судопроизводства и судоустройства (уголовного, арбитражного и гражданского процессов) в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение [6, с. 131].

Обратим внимание на соотношении принципов судебной власти и принципов правосудия.

В источниках юридической литературы принципы судебной власти и общие принципы правосудия (судопроизводства), довольно часто не разграничивают.

Как форма государственной деятельности, правосудие считается главной функцией судебной власти. Правосудие осуществляется на основе принципов, которые отражают сущность судебной власти [7, с. 46].

Данное положение дает возможность рассматривать одновременно принципы судебной власти в качестве общих принципов правосудия.

С другой стороны, представляется неправильным приобщать межотраслевые или общие принципы правосудия к принципам судебной власти. Данный подход не позволит раскрыть всю сферу реализации судебной власти в полном объеме [8, с. 395].

Понятия, которые мы рассматриваем, нельзя отождествлять. «Правосудие» является понятием судопроизводственным, тогда как «судебная власть» — общегосударственным понятием.

Основные начала построения и деятельности судебной власти выражаются в принципах судебной власти, которые едины для всей судебной системы Российской Федерации.

Принципы судебной власти — это основополагающие, исходные положения, которые отражены в Конституции Российской Федерации.

Они определяют суть и характер государственно-правового воздействия судебной власти на общественные отношения.

Правильно разграничить принципы правосудия и судебной власти можно благодаря определению системы принципов судебной власти, которые характеризуют ее именно в качестве полноценного и самостоятельного вида государственной власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конституционные принципы правосудия следует рассматривать как основополагающие правовые идеи, которые закреплены Конституцией Российской Федерации или вытекают из ее норм. Данные правовые идеи определяют организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть, а также определяют построение судов, их демократизм.

Литература:

  1. Анишина В. И. Система основополагающих принципов правосудия в российском праве // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В. В. Ершова. М., 2006. С. 38.
  2. Першин А. В., Горина С. А. Общественный мониторинг судебных актов как способ укрепления правосудия // Современное право. 2016. — № 2. — С. 86.
  3. Агутин А. В., Саакян А. Г., Рязапов Д. Т. К вопросу о понятии организационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // Современное право. 2010. No 4 (1). С. 45.
  4. Ларин А. Ю., Кузьмин Д. И. Судебная власть и правоохранительные органы. — М.: РГИИС, 2005. C. 12.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS No 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. С. 163.
  6. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. — М.: Юристъ, 1998. С.131.
  7. Капикранян А. А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 46.
  8. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002. С. 395.

Основные термины(генерируются автоматически): судебная власть, принцип правосудия, Российская Федерация, принцип, конституционный принцип правосудия, судебный процесс, положение, общий принцип правосудия, Конституция, государственная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/231/53699/

Конституционные принципы правосудия

Конституционные принципы правосудия.

Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.

Гольбах П.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления):

отправление правосудия.

Правосудие можно определить как осуществляемую от имени государства деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных юридических дел в установленном законом процессуальном порядке и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона.1 Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и базируется на конституционных началах, а также закрепленных в ФЗ «О судебной системе» принципах.2

При осуществлении правосудия суд, являясь органом судебной власти, не создает общеобязательных норм, а применяет их для разрешения возникших правовых споров. Согласно иным функциям судебные органы в установленных законом случаях полномочны разъяснять, толковать нормы права, признавать их недействительными, а также осуществлять ряд других полномочий.

судебный контроль (конституционная юстиция – контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ) и судебный административный контроль (административная юстиция – контроль законности актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. 1

Конституционные принципы осуществления правосудия – это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия.2

принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).

Законность – соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере.

Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами (например: норма ст.

32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными).

3 Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.

презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Совокупность трех элементов, содержащихся в данной статье, именуется презумпцией невиновности.

В демократическом правовом государстве только суд, тщательно исследуя все обстоятельства дела с применением процедур, установленных уголовно-процессуальным законодательством, может сделать вывод о том, что человек виновен в совершении преступления.

Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора.

Если же приговор обжалован или опротестован в кассационном порядке, он вступает в законную силу после его пересмотра вышестоящим судом.

Важный элемент презумпции невиновности – запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Закрепленное в ст.

51 Конституции право не свидетельствовать против себя,1 отсутствие ответственности обвиняемого за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе иные положения, гарантируют защиту обвиняемого от незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.2

Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности – толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого.

Если доказательств по делу недостаточно для достоверного утверждения о виновности обвиняемого, степени его участия в совершении преступления, о самом событии преступления, а сомнения и противоречия, возникшие в ходе следствия и суда, невозможно достоверно перепроверить и устранить, все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

Правосудие это вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть.

Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина – наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав.

Установленное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Право пользования квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому в случае обращения в суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31. 05. 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».1

В качестве одной из гарантий неприкосновенности личности в РФ Конституция устанавливает момент, в котором задержанный, заключенный под стражу, и обвиняемый вправе пользоваться помощью адвоката.

Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе указанных лиц участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

Адвокаты участвуют в деле на основе соглашения с доверителем либо по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.

обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается ерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.

состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ).

Принцип состязательности – один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе;1

равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равным правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;2

равенство защиты и обвинения;

состязательный характер рассмотрения дела в суде – возможность всем сторонам доказывать правоту и бороться за решение дела в их пользу.

открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ).

Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса.

Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве.

Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания.

При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ).

Независимость судей, а значит и судебной власти – одно из основных условий демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом.

Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность. Независимость судей гарантируется:

установленной процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;

особы порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

неприкосновенностью судьи;

правом судьи уйти в отставку;

предоставление судье за счет государства высокого материального и социального обеспечения.

национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ).

Каждое государство закрепляет наиболее распространенный язык общения народа в качестве государственного. На этом языке работают органы государственной власти, публикуются законы, ведется судопроизводство, выходят государственные средства массовой информации.

В соответствии с законом РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов РФ» государство обязано заботиться о языках народов России, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития.

1 По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке.

При невладении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа – народные, арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей) и в отдельных случаях – присяжные заседатели (наличие граждан, не имеющих отношения к рассматриваемому делу и выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.

Источник: https://studopedia.ru/9_220292_konstitutsionnie-printsipi-pravosudiya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий