Конституционные основы духовно-культурной деятельности.

Конституционные основы духовно-культурных отношений в РФ

Конституционные основы духовно-культурной деятельности.

Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства.

Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13).

В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст.

29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии.

Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст.

28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О сво­боде вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаган­ды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государ­ственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятиях. Основное общее образование (т.е.

в объеме 9 классов) явля­ется обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Консти­туция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого об­разования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Более развернуто конституционные права и свободы личности в духовной сфере в РФ будут охарактеризованы в следующей главе учебника.

(3)Гарантии прав и свобод человека и гражданина (понятие, виды).

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст.

18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Создание условий для реализации прав и свобод — задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы:

1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

2) только против действий или решений органов властей;

3) в случае, если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Обновленное гражданское, уголовное, административное, процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Однако работа в этом направлении далека от завершения.

Многие законы еще не приняты, например, федеральные законы о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; о порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий.

При всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и др.

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура — система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Недостаточный уровень гарантированности прав и свобод, особенно социально-экономических, в настоящее время во многом связан с финансовыми трудностями, со слабой социальной ориентированностью перехода на рыночную экономику.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации.

Гарантией является и активное отношение самих субъектов к использованию всех возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и умение эти права и свободы защищать.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.

Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47 — 54) самим государством.

Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору.

Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В Конституцию включены нормы, являющиеся исходными в правоустановлениях, направленных на обеспечение в должной мере справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции).

Закрепляется принцип презумпции невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции).

Обеспечению прав личности способствуют и такие демократические принципы правосудия, как недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление, использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных федеральным законом (ст. 50, 51). Важное значение в обеспечении прав и свобод личности имеет и конституционная норма о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции).

Чтобы обеспечить защиту осужденного за преступление от возможной судебной ошибки, Конституция закрепляет за ним право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом.

Кроме того, признавая за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания, Конституция обеспечивает возможности более глубоко учесть особенности личности осужденного, все обстоятельства его жизненной ситуации (ст. 50).

Изложенные выше конституционно закрепленные юридические гарантии получают развитие и конкретизацию в соответствующих отраслях права (уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и др.).

Билет 31

Источник: https://cyberpedia.su/9xc614.html

Конституционные основы духовно-культурной деятельности

Конституционные основы духовно-культурной деятельности.

⇐ Предыдущая57585960616263646566Следующая ⇒

Рамках вопроса нужно рассмотреть идео­логические концепции как духовное выражение определенных социаль­ных интересов; многообразие типов идеологии в условиях демократи­ческого общества; монополизацию идеологии в условиях тоталитариз­м; раскрыть сущность идеологического многообразия и его значение для демо­кратического развития России, а также раскрыть характер взаимоотношений государства и религи­озных объединений. В рамках вопроса проанализировать правовой статус религиозных объединений на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносятся понятия «идеологическое многообразие» и «политический плюрализм»?

2. Каковы ограничения на создание и деятельность политических партий?

3. Каков порядок создания политических партий?

4. Перечислите права и обязанности политических партий в России.

5. В чем специфика организационных форм общественных объединений?

6. Какова сущность конституционного принципа свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции?

8. Охарактеризуйте основные способы конституционно-правовой защиты экономических прав и свобод граждан Российской Федерации.

9. Ковы правовые гарантии социальной защиты граждан?

10. Каков порядок создания и деятельности религиозных объединений

11. Какова роль политических партий в формировании органов публичной власти в Российской Федерации?

12. Что понимается под общественным объединением?

13. Как образовать общественное объединение? Кто такие учре­дители, члены и участники общественного объединения?

15. Может ли общественное объединение существовать без госу­дарственной регистрации? Что дает государственная регистрация самому общественному объединению и государству?

16. Какие права и средства воздействия имеют общественные объединения в области государственной и политической жизни?

17. Какие права имеет общественное объединение в части собс­твенности и хозяйственной деятельности?

18. Как можно приостановить и прекратить деятельность обще­ственного объединения, политической партии в случае нарушения им закона?

Тесты и задачи

1. Социальная направленность РФ означает: а) обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека; б) осуществление социальных идеалов; в) поддержку маргиналов; г) защиту деловой репутации граждан.

2. Право на объединение в политические партии не имеют: а) судьи; б) прокурорские работники; в) служащие органов местного самоуправления; г) служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.

3. На создание общественного объединения: а) требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) не требуется предварительного разрешения.

4. Государство поддерживает политические партии: а) да; б) нет.

5. В России разрешено преподавание основ религии в государственных школах: а) верно; б) не верно.

6. Виды религиозных объединений в РФ: а) религиозные группы; б) религиозные организации; в) религиозные союзы.

7. Религиозные объединения в Российской Федерации могут осуществлять функции государственных органов: а) верно; б) не верно.

8. Религиозные объединения в Российской Федерации: а) самостоятельны в определении своей структуры; б) их структуру определяет государство.

9. Религиозные объединения в РФ: а) участвуют в выборах органов государственной власти и местного самоуправления; б) не участвуют.

10. В Российской Федерации по просьбе религиозных организаций государственные органы вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответству­ющей территории: а) верно; б) не верно.

11. Светский характер Российской Федерации предпо­лагает: а) отделение церкви от государства; б) преподавание в школе знаний о религии; в) равноправие религиозных организаций; г) обязанность государственных служащих исповедовать определенную религию.

12. Политическое многообразие — это: а) наличие многих политических идей, течений; б) многообразие и равенство политических партий

13. Формы собственности, закрепленные Конституцией РФ 1993 г.: а) частная; б) личная; в) государственная; г) муниципальная; д) иные формы

14. К принципам экономической деятельности, по Кон­ституции РФ 1993 г., относятся: а) свобода экономической деятельности; б) запрет конкуренции;

в) единое экономическое пространство; г) признание и защита равным образом различных форм собственности; д) поддержка конкуренции.

15. Земля и другие природные ресурсы использу­ются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности: а) пародов, проживающих на соответствующей территории; б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.

16. Создание политических партий по признакам про­фессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности: а) допускается; б) не допускается.

17. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность: а) на всей территории РФ; б) территории субъектов, где есть региональные отделения.

18. Российское государство: а) финансирует политические партии; б) не финансирует; в) финансирует по итогам их участия в выборах.

19. Общественный фонд: а) основан на членстве; б) не имеет членства.

20. Организационно-правовые формы общественных объединений: а) общественные организации; б) общественные движения; в) сходы граждан; г) органы общественной самодеятельности.

21. Общественное учреждение имеет целью: а) оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения; б) совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.

22. Символика политической партии: а) не должна совпадать с символикой РФ, символикой субъектов РФ, муниципальных образований, с символикой иностранных государств; б) может совпадать

23. Численность политической партии должна состав­лять не менее: а) 10 000 членов; б) 40 000 членов; в) 45 000 членов; г) иное

24. Политические партии могут принимать пожертво­вания от: а) физических лиц; б) юридических лиц; в) иностранных государств

Задача 1. Группа депутатов Государственной Думы выступила с инициативой отменить институт регистрации граждан иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и временного пребывания, аргументируя это тем, что наличие данного порядка существенно затрудняет развитие экономики России. Дайте правовую оценку данному предложению.

Задача 2. Обязана ли РФ осуществлять за преде­лами территории мероприятия, обеспечивающие ее гражда­нам, избравшим местом своего постоянного проживания другую стра­ну, надлежащий уровень жизни и повышенную социальную защищен­ность, в т.ч.

гарантировать таким гражданам возможность пользоваться в период проживания за границей мерами социальной защиты (дополнительными правами и льготами), предоставляемыми на территории России за счет бюджетных средств? Какую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд?

Задача 3. При регистрации Ленинградского областного отделения Де­мократической партии России в областном регистрирующем ор­гане юстиции потребовали сдать копии паспортов лиц, учредив­ших партию в 1990 году.

Представители партии отказались это делать, ссылаясь на то, что Закон такого требования не предус­матривает, к тому же некоторые из учредителей партии уже ушли из жизни.

Какую сторону данного спора вы бы поддержали?

Задача 4. При подаче документов на регистрацию одной из политических партий в качестве ее юридического адреса было указано жилое помещение (квартира) лидера партии. Может ли быть юридическим адресом политической партии жи­лое помещение (квартира)?

Задача 5. При регистрации регионального отделения Народной партии в г. Твери территориальный регистрирующий орган юстиции пригласил 100 членов этой партии (на тот момент еще не было по изменения в закон повышении миним. числ.

региональных отделений партий до 500 членов) для выяснения достоверности их подписей в заявлениях о приеме в члены партии.

Допустимы ли такие действия территориального регистри­рующего органа? Как регистрирующий орган вправе проверить достоверность сведений о количестве членов партии в региональном отделении?

Задача 6. Студенты вуза решили образовать партию под названием «Студенческая партия России». В Министерстве юстиции им посоветовали не создавать такую партию, поскольку закон не допускает создание партий по признакам профессиональной принадлежности. Дайте правовую оценку.

⇐ Предыдущая57585960616263646566Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://vikidalka.ru/2-20780.html

Конституционные основы духовно-культурных отношений

Конституционные основы духовно-культурной деятельности.

К сфере духовно-культурной жизни относятся образование, наука, культура, религия, язык.

В разделе 1 Конституции «Основы конституционного строя» содержится несколько положений, характеризующих сферу духовно-культурных отношений. Согласно ст.15 Конституции, государство принимает на себя ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, а также за развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

С целью сохранения, надлежащего содержания, рационального использования, восстановления и приумножения историко-культурного наследия в Республике Беларусь действует Закон «Об охране историко-культурного наследия», принятый 13 ноября 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В преамбуле этого Закона записано, что историко-культурное наследие народа Беларуси, созданное им во время формирования и существования как в собственных государственных структурах (в Полоцком и других древних княжествах, Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойтском, БНР, БССР), так и в составе других государственных формирований (Речи Посполитой, Российской империи, СССР), является его достоянием, неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Охрана, сохранение, популяризация и передача наследникам историко-культурного наследия провозглашались святой обязанностью государства, делом чести каждого его гражданина.

В соответствии со ст.1 Закона историко-культурным наследием признается совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

К числу таких ценностей Закон относит наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства.

Согласно Закону (ст.6), государственная политика в области учета и охраны историко-культурного наследия осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство культуры Республики Беларусь и его представителей в местных исполнительных и распорядительных органах.

Основные вопросы, связанные с осуществлением культурной деятельности, регулируются Законом «О культуре в Республике Беларусь», принятом 4 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст.1 Закона под культурой понимается совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.

К сфере регулирования данного Закона отнесены следующие виды культурной деятельности: 1) библиотечное дело; 2) деятельность творческих союзов и творческих работников; 3) кинематография; 4) музейное дело; 5) народное творчество, народные промыслы (ремесла); 6) гастрольно-концертная деятельность; 7) издательская деятельность в части, связанной с изданием произведением литературы, которые имеют значение для сохранения, развития и распространения культуры; 8) деятельность по организации культурного досуга населения; 9) деятельность по созданию объектов культурной инфраструктуры, производства инструментов, оборудования и имущества, предназначенных для осуществления и обеспечения культурной деятельности; 10) деятельность средств массовой информации в части, связанной с созданием, использованием, распространением и популяризацией культурной деятельности; 11) культурное творчество; 12) международное культурное сотрудничество; 13) научно-исследовательская и методическая деятельность в области культуры; 14) профессиональная деятельность в области художественной литературы; 15) профессиональная деятельность в области искусства; 16) иные направления, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности.

Согласно ст.10 Закона, государственная политика в области культуры основывается на признании культуры в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, которые проживают в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи.

Основными приоритетами государственной политики в области культуры провозглашаются:

1) сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка;

2) создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и произведений для детей и молодежи;

3) создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурного образования детей и молодежи;

4) популяризация классических произведений художественной литературы и творчества, иных эстетичных и моральных ценностей отечественной и мировой культуры;

5) обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности.

Наряду с указанным Законом, в Республике Беларусь действует Закон «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» от 5 сентября 1996 г. Он регулирует отношения, связанные с обеспечением организационно-правовых и экономических гарантий создания и деятельности музеев.

В соответствии со ст.2 Закона музеем признается учреждение культуры, доступное для посещения гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Музеи собирают, изучают, экспонируют, популяризуют и сохраняют движимое и отдельное недвижимое историко-культурное наследие, содействуют повышению образованности населения, распространению знаний о человеке и его среде, служат духовному развитию общества.

Перед музеями поставлены следующие задачи: изучение и осмысление истории и культуры в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей граждан Республики Беларусь, воспитания у них национального самосознания, приобщения их к национальной и общечеловеческой культуре (ст.3 Закона).

Согласно ст.6 Закона, музейный фонд Республики Беларусь представляет собой совокупность движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей Беларуси, а также зарубежной истории и культуры, которые имеют историческую, художественную, научную или другую культурную значимость и хранятся в музеях Республики Беларусь всех форм собственности.

Для сведения: в Республике Беларусь имеется 133 государственных музея. В музейном фонде насчитывается 3 млн.700 тысяч предметов. Ежегодно музеи страны посещает более 3,5 млн. человек (см. «Аргументы и факты», июнь 2005, № 23).

Важную роль в духовно-культурной жизни играет образование, которое создает условия для всестороннего развития личности и повышает культурный уровень общества. В указанной сфере действует Закон «Об образовании», принятый 29 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: 1) обязательности общего базового образования; 2) доступности среднего специального и высшего образования; 3) преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; 4) национально-культурной основе образования; 5) светском характере образования.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфере социально-экономической деятельности. Оно может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Образовательный процесс в учреждениях образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования и на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, мировой культуры.

Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе бакалавриат и магистратуру. Положения о ступенях высшего образования, бакалавриате, магистратуре утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, подготовку научных кадров высшей квалификации, организуют переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием.

Республика Беларусь является светским государством, то есть государством, в котором не существует государственной (официальной) религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности.

Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования.

По состоянию на 1 января 2005 г. в Республике Беларусь насчитывалось 1698 религиозных общин, в том числе 1265 православных и 432 католических.

Согласно ст. 16 Конституции, взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Таким законом является Закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.).

В соответствии с данным Законом (ст.

5) каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Никто не может принуждаться к определению своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности из интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Согласно Закону (ст.13), религиозные организации должны иметь следующие признаки: 1) вероисповедание; 2) разработанная культовая практика; 3) проведение богослужений; 4) религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории. Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации.

Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства.

К сфере духовно-культурных отношений относятся вопросы, связанные с выбором языка общения. В Беларуси вопрос о статусе государственного языка был определен еще до провозглашения Декларации о государственном суверенитете в Законе «О языках в Белорусской ССР» от 26 января 1990 года.

В соответствии с этим Законом в республике обеспечивалось приоритетное развитие белорусского языка при свободном пользовании русским языком как языком межнационального общения.

В частности, устанавливалось, что руководители и другие работники государственных органов, государственных учреждений, предприятий и учреждений, общественных организаций должны владеть белорусским и русским языками в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей.

В Конституции 1994 года в качестве государственного языка закреплялся белорусский язык. По итогам республиканского референдума от 14 мая 1995 года государственными языками общения были признаны белорусский и русский языки, что получило свое закрепление в ст.17 Конституции Республики Беларусь.

В новой редакции Закона «О языках в Республике Беларусь» от 13 июля 1998 г. закрепляется развитие и функционирование белорусского и русского языков во всех сферах общественной жизни.

При этом государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения должны создавать гражданам необходимые условия для изучения белорусского и русского языков и совершенного владения ими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_23971_konstitutsionnie-osnovi-duhovno-kulturnih-otnosheniy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий