Конституционно-правовые основы участия РФ в межгосударственных объединениях.

Статья 79 Конституции России

Конституционно-правовые основы участия РФ в межгосударственных объединениях.

Текст Ст. 79 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 79 Конституции Российской Федерации

Данная статья говорит о праве Российской Федерации принимать участие в межгосударственных объединениях. В определенном смысле законодатель следует примеру некоторых конституционных актов европейских государств. Между тем само право на участие в международных институционных образованиях не связано напрямую с закреплением такого права в конституционном законе.

Подтверждением тому является то очевидное обстоятельство, что Российская Федерация приобрела членство во многих международных образованиях в качестве правопреемницы советского Союза, т.е. до принятия настоящей Конституции.

Основное значение для вступления государства в международное объединение имеют согласованные его членами положения учредительного акта о порядке принятия в состав его членов.

Конституция относит к ведению Федерации международные договоры России (п. «к» ст. 71), не конкретизируя их содержания. В то же время из текста самой Конституции очевидно, что воздействие норм международного права на право нашей страны может быть весьма значительным. Из части 4 ст.

15 Конституции, в частности, вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В части 1 ст.

17 Конституции определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения и передавать им часть своих полномочий, Российская Федерация исходит из того, что она, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором становится все более тесным сотрудничество в области безопасности, экономики, науки и техники, окружающей среды и т.д.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право участвовать в межгосударственных объединениях.

Межгосударственное объединение — один из видов международных организаций, которые создаются и действуют на основе договоров, соглашений между государствами, а объем их правосубъектности определяется их уставами.

В данном случае межгосударственное объединение означает межправительственную организацию, являющуюся, в отличие от международных объединений неправительственного характера, одной из форм сотрудничества между государствами.

При этом Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о своем участии или неучастии в межгосударственных объединениях, исходя из своих национальных интересов. Межгосударственные объединения — субъекты международного права.

По составу они могут быть всемирными (универсальными), в которых участвуют все или почти все государства мира (например, ООН), и региональными, участниками которых являются государства определенного географического региона (например, Совет Европы).

Из содержания комментируемой статьи следует, что независимо от характера межгосударственного объединения Российская Федерация может участвовать только в таких объединениях, которые созданы на основе международного договора.

Вступая в межгосударственные объединения, Российская Федерация может передавать ему часть своих полномочий, т.е.

добровольно отказаться от некоторых своих прав и передать их, согласно международному договору, органам межгосударственного объединения.

Конституция ставит два условия для ограничения этого права.

Во-первых, Россия не может вступить в межгосударственное объединение и, следовательно, передать ему часть своих полномочий, если в результате последует ограничение прав и свобод человека и гражданина. Здесь имеются в виду прежде всего права и свободы, установленные Конституцией РФ.

Во-вторых, вступление Российской Федерации в межгосударственное объединение не должно противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, т.е. любому из положений, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ.

Важнейшими среди этих положений являются принципы народовластия, государственного суверенитета, целостности и неприкосновенности территории страны, идеологического и политического многообразия.

Устанавливая такие ограничения, комментируемая статья становится дополнительной гарантией прав и свобод человека и гражданина и конституционного строя России.

Более подробно участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях и порядок заключения международных договоров определяются в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»*(405).

Этот Закон устанавливает, что международные договоры об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации, подлежат ратификации.

Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности, поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать серьезное воздействие на политику вступивших в них государств.

В числе таких межгосударственных организаций:

Организация Объединенных Наций, а также основные органы системы: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и специализированные учреждения — Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и пр.;

«Группа восьми» («Большая восьмерка») — форум лидеров ведущих индустриальных демократических государств мира: России, США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и (с ограниченным статусом) Евросоюза;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Совет Европы (СЕ);

Содружество Независимых Государств (СНГ);

Азиатско-тихокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международные валютный фонд (МВФ);

Международный олимпийский комитет (МОК);

Международная федерация красного креста и полумесяца (МФКК).

Кроме международных организаций, в которых Российская Федерация является членом, огромное влияние на развитие политики, экономики, культуры и других областей оказывают и иные международные организации, с которыми Российская Федерация поддерживает отношения, не будучи постоянным членом:

Европейский союз (ЕС);

Организация Североатлантического договора (НАТО);

Ассоциация стран юго-Восточной Азии (АСЕАН);

Организация исламская конференция (ОИК);

Лига арабских государств (ЛАГ);

Организация африканского единства (ОАЕ);

Восточно-Африканское Сообщество (ВАС);

Сообщество развития Юга Африки (САДК);

Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА);

Организация американских государств (ОАГ);

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

Ассоциация карибских государств (КАРИКОМ);

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК);

Организация за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ);

Европейское Космическое Агентство (ЕКА).

Источник: http://konstRF.ru/79

Участие России в межгосударственных объединениях

Конституционно-правовые основы участия РФ в межгосударственных объединениях.

При подготовке вопроса надо иметь в виду, что Рос­сийская Федерация как субъект международного права является чле­ном ряда международных объединений.

Так, в статье 79 Конституции РФ закреплено, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Участие РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях осуществляется на основе международных договоров. Россия входит в состав СНГ (Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устав СНГ от 22 января 1993 г.), в Союзное государство России и Беларуси (Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г.). Студентам рекомендуется проанализировать правовые основы и цели учреждения Союзного государства.

В настоящее время Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Совета Европы.

Следует отметить, что в Концепции внешней политики Российской Федерации высшими приоритетами называются: сохранение и укрепление суверенитета России, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного и демократического миропорядка, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями, всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам рекомендуется определить международные организации, членом которых является Россия.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие и назовите элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.

2. В чем выражается суверенитет Российской Федерации. Каковы конституционные гарантии суверенитета РФ?

3. Являются ли континентальный шельф и исключительная экономическая зона частью территории Российской Федерации?

4. В чем выражается единое гражданство Российской Федерации?

5. Какие принципы лежат в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Назовите вопросы, составляющие остаточную компетенцию субъектов Российской Федерации.

7. Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения?

8. Назовите формы взаимодействия РФ и ее субъектов.

9. Каков порядок образования в составе РФ нового субъекта?

10. Какие народы относятся к коренным малочисленным народам? Назовите формы защиты их прав и законных интересов на основе законодательства.

11. Возможна ли передача полномочий, закрепленных Конституци­ей Российской Федерации за федеральными органами государствен­ной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации?

12. Каков механизм реализации полномочий Российской Федера­ции и ее субъектов по предметам совместного ведения?

13. Каким образом разграничиваются полномочия органов госу­дарственной власти РФ и органов государствен­ной власти субъектов РФ в области прав и сво­бод человека и гражданина и их защиты?

14. Какое значение в настоящее время имеют договоры о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и субъектов Федерации? Каков порядок заключения этих договоров?

Тесты и задачи

1. Конституционно-правовые признаки РФ: а) территория федерации; б) предметы ведения федерации; в) неизменный состав ее субъектов; г) исключительное право вступать в международные экономические отношения;д) утверждение уставов краев и областей.

2. Предметы ведения РФ, установленные Конституцией: а) не могут передаваться субъекту РФ;б) не могут перераспределяться между субъектами РФ;в) могут передаваться субъекту РФ;г) могут перераспределяться между ее субъектами; д) могут быть сокращены.

3. Верховенство государственной власти — это: а) отсутствие на территории государства другой, конкурирующей власти;б) признание высшей юридической силы конституции государства;в) запрещение политической оппозиции;г) приоритет актов президента над законами, принимаемыми парламентом;д) верховенство национальных законов над международно-правовыми актами.

4. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.

5. Условия принятия в РФ нового субъекта: а) взаимное согласие РФ и иностранного государства;б) заключение международного договора РФ;в) одобрение со стороны ООН;г) одобрение со стороны стран-участниц СНГ;д) предоставление новому субъекту только статуса автономного округа;

6. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения конституционного собрания;д) требуют подтверждения Конституционного Суда РФ.

7. Какая из отраслей законодательства не относится к исключительному ведению РФ: а) уголовное; б) уголовно-процессуальное; в) административное; г) гражданское; д) арбитражно-процессуальное.

8. Государственный суверенитет РФ – это верховенство… а) и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами; б) власти Федерального Собрания; в) власти Президента РФ; г) исполнительной власти РФ.

9. Территория РФ включает в себя… а) только территории ее субъектов; б) только территории ее субъектов и внутренние воды; в) территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; г) только территории субъектов и территориальное море.

10.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ могут быть временно возложены на фе­деральные органы государственной власти в случае: а) неэффективной деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ; б) отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ; в) введения на территории субъекта РФ режима контртеррористической операции.

11. Временная финансовая администрация вводится в субъекте РФ: а) решением Высшего Арбитражного Суда по ходатайству Правительства РФ;б) решением Президента по ходатайству Правительства РФ;в) решением Высшего Арбитражного Суда РФ по ходатайству Государственной Думы/ Совета Федерации;г) решением Правительства РФ по ходатайству Счетной палаты.

12. Можно ли вопросы, находящиеся в совместном ведении, выносить на: а) общефедераль­ный референдум, б) референдум субъектов Федерации?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_148296_uchastie-rossii-v-mezhgosudarstvennih-ob-edineniyah.html

Конституционные основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях

Конституционно-правовые основы участия РФ в межгосударственных объединениях.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Юридический институт им. М.М. Сперанского

Кафедра Международного права и внешнеэкономической деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное право»

на тему:

«Конституционные основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях»

Выполнил:

студент 2 курса группы Ю-114

очной формы обучения

Руководитель:

Ассистент кафедры МПВЭД:

Манукян Г. А.

Владимир2015

Введение

межгосударственный конституционный российский

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Россию, как и все остальные страны,не обошли стороной процессы глобализации. Их результатом выступает увеличение роли международных институтов и механизмов во всемирной политике и экономике.

Чтобы решать важнейшие глобальные проблемы странам необходимо объединяться и сотрудничать. Это обусловлено увеличением роли интеграции стран в современном мире. Нельзя даже представить, что существование государств может происходить без создания единой международной системы.

Уровень вовлеченности России в мировые процессы можно определить по активности ее в межгосударственных объединениях.

Концепция внешней политики Российской Федерации указывает на необходимость усовершенствования всех форм сотрудничества во всех сферах, полезных для интересов государства, а также определяет принципы взаимодействия и построения отношений России с другими государствами.

Правовая основа России сотрудничать с межгосударственными объединениями закреплена Конституцией Российской Федерации, однако в иных международно-правовых документах, данный аспект рассмотрен в большей степени как обязанность.

Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 указывает на то, что проблемы связанные с большинством стран, иначе, глобальные, должны находить свое решение путем справедливого раздела издержек и обязанностей.

Степень научной разработанности темы: Этот вопрос не обошли стороной исследования многих ученые. В общетеоретическом плане данная тема была освещена такими учеными, как В.К. Бабаев, И.А. Ильин, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Ю.А. Тихомиров и др. В аспекте международного права изучением данной темы занимались: К.

А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, А.Н. Талалаев, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин и др. Огромный вклад в изучение данной темы был привнесен учеными-конституционистами, такими как: А.С. Алексеев, М.В. Баглай, С.А. Глотов, Г. Еллинек, В.В. Мамонов, Б.Г. Манов, Т.М. Пряхина, О.Г. Румянцев и др.

Объектом данного исследования явились межгосударственные отношения, в том числе и с участием Российской Федерации, и особенности их конституционно-правового регулирования.

Предметом является конкретные конституционно- и международно-правовые нормы, которые закрепили основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях.

Целью моей исследовательской работы выступает комплексное изучение основ, особенностей и перспектив участия Российской Федерации в разного рода объединениях государств.

Для достижения цели нужно выделить ряд основных задач:

— Провести анализ такого элемента конституционно-правового статуса России, как право на участие в межгосударственных объединениях;

— Определить необходимость участия России в межгосударственных объединениях;

— Анализировать правовые основы внешней политики и их характерных особенностей;

— Рассмотреть условия на которых Российская Федерация участвует в межгосударственных объединениях и выявить пределы участия.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, проведенного в данной курсовой, поспособствуют развитию основы для последующих теоретических изучений конституционно-правового регулирования межгосударственных отношений.

Результаты исследования, формулировка которых будут основаны на анализе и обобщение научных данных, могут быть приняты во внимание при регламентации участия России в межгосударственных объединениях.

Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при преподавании курсов конституционного права России и международного права в юридических вузах.

Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, а также ряд частно — научных методов:

* Историко-правовой, использовавшийся при изучении исторических документов.

* Системно-структурный, использовавшийся для образования структуры данной работы.

* Формально-логический, использовался при конструировании определений

* Исторический и логический позволили раскрыть сущность и причины развития участия России в межгосударственных объединениях.

Нормативная основа исследования состоит из международно-правовых актов, Конституции РФ, федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов РФ.

Теоретическая основа состоит из трудов ученых, справочных материалов, нормативных документов, законодательных актов, данных журналов и газет, статистики международных организаций.

Нормативную основу исследования составили международно-правовые акты, Конституции РФ, Постановления Правительства, а также такие документы, как декларации, Устав ООН и других международных организаций.

Структура работы состоит из введения, двух глав, притом первая из них разбита на три подпункта, а вторая на два, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Конституционно — правовые основы межгосударственных отношений

1.1 Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях как элемент конституционного статуса Российской Федерации

Довольно важное место в сотрудничестве между государствами, основой которого являются общие интересы, отводится межгосударственным объединениям. Технический прогресс, по мере своего развития, приумножает стимулы к расширению территорий интеграционных пространств.

Российская Федерация, являясь частью мирового сообщества, также имеет интерес к укреплению взаимоотношений с другими странами, путем участия в межгосударственных объединениях, в виде заключения большого количества международных договоров, целью которых является разрешение разного рода проблем. Межгосударственные объединения приобретают все больший вес в плане регулирования региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества. Не только конкретные государства, но и мировое сообщество в общем, признает необходимость глобализационных процессов.

Огромные изменения происходят в последнее время, но, несмотря на это, государственный суверенитет выступает как основа конституционного строя большинства государств. Не исключением является и Россия.

Однако, то количество прав, которое осуществляют, непосредственно государства все сильнее меняется.

Государства Европы, для решения важнейших проблем, сами отдают часть своих полномочий наднациональным структурам.

Эффективность работы Российской Федерации в различных межгосударственных объединениях, степень интеграции в них, обуславливает участие в целом России в мировой политике. Высокое качество участия России в глобальных процессах, ставиться на первый план.

Добиться этого можно путем самого разнопланового взаимодействия с другими государствами. Интеграционные процессы служат традиционным формированием межгосударственных связей: новизна в характере и содержании, но сохранение государственной целостности государств, участвующих в объединении.

Ясно, что в современном мире государства не могут жить обособленно. «Отгороженное от внешнего мира рвами, частоколом и новым «железным занавесом» государство — это путь к стагнации, загниванию. Это выброс на периферию. Это «маргинализация государства»Зорькин В.Д.

Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы // Журнал российского права. 2006. № 12. С. 23.

В конституционно-правовом статусе Российской Федерации закреплено право участия в межгосударственных объединениях.

Конституция РФ определяет это конкретно как право России на сотрудничество с межгосударственными объединениями, в то время как в международно-правовых документах это рассматривается не столько как право, сколько как обязанность государства. Реализуя данное право, Россия отстаивает свои интересы и защищает их.

Российской Федерации присуща полная правосубъектность, так как Россия является суверенным государством. Следовательно, у России есть право участвовать в межгосударственных объединениях, а так же осуществлять им передачу части своих полномочий. Для осуществления данного права существуют два ограничения.

Передача полномочий не будет осуществлена, если она повлечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина или же если данная процедура будет угрозой конституционному строю Российской Федерации.

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a2bc79b5d53a89421306d36_0.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий