Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

Конституционная ответственность Президента РФ

Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

Если в целом оценить данное полномочие Конституционного Суда, можно прийти к следующим выводам. Его законодательная конструкция представляется весьма неудачной, да и возможность практической реализации собственно процедуры отрешения Президента в силу всего вышесказанного вызывает большие сомнения.

По сути, речь идет о механизме привлечения Президента к конституционной ответственности в форме отрешения от должности; подразумевается снятие с Президента неприкосновенности, которой он наделен ст. 91 Конституции, препятствующей привлечению Президента к уголовной ответственности.

Однако привлечь Президента к уголовной ответственности невозможно даже после отрешения его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента.

На основании ч. 2 ст. 92 Конституции Президент может в любое время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем самым неподсудным.

Существует объективная потребность в видоизменении конструкции данного полномочия Конституционного Суда и соответственно собственно механизма привлечения Президента к конституционной ответственности.

По большому счету о конституционной ответственности Президента при нынешнем правовом регулировании можно говорить с большой долей условности.

Это нельзя назвать конституционной ответственностью в ее чистом виде, поскольку основанием для отрешения Президента от должности является не нарушение Конституции, как это имеет место в большинстве зарубежных государств (Германия, Австрия, Италия, Болгария, Венгрия, Монголия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Таджикистан, Украина и др.), а совершение тяжкого преступления, что делает эту ответственность сродни уголовной, она представляет собой, в сущности, снятие неприкосновенности для привлечения к уголовной ответственности.

Необходимо вводить конституционную ответственность Президента в ее классическом варианте. Нарушение Президентом Конституции должно являться основанием процедуры отрешения его от должности. Абстрактного конституционного контроля в отношении актов Президента явно недостаточно.

Более того, за все время существования Конституционного Суда второй модели ни один акт Президента не был признан неконституционным. Хотя ни для кого не секрет, что нормотворчество Президента с позиций конституционной законности никак нельзя признать адекватным, особенно нормотворчество первого Президента.

Весьма актуальна данная проблема в свете гипертрофированной отечественной системы разделения властей. Как остро заметил Е. В. Белкин, «в нарушение всех постулатов теории разделения властей по Конституции 1993 г. над всеми ветвями власти возвысился Президент, который даже как бы не власть, а ее единственный гарант.

Но властных полномочий у гаранта больше, чем даже у российского императора. Подсчитано, что в руках Президента Российской Федерации сосредоточено примерно 80% властных полномочий на федеральном уровне. Остальные 20% неравномерно делятся между традиционными ветвями власти.

При данном соотношении нельзя всерьез говорить об эффективном функционировании системы сдержек и противовесов».

В.О.

Лучин в этой связи отмечает: «На практике конституционные положения, предопределенные многофункциональным статусом главы государства, в сочетании с их расширительным толкованием обусловили закрепление огромного объема полномочий не только в Конституции, но и в нескольких десятках федеральных законов… В настоящее время объем полномочий Президента стал настолько велик, что превратился, по сути, в тяжкий груз, лежащий на главе государства. Президент физически не в состоянии надлежащим образом осуществлять эти полномочия, что неизбежно приводит к „раздуванию“ штата его помощников, смещению реальной власти от Президента к его Администрации». «Многочисленные подразделения президентской Администрации и органы „при Президенте“ (управления, советы, комиссии, центры, полномочные представители в государственных органах и федеральных округах со своими аппаратами и т. д.) с многочисленной охраной и социально-хозяйственной индустрией приобрели черты административного „монстра“. Этот „монстр“, по своим функциям и властным устремлениям очень напоминающий ЦК КПСС, может, преломляя через себя и для себя власть Президента, всем фактически управлять и все контролировать, но ни за что не нести ответственность, так как его деятельность находится вне парламентского и судебного контроля».

На расширительное толкование Президентом своего конституционно закрепленного статуса и полномочий указывают и другие авторы. В частности, Е. И.

Колюшин утверждает, что такого рода трактовка Конституции позволяет до бесконечности расширять полномочия Президента, открывая все новые и новые «скрытые», «предполагаемые», «дремлющие», «остаточные», «резервные», «подразумеваемые» полномочия и оправдывая их как некие прерогативы гаранта Конституции.

Как справедливо отмечает Н. И. Матузов, «красиво звучащая фраза „Президент — гарант Конституции“ может быть наполнена далеко не одинаковым содержанием; она дает возможность на ее основе предпринимать, в зависимости от обстоятельств, прямо противоположные по своему характеру и направленности действия и решения.

В известном смысле она даже опасна, ибо нигде не прописано, как именно глава государства гарантирует права граждан, какими методами, способами. Все это отдается на его личное усмотрение». Поэтому, надо полагать, недалеки от истины слова бывшего Руководителя Администрации Президента С. А.

Филатова: «Завтра может появиться указ с… крутыми словами: «Впредь до изменения Конституции…».

В таких условиях абстрактного конституционного контроля в отношении нормативных актов Президента явно недостаточно. Сам Президент ничем не рискует, поскольку самое негативное возможное последствие — признание Конституционным Судом акта Президента неконституционным.

Да и этого, как уже отмечалось, не происходит. Такого основания для отрешения Президента от должности, как государственная измена или совершение иного тяжкого преступления, также явно недостаточно. Это подтверждается несостоявшимся отрешением от должности Б. Н.

Ельцина в 1999 г.

Оптимальным решением видится введение полноценного института конституционной ответственности Президента в форме отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции Российской Федерации.

Этот механизм, дополненный абстрактным конституционным контролем Конституционного Суда Р Ф в отношении нормативных актов Президента, позволит поставить Президента в некие рамки, вынудит его более ответственно относиться к Конституции и конституционной законности.

Соответственно должно измениться и полномочие Конституционного Суда по участию в процедуре отрешения Президента от должности.

Акцент при осуществлении конституционного судопроизводства по данной категории дел должен сместиться с оценки чисто процессуальных моментов на оценку наличия основания для отрешения Президента от должности, а именно: оценку действий и решений Президента с позиций их соответствия или несоответствия Конституции.

С тем чтобы деятельность Конституционного Суда в связи с наличием такого полномочия не приобрела политической окраски, а также в целях избежания повышенного внимания Президента к Конституционному Суду и его судьям, необходимо отсутствие у Конституционного Суда права возбуждать такого рода производство по собственной инициативе.

Процессуальные правила конституционного судопроизводства должны остаться примерно в таком же виде: процесс отрешения от должности инициирует Государственная Дума, Совет Федерации направляет в Конституционный Суд запрос для получения заключения о наличии или отсутствии оснований для отрешения Президента от должности в виде решений или действий Президента, противоречащих Конституции. Подчеркнем, что Конституционный Суд дает лишь заключение о наличии или отсутствии оснований для отрешения, но не отрешает сам. Это нецелесообразно с позиций принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. У Президента есть право при определенных условиях распустить парламент, значит, у парламента должно быть право отрешить Президента от должности.

Заключение

В случае ответственности главы государства в соответствии со ст. 93 Конституции Р Ф налицо персональная ответственность высшего должностного лица.

Ее особенность в том, что на Президента Р Ф как особого субъекта возложены многие конституционные обязанности: быть гарантом Конституции Р Ф, использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов власти, приносить присягу народу, оказавшему ему высокое доверие, кроме того, он обладает правом вето и многими другими полномочиями. Апробированная на практике процедура конституционной ответственности высшего должностного лица (попытка импичмента Ельцина Б.Н.) показала несовершенство этого правового механизма, что порождает проблему его усовершенствования, поиска оптимальной сбалансированности личной неприкосновенности, полномочий и гарантий их осуществления, а также оптимальной ответственности высшего должностного лица государства.

Наряду с персональными формами ответственности Основной Закон предусматривает также коллективную ответственность высших органов государственной власти и управления.

Так, при наличии достаточных оснований (каких именно, закон не определяет) Президент Р Ф может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Однако и здесь присутствуют некоторые нестыковки и даже противоречия.

Не кто иной, как Президент страны определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, которую проводит в жизнь Существует ряд совещательных органов, например Комиссия при Президенте Р Ф по вопросам совершенствования государственного управления.

Представляется, что вопросы подобного рода ответственности следует оформить законодательно, что уместно сделать в контексте осуществляемых реформ административной и государственной службы.

Библиография Конституция Р Ф (принята на референдуме 12.

12.1993 года). М., 1993.

Авакьян С. А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда Р Ф из столицы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 1.

Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. М.: Юристъ, 2005. Т. 1. — 549 с.

Витрук Н. В. Верность Конституции. М.: РАП, 2008. — 239 с.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Юридическая ответственность: Учеб. пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 428 с.

Зыкова Н. С. Отрешение от должности Президента Р Ф и участие в этой процедуре Конституционного Суда Р Ф // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11.

Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2004. — 518 с.

Колосова Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности.

Кондрашев А. А. Позитивная ответственность органов государственной власти в конституционном законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 8.

Кравец И. А. Российский конституционализм: Проблемы становления и развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 529 с.

Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 308 с.

Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити, 2002. — 389 с.

Источник: https://r.bookap.info/work/4057019/konstitucionnaa-otvetstvennost-prezidenta-rf

Ответственность Президента Российской Федерации. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

Президент России во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.

Максимальная общественная опасность последствий нарушений, допущенных Президентом, вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент как глава государства, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.
Отличительной особенностью Президента как субъекта конституционно-правовой ответственности является ответственная высокая должность, особое положение в системе органов государственной власти. Его положение среди органов и должностных лиц отличается отсутствием подчиненности при осуществлении государственных обязанностей — своего рода должностная независимость, неприкосновенность, особый занимаемый им государственный статус [1]. Таким образом, Президент одновременно выступает как субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и как лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

103. Правовой статус вновь избранного, но не вступившего в должность Президента Российской Федерации. Правовой статус Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

До инаугурации статус вновь избранного, но не вступившего в должность Президента регулируется Указом Президента РФ от 3 марта 2008 г. N 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента Российской Федерации»*(422).

Определяется статус как «должность вновь избранного президента, но еще не вступившего в должность» и не имеет прецедентов в современной российской истории.

В целях урегулирования статуса вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации постановляю:

1. Администрации Президента Российской Федерации обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации.

2. Федеральной службе охраны Российской Федерации предоставлять вновь избранному и не вступившему в должность Президенту Российской Федерации государственную охрану на период до официального объявления о его избрании Президентом Российской Федерации.

3. Федеральной службе охраны Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации обеспечить выделение вновь избранному и не вступившему в должность Президенту Российской Федерации официальной резиденции.

3.1. Управлению делами Президента Российской Федерации осуществлять финансовое, материально-техническое и иное обеспечение мероприятий, проводимых вновь избранным и не вступившим в должность Президентом Российской Федерации и его супругой, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации.

4. Для служебного пользования.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Правовой статус Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий:

В 2001 г. принят ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Нормы данного закона не применяются к Президенту РФ, отрешенному от должности.

Бывшему Президенту РФ предоставляются пожизненная государственная охрана, пожизненная государственная дача, предоставляются специальная (правительственная) связь, медицинское и транспортное обслуживание, он подлежит обязательному государственному страхованию.

Бывший Президент РФ обладает неприкосновенностью. Решение о лишении его неприкосновенности может быть принято последовательно палатами Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Ежемесячное денежное вознаграждение бывшего Президента РФ составляет 75 % ежемесячного денежного вознаграждения Президента РФ. Также устанавливается ежемесячный денежный фонд оплаты труда помощников бывшего Президента РФ.

Социальные гарантии предоставляются также членам семьи бывшего Президента РФ.

Все указанные расходы в связи с содержанием бывшего Президента РФ и членов его семьи финансируются за счет федерального бюджета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_46745_otvetstvennost-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-osnovaniya-i-poryadok-prekrashcheniya-polnomochiy-prezidenta-rossiyskoy-federatsii.html

Конституционно-правовая ответственность Президента РФ

Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 22Следующая ⇒

Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью.

Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.

Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным.

Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан — физических лиц и различных объединений и организаций -юридических лиц.

Наконец, Президент РФ может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией РФ (п. 1 ст.

93), заключается в отрешении его от должности.

Следует заметить, что отрешение Президента РФ от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний, послуживших основанием отрешения от должности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст. 93 Конституции РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер.

В процедуре отрешения от должности Президента РФ участвует несколько высших государственных органов, а именно Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Срок решения вопроса об отрешении Президента РФ от должности ограничивается 3 месяцами после выдвижения обвинения против Президента РФ.

Инициатива выдвижения обвинения против Президента РФ и соответственно начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Государственной Думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов Думы в количестве не менее 150 человек, т. е. не менее одной трети депутатского состава.

При наличии такого обращения Государственная Дума обязана согласно Конституции РФ, создать специальную комиссию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного заключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями от общего числа ее депутатов.

В соответствии со ст.

93 Конституции РФ решение Думы направляется в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления, а затем — в Конституционный Суд РФ для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документ направляется в Совет Федерации, который решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности. Решение принимается большинством в две трети от общего числа членов данной палаты.

Если в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ решение Совета Федерации не будет принято, то «обвинение против Президента считается отклоненным» (п. 3 ст. 93).

Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

— совокупность закрепленных в законодательстве правовых, социальных и иных гарантий, предоставляемых Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае отставки либо стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять конституционные полномочия. Комплекс таких гарантий первоначально был закреплен Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи».

12 февраля 2001 г. был принят Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

В соответствии с этим Законом Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.

За бывшим Президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий.

Жизнь и здоровье Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Как и ранее по Указу от 31 декабря 1999 г., действующий Федеральный закон устанавливает, что Президент, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения действующего Президента РФ.

Прекратившему исполнение своих полномочий Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач, предоставляется право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов; предоставляется право бесплатно пользоваться на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений прекратившего исполнение своих полномочий Президента пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним.

Общий месячный фонд оплаты труда помощников устанавливается в первые 30 месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения действующего Президента РФ.

В пределах указанного фонда оплаты труда Президент, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования.

Для размещения аппарата помощников Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональными компьютерами, подключенными как к общей сети, так и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи, в том числе правительственной связью. После смерти Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством РФ в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Указанным лицам предоставляется право пользоваться служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат.

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии возникли в Испании, Франции и др. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительныйхарактер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов.

Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы.

Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом.

Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.

Двухпалатная структура парламента — относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти — Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты — Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст.

102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст.

100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Он включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x8faf.html

Глава 1. Становление института Президента в России

Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях.

В современном понимании президент республики — это глава государства.

Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария.  В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.

В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в 1991 г.

Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Сталин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.

Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента.

При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала жить, а затем была подхвачена в период конституционных реформ, начатых в 1989 году.

Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР2. В 1990 году этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М.

С. Горбачев.

Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР.

Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли противоречить Конституции и законам.

Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в последующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и руководители других высших государственных органов.

Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти.

Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны определяться специальными законами и иными нормативными актами3.

Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окуньков, внимания. Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не может быть народным депутатом.

На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях».

Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова, следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента.

Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий,    лидерами которых они являются.

Думается, что в условиях острой политической конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности4.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти.

Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.

Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства.

Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание — это законы.

Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое.

Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»5.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президентская республика.

Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже считают Россию суперпрезидентским государством.

Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же  по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.

Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской6.

В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.

Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок.

Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия.

Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества.

В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.

«Думается, — пишет Л. А. Окуньков, — хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст  Конституции  апробированных  методов руководства  и легализации  некоторых «партийных»  механизмов и прерогатив власти.

В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства  массовой информации.

Многие элементы директивного руководства  были сохранены и взяты в основу президентской власти.

  Это касается, в частности, опыта по  подбору и расстановке кадров  в высшем руководстве,  в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью».7 

2.1. Выборы Президента РФ

Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном ании.

Источник: https://www.referat911.ru/Politologiya/konstitucionnopravovaya-otvetstvennost-prezidenta-rf/162909-2216960-place1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий