Конкретные организационные формы обучения информатике.

Методы и организационные формы обучения информатике в школе

Конкретные организационные формы обучения информатике.

При обучении информатике применяются, в основ‐ ном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Напомним, вкратце, основные понятия о методах обучения и их классификацию.

Методы обучения информатике 

При  обучении  информатике  применяются,  в  основном,  такие же методы  обучения, как и для других школьных  предметов,  имея,  однако,  свою  специфику.  Напом‐

ним, вкратце, основные понятия о методах обучения и их классификацию.

Метод  обучения –  это  способ  организации  совместной  деятельности  учителя  и учащихся  по  достижению  целей обучения.  

Методический  приём (синонимы:  педагогический 

приём, дидактический приём) – это составная часть метода  обучения,  его  элемент,  отдельный  шаг  в  реализации метода  обучения.

  Каждый  метод  обучения  реализуется через  сочетание  определенных  дидактических  приёмов.

Многообразие  методических  приёмов  не  позволяет  их классифицировать,  однако  можно  выделить  приёмы,  которые  достаточно  часто  используются  в  работе  учителя информатики. Например:  

• показ (наглядного  объекта  в  натуре,  на  плакате  или экране  компьютера,  практического  действия,  умственного действия и т.п.);  

• постановка вопроса;  

• выдача задания;  

• инструктаж.

Методы  обучения  реализуются  в  различных  формахи с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные 

 задачи  обучения,  а  другие – менее  успешно.  Универсальных  методов  не  существует,  поэтому  на  уроке  должны применяться разнообразные методы и их сочетание.  

В  структуре метода  обучения  выделяют  целевую  составляющую,  деятельную  составляющую  и  средства  обучения.  Методы  обучения  выполняют  важные  функции 

процесса  обучения:  мотивационную,  организующую,  обучающую,  развивающую  и  воспитывающую.  Эти  функции взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.  

Выбор  метода  обучения  определяется  следующими 

факторами:  

• дидактическими целями;  

• содержанием обучения;  

• уровнем  развития  учащихся  и  сформированности 

учебных навыков;

• опытом и уровнем подготовки учителя.  

Классификацию  методов  обучения  проводят  по  раз‐

личным  основаниям:  по  характеру  познавательной  деятельности;  по  дидактическим  целям;  кибернетический 

подход по Ю.К. Бабанскому.  

По  характеру  познавательной  деятельности  методы обучения делятся на: объяснительно‐иллюстративные; ре‐

продук‐тивные;  проблемный;  эвристический;  исследовательский.

По  дидактическим  целям  методы  обучения  делятся 

на  методы:  приобретения  новых  знаний;  формирования 

умений,  навыков  и  применения  знаний  на  практике;  кон‐

троля и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация  методов  обучения,  предложенная 

академиком  Ю.К.  Бабанским,  основана  на  кибернетиче‐

ском подходе к процессу обучения и включает три группы 

методов:  методы  организации  и  осуществления  учебно‐

‐ 73 ‐ познавательной  деятельности;  методы  стимулирования  и 

мотивации учебно‐познава‐тельной деятельности; методы 

контроля  и  самоконтроля  эффективности  учебно‐

познавательной деятельности. Каждая из этих групп состо‐

ит  из  подгрупп,  в  которые  входят  методы  обучения  по 

иным  классификациям.  Классификация  по Ю.К.  Бабанско‐

му  рассматривает  в  единстве  методы  организации  учеб‐

ной  деятельности,  стимуляции  и  контроля.  Такой  подход 

позволяет  целостно  учитывать  все  взаимосвязанные  ком‐

поненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем  краткую  характеристику  основных  мето‐

дов обучения.

Объяснительно‐иллюстративные  или информа‐

ционно‐рецептивные  методы  обучения,  состоят  в  пере‐

даче учебной информации в «готовом» виде и восприятии 

(рецепции) её учениками. Учитель не только передает ин‐

формацию, но и организует её восприятие.  

Репродуктивные методы  отличаются  от  объясни‐

тельно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, за‐

поминания  их  учениками  и  последующим  воспроизведе‐

нием (репродукцией)  их.  Прочность  усвоения  достигается 

многократным  повторением.  Эти  методы  важны  при  вы‐

работке навыков владения клавиатурой и мышью, а также 

при обучении программированию.

При  эвристическом  методе  организуется  поиск  но‐

вых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть учени‐

ки  добывают  сами  в  процессе  решения  познавательных 

задач. Это метод ещё называют частично‐поисковым.  

Исследовательский  метод  обучения  состоит  в  том,

что  учитель формулирует  задачу,  иногда в  общем виде, а 

учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания 

в  ходе  её  решения.  При  этом  они  овладевают  методами 

‐ 74 ‐ научного  познания  и  опытом  исследовательской  деятель‐

ности.

Рассказ – это последовательное изложение учебного 

материала  описательного  характера. Обычно учитель  рас‐

сказывает  историю  создания ЭВМ  и  персональных компь‐

ютеров, и т.п.

Объяснение –  это  изложение материала  с  использо‐

ва‐нием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот 

метод  применяют  при  изучении  сложного  теоретического 

материала,  используя  средства  наглядности.  Например,

учитель объясняет устройство компьютера, работу процес‐

сора, организацию памяти.

Беседа – это метод обучения в форме вопросов и от‐

ветов.  Беседы  бывают:  вводные,  заключительные,  инди‐

видуальные,  групповые,  катехизические  (с  целью  прове‐

рить  усвоение  учебного  материала)  и  эвристические  (по‐

исковые). Например, метод беседы используется при изу‐

чении  такого  важного  понятия,  как  информация.  Однако,

применение  этого метода  требует  больших  затрат  време‐

ни и высокого уровня педмастерства учителя.

Лекция –  устное  изложение  учебного  материала  в 

логической  последовательности.  Обычно  применяется 

лишь в старших классах и редко.  

Наглядные  методы  обеспечивают  всестороннее,

образное, чувственное восприятие учебного материала.  

Практические  методы  формируют  практические 

умения  и  навыки,  имеют  высокую  эффективность.  К  ним 

относятся:  упражнения,  лабораторные  и  практические  ра‐

боты, выполнение проектов.

Дидактическая  игра –  это  вид  учебной  деятельно‐

сти, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс.

Её цель – стимулирование познавательного интереса и ак‐

‐ тивности.  Ушинский  писал: «…  игра  для  ребенка  это  сама 

жизнь,  сама  действительность,  которую  ребенок  сам  кон‐

струирует». Игра готовит ребенка к труду и учению. Разви‐

вающие  игры  создают  игровую  ситуацию  для  развития 

творческой  стороны  интеллекта  и  широко  применяются  в 

обучении, как младших, так и старших школьников.

Проблемное  обучение  является  очень  эффективным 

методом для развития мышления школьников. Однако во‐

круг понимания его сути нагромождено много нелепостей,

непонимания,  искажений.  Поэтому  остановимся  на  нём 

подробно [4].    

Метод  проблемного  обучения  стал  широко  исполь‐

зоваться с 1960  годов после выхода монографии В. Оконя 

«Основы  проблемного  обучения»,  хотя  исторически  он 

восходит  к  «сократовским  беседам».  К.Д.  Ушинский  при‐

давал  этому  методу  обучения  большое  значение.  Но,  не‐

смотря на достаточно длительную историю, среди методи‐

стов, а тем более среди учителей широко распространены 

заблуждения и искажения его сущности. Причина, на наш 

взгляд, отчасти лежит в названии метода, которое крайне 

неудачно. В переводе с греческого слово «проблема» зву‐

чит как задача, но  тогда искажается смысл – что означает 

«задачное  обучение»?  Это  что,  обучение  решению  задач 

или обучение путем решения задач? Смысла мало. Но ко‐

гда  используют  термин  «проблемное  обучение»,  то  на 

этом  можно  спекулировать,  ведь  у  всех  есть  проблемы,

есть  они  и  в  науке,  и  в  обучении,  тогда  можно  говорить,

что  учителя  применяют  современные  методы  обучения.

При этом часто забывается, что в основе проблемы всегда 

лежит противоречие. Проблема возникает лишь тогда, ко‐

гда  есть  противоречие.  Именно  наличие  противоречия 

создает проблему – будь то в жизни или в науке. Если про‐

‐ тиворечие не возникает,  то  тогда это не проблема, а про‐

сто задача.

Если мы на учебных занятиях будем показывать, соз‐

давать  противоречия,  то  мы  и  будем  применять  метод 

проблемного обучения. Не избегать противоречий, не ухо‐

дить от них, а наоборот, выявлять, показывать, вычленять 

и  использовать  для  обучения.  Часто  можно  видеть,  как 

учитель  легко  и  просто,  без  сучка  и  задоринки  объясняет 

учебный материал,  так  у  него все  гладко  получается –  го‐

товые  знания  просто  «вливаются»  в  головы  учеников.  А,

между тем, добывались эти знания в науке тернистым пу‐

тем  проб  и  ошибок,  через постановку  и  разрешение  про‐

тиворечий,  проблем (иногда  на  это  уходили  годы  и  деся‐

тилетия). Если мы  хотим, в  соответствии  с  принципом  на‐

учности, методы обучения приблизить к методам науки, то 

надо учащимся показывать, каким путем знания были по‐

лучены,  моделировать  тем  самым  научную  деятельность,

поэтому должны использовать проблемное обучение.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/metody-i-organizatsionnye-formy-obucheniya-informatike-v-shkole

Методы и организационные формы обучения информатики

Конкретные организационные формы обучения информатике.

Методы и организационные формы обучения информатики

А.С.Нуркалымова

ГККП «Капшагайский многопрофильный колледж»

Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижений целей, решение задач образования. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» (рис.1) являются определяющей.

Рис. 1. Образовательная система

В структуре методов обучения (рис. 2) выделяется прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незабываемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами.

В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Рис. 2. Структура методов обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимо­связанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

С этой точки зре­ния каждый метод обучения органически включает в себя обу­чающую работу преподавателя (изложение, объяснение нового мате­риала) и организацию активной учебно-познавательной дея­тельности студентов.

То есть, преподаватель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой — стремит­ся стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов (побуждает их к размышлению, самостоятельному фор­мулированию выводов и т.д).

Иногда же, сам преподаватель не объясняет новый материал, а лишь опре­деляет его тему, проводит вступительную беседу, инструктиру­ет учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. И.П. Подласый выделяет наиболее обоснованных классификаций методов обучения:

1. Традиционная классификация методов обучения:

  • практический (опыт, упражнение, учебно-производительный труд);
  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
  • работа с книгой (чтение, изучение, реформирование, беглый просмотр, цитирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование)
  • видиометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль).

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • творческая деятельность;
  • закрепление;
  • проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация методов по типу познавательной деятельности. [1]

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются преподавателем и затем воспроизводятся студентами. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный методпредполагает активное участие студентов в решении проблемы, сформулированной преподавателем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала преподавателем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При использовании частично-поискового метода студенты привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае преподаватель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых. [2]

Выбор методов обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода преподавателя к определению методов обучения на уроке (теме).

  1. Стереотипное решение — преподаватель действует по сложившимся в его практике привычкам.

  2. Решение путем проб и ошибок — выбор не обоснован научно.

  3. Оптимизированное решение — опираясь на научные знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям студентов, возможностям, подготовленности преподавателя, условиям и времени обучения.

Выбор методов обучения является делом творческим, но основанным на знании теории обучения

Дадим краткую характеристику некоторых методов и возможностей их использования в преподавании информатики в зависимости от задач и содержания курса.

Основными задачами базового курса информатики являются:

  • овладение основной терминологией компьютерной сферы деятельности, понимание реальных возможностей и особенностей применения компьютерных технологий, знание тенденции их развития и совершенствования, умение четко формулировать свои требования как пользователей компьютерных технологий;
  • знание методов анализа, структуризации, формализации, представления и обработки информации.

Исходя из этого становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Подобные методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны тогда, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Одновременное демонстрация и иллюстрация являются методами, которые часто используют на практических занятиях.

Во время проведения занятия преподаватель может демонстрировать кинофильм с последующим обсуждением его содержания или просматривать вместе с учащимися записи телепередач.

Пример 1. Преподаватель сообщает студентам необходимый теоретический материал при рассмотрении вопросов, связанных с табличным процессором. Анализируя принципы работы табличного процессора, показывает схему. Затем студентам демонстрируется реализация принципа на практике.

Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, эффективней сочетать со словесными и практическими методами обучения.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Пример 2. После объяснения и демонстрации работы графического редактора, студенты выполняют вводные упражнения на построение отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие пиктограммы.

При организации учебной деятельности сочетаются различные методы.

При выборе и сочетании методов обучения преподавателю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возможностям преподавателя и условиям, в которых протекает процесс обучения.

При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы).

Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи — используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

Процесс обучения невозможен без организации и осуществляется в определенных формах. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается.

Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.

Установление форм обучения зависит от других элементов ПС: целей, содержания, методов и средств, состава студентов и преподавателей, а также материальных условий обучения. Традиционно основной формой обучения является урок.

Урокэто форма организации обучения с группой учащихся, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроковпо дидактической цели. Выделены такие типы уроков:

  • урок овладения новыми знаниями;
  • урок формирования и совершенствования умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок повторения, закрепления знаний;
  • контрольно-проверочные уроки,
  • комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

Использование на уроках персональных компьютеров и новых информационных технологий дают возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, обеспечивают активное и комплексное изучение явлений действительности.

Кроме урока приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, консультации, дополнительные занятия и др.

Исходя из того, что студенты проявляют особый интерес к овладению именно теми знаниями и умениями, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, обучение лучше всего строить так, чтобы показать применимость знаний и умений, необходимых для усвоения согласно целям обучения, на практике. Тем более предполагается, что у студентов уже сформирована потребность изучать интересующий их материал на современном уровне, т.е. с применением современных технологий, которые используются в выбранной ими профессии.

Литература:

  1. Жангисина Г.Д. Педагогика для технических вузов.- Алматы: АТУ, 2006.– 192 с.

  2. Жангисина Г.Д. Информатика / Части I-III. Алматы, 2001-2006.-618 с.

Источник: https://infourok.ru/metodi-i-organizacionnie-formi-obucheniya-informatiki-463933.html

Образовательный портал

Конкретные организационные формы обучения информатике.

Тютиков Юрий Сергеевич

. 2

Введение.2

I.   Концептосновы.6

1.1.   ФГОС: групповые формы обучения. 7

1.2.   Организация работы в группах на уроках информатики.15

1.3.   Роль групповых форм обучения для достижения результатов ФГОС.19

Литература.25

Введение.

Информатика и ИКТ —  один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день учащиеся имеют большие возможности работы на компьютере кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома.

Если такая работа не имеет определённой организации и тематической направленности, то это может привести к нежелательным последствиям:

·  у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ».;

·  если назначение знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики видят не всегда. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» – это «инструмент», который можно использовать в любой предметной области;

·  учащиеся одной возрастной группы имеют разный уровень психологической подготовленности при работе на компьютере.

Актуальность групповой формы обученияочевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Цель работызаключается в теоретическом обосновании педагогических путей повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся, в исследовании коллективных форм обучения в средней школе, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

·создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

·интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметами;

·создание условий для выявления одаренности учащихся.

Формы обучения информатике

Формы обучения можно подразделить на учебные (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеурочные (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).

В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между учителем и учащимися, так и между самими учениками.

Фронтальное обучениеприменяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.

Коллективная форма обученияотличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формахобучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок.

Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д.

Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

В парном обученииосновное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Стоит заметить, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа на компьютере изначально сформировалась из-за нехватки компьютеров.

Позже было замечено, что даже при достаточном количестве компьютерной техники парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются.

Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обученияподразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна.

Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Форма организации обучения– ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения.

За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей и использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.

Одна из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

                         I.                Концептосновы.

Система обучения в современной школе перестаёт быть ориентированной только на уровне «знания» и «понимания». Ученики должны приобрести навыки: думать, понимать суть, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях, формулировать и отстаивать собственное мнение.

Главной особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. По сравнению  с индивидуальной работой по схеме «учитель — ученик» внутригрупповое сотрудничество решения тех же заданий повышает её эффективность почти на 10%.

Кроме того, каждый учитель должен понимать, что, кроме научных целей, важно, чтобы в процессе взаимодействия, которое происходит в группе, понималась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Групповая форма организации обучения должна своевременно решать три основные задания:

·                        Конкретно-познавательное, которое связано с научной ситуацией;

·                        Коммуникативно-развивающее, в процессе которого приобретаются навыки общения в середине и за пределами данной группы;

·                        Социально ориентировочное, которое воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в государстве.  

1.1.         ФГОС: групповые формы обучения

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, и в частности:

•      готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•      умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Помимо усвоения знаний и умений в предметной области «Информатика» стандарт предусматривает, что программы учебных предметов, курсов должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Стандарт предполагает развитие у школьников умений применять средства и инструменты ИКТ в различных видах деятельности, формирования опыта переноса и применения этих умений в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

В качестве результатов основного общего образования ФГОС ООО определяет: формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего — мире, в котором ему предстоит жить и работать.

Те, кто уже взял курс на использование ИКТ в учебном процессе, хорошо понимают проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. На первый план, безусловно, выходят проблемы организационного характера: не оборудовано автоматизированное место учителя, в кабинет с мультимедийной установкой попасть весьма затруднительно и т.д.

Эти проблемы влекут за собой ряд мотивационных проблем: интерес угасает либоуже на этапе появившегося желания, либо на этапе попытки всё-таки провести приготовленный урок с применением ИКТ. А уж вопросы методического характера готовы рассматривать только самые настойчивые и имеющие дома все условия для долгих проб, поиска решений и обдумываний.

Слабая материальная база и недостаточное финансирование только помогают накапливанию нерешённых проблем.

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/106-ict/9716-yurij-sergeevichtyutikov.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий