КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ С. СИСМОНДИ.

Экономические воззрения С. Сисмонди о стоимости, доходах и третьих лицах — allRefs.net

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ С. СИСМОНДИ.

Экономические воззрения С. Сисмонди о стоимости, доходах и третьих лицах — раздел Экономика, Особенности концепции аристотеля об экономике и хрематистике Жан Шарль Леонар Симонд Де Сисмонди – Швейцарский Экономист, Историк, Продолж…

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди – швейцарский экономист, историк, продолжатель классической школы политэкономии и родоначальник нового направления в экономической науке – экономического романтизма. Сисм. осуждал развитие товарно-денежных отношений, конкуренцию и крупный промышленный капитал.

Сисм. разделял трудовую теорию стоимости, утверждая, что «труд является единственным источником богатства».

Теория распределения доходов Сисм. вытекает из теории трудовой стоимости.

Он подчеркивает, что в отличие от мелкотоварного производства, где производитель был хозяином всего продукта своего труда, заработная плата при капитализме является урезанным продуктом труда рабочего, так как капиталист «не дает рабочему достаточной компенсации за его труд», а оставляет ему лишь «самое необходимое, что поддерживает его жизнь». Таким образом, прибыль, по мнению Сисм., «является не чем иным, как ограблением рабочего».

Сисм. одним из первых вскрыл противоречия и пороки, свойственные капиталистическому накоплению: вытеснение живого труда машинами, в результате чего возникает безработица, растет нищета, применяется детский труд. Он сделал вывод о неизбежности экономических кризисов в условиях капитализма.

Сисм., озабоченный в противоположность Мальтусу судьбой трудовых низов и вынужденных нищих, также использовал понятие «третьи лица», но вкладывал в него иной смысл.

Следствием свободной конкуренции и одностороннего стремления к накоплению капитала стали «чрезмерное возрастание производства, не соответствующее потребностям рынка…

избыток товаров и бедность, испытываемая всеми теми, кто своим трудом произвел слишком много богатства».

Под давлением конкуренции предприниматели для удешевления своих товаров заменяют ручной труд машинным и оставляют без работы множество людей, ранее находивших занятие; зарплата рабочих, оставшихся на фабриках, падает вследствие увеличения предложения труда сравнительно со спросом; разоренные конкуренцией крупного машинного производства мелкие производители лишаются всех своих доходов; уменьшение доходов массы населения, составляющих основное число покупателей, сопровождается замедлением доходов предпринимателей относительно оборотов производства. Таким образом, строй капиталистической конкуренции располагает к отставанию спроса от предложения, т.е. перепроизводству товаров, которые могут найти дополнительный сбыт лишь на внешних рынках — в отсталых, еще не капиталистических странах. Покупатели из этих стран выступают как «третьи лица», округляющие спрос до размеров предложения.

36.Концепция реформ С. Сисмонди.

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди – швейцарский экономист, историк, продолжатель классической школы политэкономии и родоначальник нового направления в экономической науке – экономического романтизма. Сисм. осуждал развитие товарно-денежных отношений, конкуренцию и крупный промышленный капитал.

Сисм. требовал широкого вмешательства государства в экономику.

Он предлагал ряд мер, в то время казавшихся опасно социалистическими, но теперь вполне приемлемых: социальное страхование и обеспечение для рабочих, участие рабочих в прибылях предприятий и т. п.

На государство он также возлагал реализацию программы социальных реформ, в частности введение социального обеспечения рабочих за счет предпринимателей, ограничения рабочего дня, установления минимума заработной платы.

37.Экономические воззрения П. Прудона о собственности и доходах.

Пьер-Жозеф Прудон – французский экономист. Увидев причину несправедливого распределения дохода, нарушающего равенство, в собственности, один лишь факт обладания которой приносит собственнику доход, он приходит к выводу, что собственность – это кража.

(если один член общества владеет вещью, то кто-то лишен этой возможности.

) Прудон считал, что капиталист, обладая собственностью на средства производства, обкрадывает рабочего, так как оплачивает только индивидуальный труд наемного работника, присваивая себе то, что является результатом соединения и гармонии рабочих, совместно участвующих в производстве, дружного и одновременного приложения их усилий. Однако Прудон не отрицал полностью частной собственности на средства производства, а хотел ликвидировать ее свойство быть орудием присвоения результатов чужого труда.

собственность имеет положительную и отрицательную стороны. Отрицательная сторона собственности – нарушение равенства между людьми. Положительная – независимость, самостоятельность и свобода. Больше положительных качеств имеет мелкая собственность, больше «отрицательности» – у крупной. Нужно сохранить мелкую собственность и отменить крупную.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности концепции аристотеля об экономике и хрематистике

Классическая школа сменила меркантилизм она формировалась и получила большое развитие только в двух странах в англии и во франции.. исторические условия подготовившие возникновение классической школы.. во франции где до последней трети xviii в сохранялся феодальный строй капитализм с большим трудом пробивал себе..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экономические воззрения С. Сисмонди о стоимости, доходах и третьих лицах

Источник: http://allrefs.net/c5/43s78/p23/

Концепции реформ экономистов-романтиков ( С. Сисмонди, П. Прудон)

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ С. СИСМОНДИ.

Период первой половины XIX в. в истории экономической мысли большинство ученых относят к числу наиболее значительных и ярких рубежных периодов, что обусловлено промышленным переворотом и последовавшими за ним радикальными переменами в экономике. Это обстоятельство способствовало развитию критических взглядов на экономический либерализм, а так же на теории классиков, включая А. Смита.

Одной из таких ветвей критики являются идеологи нового экономического течения, получившие название экономисты-романтики. Их лидерами стали С. Сисмонди и П. Прудон, которые выступили против развития капитализма основанного на принципе laissez faire.

С. Сисмонди и П. Прудон обратили внимание на многочисленные страдания и бедствия людей наемного труда, которые были вызваны свободной конкуренцией. Они подвергли критике взгляды классиков на положение о том, что совпадение частного и общего интересов является вполне естественным в развитии общества.

Они стали первыми, кто обратил внимание на кризис перепроизводства, а так же на необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь для реализации концепций социально-ориентированной рыночной экономики.

Следует отметить, что авторы экономического романтизма доказали несостоятельность идей классической школы А.

Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке», поставили под сомнение теорию о случайном характере экономических кризисов перепроизводства в условиях абсолютного невмешательства в рыночную экономику, положили начало реформаторским взглядам на ограничение «злоупотреблением свободой» в экономике.

Учение экономистов-романтиков «марксистско-ленинская» политическая экономия приравнивает к так называемому мелкобуржуазному направлению экономической мысли, так как авторы экономического романтизма не уделяли должного внимание революционной роли пролетариата, выдвигая на первый план в экономическом анализе факторы морально-этического свойства.

Их реформаторские идеи были направлены на сохранение основ эксплуататорского капиталистического общества. Тем не менее, экономические программы «романтиков» обосновали целесообразность возложения на государство таких социально-экономических задач, как законодательное обеспечение правил и границ конкурентной борьбы и т.д. и т. п.

В настоящее время совершенно очевидно, что для многих стран мира, в том числе для России, разработка экономических программ, которые принимаются обществом в качестве руководства к действию для осуществления хозяйственной политики, является настоятельной необходимостью. Именно поэтому изучение научного наследия авторов идей социально-значимых реформаторских проектов таких, как С. Сисмонди и П. Прудон крайне актуально.

Различные аспекты экономического учения С. Сисмонди и П. Прудона в разное время подвергались анализу ученых-экономистов. Более того, до сих пор рассматриваемые теории являются арсеналом, из которого черпают идеи реформирования капитализма, мелкобуржуазные теории «капитализма для всех» различные течения анархизма и социал-реформизма.

Целью данной работы является историко-экономическое изучение особенностей научных основ экономического романтизма, которые были сформированы экономистами-романтиками, на примере учения С. Сисмонди и П. Прудона.

В соответствии с целью работы можно обозначить следующие задачи:

    • рассмотреть историко-экономические предпосылки зарождения экономического учения экономистов-романтиков;
    • рассмотреть само понятие экономического романтизма;
    • изучить сущность реформаторских проектов С. Сисмонди и П. Прудона.

Таким образом, объектом исследования выступает экономический романтизм, предметом исследования экономические взгляды С. Сисмонди и П. Прудона.

1. Понятие «экономического романтизма» и его исторические предпосылки

На рубеже ХVIII-ХIХ веков произошло укрепление капитализма как господствующего уклада общества, подчиняющего себе все остальные уклады.

В результате различные слои общества начали предпринимать попытки «борьбы» с капитализмом, подвергая критике его основные принципы.

Мелкий бизнес, включая крестьян, ремесленников, мелких коммерсантов, стал одной из первых жертв нового строя экономических отношений – капитализма. Развитие более крупной промышленности – мануфактур, приводит к их уничтожению, превращая ремесленников в пролетариев.

В это же время происходит становление классической экономической школы, что ведет к увеличению теоретичности в области экономики и монизма экономической науки. Своеобразным ответом на усиление капиталистического развития становится появление разнообразных экономических воззрений и школ.

Таким образом, можно сказать, что экономический романтизм, как направление экономической мысли, явился реакцией на промышленный переворот, ставший причиной разорения мелких ремесленников и крестьян.

Охватившая в первой половине XIX столетия многие европейские страны буржуазная революция, предопределила зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения.

Данную критику с полным правом можно соотнести с тремя альтернативными классической школе направлениями экономической мысли — социально-исторического, утопического и экономического романтизма.

1.2 Понятие «экономического романтизма»

В одной из своих ранних публикаций В. И. Ленин подверг критике «экономистов-народников», которые ограничиваются «сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа»1. Свою работу Ленин назвал «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897).

Сам В. И. Ленин характеризовал «экономистов-романтиков», как сторонников свободной торговли и протекционализма, которые способны повлиять на процесс «ломки» капитализма.

2 Ленинские термины «экономический романтизм» и «экономисты-романтики» основаны на том, что, не смотря на критику принципов либеральной экономики и свободной конкуренции или, как еще говорят, laissez faire, сторонники данного направления верили в реформирование, целью которого было возврат к «старым полупатриархальным отношениям», исключающим накопление капитала «мелкими буржуа» (крестьянами, ремесленниками, кустарями), что обеспечило бы «задержку» капитализма на стадии так называемого мелкотоварного хозяйства — хозяйства мелких собственников. Данная позиция, по мнению В. И. Ленина, «сентиментальна» и «романтична», так как не призывает к революционным действиям, направленным на смену капиталистического строя социалистическим.

2.1 С. Сисмонди – родоначальник экономического романтизма

Родоначальником экономического романтизма считается последователь А. Смита французский экономист и историк швейцарского происхождения Жан-Шарль-Леонар Сисмонд де Сисмонди (1773-1842).

Ярчайшими его произведениями являются: «Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношениях к народонаселению»(1819), «Этюды по политической экономии» (1837), «История французов» ( в 31 томе), «История радения Римской империи»(в 2 томах) и др.

Проводя анализ «Новых начал…» Я. С. Ядгаров обращает внимание на то, что предметом изучения, по Сисмонди, как и у классиков, являются в основном проблемы сферы производства, именно там, считает «экономист-романтик», благосостояние людей и создается и приумножается.

В то же время, в отличие от классиков, Сисмонди считает необходимым, чтобы  управление «народным богатством» проводилось на уровне государства, которое в свою очередь должно полагаться не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».3 Именно данная позиция, по мнению И.

Агаповой, позволяет говорить о том, что Сисмонди развивает нравственные аспекты экономической науки, начало которому положил А.Смит.4

В своих взглядах Сисмонди на первый план выдвигает проблему рынка и реализацию созданного продукта. Если классики говорили о невозможности общего кризиса перепроизводства за счет автоматического приспособления спроса к предложению, то Сисмонди выдвинул тезис о постоянстве кризисов перепроизводства в капиталистической экономике. Взяв за основу положение А.

Смита о том, что стоимость складывается из доходов, экономист-романтик утверждает, что лишь при полном соответствии производства доходам возможна полная реализация всего произведенного продукта, в противном случае продукт не будет реализован.

Следует отметить, что стоимость созданного продукта по Сисмонди не включает в себя стоимость израсходованных средств производства.

Дальнейшие рассуждения сводятся к тому, что из-за внедрения техники увеличивается число безработных и как следствие снижается заработная плата рабочих до прожиточного минимума.

В результате неизбежно сокращение совокупного спроса при способности экономики увеличивать производство товаров.

Данный вывод, основанный на тезисах классиков экономической теории, шел в разрез с их концепцией и требовал решения.

Сисмонди видит выход из неизбежных и постоянных кризисов перепроизводства при капитализме в существовании промежуточных групп населения, то есть кроме капиталистов и рабочих должны существовать прежде всего мелкие товаропроизводители, которые и будут предъявлять значительный спрос на созданный продукт.

В целом, рассматривая наследие С. Сисмонди, можно выделить следующие направления его взглядов:

    • теория производительного труда, где производительный труд – это создание богатства в виде нового предмета для обмена или увеличивающаяся стоимость уже существующего предмета. При этом рост производительного труда влечет за собой все большее неравенство между трудящимися: «чем больше работают одни, тем более роскошествуют другие»;
    • теория разделения труда. Разделение труда снижает значение рабочего, делает его не более значимым, чем машины. Это ведет к потере человеком «умственных и физических сил», недостатку рабочим работы, так как упрощение производственных операций, выполняемых машинами, приводит к тому, что ими могут управлять неквалифицированные рабочие и даже дети, что в свою очередь способствует процветанию больших предпринимателей вопреки процветания всего общества;
    • теория народонаселения. Считал, что причина бедствий трудящихся кроется в несоответствии между численностью населения и его(население) доходом;
    • теория доходов. С. Сисмонди подверг критике теорию трех видов факторных доходов (ренты, прибыли и заработной платы), утверждая, что версия классиков о существовании трех разных их источников — земли, капитала и работы – это ошибочная точка зрения. Только рабочий создает кроме своего дохода (заработной платы) ренту землевладельцу и прибыль капиталисту, утверждал Сисмонди, так как прибыль и рента являются прямым вычитанием из дохода рабочих;
    • теория воспроизводства. Кризисы не случайны — это закономерное проявление противоречий, которые присущи экономике. Кризисы прогнозируемы и повторяются через определенные промежутки времени. Не допустить возникновение кризисов в условиях «коммерческого мира» возможно, но лишь при равных величинах национального дохода и годового производства;
    • теория реформ. По существу предлагаемые С. Сисмонди реформы сводились к законодательному обеспечению «третьих лиц» — мелких собственников (крестьян, ремесленников) гарантиями против общей конкуренции. Для этого, необходимо:

1) возродить приоритетную роль патриархальной собственности (вместо фермерских хозяйств);

2) возвратить или создать условия независимой деятельности ремесленников, занятых в множестве отдельных мастерских и цехов (вместо большого фабричного- заводских структур).5

Вышеприведенные теории наглядно демонстрируют подход Сисмонди к политической экономии как к нравственной науке, которая требует трактовки таких нравственных категорий, как «свобода», «равенство», «счастье». В результате, особенности методологии С. Сисмонди можно свести к следующим положениям:

    • признание власти обусловленным и необходимым регулятором экономических отношений с целью не допустить расширения производства ради интересов отдельных лиц;
    • непринятие для политической экономии метода научной абстракции;
    • возражение против смитовской доктрины об «экономическом человеке», так как в условиях капитализма каждый стремится осуществить собственную выгоду за счет других;
    • непризнание того, что ускорение научно-технического прогресса направлено на благо всего общества, и является объективной необходимостью. По его мнению, научно-техническое развитие ведет к распределению прибыли, которое не отвечает нормам справедливости;
    • использование неэкономичных факторов, таких как религия, восприятие, чувство чести и т.п. в экономическом анализе.6

Безусловно, С. Сисмонди – представитель школы ранних социалистов, расстался с иллюзиями универсальной экономической свободы. Его идеи – не столько обновление теории, сколько голос протеста; его предложения и выводы обладая новизной подхода в немалой степени утопичны; так как не предлагают четкой программы, и не всегда оперируют убедительными аргументами.7

2.2 Экономическое учение П. Прудона

Видным идеологом экономического романтизма был французский экономист и социолог. Пьер Жозеф Прудон. Наиболее известными его работами есть «Что такое собственность», «Система экономических противоречий, или Философия убогости», «Решение социального вопроса», «О справедливости в революции и церкви» и др.

В своих работах П. Прудон делал акцент на таких вопросах экономической теории, как вопросы собственности, разделения труда, стоимости, сферы обращения, содержания и функционирования рынка. При этом данные аспекты рассматривались в рамках непосредственно практических проблем, так как имели отношение к его реформистской программе.

Прудон выборочно подвергал анализу вышеперечисленные экономические категории и формировал теоретические построения, которые и становились основой его реформистской программы. В результате в число значимых экономических вопросов не были включены: фабричная и банковская системы, крупная земельная собственность, наемный труд и капитал, денежное обращение.

Причина столь выборочного подхода кроется в его субъективных взглядах на идеалы общества и систему хозяйства. Основной действенной силой П.

Прудон называл торговлю, которая, по его мнению, не только «метафизический акт обмена», но и «прямой возбудитель потребления», одна из причин производства, сама наряду с трудом являющаяся производителем, «созидательным актом реальных предметов и богатств», важнейшим принципом для образования стоимости.8

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_72/koncepcii-reform-jekonomistovromantikov--s/486569.3182994.page1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий