Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции


Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении.

Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Также связано нарушение звукопроизношения с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые трудны в коррекции.

Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», т. е.

ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности [1, с. 13].

По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. В этом контексте основной целью коррекционной работы является развитие умений и навыков правильного воспроизведения звуков.

Несмотря на достаточное освещение вопросов, касающихся развития звукопроизношения, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей методику развития этого процесса в условиях трансформации современного образования.

В частности одним из требований современного образования является использование инновационных технологий в коррекционном воздействии.

В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation — нововведение) — это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике [1, с. 5].

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [3, с. 32].

Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, закреплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О.Е. Грибовой [4, с. 23].

Появились программы, которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко [1, с.

11]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова [3, с.

21]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [2, с. 19].

Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р.

Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е.С. Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А. Новиковской, Т.С. Овчинниковой и др.).

Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.

Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко [4, с. 36].

Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе.

Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата).

В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка [4, с. 41].

К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.

Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).

Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).

Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи.

На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка.

Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Таким образом, важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники. — М.:Вита-Пресс, 2003

Основные термины(генерируются автоматически): коррекционная работа, ребенок, дефектная речь, инновация, логопедическая работа, нарушение, нарушение звукопроизношения, речевой материал, современное образование.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/29894/

Коррекция речевых нарушений. Инновационные приёмы и методы

Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции

Коррекция речевых нарушений

(инновационные методы и приёмы)

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Н.А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг в начале казалось парадоксальном и, лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…»

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.

К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся сопряженная гимнастика, проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям.

Применение сопряженной гимнастики в логопедической практике, по мнению С.И. Токаревой, ускоряет исправление дефектных звуков у детей с нарушениями речи, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка.

А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

Сопряжённая гимнастика может являться одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Сопряженная гимнастика может быть связана как с развитием фонетической стороны речи, так и с развитием лексико-грамматических категорий и связной речи.

Проводить сопряжённую гимнастику рекомендуется в середине учебного года, когда у детей появятся навыки владения пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, хотя элементы её можно использовать и на начальном этапе работы.

Для примера можно представить несколько вариантов проведения сопряжённой гимнастики, являющихся составной частью занятий по развитию фонетико-фонематических представлений.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

Звуки в – в’. Ветер

Текст

Движения пальцами

Артикуляционные

упражнения

Вертлявый ветер

Движение пальцев вправо-влево

Упражнение «Часики»

Вырывал

«Рвущие движения»

Зубки кусают нижнюю губу

(в-в-в)

Ворота

Ладони складывают- раскладывают

Упражнение «Качели»

Как вертушки

Движение ладоней по часовой стрелке и обратно

Упражнение «Вкусное варенье»

Ворчливый ворон

Пальчики в кулак, указательный и большой палец – «клюв»

Упражнение «Индюк»

Воровал

Поочередные хватательные движения

Упражнение «Дятел»

Ватрушки

«Пирожки»

Упражнение «Лошадки»

Кто как голос подает, кто как песенку поет?

Текст

Пальчиковая

гимнастика

Артикуляционная

гимнастика

Корова так мычит,

Долго песенка звучит

Упражнение «Корова»

Сомкнуть губы, произносить звук [м]

Дятел клювом дуб долбил:

Мастерскую он открыл.

-Д-д-д- Вот уютное дупло

-Д-д-д- В нём и сухо, и тепло

Одна ладонь – прямая, указательный палец другой «долбит» её

Упражнение «Дятел»

Вот комарик прилетел,

Песню звонко он запел:

— З-з-з»…

Круговые движения мизинцами

Упражнение «Улыбка», «Заборчик»

В небе самолёт летит,

Только слышно, как гудит

Складываем из пальцев «самолёт»

Упражнение «Самолёт»: прикусить язык, произносить: «Л-л-л»

Звуки з – з’. Заяц

Текст

Пальчиковая

гимнастика

Артикуляционная гимнастика

В холодный зимний вечер сел зайчик на пенёк, стал вспоминать о лете

Кулачок – «пенёк», «ушки» зайца – вверху 2 пальца

Упражнение «Лопаточка»

Летом вода в ручейке весёлая, по камушкам бежит, весело журчит

Волнообразные движения сцепленными пальцами

Упражнение«Индюк»

А зимой твёрдая, превращается в лёд

Стучат кулачками

Упражнение «Лошадка»

Стал зайчик замерзать, задрожал

Пальчики – «ушки» дрожат

Упражнение «Заборчик», произнося: «з-з-з»

Вдруг что-то зашумело, засвистело…Спрятался заяц за пенёк

«Уши» вверх – за кулачок

Упражнение «Дятел»

Стал заяц по сторонам оглядываться

Опускаем «ушки» из-за кулачка вправо-влево

Упражнение «Часики»

Посмотрел вверх-вниз

Поднимают «головку» зайчика вверх, опускают вниз

Упражнение «Качели»

Понял заяц, что это ветер. По низу дует — свистит

Расслабляющие движения пальцев по столу «пробегают»

Упражнение «Улыбка», «Желобок»

Вверху – деревья качает, ветвями шуршит

Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону

Упражнение «Парус», произнося: «ш-ш-ш»

Понял заяц, что ему ничего не угрожает, начал прыгать, песенку петь, стало ему весело и тепло

«Прыжки» пальцев по столу

Упражнение «Пианино»: кусать кончик языка, произнося: «ла-ла-ла»

С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру.

Нетрадиционная гимнастика для развития мелкой моторики описана Е.Н. Краузе в материалах курса «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» (Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2013г.

) Коротко, о каждом из материалов и способах работы с ними.

Сухой пальчиковый бассейн. В небольшую ёмкость любой формы насыпают фасоль и горох. В таком «бассейне» педагог прячет мелкие игрушки. Ребенок должен их найти. Бассейн может также использоваться для рассортировки зёрен.

Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок. Су-Джок терапию разработал южнокорейский учёный Пак Чже Ву. (В переводе с корейского Су означает кисть, Джок – стопа.Таким образом, Су-Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем (верхние фаланги пальцев рук), можно воздействовать на них массажным шариком с целю профилактики и коррекции речевых нарушений). Воздействовать на фаланги эффективно с помощью пружинок. Ребёнок самостоятельно, начиная с большого пальца ведущей руки, массирует пружинкой каждый пальчик – надевает её на пальчик и снимает.

Затем массируется другая рука. После этого пружинка убирается внутрь шарика и с помощью шарика массируется ладонная и тыльная поверхности руки.

Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача шарика из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Когда дети овладеют техникой самомассажа, можно использовать стихотворные тексты.

Пальчиковая гимнастика с помощью прищепок. 1. Логопед показывает ребёнку, как можно прицепить прищепки на фигуры из картона для изображения лучиков солнышка, колючек ежа, веточек ёлочки. 2. Массаж кончиков пальцев.

Поочерёдно логопед или сам ребёнок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения «Котенок кусается» (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»)

Упражнения с использованием аппликатора Кузнецова или Ляпко. Логопед проводит аппликатором по ладошкам ребёнка. Или ребёнок сам ритмично проговаривает стихи и в такт касается пальчиками или ладошками поверхности коврика. (По дороге белой, гладкой пальцы скачут, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок)

Пассивно-активная гимнастика рук с использованием логопедической щётки «Ёжик» (заменитель «чудо-варежка).

С помощью данного приспособления можно выполнять следующие упражнения: Легкие массажные движения (похлопывающие и поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа: «Хлоп-хлоп» (похлопывающие движения по ладони) «Моя рученька» (поглаживающие движения – от кисти к локтю) «С горки»(поглаживающее движение от локтя к кисти) «Бух» (похлопывающее движение по ладони) «На горку» (поглаживающее движение – от кисти к локтю) «Ух!» (похлопывающее движение по локтевому суставу).

Последний пальчиковый игротренинг, который хотелось бы представить вашему вниманию, предложенный С.И. Токаревой, это буквы из пальчиков. Логопед может их использовать дополнительно при знакомстве дошкольников с буквами. В пособии «Сложи букву» дано выполнение букв из пальцев и стихи, сопровождающие изображение букв.

А – узнать всегда легко, Букву И мы смастерили

Ноги ставит широко. Левый указательный вправо наклонили.

Третий палец прислони, Рядом прямые поставили,

И на букву посмотри. И – улыбаться заставили.

Левую руку вправо поверни, Букву Л легко и просто

Все пальцы в кулачок согни. Можно сделать из ладошки:

Указательный и средний Два пальца-ножки разведи,

Прямые разведи. Остальные пальчики в кулачок согни,

Указательный правый слева прислони. На Л теперь ты посмотри.

В заключение важно отметить, что сопряжённая гимнастика, самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики, игротренинг «Сложи букву» позволяют ребёнку:

концентрировать своё внимание;

развивать память;

развивать воображение и фантазию;

приобрести силу, хорошую подвижность и гибкость пальцев;

сделать речь, более чёткой, ритмичной, яркой.

А так же создаёт благоприятный эмоциональный фон в учебной деятельности и способствует усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Используемая литература

1. Токарева С.И. Коррекция речевых нарушений детей у 5 -7 лет. Игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика. – Волгоград, 2014 год.

2. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. Дистанционный курс повышения квалификации. – Москва,, 2013 год.

Источник: https://infourok.ru/korrekciya-rechevih-narusheniy-innovacionnie-priyomi-i-metodi-2147437.html

Современные технологии коррекции речевых нарушений

Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции

Е. Н. Киреева

учитель-логопед

Г(Б)ОС(К)ОУСКО школа-интернат

VIII вида № 3

Липецкая область.

Современные технологии коррекции

речевых нарушений

На современном этапе развития логопедической практики не вызывает сомнений необходимость поиска специфических средств коррекционно – развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения.

Намечая новые направления логопедической работы, необходимо исходить из оптимальной формулировки цели. Также опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ с использованием современных технологий во многом зависит от их разумного сочетания с традиционными средствами.

Современные технологии коррекции речевых нарушений

Наименование современных образовательных технологийЦели применения современных образовательных технологийЭффекты использования современных образовательных технологий
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятий.Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитие и активация словаря, формирование грамматического строя речи.Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.
Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук.Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей со стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями моторной алалии и дизартрией.Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения,пополнению и активизации словаря у безречевых детей.
Информационно – коммуникативные технологии.Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.Позволяют разумно сочетать традицион-ные и современныесредства и методы обучения,повышать интерес детей к изучаемому материалу и качествокоррекционной рабо-ты, значительно облегчают деятельность учите-ля-логопеда.
Игровые технологии.Более успешная социализация, формирование социально-активнойличности,самореали-зация, игровая терапия и психоло-ческая коррекция.Стимулирует детейк учебной деятельности, вызывают интерес и потребность обще-ния, развивают когнитивные про-цессы.
Пескотерапия в логокоррекционнойКоррекция мелкоймоторики,развитие мотивации общения,коррекция различных сторонречи.Стимулируют детейК учебной деятельности, вызы-ют, интерес и потребность обще-ния, развивают так-тиль ощущения и мелкую моторику.

Данные методы являются продуктивными при логопедическом воздействии на детей с нарушением интеллекта. Т.к. нарушение речи при умственной отсталости носят системный характер и входят в структуру дефекта.

У детей с таким диагнозом наблюдается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая вариативность нарушений как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, дисграфии, дислексии, снижение речевой активности.

По мнению С.Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах».

Недостатки речевой деятельности детей с нарушением интеллекта обусловлены, с одной стороны, низким уровнем мышления, а с другой – нарушением высшей нервной деятельности.

В связи с этим, сроки логопедического воздействия увеличиваются.

Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются сохранные функции и компенсаторные возможности ребёнка.

Мною успешно апробированы и применяются следующие современные методы: сказкотерапия, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук, ИКТ, пескотерапия, игровые технологии. В ходе логопедического занятия обеспечивается максимальное включение всех анализаторов, параллельно с развитием двигательных функций, учитывается ведущий тип деятельности ребёнка.

Опыт показал, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы. Так, например, элементы пескотерапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии.

Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановки звука, его автоматизации, закреплении в связной речи. Применение упражнений с сочетанием речи и кодированных движений рук позволяет детям приобретать фонетические и графические навыки, проявлять творчество.

Также данные упражнения способствует возникновению первичных произносительных навыков, мотивируют речь у безречевых детей. Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущий вид деятельности у таких детей является игра.

Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность.

Применение мною компьютера позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным.

В ходе коррекционного воздействия с применением ИКТ, используя компьютерные тренажёры и программы для логопедической работы, стало ясно, что не все упражнения могут оказывать положительное воздействия на учащихся нашей школы, поскольку в них не учитываются психофизиологические особенности умственно отсталых детей.

Исходя из опыта работы, я сделала вывод, что для решения коррекционных задач, необходима адаптация компьютерных программ для детей нашей школы и их правильный подбор. Я использую компьютерные программы * Игры для тигры *, * Грамотеи*, * Мир звуков и слов*

Создание специальных условий, позволяющих ребёнку с нарушением интеллекта удовлетворить свою потребность в развитии, овладение им специальными умениями и навыками – основная цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов.

Таким образом, логопедическая работа с такими детьми характеризуется большой спецификой, и современные технологии логопедического воздействия позволяют создавать лучшие условия для дальнейшей коррекции, ведут по более эффективному пути процесс коррекции.

.

Источник: https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-tiekhnologhii-korriektsii-riechievykh-narushienii.html

Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции

Коммуникативные нарушения речи и инновационные методы их коррекции

Термин «коммуникация»полисемантичен, от латинского –сообщение, передача. Коммуникация –передача информации от одной системык другой посредством специальныхматериальных носителей сигналов.Эффективная коммуникация находит своёприменение в менеджменте.

Коммуникациявключает в себя:

— слышать и пониматьдруг друга;

— устанавливатьэмоциональный контакт;

— контролироватьповедение собеседника и своё.

Традиционная(одноканальная) модель коммуникации К.Шеннона.

обратнаясвязь

В процессе устнойречи наша речь воспринимается как шум.Шум есть сигнал, передаётся от говорящегок слушающему. Шум (сигнал) являетсясоставным компонентом между составителеми принимателем.

Специфик человеческойкоммуникации заключается в следующем.

  • Обмен информации предполагает активную совместную деятельность.

  • В процессе коммуникации субъекты могут влиять друг на друга и оказывать воздействие на поведение.

  • Наличие единой системы кодирования и декодрования обеспечивает понимание.

Эффективностькоммуникации определяется скрытойтрансакцией 9трансактный анализ) – насовпадает смысл общения одного человекас другим. Существует опасность социальныхи психологических коммуникативныхбарьеров. Барьеры коммуникации – помехи,препятствующие контакту междукоммуникатором (осуществляет процесскоммуникации) и реципиентом, адекватномуприёму и усвоению сообщения в процессеобщения.

Барьерыкоммуникации:

технические;

— психофизические;

— психологические;

— семантические;

— социальные;

— культурные.

Техническиебарьеры возникаюттогда, когда в канале связи обнаруживаютсяпрепятствия для прохождения сигналаили производятся сигналы, мешающиевосприятию сообщения реципиентом.

Психофизическиебарьерысвязаны с сенсорными особенностямивосприятия сигналов человеком,ограниченной способностью мозга кзапоминанию и переработке информации(сенсорная алалия и сенсорная афазия).

Психологическиебарьеры:

— отрицательнаяустановка субъектов общения друг надруга, на канал и способ общения, формуи содержание информации;

— личностныесвойства реципиента (завышенная илизаниженная самооценка, эмоциональность,уровень интеллекта).

Семантическиебарьеры –несоответствие кодов, используемыхкоммуникатором и реципиентом.

Социальныебарьеры –принадлежность субъектов общения кразличным социальным группам, социальныеограничения доступа к информации ивозможности её использования.

Культурныебарьеры присущимежнациональной коммуникации, вызваныразличиями в национальных традицияхобщения, системах норм и ценностей.

Реабилитация– система медицинских, педагогических,психологических, социально-экономическихмероприятий, направленных на устранениеили компенсацию ограниченийжизнедеятельности, вызванных нарушениемздоровья со стойким расстройствомфункций организма.

Абилитация – удетей, у которых эта функция нарушена.

Задачи фонопедии

— Развитие природныхкачеств голоса.

— Формированиеоптимального звучания.

— Воспитаниевыносливости ого аппарата кнагрузкам.

— Коррекция голосаи расширение его диапазона.

— Предупреждениеых нарушений.

Основныенаправления коррекционной работы

— Психотерапия.

— Работа надфонационным дыханием.

— Совершенствованиерезонаторной системы.

— Развитие речевогослуха.

— Формированиеоптимального звучания.

— Расширениедиапазона дыхания.

— Координация общейи речевой моторики.

— Биологическиобратная связь.

Методы

— Релаксация иаутогенная тренировка.

— Методы арт-терапии.

— Телесноориентированная психотерапия.

— Рациональнаяпсихотерапия.

— Используются вработе логопедические зонды и соски.

Биологическиобратная связь – комплекспроцедур, через которые обучающиесяполучают информацию о состояниифизиологических процессов, которыепозволяют ему сознательно управлятьими.

Биоуправлениепозволяет:

произвольнорегулировать функции за счёт компенсаторныхвозможностей сохранных анализаторов;

— вырабатыватьсамоконтроль за параметрами, недоступнымивосприятию в обычных условиях (частотаи амплитуда колебаний ых складок,напряжённость мышц, темп речи и другие);

— классифицироватьиндивидуальные и психологическиеособенности пациентов;

— прогнозироватьэффективность реабилитации;

— применять какметод предотвращения стресса.

Объём информации:

— невербальноеобщение (мимика, жесты) – 55 %;

— голос (сила, высотатона, тембр) – 38 %;

— содержание – 7%.

Приборы дляреализации БОС

Слуховой сигнал

— Магнитофон

— Мастер саунд метроном

— Корректофон АИР-2

— Монолог

Визуальный канал

— И-2 — ВИР-4

— VQCAL-2 — компьютерные программы ЭМГ

— видеоларингостробоскопия

— TRIFLO-II для проведения дыхательных упражнений

— VIC (VOICE

Тактильный канал

— вибраторы

Прибор ВОКАСТИМ (разработал Пан) записывает активность ых складок. Больному подаётся электростимуляция через шейные электроды. Звуковой сигнал преобразовывается в цифровой. Это многоканальная БОС. Продолжительность занятий задана в компьютере. Прибор должен быть заземлен.

CARDIO 2.1 Logo

Верботональная методика

Принцип классификации речевых дефектов по степени выраженности

а – полное отсутствие

аграфия / дисграфия

анартрия / дизартрия

акалькулия / дискалькулия

афония / дисфония (частичное нарушение голоса)

Источник: https://studfile.net/preview/3993971/page:7/

Uchebnik-free
Добавить комментарий