Классификация умственной отсталости

4.2.5 Классификации умственной отсталости

Классификация умственной отсталости

Классификации умственной отсталостиразличаются в зависимости от того, покакому критерию проводится разделениедетей на группы. Наиболее известнаяклассификация строится на основекритерия выраженности нарушения, степениумственной отсталости.

По этомукритерию в9-м пересмотре Международнойкласси­фикации болезней (МКБ-9)выделялись следующие 3 вида умственнойотсталости в порядке уменьшения степениумственного отставания: идиотия,имбецильность, дебильность. ЕщеЭ.

 Крепелин, один из основоположниковучения о слабоумии, считал, что слабоумие– это не просто отставание от нормразвития, а своеобразное, патологическоеразвитие. Критерием той или иной степенинедоразвития он считал меру соответствияпатологического развития нормальному.

Он полагал, что при идиотии патологическоеразвитие взрослого человека соответствуетсостоянию нормального ребенка в возрастеот 1 до 6 лет, при имбецильности – возрастуот 6 до 14 лет, при дебильности – возрастуот 14 до 18 лет.

Классификация МКБ-9 в настоящее времяуже не используется. Однако представленныев ней характеристики детей с умственнойотсталостью разной степени тяжести восновном сохранились.

В 10-м пересмотре этой классификации(МКБ-10) выделяется уже 4 вида (степени)олигофрении, и имеют они другие названия:глубокая умственная отсталость, тяжелаяумственная отсталость, умереннаяумственная отсталость, легкая умственнаяотсталость. На основе психометрическихисследований, направленных на измерениекоэффициента интеллекта, умственнуюотсталость подразделяют на 4 вида(степени) в соответствии с показателямикоэффициента интеллекта (IQ).

Таблица 4.1 – Виды умственной отсталостив соответствиями с показателямикоэффициента интеллекта

Вид (степень) умственной отсталостиЗначения коэффициента интеллекта (IQ)
Легкая умственная отсталость40-69
Умеренная умственная отсталость35-49
Тяжелая умственная отсталость20-34
Глубокая умственная отсталостьниже 20

Психометрические исследования сыграливажную роль для классификации умственнойотсталости, однако, они имеют существенныеограничения.

Опираясь только напсихометрический подход, невозможноописать структуру нарушения у детей иразработать индивидуальную программуработы с ними.

Психометрический подходдает только количественные показателиснижения интеллекта, но не обеспечиваеткачественного описания особенностейразвития детей.

В противовес взглядам о том, что умственнаяотсталость предполагает обязательноеснижение интеллекта, существует другойподход, представленный Г. Гарднером[24]. При рассмотрении мыслительныхспособностей человека Г. Гарднеротказывается от понятия коэффициентаинтеллекта и предлагает многофакторнуютеорию интеллекта.

Эта теория основываетсяна наблюдениях ученого за детьми синтеллектуальной недостаточностью ис аутизмом, у которых наблюдаютсячастично сохранные способности.

По егомнению, у человека существует несколькоавтономных видов интеллекта (он описывает,по крайней мере, семь видов интеллекта),среди них: лингвистический, музыкальный,логико-математический, пространственный,телесно-кинестетический, внутриличностный(знание о себе) и межличностный (знанияо других).

Если придерживаться теорииГарднера, то у умственноотсталых людей можно обнаружить необычныемузыкальные, художественные или телесныеспособности, то есть признать у них внекотором смысле даже одаренность.Однако описанные в литературе особыеспособности страдающих интеллектуальнойнедостаточностью представляют собойскорее исключение.

При этом следуетобратить внимание, что при изолированныхспособностях речь идет скорее о таких,которые приобретены путем механическогонаучения. Речевые способности присоответствующей стимуляции могут такжедостигать удивительно хорошейвыразительности, включая правильноеупотребление детьми иностранных слов.Но лица, страдающие интеллектуальнойнедостаточностью, все-таки не обладаютвозможностями абстрактно-логическогомышления.

۞Иллюстрация

Как отмечает В.С. Мухина, дети синтеллектуальной недостаточностьюредко обнаруживают специальныеспособности. Она приводит в своей книгеописание уникальных способностей крисованию Нади 6-ти лет, которая былапомещена в клинику для умственно отсталыхдетей.

У девочки отмечался глубокийдефицит языка как в понимании, так и вего применении, она не употребляласимволов в ролевой игре, отмечалосьслабое моторное развитие. На фоне общейтяжелой отсталости Надя на четвертомгоду жизни начала внезапно делатьинтересные рисунки. Источником рисованиябыла натура и картинки в детских книжках.

Девочка рассматривала картинки понескольку недель, однако, ее собственныерисунки отличались от оригинала. Всебыли поражены рисунками Нади и не верили,что такое возможно. Однако этот случайявляется уникальным, как и другие,единичные случаи, когда дети синтеллектуальной недостаточностьюобнаруживают особые способности.

И еслив норме эти способности приводят ксозданию новых художественных образов,к открытиям в сфере познания, то «уумственно отсталых если и обнаруживаютсякакие-то возможности, то они находятсяна уровне заимствованных стереотипов»[12, с. 155].

Как уже отмечалось, согласно подходу,принятому среди американских ученых,необходимым условием отнесения человекак людям с интеллектуальной недостаточностьюявляется дефицит социальной адаптации,так как только на основании результатовинтеллектуальных тестов не может бытьпоставлен диагноз умственной отсталости.Под социальной адаптацией понимаетсяобъем, в котором индивидуум соответствуетвозрастным нормам личной независимостии социальной ответственности в рамкахсвоего социального круга. В разномвозрасте под социальной адаптациейпонимаются разные навыки [2].

В раннем и дошкольном возрастах:

  1. Сенсомоторные навыки.

  2. Коммуникативные навыки, включая говорение и речь.

  3. Навыки ухода за собой.

  4. Социальное поведение (взаимодействие с другими).

В школьном и раннем юношеском возрасте:

  1. Владение основными культурными навыками в повседневности.

  2. Использование адекватных понятий и суждений в отношениях с окружающим миром.

  3. Социальные навыки (участие в групповых действиях и межличностных отношениях).

В старшем юношеском возрасте и длявзрослых:

  1. Профессиональная и социальная ответственность и достижения.

Как отмечалось выше, американскаяассоциация изучения умственной отсталостипредлагает рассматривать понятиеадаптивного поведения и адаптивныхнавыков, которые считаются оченьважным при диагностике умственнойотсталости. Было выделено 4 основныхуровня адаптации, которые варьировалиот легкой степени дезадаптации дополного ее отсутствия. В таблицеклассификация умственной отсталостидается на основании показателейсоциальной адаптации.

Таблица 4.2 – Уровни адаптивного поведенияпри умственной отсталости

Степень умственной отсталостиДошкольный период (0–5 лет): развитие и созреваниеШкольный период (6 лет–21 год): воспитание и образованиеВзрослые (старше 21 года): социальная и профессиональная достаточность
1 уровеньГрубое отставание в развитии; минимальная способность функционирования в сенсомоторной области; нуждается в домашнем уходеОграниченное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания; нуждается в полном уходеОграниченное моторное и речевое развитие; полностью неспособен к самообслуживанию; нуждается в уходе и контроле
2 уровеньСлабое моторное развитие; минимальное развитие речи, общая неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительные или отсутствуютСпособность к овладению речью/навыками коммуникации.Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания.Неспособность к овладению учебными навыками.Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый).Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении.Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении
3 уровеньСпособность к овладению речью/навыками коммуникации.Слабая социальная осведомленность.Способность к овладению навыками самообслуживания.Достаточное моторное развитие.Значительно нуждается в помощи.Способность к овладению школьными навыками в объеме 4 класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обученияСпособен к самостоятельности в приобретенных профессиях, не требующих высокой квалификации; нуждается в контроле и помощи в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-экономического плана
4 уровеньВозможность развития социальных, коммуникативных навыков.Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере.Трудности отграничения от нормы на ранних этапах развития.Способность к овладению учебными навыками в объеме 4 класса начальной школы.Невозможность овладения учебными предметами, которые изучаются в старших классах.Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый).Способность к социально-профессиональной адаптации при соответствующем обучении.Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях сложных стрессовых ситуаций.

Итак, разделение детей с интеллектуальнойнедостаточностью по уровню сниженияинтеллекта и уровню социальной адаптацииполучило широкое распространение.

Этиклассификации имеют большое практическоезначение, так как на их основе происходитотбор и дифференциация детей для обученияпо программе вспомогательной школе.

Ниже даны характеристики детей с разнойстепенью интеллектуальной недостаточностив соответствии с МКБ-10.

Глубокая умственная отсталость –представляет собой наиболее тяжелуюстепень олигофрении, при которой имеетсягрубое нарушение всех функций, в томчисле сенсорных и перцептивных. Мышлениепрактически отсутствует, речь можетпредставлять собой набор нечленораздельныхзвуков либо звукокомплексов.

В обращеннойречи ребенок способен уловить интонацию,но не общий смысл. С детьми возможнылишь самые простые формы невербальнойкоммуникации. Элементарные эмоциисвязаны с физиологическими потребностямии выражают собственное состояниеребенка, свидетельствуют о его комфортеили дискомфорте.

Формы выражения эмоцийпримитивны, они выражаются в крике,гримасах, двигательном возбуждении. Вслучае более легких нарушений возможнапривязанность к ухаживающим людям,общая ориентировка в пространстве(узнают, где их дом, квартира, где принимаютпищу, куда ходят на прогулку и т.п.).

Навыки самообслуживания фактически неформируются. Поведение направлено наудовлетворение элементарных физиологическихпотребностей или ограничиваетсяреагированием на внешние стимулы.Прогноз развития таких детейнеблагоприятный.

Они могут воспитыватьсяв семье, но могут быть определены винтернатные учреждения Министерстватруда и социальной защиты, где специальноеобучение не организуется, а осуществляетсятолько присмотр.

Тяжелая умственная отсталостьитяжелая степеньумеренной умственнойотсталости характеризуется меньшейвыраженностью интеллектуальнойнедостаточности. У детей имеетсяограниченная способность к накоплениюнекоторого запаса представлений,сведений, возможность выделенияпростейших признаков предметов иситуаций.

Доступно понимание и произнесениепростых слов и элементарных фраз.Формируются простейшие навыкисамообслуживания. В эмоциональной сфереобнаруживается переживание обиды,насмешек, общее понимание своихограничений.

В более легких случаяхдети могут обучиться элементам чтения,письма, счета, но на это требуется многовремени и большое число повторений,однако они не могут или могут оченьограниченно использовать приобретенныенавыки. Детям доступен также простойфизический труд.

Они способны к внешнейподражательности движениям и действиямдругого человека, поэтому могут освоитьдействия в быту и по самообслуживанию(подметать пол, мыть посуду).

Благодаряподражанию дети также могут освоитьэлементы рисования, но их рисункисхематичные, они сделаны по подражанию,они рисуют упрощенные схемы реальныхпредметов. Дети направляются на обучениево вспомогательную школу (IIотделение), где обучаются по специальнойпрограмме.

Дети с тяжелой и умереннойинтеллектуальной недостаточностьюмогут также обучаться в центрахкоррекционно-развивающего обучения иреабилитации (ЦКРОиР). Люди с тяжелой иумеренной умственной отсталостьюнуждаются в присмотре на протяжениивсей жизни. В зрелом возрасте некоторыеиз них способны к простой практическойработе при тщательном построении заданийи обеспечении квалифицированногонадзора.

Легкие степени умеренной умственнойотсталости, легкая умственная отсталость– наиболее легкая по степени и наиболеераспространенная форма интеллектуальнойнедостаточности. Дети способныориентироваться в простых практическихситуациях, они овладевают навыкамисамообслуживания.

Мышление у них имеетконкретно-образный характер, доступнафразовая речь, иногда неплохая механическаяпамять. Дети направляются на обучениево вспомогательные школы по программамIотделения. В пределахопределенной им программы обучения ониовладевают навыками чтения, письма,счета, знаниями об окружающем, с нимипроводится профориентация.

Эти детимогут также обучаться в классахинтегрированного обучения и воспитания.В дальнейшем они могут стать социальноадаптированными, а также найти работув соответствии со своими возможностями.Они работают малярами, переплетчиками,слесарями-ремонтниками низких разрядов,сапожниками, швеями, уборщицами,подсобными рабочими, сельскохозяйственнымирабочими.

Как правило, дети трудолюбивы,но малоинициативны, они нуждаются вприсмотре и помощи других работников.

Источник: https://studfile.net/preview/1725919/page:29/

Основные степени умственной отсталости по международной классификации

Классификация умственной отсталости

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей. Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.

Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.

Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении.

В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно.

Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.

Дебильность

Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо.

Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу.

Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

Имбецильность

Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

Идиотия

Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна.

Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков.

Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-stepeni-umstvennoj-otstalosti-po-mezhdunarodnoj-klassifikacii.html

Классификации умственной отсталости

Классификация умственной отсталости

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики снижения интеллекта

Коэффицент интеллекта Международная система Российская система
71 и выше Норма Норма
50-70 Незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении Дебильность
35-49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность
25-39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Идиотия
20 и ниже Глубокая умственная отсталость

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80 %).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны.

Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.

Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей.

В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий.

Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но, попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК.

Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития.

Для этого существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития.

Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где обучение ведется по специальным программам.

В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т. д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.

Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.

Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

Рис. 2. Дети с олигофренией в степени идиотии

5.3. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц

Отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития было неодинаковым. Организованная общественная помощь слабоумным получила развитие лишь с начала XIX века.

С середины XIX века в связи с введением законов об обязательном начальном обучении стали выявляться дети с легкой степенью умственной отсталости. Большое значение для развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых лиц имели врачебно-пе-дагогйческая система Э. Сегена (1812-1880), идеи Й. Т. Вайзе (1793-1859), В.

Айрленда (1832-1903), Ж. Демора (1867-1941), О. Декроли (1871-1932), М. Монтессори (1870-1952). В России первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором Ф. Пляцом в 1854 году в Риге. Позже появились врачеб-но-воспитательное заведение И. В. Маляревского, приюты и школа Е. К.

Грачевой, вспомогательные классы М. П. Постовской. Они были частными, платными, существовавшими на благотворительные пожертвования. В 1908 году в Москве было открыто частное учебно-воспитательное заведение «Школа-санаторий для дефективных детей» под руководством В. П.

Кащенко, которое впоследствии стало одним из первых и ведущих научно-методических центров отечественной дефектологии.

В первые годы после революции 1917 года заботу об умственно отсталых лицах государство приняло целиком на себя. Была создана сеть вспомогательных школ.

Период 30-70-х годов характеризуется интенсивным развитием отечественной олигофренопедагогики — системы научных знаний об обучении и воспитании умственно отсталых лиц. Большой вклад в ее развитие внесли Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и др.

Одновременно с этим продолжается дальнейшее изучение слабоумия (А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).

В 70-х годах XX века в нашей стране открываются первые детские сады для умственно отсталых детей, интенсивно развивается новая отрасль олигофренопедагогики — дошкольная олигофренопедагогика.

В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, Г. А. Мишина и др.).

Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л. Б. Баряева, А. А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Н. Соломина, И. М. Яковлева и др.).

Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_118507_klassifikatsii-umstvennoy-otstalosti.html

Классификация умственной отсталости

Классификация умственной отсталости

Определение 1

Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.

Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.

Замечание 1

Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга

Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов.

Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует.

Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития.

В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера.

Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.

Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:

  1. Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
  2. Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
  3. Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
  4. Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.

В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.

Традиционная классификация умственной отсталости

Традиционная классификация умственной отсталости выявляет ее степень по тяжести и формам проявления клинических признаков этого расстройства. В нее включены три степени развития умственной отсталости:

  1. Дебильность — легкая форма проявления заболевания, клинические признаки которой проявляются достаточно слабо, поэтому диагностировать ее относительно сложно. Дети, с данной формой заболевания могут быть обучены по специальным программам обучения.
  2. Имбецильность — средняя форма проявления умственной отсталости. Такие дети не подвергаются обучению достаточно сложно, только частично. Они могут освоить простые трудовые навыки. Их приучают к адекватному поведению в обществе.
  3. Идиотия – тяжелая форма проявления заболевания. В данном случае, развитие интеллекта ребенка находится на нулевом этапе, а также могут иметься разнообразные отклонения в психическом развитии. Такие дети относятся к категории необучаемых. Для них создаются специализированные учреждения, в которых осуществляется их проживание и уход.

Классификация умственной отсталости по М. С. Певзнеру

Ученым-педагогом М. С. Певзнером была предложена классификация умственной отсталости, учитывающая этиологическую и патогенетическую специфику проявления заболевания. Она включает в себя пять основных форм:

  1. Неосложненная олигофрения. Проявление заболевания характеризуется устойчивыми показателями функционирования нервных процессов, стабильным и относительно нормальным поведением, которое, в большинстве случаев не отличается от нормально развитых детей. Сложных отклонений в психике у данной группы не имеется. Аналитическая деятельность остается нормально развитой.
  2. Олигофрения с нейродинамическими отклонениями. Функционирование нервной системы в данном случае не является нормальным и стабильным. Человек оказывается подвержен периодическим возбуждениям или торможениям. Поэтому поведение отклоняется, нарушаются эмоциональные процессы и подвергаются отклонениям волевые способности. Способность к обучению данных детей является достаточно слабой.
  3. Олигофрения с дисфункцией чувственных анализаторов. Она возникает вследствие поражения отделов головного мозга, приводящим к нарушению слуха, зрения, опорно-двигательных процессов, функционированию речевого аппарата.
  4. Олигофрения с психопатологическими нарушениями. Поведение таких личностей характеризуется ненормальным, нестабильным поведением, которое они не способны самостоятельно контролировать. Они могут вести себя неадекватно и асоциально, импульсивно и агрессивно. Их социальная адаптация проходит достаточно сложно.
  5. Олигофрения на фоне ярко выраженной лобной недостаточности. Она развивается из-за повреждений лобной доли коры головного мозга. Дети с данным заболеванием не могут нормально развиваться. Невозможно заставить их проявлять инициативу или действовать целенаправленно. Самостоятельно жить в социуме они не приспособлены. Кроме того, у них наблюдаются отклонения в функционировании речевого аппарата.

Современная классификация умственной отсталости

На текущем этапе общественного развития умственная отсталость по международным параметрам оценки классифицируется на следующие виды:

  1. Легкая степень. Она характеризуется незначительными отклонениями в развитии, которые позволяют вполне нормально обучаться и строить коммуникативные взаимоотношения в обществе. Они способны к общественной адаптации, усвоению норм социума, освоению простых профессиональных направлений деятельности. Умственно отсталые дети с легкой степенью нарушения легко ориентируются в пространстве, не имеют нарушений с памятью, речью и мыслительной деятельностью.
  2. Умеренная степень. Она характеризуется достаточно выраженными интеллектуальными нарушениями. Обучение и способности к нему у детей оказываются слабо развитыми. В окружающем мире они ориентируются очень плохо. Развитие самостоятельности у них практически не возможно. Наблюдаются речевые нарушения, как с произношением, так и с пониманием. Если подобрать специализированную программу, то возможно обучить их элементарным трудовым навыкам. Но жить самостоятельно они вряд ли окажутся способны.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальная деятельность характеризуется ярко выраженными дефектами. Дети характеризуются нарушением внешности, поведения, наличием соматических заболеваний, нарушениями пространственной ориентации и во времени. Обучение их возможно только по специальным программам, но оно не всегда способно принести должный эффект.
  4. Глубокая форма. Данная форма характеризуется практически полным отсутствием интеллектуального развития, отклонениями в физическом и психическом развитии, наличием соматических нарушений, сбоями в эмоционально-волевой области деятельности. Дети считаются необучаемыми, поскольку они не способны к элементарным мыслительным операциям и характеризуются совершенно неразвитой речью.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/klassifikaciya_umstvennoy_otstalosti/

Uchebnik-free
Добавить комментарий