Классификация государственных органов по критериям и видам

Конспект лекции: Виды государственных органов в РФ, критерии их классификации

Классификация государственных органов по критериям и видам

Конспект лекции: Виды государственных органов в РФ, критерии их классификации

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

  • 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;
  • 2) государственный орган обладает властными полномочиями;
  • 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;
  • 4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.

Система федеральных органов государственной власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов РФ входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов РФ. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст.

77) система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Гос.

органы субъектов РФ в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ — глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.

В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем.

Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти. К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Источник: https://www.allsummary.ru/370-vidy-gosudarstvennyh-organov-v-rf-kriterii-ih-klassifikacii.html

Классификация органов государственной власти

Классификация государственных органов по критериям и видам

Орган государства –это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществ—ления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

По уровню деятельности различаютфедеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровнесистема органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерациигосударственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно—распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

60. Основания классификации государственных органов

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

— законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):

— исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

— судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

— федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

— органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

3. По порядку формирования:

— выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

— назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

— коллегиальные: решения принимаются большинством (парламент, правительство);

— единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

— вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

— нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

6. По территориальному масштабу деятельности:

— центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

— территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7. По характеру компетенции:

— органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

— органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия — только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура — по вопросам надзора и т.п.).

8. По времени функционирования:

— постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

— временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

61 Законодательные органы власти: понятия, основные функции Понятие:Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законода-тельная власть является первой среди равных. Функции законодательной власти: 1) законодательная функция; 2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства; 3) учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.; 4) функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет).

Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах.

Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки.

Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, анием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные.

Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законода-тельной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

61. Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции не располагающего реальной властью, но имеющий право роспуска парламента.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который не имеет право роспуска парламента.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s31025t8.html

Классификация органов государственной власти, их виды

Классификация государственных органов по критериям и видам

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными признаками, наделенная конкретным объемом властных полномочий для реализации четко определенных функций.

Классификация государственных органов проводится по различным основаниям:

1. По критерию легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по- рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.

2. На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

3. По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

4. По срокам полномочий государственные органы де­лятся на постоянные и временные. Постоянные органысоздаются без ограничения срока действия, временные — для достижения краткосрочных целей.

5. По порядку принятия решений коллегиальные и единоличные. Например, единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание);

6. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в об­щегосударственном масштабе, республиканские и местные — в масштабах субъекта федерации;

7. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

8. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции — Правительство и специальной компетенции — министерства.

Конституционные основы системы государственной власти

Ст.10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Ст.11 закреплено:

1. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Закрепленная ст. 10 конструкция делит власть «по горизонтали» на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти.

Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль за эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти, в частности Конституционный Суд РФ.

Статья 11 делит власть «по вертикали» с учетом федеративного устройства государства. В соответствии с логикой этого устройства в ч. 1 ст.

11 перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей.

Особенностью содержания этой нормы является то обстоятельство, что государственная власть в России делится на три ветви, а в ч. 1 комментируемой статьи перечислены четыре группы федеральных органов.

Главой государства является Президент России, избираемый на 6 лет всенародным анием. Согласно действующей Конституции, он обладает целым рядом важнейших полномочий: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать общим принципам, устанавливаемым Федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство).

Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_197368_klassifikatsiya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-ih-vidi.html

Классификация государственных органов

Классификация государственных органов по критериям и видам

Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.

I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

● Законодательные — органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер — то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления.

В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей).

Обобщающим названием для такого типа органов является термин «парламент» (французское слово, буквально означающее «говорильня»).

● Исполнительные — органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

● Судебные — органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля — например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.

Надо учитывать, что конкретный орган государства может выполнять несколько видов функций.

Например, Государственная Дума России не только принимает законы, но и осуществляет определенные контрольные полномочия (в частности, может пригласить на заседание Государственной Думы члена Правительства России для ответов на вопросы депутатов), а также решает определенные исполнительно-распорядительные вопросы (в частности, кадровые — например, дает согласие на назначение Председателя Правительства России). Аналогично, Правительство России не только выполняет исполнительно-распорядительные функции, но также осуществляет нормотворческую деятельность (в частности, утверждает всевозможные правила; определяет конкретные ставки некоторых налогов и сборов). Тем не менее, основные органы государства достаточно четко вписываются в традиционную схему «законодательные — исполнительные — судебные», которая имеет большое значение для доктрины «разделения властей»

II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:

1. Центральные — органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются «федеральными». Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.

2. Региональные — органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно — формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область).

В федеративных государствах, состоящих из государственных образований — субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).

3. Местные — органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая «элементарная» административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок).

Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).

К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов — центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра).

В очень больших государствах число уровней может быть более трех — например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР — Верховный Совет РСФСР — Московский областной Совет — Долгопрудненский городской Совет — Поселковый Совет поселка Шереметьевский.

Во-вторых, следует различать понятие «орган государства» (в том числе — центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение «орган государственной власти» в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах.

Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как «органы местного самоуправления». В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как «местные органы государственной власти».

С точки зрения теории государства и права, так сказать, «в первом приближении» (когда под «государством» понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно «государством», а часть — «местным самоуправлением». Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.

III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:

1. Органы общей компетенции — то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.

2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества — приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.

IV. По порядку принятия решений выделяются:

1. Коллегиальные — органы, принятие решений которыми проводится в режиме ания членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством от общего числа депутатов.

Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях — хотя, естественно, практически никогда не происходит реального «раскола » между членами Правительства.

Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства — его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.

2. Единоличные — органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично).

Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.

V. По субъекту формирования:

1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);

2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).

VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:

2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

Принципы организации государственного аппарата

это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве

Принципы организации государственного аппарата делятся на:

I. конституционные (базовые)

1) народовластие:

ü ст. 3 Конституции РФ

ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления

ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ — народ

2) демократизм

ü ст. 3 Конституции РФ

ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм

3) социальное ориентирование

4) разделение властей

ü ст. 10 Конституции РФ

ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти

ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов

ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры

5) отделение церкви от государства

6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации

ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ

7) отделение органов местного самоуправления от органов государства

ü ст. 12 Конституции РФ

8) верховенство права и законности

9) приоритет прав и свобод личности и гражданина

10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства

11) независимость и верховенство правосудия

II. научные (доктринальные)

1) единство властной вертикали

2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений

ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата

ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию

3) гласность деятельности органов государственной власти

ü ч. 4 ст.29 Конституции

ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов

ü гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников

4) экономичность деяте

5) профессионализм государственных служащих

ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны

6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата

7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата

8) научная организация работы органов государства

9) политическая лояльность должностных лиц

10) эффективность управления



Источник: https://infopedia.su/10x2f3a.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий