Классическая школа теории организации Д. Тейлора.

8.1 Научные школы теории организации

Классическая школа теории организации Д. Тейлора.

Промышленнаяреволюция XVII–XIXвв. поставила задачу научного подходак управлению людьми в организациях.

Развитие новой техники и технологиипривело к концентрации огромного числарабочих на фабриках и заводах и,естественно, вызвало множествоорганизационных проблем.

Такое усложнениебизнеса потребовало болеесистематизированного, научно обоснованногоподхода к организации производства иуправлению. Возникли и стали развиватьсяразличные теории и методы, связанные сорганизационным управлением.

Созданныетеории различаются как по способу ихразработки, так и по предмету исследования.Одни теории строились в основном наобобщении практического опыта управленияв организациях, другие – опирались налогическую индукцию и использованиеидей из других наук: экономики, теориисистем, психологии, социологии и т.д.

Предметом изучения одних теорий являлисьотдельные аспекты организации, напримерформальные и неформальные человеческиеотношения, создание мотивационныхстимулов, принятие управленческихрешений и др.

Другие теории пыталисьанализировать организацию в целом,выявить закономерности строения ифункционирования организаций, разработатьпринципы эффективного управления.

Вистории развития теории организацииможно выделить четыре школы:

  • классическую школу теории организации,
  • школу человеческих отношений,
  • школу системного подхода
  • «процессную» школу.

Врамках каждой из школ, в свою очередь,могут быть выделены отдельные направления.Идеи и принципы различных теорий, которыевыдержали испытание временем,интегрировались в современную теориюорганизации. Однако более глубокомупониманию современной теории способствуетизучение эволюции идей в данной области.

8.2 Классическая школа теории организации

Теориянаучного управления Ф. Тейлора

Теориянаучного управления или научнойорганизации труда (НОТ), предложеннаяамериканским инженером Фредериком У.Тейлором (1856–1915 гг.), явилась первойтеорией организационного управления.

ИдеиТейлора сформировались в результатеего практической деятельности в трехамериканских компаниях. Разработанныеим подходы опирались на классическуюэкономическую теорию Адама Смита,который в своем фундаментальном труде«Благосостояние нации», опубликованномв 1776 г., сформулировал революционныедля того времени принципы организациитруда в промышленности.

Вцентре внимания исследований Ф. Тейлорабыла работа, выполняемая в низовом звенеорганизации – на уровне исполнителей.Предложенная им система научнойорганизации труда впервые была описанав книге «Принципы научного управления»,вышедшей в 1911 г. Основные положенияданной теории:

специализациятруда.Предлагается разделение функций повыполнению работ, по планированию работи по управлению (руководству) низовымизвеньями. На каждом уровне организациипроисходит специализация функций.

Деятельность по планированию должнаосуществляться специальными отделамипланирования, причем отдельные подфункциидолжны выполняться отдельнымиспециалистами. Так, выделяются служащийпо порядку и направлению работы, служащийпо инструкциям, служащий по времени истоимости, служащий по соблюдениюдисциплины.

Деятельность по управлениюнизовыми звеньями также подразделяетсяна подфункции, выполняемые отдельнымислужащими. Выделяются, к примеру,начальник смены, приемщик, руководительпо нормированию и т.д.;

исследованиеработ и стандартизация.Тейлор предложил исследовать каждуюработу с целью нахождения наиболееэффективного варианта ее выполнения.Он разбивал работу на отдельные элементы(движения) и тщательно хронометрировалкаждое движение, а затем предлагалнаиболее экономичный способ выполненияработы. Этот подход позволял поднятьпроизводительность в несколько раз.

Ф.Тейлор обосновал необходимостьнормирования. Для всех основных видовработ устанавливается стандартноевремя выполнения работы;

сдельно-премиальнаясистема заработной платы.Рабочие должны получать зарплатупропорционально своему вкладу, т.е.сдельную.

В то же время, рабочие,производящие больше установленнойнормы, должны получать большую оплату,чем те, кому не удалось выполнить норму.

Предлагая дифференцированную сдельнуюоплату труда, Тейлор исходил из того,что только деньги могут являться стимуломк повышению производительности труда.Оплата труда, таким образом, рассматриваласьим как основной мотивационный фактор;

отбори обучение рабочих.Тейлор считал, что следует осуществлятьотбор людей, способных отвечатьтребованиям работы. Для каждого видаработы необходимо подбирать людей,имеющих соответствующие способности.

Прежде отсутствовали систематизированные,научно обоснованные методы отборакадров. Тейлор и его последователипредложили для проверки способностейпотенциальных работников использоватьразличные тесты.

Так, Тейлор разработалтест на скоростную реакцию для инспекторовпо контролю качеством.

Отобранныхрабочих следует обучить, чтобы они могливыполнять работу так, как предписано.Традиционно новые рабочие учились своейпрофессии у опытных, т.е. навыкипередавались непосредственно от одногорабочего к другому. Тейлор предложилпроводить обучающие курсы по заранееразработанной программе.

Кпоследователям Тейлора относятся Ф.Гилбретт, Л. Гилбретт, Г.Л. Гантт, Х.Мюнстерберг и др. Многие принципыклассической теории «научного управления»сохраняют свою значимость до сих пор.

Однако за свой откровенно манипулятивныйподход к управлению людьми на производстве,когда человек рассматривается лишь какпридаток производства, это направлениетеории организации подверглосьжесточайшей критике.

Основной подходклассического научного управления кисследованию организации был чрезвычайномеханистическим: предполагалось, чторабочий сам по себе неразумен, но должнымобразом реагирует на материальныестимулы. Задача же управляющего –правильно организовать труд рабочих.

Административныйподход А. Файоля

Административныйподход, основателем которого считаетсяфранцузский инженер и исследовательАнриФайоль,расширил представления об управлениипроизводством и задачах управляющих.Если авторы теории научного управленияв основном исследовали работу низовыхзвеньев, то административная школазанималась разработкой подходов ксовершенствованию управления организациейв целом.

А.Файоль руководил большой французскойкомпанией по добыче угля. Его основнойтруд «Общая и промышленная администрация»появился в 1916 году.

Основная заслугаФайоля состоит в том, что он систематизировал,структурировал административнуюдеятельность, осуществляемую напредприятиях, выделил классическиефункции менеджмента: планирование,организацию, управление, координациюи контроль.

Он сформулировал 14управленческих принципов. Рассмотримнекоторые из предложенных им принципов.

1.Принцип разделения труда.Как и Тейлор, Файоль рассматривалспециализацию как лучшее средствоиспользования индивидов. В то же времяон считал, что разделение труда имеетсвои пределы, которые не могут бытьпревышены.

2.Принцип единства цели и руководства.Виды работ, имеющие общую цель, должныбыть сгруппированы и скоординированы,т.е. должны производиться по единомуплану и управляться одним руководителем.Процесс группировки задач по определеннымпризнакам называется департаментализацией.

3.Принцип соотношения централизации идецентрализации.Для каждой ситуации существует оптимальныйбаланс между централизацией идецентрализацией, который во многомзависит от способностей руководителя.

4.Принцип власти и ответственности.Требуется соблюдать баланс между объемомответственности и объемом власти (правотдавать приказы и требовать подчинения).

5.Принцип скалярной цепи.Данный принцип диктует, что в организациидолжна быть создана соподчиненная цепьруководителей от высшей власти до низшихуровней. Эта цепь – путь для вертикальныхсвязей, т.е.

путь приказов и распоряжений,движущихся сверху вниз, и путь отчетов,движущихся снизу вверх.

В то же времяФайоль считал, что наряду с вертикальнымикоммуникациями допустимы и горизонтальныесвязи между руководителями одногоуровня.

Теориябюрократии М. Вебера

Кклассической школе относится и теориябюрократии, предложенная МаксомВебером(1864–1920). Он полагал, что для повышенияэффективности организаций необходиморазработать стандартына поведениелюдей в организации, т.е. формальноописанные образцы (по Веберу, «идеальныетипы»).

Неукоснительное, скрупулезноеследование этим образцам позволиторганизации достичь стабильности иединства целей. При этом снимаютсяиндивидуальные различия в поведениина службе, всякое незапрограммированноепроявление личности.

Построенную такимобразом предельно формализованнуюорганизацию, Вебер называл бюрократической.Основными чертами бюрократическойорганизации являются: специализация,жесткая иерархия (цепь команд), строгиеправила, обеспечивающие единообразиев выполнении стандартных функций.

Веберполагал, что только такая рациональная,зависимая и предсказуемая система можетобеспечить эффективное функционированиеорганизации.

Источник: https://studfile.net/preview/1479102/page:8/

Классическая школа теории организации тейлора

Классическая школа теории организации Д. Тейлора.

МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Термин «организация» употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве; иначе организация рассматривается как объект, обладающий внутренней упорядоченной структурой.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и единство с внешним окружением. Организация – социальная группировка, созданная для выполнения определенных целей.

В современном мире большая часть производства товаров и оказания услуг предпринимается именно организациями, они в основном и обеспечивают занятость. Основные черты современной организации были выделены Максом Вебером (1864–1920 гг.) в его анализе бюрократии.

По его мнению, бюрократическая организация была доминирующим типом организации в современном ему индустриальном обществе.

В изучении организации применяют структурный и поведенческий подходы.

Поведенческий подход исследует роль человека в организации, отношения между людьми, компетентность сотрудников, а также индивидуальные способности и мотивацию к труду.

Выделяют несколько основных вопросов, на которые должна ответить теория организации:

1) определение размеров и границ организации, т. е. определение размеров производства и сбыта продукции. Размер и граница организации будут связаны с максимизацией превышения результата над затратами (максимизацией прибыли от деятельности);

2) определение способа упорядочивания элементов организации. Это возможно только при помощи исследования внутренней структуры организации;

3) определение способа адаптации организации к изменениям.

Задача теории организации – изучение влияния индивидуумов и групп людей на эффективную деятельность организации, на достижение желаемых изменений и достижение поставленных целей. Организации не могут быть предметом изучения одной науки – теории организации. Рассмотрим систему наук об организации.

1. Теория управления изучает субъекты и объекты управления, стимулирование и мотивацию, принятие и реализацию решений, подготовку руководителей, линейное и функциональное руководство.

2. Психология помогает изучать, понимать и прогнозировать поведение как отдельного человека, так и групп, коллективов, что позволяет анализировать способности работников, мотивацию и способы обучения сотрудников.

3. Социология помогает изучать поведение группы, коллектива в рамках организации, нормы и роли работников, конфликты, бюрократию, организационную культуру. Проведение социологических исследований нередко дает четкие рекомендации по необходимым изменениям, раскрывает потенциал и ожидания работников.

4. Социальная психология объясняет процессы деятельности человека, находящегося в группе, коллективе. Определяются варианты поведения индивидуума в группе. Основной задачей является определение полноты самореализации, успешности межличностных коммуникаций, выявление нераскрытых способностей человека.

5. Антропология выявляет сравнительные ценности, нормы, позиции, этнические особенности.

6. Экономика формирует экономические стратегии организации, определяет взаимоотношения с внутренней и внешней средой организации.

7. Юридические науки законодательно регламентируют формы хозяйственной деятельности, устанавливают правила и нормативы, а также предупреждают о возможных санкциях и ответственности.

8. Информатика несет с собой новые информационные технологии, информационные потоки, что позволяет более грамотно обосновывать принимаемые решения.

Классическая школа теории организации тейлора

В развитие классической теории организации внесли вклад много ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор. Тейлор сконцентрировал свое внимание на низшем звене организации, основываясь на взаимодействии человека и труда.

В рамках этого взаимодействия процесс труда раздроблялся на простейшие элементы с целью задать работнику оптимальный режим исполнения, принципиально отделяющийся от функции управления этим же трудом как самостоятельной задачей другого лица.

Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Главные особенности этой модели – полностью определяемое извне поведение работника по рационализированной схеме, а также трактовка самого работника как своего рода «запасной части».

Тейлор предлагал разделение планирования работ и их выполнения и необходимость заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. По мнению Тейлора, организацией должен управлять плановый отдел.

Планирование деятельности должно осуществляться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах.

При этом он выделил четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека:

– служащий, контролирующий порядок и направление работы;

– служащий по подготовке инструкций;

– служащий по вопросам времени производства и себестоимости;

– служащий по контролю за производственной дисциплиной.

Управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов также четырьмя различными служащими: бригадиром; инспектором-приемщиком; служащим, устанавливающим темп работы; мастером по ремонту.

Одним из важнейших аспектов научного управления является системный анализ работы.

Чтобы сделать работу более эффективной, Тейлор предложил определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое для его выполнения, проанализировать внешнюю среду и условия, при которых совершается работа, а также исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ.

Исследование движения – это процесс, при котором рассматривается движение основных элементов машины и оборудования, необходимых для выполнения работы.

Временное исследование – это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования:

1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента;

2) нормирование – метод, при котором для всех основных видов работ существует установленное время. Данное определение организации основывалось на одностороннем подходе.

Организация рассматривалась лишь как «техническая система», соединяющая компоненты производственного процесса.

Отсюда и взгляд на человека как необходимый, главный «элемент производственного процесса», без которого функционирование организации немыслимо.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s67894t3.html

Шпаргалка по теории организации | Страница 3 | Онлайн-библиотека

Классическая школа теории организации Д. Тейлора.

Для обеспечения координации и контроля деятельности своих подразделений и работников организации создают структуры.

Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью – степенью разделения деятельности на различные функции, формализацией – степенью использования установленных правил и процедур, соотношением централизации и децентрализации – уровнями, на которых принимаются управленческие решения.

Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализацию и департаментализацию.

Разделение и специализация труда должны применяться, чтобы предоставить возможность организации произвести большее количество продукции лучшего качества, затратив при этом столько же усилий. Это возможно за счет того, что разделение труда позволяет сократить число объектов, на которых необходимо сосредоточиться работнику.

Принцип единства цели и руководства подразумевает, что все принципы, появившиеся вследствие разделения и специализации труда, должны служить достижению единой цели, деятельность организации должна осуществляться по единому плану. Кроме этого необходимо назначить единого руководителя, который бы этой деятельностью управлял и ее координировал.

Принцип централизации и децентрализации власти подразумевает, что для каждой конкретной ситуации необходимо либо снизить, либо увеличить объем власти руководителя, при этом нужно учитывать индивидуальные способности руководителя.

Соблюдение указанных выше принципов ведет к созданию вертикальной цепи руководителей, по которой все связи должны проходить от низших уровней организации до высших и наоборот. Эффективность этой цепи зависит от того, насколько четко определены задачи и базис, на котором основывается деятельность департаментов, и от того, передаются ли полномочия на нижестоящие уровни управления.

Помимо вертикальной цепи руководителей, необходимо также формировать и горизонтальные связи в организации. В организациях возникают ситуации, когда соблюдение вертикальной цепи при решении вопроса может привести к абсурдному пути его решения. Во избежание этого нужно дать право руководителям напрямую взаимодействовать.

Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.

Но она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры. На эффективность деятельности организации влияют:

1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.

7. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЙЛОРА

В развитие классической теории организации внесли вклад много ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор. Тейлор сконцентрировал свое внимание на низшем звене организации, основываясь на взаимодействии человека и труда.

В рамках этого взаимодействия процесс труда раздроблялся на простейшие элементы с целью задать работнику оптимальный режим исполнения, принципиально отделяющийся от функции управления этим же трудом как самостоятельной задачей другого лица.

Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Главные особенности этой модели – полностью определяемое извне поведение работника по рационализированной схеме, а также трактовка самого работника как своего рода «запасной части».

Тейлор предлагал разделение планирования работ и их выполнения и необходимость заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. По мнению Тейлора, организацией должен управлять плановый отдел.

Планирование деятельности должно осуществляться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах.

При этом он выделил четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека:

– служащий, контролирующий порядок и направление работы;

– служащий по подготовке инструкций;

– служащий по вопросам времени производства и себестоимости;

– служащий по контролю за производственной дисциплиной.

Управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов также четырьмя различными служащими: бригадиром; инспектором-приемщиком; служащим, устанавливающим темп работы; мастером по ремонту.

Одним из важнейших аспектов научного управления является системный анализ работы.

Чтобы сделать работу более эффективной, Тейлор предложил определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое для его выполнения, проанализировать внешнюю среду и условия, при которых совершается работа, а также исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ.

Исследование движения – это процесс, при котором рассматривается движение основных элементов машины и оборудования, необходимых для выполнения работы.

Временное исследование – это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования:

1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента;

2) нормирование – метод, при котором для всех основных видов работ существует установленное время. Данное определение организации основывалось на одностороннем подходе.

Организация рассматривалась лишь как «техническая система», соединяющая компоненты производственного процесса.

Отсюда и взгляд на человека как необходимый, главный «элемент производственного процесса», без которого функционирование организации немыслимо.

8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ФАЙОЛЯ

Разновидностью классической школы является административная школа, которая занималась изучением роли и функций управления. Одним из представителей этой школы стал А. Файоль.

В отличие от Тейлора он обратил внимание не на совершенствование работы на уровне цеха, а на исследование более общих принципов организации.

Он первый предположил, что управленческие функции существуют на любом уровне организации и необязательно являются исключительной привилегией высшего руководства компании.

Файоль выделил 14 принципов и разделил их на три группы.

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.

Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Файоль выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения централизации и децентрализации. Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации.

3

Источник: http://litrus.net/book/read/169605?p=3

Uchebnik-free
Добавить комментарий