Классическая наука, её методологические основы и основные проблемы

Классическая наука и ее методология

Классическая наука, её методологические основы и основные проблемы

В отечественной историко-методологической литературе принято выделять три основных этапа становления европейской науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая). Первый этап с XVII по середину XIX столетия — это время становления классической науки.

Для этапа классической науки характерны механицизм и детерминизм. Происходит это вследствие абсолютизации методов естествознания, направленного на изучение материальных объектов и формализующего полученные знания с использованием языка математики.

Результатом становится формирование механистической картины мира, для которой свойственны материализм и физикализм. Мир понимается как совокупность материальных объектов, связь и взаимодействие которых подчиняется законам механики.

Другими словами, мир уподобляется огромному часовому механизму, все части которого взаимосвязаны. Часто такую картину мира называют «вселенной Лапласа». Французский ученый П.

Лаплас дал имя классической картине мира благодаря своему знаменитому высказыванию: «дайте мне знание положения всех тел, действующих на них сил и законов их действия, и я опишу их положение в любой момент времени».

Это означает абсолютизацию механических законов движения и взаимодействия, и признание обратимости физических процессов. Наряду с принципом детерминизма среди фундаментальных принципов классической науки находятся законы сохранения движения, вещества и энергии, в основании которых лежат представления о материальности окружающего мира, подчиненного объективным, независящим от позиции наблюдателя, законам.

Эти научные принципы распространялись не только на познание природы. Им были подчинены также исследования человека и общества. С точки зрения классической науки человек — это сложная материальная система, ориентированная на удовлетворение природных потребностей.

Люди объединяются в социальные группы, различающиеся природным своеобразием окружающей среды. Поэтому классическим социальным представлениям также присущ физикализм и географический детерминизм.

В силу того, что основные принципы классической науки составляют основу так называемых школьных знаний, ее идеи и принципы до сих пор сохраняют свое влияние на массовое сознание, хотя и практически не используются в современных научных исследованиях.

Социально-политической основой формирования принципов классической науки является централизованное государство, стремящееся поставить под контроль все проявления общественной жизни. А это, в свою очередь, связано с возникновением и развитием промышленного капитализма, нуждающегося в системе снабжения сырьем и трудовыми ресурсами.

Идеалом классической науки было познание объекта таким, каким он существует вне нас и независимо от нас (т.е. важен только объект познания, а субъект и средства познания не важны)

Определения: Механицизм — (от греч.

mechane, machine — орудие, машина) — теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели; доктрина, гласящая, что природа, подобно машине, является таким целым, функционирование которого автоматически обеспечивается его частями.

Детерминизм — (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д.

служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

Механистическая картина мира — Механическая научная картина мира складывалась постепенно, в ходе научной революции 17-18 веков. Развитие ее строилось на основании работ Г. Галилея и П. Гассенди. Ученые восстановили атомизм, отраженный в трудах древних философов, на основании исследований Ньютона и Декарта.

Последние сформулировали основные принципы, идеи и понятия, которые легли в основы механической картины мира, завершив при этом построение новой картины мира. Основой механической картины мира явился атомизм.

Он превратил понимание мира и самого человека в совокупность огромного числа неделимых частиц, называемых атомами, которые перемещаются в пространстве и времени.

Основным понятием механической картины мира Ньютона стало понятие движения. Законы движения Ньютон утвердил как фундаментальные законы всего мироздания.

По его теории все тела имеют внутреннее врожденное свойство равномерного и прямолинейного движения. Любые отклонения от этого движения имеют причиной действие на тело инерции — внешней силы.

Масса является мерой инертности, другого, очень важного понятия механики классической.

Механическая научная картина мира породила законы механики, которые жестко предопределяли любые события. Из них совершенно исключалась случайность. Присутствие человека в действующем мире ничего не меняло.

Согласно теории механической картины мира Ньютона, исчезновение человека с лица земли никак не повлияло бы на существование мира: он продолжил бы свое существование, как прежде.

Такая теория стала приниматься как универсальная.

В физике, тем не менее, уже накапливались эмпирические данные, которые серьезно противоречили существующей механической картине мира. Параллельно системе материальных точек существовало понятие сплошной среды, которое было связано уже не с корпускулярными представлениями о материи, а с континуальными.

Материализм — (от лат. materialis — вещественный) — многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов.

1.

Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума; только данные в ощущениях сущности и процессы реальны; универсум не управляется неким рассудком, целью или конечной причиной; все строго причинно обусловлено материальными (неодушевленными, неумственными) процессами или сущностями; умственные сущности, процессы или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены материальными сущностями, процессами или событиями и сами по себе не производят к.-л. каузального воздействия (эпифеноменализм), ничто сверхъестественное не существует (натурализм); ничто умственное не существует.

2.

Утверждение относительно познания существующего или реального: все объяснимо в терминах материи, находящейся в движении, или материи и энергии, или, наконец, просто материи (в зависимости от того, как понимается материя); все качественные различия сводимы к количественным различиям; только объекты, доступные научному исследованию, являются физическими или материальными (т.е. доступными для всех, управляемыми, не-умственными, естественными или чувственно воспринимаемыми).

Физикализм — один из этапов развития неопозитивизма, характеризующийся стремлением построить всю науку на основе языка физики.

Предполагалось, что предложения всех наук, описывающие наблюдаемые явления, могут быть адекватно переведены в предложения, содержащие только термины физики, и т.о. может быть реализован идеал единой «унифицированной науки».

Однако довольно быстро выяснилось, что сведение всего содержания науки к физике невозможно, и физикализм — как разновидность редукционизма — потерял сторонников даже среди неопозитивистов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_168105_klassicheskaya-nauka-i-ee-metodologiya.html

Классическая наука, её методологические основы и основные проблемы

Классическая наука, её методологические основы и основные проблемы

Естествознание в «Новое время»

Эпоха средневековья плавно перетекает в Новое время (XYII-XYIII в.). Это начало промышленного освоения природы и время зарождения техногенной цивилизации. Оно характеризуется интенсивной урбанизацией, невероятно быстрой индустриализацией, зарождением классической науки и укреплением ее позиций.

В промышленность внедряются машины и механизмы, заменяющие физический труд человека. Строятся первые механические и паровые двигатели.

В результате череды социальных революций осуществляются глубокие преобразования в обществе, происходит демократизация политических структур, в общественном сознании закрепляется идеал — образ человека, рационального, умеренного и аккуратного, одной из важнейших целей которого является получение денег и прибыли.

На этом социально — культурном фоне и происходит развитие науки, она приобретает современные черты, окончательную огранку получает научный метод исследования, набирают силу процессы дифференциации и диверсификации, закладывается структура естествознания.

Удовлетворение социальных потребностей общества было связано с развитием механики, которая в начале XYIII века достигла своего апогея и превратила эпоху пара и машины в «новое время». Весь ученый физический мир занимается проблемами механики: И.Ньютон (1643-1727), Х.

Гюйгенс (1629-1695), Р.Гук (1635-1703).. Х.Гюйгенс, продолжая исследования Галилея, изучил колебательное движение тел и его законы. Р.Гук изучал особенности деформации твердых тел, что имело чрезвычайно важное значение для развивающейся техники.

Свою завершенность механика получила в работах И.Ньютона. Особое место в творчестве Ньютона занимает теория тяготения. Опираясь на многовековые наблюдения предшественников за движением планет Солнечной системы, он открывает закон всемирного тяготения.

Все в механике становится на свои места. Движение тел происходит под действием сил.

Основные идеи механической науки:

1. Мир дискретен и представляет совокупность взаимодействующих тел, которые состоят из мельчайших корпускул — атомов.

2. Все тела находятся в вечном движении в пространстве, заполненном гипотетической упругой средой — эфиром, подобной легкому газу, благодаря которой осуществляется их дальнодействие.

3. Пустое пространство есть вместилище тел. Оно абсолютно, трехмерно, однородно и изотропно. Время абсолютно, однородно, однонаправленно и необратимо. Пространство и время не связаны между собой.

4. Все явления связаны жесткими причинно-следственными связями, которые предопределяются законами механики.

5. Законы механики универсальны и применимы к любым процессам.

Механическая картина мира явилась важной ступенью в познании природы. Как и всякая модель, она условна и приемлема лишь для описания движения макротел, скорости которых много меньше скорости света.

На ее базе сформировалось представление о природе как сложном и точном «часовом» механизме, некогда заведенном в результате «божественного первотолчка», механизме неизменном, раз и навсегда заданном.

Ее законы исключают случайность и неопределенность или рассматривают их как досадное недоразумение.

Для европейской цивилизации XIX век стал временем расцвета индустриализации и торжества науки. Тесный союз машинного производства с наукой к концу XIX века создает огромные возможности для наращивания производств и удовлетворения материальных потребностей человека.

Начало XIX века ознаменовалось мощным развитием теплотехники и теплоэнергетики, интенсивным внедрением парового двигателя в транспорт и промышленность. Но постепенно эпоху теплотехники сменяет эпоха электричества, которая еще в больших масштабах преображает жизнь, быт и труд человека, особенно в крупных городах.

К концу века цивилизация приобретает новый облик. Человечество получает, электрический двигатель, электрическую лампу, телефон, телеграф, радио, автомобиль. Закладывается воздухоплавание.

Темпы и динамика технического прогресса требуют непрерывного технологического обновления, подталкивают науку к расширению и углублению познания в области мега- и микромира.

XIX век — время интенсивного развития теории электричества. Первоначальные представления об электричестве появляются еще у древних. Но научное изучение электрических явлений начинается с работ Ш.Кулона (1736-1805) и А.Вольты (1745-1827). Свою завершенность электромагнитная картина мира получила в работах Д.

Максвелла, и выразилась в системе уравнений, отражающих взаимосвязь электрических и магнитных явлений. Важным выводом из этой теории явилась гипотеза о существовании электромагнитного поля и электромагнитных волн, что и было подтверждено экспериментально в работах Г.Герца (1857-1894), а затем использовано практически для радиосвязи А.Поповым (1859-1905).

Одним из важнейших выводов из теории Максвелла стал вывод о том, что свет есть поток электромагнитных волн.

При переходе от механической картины мира к электромагнитной произошли кардинальные изменения взглядов на фундаментальные свойства материального мира. Пространство перестало быть пустым.

Оно заполнено сплошной средой — полем. Отпала необходимость в мировом эфире, его функции выполняет поле.

Механическое перемещение дополняется волновым процессом, который можно описать с помощью законов электродинамики.

К концу XIX века сложилось вполне отчетливое представление об атомно-молекулярной структуре вещества.

Открытие протона и электрона позволило построить модель атома как системы, состоящей из более простых элементов. Все атомы имеют массивное протонное ядро и электронную оболочку.

Атомы перестали быть первокирпичиками мироздания. На их роль претендуют три элементарные частицы н, электрон и протон.

К концу XIX века классическая наука приняла законченный вид. Получили свою завершенность фундаментальные идеи естествознания и соответствующие им принципы — сохранения, относительности, направленности процессов, периодичности.

Однако на пути построения единой естественнонаучной картины мира появились некоторые препятствия. И связаны они были в первую очередь с наукой, позволившей раздвинуть горизонты познания в микро- и мегамир — оптикой, и появлением экспериментальных фактов, которые классическая физика не могла объяснить. Свет всегда был загадкой для науки.

Классическая наука оказалась бессильной в объяснении природы рентгеновских лучей (1895), радиоактивности (1896) и электрона (1897). При исследовании радиоактивности обнаружилось невыполнение закона сохранения массы.

В астрономии появился ряд фактов, противоречащих представлению о стационарности Вселенной. Американский астроном П.

Ловелл (1855-1916), используя методы спектроскопии, заметил разбегание галактик и измерил скорости некоторых из них, однако наука XIX века не смогла дать объяснения этим фактам.

Для разрешения кризиса и истолкования новых явлений и фактов нужны были новые гипотезы, идеи и теории. И такие идеи появились. Это, прежде всего, гипотеза М.Планка (1858-1947) о квантах, идеи А.

Эйнштейна (1879-1955) о природе пространства и времени, идеи Н.Бора (1885-1962) о строении атома.

Исход кризиса завершился рождением основополагающих для ХХ века парадигм — специальной и общей теории относительности, квантовой механики и построением квантово-релятивистской картины мира.

Источник: https://students-library.com/library/read/28395-klassiceskaa-nauka-ee-metodologiceskie-osnovy-i-osnovnye-problemy

Uchebnik-free
Добавить комментарий