Категория материи. Основные структурные уровни организации материального бытия.

Основные структурные уровни организации материального бытия

Категория материи. Основные структурные уровни организации материального бытия.

Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма.

Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

В античностифилософия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира).

Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединений и разъединения указанных элементов.

Для Демокрита материя – это атомы, которые имеют свою противоположность – пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами, а только отличаются друг от друга величиной. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа.

Последователь Демокрита – Эпикур наделил атомы самодвижением. Он объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени.

Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный, лишенный активности субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.

Средневековая философия в разработке понятия материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.

Второй этап в становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Русский ученый Д.И.Менделеев отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.

Н.Коперник и Д.Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Д.Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.

Развитие в XVII–XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др.

На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи.

На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ – первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос.

Механицизм требовал наличия источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.

Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические представления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания.

Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы.

В результате «материя» и «сознание» метафизически противопоставлялись друг другу, рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные.

Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира.

И связаны они в значительной мере с деятельностью К.Маркса и Ф.Энгельса.

Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания, позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку.

По Ф.Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира.

Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи.

Мир – это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

Материя – понятие, философская категория, считал Ф.Энгельс, которая отражает, обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, – объективность их существования.

Материя не существует вне вещей как что-то, положенное рядом. «Материя как таковая, – считал Ф.Энгельс, – это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи.

Материя как таковая, в отличие от определенных существующих материй, не является чем-то чувственно существующим». Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях – вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя.

Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф.Энгельсом материи как абстракции, философской категории.

Новое понимание материи позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу сформулировать принцип материалистического понимания истории, понять диалектику материи и сознания, показать эти категории как очень широкие, которые позволяют понять не только сущность отношений человека к миру, но и самого человека.

При этом в методологическом отношений не имеет значения, каким подходом пользоваться при анализе исторического процесса – формационным или цивилизационным, поскольку сознание – это не только свойство высокоорганизованной материи (мозга), но и продукт общественной жизни, отражение материального бытия людей.

Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание – закономерный результат этого развития. Мир един.

В.И.Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным образом в физике, возникший на рубеже XIX–ХХ вв.

, в работе «Материализм и эмпириокритицизм» пришел к выводу: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Выражение «кризис в естествознании» не совсем точно характеризует ситуацию. Естествознание (а также и физика) развивалась довольно успешно. Кризис наблюдался в философском осмыслении новых открытий. Прежнее понимание материи не могло «работать» по той причине, что вместе с таким видом материи, как вещество, был открыт другой ее вид – поле.

Более того, эти виды материи не только взаимосвязаны, но и при определенных условиях преобразуются один в другой. Вещество охватывает только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. Фотоны, нейтроны и другие элементарные частицы массы покоя не имеют. Именно по этой причине к ним нельзя было применить старое понимание материи.

Таким образом, категория «материя» одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку:

1)материя определяет сущность мира и является основой единства мира;

2)логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

3)материальная деятельность человека – источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности. Диалектико-материалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики.

Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание – отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности.

Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяют наши представления о структуре и свойствах материи.

Философия о разнообразии и единстве мира. Научная картина мира. Материальное единство мира чаще всего рассматривается в трех аспектах: субстанциональном, атрибутивном и генетическом.

Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.

С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств), как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связано со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.

Признание всеобщности саморазвития делает излишними представления о каких-то внешних силах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея, Бог и т.д.) для генезиса материи как объективной реальности.

В процессе развития материальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается постоянно одним и тем же.

Сущность диалектико-материалистической концепции материального, единство мира заключается в следующем:

— мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

— мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

— мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источником движения и развития являются внутренние противоречия (для конечных материальных систем – внутренние и внешние);

— развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы – неорганический мир, органический мир и общество;

— материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.

Диалектико-материалистическая концепция единства мира не ограничивается абстрактными постулатами, а обобщает и опирается на данные естественных и общественных наук, являясь для них общей методологией.

Принцип материалистического понимания истории расширил представления о единстве мира, позволил рассматривать развитие общества как естеетвенно-исторический процесс.



Источник: https://infopedia.su/15x57ef.html

Категория материи. Основные структурные уровни организации материального бытия

Категория материи. Основные структурные уровни организации материального бытия.

В Ф. существует несколько подходов к понятию «материя»:

• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение независимо от всего сущего первичного идеального духа;

• субъективно-идеалистический подход— материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъектив­ного духа;

• позитивистский — понятие «материя» ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структуры материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум.

Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Уровнями неживой природы являются:

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.

Куровням живой природы относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;• биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• соц. группы;• этносы;• нации;• расы;

• отдельные общества;• государства;• союзы государств;• человечество в целом.

3. Характерными чертами материиявляются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4. Движение— неотъемлемое свойство материи.

5. Материя имеет способность к самоорганизации— созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось 2 основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи­кур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время— форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов впроцессе из развития;

• пространство— форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности,открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение.

Отражение— способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо.

БИЛЕТ №6

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_16865_kategoriya-materii-osnovnie-strukturnie-urovni-organizatsii-materialnogo-bitiya.html

14. Системная организация бытия.Основные структурные уровни орга­низации материального мира

Категория материи. Основные структурные уровни организации материального бытия.

Бытие-конкретно сущее,всё,что существует и материально,и идеально,всё, что мыслимо и переживаемо;формы проявления бытия показывает понятие нечто.Понятием бытия пользовались философы всех направле­ний,поэтому бытие-это и идея,и число,и логос,и манада,и материя…

Небытие-это несущее,поскольку не существует,немыслимо,невыразимо,не возникло или прекратило существование,это отсутствие качества,любая воз­можность,исходный материал для творения.

Форма проявления небытия-ни­что.В разговорной речи это смерть. Западная философия-философия бытия,в которой принята формула:ничто из ничего не возникает.

Восточная фило­софия-философия небытия:всё из ничего.

Виды бытия:

а)материальное и идеальное;

б)объективное и субъективное.

Материальное бытие-это природа,как первая,так и вторая(созданная чело­веком).

Идеальное бытие-бытие человека и общества.Это всё феномены созна­ния, как индивидуального,так и абсолютного.

Объективное бытие-всё,что существует вне и независимо от созна­ния: вещи,предметы, процессы,а также объективации в форме текста.

Субъективное бытие-мысли,идеи,теории,все явления духовной жизни.

Уровни бытия:

-общественное и личностное;

-актуальное(всё,что мы видим) и потенциальное.

Понятие бытия конкретизируется в понятии материя.

15. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия

Движение как форма существования материи означает процессуальность бытия, это изменение вообще, это любое взаимодействие. Движению подвержены и материальные и идеальные процессы, оно атрибутивно. Принято знать 5 форм движения материи (по Энгельсу): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (19в). Сегодня и движение на уровне ДНК и планетарное.

По структуре движение предполагает самодвижение (внутреннюю спонтанную жизненность), действие, преобразование и отражение. Движение абсолютно, обладает всеми свойствами материи, покой относителен.

Развитие – это тоже движение, но движение качественное, с новыми формами бытия, это самообновление, самоорганизация с конкретной направленностью либо на прогресс, либо на регресс, либо на круговорот, либо одноуровнево. Развитие абсолютно.

Принципы диалектики:

  1. принцип развития, который можно рассматривать как системный принцип самообновления.

  2. принцип всеобщей связи и самообусловленности.

  3. принцип материального единства мира.

  4. принцип детерминизма (причин).

16. Пространственно-временная организация бытия: основные философские концепции

Пространство и время показывают структурность и упорядоченность бытия, общие формы координации объектов и их состояний. Пространство и время обладают всеми свойствами материи. В философии есть 2 подхода к их изучению.

1 подход архаичный -это субстанциальный подход, согласно которому пространство и время не зависят от материи, так как, как учил Демокрит, пространство – это пустота, время – поток событий. Он учил: «Вселенная -атомы и пустота». Ньютон

2 подход –реляционный, согласно которому материя, пространство и время взаимосвязаны и невозможны друг без друга. Об этом учил Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн.

Пространство – философская категория, которая обозначает структурность, размерность, протяженность, порядок, величину, размеры, положение объектов по отношению друг к другу. Свойства: трехмерность ( выс., шир., глуб.), однородность (равноправие всех точек и направлений), изотропность (равноправие всех направлений).

Время – философская категория, которая обозначает взаимодействие и смену состояний, последовательность и длительность, скорость, ритм и темп.

Свойства: анизотропность (неравноправие прошлого, настоящего и будущего), необратимость, одномерность.

Виды пространства и времени:

1-реальное имеет отношение к физической реальности и календарному времени. Это всегда метрическое, топологическое (трехмерность), непрерывное пространство и время, часовые географические пояса и жестко фиксированные единицы измерения.

2 – перцептуальное пространство и время –это экзистенциальное пространство и время жизненного мира человека, поэтому оно уникально, синкретично.

«Замаскированное» под время пространство наполняет человеческую жизнь (по Хайдеггеру). Это имманентное состояние созниная.

Человек живет в потоке времени и вечности, возраста, предпочитая либо прошлое, либо настоящее, либо будущее. Современная культура – борьба со временем и пространством.

3 – концептуальное пространство и время – научное, теоретическое, которое дано в геометрии Лобачевского, в псевдогеометрии Римона и имеет отношение к теории относительности.

Учебная формула теории относительности Эйнштейна: при приближении скорости движения объекта к скорости света, пространство сокращается, время замедляется. Под действием полей тяготения пространство искривляется и схлопывается, а время замедляется.

Мегамира, формула =модель расширяющейся Вселенной Фридмана: вещество во Вселенной находится в сингумерном точечном состоянии в виде сверхплотного шара с бесконечно большим значением кривизны пространства и времени, а разбегание Галактик связаны с большим взрывом.

Современная наука изучает 4-х мерный континуум: 3 измерения пространства и 1-го времени в единстве. Она изучает информационное, виртуальное, метафизическое пространство и время, обращает внимание на особенности социального времени в разных культурах, на факты асимметрии всего живого.

Источник: https://studfile.net/preview/4534197/page:4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий