История и культура Израильско-иудейского царства.

Израильское и Иудейское царства

История и культура Израильско-иудейского царства.

В первой половине $І$ тысячелетия до нашей эпохи появилось новое политическое образование. Оно сформировалось как результат союза $12$-ти древнееврейский племен (колен), вторгшихся на территорию Палестины и покоривших ряд ханаанских стран. Древнееврейские племена сохраняли еще черты варварских порядков по $XII—XI$ до н.э.

Вожди были выборными и они же были верховными жрецами, а в военное время — командовали ополчениея, в мирное – разбирали тяжбы соплеменников потому и назывались «судьями».

Переход к оседлой жизни, формирование ремесла и зарождение торговли ускорил имущественное деление, постепенно начал образовываться класс состоятельных собственников и рабовладельцев которым была необходима сильная администрация для охраны собственных интересов.

Для реализации этой задачи на смену выборных вождей пришли цари с наследственной властью. Формированию государственности содействовала и внешняя угроза, исходящая от филимистян, с которыми древнееврейские племена вели продолжительные войны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В ходе этих воин единым царем был избран Саула, власть которого признали все еврейские племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что привело к зарождению служилой военной знати. Но он оказался неудачным полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, покончил с собой, по легенде бросившись на собственный меч.

Преемником Саула был его зять Давид ($1000-965$ гг. до н.э.), который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его столицей собственного королевства.

Давид создал государственный аппарат управления, во главе которого стоял высший сановник, и личную гвардию из филистимлян и наёмников с Крита. Распоряжения царя Давида о проведении переписи народонаселения с целью обложения всех налогами вызвало сильные народные возмущения.

Внешняя политика царя была вполне успешной: он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные рубежи царства по Акабского залива.

Отделение Иудеи

Преемником Давида стал его младший сын Соломон ($965-935$ г. до н.э.).

Предания говорят о великой мудрости Соломона, рисуют его проницательным и справедливым судьей и даже приписывают ему создание нескольких литературных произведений, вошедших в Библию.

На самом деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками, и, не размышляя, избавлялся от всех кто стоял у него на пути.

Немало внимания в эпоху правления Соломона уделялось строительству. Основывались дворцы, храмы, восстанавливались ханаанейские города, строились новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг богатый храм в честь бога Яхве. большого царского двора и размах развернувшегося строительства требовало огромных средств, поэтому увеличивался налоговый гнет населения.

Вся территория Израильско-Иудейского королевства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых обязан был снабжать царя и двор продовольствие один месяц в году.

Помимо этого также была введена трудовая обязанность, которая легла только на покоренное ханаанейско-аморейское население, а в дальнейшем и на самих израильтян, которые были обязаны работать $4$ месяца в году на царских стройках.

Рисунок 1. Храм Соломона (реконструкция)

К концу правления Соломона внешнеполитическое состояние страны осложнилось. На северной границе возникло мощное Дамасское царство.

Большая часть племен ($10$ колен Израилевых) отделилась от Иудеи и основала новое Израильское царство со столицей в городе Самария на севере единой до этого державы под властью царя Иеровоама $І$. Династия Давида продолжила господствовать на юге страны в Иудее, сохранив столицей Иерусалим.

Теперь Иудейское царство включали территории надела Иехуды, Шимона, Биньямина, а первым царем собственно Иудеи стал сын Соломона Ровоам. В конце $VI$ в. до н.э. Иудейское царство завоевала Вавилония.

Рисунок 2. Разделенные Израильское и Иудейское царства

В это время Египет, воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около $930$ г. до н.э. египетский фараон Шешонк совершил опустошающий поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства. Однако при наместниках Шешонка ослабел и Египет, так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения в Израиле и Иудее

В первой половине $I$ тысячелетия до н.э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В огромных городах возникали целые ремесленные и торговые кварталы, за городом основали отдельные посёлки гончары, плотники и ткачи.

Расширялась торговля с финикийским Тиром, куда основным образом вывозили пшеницу, а избытки зерна сбывали на внутреннем рынке. Формирование товарно-денежных отношений закономерно привело к разложению общин.

Общинные поля, сады и виноградники стали продавать сторонним лицам, лишая таким образом общину возможности их использования.

Совместно с общинным землевладением возникла и личная земляная собственность. Царские земли жаловались аристократам и чиновникам за службу.

Усилилось имущественное разделение, обострились классовые различия, сообщество поделилось на 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия(жрецы и профессиональные пророки); «люд земли» — основная масса лично свободного населения, обладавшая общинными наделами, несшая военную повинность и выплачивающая налоги; чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Нищие общинники становились жертвами насилия со стороны ростовщиков и королевских чиновников.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые хоть и составляли небольшую часть населения страны, но с развитием ремесел и товарного земледелия, их число росло, так как требовался подневольный труд. Источники пополнения невольнической силы были разнообразными.

В основном рабами становились пленные завоеванных территорий, взрослых мужчин традиционно убивали (время от времени миловали и высылали на каторжные работы), а в рабство попадали женщины и дети. Женщины становились наложницами, дети воспитывались рабами.

При появлении детей от свободного общинника и рабыни они нередко оставались в доме отца в качестве младших членов семьи фактически на положении рабов с тем только отличием, что их невозможно было продать.

Замечание 1

С развитием торговли огромное значение обретает рабский труд, их купля-продажа становится обычным занятием. Рабов делят на «рожденных в доме» и «купленных». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников.

Широко использовался труд кабальных должников и «сыновей рабыни», что было характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке, раб откровенно приравнивался к животному. Беспощадная эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство возмущение.

Упоминаются случаи побегов рабов и переговоры об их выдаче.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevnee_vostochnoe_sredizemnomore_i_araviya/izrailskoe_i_iudeyskoe_carstva/

Иудейское царство (928–586 до н. э.). История — Путеводитель по Израилю

История и культура Израильско-иудейского царства.

Включало в себя земли колена Иуды и половину колена Вениамина.

Период Южного царства

Южное царство — Иудея, первым царем которого был сын Соломона Ровоам (Рехавам), со столицей в Иерусалиме просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э.

Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля.

Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству.

Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.

Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору.

Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)

После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.

В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения.

Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путем толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния.

Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов.

Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за III в. до н. э.

Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским.

Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев.

В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии.

В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.

В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры.

После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр Янай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана.

В 40 до н. э. Антигон, младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царём.

Правление династии Хасмонеев

Династия Хасмонеев правила Иудеей на протяжении более одного века (с 164 по 63 год до н.э.).

Священник Матитьяху Хасмоней и его 5 сыновей возглавили восстание против Греческих правителей из Селевкидской Сирии.

С 63 г. до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 г. до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 г. н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Иудея под властью Римской империи

После смерти Ирода Великого произошло распределение территории царства между его сыновьями.

Галилея и Заиордания были отданы Ироду Антипе; земли к северу от них — Ироду Филиппу; а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя.

Однако Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его в 6 году нашей эры, передав власть над Иудеей римскому прокуратору.

С политической точки зрения Галилея и Иудея были хотя и подвластными Риму, однако полностью отдельными государствами.

В евангельские времена Галилеей правил Ирод Антипа (из 4 г до н. э. до 39 г н. э.), а Иудеей — Понтий Пилат (с 26 по 36 г н. э.).

При Ироде Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.

Источник: https://guide-israel.ru/history/11988-iudejskoe-carstvo-928-586-do-n-e/

4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

История и культура Израильско-иудейского царства.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

189

227

страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев — критян и филистимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения.

Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной.

С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965—928 гг. до н. э.).

Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию.

В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы.

В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы.

За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения.

Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность.

Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство.

Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария.

Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее

Как и в большинстве кочевых обществ, перешедших к оседлости и выработавших свою государственность, в древнеизраильском обществе первой половины I тысячелетия до н. э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Этот процесс шел как за счет растущих притеснений, чинимых племенной

инадплеменной столичной верхушками над народной массой, так и за счет естественной дифференциации и развития товарно-денежных отношений. То и другое приводило к концентрации имущества и земли, разорению

изакабалению рядовых общинников. О развитии торговли свидетельствуют также организация торговоремесленных кварталов в городах, создание особых ремесленных поселков и случаи спекуляции зерном. Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла.

Одновременно слабел сам общинный строй: поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям).

Общинные участки, перешедшие в частные руки, а также земли государственного фонда, розданные придворным, составили сектор частного землевладения, прежде всего крупного.

Источники VIII—VI вв. упоминают четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные

История Древнего Востока: Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд.— М.: Высш. шк., 2003.— 462 с.

Источник: https://studfile.net/preview/1620394/page:92/

Uchebnik-free
Добавить комментарий