Историография, её предмет и задачи.

Объект и предмет историографии как науки

Историография, её предмет и задачи.

Предмет, задачи и методы историографии истории России.

· Шапиро Русская историография

· Сахаров, Зевелев, Ковальченко, Барг

· Интернет-журнал gefter.ru

Понятие «историография»

Историография – (писание истории – греч.) Изначально понятие историографами называли историков. По мнению А.С. Лаппо-Данилевского, понятие Историограф появилось во Франции – художники в жанре исторической миниатюры.

В 17-18 веке историографами начали называть писателей истории, тех, кто занимался составлением текстов официальной истории. В 18 веке приходит в Россию в последнем значении. Появляется должность придворного (государственного) историографа, который должен написать официальную историю России. Имели свободный доступ к архивам.

Первым был Г.Ф. Миллер в 1748 году. В 1767 году был М.М. Щербатов. 1803 – Карамзин. После этого должность позабыли, звание пытались получить Соловьев и Погодин, безуспешно. Т.о. в 18-19 веке под историографией подразумевался сам процесс создания исторических сочинений.

Но к начал 20 века, когда создана была база для рефлексии, появляется новое значение – Историография – история исторической науки. К началу 20 века историография – самостоятельная историческая дисциплина. С этого времени это понятие стало ведущим (рефлексия, осмысление). Отсюда и современные. И.Д. Ковальченко: 1.

Историография как совокупность научных трудов, по какой либо проблеме или периоду исторического развития; 2. Историография как совокупность исторических трудов, которые создавались на том или ином этапе развития исторического знания и исторической науки; 3.

Историография – отдельная отрасль исторической науки, изучающая развитие знаний о прошлом; 4. Историография как совокупность исторических трудов появлявшихся в определенной стране (Американская, отечественная и зарубежная) – внешний критерий.

· Хархордин Основные понятия российской политики.

Историография – национальная традиция историоописания, конструирование собственной истории.

Объект и предмет историографии как науки

Определение объекта и предмета было делом долгим. Проводились долгие дискуссии, ведутся до сегодняшнего дня.

Объект – сфера жизни человеческого общества, истории, культуры.

Предмет – материал этой сферы, вовлеченный в процесс научного осмысления.

Объект историографии – еще в 18 веке В.Н. Татищев выделил отрасль исторического знания историю наук и ученых: то, как писали о прошлом, в каком виде существовали знания о прошлом, кто и как эти знания производил и передавал. История исторического знания. Исходя из рационалистской теории знания.

Наука=знание, остальное ненаучные знания. Все производители научного знания – ученые.

Представление об объекте историографии меняется с изменением представлений о природе знаний – признают право на существование обыденного знания, а не только научного; появляются идеалистические теории – интуиция, знание – как понимание, разные смыслы и ценности.

Знание – сложный многомерный феномен! В соответствии с этим… в 18 – первой половине 19 века – знания – научные труды (не включались мемуары, дневники, мифологию…). Не механическая историческая наука, а историческая мысль.

Изучать не только историческую науку и историческую мысль, высказывания через художественные тексты (картины,…) -> изучать также визуальные источники. Историческая культура – культура истории. Обобщил Г.Рюзен культура истории – совокупность действий, при помощи которых люди истолковывают прошлое, понимают настоящее, предполагают будущее. Три направления: эстетическое, морально-политическое, когнитивное. Феномен исторической памяти – актуально!

Предмет историографии – через что мы можем изучать знания и представления и прошлого. Историю науки можно изучать через историю ученых – Татищев. Эта т.зр. долго существовала на протяжении 18-19 веков. Через биографии историков. Труд С.М. Соловьева Писатели русской истории 18 века. Т.о. предмет – изучение биографий отдельных историков.

В конце 19 века биографический подход получил обоснование в работе Бестужева-Рюмина Биографии и характеристики. Второй подход начинает складываться позднее как реакция на работу Бестужева-Рюмина – 1884 Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям.

Процесс развития исторической мысли с выявлением основных тенденций, факторов, концепций, направлений и т.д. Поддержали Милюков и Лаппо-Данилевский. Как расширялась источниковая база. Науковедческий подход к определению предмета историографии к концу 19 века. В.О. Ключевский – предметом может быть национальная традиция осмысления прошлого. Русское сознание не готово к научным формам.

Больше взглядов, чем научно-обоснованных фактов. Гипертрофированная социальность. Советская историография – упразднение дореволюционной. Покровский – предметом историография – изучение классовой борьбы в рассказе о прошлом, выявление классовых позиций к оценкам прошлого. Косминский читал первый курс по историографии. 1941 год – Русская историография (первый учебник) Рубинштейн.

Историография – история исторической науки, главное – показать развитие научной мысли. Учебник изъят. Дискуссии о предмете возобновились в 50-60е гг. Постепенно начинает преобладать науковедческий подход. На страницах журнала История СССР высказалась Шапиро, Нечкина, сахаров, Черепнин. Несколько позиций в определении предмета: 1.

История исторической мысли, но при этом сближая с историей философии, социологии; 2. Сахаров, Нечкина. Историография – научное знание, предмет – история смены научных концепций; 3. Шапиро, Шмидт, Черепнин.

Расширить предмет историографии – включить не только процесс получения исторического знания, но и процесс распространения его в обществе и отражение прошлого в произведениях искусства и литературе. В 90е гг. – антропологический поворот. Издаются работы историков школы анналов. Гуревич А.Я., М.М. Кромм. Распространение история – как диалог с прошлым.

Стиль диалога менялся от поколения к поколению. Предмет начинается формулироваться в рамках антропоцентрической системы – способы восприятия, осознания, а также воспроизведения и запоминания обществом или отдельным человеком исторического прошлого.

Формирование представления о предмете оказали влияние конструктивистские теории, а также представления о том, что способом конструирования прошлого является исторический нарратив. Предмет более узко в последнее время – изучение различных форм исторических нарративов (повествование, форма придания смысла), процессов смены, их особенностей. Исторический нарратив – форма получения и представления аудитории определенным образом полученного и осмысленного исторического знания. Стирается грань между научным и донаучным знанием, изменение эталона научности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_65583_ob-ekt-i-predmet-istoriografii-kak-nauki.html

Лекция 1. Предмет и задачи историографии

Историография, её предмет и задачи.

· Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Нормально ли быть неформальным? WP3/2012/09. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 56 с.

· Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссийской переписи фрилансеров). WP4/2009/03. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 76 с.

· Смирных Л.И. Заёмный труд в России: быть или не быть? WP15/2012/02. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 46 с.

· Смирных Л.И. Нестандартные трудовые договоры: рост занятости или снижение заработной платы? WP15/2011/03. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 36 с.

· Labordoc // http://labordoc.ilo.org/

Приложение 4

Перечень источников информации,

рекомендуемых для использования при выполнении курсовых работ

Журналы:

Вопросы экономики

Общество и экономика

Российский экономический журнал

Эко

Регион: экономика и социология

Вестник московского университета. Серия Экономика

Вестник Санкт-петербургского университета. Серия Экономика

Вестник Омского университета. Серия Экономика

Прикладная эконометрика

Социологические исследования

Человек и труд

и др.

Ознакомиться с данными журналами можно в в отделе периодики библиотеки ОмГУ, методическом кабинете экономического факультета.

Статистические сборники:

Российский статистический ежегодник

Россия в цифрах

Регионы России

Труд в России

Социальное положение и уровень жизни населения России

Российский демографический ежегодник

и др.

Ознакомиться с данными материалами можно в справочно-библиографическом отделе библиотеки ОмГУ и на сайте Росстата www.gks.ru.

Нормативно-правовые источникипредставлены в информационно-поисковой системе Консультант-плюс (профессиональная и региональные версии). Доступ к указанным ресурсам можно получить из компьютерных классов экономического факультета ОмГУ.

Интернет-ресурсы:

1. www.rosmintrud.ru/ сайт Министерства труда и социальной защиты РФ.

2. http://www.rostrud.ru/ сайт Федеральной службы по труду и занятости

  1. http://www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной статистики.
  2. http://www.ilo.org сайт Международной организации труда.
  3. http://www.socpol.ru сайт Независимого института социальной политики (базы данных, статьи, аннотации).
  4. http://www.ecsocman.edu.ru сайт, посвященный проблемам социально-экономических наук (экономике, социологии, менеджменту).
  5. http://www.epnet.com — полнотекстовые версии ведущих мировых журналов по различным наукам, в т.ч. по экономике труда (на англ. языке, работа возможна только из читального зала библиотеки ОмГУ во 2-м корпусе).

Приложение 5

Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Кафедра экономики и социологии труда

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине_____________________________________

на тему: ___________________________________________

Выполнил(а) студент(ка)

___________формы обучения

(очной, заочной, ускоренной заочной на базе среднего образования, ускоренной заочной на базе высшего образования)

группы____________________

____________________________________

(фамилия имя отчество)

__________________________

(подпись студента(ки)

Научный руководитель

__________________________

(должность, ученая степень)

__________________________

(фамилия и.о.)

Омск 201_

Приложение 6

Образец оформления оглавления

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Теоретические основы анализа дискриминации на рынке труда .
1.1. Понятие дискриминации на рынке труда . . . . . . . . . .
1.2. Модели дискриминации на рынке труда . . . . . . . . . .
1.3. Методы оценки дискриминации на рынке труда . . . . . . .
Глава 2. Оценки дискриминации на российском рынке труда . . . . . .
2.1. Оценки дискриминации в оплате труда . . . . . . . . . .
2.2. Оценки дискриминации при доступе к рабочим местам . . .
2.3. Основные направления государственной антидискриминационной политики на рынке труда . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 7

Образец оформления иллюстрации

Рис. 3. Графическая модель инвестиций в человеческий капитал

Приложение 8

Образец оформления таблицы

Таблица 5

Степень влияния источников информации о профессии на профессиональный выбор школьника, % от числа респондентов

Источник информации Влияние на выбор профессии
решающее значительное некоторое отсутствует
Родители, родственники 19,0 27,5 33,5 20,0
Работающие знакомые 5,6 17,5 34,9 42,0
Друзья, сверстники 5,4 13,6 34,9 46,2
Учителя 6,3 13,3 26,4 54,1
Представители данной профессии 17,7 25,8 26,7 29,8
Газеты, журналы, радио, телевидение 9,4 20,4 35,9 34,3
Изучение школьных предметов 11,1 23,5 32,5 32,9
Производственное обучение 7,0 15,9 32,4 44,7
Занятия во внешкольных учреждениях 9,8 16,4 22,2 51,6
Консультации в центе профориентации 9,5 20,0 27,6 42,8
Представители службы занятости 7,1 15,4 26,5 51,0
Личное практическое участие в конкретном виде труда 24,6 24,7 25,5 25,1

Приложение 9

Образцы библиографического описания источников

Опубликованные законы, указы, постановления:

Источник: https://studopedia.info/2-92445.html

Предмет и задачи историографии

Историография, её предмет и задачи.

Изучение новой научной исторической дисциплины следует начать с определения самого термина «историография». В науке закрепилось несколько значений этого слова.

Первоначальный смысл термина происходит от греческого: «История» (разведывание, узнавание прошлого) + «графо» (писать), т.е. первоначальное смысловое значение – «писание истории».

Поэтому первоначально историографами называли тех писателей, которым поручалось написать историю своей страны по поручению царствующих особ. В современной науке термин «историография» употребляется как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще.

Другое значение термина «историография» связано с обозначением исторической литературы по какому либо вопросу, проблеме, периоду. Еще одно значение термина «историография» — это история исторической мысли, исторических знаний, исторической науки.

Как определялся и определяется предмет этой научной дисциплины?

В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.М. Соловьев «Писатели русской истории XVIII в.», К.Н. Бестужев-Рюмин «Биографии и характеристики»).

Вторая точка зрения была обоснована в работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), где историография выступает как процесс развития исторической мысли, как часть народного самосознания. Позицию Кояловича разделяли В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С.

Лаппо-Данилевский и др.

В советской историографии предмет историографии не был сразу определен. Исторические работы ученых 20-30-х гг. особого внимания этой теоретической проблеме не уделяли, считая, что главное для марксистского историка не изучение трудов своих дореволюционных предшественников, а их яростная критика с классовых позиций.

Позже, в 50-е гг. историография была определена как наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю усовершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений.

Такое определение предмета историографии сближало её с историей общественной мысли, причем, главное внимание уделялось анализу общественно-политических взглядов, а не научных концепций историков.

Наибольшее место в советской историографии отводилось изучению взглядов представителей революционного движения.

В ходе дискуссий начала 1960-х гг. были высказаны новые точки зрения о предмете историографии. Так, сформировались несколько подходов к определению предмета историографии.:

— представление об историографии как истории исторической мысли, которое сближало её с историей философии, общественной мысли, социологией (точка зрения авторов «Очерков истории исторической науки в СССР»);

— изучение процесса распространения исторических знаний в обществе и отражение прошлого в произведениях литературы и искусства. В рамках этой точки зрения историография понимается как история исторических знаний ( С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин);

— Историография как история исторической науки с включением истории изучения прошлого отечественной и всемирной истории, истории развития специальных и вспомогательных исторических дисциплин (М.В.

Нечкина), изучения организационных форм функционирования исторической науки, эволюции научных учреждений и исторической периодики, политики государства и различных общественных сил в области исторической науки (Е.Н. Городецкий).

Этот подход отражен в трудах А.М. Сахарова, М.В. Нечкиной и др.

В современной исторической науке наибольшее признание получила точка зрения, наиболее полно сформулированная в трудах А.М. Сахарова. Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая процесс развития исторической науки и всех ее подсистем.

Современные ученые выделяют следующие задачи, которые должна решать историография:

1. Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ.

2. Анализ теоретико-методологических принципов разных направлений в исторической науке.

3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников.

4. Изучение процесса совершенствования методов и приемов источниковедчекого анализа.

5. Рассмотрение закономерностей изменения проблематики исторических исследований.

6. Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки.

7. Изучение объективных условий развития исторической науки , правительственной политики в области исторической науки и образования и т.д.

Решение этих задач и позволяет составить представления о направленности, тенденциях, особенностях исторической науки.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-83385.html

Предмет, задачи и методы историографии

Историография, её предмет и задачи.

Слово «историография» происходит от древнегреческого — «история» — исследование прошлого и «графо» — пишу.

В Российской империи было звание придворного историографа, которое получали ученые, занимающиеся написанием официальной истории страны. Русскими историографами были Г.Ф. Миллер (1748 г.), в 1767 г.

— М.М. Щербатов, в 1803 г. Н.М. Карамзин. Придворные историографы получали жалование и имели доступ в архивы. До начала XX века под историографией понимался сам процесс составления исторических работ.

Предмет историографии – историческая наука в ее развитии.

в 50-60-е г. XX в. Оформилось несколько подходов к определению предмета историографии.

1. Историография — это история исторической мысли, сближая это определение предмета истории исторической науки с историей философии, социологии, общественной мысли.

2. Расширение понятия предмета историографии (А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин) вплоть до распространения исторических знаний в обществе и отражения прошлого в произведениях литературы и искусства, т.е. историография — история исторических знаний.

3. Историография — история исторической науки (А.М. Сахаров, М.В. Нечкина, Е.Н. Городецкий и др.).

А.М. Сахаров определил предмет истории исторической науки, как объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный всем общественно­экономическим развитием.

Под историей исторической науки они понимают процесс развития исторической науки и всех её подсистем, а под историографией — науку, изучающую этот процесс. Таким образом, в широком смысле историографией называют специальную историческую дисциплину, которая изучает сложный, многогранный и противоречивый процесс развития исторической науки и его закономерности.

Задачи историографии (вкратце):

* Исследование процесса накопления знаний об обществе, ввода в оборот ранее неизвестных источников, расширения круга исторических памятников;

* Анализ процесса совершенствования методов изучения исторических источников;

* Исследование процесса развития проблематики исторических исследований;

* Анализ теорий, с позиций которых изучался исторический процесс.

Задачи (развернуто):

1. Изучение закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ

2. Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы

4. Изучение исторических научных учреждений, системы подготовки научных кадров историков.

5. Изучение объективных условий развития исторической науки (особенно политики правительства).

6. Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа.

7. Распространение исторических знаний, состояние научной и научно-популярной периодической печати.

8. Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие философии, истории Запада на российских ученых.

9. Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований.

МЕТОДЫ

В современной историографической науке под методами понимается совокупность мыслительных приемов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания:

1. сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования;

2. хронологический метод, направляющий на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;

3. проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить широкие темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Некоторые ученые (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого;

4. метод периодизации, направленный на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре;

5. метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившего знания, проверить выводы прежних исследователей данными сегодняшнего дня;

6. метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущего науки на основе достижения современной историографии.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 339;

Источник: https://studopedia.net/6_75855_predmet-zadachi-i-metodi-istoriografii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий