Источники и историография Средней Азии.

Источники и историография Средней Азии

Источники и историография Средней Азии.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Для изучения древних периодов Средней Азии особое значение имеет священная книга зороастрийцев «Авеста».

Архив хозяйственных документов из парфянской Нисы, часть дворцового архива из хорезмской столицы Топ-рак-кала и кушанские надписи, найденные в Афганистане французскими и советскими археологами.

Сочинение древнегреческого автора Ктесия «Персидская история». Отрывки из книги по истории Парфии, написанной Аполлодором.

В советский период в Средней Азии развернулись широкие археологические работы и созданы труды, в которых комплексно рассматриваются данные археологических и письменных источников.

Мидийское царство.

Расселение ираноязычных племен.Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана.

В III—II тысячелетиях на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы. Они вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии и постепенно распространились по всей территории в первой трети I тысячелетия. В результате продолжительного общения с пришельцами местное население постепенно становилось ираноязычным.

Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов.Начиная с IX в. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. В течение VIII в. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна. Необходимость оказывать сопротивление ассирийцам несомненно ускорила объединение и ряда небольших индийских княжеств в единое государство.

В конце VIII в. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Северного Причерноморья. В начале VII в.

следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторглись также скифские племена.

В этническом отношении скифы и киммерийцы были родственны как между собой, так и с мидийцами и персами. Все они говорили на различных диалектах иранских языков.

В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии. Около 720 г. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг.)стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу.

Однако около 675 г. киммерийцы разгромили Фригийское государство в Малой Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из приурмийского района стали предпринимать грабительскиепоходы на страны Передней Азии и между 635 и 625 гг. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.

Возникновение и расцвет Мидийской державы.В 673 г., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил Каштарити.

На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 672 г.

создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества.

К середине VII в. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. установилось господство скифов.

В 625 г. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар. Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах, создал сильную регулярную армию, вместо прежнего ополчения.

Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага. В 614 г. войско во главе с Киаксаром опустошило Аррапху, затем вскоре захватило Ашшур. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против Ассирии. В августе 612 г.

, вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей. Когда ассирийцы укрепились в городе Харране, вавилонскому царю Набопаласару пришлось обратиться за поддержкой к Киаксару.

Мидийское войско сыграло решающую роль во взятии Харрана (609 г).

Вскоре ассирийцы прекратили сопротивление, и в результате разгрома их державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии и область Харран. Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными.

Но Навуходоносор опасался усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание.

В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Ок. 590 г. Весь восток Малой Азии до реки Галис была захвачена мидийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась пять лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 29 мая 585 г.

во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.

В 585 г. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу (585—550 гг.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. И бывшие союзники начали готовиться к войне. Но вскоре персы восстали против Мидии и в 550 г. захватили ее.

Мидийское общество.Большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико. В VII — начале VI в. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение.

Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников. Когда к середине VI в. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-8838.html

Глава 23. Иран. Древние государства Элама возникновение государства в эламе

Благоприятные природные условияспособствовали раннему переходу племен,населявших территорию Западного Ирана,к земледелию и скотоводству. Так, назападе, в горных районах Курдистана,первые поселки общин, начавших заниматьсяэтими новыми видами хозяйства, относятсяеще к VIII—VIтысячелетиям до н. э. ВVI—Vтысячелетиях до н. э.

племена оседлыхземледельцев и скотоводов широкорасселяются по территории Иранскогоплато, минуя лишь пустыни. Наличиеместорождений медной руды способствовалораннему раз­витию металлургии, и ужев VI тысячелетии до н. э. из меди сталиизготовлять проколки, булавки, бусы идругие украшения.

Раннеземледельческиеобщины делали разнообразную глинянуюпосуду, нарядно укра­шенную геометрическойросписью и рисунками животных: козлов,барсов, быков, птиц, собак, змей.

Постепенно по уровню развития все болеевыдвигаются племена, обитавшие наюго-западе страны в плодородных долинахКаруна и Керхи. Там уже в начале IVтысячелетия до н. э.

развивается поливноеземледелие, появляются крупные населенныепункты, окруженные глинобитными стенами.В середине IV тысячелетия до н. э.

отмечаетсязначительный прогресс ремесел: керамикаизготовляется с помощью гончар­ногокруга, распространяются литые металлическиетопоры и булавы с навершием в видеживотных, цилиндрические печати. На

некоторых из них изображены крупныехрамовые постройки, что свидетельствуето существовании монументальнойархитектуры. Идет и социальное расслоение,обособляется общинная знать во главес вож­дями-правителями.

Погребенияправителей в специальных гробницах всопровождении запряженной быкамиповозки и насильственно умерщвленноговозницы напоминают обряд захороненияв царских гробницах Ура в Месопотамии.

В результате равнинная часть Юго-ЗападногоИрана, носящая название Сузиана,постепенно превращается в настоящуюжитницу страны, где выращивали обильныеурожаи ячменя, полбы и фруктов. Напечатях, которые датируются примерно3000 годом до н. э., встречаются изображенияплуга.

В это же время установилисьпрочные торговые связи с Месопотамией.Вавилоняне и ассирийцы называлиЮго-Западный Иран Эламту («горнаястрана»). Это название сохраняется и всовременной науке.

К началу III тысячелетиядо н. э. в Эламе возникли раннегосударственныеобъединения.

Столицей одного из этихобъединений стали Сузы, крупный городв долине Каруна и Керхи, на местескрещивания важнейших торговых путей,соединявших Элам с Месопотамией, а такжес Северным и Восточным Ираном.

КромеСуз существовали также небольшиегосударства (Аван, Аншан, Симаш и др.),из которых наибольшее значение имелАншан. Позднее все эти области быливключены в единое государ-

265

ство, столица которого находилась вСузах, а в отдельные периоды — в Аншане.

Эламская цивилизация оказывалазначительное влияние на племена другихобластей Ирана, развивавшихся вусловиях первобытнообщинного строя.Так, таблички с эламской рисуночнойписьменностью были найдены в Центральном(Сиалк) и в Юго-Восточном (Яхья-тепе)Иране.

Возможно, эти находки отражаютстремление эламитов утвердиться наторговых путях, по которым в это времяв Переднюю Азию доставлялись различныетовары, в том числе лазурит. Во второйполовине III тысячелетия до н. э.

на севереи востоке Ирана отмечается интенсивнаясоциальная дифференциация, выделениеремесел и формирование крупных центровгородского типа (Шахри-Сохте и др.).

Элам во второй половине III тысячелетия— первой половине П тысячелетия дон. э. История Элама на всем своем протяжениибыла тесно связана с историей Двуречья.В XXIV—XXIIвв. до н. э. он находился в прямойполитической зависимости от Аккадскогоцарства.

В этот период большинстводокументов и надписей в Эламе составлялисьна аккадском языке, эламские цари ставилив Сузах статуи аккадского царя Маништушу,посвятив их местным богам. Около 2230 г.до н. э. эламский правитель заключилдоговор с аккадским царем Нарам-Суэном.В нем эламит, в частности, заявляет:«Враг Нарам-Суэна—мой враг, другНарам-Суэна — мой друг». В начале XXII в.

до н. э. весь Элам стал единым и независимымгосударством. Но вскоре в страну вторглисьплемена кутиев, обитавшие в горныхрайонах Загроса, и подчинили ее себе.При царях III династии Ура (конец XXII—началоXX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимостьот Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э.добился самостоятельности и даже навремя подчинил себе Ур. В конце XVIII в. дон. э.

эламиты вновь вторглись в Месопотамиюи на целое столетие «наложили руки насвятилища Аккада и превратили Аккад впрах».

В III—IIтысячелетиях до н. э. выработаласьхарактерная для эламитов системагосударственной организации. Наряду сверховным правителем всей страны,который носил шумерский титул суккалмах(«ве­ликий посланец») и пребывал вСузах,

Источник: https://studfile.net/preview/7346875/page:125/

Источники и историография Ирана и Средней Азии

Источники и историография Средней Азии.

Источники по И:

1. Письменные. По истории Элама: царские надписи, частноправовая документация, посвящения, межгос. договоры на разных языках (см. воп. 41).

2. История Персии:

a. Царские надписи:

i. Бехистунская надпись (см. воп. 43) – о победах Дария над мятежниками

ii. Надпись Дария в Сузах – о сооружении Дарием дворца

iii. Антидэвовская надпись – о борьбе Ксеркса с запрещёнными культами

iv. Стелы Дария в Египте о строительстве каналов

b. Царские указы. Найдены по всей империи (например, декрет Дария о кодификации законов в Египте).

c. Иностранные, местные:

i. Ассирийские таблички IX-VII

ii. Хроника Набонида — Кира – о захвате Вавилонии персами

iii. Вавилонские частноправовые документы персидского времени

iv. Надпись Уджагорресента (египетский сановник времён Камбиза и Дария)

d. Антики: Геродот (очень много об истории Персии, т. к. одна из сторон центрального события «Истории» — Г-П войнами), Фукидид (в его «Истории» — роль Персии в Пелопонесской войне), Ксенофонт («Анабасис» — описание мятежа Кира Младшего и возвращения наёмных спартанцев домой – быт и пр.), Диодор Сицилийский («Историческая библиотека»).

3. Маткультура. Мезолитические стоянки, остатки монументальной архитектуры (столицы + зиккурат в Дур-Унташ (воп. 41)), скульптура (царские статуи), металлические изделия и керамика.

Историография по И:

4. Накопление материала – с первых европейских путешественников: Марко Поло (XIII в.), Пьетро делла Валле (XVI в.). фигура этого периода – К. Нибура (XVIII): копирует ряд надписей. Дешифровка персидской и эламской клинописи – ½-сер. XIX в.

5. Собственно Ираном занимаются с XVIII в., когда была найдена и опубликована «Авеста» (зороастризм). Итогом переработки материала, содержащегося в ней, стали «Основы иранской филологии», опубликованные на рубеже XIX-XX вв.

6. На рубеже веков от иранистики отделяется эламитология. Источники: археология + потихоньку расшифровывают письменность (подр. см. воп. 41).

7. В XX в. основной проблемой является этногенез. Гуру СССР: Дьяконов и Бартольд.

Источники и историография СА:

8. Письменные источники:

a. «Авеста» — главный источник. Состав: Гаты (проповеди Заратуштры, VII в.), Яшты (гимны богам, приблизительно тогда же), мифы и предания.

b. Архив Нисы – Парфия

c. Кушанские надписи

9. Археология:

i. Нумизматика

ii. Города, предметы ремесла и пр.

10. Антики: Ктесий «Персидская история» (древние предания), Геродот (очень кратко, зато надёжней), Аполлодор Артемитский (про Парфию).

История и культура Элама.

1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь.

2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад.

Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются.

Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней.

К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном

Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились.

До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы.

Управление: главные особенности – власть в руках трёх лиц (которые друг друга заменяют в случае смерти кого-либо) + левират (правление легитимно только в том случае, если преемник (чаще – брат. С XIII в. — сын) женится на вдове умершего царя) + браки с сёстрами.

Главные лица: сукаллмах (верховный правитель в Сузах), суккал (правитель рангом ниже, в Симаше) и наместник города Сузы. Власть наследственная, однако (если кто-то умирает и нет преемников?) можно прыгнуть на ступень выше. Суды вроде месопотамских.

Законы – оттуда же + обычное право.

3. Экономика: в основном, с/х. Торговля в меньшей степени, хотя важна. Большую роль играет частный и общинный сектор земли. Община постепенно разлагается. Но, в основном, храмы. На храмовых землях трудятся местные рабочие + они сдаются в аренду.

4. Соц.: наверху – чиновничество, общинная знать (часто – наместники на территории общины) и жрецы. Большая роль у общины (т. к. гидравлическая цивилизация). Общинники несут повинности храмам. Важную роль, по всей видимости играло рабство.

5. Культ.: письменность немного младше шумерской (различные). Пиктографическая. Не расшифрована. Этапы становления: 3000 – появление протоэламской, 2/2 III тыс – эламское линейное письмо (словесно-слоговая система, расшифрована). С XXII – аккадская клинопись, со 2/2 II тыс.

пользуют клинопись для записей на эламском (расшифровано). С V – арамейский язык. Религ.: куча богов, главный центр – Сузы. Иск.: в общем, под влиянием Месопотамии. Своё только совсем рано – IV –1/2 III тыс.: клёвые изображения животных, бытовые сцены. Расцвет – XIII-XII в.

, когда самое масштабное сооружение – зиккурат в Дур-Унташе.

История Мидии.

1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков

2. После проникновения индоевропейцев XII-XI вв. что-то, по всей видимости, складывается, о чём свидетельствуют богатые могильники. К IX в. здесь – куча мелких княжеств. Начинаются набеги ассирийцев, которые с тех пор и держат эту территорию до конца VIII.

К концу VIII впервые образуется что-то крупное и независимое: ряд крупных политических объединений, в т. ч. Манна. Тогда же вторгаются киммерийцы и саки, начинается их противоборство с уже сложившимися гос-вами (см. Фригия, Урарту), в т. ч. Ассирией.

Воспользовавшись временной слабостью последней, мидийцы во главе с Каштарити поднимают восстание в –672. Успешно. Вся история – 3 царя.

Резко усиливаются (создаётся собственно Мидия) и через 20 лет пытаются напасть на ассирийцев, однако те натравливают против Мидии саков, которые захватили всю страну и держали её 30 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=oL-UN-R9fhU

Новое возрождение связано с именем сына Каштарити, Киаксара. Вступив в 625 г. на престол, он разгромил саков, окончательно объединил мидийские племена и провёл военную реформу (отряды не на племенном принципе, а по вооружению).

Это позволило вновь напасть на Ассирию и в 610-х годах фактически её уничтожить (в коалиции с новым вавилоном). При дележе территорий досталась сев. Месопотамия и Харран. С этих пор – великая держава. В нач. VI в.

подбирает тех, кто раньше был под ассирийцами (Персия, Парфия, Урарту и пр.). Пытались воевать с Лидией, но… (см. воп. 33).

Сын Киаксара – Астиаг. Уже в начале правления резко ухудшаются отношения с Вавилонией (за Элам, захваченный мидийцами). Однако же подраться не успели – персы (550).

Управление: ничего не ясно.

3. Эк.: жили, очевидно, торговлей и войной. Известно очень мало чего.

4. Соц.: До разгрома Ассирии дифференциация не сильна. Большая роль у общинников. Рабство патриархальное. После разгрома и захвата её казны – темпы увеличиваются, но серьёзно сказаться не успевает, т. к. 550 г.

5. Культ.: известно также мало. В общем, потом переймётся персами. Монументальная архитектура: храм огня в Экбатанах (зороастризм) + описание дворца у Геродота.

Образование Персидской державы Ахеменидов. Её организация при Дарии I.

Возникновение Персидской державы:

1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь — Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия.

После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами (см. «раннее железо», археология) в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см.

Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена.

2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года.

Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 месяцев правления.

В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет.

Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

4. Реформы Дария:

a. Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету.

Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия.

В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

b. Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

c. Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

d. Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

e. Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

f. Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.



Источник: https://infopedia.su/9x117cf.html

Историография древней истории средней азии

Источники и историография Средней Азии.

Изучение древней истории Средней Азии наряду с двумя основными историографическими направлениями — выявлением и систематизацией источников и интерпретацией исторического процесса — связано и с уточнением самого предмета исследования.

Долгое время территория Средней Азии рассматривалась как часть ираноязычных областей, повествование об этом регионе в исторических трудах включалось в исследования по истории Ахеменидского государства и ему подобных крупных держав.

Своеобразие культурного и исторического процессов на территории Среднеазиатского региона и Афганистана иногда заставляло говорить о «Восточном Иране» как об особом понятии. Отечественная наука рассматривает Среднюю Азию и ее древнюю историю как историю региона с особой судьбой и ярко выраженной спецификой.

Разумеется, современные политические и административные границы не всегда соответствуют древним реалиям. Как справедливо отмечал М. М. Дьяконов (1954), в Средней Азии реки не разъединяют, а, наоборот, объединяют.

Поэтому, например, древняя Бактрия представляет собой единое историко-культурное явление, хотя ныне ее районы расположены по обоим берегам Амударьи, являющейся государственной границей между Афганистаном и государствами Средней Азии.

Древняя история Среднеазиатского региона — это история располагавшихся здесь историко-культурных областей, на территории которых развивались древние государственные образования.

Это история Бакт-рии (среднее течение Амударьи), Хорезма (нижнее течение Амударьи), Согда (бассейны рек Зеравшана и Кашкадарьи), Маргианы (бассейн Мур-габа) и северной Парфии, или Парфиены (подгорная полоса Южного Туркменистана).

В более северных областях, например, по течению другой крупной реки, Сырдарьи, развивались оседлые культуры, но там не сформировалось четко выраженных политических образований с такими показательными внешними атрибутами, как письменность и регулярный монетный чекан.

По границам оседлых оазисов располагались кочевые племена, объединявшие на территории Киргизии и Казахстана мощные группы людей, из которых наиболее известен сакский союз. Они играли существенную роль в древней истории региона, вступая в тесные взаимодействия со среднеазиатскими государствами. Учитывая современное политическое деление, в литературе говорится в целом о регионе Средней Азии и Казахстана.

Такова позиция, выработанная в современной науке. В дореволюционной литературе нередко о Средней Азии говорилось как о Западном Туркестане, в отличие от Восточного Туркестана, под которым понимались западные районы КНР, заселенные тюркоязычными народами.

Под влиянием отечественной историографии и особенно впечатляющих открытий советскими археологами в Средней Азии древних культурных центров происходили изменения и в зарубежной историографии.

Так, для названия областей между Амударьей и Сырдарьей, в Средние века именовавшихся Мавераннахром, иногда стал использоваться термин «Транс-оксиана» [Frye, 1949].

В последние годы употребляется и термин «Средняя Азия» (Grenet, 1984); учитывая бытование в западной историографической традиции понятия «Центральная Азия», стало вводиться также понятие «советская Средняя Азия». Как бы то ни было, предмет исследования и его пространственные очертания приобрели устойчивое определение.

Историография как обобщенная форма отражения процесса познания связана с выявлением и систематизацией источников и интерпретационными подходами к пониманию исторического процесса.

Важнейшим источником исторической информации, безусловно, являются различные письменные свидетельства — от сообщений античных авторов до материалов древних архивов и эпиграфических данных.

В определенной мере к письменным источникам примыкают и нумизматические материалы, приобретающие при скудном освещении письменными свидетельствами политической и экономической истории особую ценность. Наконец, самым массовым источником являются археологические данные.

Правда, следует иметь в виду, что, в отличие от письменных документов, археологические объекты, как правило, создавались не для хранения и передачи информации, а были лишь результатом или спутником тех или иных процессов, происходивших в древних обществах, и в первую очередь процессов культурогенеза.

Поэтому требуется значительная осторожность в использовании материалов археологии для исторических реконструкций. Здесь очень важна критика самого источника, в первую очередь выяснение информационных возможностей определенных групп объектов или памятников. Предложен ряд схем для процедуры исторической интерпретации конкретных фактов археологии, иногда излишне усложненных, но неизменно учитывающих этот опосредованный характер информации.

В интерпретационной части историографии на материалах Средней Азии развиваются три направления. Первое — это описательное изложение политической истории с определением основных направлений собственно исторических процессов.

Для второго направления, время от времени возвращающего себе популярность, характерен скептический подход, иногда перерастающий в гиперскептицизм и агностицизм (так, Геродота одно время именовали не «отцом истории», а «отцом лжи»).

Иногда он касается и других разделов историографии древнего мира.

Третье направление можно назвать концепциональным, когда выдвигаются положения, связанные с определенным теоретическим и методологическим фундаментом и преследующие цель выявить закономерности исторического процесса, его движущие силы и внутренние причины.

С учетом вышеназванных аспектов можно выделить три больших периода в историографии Древней Средней Азии.

Первый период охватывает время с 1738 г., когда появилась первая публикация о Греко-бактрийском царстве, до конца 20-х годов XX в., когда в сферу научного исследования начал широко входить массовый археологический материал. С 20-30-х годов XIX в.

в значительном объеме стала поступать нумизматическая информация, имеющая прямое отношение к древней истории Средней Азии.

На интерпретационном уровне в этот период преобладали традиционные направления, исследующие политическую историю и историческую географию.

Второй период значительно более короткий — с конца 20-х годов до начала 50-х гг. XX в., что связано с нарастающей интенсификацией научных исследований в СССР, когда в сферу научных работ стали включаться все новые центры и многочисленные кадры ученых.

Археология в это время впервые открыла материальную культуру древних обществ Бакт-рии, Согда, Хорезма и Парфии.

Наряду с повествовательными историческими исследованиями появились концептуальные разработки, ориентированные на информационный подход и признание существования в Древней Средней Азии общества рабовладельческого типа.

Третий период начинается с открытия и дешифровки древних архивов — парфянского в Нисе и хорезмийского в Топрак-кале. Это придает исследованиям древней истории региона качественно новый характер, позволяя опираться на строго документированные материалы.

Происходит количественный и качественный скачок в сфере археологической и нумизматической информации, осуществляется обработка археологических материалов, нацеленная на их историческую интерпретацию, как, например, специальное изучение типов жилищ и поселений.

В концептуальном плане наряду с попытками уточнения понятия рабовладельческого способа производства применительно к среднеазиатским обществам подчеркиваются слабые стороны такого подхода, нарастает активный агно-стизм к сфере социально-экономических отношений, на первый план выступают концептуальные разработки в сфере культурогенеза в широком понимании и прежде всего концепции урбанизации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/32177.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий