Исследовательская беседа.

Беседа как исследовательский метод

Исследовательская беседа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

Введение

1. Понятие метода, методологии педагогики, педагогического исследования

2. Беседа: понятие, разновидность эмпирического метода

Заключение

Библиографический список

fВведение

Актуальность метода беседы достаточно высока. Его можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации об исследуемом.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что педагогика пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Для каждого случая используется своя методика.

Проблема состоит в том, что эти методы не всегда дают точные результаты, и из-за этого часто подвергаются критике. Существует множество видов этих методов, некоторые из которых дают более точные результаты.

Объектом изучения в моей контрольной работе является методология педагогики, а предметом исследования в моей работе является метод беседы.

Цель данной контрольной работы состоит в проведении анализа исследовательского метода — беседы.

Для того чтоб достигнуть этой цели я:

— раскрою понятие методологии педагогической науки, классификацию методов;

— рассмотрю специфику такого практического метода педагогического исследования, как беседа.

1. Понятия методологии, метода педагогики, педагогического исследования

Наука может развиваться, если она пополняется новыми знаниями, в связи с чем для познания объективной педагогической реальности, возможности предсказать ее развитие проводятся педагогические исследования. Наиглавнейшей составляющей педагогической науки является методологическое знание.

Выделяют следующие задачи методологии педагогики: помощь педагогу в организации научного исследования, формирование у него специальных знаний, умений в области конкретной исследовательской работы и помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной позиции [4 с. 86].

Методология педагогической науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление об этапах в процессе решения исследовательских задач.

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. В педагогике применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: философии, социологии, психологии и др.

При проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.), социологические методы (анкетирование, интервьюирование), социально-психологические (тестирование, тренинг) и др.

С помощью методов добывается информация об изучаемом предмете, анализируются и обрабатываются полученные данные, включаются в систему уже известных знаний.

В связи с чем педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены без малейшего вреда здоровью испытуемого, ведь в педагогических исследованиях принимают участие люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Конечно, необходимо, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный процесс.

Хотя по понятным причинам, выводы формулируются исключительно в обобщенной форме. К таким причинам можно отнести опытность исследователя при использовании различных ухищрений для извлечения правдивой информации от испытуемого, невозможность проведения многократного повтора исследования и другие.

Итак, методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности, для познания которой проводятся педагогические исследования [3 с. 49].

В общенаучном плане, метод (от греч.

methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; обобщенность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности, что сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности [3 с. 49].

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях [6 с. 154].

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Что касается методов педагогического исследования, то это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на теоретические и практические [3 с. 54].

Теоретические методы позволяют уточнить, расширить и обобщить научные факты, объяснить и предсказать явления, выделить более существенные взаимоотношения между различными понятиями. К ним можно отнести: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

Практические методы исследования или по-другому их называют эмпирическими, т.е.

основанные на опыте, позволяют получить функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, а также формулируют научную проблему.

К ним относятся: методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование); методы контроля и измерения (шкалирование, тесты); методы обработки данных (математические, статистические) и др. [3 с. 55].

педагогический исследование беседа информация

2. Беседа: понятие, разновидность эмпирического метода

Как было выше сказано, беседа относится к практическим методам педагогического исследования, а именно к методам сбора и накопления информации.

Согласно энциклопедическому словарю педагога, беседа — (ст.-слав. — слово, речь) — это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса [5 с. 23].

Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю.

Беседа — метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, интересующую исследователя, с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать.

Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод. Технология беседы довольно сложна. Вступающему в беседу надо уметь вести диалог — задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию.

В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Таким образом, можно определить следующие требования к беседе: предварительная подготовка; умение вызвать собеседника на откровенность; нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»; четкость вопросов, тактичность, доверительность [2 с. 30].

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Но при согласии собеседника ход беседы может быть записан.

Кроме того, в педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребенка.

Беседа с учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждений (заключений, характеристик, оценок) школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность.

Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов. Данный вид метода используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей [1 с. 13].

Применительно к моей будущей специальности, можно сказать, что метод беседы при исследовании проблем нуждающегося в логопедической помощи, будет использоваться часто, т.к.

при помощи него можно установить, пусть даже изначально на подсознательном уровне педагога-логопеда, а затем при совокупности общих фактов — насколько сообщенная информация правдива и необходима при исследовании возникшей проблемы.

Так, при проведении беседы с родителями или одним из родителей, можно выяснить достаточно фактов, которые помогут при решении каких-либо вопросов об исследуемом ребенке.

К тому же беседу как исследование можно проводить и с самим ребенком, тем самым выясняя его уровень сознания, восприятия окружающего и впоследствии, установив благодаря данному методу, особые доверительные отношения, налаживая дальнейший контакт с исследуемым.

fЗаключение

Таким образом, цель моей курсовой работы проанализировать метод беседы была достигнута, путем выполнения поставленных задач.

В ходе изучения данной темы стало понятно, что беседа относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.

Но беседа — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применятся как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании других методов.

Кроме того, данный метод, как и его разновидность интервьюирование не могут применяться в ходе массового изучения каких-либо вопросов. Это говорит о том, что метод беседы выполняет свою специфическую роль, но помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического исследования.

Для получения необходимого результата, которого стремился добиться исследователь, необходимо использовать несколько методов.

fБиблиографический список

1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 208 с.

2. Зимняя В.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.

3. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко [и др.] / под ред. Л.П. Крившенко. — Москва: Проспект, 2012. — 432 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред.кол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

6. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00547691_0.html

Тема 9 Беседа как метод исследования в социальной работе

Исследовательская беседа.

1. Беседа как метод исследования в социальной работе. Типология исследовательских бесед.

2. Технология исследовательской беседы.

Основные понятия: исследовательская беседа, барьеры общения, критерии объективности информации, невербальные компоненты общения.

Беседа – один из основных методов в социальной работе. Он предполагает получение информации об изучаемом явлении как от исследуемой личности, так и от всех окружающих. В последнем случае беседа выступает в качестве элемента метода обобщения независимых характеристик.

Беседа –метод установления особенностей респондента с помощью предварительно подготовленных вопросов в ходе непосредственного общения с исследователем.

Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования и возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. Это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения.

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности, человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на поставленные, предварительно продуманные вопросы. С помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими способами.

По мнению ряда авторов, беседа, как правило, служит вспомогательным методом исследования. Ибо при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем.

Они касаются откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Исследователь также не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее.

Но в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому.

В настоящее время в методологии науки существует несколько классификации бесед.

По качеству вопросов и их подаче:

– формализованная (стандартизированная) – предполагает беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов и регистрацию ответов на них;

– неформализованная – проводится не по жестко стандартизированным вопросам, что даёт возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации; ходе беседы данного типа, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом.

По количеству респондентов беседы могут быть:

– индивидуальные – с одним человеком,

– групповые – с группой,

– коллективные – с коллективом.

Большинство авторов являются сторонниками индивидуальных бесед.

Как специфические виды выделяют беседы:

– «введение в эксперимент» – привлечение к сотрудничеству,

– «беседа экспериментальная» – в ее ходе проверяются рабочие гипотезы,

– интервью.

По объему:

– развернутые

– короткие («диалогические»).

К предстоящей беседе необходима серьезная подготовка исследователя. Как показывает практика, для эффективного ведения беседы следует придерживаться определенных правил:

1.Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой.

2. Формулировать вопросы чётко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника.

3. Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы.

4. Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника.

5. Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям.

6. Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии.

7. Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

8. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной.

9. Должен быть продуманный план беседы. План – не просто формальный перечень вопросов (беседа не должна превращаться в анкету), а общая схема с указанием того, что надо выяснить в итоге ее проведения.

10. Исследователь должен получать интересующие его сведения не только путем непосредственного наблюдения во время беседы, но и косвенно.

11. Уточнять интересующие данные.

12. У исследователя должен быть близкий личный контакт, установленный ещё до беседы.

13. Информация, полученная в ходе беседы, должна фиксироваться.

14. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

15. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

16. Беседа должна носить сугубо индивидуальный характер. Хотя возможны и другие варианты – это зависит от цели беседы.

Целесообразно начинать беседу с тем, интересных собеседника, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.

В процессе беседы желательно не заглядывать в заготовленный вопросник. Так как доверительные отношения всегда предполагают собеседника к откровенности, к большей объективности и информативности.

Не следует задавать собеседнику вопросы, задевающие его честь, достоинство, допытываться об интимных, глубоко личных сторонах его жизни.

Уважительное отношение к собеседнику, тактичность и благорасположение обеспечат успех исследовательской беседы.

Необходимо учитывать, что утомленность или плохое настроение, заниженная самооценка или желание скрыть что-то могут тормозить внешнюю выразительность респондента и побудить его к неискренности или уходу от прямых ответов.

Поэтому для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах и ракурсах повторяться.

Тем самым будут контролироваться предыдущие ответы, дополняют, раскрывают их, снимают неопределенность.

Иногда цель беседы – получение той или иной важной информации – может скрываться, так как этим достигается большая достоверность данных.

Не следует злоупотреблять терпением, желанием и временем респондента. Беседа должна длиться не более 30 – 40 минут (особенно важно это иметь в виду при беседе с детьми и подростками).

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Протокол составляется после беседы.

При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. В каждом случае необходимо точно указать дату, место беседы и данные о собеседнике: фамилию, имя, отчество, профессию, специальность, должность и т.д.

Вести запись, тем более магнитофонную (диктофонную, видео) в процессе беседы можно только при условии, если не возражает собеседник и если такая запись не стесняет, не отвлекает его, не приводит к замкнутости и не вызывает чувства настороженности.

Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно наблюдением. Кроме того, беседа может планироваться с целью подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью также других методов.

Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность беседы как метода исследования в социальной работе?

2. В чем отличие исследовательской беседы от простого разговора?

3. Каковы правила ведения исследовательской беседы?

4. Какова технология проведения исследовательской беседы?

5. В чем заключается специфика проведения исследовательской беседы в социальной работе?

6. Какие существуют классификации исследовательских бесед?

7. В чем заключаются достоинства и недостатки исследовательской беседы?

8. Как соотносятся исследовательская беседа и интервью?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_204852_tema--beseda-kak-metod-issledovaniya-v-sotsialnoy-rabote.html

1. Традиционно-педагогические методы

Исследовательская беседа.

Методыпедагогических исследований

Методыисследования– это способы решения научно-исследовательскихзадач.

Кним относятся следующие.

Педагогическоенаблюдение

Изучениепедагогических явлений требует отисследователя их непосредственногонаблюдения, накопления и фиксациифактического материала, относящегосяк педагогической работе.

Исследовательскаябеседа

Спомощью этого метода исследовательвыясняет мнение и отношение каквоспитателей, так и воспитуемых к темили иным педагогическим фактам и явлениями тем самым пытается составить болееглубокое представление о сущности ипричинах этих явлений.

Изучениешкольной документации и продуктовдеятельности учащихся

Изучаястимулирующую роль оценки знанийучащихся для их успеваемости, нельзяобойтись без анализа классных журналов,ведомостей успеваемости за прошедшиегоды обучения.

Педагогическийэксперимент

Сущностьэксперимента как метода исследованиязаключается в специальной организациипедагогической деятельности учителейи учащихся с целью проверки и обоснованиязаранее разработанных теоретическихпредложений, или гипотез.

Взависимости от целевых установокразличают следующие виды экспериментов:констатирующий,созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующийэкспериментпроводится обычно в начале исследованияи имеет своей задачей выяснение дел вшкольной практике по той или инойизучаемой проблеме.

Сущностьсозидательно-преобразующегоэкспериментазаключается в разработке теоретическихоснов и конкретных методических мер порешению исследуемой проблемы. Создаетсяновая психологическая ситуация, с темчтобы преобразовать состояние дел влучшую сторону.

Дальнейшимэтапом исследования этой проблемыявляется проверка полученных выводови разработанной методики в массовойшкольной практике. Эта задача решаетсяс помощью контрольногоэксперимента,сущность которого заключается вприменении апробированной методики вработе других школ и учителей.

Сутьестественногоэкспериментасостоит в анализе тех или иныхпедагогических явлений, стремлениисоздавать педагогические ситуациитаким образом, чтобы они не нарушалипривычного хода деятельности учащихсяи учителей и в этом смысле носилиестественный характер.

Изучениеи обобщение передового педагогическогоопыта

Этотметод основан на изучении и теоретическомосмыслении практики работы лучших школи учителей, успешно осуществляющихобучение и воспитание.

Принеобходимости массового изучения техили иных вопросов правомерно провестианкетированиеи предложить школьникам ответить нанесколько специально подобранныхвопросов. Таким образом можно сравнительнобыстро изучить эту проблему и опроситьбольшое количество учащихся.

– метод исследования, когда испытуемымпредлагается, например, оценить важностьтех или иных нравственных качеств вразвитии личности. Близким к немуявляется методкомпетентных оценок.

Методыматематической статистикииспользуются для количественногоанализа полученного в процессеисследования фактического материала.

Теоретическийанализ педагогических идей позволяетделать глубокие научные обобщения поважнейшим вопросам обучения и воспитанияи находить новые закономерности там,где их нельзя выявить с помощьюэмпирических (опытных) способовисследования.

  Традиционнымибудем называть методы, доставшиесясовременной педагогике по наследствуот исследователей, стоявших у истоковпедагогической науки.

Это методы,которыми пользовались Платон и Квинтилиан,Коменский и Песталоцци; применяютсяони в науке и поныне.

К традиционнымметодам педагогических исследованийотносятся наблюдение, изучение опыта,первоисточников, анализ школьнойдокументации, изучение ученическоготворчества, беседы.

  Наблюдение— наиболее доступный и распространенныйметод изучения педагогической практики.Под научным наблюдением понимаетсяспециально организованное восприятиеисследуемого объекта, процесса илиявления в естественных условиях.

Научноенаблюдение существенно отличается отобыденного, житейского.

Главные отличияследующие: 1) определяются задачи,выделяются объекты, разрабатываетсясхема наблюдения; 2) результаты обязательнофиксируются; 3) полученные данныеобрабатываются.

  Дляповышения эффективности наблюденияоно должно быть длительным,систематическим, разносторонним,объективными массовым.

Подчеркивая важность метода наблюдения,его доступность и распространенность,необходимо вместе с тем указать и наего недостатки.

Наблюдение не вскрываетвнутренние стороны педагогическихявлений, при использовании этого методаневозможно обеспечить полную объективностьинформации. Поэтому наблюдение чащевсего применяется на начальных этапахисследования в сочетании с другимиметодами.

  Изучениеопыта— еще один издавна применяемый методпедагогического исследования. В широкомсмысле означает организованнуюпознавательную деятельность, направленнуюна установление исторических связейвоспитания, вычленение общего, устойчивогов учебно-воспитательных системах.

Спомощью данного метода анализируютсяпути решения конкретных проблем,выводятся взвешенные заключения оцелесообразности их применения в новыхисторических условиях. Поэтомурассматриваемый метод нередко называютеще историческим.

Тесно смыкается сдругим методом — изучениемпервоисточников,называемым также архивным.

  Изучениеопыта будет плодотворным только присоблюдении ряда важных требований.Особое внимание обращается на факты,противоречащие господствующим теориям,устоявшимся канонам. Важно также вовсех тонкостях раскрыть механизмдостижения высоких результатов обученияи воспитания. Чем глубже и разностороннееанализ опыта, тем больше ценных идейизвлекают исследователи.

  Изучениепродуктов ученического творчества— домашних и классных работ по всемучебным предметам, сочинений, рефератов,отчетов, результатов эстетического итехнического творчества о многом скажетопытному исследователю. Ведь еще древниеговорили, что творение указывает натворца. Большой интерес представляюти так называемые «продукты свободноговремени», «хобби-занятий».

Индивидуальные особенности учеников,наклонности и интересы, отношение кделу и своим обязанностям, уровеньразвития старательности, прилежания идругих качеств, мотивы деятельности -это лишь небольшой перечень воспитательныхаспектов, где можно с успехом применятьэтот метод.

Он, как и все другие, требуеттщательного планирования, корректногоиспользования, умелого сочетания :наблюдениями и беседами.

  Ктрадиционным методам педагогическихисследований относятся беседы.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляютсяотношения людей, их чувства и намерения,оценки и позиции. Исследователи всехвремен в беседах получали такуюинформацию, какую никакими другимиспособами получить невозможно.

Педагогическая беседа как методисследования отличается целенаправленнымипопытками исследователя проникнуть вовнутренний мир собеседника, выявитьпричины тех или иных его поступков.

Информацию о нравственных, мировоззренческих,политических и других взглядах испытуемых,их отношении к интересующим исследователяпроблемам также получают с помощьюбесед. Но беседы — очень сложный и невсегда надежный метод.

Поэтому онприменяется чаще всего как дополнительныйдля получения необходимых разъясненийи уточнений по поводу того, что не былодостаточно ясным при наблюдении илииспользовании иных методов.

  Чтобыповысить надежность результатов беседыи снять неизбежный оттенок субъективизма,используют специальные меры. К нимотносятся:

  • наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
  • обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
  • варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
  • умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Источник: https://studfile.net/preview/1900286/

Коучинг Исследовательская беседа – как ее реализовать на уроке

Исследовательская беседа.

План коучинг-занятия

Тема занятия:

«Исследовательская беседа – как ее реализовать на уроке?»

Активизация учащихся через диалоговое обучение

Ссылка:

Руководство для учителя І уровень,

раздаточный материал: тексты — теоретический материал по ключевым идеям, вопросы для распределения по таксономии Блума, стикеры, маркеры, постеры, материал для группировки

видео: «Разговор двух близнецов»

презентация

Общие цели:

Адаптировать имеющие знания об исследовательской беседе, сравнить результаты собственного опыта применения вопросов с предложенной информацией и сделать выводы, направить участников на самостоятельное исследование и дальнейшее осмысление вопросов в процессе обучения и преподавания

Учебные задачи:

Узнать уровень форсированности навыков организации самостоятельной работы в группе.

Информировать о новых подходах в обучении: исследовательская беседа.

Ожидаемые результаты обучения:

Участники коучинга будут информированы об основных стратегиях ведения беседы и исследовательской беседы в классе. Проанализируют свою систему работы через новый подход и выведут основные положения и стратегии ведения исследовательской беседы.

Ключевые идеи:

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование— научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа[1][2]) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Беседа исследовательская — Exploratory talk — тип беседы, в процессе которой идеи каждого участника расцениваются как полезные, но проходят тщательное оценивание. Участники исследовательской беседы задают друг другу вопросы и обосновывают ответы на них, стремясь прийти к единому мнению, хотя, для исследовательской беседы характерен не факт достижения согласованности, а процесс поиска

Этапы проведения занятия

Время 90минут

Действие преподавателя и действия участников

Введение

6 минут

6 минут

10 минут

20 минут

6 минут

20 минут

6 минут

6 минут

  1. Занятие начинается с приветствия участников процесса.

Разминка «Карусель»

2. Группировка: формируем 3 группы: «Беседа», «Диалог», «Коммуникация»

Работа в группах.

Групповая работа: Каждая группа должна вывести основные понятия и стратегии к понятиям:

Беседа

Диалог

Коммуникация

Предполагаемые  выводы:

Каждая группа должна прийти к нескольким понятиям, которые перекликаются в каждой из категорий и являются связующим звеном. (Представители от каждой группы представляют свои ключевые слова и объясняют их связь с ключевым термином)

Беседа

Диалог

Коммуникация

Разговор

Обсуждение

Обмен мнениями

https://www.youtube.com/watch?v=rpBNxz-09l4

Обмен информацией

Коммуникация

Разговор

Обмен мнениями и информацией

Общение

Обмен информацией

Поиск вопросов и ответов

Итак, определим темы и цели:

тема «Исследовательская беседа – как ее реализовать на уроке?»

…………………….

2 задание: Изучение теоретического материала

всем 3 группам дан одинаковый ресурс:

— Как провести исследовательскую беседу в группе (Классе)? Каждая группа получает опорную таблицу параметров, присущих исследовательской беседе. 

Задание: обсудите в группе, что будет делать ученик каждого уровня и  учитель в исследовательской беседе.

Исследовательская беседа это когда …

  • Все активно участвуют
  • Участники задают вопросы
  • Собеседники обмениваются интересующей их информацией
  • Любые  идеи могут быть оспорены
  • Имеются основания для споров
  • Участие основывается на предыдущем опыте
  • Участие всех поощряется
  • К идеям и мнениям относятся с уважением
  • Преобладает атмосфера доверия
  • Группа устанавливает взаимопонимание для достижения цели и принятия решений

Для исследование необходимы :

  1. Поставить проблему (ключевой вопрос)

  2. Найти исходную информацию

  3. Наметить цель исследования

  4. Выбрать методы продвижения к цели

 Предполагаемые  выводы: каждая группы формирует ряд действий в исследовательской беседе и стратегию поведения

Ученик А

Ученик В

Ученик С

Учитель

Как оценить эти действия!

С позиции

учителя

ученика

1.

Постановка вопросов

2.

Умение слушать мнение других

3.

Умение работать в группе

4.

Умение работать с информацией

5

 Умение распределить роли

Рефлексия: «Две звезды, пожелание»

3 задание: отрывок из «Разговор двух младенцев»

Ролевая игра: постройте диалог

Обсуждают в группе и вышли на:

каким содержанием наполнить диалог, чтобы получились разные типы бесед..

Задание группам: какой тип беседы представили группы?

Рефлексия- беседа:

-строить какой тип беседы был самым трудным? Почему?

-Чем отличаются типы вопросов?

— Какие признаки вопросов помогли Вам построить беседу?

— Как можно «управлять» беседой?

-В какой роли выступает ученик?

— Какие методы диалогового обучения Вы можете использовать в своей работе?

— Какие надо освоить?

-Какие задания вы могли бы предложить?

6задание:

Обратная связь:

анкетирование: Самооценка методологической культуры (по В.И.Андрееву)

Рефлексия: «свободный микрофон»

— В чём состояла трудность сегодняшней работы?

— Почерпнули ли вы что- то новое для себя?

Источник: https://infourok.ru/kouching_issledovatelskaya_beseda__kak_ee_realizovat_na_uroke-532141.htm

Коучинг

Исследовательская беседа.

Тема коучинг-сессии

Диалоговое обучение: Исследовательская беседа

Ресурсы:

клип, презентация, раздаточный материал

Цель:

Формирование представлений об исследовательской беседе, развитие навыков применения исследовательской беседы.

Задачи:

Знать, что такое исследовательская беседа, развивать навыки применения исследовательской беседы в ходе урока. Информированность об основных стратегиях ведения беседы и исследовательской беседы в классе. Анализировать свою систему работы через новый подход и делать вывод основных положений и стратегий ведения исследовательской беседы

Результаты

обучения:

Знают, что такое исследовательская беседа, развивают навыки применения исследовательской беседы в ходе урока. Учителя будут информированы об основных стратегиях ведения беседы и исследовательской беседы в классе. Проанализируют свою систему работы через новый подход и выведут основные положения и стратегии ведения исследовательской беседы

Ключевая

идея:

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Задание 1

Приветствие Разминка (3 мин)

Деятельность учителей

Участники, стоя в кругу характеризуют себя тремя прилагательными

Деятельность коуча

Коуч с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг-занятия

Рассказать о себе, используя  3 прилагательных  — 5 минут

Задание 2

.

Деление на группы (3 мин)

Деятельность учителей

Игра «Молекулы»

Деятельность коуча

Коуч раздаёт части пословиц и предлагает соединить каждую часть пословицы.

Задание 3

Показ видеоклипа о споре двух младенцев близнецов (2 мин). Вопросно-ответная беседа

Деятельность учителей

Обсуждают в группах,

  1. О чем видеоклип?

  2. Что происходит между детьми?

  3. Как вы думаете, о чем будет наш коучинг?

  4. 1.Вопрос: Способствует ли  диалогическое  обучение  развитию  мышления учащихся?

  5. 2.Вопрос:  Какой метод диалогического обучения является ведущим? (беседа)

Деятельность коуча

Демонстрирует видеоролик Коуч предлагает посмотреть участникам коучинг- занятия видеоклип о двух младенцах близнецах, после просмотра просит участников коучинг занятия, сказать ,о чем данный видеоклип, что между ними происходит и предположить тему коучинг занятия

Задание 4

Инсценировка беседы

Деятельность учителей

(Составление не более 5 вопросов)

Тема «Fastfood»

1 группа Инсценировка беседы –дебатов

2 группа инсценировка кумулятивной беседы

З – исследовательской беседы

Деятельность коуча

Коуч  с помощью показа презентации  «Типы разговоров»  знакомит участников коучинг занятия с тремя вида бесед, таких как «дебаты», «кумулятивная беседа» и « исследовательская беседа», комментируя каждый слайд

Задание 5

Постеры с сопоставлением типов беседы

Деятельность учителей

Заполнение таблицы, используя в помощь раздаточный материал с критериями для различия типов бесед. (Приложение А)

Деятельность коуча

Коуч дает раздаточный материал и таблицу , которую группы должны заполнить

Задание 6

Составление памятки по исследовательской беседе

Деятельность учителей

Группы выполняют задание, составляют памятку

Деятельность коуча

Коуч дает задание составить памятку по исследовательской беседе

Рефлексия/оценивание

3-хминутное эссе»

— Я принимаю…

-У меня возникли вопросы о…

— Я попробую применить на своем уроке….

— От работы на коучинге я получил(а) …..

— Пока затрудняюсь………

Рекомендуемая литература:

Руководство первого уровня

Приложение А:

Критерии

дебаты

Кумулятивная беседа

Исследовательская беседа

Беседа-дебаты

Кумулятивная беседа

Исследовательская беседа

1) Существует принципиальное расхождение во

мнениях и каждый приходит к своему решению

1) Каждый принимает и соглашается с тем,

что говорят другие участники.

1) Каждый участник предлагает контекстуально уместную информацию.

2) Предпринимаются попытки к объедине-

нию ресурсов

2) Беседа используется для обмена знаниями,

но участники беседы терпимы по отношению

к идеям других.

2) Идеи каждого участника расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному

оцениванию.

3) Общение часто происходит по типу «Да,

это — так!» – «Нет, это — не так!».

3) Идеи повторяются и разрабатываются, но

не всегда тщательно оцениваются.

3) Участники задают друг другу вопросы.

4) Атмосфера скорее конкурентная, нежели

ориентированная на сотрудничество.

4) Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано, и подобное обоснование является основой беседы.

5) Участники группы стремятся достичь согласованности (хотя важен не факт достижения

согласованности, а стремление к нему)

Источник: https://infourok.ru/kouching-dialogicheskoe-obuchenie-issledovatelskaya-beseda-552924.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий