Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.

Система исполнительных органов в государстве

Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами, преимущественно административн. права.

В соответствии с принципом федерализма система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

— Правительство Российской Федерации.

— Федеральные министерства.

— Государственные комитеты Российской Федерации.

— Федеральные комиссии России.

— Федеральные службы России.

— Федеральные надзоры России.

— Иные федеральные органы исполнительной власти (Государств. Совет РФ, Совет Безопасности РФ и т.д.)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— правительства республик и других субъектов Федерации;

— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономн. округов

26. Историческая школа права, её место и роль в истории политико-правовых учений

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, есть своё, характерное ему право, отличающееся от права какой либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону этой школы отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего, его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона.

От этой школы права многое заимствовали американские юристы прагматисты, утверждавшие, что источником права служат «привычки» людей, терпящие медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

27. Источники современного российского права

Конституция РФ.Является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического и политического строя. Основополагающие права и свободы человека. Федеративное устройство России. Устанавливает систему органов государственной власти.

Федеральные конституционные законы.Принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции. Принимаются Госдумой и Советом Федерации.

Федеральные законы.Принимаются Госдумой и Советом Федерации РФ, распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений.

Указы Президента РФ.Нормативные (содержат нормы права общего характера), обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Как правило, распространяют своё действие на территорию всей страны, общеобязательны для исполнения.Ненормативные (регулируют вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Акты Правительства РФ.Постановления (содержат нормы права).Распоряжения (регулируют оперативно—технические вопросы).

Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств.Принимаются в форме приказов, инструкций, постановлений, уставов.

Данные акты обычно регулируют отношения в сфере экономики, науки, образования, обороны и др.

Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств обязательны для организаций, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам, и для граждан.

Законы субъектов РФ.Принимаются законодательными органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

— Совместного ведения РФ и субъектов РФ — Исключительного ведения субъектов РФ.

Законы субъектов Федерации общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ.

Нормативный договор.Является отдельным источником права в РФ. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения с её субъектами и между субъектами РФ.

Локальные нормативные акты.Издаются отдельными организациями различных форм собственности.

Обычай.Является редким источником права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом.

Международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы.Согласно конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

28. Капиталистическое государство, его сущность и функции

Капиталистическое государство — это по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция бур­жуа­зии, за­кре­п­ля­ющее власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, её принадлежность.

Внут­рен­ние функ­ции капиталистического государства:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

Прибавились современные функции:

1) Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние.

2) Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние.

3) Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

4) Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды и др.

Внеш­ние функ­ции капиталистического го­су­дар­ст­ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па:

1) Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния (прекратила существование).

2) По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (прекратила существование).

3) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

4) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

В на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие:

1) Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

2) Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

3) Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

4) Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д.

(ВАРИАНТ 2.)Первые капиталистические государства возникли более трёх столетий назад. Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперёд по пути социального прогресса. Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих. В своём развитии оно прошло ряд этапов. Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников.

Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность.

Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба ещё не достигла особой остроты. Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. — первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта.

Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. — это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования.

Они выбрали второй путь. В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер.

Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют «средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Буржуазное государство — это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_97683_sistema-ispolnitelnih-organov-v-gosudarstve.html

25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России

Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.

Исполнительнаявласть— один из видов самостоятельной инезависимой публичной власти вгосударстве, представляющий собойсовокупность полномочий по управлениюгосударственными делами. Таким образом,исполнительная власть представляетсобой систему государственных органов,осуществляющих эти полномочия.

Основноеназначение исполнительной власти вРоссийской Федерации — организацияпрактического исполнения КонституцииРоссии и законов РФ в процессеуправленческой деятельности, направленнойна удовлетворение общественных интересов,запросов и нужд населения. Онаосуществляется путём реализациигосударственно-властных полномочийметодами и средствами публичного,преимущественно административногоправа.

Признакиисполнительной власти:

• являетсясамостоятельной ветвью единойгосударственной власти;

• выступаетв качестве подзаконной по отношению кпредставительной (законодательной)власти;

• осуществляетсяорганами исполнительной власти, которыеявляются органами государственногоуправления;

• обладаетпредметно-функциональной самостоятельностью;

• обладаетединством, т. е. осуществляется на всейтерритории Российской Федерации;

• организуетсяи осуществляется на началах федерализмапри разграничении предметов ведения иполномочий между Российской Федерациейи субъектами Федерации;

• еедеятельность носит исполнительно-распорядительныйхарактер;

• носитуниверсальный характер, т. е. осуществляетсяпостоянно и непрерывно;

• имеетв своем распоряжении определенныесредства (ресурсы) для осуществленияпринудительных функций.

Системаисполнительной власти в РФ

Однаиз трех ветвей. Совмещает в себе функциивсех трех. Монополия в сфере государственногопринуждения, управление финансовымипотоками и наименее подконтрольна.Система исполнительной власти вРоссийской Федерации (РФ).

=>исполнительная власть чрезвычайносильно влияет на иные ветви государственнойвласти.

ВКонституции из всех трех ветвей властиисполнительная власть «прописана»хуже всего. Конституция в силу спецификиполитического момента, в который онапринималась, не смогла предложитьразвернутую систему регулированияисполнительной власти. Наличиеправительства и косвенное упоминаниефедеральных министерств.

Системаисполнительной власти в РФ строится наслед.принципах:

1)Принцип дуализма. Т.к. президент невходит в исполнительную ветвь властии не является её главой – вопрос осоотношении полномочий президента иправительства. Полномочия по руководствусистемы исполнительной власти оказалисьраспределены между президентом иправительством РФ. (правовая позиция).Это четко видно в Указе президента РФ«Вопросы системы структуры ФОИВ».

=>органы, подведомственные президенту иподведомственные правительству.Правительство организационно президентуне подчинено. В результате системаисполнительной власти – заложникполитических в/отношений между президентоми правительством. При этом по Конституциипрезидент не является руководителемкаким-либо ОИВ. => КСуд сказал, чтопрезидент осуществляет руководствоорганами, т.к.

он главнокомандующий икто-то там ещё.

2)+ 3) Принцип единства системы исполнительнойвласти и принцип разграничения предметовведения и полномочий (принцип федерализма).

В унитарном государстве нет смыслапровозглашать принцип единства, а вфедеративных важно на разных уровняхгосударственной власти, которые несоподчинены друг другу, обеспечитьединство подходов к государственнойполитике. Но обеспечение единствагос.

политики – принцип разграниченияпредметов ведения. Так или иначе, этобаланс. Работают через призму другдруга. По отдельности значения не имеют.

3вида предметов ведения:

исключительноеведение РФ

совместныепредметы ведения,

исключительныйпредмет ведения субъектов РФ.

Вкаждой группе предметов ведения принципединства определяется по-разному.

Врамках исключительных предметов веденияРФ только ФОИВ принимают НА, а исполняютих и ФОИВ (центральные и территориальные),и органы исполнительной власти субъектов.

=>по предметам ведения РФ образуетсявертикальная структура.

Всфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВсубъектов формально и фактически несоподчинены друг другу.

=>Каждый из этих органов в рамках своейкомпетенции принимает акты и их исполняет.

Сферасовместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФформально и фактически не соподчиненыдруг другу. Каждая группа органовпринимает свои акты и их исполняет

3Схемы разграничения полномочий в сферахсовместного ведения:

 Управлениеосуществляется 2 не соподчинёнными другдругу органами ИВ РФ и субъекта.Разграничение полномочий можетосуществляться по схемам:

– Общеерегулирование – детальное регулирование(редко)

– Прямоераспределение полномочий между уровнямивласти федеральным законом

 Управлениеосуществляет ОИВ СРФ, которому федеральныйорган делегировал свои полномочия

 Полномочияосуществляет территориальный органФОИВ, которому субъект РФ делегировалсвои полномочия (сейчас не встречается)

Попредметам исключительного ведениясубъектов – ОИВ субъектов не входят вединую систему ФОИВ РФ.

Системаи структура федеральных органовисполнительной власти в РоссийскойФедерации до сих пор подвергаетсяизменениям (т.н. административнаяреформа). Утверждение структуры ФОИВосуществляется через Указы ПрезидентаРФ.

Подробнуюдетализированную структуру ФОИВ сучетом подведомственности Президентуи Председателю Правительства можнопосмотреть на официальном сайтеПравительства РФ.

Системафедеральных органов исполнительнойвласти:

1)Министерства. 2) Федеральные службы 3)Федеральные агентства.

Взависимости от направления деятельностиФОИВ определяется кому они подведомственны,Президенту или Правительству. Так, кпримеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ,МИД всегда (в новой истории Росси) былиподведомственны Президенту; а МинистерствоФинансов, Министерство региональногоразвития, министерство транспортаподведомственны Правительству РФ(Председателю Правительства РФ).

Науровне субъектов можно представитьобобщенную структуру, характерную длявсех субъектов:

Высшеедолжностное лицо субъекта (Президентреспублики, губернатор области и др.)

Высшийисполнительный орган власти (Правительствоили др.; в зависимости от субъекта)

Центральныеорганы исполнительной власти субъектаспециальной компетенции

Территориальныеорганы специальной компетенции

Источник: https://studfile.net/preview/5996263/page:4/

Исполнительная власть

Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.

Ис­пол­ни­тель­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в со­ста­ве его Пред­се­да­те­ля (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), за­мес­ти­те­ля (ви­це-пре­мье­ра) и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров.

Про­це­ду­ра фор­ми­ро­ва­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ со­сто­ит из двух ста­дий. На пер­вой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ с со­гла­сия Гос. ду­мы.

По­сле трёх­крат­но­го от­кло­не­ния пред­став­лен­ной кан­ди­да­ту­ры Пре­зи­дент РФ мо­жет сам на­зна­чить гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва РФ, рас­пус­тить Гос. ду­му и на­зна­чить но­вые вы­бо­ры.

На вто­рой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет чле­нов Пра­ви­тель­ст­ва (за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров) по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Пра­ви­тель­ст­во РФ – кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, его ра­бо­ту ор­га­ни­зу­ет и ру­ко­во­дит его за­се­да­ния­ми Пред­се­да­тель; со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, пра­во пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ст­ва име­ет и Пре­зи­дент РФ. Осн.

сфе­ры дея­тель­но­сти Пра­ви­тель­ст­ва РФ: под­го­тов­ка и ис­пол­не­ние бюд­же­та; про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки; по­ли­ти­ки в об­лас­ти эко­но­ми­ки, куль­ту­ры и др. со­ци­аль­ных сфер; управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, обес­пе­че­ние обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­кон­но­сти, прав и сво­бод гра­ж­дан.

Пра­ви­тель­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет и иные пол­но­мо­чия, воз­ло­жен­ные на не­го кон­сти­ту­ци­он­ны­ми нор­ма­ми, за­ко­на­ми, ука­за­ми Пре­зи­ден­та.

Пра­ви­тель­ст­ву пре­дос­тав­ле­но пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы, пра­во из­да­ния по­ста­нов­ле­ний (как пра­ви­ло, нор­ма­тив­но­го ха­рак­те­ра) и ра­зо­вых по пре­иму­ще­ст­ву рас­по­ря­же­ний. Всё это под­за­кон­ные ак­ты, из­да­вае­мые на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние Кон­сти­ту­ции РФ, фе­де­раль­ных за­ко­нов и нор­ма­тив­ных ука­зов Пре­зи­ден­та РФ.

В систему фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти входят фе­де­раль­ные ми­ни­стер­ст­ва, фе­де­раль­ные служ­бы и фе­де­раль­ные агент­ст­ва.

Федеральные министерства подведом­ственны Правительству РФ или Прези­денту РФ.

Фе­де­раль­ные служ­бы и агент­ст­ва на­хо­дят­ся в ве­де­нии фе­де­раль­ных ми­ни­стерств или непосредственно подчиняются Пре­зи­ден­ту РФ либо Пра­ви­тель­ст­ву РФ.

Ми­ни­стер­ст­во РФ яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по вы­ра­бот­ке гос. по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти.

Фе­де­раль­ное ми­ни­стер­ст­во воз­глав­ля­ет вхо­дя­щий в со­став Пра­ви­тель­ст­ва ми­нистр РФ (фе­де­раль­ный ми­нистр).

Ми­ни­стер­ст­во са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­ля­ет пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, за ис­клю­че­ни­ем во­про­сов, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ко­то­рых осу­щест­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но фе­де­раль­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми за­ко­на­ми, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, ак­та­ми Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ, ко­ор­дини­ру­ет и кон­тро­ли­ру­ет дея­тель­ность на­хо­дя­щих­ся в его ве­де­нии фе­де­раль­ных служб и фе­де­раль­ных агентств; оно не впра­ве осу­ще­ст­в­лять функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру, пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, а так­же функ­ции по управ­лению гос. иму­ще­ст­вом, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ.

Фе­де­раль­ная служ­ба яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, а так­же спе­ци­аль­ные функ­ции в об­лас­ти обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­щи­ты и ох­ра­ны гос.

гра­ни­цы РФ, борь­бы с пре­ступ­но­стью, об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти; в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­даёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты. Фе­де­раль­ная служ­ба не впра­ве осу­ще­ст­в­лять нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ.

Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру не впра­ве осу­ще­ст­в­лять управ­ле­ние гос. иму­ще­ст­вом и ока­за­ние плат­ных ус­луг.

Фе­де­раль­ное агент­ст­во яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти функ­ции по ока­за­нию гос. ус­луг, управ­ле­нию гос.

иму­ще­ст­вом и пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, за ис­клю­че­ни­ем функ­ций по кон­тро­лю и над­зо­ру.

В пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­да­ёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты, ве­дёт рее­ст­ры, ре­ги­ст­ры и ка­да­ст­ры.

Фе­де­раль­ную служ­бу, фе­де­раль­ное агент­ст­во воз­глав­ля­ет ру­ко­во­ди­тель (ди­рек­тор). Фе­де­раль­ное агент­ст­во, фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру мо­гут иметь ста­тус кол­ле­ги­аль­но­го ор­га­на.

Дей­ст­вую­щая струк­ту­ра фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ус­та­нов­ле­на ука­зом Пре­зи­ден­та РФ в 2004.

По пред­ме­там ве­де­ния РФ её ком­пе­тен­ция на мес­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тер­рито­ри­аль­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти.

Фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти мо­гут соз­да­вать свои тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны в субъ­ек­тах РФ и на­зна­чать со­от­вет­ст­вую­щих долж­но­ст­ных лиц.

До­пус­ка­ют­ся две ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы реа­ли­за­ции ком­пе­тен­ции по пред­ме­там ве­де­ния Фе­де­ра­ции – соз­да­ние соб­ст­вен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний и на­де­ле­ние эти­ми пол­но­мо­чия­ми ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Сис­те­ма ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти рес­пуб­лик, кра­ёв, об­лас­тей, го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния, ав­то­ном­ной об­лас­ти, ав­то­ном­ных ок­ру­гов ус­та­нав­ли­ва­ет­ся субъ­ек­та­ми РФ са­мо­стоя­тель­но в со­от­вет­ст­вии с ос­но­ва­ми кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сии и об­щи­ми прин­ци­па­ми ор­га­ни­за­ции ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов гос. вла­сти, ус­та­нов­лен­ны­ми фе­де­раль­ным за­ко­ном.

Пра­ви­тель­ст­во РФ за свою дея­тель­ность не­сёт двой­ную по­ли­ти­че­скую от­вет­ст­вен­ность: пе­ред Пре­зи­ден­том РФ, ко­то­рый мо­жет при­нять ре­ше­ние о его от­став­ке, и пе­ред Гос. ду­мой, ко­то­рая мо­жет вы­ра­зить ему не­до­ве­рие. От­вет­ст­вен­ность Пра­ви­тель­ст­ва РФ пе­ред Гос.

ду­мой ог­ра­ни­че­на со­от­вет­ст­вую­щи­ми пра­во­мо­чия­ми Пре­зи­ден­та РФ, ко­то­рый мо­жет не со­гла­сить­ся с ре­ше­ния­ми Гос. ду­мы. В те­че­ние 3 мес по­сле при­ня­тия ре­ше­ния о не­до­ве­рии Пра­ви­тель­ст­ву Пре­зи­дент РФ мо­жет объ­явить об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или рас­пус­тить Гос. ду­му.

В слу­чае от­ка­за в до­ве­рии, во­прос о ко­то­ром по­ста­вил пе­ред Гос. ду­мой Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва, Пре­зи­дент РФ в те­че­ние 7 дней при­ни­ма­ет ре­ше­ние об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или о рос­пус­ке Гос. ду­мы и на­зна­че­нии но­вых вы­бо­ров.

Пра­ви­тель­ст­во РФ мо­жет са­мо по­дать в от­став­ку, ко­то­рую Пре­зи­дент РФ при­ни­ма­ет или от­кло­ня­ет.

Пе­ред вновь из­бран­ным Пре­зи­ден­том Пра­ви­тель­ст­во РФ сла­га­ет свои пол­но­мо­чия.

Источник: https://bigenc.ru/text/5033089

Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.
Определение 1

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица.

Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения.

Государство также осуществляет их финансирование.

Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

Замечание 1

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами.

Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций.

Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории.

За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Замечание 2

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать.

В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры.

В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов.

Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства.

Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Замечание 3

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров.

Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны.

В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много.

Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Пример 1

Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент.

Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией.

Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет.

И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами.

В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Вывод

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной.

Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти.

возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны.

Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта.

Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача.

Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной.

Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Замечание 4

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию.

Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры.

Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ispolnitelnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Система исполнительных органов государственной власти

Исполнительная власть. Система исполнительных органов в государстве.

Определение 1

Система исполнительных органов государственной власти – это административная ветвь власти, ответственная за реализацию исполнительно-распорядительной и организационной функций государственного управления.

Система исполнительных органов государственной власти характеризуется высоким уровнем разветвленности и подчиненных друг другу органов государственного управления.

Место правительства в системе органов исполнительной власти

Место высшего органа государственного управления исполнительного характера занимает Правительство России.

Правительство России представляет собой орган коллегиального типа, находящийся во главе единой системы российской исполнительной власти. Правовые основы функционирования Правительства России составляют положения российской Конституции и Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации».

Состав российского правительства формируется Президентом с учетом следующих положений:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • во-первых, глава Правительства, то есть его Председатель, назначается по согласованию с Государственной Думой;
  • во-вторых, заместителей председателя и федеральных министров назначают в соответствии с предложением главы Правительства.

Президент обязан вносить предложение относительное кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу в течении двух недель после своего вступления в должность или отставки Правительства. При отклонении внесенной кандидатуры Президенту дается неделя на ее замену.

Формирование системы органов исполнительной власти – это предмет совместного ведения Президента страны и главы Правительства. Предложения относительно структуры исполнительной власти федерального уровня представляются главой Правительства Президенту в течение недели после назначения Председателя Правительства.

Председателю правительства назначаются три заместителя – первый, второй заместитель и Министр обороны.

К полномочиям Правительства России относятся следующие:

  • во-первых, разработка, представление в низшую палату Парламента и исполнения федерального бюджета;
  • во-вторых, формирование и реализация внешней и внутренней политики государства;
  • в-третьих, осуществление регулирования социально-экономической составляющей жизнедеятельности населения страны;
  • в-четвертых, координация и контроль функционирования исполнительных органов государственной власти;
  • в-пятых, разработка и организация реализации целевых государственных программ и прочее.

Российское правительство наделяется специальными полномочиями в различных сферах жизнедеятельности населения страны, наделяется правом издания правовых актов, имеющих обязательный статус к исполнению на территории государства.

Посредством средств массовой информации Правительство обеспечивает информированность общества относительно своей деятельности.

Оперативное решение вопросов возлагается на Президиум Правительства, осуществляющий свою работу в форме заседаний.

Иные федеральные органы исполнительной власти

Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, выступающие в качестве федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление функций по разработке политики государства и нормативно-правовому регулированию определенные сферы деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства.

Замечание 1

Помимо этого в систему федеральных органов исполнительной власти включаются федеральные службы, федеральные агентства и ведомства.

Территориальные органы исполнительной власти

Федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование территориальных органов исполнительной власти.

При формирование органов исполнительной власти следует учитывать требования статей Конституции России относительно республиканской формы правления, единства государственного управления, принципа разделения властей и самостоятельности органов государственного управления, а также исключения органов муниципального управления из системы государственной власти.

Формирование территориальных органов исполнительной власти на территории государства подчиняется следующим принципам:

  • во-первых, обязательность вхождения главы территорий в структуру исполнительной власти;
  • во-вторых, обязательность наличия органа общей компетенции регионального уровня;
  • в-третьих, подотчетность исполнительных органов власти законодательным и представительным органам в отношении исполнения регионального законодательства;
  • в-четвертых, обеспечение организационно-правовой самостоятельности территориальных органов исполнительной власти и так далее.

На региональном уровне система органов исполнительной власти отличается достаточным разнообразием, как и структурно-функциональные взаимосвязи между ними.

В общем виде структуру исполнительной власти регионального уровня можно представить следующим образом:

  • во-первых, глава исполнительной власти, в качестве которой выступают президенты республик, губернаторы, глава администрации и прочие;
  • во-вторых, исполнительные органы государственной власти, наделенные общей компетенцией. В качестве таких органов выступают администрации или правительства региона;
  • в-третьих, органы исполнительной государственной власти, наделенные специальной компетенцией отраслевого или межотраслевого характера;
  • в-четвертых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные общей компетенцией, но действующие в пределах отдельных образований административно-территориального типа и административных округов;
  • в-пятых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией и выступающие в качестве структурных подразделений органов общей компетенции или отраслевых и межотраслевых органов регионального уровня.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_ispolnitelnyh_organov_gosudarstvennoy_vlasti/

Uchebnik-free
Добавить комментарий