Институциональные признаки права.

Институциональные признаки права

Институциональные признаки права.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒

Понятие «Институционные признаки права» — не относится к числу понятий устоявшихся и востребованных в науке и учебной литературе по теории права. «Институциональные» признаки права, по-видимому, могут интерпретироваться по-разному.

В институционализме, рассматривающем и право, и государство как социальные институты, к таким признаком могут быть отнесены стабильность права, его признанность, связанность общей идеей и принципами и т.д.

С позиций другого прочтения институционализма «институциональные» признаки могут отождествляться с сущностными, субстанциональными, онтологическими признаками права.

В этом случае под ними можно понимать всю совокупность признаков, сущностно отличающих право от других феноменов, например, его формализованность, защищенность, нормативность, справедливость и т.д. Наконец, возможно и такое прочтение «институциональных» признаков права, которое позволит связать их смысл с пребыванием правовых норм в рамках конкретных правовых институтов, подотраслей и отраслей права

Основные признаки права как институционного образования таковы:

общеобязательная нормативность, «всеобщность» — право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила (нормы, принципы) обязательными для всех в стране, на данной территории;

определенность содержания — писаное право дает возможность строго фиксировать в письменных документах содержание прав и обязанностей, условия их возникновения, возможные последствия несоблюдения норм и т.д.;

действие через дозволения — именно в письменном виде можно закрепить не свободу вообще, а субъективные права — четко определенную по границам, санкционированную государством свободу поведения, дозволенность (это не способны сделать никакие иные социальные нормы);

государственная гарантированностъ — только нормы, принципы, закрепленные в письменных документах, получают надлежащую государственную гарантию, могут быть оснащены — тоже через письменные документы — процедурами и механизмами их действительной, гарантированной реализации.

Среди других свойств права следует отметить системность (структурированность) —внутреннюю подразделенность позитивного права на отрасли, институты, системность, которая имеет главным образом «внутреннее» значение, обеспечивает функционирование права как единого целостного организма.

Объективное и субъективное право.

Объективное и субъективное право — юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает.

Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право — это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права.

Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным.

Объективное право — это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

Социальное назначение и ценность права.

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития.

В соответствии с потреб­ностями, социальными необходимостями общества создаются за­коны, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану.

Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его соци­альной роли — закрепить, защитить или направить развитие оп­ределенных общественных отношений.

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия.

Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.

4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости.

Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч.

Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощ­ным фактором прогресса, источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития.

Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов.

Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение.

Правовые подходы являются ос­новой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера.

Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право как государственный регулятор

Общественных отношений.

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятсяправовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право — наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор.

Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности.

Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x804c.html

Институциональные признаки государства — Проблемы теории государства и права Библиотека русских учебников

Институциональные признаки права.

Выделение этой группы признаков государства связано с тем, что государство действительно выступает как совокупность институтов, которые имеют определенную внутреннюю структуру, а вместе выступают внешней материальной формой проявление ву государства. Не случайно долгое время в отечественной литературе государство понималась как»политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, через который этот класс осуществляет свою диктатуруатуру».

Прежде всего, это наличие выделенного из общества и такого, что нередко стоит над ним, аппарата государственной власти и управления. Последний состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

Люди, которые составляют аппарат государственной власти и управления не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или покровительства. Основными составляющими аппарата государственной власти и управления, т.е.

аппарата государственной власти, являются органы законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры тощтощо.

Некоторые авторы, например, сводят понятие государства именно к аппарату государственной власти и управления (включая в последний судебные органы и органы принуждения).

Это связано с тем, что с внешней стороны государство вы иступае как механизм осуществления государственной власти и управления обществом, как аппарат государственной власти.

Однако рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов является нэп равильним, поскольку такой подход не раскрывает полностью понятие государства, более того, этот подход касается только одной стороны проявления государствви.

Аппарат государства — важная, но лишь один из признаков последней. При этом это такой признак, которой явно недостаточно, чтобы сформировать не только понятие государства, но даже охватить механизм государства (понятие механики изм государства явно является более узким, чем понятие государство, однако оно является более широким, чем аппарат государственной власти и управления).

Признак, который здесь рассматривается, тесно связана с другими признаками государства, в частности, с публичной властью, государственным суверенитетом. Она является результатом развертки и реализации в действительности публично властных х и суверенных качеств государстви.

Важность этого признака государства очевидна, в частности, того, как считают многие ученые, существование государства как политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что она является особой орг циям политической властей 43.

При этом власти, как правило, понимается как способность и возможность управлять поведением третьих лиц, влиять на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

Поэтому государственная власть хар рактеризуеться публичностью, поскольку реализует государственную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы — чиновники то очевидно, их функция — управления определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями, с помощью которых они осуществляют свои управленческие функции. Этими функциями в идеале являетсяі є:

• обеспечение согласованности индивидуальных действий членов сообщества;

• выявление и реализация их общих интересов;

• урегулирование социальных конфликтов и поддержка общественного порядка

Однако государственная власть выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, занимающих доминирующее положение в определенном обществе (то, что в марксизме называется классовым подходом).

Поэтому в деятельности государства, а соответственно государственного аппарата власти и управления, можно найти выражение именно стратних интересов, что придавало и придает ныне государственной власти, а рядом с тем и государству, с одной стороны политический, а с другой, стратний характер.

Поэтому указанные выше функции необходимо дополнить также функциямии:

• обеспечение продвижения в общественное сознание и реализацию в жизнь установок господствующей идеологии;

• защита господствующей в обществе политической свободы и т.п.

Из соотношения стратного и обще-социального в государстве во многом зависит конкретная форма организации аппарата государственной власти и управления, а также конкретные функции (соответственно и повноваж ния), которые он отправляет (реализует.

К тому же, еще одним признаком государства является аппарат государственного принуждения. Государство, являясь монополистом в сфере легального (основанном на законе) принуждения, не может допускать частного насилия, самоуправства. Ви идповидно только государственные органы наделены правом на отдельные формы и методы принуждениесу.

Принуждение как таковой может применяться и другими социальными субъектами, например, наказание (или угроза) в семье, исключения (угроза исключения) из состава коллектива (например, политической партии) т т.п..

Но только государство имеет право на лишение субъекта права собственности на имущество, находящееся в его собственности, ограничение определенных свобод конкретными способами (например, направление в исправительных за кладов), лишение человека жизни (в некоторых странах смертная казнь не запрещена) и т.д..

Такие возможности государственного влияния обусловлены тем, что государство — это орган легализованного и, как правило, легитимного п. Римуссу.

Легализация (от латинского слова»закон») государственного принуждения осуществляется наряду с конституцией, также многочисленными нормативно-юридическими актами меньшей юридической силы (например, материальная соответствующих дальность устанавливается гражданским кодексом, уголовное — уголовным т.д.ьним тощо).

Легитимация (также узаконивание, но этому термину придается несколько иное содержание) — это признание населением государственного принуждения, осуществляемой в необходимых случаях, обоснованным, справедливым, целесообразным, необходимым.

При этом важно установить, насколько государственное принуждение, его мероприятия, относящиеся к обществу в целом или к отдельным социальных субъектов, отвечает общим и неотложным дл анням общества (причем не только с позиции его большинства, но и точки зрения охраны прав меньшинства), насколько такие меры сочетаются с общечеловеческими ценностями тощо.

Государственный аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде полиции, разведки, всевозможных принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.д.). Его деятельность направлена ??на обеспечения внутренней политики государства, обеспечение реализации воли государства внутри общества.

Государственный аппарат принуждения является частью институционализации публичного характера государства (публичной власти как характеристики государства)

От аппарата принуждения следует отличать наличие у государства принудительной власти

Некоторые авторы считают, что самостоятельной институциональной признаком государства может выступать само наличие принудительной власти.

Все другие союзы, какими бы они не были самостоятельными в других отношениях, функцию при имусу осуществляют только по уполномочию и под контролем государства.

Данное мнение о наличии»самостоятельной принудительной власти»у государства ее основного признака вызывает сомнение по следующим причинамаких причин:

• во-первых, в силу того, что она характеризует государство исключительно как принудительный инструмент, не считая, что государство в своей деятельности использует не только принуждение, но и убеждение.

При этом реальных ный принуждение — это второстепенный аспект деятельности государства. Это экстраординарная форма проявления государства в общественных отношениях.

Отдельные формы государственного принуждения могут длительное время реально не внедряться в ж иттятя;

• во-вторых, игнорируется тот момент, принудительная власть государства является составной частью публично-политической власти, которой является государственная власть есть она является производным, а не самостоятельным явлением;

• в-третьих, мнение, что рассматривается, игнорирует тот факт, что»самостоятельная принудительная власть»свойственна не только государству, ай в определенных пределах каждой негосударственной организации.

Политической партии, отраслевой или иной и профсоюзу, молодежной ассоциации или любой другой негосударственной организации нет необходимости выпрашивать у государства разрешение на применение принудительных мер (исключение из своих рядов и т.п.

) относительно св оих членов, нарушающих уставной порядок принуждения в данном случае осуществляются негосударственными организациями самостоятельно, без какого-либо»государственного полномочия», и за любым государственным контролем.

При этом принудительные действия этих организаций опираются на закон (то есть легальными) непосредственно или косвенно за счет делегирования или легализации этих действий в установленном порядке (нап риклад, регистрация в установленном порядке устава общественной организации (политической партии), который предусматривает возможность исключения лица, нарушившего определенные корпоративные правила этой организации может что)цієї організації тощо);

• в-четвертых, принудительный сторону власти — это одна из характеристик любой власти, а не только государственной

Все это во многом ставит под сомнение попытки выделения особой характеристики государства — принудительную власть

При этом следует обратить внимание на то, что с формы принуждения, когда он (принуждение) может быть осуществлен вне и даже вопреки официальным юридическим предписаниям (например, принудительно, принуждение который осуществляют полет тические движения (например, национально-освободительных), которые являются не признанными, но претендуют на признание тощ.

Итак, как видим, применение принудительных мер являются не только прерогативой государства. Они широко применяются и негосударственными объединениями. А поэтому рассматривать»узаконен принуждение»или»самостоятельную принудительную вл строя»как специфическую, к тому же основную, признак государства, представляется неправомерновляється неправомірним.

Кроме того, следует обратить внимание, что если признать принудительную власть как признак государства, то ее следовало бы отнести к содержательно-публичных признаков права, а не к институциональным

К институциональных признаков государства можно отнести армию, которая обеспечивает внешнюю защиту и экспансию того или иного государства

Таким образом, к институциональным признаков права относят:

• аппарат государственной власти и управления;

• аппарат государственного принуждения;

• армию и т.д.

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/problemi_teoriyi_derzhavi_i_prava_-_mashkov_a/institutsionalni_oznaki_derzhavi.htm

Институциональные признаки

Институциональные признаки права.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 2. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет.

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер».

Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института.

Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца.

Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выра

Таблица 2 Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
Привязанность Послушание Производительность Любовь к знанию Почтительность
Лояльность Лояльность Лояльность
Ответственность Субординация Экономность Посещаемость Поклонение
Уважение Производство прибыли
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Флаг Фабричная марка Школьная эмблема Крест
Печать Иконы
Брачный ритуал Герб Патентный знак Школьные песни Святыни
Национальный гимн Гимн
3. Утилитарные культурные черты
Дом Общественные здания Магазин, фабрика Классы Церковные здания
Квартира Библиотеки
Мебель Общественные работы Оборудование Стадионы Церковный реквизит
Бланки и формы Бланк и формы Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция Контракты Правила учащихся Вера
Законы Лицензии Церковные запреты
5, Идеология
Романтическая любовь Государственное право Монополии Академическая свобода Православие
Свободная торговля
Совместимость Демократия Прогрессивное образование Баптизм
Национализм Право на труд Протестантизм
Индивидуализм
Равенство при обучении

жается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихо

да, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве.

При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения.

Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль.

Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм.

Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм.

Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником — как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования — как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага.

Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния

5. С.С. Фролов 129

и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института.

Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института.

При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-88761.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий