Индивидуальная психокоррекция.

Индивидуальная психокоррекция

Индивидуальная психокоррекция.

План

Групповые и индивидуальные формы работы.

Тема 2.

1. Понятие об индивидуальной психокоррекции

2. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции

3.Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

4. Специфика групповой формы психокоррекции

5. Групповые формы работы

5.1. Тренинговые группы

5.2. Группы встреч

5.3. Гештальт -группы

5.4. Телесно-ориентированные группы

5.5. Групповая дискуссия как метод групповой работы

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека.

Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

— добровольное согласие на получение такой помощи;

— доверие клиента к психологу;

— активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

— право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

— право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту.

Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

-когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;

— когда у клиента выявлена сильная тревожность;

-когда выявлена сильная заторможенность;

— при неуверенности в себе;

— при необоснованных страхах;

— при проблемах недостаточного осознания самого себя;

— при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому.

Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент.

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера.

Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции.

Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему.

Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему.

Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения.

Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать.

Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам.

Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания».

Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение.»Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект.

Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении.

В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены.

Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование.Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Источник: https://studopedia.su/10_211_individualnaya-psihokorrektsiya.html

Понятие об индивидуальной психокоррекции

Индивидуальная психокоррекция.

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц.

Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека.

Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

— добровольное согласие на получение такой помощи;

— доверие клиента к психологу;

— активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

— право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

-когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;

— когда у клиента выявлена сильная тревожность;

-когда выявлена сильная заторможенность;

— при неуверенности в себе;

— при необоснованных страхах;

— при проблемах недостаточного осознания самого себя;

— при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому.

Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент.

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера.

Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения.

3. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам.

Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания».

Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение.»Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект.

Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении.

В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций.

Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 270; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-47930.html

Показания к индивидуальной психокоррекции

Индивидуальная психокоррекция.

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека.

Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

  • добровольное согласие на получение такой помощи;
  • доверие клиента к психологу;
  • активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
  • право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
  • право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту.

Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

  • когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;
  • когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам
  • его работа в группе невозможна;
  • когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;
  • когда у клиента выявлена сильная тревожность;
  • когда выявлена сильная заторможенность;
  • при неуверенности в себе;
  • при необоснованных страхах;
  • при проблемах недостаточного осознания самого себя;
  • при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы.

И, наконец, он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому.

Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

  1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.
  2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.
  3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
  4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект.

Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении.

В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены.

Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=vQYHZ_XljBI

Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.

Источник: https://psyera.ru/2434/pokazaniya-k-individualnoy-psihokorrekcii

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Индивидуальная психокоррекция.

Психокоррекцияна практике применяется в двух формах:индивидуальной и групповой.

Вслучае индивидуальнойпсихокоррекционнойработы психолог работает с клиентомодин на один при отсутствии постороннихлиц. Во второмслучае онработает с группой клиентов, которые впсихокоррекционном процессе взаимодействуютне только с психологом, но и друг сдругом.

Достоинствоминдивидуальной психокоррекции являетсято, что она обеспечивает конфиденциальность,тайну и по своему результату бываетболее глубокой, чем групповая. Всевнимание психолога направлено толькона одного человека.

Индивидуальнаяпсихокоррекция удобна тем, что лучшераскрывает особенности клиента, снимаету него психологические барьеры, которыенеизбежно возникают и с трудомпреодолеваются в том случае, когдачеловеку приходится откровенновысказываться в присутствии другихлюдей.

Ноэтот вид психокоррекции малоэффективенпри решении проблем межличностногохарактера, для которых необходима работав группе.

Необходимымиусловиями индивидуальной психологическойкоррекции являются следующие:

добровольноесогласие на получение такой помощи;

довериеклиента к психологу;

активностьклиента и его творческо-исследовательскоеотношение к собственным проблемам;

правоклиента принимать или не приниматьоказываемую помощь;

правоклиента самому решать вопросы в своейжизни.

267

Важнойличностной предпосылкой эффективнойработы является стремлениесамого психолога к самоактуализации иличностному росту.

Освоениепсихокоррекции необходимо начинать ссебя, с постоянной работы над развитиемгибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичноеотношение к себе, постоянную открытостьновому опыту, готовность внутреннеизменяться, исследовать и творить себя,брать на себя ответственность за своирешения и действия.

Формаиндивидуальной психокоррекции выбираетсяв следующих случаях:

. когдапроблемы клиента индивидуального, а немежличностного характера;

. когдаклиент категорически отказываетсяработать в группе или по каким-либопричинам

егоработа в группе невозможна; . когдаприменяются достаточно сильные методыпсихологического воздействия и клиента

необходимопостоянно держать под наблюдением иконтролем; . когдау клиента выявлена сильная тревожность;. когдавыявлена сильная заторможенность; . принеуверенности в себе; . принеобоснованных страхах;

. припроблемах недостаточного осознаниясамого себя; . приутрате смысла и цели жизни.

Иногдабывает и так, что по характеру проблемыклиенту требуется групповая работа, ноон категорически отказывается работатьв группе. Тогда, в качестве первого

шагана пути реабилитации можно использоватьиндивидуальную работу. И постепенно,по мере готовности, подводить клиентак осознанию необходимости включения вгрупповую работу.

Противопоказаниямидля групповой психокоррекционной работымогут служить сильно выраженнаявозбудимость и эмоциональнаянеуравновешенность клиента, трудныйхарактер, физическая болезнь, недостаточныйуровень интеллектуального или моральногоразвития и т.п. При сильнодействующихпсихокоррекционных процедурах у такихлюдей может наступить эмоциональныйстресс или эмоциональный срыв.

Всилу других причин клиент можетсознательно или бессознательно мешатьработать другим участникам группы.

И,наконец, он может не понимать, что отнего требуется или вести себя в группенедостаточно культурно, шокируя другихи выводя их из равновесия. Иногда клиентхочет

268

иему действительно необходимо работатьв группе, но фактически внутренне онсопротивляется этому. Тогда психологможет постараться снять внутреннеесопротивление клиента, убедить его внеобходимости включиться в групповуюработу и помочь ему это сделатьпрактически.

Естьклиенты, которые в обычных психокоррекционныхситуациях ведут себя вполне нормально,но теряют контроль над собой, когдачувствуют сильное психологическоевоздействие. В этом случае сильнодействующую психологическую процедурунеобходимо сначала опробовать на клиентев индивидуальном порядке, а затем ужевключать его в группу.

Индивидуальнаяпсихокоррекция помогает только тем, укого есть действительные психологическиеили поведенческие проблемы. Наличиетаких проблем может установитьпрофессиональный психолог или осознатьсам клиент. Иногда человеку кажется,что у него есть проблемы, хотя на самомделе их нет. Иногда напротив, кажется,что проблемы нет, хотя на самом деле онасуществует.

Психокоррекциямало чем может помочь людям, у которыхпсихологические или поведенческиеотклонения вызваны серьезнымизаболеваниями органического характера.Для таких людей необходима помощьпсихотерапевтов или психиатров.

269

Основныеметоды индивидуального психокоррекционноговоздействия

1.Убеждение. В основном применяется клюдям, обладающим высоким уровнеминтеллектуального развития и способнымсамостоятельно справиться со своимипсихологическими проблемами.

Это, какправило, люди с достаточно развитойсилой воли, но до начала психокоррекционноговоздействия не убежденные в том, что уних действительно есть проблемы, надкоторыми стоит работать, или просто неверящие в то, что с помощью психологаим удастся эти проблемы решить.

Убеждениеначинается с выяснения того, что знаетклиент о своих проблемах и как он ихпонимает. Затем психолог обсуждает исогласовывает с клиентом цели и задачипсихокоррекции, и только после того,как клиент согласится, начинает работус ним.

Психологподробно разъясняет клиенту что, как ипочему он делает, а также — если в этоместь необходимость — объясняет причинывозникновения и способ избавления отнедостатков. Убеждение как методпсихологического воздействия обычноприменяется по отношению к маловнушаемым

269

людям.Что же касается сильно внушаемых, тодля них наилучший способ воздействия- внушение.

Есликлиент обладает высоким уровнеминтеллектуального развития, то поотношению к нему целесообразноиспользовать убеждение и внушение вкомплексе.

Используяметод убеждения, психолог пользуетсяследующими приемами:

1.Выясняет собственное отношение клиентак беспокоящим его психологическим иповеденческим проблемам, устанавливаетпричины, в силу которых он придерживаетсятой или иной позиции.

Прежде чем пытатьсяв чем-то убедить клиента, необходимовыяснить его точку зрения на проблему.

Зная заранее точку зрения клиента, легчеподобрать персонально для негоубедительные аргументы, факты и нужнуюлогику доказательства.

2.Исходит из того, что в понимании своейпроблемы клиент прав. Обсуждаются с нимразличные точки зрения на даннуюпроблему.

Психолог, заранее не отвергаяи не отрицая возможную правоту клиента,не пытаясь сразу и полностью егопереубедить, приглашает его выслушатьи взвесить разные точки зрения.

Клиент,доверяющий психологу, как правило,соглашается на это и выражает готовностьпризнать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельнопринять решение о том, каким рекомендациямследовать и каким — не следовать.

Преждечем предоставить клиенту такуювозможность, необходимо договоритьсяс ним о том, что он и психолог находятсядруг с другом в равнопартнерскихотношениях и имеют право не толькоставить друг перед другом вопросы, нои делать вполне самостоятельные выводы,принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом,на ряд частных вопросов и последовательнодобивается согласия клиента с темиответами на эти вопросы, которые хочетполучить сам.

Разговор с клиентом в этомслучае целесообразно строить так, чтобысначала клиент отвечал и выражал согласиес выводами психолога на частные вопросы,а затем постепенно переходил к болеесложным принципиальным вопросам. Здесьприменима техника «психологическогопоглаживания».

Для того чтобы убедитьвнушаемого клиента в собственнойправоте, необходимо поставить рядвопросов, на которые клиент вынужденноотвечает «да», потом нескольковопросов, на которые клиент отвечает»может быть», и потом переходить ктем вопросам, на которые клиент

270

первоначальноготов был ответить «нет», но подвоздействием ответов «да» и «можетбыть» он уже готов ответить не столькатегорично.

2.Внушение. «Этоболее простой, а для клиента — менееэффективный способ воздействия, чемубеждение, так как при внушении незадействована воля клиента, способнаяусилить психокоррекционный эффект.

Нос другой стороны, пользуясь внушением,можно быстрее добиться нужного результата,так как этот метод не требует длительныхразъяснений и долгих дискуссий психологаи клиента. Но зато воздействие, основанноена чистом внушении, исчезает быстрее,чем влияние, базирующееся на убеждении.

В основе внушения лежит механизм прямоговлияния психолога на подсознаниеклиента, на использование не толькоразума, но и чувств, эмоций. Внушениеобычно используют в условиях, когдавнимание и сознание клиента чем-тоотвлечены.

Наилучшим условием длявнушения является ситуация, при которойклиента вводят в состояние полногорасслабления. Это могут делать толькоспециалисты, имеющие соответствующееобразование и профессионально владеющиетехникой.

Особоеместо среди методов индивидуальноговоздействия занимаетпсихологическое консультирование.Задачапсихологического консультированиязаключается в том, чтобы помочь клиентуразобраться в своих проблемах и вместес клиентом найти пути разрешения этойситуации.

Психологическоеконсультирование чаще всего рассматриваюткак специальную область деятельностипрактического психолога. Существуютособые правила и техника веденияпсихологического консультирования.

271

Источник: https://studfile.net/preview/5535930/page:42/

Uchebnik-free
Добавить комментарий