Идеализм Платона и его особенности

Объективный идеализм Платона

Идеализм Платона и его особенности

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объективный идеализм Платона

ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия.

Различают два вида идеализма: объективный и субъективный.

ОБЪЕКТИВНЫЙСУБЪЕКТИВНЫЙ
Основополагающий принцип
Мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разумаМир существует лишь в сознании субъекта
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ принимают за первичное безликий разум, который они называют «абсолютной идеей» или «мировой волей». Мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие.В СУБЪЕКТИВНОМ ИДЕАЛИЗМЕ за первичное принимают сознание субъекта, а затем уже из него выводят природу, материю. Таким образом человек воспринимает лишь свои собственные ощущения.
Платон, Гегель и ШеллингБеркли, Фихте, Ницше

Биография Платона

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье.

В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями.

В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому.

В двадцатилетнем возрасте он познакомился с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.

платон идеализм объективный

Философия Платона

Платон — представитель объективного идеализма. Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей») — он временен, изменчив и в действительности не существует и б) идеальный мир («мир идей») — действительный мир, вечный и постоянный.

Понятие ИДЕЯ имеет у Платона ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Согласно Платону, каждая вещь имеет свой прообраз (или идею). Идеи вечны, неизменны, безотносительные, они не зависят от условий пространства и времени.

По отношению к чувственным вещам идеи являются одновременно и их причинами, и теми образцами, по которым были созданы эти вещи.

В основу учения о бытии Платоном положены три идеи (субстанции): единое, ум и душа. ЕДИНОЕ трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность.

Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий.

Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего у Платона выступает также ум. Разумеется, УМ трактуется Платоном не только онтологически (бытие), но и гносеологически (познание).

Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли…”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее.

“Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезды и всего круговращения небесного свода”.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — ДУША, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно, но ее можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени.

Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”. Индивидуальная душа, по Платону, состоит из двух частей: разумной и неразумной.

С помощью первой части человек способен мыслить, а вторая способствует чувством: благодаря ей человек влюбляется, радуется, огорчается, испытывает голод и жажду.

Вместе идеи является также целью, к которой стремятся существа чувственного мира. Платоновская идея или, как часто ее называл Платон, «эйдос» — фактически объективное понятие.

Идеальный мир Платона противостоит обычному миру не только как абстрактное — конкретному, но и как добро — злу.

Поэтому самой идеей у Платона выступает идея добра как такового — источник истины, красоты и гармонии.

Философия Платона характеризуется также своеобразным противопоставлением тела и души. Тело — смертно, а душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, одолженных у тела космоса. Назначение тела — быть временным вместилищем души, ее рабом. Как и тело, душа создана богами и возникает из остатков той смеси, из которой Бог создал душу космоса.

В решении проблемы познания Платон опирается на теорию переселения души и сократовскую идею о существовании истины в глубине души. Отсюда главный тезис гносеологии Платона: знание это припоминание того, что когда-то душа знала, а потом забыла.

Метод припоминания — метод восхождения к идеям, к общему путем пробуждения в душе забытого знания. Главным в методе припоминание есть искусство логического мышления, философской беседы, вопросов и ответов.

ПЛАТОН уверяет, ЧТО НИ ЧУВСТВА, НИ ОЩУЩЕНИЯ В СИЛУ СВОЕЙ ПЕРЕМЕНЧИВОСТИ НИКОГДА И НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию.

Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума.

Социальная философия

Платон — первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого — идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно.

Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию.

Он предлагает свой образец совершенного государства.

Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия.

Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей — философов; страстной части, добродетель которой в мужестве — сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души — сословие земледельцев и ремесленников.

Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону.

Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени).

Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен.

Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора.

Таким образом, можно сказать, что Платон является величайшим мыслителем Древней Греции, вечной загадкой мировой культуры, создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человеком, чей образ стал символом и легендой.

Рафаэль Санти «Афинская школа»

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский

2. Эпикур

3. Фредерико II, герцог Мантуи

4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский

5. Аверроэс

6. Пифагор

7. Алкивиад или Александр Македонский

8. Антисфен или Ксенофонт

9. Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита)

10. Эсхин

11. Парменид

12. Сократ

13. Гераклит Эфесский (Микеланджело)

14. Платон (Леонардо да Винчи)

15. Аристотель (держащий Никомахову этику)

16. Диоген

17. Плотин

18. Евклид (Браманте)

19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра

20. Клавдий Птолемей

21. Протоген

22. Апеллес (Рафаэль)

Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля — вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи — у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. В левой руке Аристотель держит свою «Этику».

Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Молодой еще, крепкий, Аристотель — прекраснейшее творение земли.

Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе.

Возносящий жест Платона и приземляющий — Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор.

https://www.youtube.com/watch?v=-IQPPH2dv9I

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00608492_0.html

Вопрос 4. Античная философия. Идеализм Платона

Идеализм Платона и его особенности

Античная философия –это совокупность философских учений, созданных в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе 7 века до н.э. по начала 6 в н.э.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др.

Наибольшего расцвета достигла в гуманистический или сократовский период, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека (V в. до н.э.)

Одним из величайших философов этого времени был Платон. Достоверных сведений о жизни Платона очень мало.

Известно, что Платон (427—347 до н. э.) принадлежал к старинному аристократическому роду, связанному с настоящим и прошлым Афин, и семейная традиция предназначала ему политическую деятельность. Но юный Платон предпочел занятия наукой, искусством и философией.

Переломным моментом в жизни и судьбе Платона стала его встреча с Сократом. Сократ дал Платону твердую основу в жизни, которая заключалась в том, что истина носит объективный, необходимый и всеобщий характер.

Платон остается верным учеником Сократа до самой смерти последнего в 399 году. После смерти Сократа Платон долгое время дружил с пифагорейцами. Эта дружба оказалась весьма плодотворной.

От пифагорейцев он воспринял склонность к математически точному логическому мышлению и освоению мира в его пространственно-геометрических и структурно-числовых отношениях.

Платон купил на окраине города сад с домом, где основал философскую школу и где поселился сам. Вся близлежащая местность находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем. Это место афиняне называли Академией.

Именно так и стала называться школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности, а именно до 529 года н. э., когда византийский император Юстиниан закрыл ее как рассадник языческой ложной мудрости. Из Академии вышли многие замечательные философы и государственные деятели. Сам Платон оставался главой школы — схолархом — до конца жизни.

Наследие Платона включает 34 диалога (подлинность некоторых из них вызывает споры), произведение «Апология Сократа» и 13 писем.

Учение об «идеальном государстве» как исток идеализма Платона. Идеальное государство — вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага.

Правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага. Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным.

Высшее сословие философов формируется в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к «так называемому благу».

Кроме того, в идеальном государстве Платона предусмотрено сословие стражей, которое необходимо для охраны, а также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей.

Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел — общее проживание, совместные трапезы и т. п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание.

Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии.

Философский идеализм — это признание первенства идеального по отношению к материальному.

Именно Платон первым ввел в философский обиход термин «эйдос», или иначе «идея». «Идея» переводится с греческого как «облик», «образ», «очертание», «форма». Что касается Платона, то у него «идея» означает не столько внешнюю форму, сколько сущность вещи, или закон ее существования.

Никто не будет отрицать, что перед тем, как человек берется что-либо создавать или творить, ему приходит в голову «идея», т. е. замысел, который затем воплощается в определенном материале, веществе природы, таком как дерево, металл и т. п. В учении Платона мир идей содержит, с одной стороны, совершенные образцы вещей, а с другой — идеалы человеческого поведения, т. е.

добродетели. Вещи в учении Платона «подражают» своим идеям как неким образцам. И в силу такой «сопричастности» изменчивая вещь остается сама собой и не утрачивает связи с родом. У идеи в платонизме особый статус. Отражаясь в мышлении человека, она становится понятием, а, определяя отношения вещей, она выступает в роли их сущности.

Вещи в платонизме оказываются устремлены к идее как некоему совершенству, подобно тому, как стремится к идеалу всякий достойный человек.

Платон выделяет два пути познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум, который обращен к миру идей. Третий путь познания, именуемый «анамнесисом» переводится с греческого как «припоминание».

В диалоге Платона «Менон» мальчик-раб решает геометрическую задачу, как бы припоминая то, чего он явным образом никогда не знал. Уточняя соотношение трех способов познания у Платона, подчеркнем, что главный из них, конечно, припоминание.

Ведь человек узнает вещи, которые воспринимает чувствами, и продвигается к истине посредством логических рассуждений только потому, что душа уже когда-то знала истину, но затем, вернувшись в этот мир, ее забыла.

Разум в платоновской диалектике восходит от мира вещей к миру идей, поднимается от единичного к общему, устремляясь к вершине идеальной иерархии — идее Высшего Блага. В целом мир не познаваем, а познаются только идеи, которые управляют этим миром.

Вывод:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_10222_vopros--antichnaya-filosofiya-idealizm-platona.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий