Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

§6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX — начало XI вв.)

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

§6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX — начало XI вв.)

Племенной состав и образованиеКимакского каганата. Судяпо китайским летописям, племена кимаков сформировались про- живали ранее, вначале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимакиоткочевали в районы севернее Алтай­ских гор и в Прииртышье.

С 656 года послепадения Западно­тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других пле­мен.По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди ки­маков, живших на севереМонголии, жили и кыпчаки.

Это лишнее доказательство того, что тюркоязычныеплемена мирно соседство­вали друг с другом.

Живший и XI веке персидский историкГардизи писал, что в со­став населения страны кимаков входило семь племен.Среди них наи­более известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во второй половине VIII и начале IXвеков у тюркоязычных племен Средней Азии произошли большие исторические переме­ны.С этого времени кимаки начали широко расселяться на терри­тории Казахстана. Обэтом осталось много сведений в арабских пись­менных источниках IX века.

В766-840 годах кимаки заняли тер­риторию Западного Алтая, Тарбагатая иАлакольской котлови­ны. После распада в 840 году Уйгурского каганата частьвходив­ших в него племен: эймур,баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составилаобъединение кимакских племен.

Эти семь племен составили основное населениеКимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века поназванию кимакских пле­мен был создан Кимакский каганат, который занималтерриторию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей кагана­та былгород Имакия.Он был защищен глинобитными стенами, имел железные ворота. Второй столицейявлялся город Карантияпа побережье озера Алаколь.

Общественный строй каганата. Кимакского правителя назы- пали каганом.На две ступени ниже этого титула был титул джаб­гу. Титулы имак байгуили кимак джабгуносили вожди несколь­ких (группа) племен. Вождь одного, отдельно взятогоплемени имел титул шад-тутик.Высшие ступени власти — великийкаган, малый каган, а также джабгу шад — занималипредставители знати.

Всяполнота власти находилась в руках кагана. Он единолич­но назначал малого каганаили джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобнымобразом наследствен­ный характер носили и титулы представителей знати — прибли­женныхкагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместни­ков кимакского каганапередавались по наследству их сыновьям.

В политической жизни Кимакского ка канатаважную роль играли воины. За образцовую службу наместники получа- ли от каганановые земельные уделы.

Они на полученных уделах формирова­нособственные отряды. Сформирован­ные отряды управлялись по удельно- п./Iсменнойсистеме.

Население каганата в основном за­нималосьскотоводством. У кого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, авели оседлый образ жизни.

Как писал Махмуд Кашгари, их называ-ли жатаками.

Политическое положение каганата. Защищая свою террито­рию от внешнихврагов и совершая завоевательные походы с це­лью расширения границ своегогосударства, каганат постоянно на­ходился в состоянии войны с соседнимистранами.

Например, име­ются сведения, что в IX веке кимаки захватили частьземель «девя­ти огузов», а в X веке — город Жамлекес в Восточном Туркестане.Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегахЕнисея. С присырдарьинскими огузами они на­ходились то в дружественныхотношениях, то вторгались в их зем­ли.

Видимо, это наложило отпечаток насхожесть языка, быта, куль­туры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.

Однако со второй половины X века накимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. Понекоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Та­киепоходы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакскийкаганат постепенно пришел в упадок.

Падение Кимакского каганата произошло подвум причинам.

Во-первых, внут­ри страны шла постоянная междоусобная борьба свождями кып- чакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязыч­ныхкочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный ударпо кимако-кыпчакским племенам.

Хозяйство. Как рассказывалось в предыдущих темах,все тюрк­ские племена преимущественно занимались скотоводством. И ки­маки, восновном, были скотоводами. Персидский историк Гардизи (XI в.

) писал об этом:«Кочевники пасли скот своих господ», а так­же отмечал: «На зиму они (т.е.кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мересвоих средств».

Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и

Фрагмент географической карты частей света в рукописи аль-Идриси.

поныне. Схожесть характерахозяйствования и жизненного укла­да у тюркоязычных племен доказывает их общеепроисхождение.

Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те,кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством иохотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жи­лища из камня,дерева и камыша. Из-за близости к торговым пу­тям такие поселения постепеннопревращались в города.

Каганы и представители феодальной знатиогораживали свои — ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепо­сти.Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, по­винности в этихкрепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорнойместности и бдительно охранялась стра­жей.

Кимакские бедняки занимались,иземледелием. Кимаки вы­ращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторымисточни­кам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда.А другие источники свидетельствуют о культивирова­нии ими и риса.

Археологические раскопки подтверждают прав­дивость этих свидетельств.

Ремесла. Кимаки были искусными мастерамидомашних про­мыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду,кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязиверблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметыповседневного обихода. Шили и верхнюю одеж­ду из шкур диких и домашнихживотных. Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Вместе с тем кимаки сами изготавливалинеобходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лукаи т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными ви­дами стрел.

Кимаки были непревзойденными мастерами изготов­ления конской сбруи. В ихзахоронениях часто встречаются и гон­чарные изделия. Они сделаны вручную и навид не очень прив­лекательны, грубо выполнены.

Это говорит о том, что гончарноеремесло было развито относительно слабо.

Ювелирные женские украшения кимаковочень искусно вы­полнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязыч-иых племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женскиеголовные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.

Культура. Материальная культура любого народахарактери­зуется видами его хозяйства. Это, в основном, домашние промыс­лы иремесла, связанные с продукцией и сырьем кочевого ското­водства, к нимотносятся изготовление одежды, оружия, инстру­ментов и орудий труда, другихпредметов домашнего обихода, яв­ляющихся составными компонентами материальной культуры.


О духовной культуре кимаков мы узнаем из двух источников. Пер­выйиз них — различные предметы и вещи, найденные в ходе археологи­ческих раскопок.Второй — письменные сведения о племенах кимаков.

У кимаков бытовали древние тюркскиерелигиозные верова­ния, значительное место среди которых занимали культы Тенгри(Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам,верили в существование загробного мира.

О наличии у кимаков письменностисвидетельствует сообще­ние арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У нихрастет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зер­кала сдревнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.

В X веке среди представителейкимакской знати начал распро­страняться ислам. Доказательством тому можетслужить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некото­рыхзнатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.

Таким образом, говоря об общественномстрое Кимакского ка­ганата IX-XI веков, следует подчеркнуть, что он былпервым пат­риархально-феодальным государством, имевшим самобытный путьисторико-политического развития.

1.        Когдабыл создан Кимакский каганат?

2.        Что вызнаете об этническом составе кимаков?

3.        Каковбыл общественный строй Кимакского каганата?

4.        Расскажитео внешней политике Кимакского каганата.

5.        Что выможете рассказать о хозяйстве кимаков?

6.        Что вызнаете о духовной культуре кимаков?

7.        Что вы можетерассказать о материальной культуре кимаков?

Вопросы для самопроверки

1.        Какойтитул носил правитель Кимакского каганата?

A.                              джабгу D.шах

B.                                         каган    Е. имак байгу

C.        хан

2.        Кто издревних историков утверждал, что в кимакское объедине­ние входило семь племен?

A.                                                   СымаЦянь        С. Махмуд Кашгари

B.                                         Гардизи           D. Абу Дулаф

3.        Когда вКимакское государство стал проникать ислам?

A.                                         в IXвеке           D.в XII веке

B.                                         в Xвеке            Е. вXIII веке

C.        в XI веке

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-166

История Тюргешского и Карлукского каганатов

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Тюргешский каганат(704-756гг.) Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или.

Еще в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII- начале VII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды, город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.

После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского гос-ва, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат.

Чтобы сохранить независимость Тюргешского гос-ва Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. В 748 г. Вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб. В 751 г.

у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу.

Арабское и китайской нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. Поданным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускали в городе Тараз. Согдийцы- древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Каз-на. В VI-VII вв.

согдийцы попали под власть Тюркского каганата. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии землиделия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

Карлукский каганат(756-940гг.) Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках Vв. Китайская династийная хроника отмечает, что крумный племенной союз карлуков в VI-VIIвв. Входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабо-персидские источники наз-ют карлуков древними тюрками.

Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIIIв. Явилось поражение,которое она потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744г. на территории Восточно-Тюркского каганата. В 756г. карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое гос-во. Административным центром нового каганата оставался город Суяб.

Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь . В книге “Худуд аль-Алам” говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков. Чтобы отвести угрозу со сторон Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766-775 годах Кашгарию. В 840 г.

карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату. В середине IXв. Династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила город Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.

Арабское нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 г. Карлукский каганат просуществовал около 200лет.

9.Кимаки и кыпчаки: этническая и политическая история, хозяйство.

Кимакский каганат (конец IX-начало XIвв.) Китайские летописи сообщают ,тчо в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также персидский историк Гардези. В середине VIIв. Племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье.

Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата. Объединение кимакских племен происходит в 840 г. уже после падения Уйгурского каганата. Такием образом, в конце IXв. на территории Северо-восточного и Центрального Каз-на образовывается Кимакский каганат. Столица –город Имакия.

Вся полнота власти в Кимакском гос-ве находилась в руках правителя, который носил титул –каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах гос-ва также переходила по наследству. В кимакском гос-ве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.

Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганат, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XIв. Ким. Каганата. Со второй половины Xв. Эти набеги участились, что также способствовало упадку гос-ва. В религиозных вырованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В Хв.

Среди представителей кимакской знати начал распространять ислам. Кимакский каганат просуществовал в период в конца IXв. по начало XIв. , на территории Северо-Восточного и центрального Каз-на.

Кыпчакское ханство(начало XI-начало XIIIвв.) С конца VIIIдо начала ХI вв. кыпчаки были в составе гос-ва Кимаков. В нач. XIв., после падения Кимакского каганата , территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства. С XI по начало XIIIв. на основной территории Каз-на кроме Жетысу господствовали кыпчаки.

Территория расселения кипчаков в исторических источниках наз-ся Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой. Ставкой левого крыла кыпчакских племен(Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен находилась на месте города Сарай. В начале XIв.

На пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Каз-н преградой являлось гос-во Огузов. Но вначале XIв. Огузское гос-во переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Кипчакские ханы вели борьбу также и со стороны среднеазиатским гос-вом Хорезм.

Для усилия своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среду них ислам. В XIIв. Регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами.

Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен. Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы. В европейских источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами.

В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось кол-во лошадей. Кипчакское племя ельбороли в арабских источниках наз-ли племенем ханской династии.

10. Государство Огузов: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Огузкое гос-во (конец IX-начало XIвв.) Огузы вместе с дригими тюркскими племенами расселялись в Жетусу, но в середине VIIIв. были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Каз-н огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIIIв.

“Огузнаме” свидетельствует о победе огузов над печенегами? Жившими между Волгой и Уралом. В сосав огузов входили племена индоевропейского и финно-уйгурского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков. Огузское гос-во было создано в среднем и нижнем 1 течении Сырдарьи в конце Ixв. и просуществовало до начала XIвв. Столица гос-ва город Янгикснт.

Общественное устройство Огузского гос-ва – военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Вурховный правитель носил титул сюбаши, а советники верховного правителя джагбу, носил титул кюль еркин. Эпическая летопись “Огузнаме” свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала при надлежать великому и малому курултаю.

Для торгового обмена с гос-вами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводчекую продукцию. Огузское гос-во вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар.

Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии. Таким образом, в конце Xв. Огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию. В начале XIв.

Наблюдается упадок Огузского гос-ва, вызванный многолетней войной, недавольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского гос-ва воспользовались сельджуки и захватили город Джент. Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское гос-во, окончательно пало под ударами кипчакских племен в XIв.

Кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XIв. на территории Зап. Каз-на перестало существовать гос-во Огузов, сыгравшее важную роль в плитической истории Евразии.

Просмотров 1717 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-18421.html

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г.

имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак («еки-имак» — «два племени имаков»).

Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата.

После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул «байгу» (искаженное «ябгу»), а в начале Х в. принявшим титул «хакан». В конце IX в.

в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области: 1. Йагсун-Йасу — охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби.

Здесь, на Ертисе, располагались столицы — старая и новая.

2. Кыркырхан — занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак — область «внутренних кыпчаков» — располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге — по низовьям Шу и Таласа.

4. «Внешние кыпчаки» занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис.

В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в.

сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка.

Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства.

К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

В 9-11 вв. древнетюркские религиозные верования – культ предков и культ тенгри. Распространение шаманизма, манихейства. В социальном и культурном отношении кимаки унаследовали и развили традиции древнетюркской среды.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX в. образовалось государство, в состав которого вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась из Центральной Азии.

Эти события происходили после распада в 840г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии. Правил государством джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана (хакана). Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Гемакии) на Иртыше.

Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов, огузов, карлуков.

Союз кимекских племен не был образованием, основанном на кровнородственных связях, а базировался на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимеков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, а затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из Сырдарьи и Приаралья.

Территория: от среднего течения Иртыша до Джунгарских ворот до Южного Урала и бассейна Сырдарьи. Ядром кимекского государства стали 12 племен.

Каган кимеков назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Здесь действовал институт наследственной передачи власти не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати.

Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений. В IX – начале XI вв. у кимеков бытовал культ тенгри и культ предков. Отдельные группы преклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам.

Падение кимеков вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, усилением междоусобиц; иммиграцией племен Центральной Азии.

14. Каракитаи в Казахстане (1128-1213гг). Политическое устройство и общественное устройство.

По китайским источникам, каракитаи — это потомки киданей, живших в Центральной Азии.Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо,занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125году оно пало и предводитель киданей Елюй Даши вторгся в Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку — Гуз орду.

Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Было сохранено и наследование власти.

Правитель каракитаев носил титул гурхан.Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины из ханского рода.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Если племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы.

В качестве налога каракитаи с каждого дома собирали по одному динару. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог -харадж. Каракитаи со второй половины ХII века перешли к открытому грабежу, стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество.

Каракитаи Жетысу пытались захватить среднеазиатские владения Караханидов.

В 1137году разгромили Караханидов под Ходжентом, в 1141году в Катаунской степи близ Самарканда Затем вторглись в Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань. Каракитаи захватили Хорезм, шах Хорезма платил ежегодно 3000золотых динаров.

В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В 1212году государство каракитаев пало, их земли владениями найманов во главе с ханом Кучлуком.

15. Улусы найманов и кереитов на территории Семиречья. Политическая история и общественное устройство.

Ранние государства найманов, кереитов, джалаиров возникли на востоке Центральной Азии. Найманский племенной союз образовался в середине VIII века между Верхним Иртышом и Орхоном и назывался секиз-огуз — “союз восьми племен”. Затем был наречен монголоязычными киданями “найман”, что было тождественно тюркскому “секиз-огуз”.

Первые сведения о кереитах относятся к последней четверти XI века в связи с принятием ими христианства. Известно, что в 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Кереиты занимали территорию среднего течения реки Орхон и бассейн реки Онгин.

Племена джалаиров обитали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определенной территорией, имел свои границы. Правитель улуса — хан располагал аппаратом управления, войском, имел ставку — орду.

В ходе борьбы с монголами в 1190-1206 годах из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, джалаиров.

Часть из них осталась в Восточном Казахстане и подчинилась монголам, часть переселилась в Семиречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1211 году глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье.

Найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз казахов под названием “керей”.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_13064_gosudarstvo-kimakov-etnopoliticheskaya-istoriya-hozyaystvo-kultura.html

Шпаргалка по Истории Казахстана 2 (стр. 6 из 26)

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

17. Государство Огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.

В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.

Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки».

Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов.

Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар.

Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии. В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками.

В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии.

В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм.

Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы.

Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

18. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.

Кимекский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи..

Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул «байгу» (искаженное «ябгу»), а в начале Х в. принявшим титул «хакан». В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак.

К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области: 1. Йагсун-Йасу — охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы — старая и новая.

2.

Кыркырхан — занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак — область «внутренних кыпчаков» — располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге — по низовьям Шу и Таласа.

4. «Внешние кыпчаки» занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис.

В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в.

сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка.

Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства.

К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

В 9-11 вв. древнетюркские религиозные верования – культ предков и культ тенгри. Распространение шаманизма, манихейства. В социальном и культурном отношении кимаки унаследовали и развили традиции древнетюркской среды.

19. Этнополитическая история кыпчаков (9-11 вв.)

В Х в. на терри­тории Казахстана появляется государство — Кыпчакское. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая.

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища. К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в.

они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселять­ся в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу.

Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак». Расцвет кипчакского государства.

В середине XI века кып­чаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе много­численные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Еди­ля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токса-ба.

Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Западные кыпчаки терпят ряд поражений от рус­ских князей. В начале XIII в.

часть кыпчаков во главе с ханами принимают хрис­тианство. Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглы-кент — на Ыргызе, Саксин — в низовьях реки Едиль, — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпча­ки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

20. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.

21. Жузы и родоплеменная система казахского народа.

Жуз- историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Ещё у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируются три этнокультурные группы. 1) Старший жуз – Южный и юго-восточный Казахстан (уйсуны, дулаты, албаны)

Средний жуз – Центральный и Северный казахстан (аргыны, найманы, кереи)

Младший жуз – Западный Казахстан (алимулы, байулы, жетиру)

В 17-18 вв. в состав трех жузов входило 112 родоплеменных подразделений. Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословное тюрков, казахов и ханской династии» приводит легенду о том, что предком казахов является Алаш. От потомков трёх сыновей Алаша появилась народность казахи:

1) Старший сын- Акарыс – потомки старшего жуза.

2) Средний сын- Бекарыс- потомки среднего жуза.

3) Младший жуз- Жанарыс- потомки младшего жуза.

22. Образование монгольского государства при Чингисхане. Начало завоеваний Казахстана и Средней Азии.

В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки — Темучина.

Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г.

им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.

Источник: https://mirznanii.com/a/346251-6/shpargalka-po-istorii-kazakhstana-2-6

Государство кимаков: этнополитическая история и хозяйство

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Первые сведение о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в китайских источниках. Первоначально кимаки в начале VII в. жили в северо-западной Монголии. К середине VII в. откочевали в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье. Во второй половине VIII — начале IX вв. кимаки двигаются в трех направлениях:

1. На северо-запад — к Южному Уралу;

2. На юго-запад — к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану;

3. На юг — к северо-восточному Семиречье. Первые упоминания о государстве кимаков содержится во многих арабоязычных историко-географических сочинениях IX-X вв., например в сочинении Аль-Якуби (IX в.).

Территория (VI1I-IX вв.) — от среднего Иртыша до Джунгарских ворот, занимая земли Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины (Северный, Восточный, Центральный Казахстан).

Столица — Кимакия (Имекия) на р.Иртыш.

Этнический состав

Легенда о происхождении кимаков сохранилось в единственном источнике — труде персидского историка XI в. Гардези. По этой легенде кимаки происходят от татар.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединились к ядру кимакского объединения.

Именно с этого момента складывается кимакская конфедерация в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар. Во второй половине IX в. Кимакский союз состоял уже из 12 федератов.

Самым крупным и сильным племенем были — кыпчаки. С VIII -начале XI вв. кыпчаки расселились от Алтая и Иртыша на востоке до южноуральских гор и Итиля (Волги) на западе.

В конце IX — начале X вв. в предгорьях Южного Урала и к югу от него расселились родственные кимакам племена — куманы. Основной район их кочевий — Мугоджарские горы.

Общественное устройство

• Жабгу (байгу) — титул правителя, с X века -каган.

В каганате формировалось удельно-племенная система. Это вызвано становлением патриархально-феодальных отношений. Каганат делился на 12 улусов. Каган назначал правителей улусов — вождей, из представителей племенной знати.

• Шад-тутуки — правители племен

Существовала налоговая система — налоги из золота, собираемого жителями, каган брал обязательную долю, остатком же довольствовался владелец.

• Жатаки — обедневшие кочевники, переходившие на оседлый образ жизни у кимаков.

Арабский историк Аль-Идриси пишет, что у кимаков существовало 16 городов, из них 12 находились на берегу р. Иртыш.

Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствует арабские историки и археологические находки — бронзовые зеркала IX-X вв. с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае.

• Религиозные верования — язычество, шаманизм, манихейство, ислам.

Политическая история

Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане.

Каганы кимаков вторгались в страну Енисейских кыргызов.

Кимаки вели торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, огузами, карлуками и кыргызами

Причины ослабления:

— Центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению;

— Усиление внутренних междоусобиц;

— Миграция кочевых племен из Центральной Азии.

В начале XI века кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.

Хозяйство:

Кимаки в основном были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям такие поселения постепенно превращались в города.

Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура

ОГУЗЫ (IX-начало XI вв.). Территория — от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги.

В состав огузского государство вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным.

По свидетельству Махмуда Кашгари ( XI в.) огузы делились на 24 племен, из них 12 племен — бузуки, 12 племен — учуки. Бузуки пользова­лись большими привилегиями.

Политическая история

Огузы играли важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. В 985 г. этот союз нанес поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

На рубеже X-XI вв. в государстве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов. Особенно эти восстания участились во второй половине X в. при Али жабгу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, которые возглавив эти восстания захватили Жент, но вскоре были вынуждены оставить Жендскую область.

Во время правления последнего жабгу огузов Шахмалике государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнен.

Причины ослабления:

— многолетние стычки;

— глубокие внутренние противоречия;

— войны с сельджуками;

— народные восстания против налогов.

Держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов ушла в Восточную Европу и Малую Азию. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана.

В огузском обществе основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников, бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство.

Имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправили ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам.

Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам27.

Материальная культура огузов лучше всего изучена на территории России. В Казахстане археологические материалы огузов зафиксированы на территории Западного Казахстана и на Сырдарье, но они чрезвычайно малы по сравнению с южнорусскими памятниками.

Захоронения представляли собой маленький курган. Покойники лежат головой на запад, с небольшими сезонными отклонениями, в вытянутом положении, на спине, руки располагаются вдоль тела или на тазовых костях. В большинстве захоронений инвентарь практически отсутствует. Найдено лишь несколько наконечников стрел, нож, копье.

Более или менее богатые погребения (их очень мало) снабжались стандартным кочевническим набором: оружие, конская упряжь и орудия труда. Зафиксированы единичные захоронения человека с конем, но ни в одном из них нет целого костяка лошади, только чучела: череп и четыре конечности. В насыпи кургана много костей домашних животных.

Имеются погребения с противоположной ориентировкой покойника и коня.

Погребальный инвентарь традиционен для степи этого периода. Из предметов вооружения находят наконечники стрел, лук, саблю, копье.

Довольно часто в могилах кочевников попадаются остатки плетей – костяные рукоятки цилиндрической или яйцевидной формы с крючком. Бытовая утварь и орудия труда представлены очень бедно.

Это ножи, которые носили в деревянных обтянутых кожей ножнах, калачевидный кресала и прямоугольные оселки. Есть щипчики для бороды.

Инвентарь огузов Западного Казахстана демонстрирует бедность общества в целом. И это понятно. Торговый путь проходил по р. Волга и дальше по Каспийскому морю до Мангыстау или Персии.

Контролировали его хазары, у которых войско состояло из хорошо вооруженных хорезмийцев. Поражения, которые терпели огузы от столь сильного соседа, также не способствовали росту богатства.

Основные доходы от торговли с земледельческими среднеазиатскими цивилизациями перепадали сырдарьинским огузам.



Источник: https://infopedia.su/2x52d3.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий