Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

Старовавилонское царство. Политический и государственный строй

Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX—XVII вв. до н. э.) мы условно называем старовавилонским.

В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, в конце концов объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии.

Несмотря на то, что это объединение продержалось в полном объеме лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Города и сельские поселения со всей их обрабатываемой площадью занимали сравнительно узкую территорию месопотамской аллювиальной равнины, к которой с обеих сторон примыкали пастушеские угодья, населенные подвижными западносемитскими племенами овцеводов-амореев, разделявшимися на множество родственных, но независимых и нередко враждовавших между собой групп.

Ежегодно в определенный сезон скотоводы вторгались прямо в зоны оседлого обитания или па границы этих зон. В зависимости от того, где они пасли свой скот другую половину года, они появлялись здесь либо летом, когда в степях выгорала трава и пересыхали источники, либо зимой, когда в горах не было корма для скота и его негде, было укрыть от холодных ветров.

В принципе каждое племя имело свою автономную территорию, но границы этих территорий были весьма расплывчаты.

Оседлые жители считали скотоводов варварами, те, в свою очередь, презирали спокойную оседлую жизнь, но и те н другие были необходимы друг другу и связаны между собой множеством разнообразных экономических, социальных и политических факторов.

Важную роль в экономической жизни играл обмен продуктов овцеводства на продукты земледелия; вероятно, через пастушеские племена в Месопотамию проникали и некоторые иноземные товары.

Неоседлое скотоводство оказывало значительное влияние на социальное развитие общества Месопотамии, Одним из постоянных факторов являлся постепенный переход части скотоводческих племен к оседлости. Самые богатые предпочитали оседлость, когда размеры их стад превышали возможности пастбищной зоны, и становились землевладельцами, военачальниками, пополняли, собой городскую элиту.

Самые бедные оседали на землю, когда потери скота уменьшали их стада ниже минимума, необходимого, чтобы прокормить семью, и поступали на службу в государственное пли храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел или натуральное довольствие и пополняя собой, число беднейшего и наиболее зависимого населения. Все это усиливало социальное расслоение населения Месопотамии.

Влияние скотоводческих племен на политическую жизнь Месопотамии было еще более значительным. На протяжении всей истории Месопотамии ежегодные мирные миграции скотоводов легко превращались в агрессивные, стоило только немного ослабеть власти централизованного государства; этот процесс происходил и в рассматриваемый нами период.

После падения III династии Ура огромное централизованное государство, объединявшее почти все Двуречье, распалось, его административный аппарат развалился. Ур перестал быть центром страны, и на эту роль претендовал целый ряд древних и новых городов.

Ослабление, раздробление власти государства сопровождалось усилением власти племен и племенных вождей; скотоводческие зоны расширялись, охватывая собой многие города, превращавшиеся в политические центры племен и племенных объединений.

Так, к середине периода город Терка стал центром племени ханеев, Ларса — центром племени ямутбала, Вавилон — амнанов и т. д.

Вожди наиболее сильных и богатых племен, в зону влияния которых входили значительные территории, в том числе древние города, стремясь к еще большему усилению своей власти, изгоняли местные династии и образовывали свои, превращая таким образом автономную территорию своего племени в независимое государство, а сами из вождей племен становились правителями государства. Далее процесс политического развития мог идти в разных направлениях: либо племя сохраняло свое значение и царь, управляя государством, продолжал одновременно считаться и племенным вождем (Мари на среднем течении Евфрата), либо усиление власти царя приводило к ослаблению племени и все возвращалось к исходному состоянию: создавалось сильное нейтрализованное государство, опирающееся и на оседлое население, и на племена, входившие в него на правах автономии (Ларса, несколько позже Вавилон).

В 1900—1850 гг. до п. э. в Месопотамии образовался ряд государств во главе с аморейскими династиями. Политическим идеалом таких династий было государство III династии Ура, и они старались показать себя законными преемниками его власти, присваивая себе пышную титулатуру урских царей.

На деле власть большинства таких правителей была эфемерной, и независимость они сохраняли лишь до тех пор, пока кто-либо из соседей, опирающихся на более сильные и богатые племена, не находил возможности с этой независимостью покончить.

Заключались бесчисленные союзы, общими усилиями два соединившихся правителя разбивали третьего, а потом вступали в борьбу между собой. В подобной борьбе больше сил сохранял тот, кто в ней меньше всего участвовал, меньше страдали города, расположенные либо на окраинах охваченных борьбой территорий, либо в центре территорий самых могущественных племен.

В ходе таких многолетних воин одни аморейские династии приходили в упадок, и цари их вновь «опускались» до роли племенных вождей, зависящих от более сильных соперников, тогда как другие возвышались, объединяя под своей властью все большую Часть территории Месопотамии, и из племенных превращались в правителей независимых государств.

Одно из наиболее значительных государств было создало в Верхней Месопотамии аморейским вождем Шамши-Ададом I. Оно охватило огромную но тем по тем временам территорию — от гор Ирана до Центральной Сирии, включая, одно время и Мари. Важнейшим центром государства Шамши-Адада стал торговый город Ашшур па среднем течении Тигра. Этот, царь (1813—1781 гг.

до н. э.) создал четкую, хорошо функционировавшую военную и административную систему, свел на нет права самоуправляющихся общин. Однако после его смерти это царство распалось. Постепенно соперников становилось все меньше. К началу XVIII в. до н. э. их осталось, по существу, только трое: Мари на северо-западе, Ларса на юге и Вавилон между ними.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792— 1750 гг. до п. э.) завершил к концу своего царствования объсди-пешю и создал единое государство, включающее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии со столицей, в Вавилоне.

Десятилетия войн пагубно отразились на хозяйственной жизни страны. Основа месопотамской цивилизации — ирригационная система, требовавшая неусыпного внимания и постоянных работ по поддержанию ее в порядке,— приходила в упадок. Земля, когда-то дававшая хорошие урожаи, засоляласъ и становилась — непригодной для посевов.

Все это болезненно отозвалось и на государственном, и на частных хозяйствах, но последние, будучи примитивно организованными, возрождались легче; что же касается сложного механизма государственно-хозяйственного управления, распавшегося после падения III династии Ура, то позже правители не хотели его восстанавливать, да и не имели возможности сделать это.

Государство, осуществляя своп функции по поддержанию общественной стабильности, держало в своих руках и под своим контролем и эту часть экономической структуры общества.

Международный товарообмен был одним из наиболее значимых звеньев в деятельности государственного аппарата. Для этой торговли государство использовало излишки продуктов, которыми оно располагало.

Различные привозные товары, которые поступали в обмен на эти продукты в казну, расходовались на нужды государства н частично распределялись между администрацией и персоналом государственного хозяйства.

Тамкары (торговые агенты) и другие официальные лица, запятые в международном обмене, по-видимому, постепенно привлекали к этой торговле свои частные ресурсы и пытались наряду с исполнением своих служебных обязанностей делать собственный бизнес.

Чрезвычайно важной была роль храма как места разрешения различного рода споров. Здесь давали показания свидетели, здесь. . перед лицом божественных символов выигравшая сторона вводилась в свои права.

Другим видом организации сельскохозяйственного населения были государственно-общииные хозяйства, которые организовывались как государством (но территориальному), так и самодеятельно: (но.

территориально-родовому принципу) на местах и пользовались определенным местным самоуправлением, хотя и под строгим контролем государства.

В этих хозяйствах производительным трудом были заняты н основном свободные, но мог применяться также труд их рабов и других подневольных работников.

Итак, искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря развитию ирригации «напоил и накормил» жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырыт канал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду».

Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли.

Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендатора недостающую часть арендной платы.

Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев.

Обширные пространства засаживались финиковой пальмой. Законодательство защищало права собственников садов.

Например, за одно срубленное в чужом саду дерево виновный должен был уплатить значительный штраф -в размере полмины серебра (около 252,5 г).

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Из статей законодательства вытекает, что владельцы крупных стад сдавали скот внаем.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» — находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов — источника очень ценных строительных материалов.

Активно развивается ремесло. Только в кодексе Хаммурапи упоминаются представители более десяти специальностей, среди которых домостроители, судостроители, кирпичники, кузнецы, плотники, строители, ткачи и другие.

Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи.

Среди немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которых имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары.

Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.

1 | 2 | 3 |

4

| 5 | 6 | 7 | 8 |

Источник: https://studall.org/all-97394.html

Государственный строй Древнего Вавилона

Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

Царство Древнего Вавилона представляло собой централизованное государство, в руках царя были сосредоточены все три вида власти – законодательная, исполнительная и судебная. Но царь рассматривался как служитель бога на земле, а это означало, что правитель не был самостоятельным, имелись ограничения со стороны духовенства и богатых городов.

Форма правления Древневавилонского государства

Древневавилонское государство имело форму правления восточная деспотия. Владыка Вавилона находился во главе и был не ограничен в полномочиях как законодательной, так и исполнительной власти, кроме того царь вмешивался и в различные сферы хозяйственной деятельности. К примеру: устанавливал оплату за определенную работу, стоимость товаров и услуг, возведение храмов.

Имелись и органы управления общины, которые осуществляли следующие функции:

  • судебную;
  • административную;
  • финансовую.

Из вышесказанного следует, что полностью деспотичным правление в Древнем Вавилоне назвать нельзя. Кроме того, некоторые города имели особый статус, что означало нахождение их под божьей защитой. Древние жители таких «особых» городов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. не платили налоги;
  2. освобождались от военной службы;
  3. не имели трудовой повинности.

Религиозные учреждения Древнего Вавилона обладали огромной властью. Во владении храмов имелись крупные земельные участки, а сами святилища были экономически независимы.

И лишь законы Хаммурапи ограничивали жрецов и подчиняли их власти царя, хотя он не был признан верховным жрецом и к божеству власть его не относилась. Царь мог находиться в храме лишь в процессе коронации, которая была ежегодной.

Коронация, по убеждениям Вавилонян, давала царю способность править, но власть его божественной, все равно, не становилась.

Храмовые и общинные суды возглавляли судебную власть, но дела, которые касались имущества царя или слуг они рассматривать не имели права – такие дела рассматривал специально созданный царский суд.

Законы Хаммурапи гласят, что высшая судебная инстанция – это есть Царь, и в каждом населенном пункте страны был образован царский суд.

Органами администрации, то есть исполнителями судебных функций в населенных пунктах были правители области или города.

Древний Вавилон имел постоянную армию. Военные вознаграждались за службу землями, которые передавались по наследству, от отца к сыну. Пожизненная военная служба предполагала возложение на данную категорию выполнение полицейских функций. Военные полностью освобождались от уплаты налога и несения любого вида повинностей.

Правительство Древнего Вавилона отладило совершенный механизм управления государством. Дело в том, что древние правители старались лично вникнуть в каждое дело государства, даже, если оно казалось незначительным и мелким. По этой причине в цене были умные чиновники с опытом. С течением времени родовая знать была вытеснена служивой, и именно в царском дворце было сконцентрировано управление.

Ключевым источником права в Древнем Вавилоне становится закон, действие которого возможно с появлением писанного акта, принимаемого по волеизъявлению царя.

Первоначальные акты создавались с целью создания памяти и передачи потомкам сведений о жизни древних вавилонян. Далее шли правовые акты, которые указывали на регулирование общественных отношений.

Строение древнего правового акта свидетельствует о его подобии современному законодательству – содержание древнего акта также состояло из введения и предписания права.

По конкретному правовому акту можно было определить временной период и состояние государства. Основной акцент при написании документов делался на сохранение жизни и имущества.

Договор как источник права в Древнем Вавилоне

Древний Вавилон был страной интенсивного земледелия, земля могла находиться в собственности, передаваться по наследству, сдавалась в аренду.

Обрабатывание земельных наделов происходило за счет рабской силы или самостоятельно.

Уже в то время существовало четкое подразделение имущественных прав собственника, арендатора и наемной рабочей силы, разграничение мер ответственности за хищение, утерю, не возврат или причинение вреда имуществу.

Различного вида сделки фиксировались с помощью договора. Договоры, представляющие особую важность, в нескольких экземплярах запечатывали в двойной глиняный конверт и обжигали для сохранности, благодаря чему некоторые из них сохранились до нашего времени.

Самыми частыми из сделок были:

  • найм,
  • аренда земли,
  • заключение брака.

Замечание 1

Многие сделки считались действительными только при наличии договора, например, заключение брака непременно подтверждалось брачным договором.

Основой обязательных отношений в договоре были законы Хаммурапи. Договор играл важную роль в государстве, поскольку именно с помощью договорных условий стало возможным урегулирование взаимоотношений между людьми.

Законы Хаммурапи

Законы царя Хаммурапи являются самым известным памятником Вавилонского государства. Изготовлены они были в виде предписаний о правах, которые были высечены на базальтовом столбе.

Вводная часть законов гласила об обязательности предписаний царя, о его заслугах, далее следовали сами правовые предписания.

Статьи с 1 по 5 были о судопроизводстве, следующие с 6 по 126 статьи говорили о праве собственности, далее следовали статьи с 127 по 195 о браке, семье и наследовании, о преступлениях против личности можно узнать изучив с 196 статьи по 214.

Источниками законов служили обычаи и судебные решения. Ключевая цель издания законов – организация одной единой правовой основы для всех регионов с разным уровнем развития и разрешение противоречий общества Вавилона. Сами законы есть следствие крупнейших преобразований имеющегося правопорядка, которые дополнили действие не отраженных письменно норм поведения первобытного общества.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennyy_stroy_drevnego_vavilona/

Образование государственности в Месопотамии. Усиление Ва¬вилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство. — ответы ИГПЗС

Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

1. В Азиатском Междуречье, между рекамиТигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. Вобщественном и государственном строе этих небольших городов-государств долгосохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название отнарода шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации вМеждуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие ксеверу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречьезахватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство ирасселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон.

Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при цареХаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства,которое включало в себя большую часть Междуречья.

После смерти ХаммурапиСтадо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей,в 1595 г.до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII — VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем — насталаэпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре IIВавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смертиНавуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир.

В обществеразвиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупногоземлевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных иирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в ДревнемЕгипте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Общественный строй Вавилонского государства

1. Рабство в Вавилоне 

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составлялирабы — вардум. Ими становились военнопленные, а такжепорабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

·          царских;

·          храмовых;

·          частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабовналагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь,находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т.д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более какповреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместитьущерб.

Рабы не имели права собственности. Сразрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частьюсобственности господина и переходило к нему после смерти раба.

2. Свободное население Вавилона делилось на:

·       полноправных (авилум);

·       неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составлялиполноправные свободные граждане — авилум. Они могли владеть землей, неслиимущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однороднымсословием. Отдельные зажиточные общинники становились все болеесамостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие вдолговую кабалу.

Другую часть населения составляли жителипокоренных городов и областей — мушкену.

Наряду с сословным делением существовалоразделение по профессиональным занятиям:

·       первое место занимали придворные служащие -царские телохранители и высшее жречество;

·       далее следовали «редум»,»баирум», «декум»,»лубуттум» — различного родавоеннослужащие',

·       в соответствии с государственным значениемрелигии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие,

·       высокое положение в обществе занимало чиновничество',

·       низшие ступени профессионально-служебнойлестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники,поденщики.

Государственное устройство Вавилонии

1. Государственный строй 

По своему государственному строюДревне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная,исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государствасчитался наместником и служителем бога-защитника.

Снизу царская власть ограничиваласьбогатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителемнеприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города,занимавших привилегированное положение, — Ниппур, Сиппар и Вавилон.

Льготныеграмоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму ихграждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств.Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления — всеуправление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалосьна все дела государства.

Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, чтоповлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управлениябыло то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должностив государстве.

К высшим сановникам государства относилисьвизирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системегосударственных органов различались центральные и местные органы управления.Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органыобщинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую исудебную власть.

2. Судебноеустройство 

Ввавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществленииправосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органоввыступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая имиколлегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов советастарейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

https://www.youtube.com/watch?v=exjqTpqM8xk

Усиление царской власти привело к ограничениюсудебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах быливведены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей.

Царьсчитался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная илиапелляционная инстанция — он имел право помилования в случае вынесениясмертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, назлоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовыесоветы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народныхсобраний городов, на территории которых находились храмы.

3. Армия 

В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалосьобщинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинногоземлевладения.

Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и егосемью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделкиотносительно земли воина считались ничтожными.

Если воин бросал свой надел радиизбавления от службы, то не терял права на него в течение года при условиивозвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности идисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов,нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников,использовавших в своих целях имущество солдат или отдававших это имуществовнаем.

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/obrazovanie-gosudarstvennosti-v-mesopotamii-usilenie-va-vilona-gosudarstvennyj-stroj-vavilona-novovavilonskoe-carstvo

3.Государственный о общественный строй Древневавилонского царства

Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств.

Общественный и государственный стройДревнего Шумерахарактеризуетсясохранением пережитков родоплеменнойорганизации. Особенности ведениясельского хозяйства, связанные снеобходимостью организованного орошения,обусловили существование территориальныхобщин.

Огромную роль в жизни Шумера играложречество, составлявшее высшие слоишумерского общества. Храмы были центрамиуправления сельским хозяйством. Сначалаони не имели собственной земли, и каждаядеревня выделяла участок земли, которыйобрабатывался крестьянами-общинниками,а собранный с него урожай отдавалихраму. Постепенно храмы присвоили этиземли и стали вести на них самостоятельноехозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешенакупля-продажа земли, и это стало основойувеличения храмовых земель. Часть земельсдавалась в аренду. Широко применялсяна храмовых землях наемный трудбезземельных крестьян. Храмы организовывалипрокладку каналов, собирали налоги,управляли жизнью соседних городов идеревень.

Более половины населения составлялиродовые общинники. Общинные землиявлялись исходной точкой для развитиячастного землевладения и купли-продажиземли.

Рабов в Шумере было мало — в основномпленные либо купленные чужеземцы.Различались рабы храма и рабы частныхлиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной,имели правовой статус клиента и, обладаяличной свободой, находились в экономическойзависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. Наего территории находилось несколькодесятков самостоятельных городов иобластей. Наиболее известными былигорода Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Во главе города и области стоял правитель,носивший титул «энси» («патеси»). Этобыл верховный жрец главного городскогохрама. В случае если власть правителявыходила за рамки города, правителюприсваивался титул «лугаля».

Функцииих были одинаковы и сводились к управлениюобщественным строительством и ирригацией,храмовым хозяйством; они возглавлялиобщинный культ, предводительствоваливойском, председательствовали в советестарейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собраниеизбирали правителя, давали ему рекомендацииво всех важнейших делах, проводили общийконтроль за его деятельностью, осуществлялисуд и управление общинным имуществом.Таким образом, это были органы,ограничивавшие власть правителя.

Общественный строй Вавилонскогогосударства

Как всякое рабовладельческое государство,Древний Вавилон знал деление обществапрежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низшийобщественный слой. Рабами становилисьвоеннопленные, а также порабощенные иставшие бесправными свободные (например,преступники и несостоятельные должники).Рабы рассматривались законом как вещь,находящаяся в полной собственностихозяина. Право собственности на рабовпереходило в семье из поколения впоколение.

Рабов продавали, закладывали.Повреждение их здоровья или лишение ихжизни считалось не более как повреждениемимущества их господина, которому виновныйобязан возместить ущерб.

Например, залишение жизни раба-вольноотпущенникапо неосторожности виновный был обязанотдать раба за раба; за смерть раба вдоме кредитора по вине последнего, заумерщвление его бодливым быком господинууплачивалась треть мины; за повреждениеглаза рабу или неудачную операцию,повлекшую его смерть,— половина егостоимости.

Раб не имел права самостоятельнораспоряжаться чем бы то ни было изимущества господина, даже если пользовалсябольшим доверием со стороны последнего.Купля-продажа, совершенная с рабом,наказывалась смертной казнью дляпокупателя. За содействие бегству иукрывательство раба или отказ его выдатьвиновный подлежал смертной казни.

Наоборот, поймавший раба и доставившийего господину получал за услугу награду.Для обозначения рабского состояния нарабов налагались особые знаки, вырезаемыеили выжигаемые на теле. Но такое клеймениеограничивало владельческие правагосподина, который лишался возможностипродать раба или отдать его в обмен надругого.

Рабы были царские, храмовые,частновладельческие. Они не могли бытьсобственниками. Имущество, котороеимели рабы, наживалось с разрешениягосподина, но считалось частьюсобственности господина и переходилок нему после смерти раба. Законы Хаммурапине ограничивали власть господина надрабом.

Лишь некоторые категории рабов,составлявшие меньшинство, пользовалисьзащитой закона. Это рабыни, имевшиедетей от своих владельцев. Такие детисчитались свободными. Закабаленные задолги не могли находиться в рабскомсостоянии более трех лет.

Казенномурабу или рабу-вольноотпущенникупозволялось жениться на свободной, детиот такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в своюочередь, делилось на полноправных инеполноправных. Полноправные свободныеграждане «авилум» (человек, муж) составлялиосновную массу населения. В большинствесвоем они владели землей, неслиимущественные и личные повинности впользу государства.

Однако полноправныеграждане не были однородным сословием.В царствование Хаммурапи процессрасслоения сельской общины зашелдовольно далеко. Отдельные зажиточныеобщинники становились все болеесамостоятельными. Наряду с ними появилисьобедневшие общинники, попадавшие вдолговую кабалу.

Ряд статей законовХаммурапи свидетельствует о стремлениизаконодателя облегчить положение этихлиц. Так, должник объявлялся правомочнымвладельцем всего своего имущества, безего разрешения и разрешения судазаимодатель не имел права отчуждатьэто имущество. «Муж» не мог статьрабом-должником.

Законы называют членасемьи должника, отрабатывающего долгв хозяйстве заимодателя, не рабом, азаложником. Через три года работызаложника долг считался погашеннымнезависимо от его суммы.

Ограничениепроизвола кредиторов над попавшими вдолговую кабалу беднейшими слоямисвободного населения объясняетсястремлением царской власти сохранитьмогущество войска, основу которогосоставляли свободные.

Множество статей законов Хаммурапипосвящено правам и обязанностям воинов,бывших основной опорой государственнойвласти. Земельные наделы и скот,пожалованные воинам, не могли отбиратьсяу них за долги. Кредитор мог отобратьлишь купленные воином поле, сад, дом.Взрослый сын воина становился законнымнаследником его надела.

Если послесмерти воина оставался малолетний сын,то вдова получала одну треть надела,чтобы иметь возможность выраститьбудущего воина. В случае пленения воинаего можно было выкупить, и он сохранялсвое право на земельный надел. Воины,обеспеченные земельным наделом, былиобязаны за это по приказу царя в любоевремя выступить в поход.

За отказследовала смертная казнь, а человек,выступивший вместо воина, получал егоземельный надел.

Полноправным гражданам противостояли«мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену»в сословной структуре вавилонскогообщества не решен однозначно. Происхождениеэтой социальной группы с достоверностьюне установлено. На неравноправноеположение «мушкену» указывают статьизакона, определяющие наказание запреступление против него.

Членовредительство,нанесенное' «мужу», каралось соответствующимчленовредительством виновного, но есличленовредительство было совершено поотношению к «мушкену», то виновныйплатил лишь штраф. За украденную у«мушкену» вещь вор платил 20-кратныйштраф, а за украденную вещь, находившуюсяв собственности царя или храма,—30-кратный штраф.

По одной из версий«мушкену» — это жители покоренныхХаммура-пи городов и областей, по другой— вольноотпущенники.

Наряду с сословиями законы Хаммурапиуказывают также профессиональныезанятия населения. Первое место занимаютпридворные служащие, из которых законыназывают царского телохранителя ивысшее жречество, стоявших в непосредственнойблизости к царю.

Из других государственныхслужащих законы упоминают «редум»,«баирум», «декум», «лубуттум». Функцииэтих лиц не совсем ясны, вероятно, эторазличного рода военнослужащие.

Всоответствии с важным государственнымзначением религии и храмов в Вавилониипочетное положение среди представителейдругих профессий занимают храмовыеслужащие. Из них законы Хаммурапиотмечают только лиц женского пола:«божья жена», «божья сестра», храмоваядева, храмовая блудница.

4 Довольновысокое положение в обществе занималочиновничество, к нему предъявлялисьбольшие требования, но власть наделялаих землей, которая могла переходить понаследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебнойлестницы занимали крупные купцы ипредприниматели, ремесленники, поденщики.Низко ценился труд врачей, ветеринаров— они получали плату, в отличие, например,от архитекторов и корабельщиков,получавших за свой труд гонорар (подарок).

Государственный строй Вавилона

Древневавилонское царство представлялособой централизованное государство. Вруках царя была сосредоточеназаконодательная, исполнительная исудебная власть. Вместе с тем царскаявласть не была сильной. Царь рассматривалсякак наместник и служитель бога на земле.Таким образом, глава государства не былсамостоятельным, его деятельностьнаправлялась свыше, богом.

Снизу царскаявласть ограничивалась сильным духовенствоми богатыми городами. Три священныхгорода Вавилонии — Ниппур, Сиппар иВавилон — имели льготные грамоты,ставившие их в привилегированноеположение. Царь не имел права сажать втюрьму граждан этих городов, требоватьс них солдат, заставлять работать вхрамовых хозяйствах.

Блюстителяминеприкосновенности прав городоввыступали жрецы.

Древневавилонские правители создалиотлаженный механизм управления.Достигнуто это было путем личноговнимания ко всем, даже мельчайшим деламсвоего государства. Поэтому в государствеценились умелые и опытные чиновники.Служилая знать вытеснила родовую. Всеуправление было сосредоточено в царскомдворце.

Дворцовая система управленияотличалась тем, что лица, управлявшиецарским хозяйством, занимали высшиедолжности в государстве; четкогоразграничения функций между ними небыло. Среди высших сановников государства— визирь, дворецкий, начальник финансов,кравчий, главный военачальник.

Оченьвысоко ценились писцы.

В системе государственных органовуправления различались центральные иместные. Большими городами управлялинаместники царя. На местах, хотя и созначительно ограниченными функциями,сохранялись органы общинногосамоуправления, осуществлявшие некоторуюадминистративную, финансовую, судебнуювласть.

Судебные функции выполняли чиновники,назначаемые царем: наместники и правителиместности. Высшей судебной инстанциейбыл царь. Общинные и храмовые суды всебольше теряли свое значение.

Источник: https://studfile.net/preview/6208640/page:2/

Uchebnik-free
Добавить комментарий