Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

Государственный строй Рима в период поздней империи (домината)

Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

Рассмотрим особенности государственного строя Рима в период поздней империи (домината).

В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве была сконцентрирована в руках одного лица – императора.

Императоры позднеримской империи полностью отказываются от республиканских традиций и более не именуют себя «магистратами» или «принцепсами», которые формально признавали над собою власть народа.

Вместо титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е. «владыка». Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) стал первым, кто назвал себя «владыкой и Богом» («DOMINUS ЕТ DEUS»).

Внешним признаком императорского достоинства стала диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а впоследствии – корона. Отныне император носил шёлковые одежды и пурпурные ткани, которые украшались золотом и драгоценными камнями.

Во время домината при императорском дворе вводится и активно применяется пышный церемониал. Лицам, лицезревшим особу императора, надлежало падать ниц. Особа императора стала обоготворяться. Императоры считали себя неограниченными властителями, которые не связаны  ни одним законом государства. 

В эти времена все жители империи характеризуются не «гражданами» (CIVES), а «подданными» (SUBIECTI), которые обязаны беспрекословно повиноваться императору. Любое распоряжение императора приобретает силу закона.

Государственный строй Рима в период поздней империи предполагал функционирование при императоре «консистории».

Она представляла собой «учреждение, где стоят вместе» (в присутствии императора члены консистории не имели возможности сидеть), которую можно назвать «императорским советом» или «государственным советом».

Консистория являлась исключительно совещательным органом, а её мнение юридически не было обязательным для императора. Данный орган обсуждал разнообразные вопросы относительно управления, законодательства и суда, принципов государственного строя Рима.

В условиях домината государственный аппарат стал сугубо централизованной системой. Все учреждения, которые имели отношение к императору, назывались «OFFICIA». Император назначал или утверждал чиновников сроком на один год. Одни чиновники были в центральных органах, другие деятели находились в местных органах.

Во времена домината в государственном строе Рима сформировалась определенная иерархия чинов. В её составе можно выделить следующие чины: «редактор» законов, заведующий императорской казной (фиском), управляющий коронными имуществами, начальник императорской канцелярии.

Высшим чиновникам присваиваются следующие почётные титулы (ранги):

– «сиятельный» (ILLUSTRES);

– «великолепный» (SPECTABILES);

– «светлейший» (CLARISSIMI).

Чиновники указанных трёх рангов включались в состав так называемого «сенаторского сословия» (ORDO SENATORIUS). Третьи подчинялись вторым, вторые – первым, первые – императору. Должности подразделялись на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATES CIVILES) и военные (DIGNITATES MILITARES).

Жалованье чиновникам устанавливалось согласно их рангу и титулу. Ранги чиновников определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, которую можно назвать «табелью о рангах». Он представлял собой перечень всех гражданских и военных должностей начала V века нашей эры.

Самым высоким лицом при дворе было принято считать министра императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM.

Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) предполагал, что вся иерархия чинов восходила к императору, который по существу являлся первым чиновником в государстве. Каждый чиновник имел канцелярию со служащими.

Римский сенат постепенно превращался лишь в муниципальный орган. Сенат имеет право на исключительно формальное утверждение провозглашения императора войском. Управление городом Римом осуществляют городские префекты, а в провинциальных городах – магистраты, которые назначаются правителями провинции.

Во времена домината управлением в провинциях занимаются наместники императора, которых называют «презесами» или «ректорами провинции». Их судебные функции в определенной степени ограничены, поскольку в отношении их решений допускалось обжалование (апелляция) на имя императора. При этом наместники провинций издавали эдикты.

Результатом реформ Диоклетиана и Константина (307-337 гг. н.э.) является новое административно-территориальное деление империи. Она подразделяется на две половины: Западную – OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Подобное деление фактически свершилось в конце III века до н.э.

Управление каждой частью империи осуществляет свой император. Каждый император имеет собственного помощника или цезаря, которые также управляли определенной частью империи.

В составе Западной и Восточной империи существует по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры подразделяются на диоцезы во главе с викариями (заместителями префекта).

Диоцезы делятся на провинции во главе с ректорами или корректорами. Провинции подразделялись на округа, в которых имелось самоуправление.

Основы Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) закрепляли за муниципальным «советом» или «сенатом» наименование декурия. В муниципиях городская верхушка называлась декурионами. Прежде всего, она отвечала перед центральной властью за полноценное поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях являлись так называемые августалы.

В эти времена существовало два сената. Один сенат располагался в Риме, а другой сенат функционировал в Константинополе. Оба сената стали лишь муниципальными органами, которые управляли столичными городами. С формальной точки зрения сенат избирал консулов, преторов и квесторов. Однако для подобного избрания была необходима санкция императора.

Избрание сенатом нового императора оставалось простой формальностью. Сенат утверждал в данной должности того, кто уже был провозглашен войском либо предназначен для этой должности в качестве цезаря.

По всем указанным основаниям и чертам период домината характеризуется как «абсолютная монархия».

Со времен императора Константина городские общины учреждали специальных должностных лиц (дефензоров), которые были уполномочены на защиту города от притеснений и несправедливого отношения со стороны императорских чиновников. Население провинций часто находилось под непосильным бременем множества налогов и натуральных повинностей, грабежей, вымогательств чиновников.

Источник: https://lecu.ru/rimskoe-pravo/610-gosudarstvennyj-

Государственный строй Рима в период империи (принципат и доминат)

Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э.

постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

1. вето на распоряжения всех магистратов;

2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;

3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;

4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.).

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении «первый гражданин Римского государства».

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания.

Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом — понтификом).

Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов.

В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции.

Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.

) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -— проконсулами и пропреторами.

Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской.

Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору.

Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов.

В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятсяреформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности.

Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров).

В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:

1. придворные;

2. гражданские;

3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1684 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-24201.html

Государственный строй Рима в период империи. Принципат — Доминат

Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

С 27 г. до н.э. начинается новый период истории -Римской империи.

Государственный строй: Первоначальный титул императора, как почетный военный, трансформировался в почетный государственный.

Сенат стал практиковать неоднократные присвоения данного титула (например, Октавиан его получал 21 раз). В результате, со II в.

власть императора усиливается, а сенат теряет свои полномочия, превращаясь в административно-управленческий и военный аппарат при императоре. Период империи делят на два временных промежутка:

Принципат (I в.до н.э. — III в.н.э.). Название происходит от слова «принцепс-сенатус» – т.е. первый сенатор. Титул впервые получен от сената Октавианом Августом, который был поставлен первым в сенате с правом первого выступления, что предопределяло дальнейшее обсуждение вопроса и решение по нему.

Переход управления государством к принцепсу осуществился благодаря наделению императора высшей властью:

избрание на важнейшие должности;

создание отдельного (кроме магистратур) чиновничьего аппарата;

формирование собственной казны;

передача командования вооруженными силами (Уже Октавиан получил право: командования армиями и содержания собственной гвардии — преторианские когорты);

получение права объявления войны и мира, заключения международных договоров;

право высшего уголовного и гражданского суда , плюс право толкования закона. Постановления принцепса, со временем, стали принимать силу закона.

В нарушение сложившихся традиций и действующего закона, принцепсы избира-лись одновременно на ряд важнейших должностей (например, Октавиан):

Первоначально юридически принцепс получал власть по решению сената и римского народа (мог только указать желаемого приемника — сына или усыновленного, которого сенат мог избрать принцепсом). Со временем, случаи свержения принцепсов с помощью армии стали довольно частыми.

Изменилась компетенция сената:

в связи с тем, что из народных собраний сохранились только трибутные, поста-новления сената уже в I в. («сенатус-консульты») получают силу законов;

в связи с правом принцепса отменять решения сената и формировать его состав, сенат уже во II в. только утверждает предложения принцепса;

в связи с переходом сенату права избирать и утверждать магистратов — большинство утверждается из числа кандидатов, предложенных принцепсом;

ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и провинциями;

утрачена компетенция военного командования и заключения международных договоров.

Администрация принцепса не имела первоначально строгой системы, но благо-даря иерархии и централизации ее деятельность была более эффективна. Доходы из сенатских провинций — поступали в государственную казну (ими распоряжался сенат), с императорских — в казну принцепса (фикс).

К III веку все провинции стали императорскими.

Доминат (III — V вв.). Название происходит от слова «доминус» — господин. Связано с окончательным признанием абсолютной власти императора.

Во II-III вв. н.э. — наступает кризис рабовладельческого строя в Римской империи. Для данного времени характерно:

социальное и сословное расслоение свободных граждан;

рост политического влияния крупных землевладельцев;

растет значение и эффективность труда колонов;

сокращается число рабов ввиду неэффективности рабского труда;

разрушается муниципальный строй;

теряют значение политеистические религии и на смену приходит единобожие в форме христианства;

растет число восстаний рабов, неимущих слоев населения, покоренных народов;

активизируется борьба группировок за власть (опирающихся на армию).

демократические институты управления окончательно разрушаются. Сенат подчиняется принцепсу (императору).

После полувековой эпохи «солдатских императоров» (когда после правления династии Северов к власти приходят, в результате военных переворотов, различные лица), республиканские традиции окончательно разрушаются.

III век — начало эпохи домината — монархии с абсолютной властью императора. В 284 г. — к власти приходит Диоклетиан, получивший титулы Августа и Доминуса:

Титул “Август” означал обожествление власти императора, который часто после смерти объявлялся богом и возникал его культ;

Титул “Доминус” означал превращение всех граждан в подданных императора, которые рассматривались как абсолютно зависимые или даже даже рабы.

Совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Аппарат чиновников различных рангов существенно увеличивается: придворные, военные и гражданские. Префект, управляющий городом Римом, назначается императором и ему подотчетен. Сенат – превращается в совет города, а магистраты становятся муниципальными должностными лицами.

Изменяется и структура вооруженных сил. Армия делится на:

дворцовую стражу (бывшая преторианская гвардия);

подвижные войска — используются для подавления восстаний;

пограничные войска. В армию открывается доступ «варварам».

Возникают новые государственные структуры:

имперская полиция — возглавляется начальником императорской канцелярии (в Риме — префектом);

тайная полиция — возглавляется префектом претория.

10.

законы xii таблиц

Законы Двенадцати таблиц

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.).

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.

Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.

Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.

+ + +

В середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri — десять мужей) для записи судебных постановлений. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими.

К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов.

Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору (449 г. до н. э. — так называемая вторая сецессия).

Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима — форуме.

«Законы XII таблиц» оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили.

В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов.

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год.

Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

«Законы XII таблиц» определили дальнейшее развитие римского права и способствоали консолидации римского общества, его экономическому и военнуому укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.

В 449 году до н. э.

консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, — право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н.э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью.

В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев. В 443 г. до н. э.

была учреждена новая магистратура Цензоров, на которую могли избираться только патриции

Рим 80-60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев, волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н.э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились.

По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н.э. патриции были вынуждены уступить.

По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев: если раньше патриции могли занимать (оккупировать) любое количество государственной земли и тем самым сокращали земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния — Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет. Третий закон упразднил должность воедных трибунов с консульской властью, а вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

Законодательство 367 г. до н.э. нанесло сильнейший удар по привилегиям патрициев и в последующее время плебеи быстро, добились новых успехов.

Для удовлетворения земельного голода, малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии. За время с 334 до 287 г. до н. э. римляне основали 18 колоний, т.е.

больше, чем за всю предшествующую историю, и аграрная проблема была частично решена.

В 326 г. до н.э. плебеи добились очень важной реформы. По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.

Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия — цензора 312 г. до н. э. Он построил первую, мощеную Дорогу (известная Аппиева дорога, сохранившаяся до сих пор), водопровод, которые положили начало знаменитым римским дорогам и акведукам. Он включил в состав сената тех магистратов, отцы которых были вольноотпущенными.

Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал тем плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности, и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли ать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, т.

е. их политическое влияние возросло.

В 300 г. до н.э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н.э. вновь было подтверждено, что плебисциты (т.е.

решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан, в том числе и для патрициев (закон диктатора Гортензия). 287 год до н. э.

считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициямн за свое политическое равноправие.

В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э.

начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации.

Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.

С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и монолитным, что не могло не способствовать его военным успехам.

Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями.

Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями н образовала новое сословие — нобилитет (от nobilis — лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.

Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.



Источник: https://infopedia.su/5x101.html

3.3. Государственный строй Рима в период империи. Принципат и доминат

Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

ПериодРимскойимперии — 27г. до н.э. — 476 г. н.э. подразделяетсяна:

  • период принципата (27 г. до н.э. — — 193 г. н.э.);
  • кризисный период (193- -284 гг. н.э.);
  • период домината (284- -476 гг. н.э.).

Установлениюимперского управления предшествоваломного перемен в социальной и политическойжизни римлян — гражданские войны,военная диктатура.

Вэпоху принципата завершился процесспревращения государства из органаримской аристократии в орган всегосословия рабовладельцев. Верхушкурабовладельцев составили:

 сословиенобилей,которое сформировалось в III-IIвв. до н.э. из патри­цианско-плебейскойпоместной знати.

 сословиевсадников,образовавшееся из торгово-финансовойзнати и средних землевладельцев.

Врезультате постоянного грабежа крестьянсо стороны латифундистов (крупныхземлевладельцев), а также из-за уменьшенияпритока рабов свободные крестьяненачинают превращаться в колонов -долгосрочных земельных арендаторов.Колоны становятся людьми, зависимымиот землевладельцев, которые заменяютим и ме­стную власть, и императорскуюадминистрацию.

Насамой низшей ступени социальной лестницыпо-прежнему находились рабы. Труд рабовстал невыгоден, поэтому хозяева всечаще стали предоставлять рабам пекулии- земель­ные участки либо иноеобособленное имущество, за которыехозяину следовало платить определеннуюдолю продукта.

Принципатформа правления, созданная Гаем ЮлиемЦезарем и официально установленная егопреемником Октавианом Августом в 27 г.до н.э. Октавиан был объявлен принцепсом.т.е. первым лицом в списке сенаторов. Онбыл императором, единственным проконсулом,командующим всеми римскими легионами,вер­ховным жрецом.

Принципатсохранял видимость республиканскойформы правления и почти все учрежденияреспублики. Власть была со­средоточенав руках первого сенатора, то естьпринцепса,исената,сохранявшего значительные полномочияв этот период. Император-принцепссоединял в своих руках полномочия всехглавных республиканских магистратур:диктатора, консула, претора, народноготрибуна.

Правасенатараспространялисьна часть государственной казны; контрольза частью провинций Рима, на изданиесенатусконсультов, имевших силу закона,хотя законопроекты, поступавшие наодобрение в сенат, исходили от принцепса,и их принятие обеспечивалось егоавторитетом.Народные собрания, главныйорган власти старой республики, пришлив упадок.

Управлениев провинциях строилось по линиям двухиерархий — императорской и сенатской:императорские управлялись назначаемымисамим императором легатами, сенатские— проконсулами и пропреторами.

Ковремени правления Диоклетиана (284—305гг.) Рим превратился в автократическоемонархическое государство.Власть императора была при­знанаабсолютной и божественной, сам император- государеми гос­подином(dominus,отсюдадоминат).

Формально император считался неограниченнымвластителем, доминусом (от слова«господин»), что подтверждалось концепциейперехода верховной власти от народногособрания к императору.

Последний современем присвоил и стал осуществлятьзаконодательные полномочия: егописьменные распоряжения принималисьсенатом беспрепятственно, без всякихпоправок, и они становились законами.Императорские установления (конституции)стали основным способом изготовлениязаконов.

В этот же период возникаетинститут апелляции, в силу чего императорстановится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятсяреформы по реорганизации управлениятерриториями, а также военная, финансоваяи др.

Вся империя делится на 12 диоцезов,которые, в свою очередь, подразделяютсяна провинции. Так, территория Италиивобрала в себя два диоцеза.

В армиипроизводится специализация функцийотдельных войск: были созданы пограничныевойска, мобильные внутренние и утвержденапреторианская гвардия.

Податная системаобновляется введением натуральных иденежных налогов (поземельный налог),а также введением полноценной монетыв обеспечение содержания чиновников иармии.

Император сочетал перечисленныеполномочия с командованием армией ифлотом, с правом назначения на командныевоенные должности.

Его власть взначительной мере зависела от армии,которая приносила ему присягу и нередкобыла главной силой, поддерживавшей еговосхождение к верховной власти (периодправления так называемых солдатскихимператоров).

В области внешнеполитическойимператоры присвоили себе исключительноеправо на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперскогочиновничества. Все должности делилисьна три категории: придворные (dignitatespalatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные(dignitates militares). Большое значение приобрелСовет пpu императоре, который совмещалзаконодательные, административные ивысшие судебные функции.

В состав Советавходили, по общей формуле, «свита, друзья,единомышленники, союзники» императора.Друзья (амици) рассматривались какполуофициальные лица. Единомышленники,союзники (комес) набирались из числасенаторов и назначались на должностив различные ведомства. Создается такжеполиция, внешняя и тайная, для расследованияпреступлений.

Придворные должностизанимали важнейшее место во всейиерархии.

В395 г. произошло официальное разделениеРимской империи на:

• Западную Римскуюимперию со столицей в Риме, прекратившуюсвое существование в 476 г., когда главагерманских наемников Одоакр свергрим­ского императора Ромула-Августулаи занял его место;

• ВосточнуюРимскую империю (Византия) со столицейв Константинополе, которая суще­ствовалаеще более тысячи лет под названиемВизантии.

Источник: https://studfile.net/preview/5706959/page:26/

Государственный строй Рима периода империи (принципат и доминат)

Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и доминат.

Республиканские учреждения Рима сложились как органы управления небольшим полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим в результате проведения активной военной политики, они не могли. Эту задачу исторически суждено было выполнить Римской империи. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.).

1. Принципат. Период принципата получил своё название по титулу лица, стоящего во главе римского государства, принцепса. С точки зрения организации государственного механизма период принципата имеет видимость переходного этапа от республики к монархии.

В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Еще в 36 г. до н.э. Октавиан был избран пожизненно трибуном.

В 31 г. он избирается консулом, в 29 г. ему была предоставлена власть цензора. Октавиан получил звание «первый сенатор». Этот титул существовал и раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке ораторов, но он никакими особыми правами не пользовался.

Наоборот Октавиан, как принцепс, стал

рассматриваться как высшее должностное лицо. В 27 г. Октавиан был облечен высшей властью и вскоре после этого принял имя Августа (т.е. «возвеличенного» богами). Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Власть принцепсов первоначально не была наследственной. Избрание нового прин-цепса производилось сенатом.

По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более консолидируется в руках принцепса. В начале III в.

знаменитый римский юрист Ульпиан с полным основанием сказал: «что решил принцепс — то имеет силу закона». Отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения.

Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Этот аппарат состоит не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются послушными орудиями в его руках. При принцепсе состоит совещание, которое обсуждает важнейшие дела.

Опорой власти принцепса являлась армия. При Августе была закреплена организация постоянной армии (в составе 500 000 человек), размещенной преимущественно в пограничных провинциях. По общему правилу армия комплектовалась путем найма на срок службы в 20 лет.

Но в некоторых случаях производился и принудительный набор и не только полноправных римских граждан, но и вольноотпущенников. Высший командный состав назначался принцепсом из лиц сенаторского и всаднического сословий. Армия, скованная строгой дисциплиной и своими профессиональными интересами, представляла собой грозную силу.

Особое положение занимала императорская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон Рима и личную охрану императора.

Существует особая казна императора (фиск). В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В этой казне сосредоточиваются огромные средства, дающие принцепсу возможность проводить его политику, — и соответственно падает значение общегосударственной казны, находящейся в ведении сената.

Народные собрания утрачивают всякое значение. Лишь в некоторых случаях и лишь в начале периода принципата проекты законов, одобренные сенатом, вносятся на ание центуриатных и трибутных собраний, но это ание является чистой формальностью.

В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба, но эта борьба неизменно заканчивается победой принцепса.

Комплектование сената производится всецело принцепсом, и при таких условиях становится понятным, что в некоторых отношениях компетенция сената формально расширяется: в интересах монархии используются привычные республиканские формы.

Так, сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам. Единственным магистратом, сохранившим свое значение до II в., является претор.

Однако, если он и удержал значительную часть своих функций, то характер его деятельности изменился: развитие частного права путем преторского эдикта ослабляется и основным источником права становятся распоряжения императора.

Постепенно сглаживается различие между Италией и провинциями: вся территория римской империи получает единообразное устройство. Италия постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Некоторые общины сохраняют известную самостоятельность во внутренних делах и во взаимоотношениях их граждан действует местное право.

Существуют и некоторые провинциальные учреждения, однако компетенция их сильно урезана. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским.

Эксплуатация провинций в пользу казны принцепса становится систематической, глубокой и рассчитанной на длительный период.

2. Доминат. (III – IV вв.). Перед лицом восстаний рабов и военных поражений от «варваров» эксплуататоры делают последнюю попытку отсрочить час своей гибели и ищут спасения в дальнейшем усилении военного террора.

Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, выражающей централизованную военную диктатуру верхушки класса рабовладельцев. В связи с этим в конце III в. и начале IV в. была произведена военная реформа.

Армия была сильно увеличена и разделена на подвижные войска, предназначавшиеся для борьбы с восстаниями и походов, и на

пограничные войска. В начале IV в. была введена особая должность главнокомандующего. Изменился и порядок комплектования армии.

Землевладельцы в зависимости от числа их рабов должны были выставлять определенное количество рекрутов. Пограничные войска комплектовались преимущественно из варваров.

Христианская церковь стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. В IV в. христианство стало государственной религией.

Христианская церковь всем своим авторитетом поддерживала господствующие классы и «оправдывала» императорскую власть.

В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение, вводится мелочная регламентация. Но идет распад римской империи, и все попытки спасти положение являются тщетными — Рим быстрее идет к своей гибели.

Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя от рабов, напора «варваров» и децентралистских стремлений эксплуатируемых Римом провинций, вызвала серьезные изменения государственного строя.

Еще при Диоклециане (конец III в.) намечается разделение империй на две половины — восточную и западную. Окончательно это разделение произошло при Феодосии 1 (395 г.).

Этот процесс знаменовал собой ослабление хозяйственных связей между различными частями империи.

Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря. Первоначально обе половины рассматривались как части единого государства, но в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и к концу домината уже можно говорить о двух отдельных государствах (Западная и Восточная Империи).

Во главе империи (а впоследствии — каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.

Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре (консистория). Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.

Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской.

Все нити местного управления сходились в Рим, и задачами местных учреждений являлось выжимание из подданных разнообразных тягостных налогов и натуральных поставок, беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства.

Каждая половина империи разделялась на две префектуры, префектуры делились на диоцезы (на западе было 6 диоцезов, на востоке – 7 диоцезов), диоцез разделялся на провинции (в одной Западной империи было 34 провинции), и наконец, провинции делились на округа.

В этих округах были и органы из местного населения (сенат и муниципальные магистраты), но подчинявшиеся императорским чиновникам. Во главе Рима стоял префект города, непосредственно подчиненный императору.

Сенат сохранился, но ведал чисто местными делами города Рима.

Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя — Византия — просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма .

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/9582.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий