Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

Государственный и общественный строй древнего китая

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии:

1) Шан (Инь) — XVIII-XII вв. до н.э.;

2) Чжоу — 12 в. до н.э. — 221 г. до н.э.;

3) Цинь — 221 г. до н.э. — 207 г. до н.э.;

4) Хань — 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабо-владельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию.

Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога.

Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие — судей, писцов, сборщиков налогов и др. — профессиональные чиновники.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как «сыну неба». Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией.

Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ.

Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей:

а) поземельная подать — каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна;

б) натуральная повинность — каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году;

в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы.

При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность.

Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земле-дельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовы-вало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна — сановника Цинского государства.

В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско.

В каждую из 36 образованных областей были назначены по два упра-вителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209″г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Ни-кто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена цар-ской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов.

Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.

Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государ-стве являлся ван, в период распада единого государства — правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, в последствии — император.

В состав централь-ного государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи.

Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с «разбойниками», разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Общественный строй.

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер.

Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорив-шиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана». В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников.

Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования — так называемой системой цзинтянь («колодезные поля»). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части.

Урожай с «общего» поля, которое обрабаты-валось всеми общинниками, шел вану, правителю царства.

Урожай с «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьян-ских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки «общих» полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов.

Общинная верхушка захватывает и ос-тавляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему «колодезных полей». В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли.

Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV—XI вв. до н.э.) из общей массы населения выдели-лась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев — социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внеш-нее выражение в элементах материальной культуры.

В соответствии с рангом были строго регламенти-рованы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией.

Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проника-ют и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э.

в царстве Цинь са-новником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с III в. до н.э.

официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать — имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_205773_gosudarstvenniy-i-obshchestvenniy-stroy-drevnego-kitaya.html

вопрос 44. Средневековый Китай: Общие положения. 1. Общественный строй. 2. Государственный строй. 3

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.
Общие положения.

1. Общественный строй.

2. Государственный строй.

3. Судебноеустройство.

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения.

Укрепила свое положение крупная фео­дальная собственность на землю с правом окрепло круп­ное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в.

на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 — 420 гг.), а на севере к IV в.

установилось господство сянь- бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время «системой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные организации. Правление династии

Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию — Тан.

Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

2. В социальной структуре Китая выделялись три группы:

✓ благородные люди — светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые — и от налогов.

(В период правления династии Вэй был принят закон о «Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел» — «Ба и», наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.

) Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

✓добрый народ, или добрые люди, — простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

✓дешевый народ, или подлые люди, -неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К относились

безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батра­ками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских переход из одной группы в другую был возможен.

3. Главой государства был император — «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограни­ченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) — левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно государствен­

ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении второго канцлера находились:

✓ военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

✓ ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

✓ ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

✓ административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и рас­пределением воды;

✓ военная,

находившаяся в особом положении — она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судеб­ные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV — XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей — выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах — ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен — ные органы, которые рассматривали связанные с тяжкими пре­

ступлениями — убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени императора.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-istoriya/vopros-srednevekovyiy-kitay-91461.html

Гос. и общест. строй средневекового Китая

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

В первых веках н. э. в Китае окон-но утвердились и стали господ-ми феод. Отн-я.Укрепила свое положение крупная феод. Собст-ть на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие с-ма надельного землевладения на гос. землях.

П-д Троецарствия, отмеч-й борьбой царств Вэй, Шу и У,зак-ся в III в. на короткое время объед-м страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г.

была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами.

В этот п-д получила развитие с-ма надельного землевладения, наз-ся в то время «с-мой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевлад.

В соц. структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы: 1)благородные люди — светская и дух. знать, военное и гражд. чиновничество. Это были привилег-е лица, кот. Освоб-сь от труд. повинностей и телесных наказаний, а некоторые – и от налогов.

2)добрый народ, или добрые люди, — простонародье, по преим-ву мелкие земледельцы и ремесленники, на кот. лежало осн. Бремя налог. выплат и труд. повинностей; 3) дешевый народ, или подлые люди, — неполноправ. Своб. и рабы,гос. и частные. К неполноправ. Своб.

Относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, нах-ся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами.

Главой гос-вабыл император — «Сын неба». Он обладал верховной законодат. и суд., а также дух. властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неогранич. права. При императоре сущ-л Гос. совет, на должности в кот. назначались члены импер. дома и влият. са-

новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) — левый (старший) и правый (младший), зачастую самост-но решавшие гос. дела. Упр-е на местахоснов-сь на террит. принципе.Самой крупной административно-тер. единицей империи была провинция.

Тер-я страны делилась на десять провинций, кот., в свою очередь, подразд-сь на области (чжоу) и уезды. На всех ур-х рук-ли чиновники, назначаемые и смещаемые из центра. В средневек. Китае, как и в др. феод. Гос-вах, судебные дела рассм-сь не только в суд.

органах, но и в администр. органах, вып-х суд. Ф-и. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV — XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей — выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах — ямынях

Правовая система средневекового Китая.

Осн. формами собст-тив праве Китая были гос. и частная собст-ть. Особый вид собст-ти представляла церковная собст-ть (принадл-я буддийским и даосским монастырям).Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собст-ть на землю имела форму семейной или

родовой собст-ти, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища.

Семейное правов Китае (а также гражд. и др. отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Брак рассм-ся как долг, выполнение кот. должно служить

интересам семьи, требованиям культа предков. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов — китайский брак не носил священного, нерасторжимого хар-ра. Наследованиеносило хар-р общ.

правопреемства, так как сопр-сь ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущ-во умершего, переходящее нисходящим родственникам по муж. линии. В области среднев.

уголовного праваКитая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследств. аристократия и админ-ция должны стоять над законом.

Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключит. Эффект-ть взаимод-х друг с другом моральных норм и жестких прав. норм.

Суд. процессносил инквизиционный хар-р. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной

целью добиться признания последнего.Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

36. Государственный и общественный строй средневековой Японии в императорский период (VI – XII вв.).

Япония — молодая цивилизация. гос-ть стала складываться лишь к VI—VII вв.н. э. Во главе яп. Общ-ва в то время стоял вождь-правитель, опирающийся на ро-довую знать, кот. занимала важнейшие адмиН. посты. Осн. массу населения сост. крестьяне, платившие налог. В Я.

сущ-ло фактическое прикрепление крестьян к земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. Кроме того, сущ-ли категории рабов и неполноправных. Важным проявлением автономизации феодалов было создание воен. отрядов, сост-х из проф-х воинов — рыцарей-самураев.Такие дружины исп-сь для борьбы с крестьян. восстаниями.

В XIIIXIVвв. нач. расцвет яп. городов.Вместе с городами — центрами ремесла и торговли -в стране стали развиваться товарно-ден. Отн-я. Города были независимы от гос-ва, а некот. активно добивались самоупр-я. В городах сущ-ли цехи и гильдии. Я. вышла на внеш. рынок, успешно торгуя с Китаем и Кореей. Это проис-ло в обстановке феод.

раздробленности, борьбы отд. кланов за власть, кот. на рубеже XV—XIV вв.привела к распадустранына несколько автономных частей. Междоусобные войны в конце концов вызвали экон. и полит. кризис, отбросив страну на несколько десятков лет назад. Наиб. успеховв реш. этой проблемы добился Токугава Иэясу.

Разбив войска мятежных феодалов, он провозгласил себя в 1603 г. сегуном(в переводе с яп. военачальник) и приступил к реформам, кот. были должны укрепить центр. власть. Сегун, сохранил за феодалами право владения землями. Они по-прежнему осущ-ли суд и админ. Упр-е, имели своих вассалов-самураев,но их доходы строго фиксировались.

Феодалы должны были подчиняться законам центр. власти. Япония была объявлена закрытой страной. Эта мера тормозила развитие бурж. Отн-й и форм-е буржуазии как нового соц. слоя.Сегунат дал стране опр. Полит. стабилизацию, на опр-е время был преодолен эконом. кризис. Восточ. деспотия не только сохранила, но и усилила свои черты.

Но сегун был вынужден согласиться с правами феодалов на частную зем. Собст-ть. В общ-ве Я. лишь в XVIII—первой пол.XIX вв. зарождаются эл-ты капитализма в форме мануфактурного произ-ва. Данная форма сочеталась с многоукладностью среднев. Восточных общ-в. Гос. Строй. Император,наз. себя Сыном Неба — Тэнно, имел весьма огранич.

Спос-ти, чтобы нормально править страной. Огром. влияние приобрел клан Фудзияра,кот. привел принцаКару, основателя династии, к власти.Император стоял во главе с-мы гос.Упр-я. При нем сущ-л Госу. советиз наиболее видных сановников, среди кот. было знач. число представителей высшейзнати. Гос.

совет был единственнымреальным ограничителем власти императора. В Я. к концу Х1-нач. XII вв. стали склад-ся фактич. 3 центра реального полит. влияния: император. двор;домоупр-е правящего клана (им на протяж. ряда веков оставался клан Фудзияра);буддийские монастыри. В XII в. растет эконом. мощь и полит. влияниеместных кланов губернаторов, наместников и пр..

в XIIв. в Я. Устан-ся новая форма правления — сегунат,своеобразная форма феод. Воен. диктатуры, при кот.власть как в центре, так и в опр-й мере на местах сосред-сь в руках сегуна — великого полководца. Низшей админист. единицей было село во главе с сельским старостой, который назнач. из местных жителей. В гос.

аппарате особое место занимали органы сыска, спец. полицейские инспекторы — мэцке.Во главе провинций стали назначаться воен.губернаторы, или протекторы (сюго), кот. нах-сь там наряду с правителями областей, кот. Назн-сь императором. Вместе с надельной с-мой в Я. была введена обяз. воинская повинность.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 203;

Источник: https://studopedia.net/7_3991_gos-i-obshchest-stroy-srednevekovogo-kitaya.html

9.2. Государственный и общественный строй средневекового Китая

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

ВКитае, начиная с первых веков н. э.окончательно утвердились и сталигосподству­ющими феодальные отношения.

Крупнаяфео­дальная собственность на землюсправом купли-продажи укрепила своеположение, окрепло круп­ное землевладение»сильных домов», получила развитиесистема надельного землевладения нагосударственных землях.

До конца VIв. длились войны между северным и южнымцарствами, а также междоусобная феодальнаяборьба внутри самих царств.

Вовторой половине VIв. полководец Ян Цзянь основал династиюСуй, которая в 589 г. объединила Север иЮг Китая. Представители этой ди­настиистремились к установлению единодержавия.Усиление централь­ной властисопровождалось закрепощениемземледельцев инаступлением на древние общинныедеревенские организации. Такая политикастала причиной народных восстаний,которые в 618 г.

возвели на престол новуюправящую династию — Тан.Танские императоры, стремясь подорватьвлияние аристократии и со­здатьпрослойку служилых людей, всецелозависящих от императорско­го двора,ввели системугосударственных экзаменов, успешнаясдача ко­торых и получение ученойстепени открывали доступ к государствен­нойслужбе.

Таким путем был создан хорошоналаженный бюро­кратический аппаратуправления.

ВсоциальнойструктуреКитая выделяют три основных сословия:

  1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые — и от налогов.

    (В период правления династии Вэй был принят закон о «Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел» — «Ба и», наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.

    Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

  2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, — простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

Низшуюкатегорию составлял дешевыйнарод, илиподлыелюди,-неполноправные свободные и рабы,государственные и частные. К неполноправнымсвободным относились безземельные ималоземельные крестьяне-арендаторы,находившиеся на положении полукрепостныхи работавшие в «сильных домах»батра­ками, стражниками, слугами.

Характерно,что каждой сословно-классовой группебыл присущ определенный образ жизни,они должны были строго соблюдатьопределенные правила поведения,опреде­ленный тип одежды, украшений,жилища. Запрещалось, минуя близле­жащуюступень, обращаться к людям, стоящимвыше по социальному рангу. Правда, вотличие от индийских варн переход изодной группы в другую был возможен.

Главойгосударствабыл император-«Сын неба». Он обладал верховнойзаконодательной и судебной, а такжедуховной властью (был верхов­нымжрецом) и имел неограни­ченные права.

При императоре существовал Государственныйсовет, надолжности в котором назначались членыимператорского дома и влиятельныеса­новники.

Совет возглавляли дваканцлера-левый (старший) и правый (младший),зачастую самостоятельно решавшиегосударствен­ные дела. В их подчинениинаходилось шесть ведомств (министерств).

Управлениена местах было основано на территориальномпринципе. Самой крупнойадминистративно-территориальнойединицей империи была провинция.Территориястраны делилась на десять провинций,ко­торые, в свою очередь, подразделялисьна области(чжоу)и уезды.На всех уровнях руководили чиновники,назначаемые и смещаемые из цен­тра.

Всредневековом Китае, как и в другихфеодальных государствах, судопроизводствопроизводилось не только в судебных, нои в административных органах, выполняющихсудебные функции. На высшей ступенииерархической судебной лестницы в XIV—XVвв. в Китае стоял сам император, обладавшийверховной судебной властью, а на низшей- старейшина деревни, избираемый жителями.

Источники права

Уголовные законыполучили в Китае наибольшее развитие.Термины закон – фа и свод законов – люйобычно подразумевали уголовные законы.

Кодификации:

Законы династииТан (7-10 в): Танский уголовный кодекс– первый крупный свод законов. Составленв 7 в, но обнародован только в 8 в.

Кодекс династииСунн (10-13 вв.) – Исправленное ипересмотренное собрание уголовныхзаконов, составлено в 10 в. во многомповотрял Танский.

Династия Юань13-14 вв. предпочла подражание существующимпорядкам и превратила в законы специальноотобранные судебные преценденты.

Законы Великойдинастии Мин 14 в. – 460 статей, которыесобраны в 30 главах, устанавливали 5 видовнаказаний и жесткие законы.

Кодекс маньчжурскойдинастии 1647 г., который повторялзаконодательство династии Мин.

Источник: https://studfile.net/preview/5706959/page:50/

Средневековый Китай Общие положения Общественный строй Государственный строй

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

Средневековый Китай Общие положения Общественный строй Государственный строй

  • 1. Общие положения
  • 2. Общественный строй
  • 3. Государственный строй
  • 4. Судебное устройство

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения.

Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в.

на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 — 420 гг.), а на севере к IV в.

установилось господство сянь-бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия.

Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации.

Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию — Тан.

Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

2. В социальной структуре Китая выделялись три сословие-классовые группы:

  • благородные люди — светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегир.ованные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые — и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о «Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел» — «Ба и», наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
  • добрый народ, или добрые люди, — простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
  • дешевый народ, или подлые люди, — неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным'свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

3. Главой государства был император — «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) — левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

  • ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
  • ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;
  • ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

  • военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
  • ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
  • ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

  • административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;
  • военная;
  • надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении — она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV — XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей — выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах — ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам.

В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен-ные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями — убийством, крупным хищением, лихоимством.

Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru

История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru

просмотров: 3944 Search Spices Asia All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX «Ваш Магазин» Путеводители по Азии для туристов. Фотоальбомы Азия.

Таиланд. Путеводитель, 2014 г.Левитт Р. В маленьких путеводителях издательства «Томас Кук» есть все, что бы за кратчайшее время познакомиться с любым уголком мира: посетить достопримечательности, магазины, рестораны, узнать о развлечениях и особенностях ночной жизни. Карты и сведения об общественном транспорте сделают…Цена: 260 руб.
Вьетнам и Ангор-Ват. Путеводитель, 2013 г. Путешествие по Вьетнаму станет наиболее комфортным если вы возьмете с собой путеводитель Дорлинг Киндерсли по Вьетнаму. Множество фотографий, иллюстраций и карт Вкус Вьетнама — местные продукты и экзотические блюда Планы всех главных достопримечательностей Огромный выбор отелей и…Цена: 1 603 руб.
Сингапур. Восьмое чудо света, 2019 г.Сигов Юрий Туристы, гуляющие с открытыми ртами по Сингапуру, традиционно восхищаются этим чудо-городом на самом краешке континентальной Азии. И зачастую обманываются, не видя многого, что скрыто от глаз посторонних. Писатель и журналист Юрий Сигов знает Сингапур изнутри. Он рассказывает, что…Цена: 520 руб.
Пекин. Путеводитель, 2014 г.Браун Д. Путеводители всемирно известной компании «Берлиц» ценятся за качество, точность и простоту. Насыщенные информацией, снабженные цветовым кодом для быстрого поиска, они дают всестороннее описание истории, культуры и традиций разных стран, позволяют самостоятельно исследовать…Цена: 303 руб.
Китай. Путеводитель, 2020 г.Бернштейн К. — ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫГде остановиться, где пообедать, как добраться: надежные рекомендации и советы от настоящих экспертов.- ЧТО ПОСМОТРЕТЬПодробное описание достопримечательностей Китая: города, монастыри, горы, реки и многое другое.- ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯОт покупки шелка…Цена: 576 руб.

Источник: http://www.asiaroad.ru/dostoprimechatelnosti/264323.html

Государственный строй средневекового Китая

Государственный и общественный строй Средневекового Китая.

Государственный строй средневекового Китая базировался на классической конфуцианско-танской модели высших органов управления. Дальнейшее развитие получили черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае.

Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадминистративных, надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

В зависимости от усиления централизации или под воздействием децентрализаторских тенденций изменялось и соотношение полномочий центральных и местных органов власти, как это имело место, например, в VIII в. в танском Китае, когда военные губернаторы фактически превратились в бесконтрольных местных правителей.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.

), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства.

Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников.

Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров — левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ.

Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, получив особенно разностороннее воплощение в минском Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.).

Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества — уделы, земли которых считались их собственностью.

Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении.

Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов.

С XV в. стало усиливаться политическое влияние евнухов, которых правители привлекали на должности государственных чиновников, стремясь тем самым предотвратить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельможами своих собственных династий.

Евнухи-чиновники наделялись императорами полномочиями, выходящими за рамки дворцовых дел, что привело со временем к созданию двух центров власти — дворцового («внутреннего») и ведомственного («внешнего»).

Их противоречия могли использоваться императорами в своих целях до тех пор, пока один из них не достигал такого могущества, при котором император устранялся или становился марионеткой новоявленного диктатора-евнуха или главного советника.

Деятельность шести центральных ведомств в минском Китае сначала координировалась Большим секретариатом, во главе которого стояли два советника, чиновники 1-го ранга. Секретариат существовал до 1380 года. Угроза концентрации власти в руках главного советника привела к передаче его функций непосредственно в руки императора.

Центральные органы управления в соответствии со своими главными задачами и в это время делились на ведомства: чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ведомство чинов отвечало за назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата.

Престиж чиновничьей должности в средневековом Китае был столь велик, что именно это ведомство и его глава считались главными среди других. Ведомство доходов вело учет населения и сельскохозяйственных земель. Оно определяло размеры налоговых поступлений, отвечало за сбор налогов.

Каждый отдел этого ведомства осуществлял свою деятельность в пределах одной из 13 провинций.

Ведомство обрядов занималось церемониями и обрядами, направленными на возвеличивание императорской власти, а также религиозными жертвоприношениями. Оно состояло из отделов церемоний, жертвоприношений, приемов и предписаний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой деятельности, что было нацелено в конечном счете на то же укрепление власти императора.

К ведению военного ведомства относилось назначение, перемещение и увольнение всех военных чиновников, снабжение армии и почтовая служба.

Судебное ведомство, или ведомство наказаний, состоящее по образцу ведомства доходов из 13 территориальных отделов, контролировало правосудие по всей империи.

Его деятельность пересекалась с деятельностью цензората и ревизионно-следственного столичного суда.

Автономное положение, независимое от основной административной иерархии как в центре, так и в провинциях, занимали цензорские, надзорные органы различных категорий. Цеизорат возглавляли два главных цензора — чиновники 1-го ранга.

В его аппарат входило более ста инспектирующих цензоров, разделенных на группы по провинциям.

Ни один из органов минского государственного аппарата не располагал столь большими полномочиями, как цензорат, держащий под своим наблюдением всех чиновников и их деятельность, имеющий право не только выявлять их злоупотребления, ошибки, но и непосредственно исправлять их, применять карательные санкции.

Источник: https://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/vseobschaya-istoriya-gosudarstva-i-prava/gosudarstvennyy-stroy-kitaya

Uchebnik-free
Добавить комментарий