ГЕРАКЛИТ Эфесский «Плачущий философ»

Гераклит: докократовский плачущий философ и его самые выдающиеся учения

ГЕРАКЛИТ Эфесский «Плачущий философ»

Гераклит Эфесский был досократовским философом, жившим в 6 веке до нашей эры. Гераклит написал книгу, в которой записаны его философские мысли. Эта книга, которая была сдана на хранение в храм Артемиды в Эфесе, не сохранилась полностью.

Тем не менее, более 100 фрагментов пережили течение времени.

Благодаря этим фрагментам философские мысли Гераклита более доступны для современных ученых, чем для его предшественников, таких как Фалес и Анаксимандр. Философские мысли Гераклита были обширны и включали космологию, моральные мысли, религию и политику.

Гераклит родился около 540 г. до н.э. и был гражданином Эфеса, древнегреческого города на Ионическом побережье современной Турции. По словам биографа Диогена Лаэрция, отец Гераклита был человеком по имени Близон или Герасион.

Страбон пишет, что семья Андрокла, основателя Эфеса, имела право на королевский престол, который был наследственным и, возможно, в значительной степени почетным. Гераклит был потомком Андрокла, хотя он «дал своему брату титул и привилегии королевской семьи».

Эфес на побережье Малой Азии, место рождения Гераклита. (CC BY-SA 3.0 )

Согласно Диогену, Гераклит был «прежде всего человеком высокого и высокомерного духа» и был известен своим презрением к своим предшественникам. Например, в одном из своих фрагментов (также цитируемых Диогеном) Гераклит писал: «Обильное обучение не формирует разум; ибо если бы он это сделал, он бы дал указание Гесиоду и Пифагору, а также Ксенофану и Гекатею ».

Помимо других философов, Гераклит считается ненавидящим в основном всех остальных. По словам Диогена, «И, наконец, став полным мизантропом, он жил, проводя время в прогулках по горам; питаясь травами и растениями ».

Гераклит (с лицом в стиле Микеланджело) сидит отдельно от других философов Афинской школы Рафаэля. ( Всеобщее достояние )

Из-за этих привычек Гераклит страдал от водянки (менее технический термин для отеков). Когда философ вернулся в город, он «загадочно спросил врачей, способны ли они вызвать засуху после влажной погоды». Они, однако, не понимали, что пытается сказать Гераклит, и не могли назначить ему лекарства.

Поэтому Гераклит «заперся в конюшне для волов и покрыл себя коровьим навозом, надеясь, что влажность испарится из него, благодаря теплу, которое это произвело».

Это самолечение не только не вылечило Гераклита, но и привело к его смерти. Утверждалось, что этот анекдот о смерти Гераклита, вероятно, является изобретением, основанным на трудах самого философа.

В одном из его фрагментов написано, что «смерть для души — стать водой». В другом фрагменте Гераклит излагает свою доктрину выдоха или испарения, в которой огонь превращается в воду и наоборот . Эти фрагменты, как говорят, являются основанием для истории смерти Гераклита.

Одна из самых известных доктрин Гераклита заключается в том, что все постоянно меняется (универсальный поток), о чем свидетельствует, например, второй фрагмент, упомянутый в предыдущем абзаце.

Гераклит писал: «Повороты огня: во-первых, море; и моря половина наполовину земля, а наполовину огненная струя воды… Земля выливается как море, и измеряется в соответствии с тем же соотношением ( логотипы) это было до того, как оно стало землей ».

Другими словами, вода из моря превращается в огонь (посредством огненной струи воды, которая представляет собой ураганную воронку, освещенную молнией) и землю.

Плач Гераклита и смеющегося Демокрита, из итальянской фрески 1477 года, Пинакотека Брера, Милан. ( Всеобщее достояние Некоторые считают, что Гераклит не завершил некоторые из своих работ из-за меланхолии. Это восприятие привело к тому, что он был известен как «плачущий философ», в отличие от Демокрита, который известен как «смеющийся философ».

Другое известное гераклитовское учение — это единство противоположностей. Эта доктрина может быть разделена на несколько групп.

Одна группа говорит об объектах, которые имеют противоречивые свойства с разных точек зрения. Например, в одном фрагменте написано, что «море является самой чистой и самой загрязненной водой: для рыб, пригодных для питья и обеспечивающих безопасность, для людей неприемлемых и разрушительных».

Другая группа имеет дело с противоположностями, которые, будучи в оппозиции друг другу, необходимы для признания друг друга. Например, «болезнь делает здоровье приятным и хорошим, голод [делает то же самое для сытости], усталость [для] отдыха».

Еще одна группа имеет дело с противоположными качествами, которые возникают последовательно. Например, «холодные вещи становятся горячими, горячие — холодными, влажные — увядают, иссохшие — смачиваются».

Эти доктрины вместе с его загадочным утверждением, что «все сущности приходят в соответствие с этим Логотипы«(буквально,« слово »,« причина »или« учетная запись ») были предметом многочисленных толкований на протяжении многих лет.

Главное изображение: картина Гераклита XVII века работы Иоганна Морельса. Источник фото: Всеобщее достояние

Диоген Лаэрций, Жизнь и мнения выдающихся философов: жизнь Гераклита [Онлайн][Yonge, C.D. (перевод), 1853. Диоген Лерций Жизни и мнения выдающихся философов: жизнь Гераклита .]

McKirahan, R.D., 2010. Философия перед Сократом. 2-е изд.

Индианаполис: издательство Hackett, Inc.

Источник: https://wp-wp.ru/drevnie-uchenija/geraklit-dokokratovskij-plachushhij-filosof-i-ego

Гераклит Эфесский — основоположник диалектики

ГЕРАКЛИТ Эфесский «Плачущий философ»
Гераклит Эфесский (автор Морельсе, Иоганн)

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ (544-483гг до н. э.) родом из города Эфес. Гераклит является основателем диалектики. И именно за свои концепции, неясный, с первого взгляда, слог, сложный язык, Гераклит получил прозвище «Темный».

Так же был известен, как «Плачущий философ» в противовес Демокриту, которого величали — «Смеющийся философ». Гераклит родился в аристократической семье, т.е происходил из знатного рода. Не смотря на это, от наследства философ отказался, отдав все своему брату.

Из написанных произведений исследователи выделяют лишь одно: «О природе».

Ближе к концу жизни Гераклит удалился в горы и жил там, питаясь лишь растениями и «быльем». Так же известно, что Гераклит не являлся ничьим учеником, и сам никого не обучал философии и диалектике.

Однако, стоит подчеркнуть, что после его смерти, его учения получили огромную популярность. Необходимо заметить, что и по сей день, нынешние научные деятели и философы исследуют закономерности изучаемые Гераклитом.

И ставят Гераклита в общий ряд с классиками античной философской мысли.

С произведением Гераклита были знакомы Сократ,Платон и Аристотель. Сам же Гераклит обладал знаниями о представителях Милетской школы и их учениях, и так же изучал философию Пифагора и Ксенофана.

Относительно его смерти (как и относительно полноты знаний о его жизни) ходят различные слухи. И точно, как и когда умер Гераклит никому не известно. Предположиельно он был погребен согласно зороастрийскому обычаю (по одной из версий — обмазанный навозом).

Философия Гераклита Эфесского

Относительно философии Гераклита, со свидетельств более поздних классиков, начиная с Аристотеля, известно несколько основополагающих положений его философского учения:

  1. Началом всего сущего и прародителем всей материи является огонь
  2. Так же Гераклит выделял некие «периоды мирового пожара», согласнокоторым мировой Космос сгорает, чтобы потом восстать (подобно

    Фениксу)

  3. Наиболее известные тезисы Гераклита: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды»
  4. Постулат тождественности противоположностей
  5. Нарушение закона противоречия (эта доктрина является скорее следствием положений: 3 и 4, нежели самостоятельным элементом)

Гераклит идентифицирует себя самого, как человека обладающего некой истиной, истинным и индивидуальным знанием, секретным, если можно так сказать. Истинное знание – некий закон обустройства мира и его структуры и, что самое интересное, —  место человека и этом мире.

Необходимо сказать, что абсолютным и основным критерием этой истины является логос. Чтобы стала абсолютно ясна роль закономерности и логоса Гераклита – просто необходимо понять то, что это истинное знание (закономерность) строит мировой порядок вещей, а логос тут выступает неким регулятивом и двигателем т.е.

элементом без которого вообще невозможно возникновение и дальнейшее обустройство или существование чего бы то ни было.

Если чуть глубже познакомиться с учением Гераклита, то можно понять, что на протяжении всей своей философии, мыслитель придает категории логоса некую божественную сущность.

То есть, логос – не просто мировой закон, регулятив, а некий фаталистический, судьбоносный конструкт.

Можно бы было с уверенностью сказать, что логос – это и есть судьба, но… нет! Он выполняет и множество иных, выходящих за пределы понятия судьбы функций.

Логос представлялся Гераклитом, как некий элемент актуальных вещей, непосредственно соотнесенный с основным бытийным и необходимым компонентом гераклитовской философии, который является первоначалом – огнем.

Так же немалое значение в философской систематике Гераклита играют противоположности. Существует взаимосвязь между Богом в гераклитовском учении и парами противоположностей.

Гераклитовский бог в сущности не отличен от логоса, но играет собирательную роль в его философии и вместе с тем, разграничивая противоположности и соединяя все их элементы между собой, тем самым являет в себе общую связную структуру под названием «единство».

У Гераклита, в отличии от Ксенофана, бог имманентен вещам и вбирает в себя суммарность всех противоположных пар. Бога Гераклит не идентифицировал как некий культ с его систематикой обрядов и жертвоприношений.

Кратко о единстве:

Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности изависит от сбалансированных взаимодействий между

противоположностями (фр. 54, 123, 51 DK).

Источник: https://greciya-ellada.ru/geraklit-efesskij/

Какую печаль таили слёзы Гераклита?

ГЕРАКЛИТ Эфесский «Плачущий философ»

«Плачущий философ» был выходцем из царско-жреческого рода в городе-государстве (полисе) Эфесе, расположенном неподалёку от Милета — родины многих учёных и одного из «семи мудрецов» Древней Греции, знаменитого астронома и математика Фалеса, основавшего там свою школу. В отличие от него Гераклит не открывал обучающих заведений — он оправдывал социальные революции в Элладе и стал философом-одиночкой, отказавшись от своих прав в пользу брата.

После свержения власти царей многие аристократы перебрались в Персию, но «плачущий философ» не покинул милый сердцу полис и встретил на родине своё сорокалетие (акмэ) на 69-ю олимпиаду (504 — 501 гг. до н. э.).

Он не искал мудрости в других странах как Фалес, Пифагор, Демокрит и другие античные философы, а сам пытался определить, как зародились Вселенная и жизнь на Земле, ознакомившись с трактатом «О началах» основателя философской школы в Милете, полагавшего первоначалом воду, «разумную и божественную».

Гераклит же, поразмыслив, решил, что началом всего сущего является не вода, а божественный огонь, что космос, возникший из него «путём вниз», не вечен и сменяется периодически «путём вверх».

Огонь этот, утверждал Гераклит, — не только живая сила, но и разумная: «…охватит всё и всех рассудит мировым судом».

Древние люди не знали, что горение — это процесс химической реакции окисления с выделением света и тепла, однако странная подвижность пламени и его изменчивость убеждали философа в божественном происхождении: «Этот космос, единый из всего, не создан никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим».

Гераклит решил, что божественный огонь не только определяет мироздание, но и присущ человеческой душе, являющейся одной из его метаморфоз, возникающей, испаряясь из влаги, и чем больше в ней огня, тем она лучше.

Он утверждал в своих сочинениях, что сухая, огненная душа отличается самовозрастающим божественным разумом, не менее глубоким, чем разум, правящий космосом: «Идя к пределам души, их не найдёшь, даже если пройдёшь весь путь…».

Философ не мог сдержать слёз жалости, наблюдая в отношениях сограждан проявления жестокости, нечестности и лицемерия: «Большинство людей не понимает, с чем оно сталкивается. Для бога всё прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно принимают за справедливое, а другое — за несправедливое».

Он болезненно ощущал, что каждая минута приближает его к последней черте, что время превращает жизнь в иллюзию, что все люди, живущие рядом с ним, обречены исчезнуть в чёрной дыре небытия, что время всё превращает в ничто и всё уносит.

«Плачущий философ» размышлял всю жизнь над секретом времени и прекращением жизни: он страдал, видя заблуждения людей, принимавших иллюзию за реальность, боявшихся осознать своё появление из чёрной дыры небытия и обречённость в неё вернуться.

Гераклит видел, что его современники живут по своему разумению, находясь в плену собственных интересов и желаний, предавая друг друга и обманывая в погоне за обогащением: «Люди, как и ослы, предпочитают солому золоту, но счастье не в услаждении тела, а в размышлениях, в умении действовать согласно природе…». «Плачущий философ» осуждал пьяниц, людей, предающихся без меры удовольствиям, говорил, что их души особенно влажны, что у мудрых граждан «души сухие и наилучшие».

Главный закон мироздания Гераклит видел в борьбе противоположностей: «…борьба — родитель всего и царь над всем», «…борьба всеобща, и всё рождается благодаря борьбе и по необходимости». В этой борьбе скрыта гармония, и она сильнее явной. Тайная гармония, несмотря на борьбу противоположностей, пронизывает мироздание, растворяя всё зло.

Философ обливался слезами печали, убедившись, что тайны Вселенной интересуют немногих, что познание мудрости дано не каждому, хотя почти все люди от природы разумны, талантливы, и им дарованы творческие задатки созидания, осмысление действительности, осознание своей роли в ней.

Ему хотелось просветить народ Древней Греции, и он спешил поделиться своими мыслями о единстве мира, о первоначале мироздания, названном им «огнелогосом».

В печали «плачущего философа» таилось прозрение в осознании кратковременности человеческого бытия и чуда огненного разума, недоступного большинству, беспредельно глубокого, самовозрастающего. «Логос» буквально означает «слово», и огонь Гераклита, наделённый им, разумен и божественен.

Элеаты (философы школы в Элее) не приняли учение Гераклита, считая, что ум его беспомощно блуждает, что тезисы надо доказывать.

«Плачущий философ» чувствовал, что его не понимают, и страдал от этого: его речь была загадочна, полна метафор, выдержек из мифов. Сократ, прочитав его сочинения, произнёс: «То, что я понял, превосходно. Думаю, что таким является и то, что я не понял…».

Гераклит решил уединиться и уйти подальше от «дурно живущих» людей. Он построил себе хижину в горах, жил бедно и одиноко, завершая свои прозаические сочинения.

Величие природы ласкало его страдающую душу, отвлекая от мрачных мыслей, но он опять шёл к людям, видел их заблуждения, и, убедившись в мнимости жизни, не выдержал и бросился сам в бездну смерти.

Другой античный философ, Демокрит, смеялся над заблуждениями людей, и его смех продлевал ему жизнь. Он прожил больше ста лет, по преданию, ослепил себя, назначил дату своей смерти и в этот день покинул мир.

Много лет с тех пор прошло, но слёзы «плачущего философа», таившие глубокое сострадание, осознание, что время и смерть превращают бытие в трагедию, напоминают сквозь века человечеству: «Жизнь быстротечна. Проживите без порока, люди, без насилия, пронесите достойно дар божественный, приумножьте огнелогос космический!». история, древний мир, философы, философия, знаменитости

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/9951/

Uchebnik-free
Добавить комментарий