Е) Реверберация.

Что такое реверберация

Е) Реверберация.

  • 14 ноября 2018
  • 2469
  • Павел Новиков

 Произнося фразу в помещении, звук далеко не сразу доходит до ваших ушей. Отражаясь от стен, пола и потолка, а также других предметов, появляется именно то звучание, которые мы привыкли слышать повсеместно.

Как мы слышим звук

На картинке ниже несколько стрелок разных цветов: каждая обозначает путь голоса девушки, прежде чем он дойдет до ушей мужчины слева.
Схема отражения звука в помещении  Зеленая стрелка — прямой сигнал. Это — голос персонажа справа, который напрямую доходит человека слева, не сталкиваясь с препятствиями в комнате.

Желтая стрелка обозначает первые или ранние отражения, приходящие к слушателю. Ранние отражения могут как сливаться с прямым звуком, улучшая качество звучания, так и портить, превращаясь в эхо. Эхо будет возникать, если время задержки между прямым и отраженным сигналом будет превышать 50 мс.

Стоит отметить, что оценка слушателя о размерах помещения, где он находится, часто зависит именно от восприятия ранних отражений. Синяя стрелка обозначает поздние отражения (послезвучие), то есть реверберация. Дело в том, что звуковые отражения, когда источник звука уже выключен, все еще поддерживают звуковое поле. В нашем случае это произойдет, когда правый человек перестанет говорить.

Звук не пропадает сразу, а еще некоторое время остается, «замирает» на определенное время. Именно это время или скорость «замирания» звука и называется временем реверберации. Конечно, это лучше всего слышно в больших помещениях, вроде концертных залов, где время реверберации достаточно велико, так как звук проходит длинный путь, отражаясь от многих поверхностей.

Время реверберации больше зависит от количества поглощаемой энергии при отражениях. Если звуковая энергия сталкивается на своем пути со многими абсорберами, то время реверберации будет меньше, а звук будет затухать быстрее. Распространение звуковой энергии в пространстве наиболее наглядно на диаграмме ниже.

Диаграмма распространения звуковой энергии в пространстве Здесь изображен спад звуковой энергии. Прямой звук затухает первым, после чего какое-то время в помещении остаются ранние отражения. Затем по пространству «летают» поздние отражения (реверберация). Они угасают намного дольше, отражаясь от всех поверхностей и прекращаясь, только когда звуковая энергия окончательно спадет.

Если на своем пути звуковая волна будет сталкиваться не с отражающими поверхностями (такими, как паркет, полированная мебель, стекла и гладкие стены), а с поглощающими (ковры, мягкая мебель, звукопоглощающие панели), то время реверберации снизится. По этому принципу и строятся студии звукозаписи. Есть стандарт измерения этой величины — RT60.

RT — reverb time, а 60 указывает на то, что время реверберации измеряется до тех пор, пока «хвост» не опустится до 60 дБ. На практике верно подобранная реверберация часто помогает достичь эффекта иммерсивности в кино, так как если голос или другой источник звука будет явно выделяться на фоне других звуков, у зрителей появится ощущение неоднородности.

Искусственная реверберация

История звукозаписи насчитывает далеко не одну попытку имитировать естественную реверберацию. Для этого есть много техник и даже приборов. Сам принцип действия систем производства искусственной реверберации — в искусственном отделении части паралелльного сигнала из студии.

На основе этой части искусственно создается ряд уменьшающихся, затухающих повторений. Таким образом, мы получаем имитацию реального реверберационного «хвоста». Подмешивая этот сигнал к прямому в разных соотношениях, можно добиться оптимального звучания.

Echo Room

В 30-е годы прошлого столетия звукорежиссеры нашли способ сделать искусственную реверберацию, не строя больших студийных залов. Первоначально — с помощью эхо-камеры. В гулкое помещение вроде коридора или подвала устанавливался громкоговоритель. На большом расстоянии от него — микрофон. Сигнал из студии подавался на громкоговоритель, а микрофон в свою очередь записывал уже этот сигнал с отражениями текущего помещения. К сожалению, такой способ все-таки требовал весьма больших усилий, и на смену эхо-камерам пришли «ревербераторы».Запись звука в эхо-камере 

Tape Reverb

Магнитные ревербераторы — это специально приспособленные магнитофоны со сквозным каналом, где за головкой записи по ходу ленты находились головки воспроизведения, каждая из которых передавала повторения сигнала с маленькими задержками по времени и с убыванием амплитуды. На выходы ревербератора эти повторения смешивались. Магнитный ревербератор был одним из топовых изобретений в то время, но практически в то же время появились первые электромеханические системы искусственной реверберации.

Plate Reverb

Листовой ревербератор EMT140 стал настоящей находкой для звукорежиссеров. На стальном листе, закрепленном на специальной раме, возбуждались механические колебания под воздействием электродинамического преобразователя. Затем они фиксировались закрепленными на листе пьезодатчиками.О листовом ревербераторе EMT140

Spring Reverb

Пружинный ревербератор Reverb Tank Mod 8DB2C1D / Mod Пружинный ревербератор работал по похожей схеме, разве что в этом случае все было более компактно: не требовалось хранить огромный лист посреди студии. Данный тип ревербераторов был достаточно качественным, но в металле звук распространяется быстрее, чем в воздухе, поэтому имитация выходила все же неточной.

Цифровые ревербераторы

Новые технологии не обошли и индустрию звукозаписи. Цифровая техника позволила создать ревербераторы, где все параметры можно было отстроить «под себя», а значит сымитировать какое-либо помещение не составляло труда. Первое поколение цифровых ревербераторов использовало определенный алгоритм, чтобы воссоздать натуральное звучание. Эти плагины широко используются и по сей день. Несмотря на точность математических расчетов, ревербераторы еще не звучали достаточно натурально. Эту проблему окончательно решили их импульсная разновидность. Такие ревербераторы на основе тестовых сигналов снимают с конкретного помещения его импульс, с помощью которого можно «поместить» свои собственные звуки в то самое помещение, учитывая все детали пространства.
Edan Cohen Конечно, сейчас эхо-камеры и даже пружинные ревербераторы используются разве что на топовых студиях в музыкальной индустрии ради экспериментов, а вот в кино предпочтение отдается именно импульсным. Рассмотрим их основные параметры, а также соберем небольшой топ лучших плагинов-ревербераторов для кино.

  • Room Size — размер помещения. Чем он будет больше, тем более длинный «хвост» реверберации вы получите.
  • Decay (угасание) — он же Rev Time, RT, RT60 — регулятор времени реверберации.
  • Pre-Delay (предзадержка) — временной интервал между тем, как слушатель услышит прямой сигнал и появлением первого отражения.
  • Wet/Dry — соотношение обработанного/прямого сигнала.
  • Eearly Reflections (ER) — регулятор уровня ранних отражений.
  • Diffusion (shape) — диффузность. Этот регулятор настраивает «заполнение» комнаты разными предметами и формирует плотность реверберации.

Вот несколько импульсных плагинов-ревербераторов, которые помогут вам на сведении:

  • Altiverb
  • Waves IR-L/IR-360/IR-1/IR-Live
  • LiquidSonics Reverberate 
  • EastWest Quantum Leap Spaces Convolution Reverb

Помните, что пространство — основополагающий элемент погружения, но это совсем не значит, что в каждой сцене голос персонажей должен разлетаться в разные стороны. Порой лишь небольшое примешивание обработанного сигнала позволит поместить голос персонажа в нужное вам пространство.Как звук распространяется в помещении 

Источники: Книга «Акустические основы звукорежиссуры» Борис Яковлевич Меерзон, flypaper.soundfly.com, blog.landr.com, heroic.academy, exponentialaudio.com

Обложка: Spencer Imbrock

ПопулярноеПрактика

10 лет как на экраны вышел «Остров проклятых», одна из лучших картин позднего творчества Мартина Скорсезе. Как устроен фильм и как проходили его съемки: отголоски нуара, имитация Kodachrome, визуальные цитаты, мрачное попурри и многое другое

Мнение

Мы привыкли, что мультфильмы студии Pixar заставляют плакать и смеяться даже взрослых солидных мужчин, но новая работа заставила задуматься. Почему нас не удивляет графика, как определить жанр мультфильма и откуда в пиксаровских веселых картинах столько смертей?

Техника

Какие звуковые карты появились за последние пару лет, что в них изменилось и какие из них могут стать достойными компаньонами в работе со звуком

Практика

Три совета, как подстегнуть свое воображение и найти путь к хорошей истории

Практика

К 120-летию со дня рождения Луиса Бунюэля исследуем тонкости режиссерского почерка главного сюрреалиста, провокатора, антиклерикала и эротомана мирового кино

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article14666-chto-takoe-reverberaciya

Реверберация — что такое? Как убрать реверберацию?

Е) Реверберация.

Что такое реверберация? Краткий ответ на данный вопрос будет дан в настоящей статье. В ее главах читатели найдут информацию о приборах, с помощью которых можно получить данный эффект, а также о современном программном обеспечении, использующимся для этой цели.

Определение

Итак, что такое реверберация?

В энциклопедических словарях можно найти различные определения этого явления. Суть их стоит примерно в следующем. Реверберация — это физический процесс, который рассматривается в психоакустике и акустике.

Его можно охарактеризовать как устойчивость звука после его воспроизведения. Реверберация создается, когда звук или электрический сигнал, вызванный им, несколько раз отражается от чего-либо и затем затухает.

Он прекращается по мере поглощения различными поверхностями, находящимися в непосредственной близости от него. Предметами, «впитывающими» звук, могут быть люди, мебель и так далее. Некоторой поглощающей способностью обладает и воздух.

Что такое реверберация, можно понять, нажав на любую клавишу фортепиано. Нота слышна в течение некоторого времени после того, как человек убрал руки с инструмента. То есть источник звука замолк, но его отголосок по-прежнему слышен. Он затухает постепенно.

Это и есть реверберация.

Характеристики эффекта реверберации зависят от некоторых внешних обстоятельств. Его длиной или временем принято называть продолжительность устойчивости звука начиная с момента, когда источник замолчал. Этот интервал измеряют в миллисекундах.

Эхо и реверберация

Часто реверберацию путают с эхом. На самом же деле первое понятие имеет более широкое значение. В него входит в том числе и эхо, которое может иметь значение от 50 до 100 миллисекунд.

Процесс, рассматриваемый в настоящей статье, не ограничивается этими рамками.

Что такое реверберация? Если говорить языком цифр, то это послезвучие, продолжительность которого может быть и ниже, чем 50 миллисекунд.

Где существует реверберация?

Она появляется не только в закрытых помещениях. Ее естественный вариант можно услышать в лесу, горах, а также на любой территории, где имеются большие или маленькие предметы, способные отражать звук.

Реверберация естественным образом возникает, когда человек говорит, поет или играет на каком-либо музыкальном инструменте.

Стандарт измерения

Время реверберации — это, как уже было сказано, количество миллисекунд, в течение которых звук затухает. Оно измеряется с момента полного затихания источника. Когда требуется определить его точное значение, пользуются методом под названием RT60.

Это сокращение от английского словосочетания «реверберейшн тайм».

Цифра «60» обозначает количество децибелов, на которое должна понизиться громкость звука. Когда этот предел достигнут, измерение времени заканчивается.

Зависимость от высоты

Обычно время реверберации обозначают одним числом, поскольку измеряют не отдельные частоты, а звук в целом. Однако эти параметры зависят друг от друга.

А значит, для большей точности следует производить замер времени затухания различных частот, входящих в состав звука. Известно, что верхний диапазон имеет более длительную реверберацию. Низкие звуки, напротив, затихают быстрее.

По этой причине лучше производить «многополосный» замер, уделяя внимание каждой частоте отдельно.

Первооткрыватель

В конце 19 столетия ученый из Америки Уоллес Клемент Сэбин начал работы по исследованию звука в Гарвардском университете.

Он проводил опыты по изучению влияния степени поглощения различных материалов на время затухания отголоска. Физик в качестве источника звука использовал орган. Измерительным прибором служил секундомер.

Немалое значение имели и уши самого исследователя, так как он в некоторых случаях именно по слуху определял степень затухания ноты.

Сэбин измерял время, необходимое для понижения громкости на 60 децибел. В своих исследованиях он пришел к следующим результатам.

Физик выяснил, что время реверберации прямо пропорционально размеру помещения. Чем больше внутреннее пространство, тем дольше звучит нота.

Обратная зависимость имеется по сравнению с площадью поверхности всех предметов, способных поглощать звук.

Оптимальные параметры

Идеальные пропорции помещения, в котором исполняется музыка, зависят от жанра произведений. Для каждого стиля используется различное время реверберации.

Залы, предназначенные для проведения заседаний, конференций, форумов, лекций и подобных мероприятий, где предполагается выступление ораторов перед публикой, должны обладать не столь продолжительной реверберацией.

Известно, что чрезмерная продолжительность отраженного звука снижает четкость речи, а значит, может служить препятствием к ее пониманию. Если один слог продолжает слышаться во время произнесения следующего, фраза окажется неразборчивой.

В данном случае будет сложно понять, какое слово имелось в виду: кот, кит или код. С другой стороны, если время реверберации слишком короткое, то голос человека или звучание музыкального инструмента потеряет часть своей тембральной окраски.

Музыку, исполненную в помещении с такой характеристикой, слушать неинтересно. Это негативно отразится и на громкости. Из-за отрывистости звучания произведение будет восприниматься как слишком тихое.

Эффект реверберации часто используется в студиях звукозаписи с целью предать музыкальным композициям нужную окраску. С его помощью можно добиться более насыщенного и глубокого колорита или же, наоборот, снизить яркость отдельной партии, чтобы она не заглушала другие.

Исходя из вышесказанного, можно следующим образом ответить на вопрос «что такое реверберация»: это одно из качеств звука, которое является окраской и влияет на восприятие его слушателями. Однако изменение данного показателя не влияет на высоту нот.

Реверберация помещения зависит от его размеров и формы, равно как и от структуры поверхности стен и других предметов, находящихся в нем. Не последнюю роль в этом играют строительные и отделочные материалы, а точнее, такое их свойство, как плотность.

Оно определяет способность к приглушению и отражению звука.

Способы измерения реверберации

Первые опыты по измерению времени реверберации были проведены с помощью графического аппарата с движущейся бумажной лентой, на которой фиксировалась громкость звука. По мере затухания колебаний устройство рисовало кривую, являвшуюся графиком этого процесса.

Звук для таких исследований нужен достаточно громкий и отрывистый. Затихать он должен мгновенно.

Поэтому в качестве источника обычно выбирался пистолет, заряженный холостыми патронами, или надувной шарик, который от протыкания иголкой лопался и производил характерный хлопок.

Другой способ измерения длины реверберации заключается в записи первоначального звука и его отголоска через определенный промежуток времени. На основании этих данных вычисляется длина реверберации. Такой способ имеет определенное преимущество перед описанным ранее. Запись звука можно производить даже в зале перед началом концерта, когда все зрители уже расселись по своим местам.

Для этого необходимо просто включить музыку и два раза записать ее в этом помещении.

Такое определение времени реверберации для конкретного зала будет наиболее точным, поскольку на величину этого показателя могут влиять и количество пришедших зрителей, и материалы, из которых сшита одежда, и даже влажность воздуха в конкретный день.

Каждый звукорежиссер и продюсер знает, насколько велико значение данного параметра звука для создания качественной фонограммы, которую будет приятно и интересно слушать.

С помощью реверберации вокала создается эффект пространства, который делает пение более «живым» и «реалистичным». Таким же способом можно добиться и присутствия в записи эффекта «эхо».

Нельзя переоценить важность придания звуку подобных характеристик при записи актеров в кинематографе. Именно благодаря отличному владению звукорежиссером техниками создания искусственной реверберации голоса зритель может с персонажами ленты перенестись в горную пещеру или в просторные залы королевского дворца.

Акустические устройства

Один из первых методов придания звуку нужной реверберации заключался в одновременной записи, произведенной в непосредственной близости к источнику и на определенном расстоянии от него. Эти две или несколько фонограмм накладывались друг на друга в нужных пропорциях (с определенной громкостью). Такой способ использовался в том числе и при записи песни Дэвида Боуи Heroes.

Были изобретены и электронные устройства для получения аналогичного эффекта.

Например, в студии Abbey Road использовался ревербератор (так называются аппараты для создания искусственного послезвучия и эха) на основе большой вибрирующей металлической пластины.

В гитарных усилителях до сих пор применяются устройства, главным элементом которых являются железные пружины. Этот способ получения реверберации изобрел Хамонд, создатель знаменитого электрооргана.

Существует множество других устройств для получения реверберации, все они работают по своим, оригинальным схемам.

В настоящее время широко применяются цифровые эффекты, как выполненные в виде отдельных устройств (педалей), так и многочисленных компьютерных программ.

Некоторые же люди, наоборот, озадачены вопросом о том, как убрать реверберацию. Это может понадобиться, если, например, запись институтской лекции, произведенная на диктофон, получилась неразборчивой.

В данном случае может помочь программа Izotope Rx Dereverb. Но воспользоваться ею смогут только те, кто владеет навыками работы в какой-либо из программ-секвенсоров (приложение для профессиональной записи), так как она является плагином, т.

е. встраивается в другие приложения.

Источник: https://FB.ru/article/448272/reverberatsiya---chto-takoe-kak-ubrat-reverberatsiyu

Разбор эффекта типа Reverb

Е) Реверберация.

Уже из названия ясно, о чем пойдёт речь, но я бы хотел немного уточнить. В этой статье я повторно дам объяснение эффекта, и попытаюсь максимально подробно рассказать о его параметрах. Эта статья подойдёт как для новичков, так и для тех, кто уже что-то знает, но не до конца понимает.

Суть эффекта

Википедия гласит, чтореверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Звучит не совсем понятно

А если проще?

Звуковые волны распространяются во всех направлениях с одинаковой скоростью. Волна, которая распространялась напрямую между источником и приемником, очевидно, будет самой первой и самой громкой, а остальные волны дойдут позже, так как их путь будет длиннее. Интенсивность (громкость) этих волн будет ниже интенсивности источника, так как волны теряют часть своей энергии из-за отражения.

Наглядная схема распространения звуковых волн в пространстве зала

Чем больше в помещении поверхностей, от которых может отразиться волна, тем насыщеннее будет эффект. Проявление эффекта, очевидно, зависит и от размеров помещения. Пустая комната и пустой спортивный зал звучат не одинаково, ведь правда?

Вы можете спросить: почему в плотно заставленной комнате нет реверберации, хотя поверхностей много? Суть в том, что различные материалы с разной эффективностью поглощают и отражают звуковые волны.

В пустой комнате панельного дома эффект будет наблюдаться очень даже заметно. В деревянной комнате тоже, но менее заметно. Если обставить комнату (особенно мягкой мебелью), то эффект спадет практически до нуля.

Стены в комнате записи на студиях обычно полностью покрыты акустическим поролоном именно из-за этого. Лишние отзвуки на записи ни к чему.

После оригинального звука идут так называемые ранние отражения, т.е. волны, которые единожды отразились от преграды и дошли до слушателя.

Реверберационный хвост, идущий после ранних отражений, это результат многократных отражений волн, из-за чего сигнал очень плотный, но быстро затухающий

До появления первых электронных ревербераторов выход был лишь один — использовать для записи специальное помещение.

В таких комнатах искусственно создавались определенные преграды, от которых звук отражался. Таким образом получали эффект натуральной реверберации, параметры которого можно было изменять.

Позже появились первые аппаратные реализации: spring reverb (реверберация вследствие колебания пружины) и plate reverb (реверберация вследствие колебания металлического листа).

И в первом, и во втором случае суть одна и та же: электрический сигнал преобразовывается в механические колебания, которые проходят через рабочее тело (пружина или листовой металл), и затем снова преобразовываются в электрический сигнал.

Рабочее тело — пружинаРабочее тело — пружина

Механический тип передачи сигнала вносил определенные особенности в звучание. Для примера предлагаю посмотреть на работу пружинного ревербератора Danelectro Spring King. Это не цифровая имитация, а педаль с настоящей пружиной внутри. В качестве доказательства — момент на 3:05.

С развитием электроники начали развиваться и звуковые эффекты. Сейчас очень много ревербераторов, которые могут имитировать звучание конкретных помещений: room (комната), hall (зал), church (церковь) или ambience (пространство). Помимо этих режимов, почти каждый ревербератор может имитировать spring и plate ревербераторы.

Немного о параметрах

Рычаги управления везде примерно одинаковы. Где-то их меньше, где-то их больше, но все они повторяются.

Для изучения параметров я буду использовать программный ревербератор Valhalla VintageVerb от Valhalla DSP

Основные настройки

  • Mix — соотношение между обработанным и необработанным сигналами. 0% — только необработанный сигнал, 100% — только обработанный сигнал
  • Predelay — задержка перед срабатыванием эффекта
  • Decay — длительность реверберации

Damping (затухание)

  • HighFreq — высокая частота, после которой начинается ослабление обработанного сигнала
  • HighShelf — величина ослабления
  • BassMult — настройка времени затухания низкой частоты в сигнале (относительно параметра Decay)
  • BassFreq — низкая частота, для которой настраивается время затухания

Shape (форма)

  • Size — размер помещения
  • Attack — время нарастания эффекта до максимума. Используется для более точной настройки расстояния от источника до приемника

Mod (модуляция) — вносит определенные колебания в сигнале, появляется ощущение того, что звук плывет (имеется не везде)

  • Rate — частота модуляции
  • Depth — глубина модуляции

EQ (эквалайзер)

  • HighCut — срез высоких частот в сигнале
  • LowCut — срез низких частот в сигнале

Вообще, ревербератор — инструмент очень тонкий, и используется везде. С его помощью можно воссоздать звучание любого помещения, а эксперименты с ним иногда дают очень интересный результат.

С вами как всегда был канал О музыке на кухонно-бытовом. Не забудьте подписаться, и поставить лайк! До новых встреч!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfbd5da7e0d5200ae5132a2/5d5e96fe95aa9f00ad3d9d6d

Эффект реверберации: теория и практика

Е) Реверберация.

В этой статье, предназначенной, в основном, для начинающих музыкантов, мы рассмотрим все аспекты самого популярного эффекта в процессе создания музыки.

Начиная с азов теории реверберации, перейдем к краткой истории её использования до цифровой эры, рассмотрим, какие бывают ревербераторы, далее перейдем к исследованию типов и регулируемых параметров реверберации и, наконец, закончим на практических советах по её применению.

Сущность эффекта реверберации

Реверберация сопровождает любой звук, возникший в естественной акустической среде. Возникает она при отражении звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврата в точку прослушивания.

Поэтому, в восприятии акустического звука присутствует его прямой источник и многочисленные отражения от ближайших поверхностей — преград. Графически это можно представить следующим образом: пусть в неком помещении (1) имеется источник сигнала (2) и слушатель (3).

При подаче короткого звукового импульса в точке прослушивания будет наблюдаться приблизительно следующая картина:

Первым приходит прямой сигнал от источника звука, имеющий наибольшую интенсивность.

Вслед за ним приходят ранние или первичные отражения от стен, пола, потолка, имеющие меньшую интенсивность, величина которой зависит и от пройденного расстояния и от поглощающих свойств материалов поверхностей.

Далее подходят вторичные и многочисленные последующие отражения с быстро уменьшающейся интенсивностью. В реальной ситуации звуковые импульсы обычно имеют протяженность большую, чем время прихода первых отражений, поэтому реверберация накладывается на исходный звук в процессе его звучания.

Часто к ранним отражениям причисляют вторичные приходящие отзвуки, отстающие от исходного прямого сигнала не более чем на 60 мс.

Эффект реверберации проявляется в более сочном гулком объемном звучании, обычно более приятном для восприятия, чем исходный «сухой» звук.

В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя.

Реверберация воспринимается слитно, если промежутки между отраженными сигналами менее 100 мс. При увеличении интервала между приходящими звуками свыше 100 мс субъективное восприятие человека отмечает уже раздельное эхо.

Чем больше размеры помещения и меньше поглощающая способность поверхностей, тем больше длительность реверберации. Под временем реверберации понимают длительность затухания сигнала на 60 дБ от первоначального значения.

По времени реверберации и ее глубине в естественной звуковой среде можно оценить размеры помещения и его акустические свойства. Звук голоса на сцене концертного зала, в пустой комнате, в комнате с множеством мягких вещей заметно отличается по воспринимаемому тембру.

В процессе естественной реверберации меняется частотный спектр звука. Высокие частоты затухают быстрее, чем низкие, поэтому тембр отраженного звука в сравнении с оригиналом имеет более мягкий, приглушенный характер. Величина потери высокочастотных составляющих спектра зависит от расстояния, пройденного акустической волной, и от свойств материалов отражающих поверхностей.

История искусственной реверберации

Наиболее естественный и качественный способ передать в записи реверберацию — осуществить запись в хорошем концертном зале. Очевидно, что этот способ доступен далеко не всем и не во всех случаях, поэтому потребность в имитации реверберации родила еще до цифровой электронной эпохи несколько полуакустических, полумеханических приемов ее получения.

Первой для имитации реверберации появилась эхо-камера (chamber). Это небольшое помещение, в котором находилась звуковоспроизводящая система и микрофон для записи звука. Для усиления эффекта стены помещения были покрыты рядами звукоотражающих тарелок или другими похожими материалами. Меняя положение громкоговорителя и микрофона можно было получить небольшие вариации в записанном звуке.

Относительно популярный метод имитации реверберации был реализован на больших подвешенных с напряжением металлических пластинах (plate) с прикрепленными к ним электромагнитными преобразователями.

С помощью демпфирования пластины можно было управлять временем ее колебаний.

Вибрации пластины имитировали настоящую реверберацию весьма условно, но тем не менее симуляция такого способа нашла воплощение во всех современных цифровых ревербераторах.

Более низкокачественной вариацией этого способа была пружинная (spring) реверберация, использовавшаяся раньше в гитарных усилителях. На одном конце пружины стоял электромагнитный преобразователь, приводивший пружину в колебания, а на другом звукосниматель, воспринимавший все ее полезные и паразитные колебания.

Цифровые ревербераторы

Все современные цифровые устройства получения реверберации можно условно разделить на несколько типов в зависимости от технологии, качества и области применения.

Самую простую и непритязательную группу составляют устройства реверберации, применяемые в мультимедийных звуковых картах типа Diamond Monster MX300 на чипе Vortex2 или простеньких электронных «самоиграйках» от Casio и Yamaha. Обычно, в данном случае, можно управлять лишь глубиной эффекта, другие управляемые параметры отсутствуют.

Профессиональные и полупрофессиональные звуковые карты, музыкальные инструменты и звуковые модули, как правило, имеют на борту неплохие процессоры эффектов, в которых можно выбирать тип реверберации и управлять ее параметрами. Кроме общих системных эффектов (реверберации, хоруса), имеется по крайней мере ещё один назначаемый блок эффектов, для которого среди прочих эффектов всегда найдется парочка-троечка дополнительных типов реверберации.

Считается, что наибольшим качеством и гибкостью обладают отдельные модульные процессоры эффектов. Среди них есть хорошие универсальные, для которых реверберация — один из множества доступных эффектов (Boss VF-1, Zoom RFX1000), и специализированные студийные ревербераторы (Sony DRE-S77, Yamaha REV500).

В последнее время широкое распространение получили чисто программные имитаторы эффектов. Реверберацией реального времени обладают программные сэмплеры и синтезаторы. В отличие от аппаратных аналогов, которые работают в любых условиях, при использовании софтовых эффектов стоит помнить об ограниченных ресурсах (мощности) компьютера.

Чрезвычайной гибкостью и хорошим качеством отличаются имитаторы, работающие не в режиме реального времени. Например, в популярном аудиоредакторе Cool Edit Pro можно обнаружить ревербератор, моделирующий всевозможные помещения с кучей сопутствующих настроек:

Типы реверберации

В любом современном цифровом ревербераторе можно выбрать несколько программ, имитирующих различные реальные условия прослушивания или синтезирующих некие фантастические ситуации для специальных эффектов. Ниже кратко описаны наиболее популярные примеры.

Hall (зал) — имитирует акустику концертного зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.

Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.

Live (Stage) — имитирование живого выступления на сцене, считается, что данный тип реверберации хорошо подходит для солирующих инструментов.

Plate (пластина) — симуляция плоской электромеханической реверберации металлической пластины, описанной выше. Применяют для вокала и ударных инструментов.

Spring (пружина) — lo-fi реверберация, имитирует упомянутую выше пружинную электромеханическую конструкцию.

Chamber (эхо-камера) — имитация описанного ранее помещения для записи реверберации.

Gate (гейт, шлюз) — реверберация с отрезанием конечной фазы затухания. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.

Reverse (реверс) — тип искусственной реверберации с инвертированной огибающей, т. е. она сперва плавно нарастает, затем резко обрывается.

Подобный эффект может быть получен путем инвертирования звука в редакторе, применения к нему обычной реверберации и обратному инвертированию. В этом случае реверберация начинается еще до старта основного звука.

Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы реверберации. Например, в XG устройствах от Ямахи можно найти White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях, а в серии Sound Canvas от Роланда — Panning Delay — некая раздельная стереофоничная реверберация.

Параметры реверберации

В этом разделе в алфавитном порядке мы рассмотрим регулируемые параметры, встречающиеся в современных цифровых ревербераторах.

Balance (Dry/Wet) — регулирует соотношение прямого звука и звука, обработанного эффектом.

Density — плотность ранних (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.

Diffusion — характеризует расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается её дискретность или подобие эха.

Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.

Er/Rev Balance — соотношение уровней ранних отражений и остатка реверберации.

Feedback Level — уровень обратной связи.

High Cut — параметры фильтра НЧ (эквалайзера). Делает тембр реверберации более мягким.

High Damp (LPF) — параметры демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота). Основано на естественном эффекте более быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. В некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.

Low Cut — параметры фильтра ВЧ (эквалайзера).

Low Damp (HPF) — параметры демпфирования низкочастотных составляющих реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота).

Pre Delay (Initial Delay) — временной интервал между прямым звуком и ранними (первичными) отражениями (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя).

Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.

Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации.

Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.

Reverb Time — длительность реверберации (время затухания звука приблизительно на 60 дб).

Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры (объем) имитируемого помещения.

Wall Vary — характеризует геометрию (неровности) отражающих поверхностей. Большие значения придают реверберации более рассеянный характер.

Управление реверберацией по MIDI

В стандарте General MIDI (GM) прописан только один параметр для управления глубиной (уровнем) реверберации — контрольное сообщение под номером 91 (5BH).

В GS и XG возможности управления значительно расширены. Во-первых, по NRPN можно влиять на уровень реверберации отдельно для разных ударных инструментов. Например, вот так можно уменьшить реверберацию для большого барабана (Kick) стандартного GM Drum набора:

Источник: https://www.ixbt.com/proaudio/theory-of-reverb.shtml

Реверберация – еще один эффект при сведении и мастеринге

Е) Реверберация.

Я думаю все, кто занимается музыкой слышали такое слово как реверберация. В этой статье я глубоко затрону эту тему так как при сведении треков реверберация также играет не малую роль. Даже можно сказать, одну из основных ролей в этой игре. Хотя может и показаться что этот эффект реверберации не особо важен.

Тем, кто не совсем понимает этот термин, желательно прочитать эту статью так как вам будет далее сложнее понять некоторые моменты о которых мы будем обсуждать.   И для начала давайте поймем, что такое реверберация.

Я затрону определение этого слова из Википедии, а затем опишу его своими словами.

Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Иногда под реверберацией понимается имитация данного эффекта с помощью ревербераторов.

Иными словами, этот эффект реверберации начинает постепенно путешествовать в темпе где-то 770 миль/час отражаясь от стен, потолка и постепенно затухая так как стены, потолок и воздух в себя начинают поглощать звуковые волны. Этот эффект будет заметен, когда источник звука перестает играть, но эффект звуковых волн все еще звучит постепенно затухая.

Анализ реверберации

По этому графику можно понять, что высокие частоты затухают быстрее низких и именно поэтому, например, вы слышите только гул низких частот в соседней квартире.

Для примера эффекта реверберации послушайте этот звуковой файл, где в начале воспроизводится без эффекта инструмент пианино, а после с эффектом.

https://bigsong.ru/wp-content/uploads/2015/12/reverprim.mp3

Как слышите звук с эффектом реверберации становиться чистым, плотным и приятнее на слух.

Как это сделать я опишу ниже, а пока давайте окунемся в историю.

Немного истории появления реверберации в студиях звукозаписи

Раньше, когда еще не было цифровых и аналоговых устройств звукоинженеры использовали естественную реверберацию комнат.

А для этого они в специальных эхо-камерах (reverb chambers) устанавливали громкоговорители и посылали на него сигнал с микшера где были также установлены микрофоны окружения, которые записывали поднятый ими звук.

Некоторые звукорежиссёры этим методом пользуются и в настоящее время так как он упрощает процесс сведения в этом плане и добавляет свои отдельные черты звучания.

Далее появились две основные 100 % аналоговые технологии которые позволяли создавать искусственную реверберацию. Это были пружинные и листовые ревербераторы.

Пружинный ревербератор Листовой ревербератор

Они были схожи по принципу действия: от исходящего звука в металлическом элементе в пружине или в пластине возбуждались колебания и затем его внутренние отражения снимались при помощи специальных преобразователей.

Это конечно трудно было назвать естественным звуком, но все равно в 60-70 года они использовались в гигантских количествах записей. И со временем их конструкции были усовершенствованы что давало исполнителям и звукоинженерам великолепный звук.

После появления цифровых и виртуальных устройств влияние реверберации заметно снизилось, но этот эффект все равно используется. Конечно все его используют по-разному кто-то больше кто-то меньше. Но тот факт, что он используется никуда не денется.

Он нужен при сведении музыки так как при записи сэмплов, вокала и т.д. которые мы используем в основном нету этого эффекта потому что микрофоны устанавливают очень близко к инструментам чтобы звук был чистым.

Настройка и время реверберации

Сейчас почти все vst плагины имеют свои готовые пресеты (шаблоны) и vst ревербераторы не исключение. Их можно использовать, но они почти всегда нуждаются в дополнительной настройке.

А для этого ненужно выкручивать все регуляторы. Нам необходимо будет использовать лишь небольшую группу для правильной настройке эффекта реверберации.

Но если вы горите желанием все познать, то можете прочитать эту статью про регуляторы ревербератора Fruity Reeverb 2.

Вот они: decay time (длительность хвоста реверберации), size (размер комнаты), predelay (предзадержка звука реверберации) об этом чуть ниже и wet level (показатель уровня эффекта реверберации).

Самое главное это понять баланс между длиной реверберации (decay time) и её уровнем, а т.е. размером помещения (size). Многие добавляют или слишком длинную реверберацию которая размывает трек или слишком короткую, что особо не дает вообще никакого эффекта реверберации и при этом не дистанцируются треки к горизонту.

Почти все ревербераторы имеют настройку длины этого эффекта и обозначается как Decay Time или Reverb Time. И поэтому нужно больше экспериментировать с разными настройками длины реверберации и в вместе с этими настройками регулировать фейдер возврата эффекта.

Нужно найти баланс между этими параметрами.

В принципе это то к чему мне часто приходиться возвращаться так как на заключительных стадиях сведения довольно трудно судить пока не настроишь относительные уровни реверберации для всех инструментов кроме баса и бочки.

При сведении вы можете настроить три канала send – эффекта, где будет короткая (с очень коротким хвостом decay time), средняя реверберация (со средним decay time) и длинная (с длительным decay time). Теперь необходимо послать сигналы с любых инструментов на разные уровни реверберации, чтобы создать чувство единства.

Также после эффекта реверберации добавьте эквалайзер, чтобы сильно облегчить процесс формирования звука. Для примера если убрать низкие и высокие частоты, то реверберация становиться менее заметной. Помните, что продолжительность реверберации влияет на полноту микса и эти три send – эффекта помогут вам его найти поочередно используя их для каждого инструмента.

Так что, сравнивайте…

При использовании эквалайзера я обычно регулирую тональность.

В некоторых ревербераторах уже есть свои собственные фильтры, однако я люблю добавлять после эффекта собственные эквалайзеры, так как они дают больше возможностей для формирования необходимого тона.

При использовании эквалайзера я почти постоянно срезаю на реверберации низкочастотники в районе от 100 до 300 Гц. Производиться это с целью исключить загрязнения и размывания низкочастотного звука – баса и бочки.

Также я иногда срезаю и высокочастотники low pass фильтром. Это делается по двум причинам.

Во-первых, это позволяет не ощущать реверберацию как отдельный эффект от микса (в основном когда используются вокальные согласные и высокие перкуссии).

Во-вторых, реверберация становиться наиболее отдаленной от слушателя, нежели яркие и сухие звуки оставляя положительный психологический эффект у слушателя.

Но при срезе высоких и низких частот, нередко необходимо производить от регулирование тональных характеристик реверберации, только если же вы думаете, что это необходимая процедура. По другой причине реверберация должна быть незаметной, но в то же время довольно высокой по уровню, для склеивания их должным образом.

Если вы заметили сильный пик в частотной характеристике, то вам необходимо будет тщательно рассмотреть реверберационные показатели и при надобности использовать дополнительные узкие фильтры убрав все «дерзкие» частотные пики. После этого у вас будет точный, связный и не расплывчатый звук.

Еще думаю вам рассказать про предзадержку (predelay). Это также не мало важный параметр который попросту удерживает начало реверберационных отражений на некоторое время.

Чем больше будет данный показатель, тем ближе будут казаться сухие звуки по сравнению к границам виртуального помещения.

Некоторые плагины просто на просто не имеют эту функцию, а у некоторых она по умолчанию приравнивается к нулю.

Я думаю на это нужно обратить внимание так как наш слушатель услышит обработанный звук, как находящийся вблизи границ виртуального помещения. То есть звук отдалиться от слушателя, заметно изменятся сухие звуки т.е. его тон, а также может воздействовать на ясность вокала снизив четкость важных согласных звуков.

Помните, что при использовании ревербераторов главное осознать, что правильнее не «доложить» реверберации, чем её «переложить».

Если вы хотите сделать динамическую обработку (как при сведении, так и при мастеринге), компрессия обладает направленность повышать в миксе низкие уровни, такие как хвосты реверберации.

И поэтому не забывайте об этом, и не используйте реверберацию там, где он не требуется.

Понять это можно, когда эффект работает, и его как бы не приметно, но если его выключить – то мгновенно покажется, что чего-то не хватает. И в данном случае Вы будете на 100% уверены, то что реверберация необходима, и никак не подавляет ваш инструмент.

6,062  5 

Источник: https://bigsong.ru/kurs-fl-studio/reverberatsiya-eshte-odin-ffekt-pri-svedenii-i-masteringe.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий