Джадиды и подъем национальныхдвижений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.

Histogood

Джадиды и подъем национальныхдвижений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.

На рубеже XIX—XX столетий немногочисленные группы просвещенных мусульман Туркестана искали выход из сложившейся ситуации, мечтая, с одной стороны, возродить национальную культуру и политическую самостоятельность своих народов, а с другой — приобщить их к современной жизни, к достижениям мировой цивилизации и прогресса.

Они примкнули к движению «джадидов» (либералов-обновленцев), начавшемуся в то время среди мусульман России. Основателем этого движения был Крымско-татарский просветитель, писатель, педагог и общественный деятель Исмаил-бей Гаспралы (Гаспринский), с 1883 г. издававший газету «Терд-жуман», популярную во всех мусульманских регионах России.

А само движение получило название от арабо-персидского термина «у су ли джавид», т. е. новый метод. Имелся в виду новый (звуковой) метод обучения грамоте на арабской графике, который Гаспринский ввел в 1884 г. в руководимой им школе в Бахчисарае.

Вместе с тем среднеазиатские и некоторые другие историки считают, что у истоков джадидизма стоял татарский реформатор ислама Абу Наср Курсави (1765— 1813), учившийся и живший в Бухаре.

От Курсави эстафету принял другой татарский реформатор и просветитель, казанский богослов Шихаб ад-Дин Марджани, под влиянием которого и началась деятельность Гаспринского. В Средней Азии джадидизм проявился несколько позже. http://gtk-magistral.ru перевозка буровых установок — аренда буровой.

При поддержке генерал-губернатора К.П. Кауфмана с 1884 г. в Самарканде и других городах стали открываться «русско-туземные школы», целью которых было дать местным уроженцам светское образование и способствовать русификации всей системы просвещения края.

Эти школы сыграли определенную роль в модернизации среднеазиатской элиты и приобщении ее к европейским знаниям. Однако население в большинстве своем их сторонилось, считая «еретическими». Но и старые традиционные мактабы уже не удовлетворяли распространявшуюся среди мусульман края жажду модернизации и обновления.

Первая новометодная школа открылась в Андижане в 1889 г., но вскоре закрылась. Однако с 1893 г. число этих школ стало расти.

Общероссийское движение джадидов, во многом опиравшееся на преподавателей и выпускников новометодных школ, постепенно стало окрашиваться региональной спецификой, так или иначе, отражая особенности положения регионов Крыма, Поволжья, Средней Азии и Кавказа.

«Отцом среднеазиатского джадидизма» считался Махмуд-ходжа Бехбуди (1875—1919), публицист, педагог и автор многих учебников для новометодных школ. Он также известен как издатель, журналист, сторонник модернизации и реформации ислама.

На базе опыта, воспринятого им от джадидов России, прежде всего Исмааила Гаспринского и Ризаутдина Фахретдинова, Бехбуди учредил новометодную школу в Самарканде, содействовал организации публичных библиотек, распространял в прессе и открытых письмах идеи джадидизма и автономии Туркестана.

Видным теоретиком джадидизма был также талантливый узбекский поэт, публицист и просветитель Абд ар-Рауф Рахим-оглы, известный под псевдонимом Фитрат (1886—1938). С 1913 г. он стал видным драматургом и одним из лидеров выступавшей против эмира организации младобухарцев.

Выдающимся таджикским писателем, философом и историком, оказавшим большое влияние на многих местных интеллигентов, в том числе — на Бехбуди, являлся Ахмад Дониш (1827—1897) по прозвищу «Калла» (Голова). Образованнейший человек своего времени, он не раз участвовал в посольствах Бухары в Петербург (1857 г., 1869 г., 1874 г.

), был автором «Краткой истории мангытских эмиров благородной Бухары» и «Редчайших происшествий», сохранивших до наших дней значение важных источников по истории Средней Азии XIX в.

Им был разработан проект реформ, по которому власть эмира должна была быть ограничена, а сам эмир обязывался все делать для просвещения народа путем введения в Бухаре всеобщего обучения, в том числе математике, географии, естественным наукам. Дониш выступал за широкое использование природных богатств, за изучение русского языка и русской культуры.

Однако его проекты были отвергнуты правящей верхушкой, а его самого духовенство осудило как «вероотступника». Однако джадиды впоследствии признали его «предтечей джадидизма» в Средней Азии.

Трансформация идеологии (1929-1953)
В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не толь …

Спарта – могучий греческий город–государство
Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на бе …

Голицын.
А за ними адъютантом Князь Голицын там бежит. С камергерским своим бантом Всех нас со смеху морит. Этот князь Голицын в конце XVIII и в начале XIX веков славился своими забавными и удачными карикатурами на тогдашнее общество; в молодую свою пору он был соперником Карамзина по части сердечных похождений. …

Источник: http://www.histogood.ru/hgoods-342-1.html

Тема VI: ДВИЖЕНИЕ ДЖАДИДОВ В ТУРКЕСТАНЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ИДЕЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ВЗГЛЯДОВ

Джадиды и подъем национальныхдвижений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

При изучении данной темы следует выделить следующие вопросы плана:

1. Причины возникновения джадидского движения в Туркестане.

2. Социально-экономическое положение Региона во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.и его влияние на формирование движения.

3. Сущность просветительских идей джадидов.

4. Основные грани деятельности представителей джадидизма.

Движение джадидов возникло во второй половине ХIХ века как просветительское движение, движение за просвещение народа. Оно было представлено в лице передовой национальной интеллигенции в лице лучших ее представителей, болеющей за судьбы своего края и его народов.

Важнейшим внутренним фактором возникновения джадидизма в регионе явилось его завоевание царской Россией, превращение его в отдаленную колонию империи, угнетение местного населения колониальными властями, произвол царских чиновников.

В результате край был охвачен волной антиколониальных выступлений, носивших зачастую стихийный характер, но очень ярко демонстрирующих отчаяние народа.

Важным внешним фактором, оказавшим влияние на формирование мировоззрения местных просветителей, были идейно-политические течения, проникавшие в край из сопредельных государств, благодаря интеграции демократических движений.

Большое влияние на движение джадидов оказал видный крымско-татарский реформист, основоположник джадидского движения Исмаил Гаспринский (1851-1914). С 1883 г. его газета «Таржимон» стала широко распространяться в городах Туркестана, а также в Бухаре и Хиве.

В самом начале деятельность местной интеллигенции носила просветительский характер.

Джадиды в силу своей образованности владели культурным капиталом прошлого, имели возможность путешествовать, знакомиться с индустриальными и культурными достижениями более развитых стран и поэтому прекрасно осознавали, насколько Туркестан отстал в своем развитии, и стали выступать за модернизацию мусульманской культурной традиции. Джадиды боролись против религиозного консерватизма в лице кадимистов (в 1905 г. движение раскололось на модернистов и консерваторов). По их мнению именно религиозный консерватизм препятствует использованию технических новшеств, из-за чего отстают в своем развитии ремесла и предприятия, не выдерживая конкуренцию с российской развитой индустрией.

Джадидизм прошел сложный путь развития в динамике от просветительства до мощного политического движения. Тяжелое экономическое положение широких масс, вызванное имперской политикой и местным деспотизмом, угрожающее отставание от экономически развитых стран мира, культурный регресс, застой мысли побуждали джадидов искать действенные средства для выхода из кризиса.

Туркестанский край того времени представлял собой колонию Российской империи, ставшей ее сырьевым придатком, безвозмездно питающим метрополию своими природным богатствами, в честности, хлопком и шелком.

Позднее была разработана программа извлечения других природных ресурсов и перегонки их в Центр, причем развивались лишь обслуживающие эти цели отрасли. Проникновение в Туркестан русского капитала, конечно, дало стимул развитию банков, строительству железных дорог и т.д.

но развитие ростовщического капитала в значительной мере увеличило число разорившихся дехкан.

С другой стороны, сюда вошла новая европейская культура с достаточно богатым опытом и технологическим достижениями, развитой образовательной системой, связанная в целом с европейским миром.

И это, конечно, не могло не повлиять на умы прогрессивно мыслящей интеллигенции края. В сложившихся условиях она увидела главную причину социального и колониального гнета, отсталости страны в невежестве и непросвещенности народа, поддерживаемых правящими кругами.

Поэтому решение назревших проблем виделось вначале только через просветительство.

Джадидизм в Средней Азии можно расценивать как одну из ветвей и разновидностей реформаторского движения национально – прогрессивной интеллигенции, во многих странах Востока в ХIХ – начале ХХ вв. Наряду с просветительством джадиды стремились изменить старую систему социальных политических статусов на прогрессивные формы развития.

Но это был уже второй этап движени.

В Туркестане наиболее выдающимися его представителями джадидизма были Махмудходжа Бехбуди, Убайдулла Асадуллаходжаев, Мунаввар коры Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Тошпулатбек Норбутаев, Ходжи Муин, Абдукадыр Шакури, Обиджон Махмудов, Ашурали Захири, Искакхан тура Ибрат; в Бухаре – Садриддин Айни, Файзулла Ходжаев, Абдурауф Фитрат, Муса Саиджанов, Абдулвохид Бурханов, Усман Ходжаев, Миркомил Бурхонов и др.; в Хиве – Бобоохун Салимов, Полваннияз Ходжи Юсупов, АвазУтар, Хусайн Матмуродов, Назар Шаликоров, Отажон Абдалов, Худойберган Даванов, Мухаммад Расул Мирзо, Матякуб Пазачи и др. все они внесли огромный вклад не только в просвещение народных масс, но и в развитие освободительных идей.

Джадидизм развивался постепенно. Начавшись с идеи просветительства, которое прогрессисты считали панацеей от всего, он изменил вектор своего направления и обрел более широкий диапазон действия. Спустя два десятилетия джадиды осознали, что для преодоления экономического и культурного застоя нужны политические перемены.

Начавшееся в крае в конце XIX в. бурное строительство промышленных предприятий, развитие хлопководства, товарно-денежных отношений и т.д. обусловили появление новых административных учреждений, банков, торговых фирм и т.д.

Функционирование всех этих структур требовало образованных людей, знающих местную специфику и язык, для чего нужны были новые формы обучения и новые учебные заведения.

Именно джадиды выступили за реформирование мусульманского школьного образования: введение в мактабах новых методов обучения, преподавание естественных дисциплин, улучшение гигиенических условий в школах и т.д.

Определенные шаги в этом направлении были сделаны, когда в регионе в начале 80-х гг. XIX в. начали открываться русско-туземные школы. В них были заинтересованы в равной мере и колониальная администрация, и местные купцы и предприниматели. Первая русско-туземная школа была открыта 19 декабря 1884 г. в доме богатого купца Сеид-Гани Сеидазимбаева. К 1917 г.

в крае было 126 русско-туземных школ с 6213 учащимися. Однако эти школы были русскими школами для детей местного населения, готовившими кадры для работы в русских административных, финансовых, коммерческих учреждениях. Они не могли коренным образом решить проблему массовой подготовки образованных кадров из местного населения.

Для этого надо было реформировать национальную систему образования.

В 90-х гг. XIX в. стараниями джадидов в крае начинают создаваться новометодные школы. Джадидские школы впервые были открыты в 1898 г. в Коканде Салохуддином домла, а в 1899 г. это начинание поддержал в Ташкенте Маннон кары и в Андижане — Шамсиддин домла.

К 1911 г. общее количество новометодных школ в Туркестане составляло 63, в них обучалось 4106 детей; 30 школ действовали в Ферганской области, 12 – в Семиречье и 5 – в Самарканде. Ташкент, конечно же, отличался большим количеством школ – их было 24 и качеством обучения.

По инициативе таких представителей движения, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат начали издаваться учебники на узбекском языке для преподавания в новометодных школах, а также переводная и оригинальная литература, преимущественно научно-популярного характера.

Пытаясь создать новую систему образования и просвещения, национальные прогрессисты опирались на культурное наследие народов Центральной Азии. Нередко в своих трудах они напоминали читателям о нем, приводя в качестве примеров Ибн Сино, Фараби, Улугбека как фактических родоначальников социальных и научных реформ в Средней Азии.

По мнению джадидов, изучение их трудов может продвинуть прогрессивное развитие края, поднять национальное самосознание народа.

Процесс объединения прогрессивных сил края и активизации просветительской деятельности джадидов ознаменовался не только открытием новометодных школ, но и организацией национальной прессы, в частности, появлением новых газет и журналов. Так, в 1906 г. под редакцией И.

Обидова стала издаваться газета «Тараккий», в том же году под руководством Мунаввара кары – «Хуршид», в 1907-1908 гг. под редакцией А.Авлони – «Шухрат», А.Бектемиров возглавил газету «Осиё» Однако в скором времени колониальное правительство, опираясь на сообщение своего эксперта Н.П..Остроумова, закрыло эти издания.

На основе новой волны просветительства в 1913-1915 гг. появились такие газеты и журналы, как «Самарканд», «Садои Туркистон», «Садои Фарғона», «Эл байроғи», «Кенгаш», «Турон» и «Ойна», а в 1917 г. – такие печатные органы, как «Хуррият», «Нажот», «Кенгаш», «Турон», «Улуғ Туркистон» и др.

Благодаря предпринимателю Саидкариму Саидазимбаеву выходила газета «Тужжор», которая, являясь трибуной джадидов, открыла еще более широкие возможности пропаганды их реформаторских идей, чем школы. В общей сложности их было более 15.

Занималась национальная интеллигенция и широким просветительством, организуя издательства по выпуску дешевой книжной продукции («Нашриет» в Ташкенте, «Туркестанское издательское товарищество» в Андижане). Они открывали в различных городах края книжные магазины, где продавались книги по низким ценам.

В 1914 г. были сделаны первые шаги по созданию национального театра. 27 февраля в Ташкенте под руководством Убайдуллы Ходжаева была поставлена на узбекском языке драма Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). Все постановки национальных театров проходили при переполненных залах и с большим аншлагом.

Следует отметить широкую благотворительную деятельность джадидов. Весной 1909 г. в Ташкенте было создано благотворительное общество «Помощь». Как отмечалось в Уставе общества, его целью было оказание помощи всем нуждающимся. С этой же целью учителями новометодных школ в 1914 г. было создано благотворительное общество «Амдоадия».

К концу второго десятилетия ХХ в. узбекистанское общество уже имело в своей структуре деловую и творческую интеллигенцию, в рядах которой были прекрасные педагоги (Мунаввар Кори, Шакури и др.), юристы (Убайдулла Хорджаев), историки (Мухаммад Солих Кори Ташкенди, Саттархан Абдулгафаров), поэты и писатели (Фитрат, Мукими, Завки, Фуркат, Хамза и др.).

Однако, джадиды понимали, что колониальная система правления российской администрации в Туркестане не только не отвечает национальным потребностям, но и наносит колоссальный социально-экономический ущерб стане.

Поэтому из борьбы за новометодное светское образование, укрепление лучших сторон национальной самобытности, интенсивное развитие культуры, движение вылилось в конечном счете в борьбу за политическую самостоятельность и демократические формы правления.

Джадиды были убеждены в том, что Туркестанский край, будучи частью мусульманского мира, но представляющий собой самостоятельное уникальное явление в мировой истории, обязан найти свое достойное место в сложном и противоречивом будущем, которое открывал ХХ век.

Контрольные вопросы.

1.В Каких исторических условиях зародилось джадидское движение?

2. Назовите внутренние и внешние факторы распространения джадидизма?

3. Какова суть прогрессивных идей просветителей?

4. Под влиянием каких событий движение джадидов приобрело политический характер?

5. Каково значение деятельности джадидов для прогрессивного развития региона?

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 6484 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/2-24584.html

Зарождение Движения Джадидов

Джадиды и подъем национальныхдвижений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.

Завоевание Российской империей государств Средней Азии привело к серьезному отставанию во многих сферах от развитых стран мира, попранию национальных ценностей. Колониальная политика в крае отличалась тем, что в интересах империи упор делался на содержании основной части местного населения в неграмотности и отсталости.

Народно-освободительное движение в Туркестане протекало в форме борьбы против колониального гнета, при этом подавляющая часть населения ни на минуту не забывала о сохранении своего самосознания, развитии национальной культуры.

Подавляющий военный потенциал царского правительства не давал возможности населению вести открытую борьбу с колониальной державой.

Именно поэтому люди, в особенности, интеллигенция, патриоты своей Родины, понимавшие народ и его боль, сознавали важность достижения свободы через пробуждение в народе стремления к просвещению.

Они полагали, что система просвещения является важнейшим инструментом в распространении передовых идей среди народа. Идеи национальной интеллигенции края, направленные на обновление и реформирование общества, вылились в движение под названием джадидизм.

Запомните
Начиная со второй половины XIX в. в Туркестане стало формироваться просветительское движение — джадидизм.

Зарождение движения джадидов

Изменения в каждом обществе проявляются на основе исторических условий того периода. Они отражают место и роль исторических личностей, в особенности, интеллигенции, каждая из которых выступает с характерной для нее передовой идеей.

Интеллигенция всегда стремилась найти выход из социально-экономических противоречий, сотрясавших общество. Подобный процесс начал наблюдаться во второй половине XIX в. и в Крыму, Закавказье, Туркестане, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве.

Интеллигенция начала стремиться к просвещению своего народа и повышению его образованности.

Крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (1851—1914) является основателем джадидизма, охватившего все тюркские народы. Он обладал глубокими познаниями в религиозных и светских науках, имел четкое представление о прогрессивных процессах, протекавших в мире, знал несколько языков, что позволило ему изучать жизнь других народов.

На основе своих знаний он сопоставлял Восточный и Западный миры, находился в непрестанном поиске путей, ведущих к прогрессу тюркских народов. В 1884 году Исмаил Гаспринский основал в крымском городе Бахчисарай первую джадидскую школу.

Он составил учебники по разработанной им самим программе, согласно которой 12 учеников в течение 40 дней обучались грамоте. Данный метод получил широкое распространение под названием «усули савтия» — буквенно-звуковой метод, то есть «усули джадид».

В 1888 году была издана книга «Рахбари муаллимин» («В помощь наставникам»), в которой изложена система обучения, организации и проведении уроков, оснащении классных комнат, расписании уроков, проведении каникул и экзаменов в новометодных школах.

Термин «джадид» в переводе с арабского означает «новый».

Джадиды считали необходимым улучшить систему просвещения и образования у народов, находившихся в колониальной зависимости от царской России, преподавать молодым наряду с религиозными также и светские науки. Они выдвигали идею о необходимости обучения молодежи в мусульманских школах таким наукам, как ислам, арабский, персидский (фарси) и русский языки, медицина и химия.

Распространения просветительских идей в Средней Азии

Прогрессивные силы, ставившие целью процветание края, существовали во всех слоях общества — среди ремесленников, дехкан, купцов, собственников и улемов.

В широком распространении джадидских идей большая роль принадлежит газете «Таржимон» («Переводчик»), Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 г. послужили толчком для последующего распространения просветительских идей. В 1893 г.

в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В последующем, подобные школы стали открываться и в других местах.

Наряду с изучением опыта крымской интеллигенции в своих просветительских действиях джади ды Средней Азии использовали передовые идеи прогрессивных деятелей других стран. Возраст участников прогрессивного движения в Средней Азии отличался от других представителей данной прослойки. В 1910 году самому молодому из них Абдулхамиду Чулпану было 13 лет, самому старшему Махмудходже Бехбуди — 36.

Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению.

По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы. Основу джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи. Они мечтали видеть в будущем родной край свободным и развитым государством.

Сформированные в начале XX в. прогрессивные силы глубоко осознали несостоятельность существующей системы государственного управления, низкий уровень жизни народа и необходимость их изменения.

Движение национальной интеллигенции Бухары возникло в социально- политических условиях, более тяжелых, чем в Туркестанском крае. Их основу составляли выходцы из мелких лавочников, учителей, ремесленников и торговцев.

Они также выступали с требованиями проведения реформ в экономической и управленческой сферах, например снизить налоги, встречая серьезное сопротивление фанатично настроенных мулл и консерваторов, выступавших против новшеств и реформ.

Начиная с 1910 года джадидское движение в Бухаре приняло организованный характер и стало формироваться в качестве политической организации. Прогрессивные силы Бухары в начале XX в.

критически анализируя существующее положение стали ясно осознавать несоответствие внутренней системы управления требованиям времени, низкий уровень жизни населения и необходимость изменения политико-административной системы.

Прогрессивное движение начала XX в. в Хивинском ханстве зарождалось в иных исторических условиях. Джад ид и зм состоял из двух течений. Правое течение (верховный визирь Исламходжа) объединяло владельцев торгово-промышленных предприятий ханства, а также крупных баев.

Его целью было проведение реформ с сохранением в государстве ханского управления. Левое течение (Бобоахун Салимов) включало в себя держателей капитала, ремесленников и представителей прочих слоев.

Они стремились достичь политической активности населения путем организации новометодных школ.

Распространение просветительства в Туркестане встретило серьезное сопротивление в лице колониального правительства и его чиновников.

Но, несмотря на это, джадиды продолжают свою деятельность в театральной, печатной и издательской сферах.

В 1898 году Салохиддин домла открывает в Коканде вторую джадидскую школу, в 1899 году Шамсиддин домла — джадид скую школу в Андижане, а Маннон-кори — в Ташкенте, где они вводят новометодные формы образования.

Запомните!
В 1893 г. в Бухаре открывается первая джадидская школа, а в 1898 г. в Коканде — вторая. В1899 г. Шамсиддин домла открывает джадидскую школу в Андижане, а Маннон-кори — в Ташкенте.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма.

    Источник: http://vek-noviy.ru/istoriya-uzbekistana-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xxv/dvizheniya-dzhadidov-v-turkestane/zarozhdenie-dvizheniya-dzhadidov.html

    Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

    Джадиды и подъем национальныхдвижений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.

    Атаева Д. П., Абдираманов С. Х. Национальные особенности движения джадидов в Туркестане // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 799-801. — URL https://moluch.ru/archive/112/28778/ (дата обращения: 06.03.2020).

    

    Джадиды стремились овладеть достижениями восточной и западной культур, учились и призывали других к тому же.

    Побывав за рубежом, просветители сумели разглядеть и сопоставить уровни развития культуры и образования различных стран.

    Ключевые слова: Джадиды, «Таржимон», школы «усули джадид».

    Прогрессивные силы, ставившие целью процветание края, существовали во всех слоях общества — среди ремесленников, дехкан, купцов, собственников и улемов. В широком распространении джадидских идей большая роль принадлежит газете «Таржимон» («Переводчик»).

    Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 г. послужили толчком для последующего распространения просветительских идей. В 1893 г в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В последующем, подобные школы стали открываться и в других местах.

    Наряду с изучением опыта крымской интеллигенции в своих просветительских действиях джадиды Средней Азии использовали передовые идеи прогрессивных деятелей других стран. Возраст участников прогрессивного движения в Средней Азии отличался от других представителей данной прослойки.

    В 1910 году самому молодому из них Абдулхамиду Чулпану было 13 лет. Самому старшему Махмудходже Бехбуди — 36.

    Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению.

    По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы. Основа джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи.

    Они мечтали видеть в будущем родной край свободным и развитым государством. Сформированные в начале ХХ в. Прогрессивные силы глубоко осознали несостоятельность существующей системы государственного управления, низкий уровень жизни народа и необходимость их изменения.

    Движение национальной интеллигенции Бухары возникло в социально–политических условиях, более тяжелых, чем в Туркестанском крае. Их основу составляли выходцы из мелких лавочников, учителей, ремесленников и торговцев.

    Они также выступали с требованиями проведения реформ в экономической и управленческой сферах, например снизить налоги, встречая серьезное сопротивление фанатично настроенных мулл и консерваторов, выступавших против новшеств и реформ.

    Начиная с 1910 года джадидское движение в Бухаре приняло организованный характер и стало формироваться в качестве политической организации. Прогрессивные силы Бухары в начале ЧЧ в.

    Критически анализируя существующее положение стали ясно осознавать несоответствие внутренней системы управлениям времени, низкий уровень жизни населения и необходимость изменения политико-административной системы.

    Прогрессивное движение начало ХХ в. В Хивинском ханстве зарождалось в иных исторических условиях. Джадидизм состоял из двух течений. Правое течение (верховный визирь Исламходжа) объединяло владельцев торгово-промышленных предприятий ханства, а также крупных баев.

    Его целью было проведение реформ с сохранением в государстве ханского управления. Левое течение (Бобоахун Салимов) включало в себя держателей капитала, ремесленников и представителей прочих слоев.

    Они стремились достичь политической активности населения путем организации новометодных школ.

    Распространение просветительства в Туркестане встретило серьезное сопротивление в лице колониального правительство и его чиновников.

    Но, несмотря на это, джадиды продолжают свою деятельность в театральной, печатной и издательской сферах.

    В 1898 году Салохиддин домла открывает в Коканде вторую джадидскую школу в Андижане, а Маннон — кори — в Ташкенте, где они вводят новометодные формы образования.

    В реализации своих идей, выражавшихся в Средней Азии, прогрессивные силы особое значение придавали борьбе с фанатизмом, безразличием и отсталостью.

    При решении этих задач первостепенное внимание отводилось следующим направлениям: расширению в крае сети новометодных школ, обучению одаренной молодежи за рубежом, созданию различных просветительских обществ и театральных трупп, изданию газет и журналов, построению в Туркестане национального демократического государства путем повышения общественно-политического и культурного сознания народа.

    Важнейшим направлением деятельности передовых представителей национальной интеллигенции являлось поднятие уровня образования путем расширения сети новометодных школ. Эти школы служили не только ускоренному и легкому овладению грамотой, но и формированию нового мировоззрения, свободного от фанатизма и консерватизма.

    Джадиды стремились овладеть достижениями восточной и западной культур, учились и призывали других к тому же.

    Побывав за рубежом, просветители сумели разглядеть и сопоставить уровни развития культуры и образования различных стран.

    И у проницательной молодежи появилось намерение внедрить в Туркестане достижения мирового прогресса. В результате, на первом этапе. Перед джадидами встала задача реформирования образования.

    В Образовательном процессе новометодных школ за образец был принят европейский стандарт. Наряду с обучением основам арифметики. Истории, географии, природоведения, большое внимание уделялось преподаванию основ ислама.

    Важным также был и вопрос создания новых учебников. В первое время во многих новометодных школах Туркестана использовались учебники и пособия, изданные в Казане и Оренбурге.

    Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива. Открытые в этих городах общества и объединения культурно — просветительского направления привели к широкому распространению джадидизма в Туркестане.

    Основные идеи и цели джадидизма:

    – избавление и освобождение Туркестана от средневековых пережитков, феодальной отсталости и религиозного фанатизма;

    – отказ от обучения «старым методом», направить край, народ и нацию на путь развития и прогресса;

    – создания национального государства»

    – построение свободного и благополучного общества по методу конституционной и парламентской системы правления;

    – тюркским языком придавать статус государственного языка;

    – создание национальной денежной единицы и национальной армии.

    В своих изданиях джадиды информировали о событиях, происходивших в мире на территории Туркестана. Этими действиями они демонстрировали содержание своих идей и необходимость их широкого распространения.

    Просветители раскрыли значение новометодных школ в Средней Азии можно было буквально пересчитать по пальцам, то к 1911 году их количество достигло 63, число обучающихся составило 4106.

    В 1910 году только в Ташкенте насчитывалось 24 джадидских школ, где обучались 1740 детей, а к 1917году в крае уже существовало около 100 новометодных школ. Во взглядах просветителей отдельное место занимали вопросы обучения женщин.

    Они утверждали, что никоим образом не препятствуют женщинам постигать исламское учение. Подчеркивая, что изучение веры является долгом каждого мужчины и женщины, джадиды выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков.

    Хотя основная деятельность видных представителей джадидского движения начиналась с просветительства, их идейное влияние на массы играет важную роль при становлении национально-освободительного движения народов Туркестана.

    Литература:

    1. Касимов Б. «Миллий Уйгониш». Ташкент. 1997.
    2. Имамназаров М. «Миллий маънавиятимизнинг такомил боскичлари».Т., «Иктисод молия», 2008.

    Основные термины(генерируются автоматически): Азия, Туркестан, Ташкент, школа, Бухара, прогрессивное движение, широкое распространение, западная культура, Андижан, серьезное сопротивление.

    Источник: https://moluch.ru/archive/112/28778/

Uchebnik-free
Добавить комментарий