Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.В психиатрии « дизонтогенез » относят к задержкам и искажениям психического развития.

Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом.

К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций.

Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие болезненного процесса или другого повреждения психики (в последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции).

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Этиология.

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии.

В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность,

При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на

Ø особенности темперамента,

Ø соматическая и органическая церебральная патология,

Ø комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем).

Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации.

По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности.

Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят о минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны.

Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни. Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу .

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно, клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. авто подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза .

Виды дизонтогенеза.

В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза :

1) задержанное или искаженное психическое развитие;

2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;

3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации;

4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами.

К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии.

Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражении генетического предрасположения к шизофрении.

Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_331318_dizontogenez-etiologiya-i-patogenez-dizontogeniy-vidi-dizontogeneza-i-ih-osnovnie-harakteristiki.html

Раздел I общие закономерности психического дизонтогенеза

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.

ЛебединскийВ.В. Нарушения психического развития удетей: Учебное пособие. – М.: ИздательствоМосковского университета, 1985

Пособиесодержит первое систематическоеизложение основных патопсихологическихзакономерностей нарушений психическогоразвития у детей. Выделен ряд общихзакономерностей аномального развития.

Показана роль различных факторов ввозникновении асинхроний развития ипатопсихологических новообразований.Автором представлена оригинальнаяклассификация типов психическогодизонтогенеза. Описана их психологическаяструктура.

Книга рассчитана на психологов,дефектологов, педагогов, врачей.

Печатаетсяпо постановлению Редакционно-издательскогосовета Московского университета

Рецензенты:

докторпсихологических наук, профессор Б.В. Зейгарник,

доктормедицинских наук, профессор М.В. Коркина

§ 1. Понятие дизонтогении

В1927 г Швальбе (цит. по Г. К. Ушакову, 1973)впервые употребил термин «дизонтогения»,обозначая им отклонения внутриутробногоформирования структур организма отнормального развития.

Впоследствиитермин «дизонтогения» приобрел болееширокое значение.

Им стали обозначатьразличные формы нарушений онтогенеза,включая и постнатальный, преимущественноранний ограниченный теми cpoками развития,когда морфологические системы организмаеще не достигли зрелости.

Какизвестно, практически почти любое болееили менее длительное патологическоевоздействие на незрелый мозг можетпривести к отклонению психическогоразвития.

Его проявления будут различныв зависимости от этиологии, локализации,степени распространенности и выраженностипоражения, времени его возникновенияи длительности воздействия, а такжесоциальных условий, в которых оказалсябольной ребенок.

Эти факторы определяюти основную модальность психическогодизонтогенеза, обусловленную тем,страдают ли первично зрение, слух,моторика, интеллект, потребностно-эмоциональнаясфера

В отечественной дефектологии прим енительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития». § 2. этиология и патогенез дизонтогений

Изучениепричин и механизмов формированиядизонтогений нервно-психическогоразвития особенно расширилось в последниедесятилетия в связи с успехами генетики,биохимии, эмбриологии, нейрофизиологии.

Какизвестно, нарушения нервной системымогут быть вызваны как биологическимифакторами, так и социальными.

Средибиологических факторов значительноеместо занимают так называемые порокиразвития мозга, связанные с поражениемгенетического материала (хромосомныеаберрации, генные мутации, наследственнообусловленные дефекты обмена и др.).

Большая роль отводится внутриутробнымнарушениям (в связи с тяжелыми токсикозамибеременности, токсоплазмозом, люэсом,краснухой и другими инфекциями, различнымиинтоксикациями, в том числе гормональногои лекарственного происхождения),патологии родов, инфекциям, интоксикациями травмам, реже — опухолевым образованиямраннего постнатального периода. Приэтом нарушения развития могут бытьсвязаны с относительно стабильнымипатологическими состояниями нервнойсистемы, как это имеет место при мозговойнедостаточности вследствие хромосомныхаберраций, многих резидуальныхорганических состояниях, а такжевозникать на почве текущих заболеваний(врожденных дефектов обмена, хроническихдегенеративных заболевании, прогрессирующейгидроцефалией опухолей, энцефалитов,шизофрении, эпилепсии и т. д.).

Незрелостьразвития мозга, слабость гематоэнцефалическогобарьера обусловливают повышеннуювосприимчивость центральной нервнойсистемы ребенка к различным вредностям.Как известно, целый ряд патогенныхфакторов, не оказывающих влияния навзрослого, вызывает нервно-психическиенарушения и аномалии развития у детей.

При этом в детском возрасте встречаютсятакие церебральные заболевания исимптомы, которые у взрослых либо совсемне бывают, либо наблюдаются очень редко(ревматическая хорея, фебрильные судорогии др.).

Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматическиеинфекционные процессы, связанная снедостаточностью мозговых защитныхбарьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет времяповреждения.Объем поражения тканей и органов припрочих равных условиях тем более выражен,чем раньше действует патогенный фактор.

Стоккардом (1921) было показано, что типпорока развития в эмбриональном периодеопределяется временем патологическоговоздействия. Наиболее ранимым являетсяпериод максимальной клеточнойдифференциации.

Если же патогенныйфактор воздействует в период «отдыха»клеток, то ткани могут избежатьпатологического влияния.

Поэтому однии те же пороки развития могут возникатьв результате действия различных внешнихпричин, но в один период развития, и,наоборот, одна и та же причина, действуяв разные периоды внутриутробногоонтогенеза, может вызвать разные видыаномалий развития. Для поражения нервнойсистемы особенно неблагоприятновоздействие вредности в первую третьбеременности.

Характернарушения также зависит от мозговойлокализации процесса и степени егораспространенности. Особенностьюдетского возраста является, с однойстороны, незрелость, а с другой — большая,чем у взрослых тенденция к росту иобусловленная ею способность к компенсациидефекта (Т. Трамер, 1949; Г. Е. Сухарева,1955; Г. Гёлльниц, 1970).

Поэтомупри поражениях, локализованных вопределенных центрах и проводящихпутях, длительное время может ненаблюдаться выпадения определенныхфункций.

Так, при локальном поражениикомпенсация, как правило, значительновыше, чем при дефицитарности функции,возникшей на фоне общемозговойнедостаточности, наблюдаемой придиффузных органических поражениях ЦНС.

В первом случае компенсация идет засчет сохранности других систем мозга,во втором — общая недостаточность мозгаограничивает компенсаторные возможности.

Большоезначение имеет интенсивностьповреждения мозга. При органическихпоражениях мозга в детском возрасте,наряду с повреждением одних систем,наблюдается недоразвитие других,функционально связанных с поврежденной.Сочетание явлений повреждения снедоразвитием создает более обширныйхарактер нарушений, не укладывающихсяв четкие рамки топической диагностики.

Рядпроявлений дизонтогенеза, в целом менеегрубых по степени выраженности и впринципе обратимых,  связан и свлиянием неблагоприятных социальныхфакторов. И здесь чем раньше сложилисьдля ребенка неблагоприятные социальныеусловия, тем более грубыми и стойкимибудут нарушения развития.

Ксоциально обусловленным видамнепатологических отклонений развитияотносится так называемаямикросоциально-педагогическаязапущенность, под которой понимаетсязадержка интеллектуального и вопределенной мере эмоциональногоразвития, обусловленная культуральнойдепривацией — неблагоприятными условиямивоспитания, создающими значительныйдефицит информации и эмоциональногоопыта на ранних этапах развития.

Ксоциально обусловленным видампатологических нарушений онтогенезаотносится так называемоепатохарактерологическое формирование  личности — аномалия развитияэмоционально-волевой сферы с наличиемстойких аффективных изменений,вегетативной дисфункции, вызваннаядлительными неблагоприятными условиямивоспитания и возникшая в результатепатологически закрепившихся реакцийпротеста, имитации, отказа, оппозициии т. д. (В. В. Ковалев, 1973, 1979; А. Е. Личко,1973, 1977, 1979; и др.).

Источник: https://studfile.net/preview/5850251/

Этиология и патогенез дизонтогений

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лебединский В.В.

Нарушения психического развития у детей:

Учебное пособие. –

М.: Издательство Московского университета, 1985

Пособие содержит первое систематическое изложение основ-ных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у деюй. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития.

Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена оригинальная классификация типов психического дизоцтоюнеза. Описана их психологическая структура.

Книга рассчитана на психологов, дефектологов, педагогов, врачей.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б. В. Зейгарник,

доктор медицинских наук, профессор М. В. Коркина

Раздел I ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 4

ГЛАВА I КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 4

§ 1. Понятие дизонтогении. 4

§ 2. Этиология и патогенез дизонтогений. 4

§ 3. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни. 6

ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 8

§ 1. Соотношение клинической и патопсихологической квалификации психических нарушений 8

§2. Психологические параметры дизонтогенеза. 9

ГЛАВА III КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 16

Раздел II ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 21

Г Л А В А IV ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ.. 21

ГЛАВА V ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 32

ГЛАВА VI ПОВРЕЖДЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 45

ГЛАВА VII ДЕФИЦИТАРНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 51

§ 1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. 51

§ 2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. 57

ГЛАВА VIII ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 66

ГЛАВА IX ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 85

ГЛАВА Х ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.. 95

ЛИТЕРАТУРА.. 97

Раздел I ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

ГЛАВА I КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Понятие дизонтогении

В 1927 г Швальбе (цит. по Г. К. Ушакову, 1973) впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение.

Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний ограниченный теми cpoками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, практически почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок.

Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Этиология и патогенез дизонтогений

Изучение причин и механизмов формирования дизонтогений нервно-психического развития особенно расширилось в последние десятилетия в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриологии, нейрофизиологии.

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже — опухолевым образованиям раннего постнатального периода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы, как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие хромосомных аберраций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных заболевании, прогрессирующей гидроцефалией опухолей, энцефалитов, шизофрении, эпилепсии и т. д.).

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как известно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей.

При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо совсем не бывают, либо наблюдаются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги и др.).

Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы, связанная с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет времяповреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.

Стоккардом (1921) было показано, что тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации.

Если же патогенный фактор воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния.

Поэтому одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Т. Трамер, 1949; Г. Е. Сухарева, 1955; Г. Гёлльниц, 1970).

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций.

Так, при локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС.

В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором — общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д. (В. В. Ковалев, 1973, 1979; А. Е. Личко, 1973, 1977, 1979; и др.).

Источник: https://megapredmet.ru/1-20918.html

Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.

В 1927 году Е. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этим термином стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза в периоды, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

В настоящее время различают понятия «дизонтогенез» и «дизонтогения». Дизонтогенез – это механизм отклоняющегося развития, в то время, как дизонтогения – это форма отклоняющегося развития (Л.В. Кузнецова, 2002).

Нарушения развития могут быть обусловлены биологическими и социальными факторами. По времени воздействия патогенные факторы подразделяют на пренатальные (внутриутробные), натальные (действующие в период родов) и постнатальные (послеродовые).

К биологическим факторам относятся врожденные пороки развития, генетическая патология (хромосомные синдромы и генные болезни), физические факторы, маловодие, вирусные, паразитарные и лекарственные интоксикации, травмы.

Врожденные пороки развития (ВПР) представляют собой стойкие морфологические изменения органа, части органа или участка тела, выходящие за пределы нормальных вариаций строения и нарушающие их функцию. На долю мутаций (генных, хромосомных и геномных) приходится более 30% всех пороков (А.Ю. Асанов, Н.С. Демиков, С.А. Морозов, 2003).

Хромосомные синдромы обусловлены хромосомными (в связи с нарушением структуры хромосомы) и геномными (связанными с нарушением численного состава хромосомного набора) мутациями, приводящими к генному дисбалансу. Для хромосомных синдромов характерен сложный или осложненный дефект (умственная отсталость в сочетании с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.).

При генной патологии число и структура хромосом остаются неизменными. Под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды происходит мутация генов, нарушается цепь биохимических изменений в организме и возникают тяжелые заболевания, во многих случаях сопровождающиеся умственной отсталостью, сенсорными нарушениями.

Эндокринные заболевания и дефекты обмена у матери могут нарушать морфологическую дифференциацию органов плода.

Известно тератогенное влияние на плод вирусов краснухи, кори, цитомегаловирусов, бледной трепонемы, а также паразитов (листерий, токсоплазмы и др.), приводящих к сложным порокам развития.

Негативное влияние на развитие плода оказывают и многие лекарственные препараты. Некоторые антибиотики обладают отопатогенным действием, вызывая различные нарушения слуха. Использование беременными транквилизатора талидамида приводит к множественным порокам развития у детей.

Большое значение имеет время повреждения: чем раньше действует патогенный фактор, тем более выражен объем поврежденных тканей. Плод особенно чувствителен к патогенным воздействиям в критические периоды развития.

Первый критический период у человека – первая неделя после зачатия, второй – соответствует 5 — 8 недельному зародышу. Г.И.

Лазюк в соответствии с периодом патогенного влияния выделяет следующие типы патологии:

— гаметопатии, включающие все изменения, происшедшие в гаметах. Повреждающие факторы могут воздействовать на половые клетки во время их закладки, формирования и созревания;

— бластопатии возникают в первые 15 суток после оплодотворения. Зародыш либо погибает, либо продолжает развиваться без формирования пороков;

— эмбриопатии возникают во второй критический период;

— фетопатии — патология плодного периода, охватывающая время внутриутробного развития с 9-ой недели и до рождения.

Отрезки времени, в течение которых возникает первичное нарушение органогенеза, ведущее к порокам развития, получили название тератогенетических терминационных периодов. Согласно Е. Швальбе (.1929.

), эти периоды различны для отдельных систем: мозг – 1,5 – 12 недели беременности; глаза – 2,5 – 8 недели; сердце – 2,5 – 8 недель; зубы – 6 – 12 недели; ухо –7 – 12 недели; небо – 10 – 12 недели; конечности – 4 – 10 недели. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации.

Поэтому одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды нарушений развития.

Характер нарушения зависит также от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностями детского возраста является незрелость и большая по сравнению с взрослыми тенденция к росту и способность к компенсации дефекта.

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных поражениях центральной нервной системы.

В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором – общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденными. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, проявляющаяся в задержке интеллектуального и эмоционального развития, обусловленной культуральной депривацией – неблагоприятными условиями воспитания.

Депривация (англ. deprive – лишать) — недостаточность адекватных и соответствующих межличностных средовых переживаний, особенно в первые годы жизни, недостаток удовлетворения каких-либо потребностей» (В.Я. Гиндикин, 1997). К нарушениям в развитии могут привести различные виды депривации.

Материнская (эмоциональная) депривация возникает в раннем детстве в связи с недостаточностью контакта с матерью и клинически выражается в аффективных, невротических и психотических расстройствах, нарушениях речевого развития. Сенсорная депривация может обусловить нарушения умственного и речевого развития и внутренние невротические конфликты.

Социальная депривация может обусловить нарушения речевого развития, привести к возникновению тяжелых неврозов и психозов.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое развитие личности – аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа и т.д. (Лебединский В.В., 1985).

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1196; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-48991.html

Дизонтогенез (понятие и характеристика)

Дизонтогенез. Этиология и патогенез дизонтогений. Виды дизонтогенеза и их основные характеристики.

Дизонтогенез (dysontogenesis – от греч. «dys» — нарушение + онтогенез) – нарушение индивидуального развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Термин «дизонтогенез» или «дизонтогения» впервые был введен врачам психиатром Й.

Швальбе (1927), для обозначения отклонения внутриутробного формирования различных структур организма от нормального развития, с последующим включением его в понятийный аппарат детской психиатрии, как новой самостоятельной отрасли клинической медицины.

Данное понятие включает в себя различные формы нарушения онтогенеза и, прежде всего, пре – и постнатальный (преимущественно раннего детского возраста) дизонтогенез, когда морфологические структуры организма еще не достигли своей зрелости.

Одним из основных компонентов постнатального дизонтогенеза является психический дизонтогенез (дизонтогения), который, по нашему мнению, можно охарактеризовать как нарушение психического развития (в целом или его составляющих) ребенка, вследствие расстройств  процессов созревания (последовательности, ритма и темпа) и функционирование всех структур головного мозга.

Этиологические факторы психического дизонтогенеза:

· патогенные биологические (генетические, внутриутробные нарушения, экзо — и эндогенно-органические и др.);

· неблагоприятные социально-средовые и психологические (различные виды социальной и психо — эмоциональной депривации, психологические стрессы и др.);

· сочетание биологических и неблагоприятных социально-средовых  и психологических факторов.

Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза.

Выделяется четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза (Лебединский В.В.):

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения;

3) соотношение первичного и вторичного дефектов;

4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Параметр функциональной локализации нарушения характеризуется наличием в мозговой организации психических функций общего и частичного дефектов.

Общий дефект связан с нарушением корковых и подкорковых регуляторных систем, обуславливающих дефекты интеллектуальной деятельности, снижение уровня бодрствования и психической активности, а так же патологии влечений и элементарные эмоциональные расстройства.

Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов и, прежде всего, их корковых отделов.

Время поражения несомненно играет важную роль в степени нарушения психического развития.

Еще Л. С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций.

Соотношение между первичным и вторичным дефектом основывается на взглядах Л. С. Выготского о первичном (биологически обусловленном) дефекте и вторичном дефекте, возникающем опосредованно в процессе аномального социального развития.

Учет параметра взаимоотношений между первичным и вторичным дефектами имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

Действительно, наличие у ребенка первичного дефекта является препятствием к его обучению и воспитанию.

Развитие же вторичных нарушений психического и личностного развития приводит к более широкому кругу психологических возрастных проблем, вплоть до социальной депривации и адаптации «особого» ребенка в обществе.

В этой связи, ранняя психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением психических функций и последующее включение их в процесс реабилитации, с обязательной педагогической коррекцией, как в условиях образовательного учреждения, так и на дому, несомненно, способствуют развитию положительной динамики формирования всех сторон личности ребенка и его социальной компенсации.

  Характер нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза основывается на современных научных взглядах о системном характере психики и свидетельствуют о том, что в процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисистемных отношений. Известно, что в нормальном онтогенезе выделяются несколько типов межфункциональных отношений, явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Первые два типа характерны для ранних этапов онтогенеза, а иерархические связи, являющиеся наиболее сложными, формируются в процессе усложняющееся предметной деятельности и общения. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов.

При различных видах поражения нервно-психической сферы ребенка отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к психическому дизонтогенезу.

Клинические проявления нарушений межфункциональных связей зависят, прежде всего, от их механизма, характера, диффузности и глубины.

К примеру, рассмотрим развитие ряда клинических проявлений, обусловленных различными видами механизмов (изоляции, патологической фиксации, временных и стойких регрессий и др.) этих нарушений:

1. При некоторых формах умственной отсталости отмечаются хорошая память и речь на фоне внешних нарушений мышления. Однако, в связи с изоляцией функций памяти и речи они «зацикливаются» в своем развитии, не приобретая характера осмысленности и опосредованности, оставаясь на более низком уровне реализации.

2.

Патологическая фиксация, межфункционально-ассоциативных связей, развивающаяся вследствие инертности ассоциативных связей при поражениях головного мозга, проявляется в виде различных инертных стереотипов и, так называемых, аффективных фиксаций (страха, испуга и др.). Так, патология страха, фиксируясь в раннем возрасте ребенка, распространяется и на более поздние возрастные периоды, тем самым замедляя его психические развитие.

3. У детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах, как результат развития регрессии, вследствие нарушения иерархических межфункциональных связей. Регрессии носят временных либо стойкий характер в зависимости от степени тяжести патологического процесса.

Однако, во всех случаях наличия у ребенка проявлений регрессии, необходимо проведение с ним специальных коррекционных занятий, направленных на ее устранение.

Классификация психического дизонтогенезана современном этапе развития детской психиатрии и психопатологии, на наш взгляд, можно выделить два основных вида классификации психического дизонтогенеза: психологическая, клиническая и клинико-патопсихологическая.

Сторонники психологической классификации рассматривают психологический дизонтогенез с позиций патогенеза нарушений развития личности, различая при этом следующие его виды: задержанное, поврежденное и искаженное развитие (Г.Е. Смирнова, 1959); недоразвитие и искаженное развитие (Л. Каннер, 1955).

Клиническая классификация (В.В. Ковалев, 1995) основывается:

— на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.);

— на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатологий);

— на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).

При этом, им выделено три основных типа психического дизонтогенеза: ретардация, асинхрония и третий тип – условно-обозначенный, как регрессивный.

Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития может быть общей (тотальной) и частной (парциальной).

Общая ретардация характеризуется запаздыванием или приостановкой психического и личностного развития в целом.

Частичная – запаздыванием или приостановкой развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она проявляется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Регрессивный тип психического дизонтогинеза — временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Однако за последние годы в практической деятельности специалистов разного профиля стала заслуживать классификация, разработанная В.В. Лебединским (2000), основу которой составляют своеобразные сочетания патопсихологических и клинических параметров психического дизонтогенеза.

Данная классификация включает в себя шесть вариантов нарушений психического развития: I – недоразвитие, II-задержанное развитие, III- поврежденное развитие, IV – дефицитарное развитие, V- искаженное развитие, VI – дисгармоничное развитие.

При этом, варианты психического дизонтогенеза условно можно сгруппировать в три основные группы нарушений психического развития, строго соответствующие клинической классификации, а именно:

1. Недоразвитие и задержанное развитие – нарушение, обусловленное отставанием психического развития (ретардация).

2.

Искаженное и дисгармоничное развитие – дисгармоничность развития (асинхрония).

3. Поврежденное и дефицитарное развитие – поломка отдельных функций, иными словами, возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования (регрессивный тип психического) дизонтогенеза.

В.В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

Типичным примером стойкого недоразвитияявляется умственная отсталость.

Для данного типа дизонтогенеза характерно раннее диффузное повреждение незрелого мозга, обусловленное генетическими пороками, пре- и постнатальными и др. воздействиями и как следствие — нарушение развития интеллекта, обусловленное, прежде всего, тотальным недоразвитием психических функций.

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

При различных вариантах задержанного развития (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического и др.

) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

Поврежденное психическое развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания, органические поражения ЦНС.

Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась.

Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, при возникновении которой в раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием лобных систем, как онтогенетически более молодых образований, при этом на первый план выступает парциальность  расстройств в виде грубых локальных мозговых расстройств (двигательных, речевых, гностических, мнестических,  пространственных ориентаций  и др.). Нарушения мышления могут проявляются в виде снижения функции обобщения, резкой замедленности и плохой переключаемости мыслительных процессов, тяжелой психической истощаемостью, нарушением логического строя мышления, выраженными наклонностями к персеверациям, вялостью, апатией, резким снижением активности мышления, а также нарушением его критики и целенаправленности.

Дефицитарное психическое развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний. Дефицитарность психического развития определяется прежде всего наличием первичного дефекта и, вследстие этого, вторичной задержкой психического развития.

Искаженное психическое развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме  раннего детского аутизма (РДА,или синдром Л.Каннера).

Основой дисгармонического психического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания.

Таким образом, подводя итог данного раздела учебника, важно отметить, что при анализе нарушений психического развития, каждый специалист должен всегда учитывать не только их структурно-динамические особенности, но и параметры, лежащие в его основе при том либо ином варианте дизонтогенеза, как «факторов прогноза» динамики развития психических функций ребенка.

Глава 5.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2729;

Источник: https://studopedia.net/1_4171_dizontogenez-ponyatie-i-harakteristika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий