Дисграфия. Психофизиологическая структура акта письма. Классификация дисграфии. (Работы А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Л.Ф.Спировой)

Р.И. Лалаева. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма

Дисграфия. Психофизиологическая структура акта письма. Классификация дисграфии. (Работы А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Л.Ф.Спировой)

Дисграфия — эточастичное специфическое нарушениепроцесса письма. Письмо представляетсобой сложную фор­му речевойдеятельности, многоуровневый процесс.В нем принимают участие различныеанализаторы; речеслуховой, речедвигательный,зрительный, общедвигательный.

Междуними в процессе письма устанавливаютсятесная взаимосвязь и взаимообусловленность.Структура этого процесса зависит отэтапа овладения навыком, задач и характераписьма.

Пись­мо тесно связано спроцессом устной речи и осуществляетсятолько на основе достаточно высокогоуровня ее развития.

Процесс письмавзрослого человека являетсяавтоматизи­рованным и отличается отхарактера письма ребенка, овла­девающегоэтим навыком. Так, у взрослого письмоявляется целенаправленной деятельностью,основной целью которой является передачасмысла или его фиксации.

Процесс пись­мавзрослого человека характеризуетсяцелостностью, связ­ностью, являетсясинтетическим процессом. Графическийобраз слова воспроизводится не поотдельным элементам (буквам), а какединое целое. Слово воспроизводитсяединым моторным актом.

Процесс письмаосуществляется автоматизированно ипротекает под двойным контролем:кинесте­тическим и зрительным.

Операции процесса письма

Автоматизированныедвижения руки являются конечным этапомсложного процесса перевода устной речив письмен­ную. Этому предшествуетсложная деятельность, подготавли­вающаяконечный этап. Процесс письма имеетмногоуровне­вую структуру, включаетбольшое количество операций.

У взрослого человекаони носят сокращенный, свернутыйха­рактер. При овладении письмом этиоперации предстают в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе«Очерки психофизиологии письма»определяет следующие операции процессаписьма.

Письмо начинаетсяс побуждения, мотива, задачи. Чело­векзнает, для чего пишет: чтобы зафиксировать,сохранить на определенное времяинформацию, передать ее другому лицу,побудить кого-то к действию и т. д.

Человекмысленно составляет план письменноговысказывания, смысловую программу,общую последовательность мыслей.Начальная мысль соотносится с определеннойструктурой предложения.

В процессеписьма пишущий должен сохранить нужныйпо­рядок написания фразы, сориентироватьсяна том, что он уже написал и что емупредстоит написать.

Каждое предложение,которое предстоит записать, разби­ваетсяна составляющие его слова, так как написьме обо­значаются границы каждогослова.

Одной из сложнейшихопераций процесса письма являет­сяанализ звуковой структуры слова. Чтобыправильно на­писать слово, надоопределить его звуковую структуру,по­следовательность и место каждогозвука.

Звуковой анализ слова осуществляетсясовместной деятельностью речеслуховогои речедвигательного анализаторов.Большую роль при определении характеразвуков и их последовательности в словеиграет проговаривание: громкое, шепотноеили внут­реннее.

О роли проговариванияв процессе письма свидетель­ствуютмногие исследования. Так, Л. К. Назаровапровела следующий эксперимент с детьми1-го класса. В первой се­рии им предлагалсядля письма доступный текст.

Во второйсерии аналогичный по трудности текстдавался при исклю­чении проговаривания:дети в процессе письма закусывали кончикязыка или открывали рот. В этом случаеони делали ошибок во много раз больше,чем при обычном письме.

На начальных этапаховладения навыком письма рольпроговаривания очень велика. Она помогаетуточнить харак­тер звука, отличитьего от сходных звуков, определитьпо­следовательность звуков в слове.

Следующаяоперация — соотнесение выделенной изсло­ва фонемы с определенным зрительнымобразом буквы, которая должна бытьотдифференцирована от всех других,осо­бенно от сходных графически.

Дляточного различения гра­фически сходныхбукв необходим достаточный уровеньсфор­мированности зрительного анализаи синтеза, простран­ственныхпредставлений.

Анализ и сравнение буквыне яв­ляются для первоклассникапростой задачей.

Затем следуетмоторная операция процесса письма —вос­произведение с помощью движенийруки зрительного обра­за буквы.Одновременно с движением рукиосуществляется кинестетический контроль.По мере написания букв, слов кинестетическийконтроль подкрепляется зрительнымкон­тролем, чтением написанного.

Процесс письма в норме осу­ществляетсяна основе достаточного уровнясформированности определенных речевыхи неречевых функций: слуховой дифференциациизвуков, правильного их произношения,языкового анализа и синтеза, сформированностилексико-грамматической стороны речи,зрительного анализа и син­теза,пространственных представлений.

Несформированность какой-либо изуказанных функций может вызватьна­рушение процесса овладения письмом,дисграфию.

Дисграфия обусловленанедоразвитием (распадом) выс­шихпсихических функций, осуществляющихпроцесс пись­ма в норме.

Для обозначениянарушений письма в основном исполь­зуютсятермины: дисграфия, аграфия, дизорфография,эво­люционная дисграфия (для обозначениянарушения процес­са овладения чтениему детей).

Источник: https://studfile.net/preview/5799932/page:37/

О статье лалаевой р.я.

Дисграфия. Психофизиологическая структура акта письма. Классификация дисграфии. (Работы А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Л.Ф.Спировой)

«Дисграфия» Р.И.Лалаева, 1997 год.

Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.

Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.

В статье «Дисграфия» Р.И. Лалаева пишет о том, что письмо представляет собой многоуровневый процесс, сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речедвигательный, зрительный, речеслуховой, общедвигательный анализаторы.

Между анализаторами устанавливается в процессе письма тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с уровнем развития устной речи.

У взрослого человека процесс письма характеризуется связностью, целостностью, и является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится как единое целое, слово воспроизводится единым моторным актом.

Процесс письма взрослого автоматизирован и протекает под двойным контролем, кинестетическим и зрительным.

Р.И. Лалаева в своей статье ссылается на работу А.Р. Лурии «Очерки психофизиологии письма» и указывает следующие операции процесса письма:

— побуждение, мотив, задача;

— план письменного высказывания, смысловая программа, общая последовательность мыслей;

— соотнесение мысли со структурой предложения, сохранение порядка мыслеизложения в процессе составления связного текста.

Анализ звуковой структуры слова – одна из сложнейших операций процесса письма. Прежде чем написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, место каждого звука, последовательность звуков в слове. Немалую роль играет в процессе звукового анализа слова речедвигательный и речеслуховой контроль и проговаривание.

Далее пишущий должен соотнести выделенную из слова фонему с определенным зрительным образом буквы, отдифференцированным от других образов букв. Затем следует моторная операция – воспроизведение рукой зрительного образа буквы под кинестетическим и зрительным контролем, а также чтением написанного.

Для того, чтобы ребенок осуществлял процесс письма в норме, он должен владеть слуховой дифференциацией звуков, правильно произносить звуки, владеть навыками звукового и зрительного анализа и синтеза, иметь развитые пространственные представления и лексико-грамматическую сторону речи. Нарушение или несформированность хотя бы одной из перечисленных функций может вызвать дисграфию.

Для обозначения нарушений письма используют термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия.

Р.И. Лалаева подчеркивает, что причины нарушений чтения и письма являются сходными.

У детей с дисграфией отмечается несформированность следующих высших психических функций:

— зрительный анализ и синтез;

— пространственные представления;

— слухопроизносительной дифференциации звуков;

— фонематического, слогового анализа и синтеза;

— деления предложений на слова;

— лексико-грамматического строя речи;

— расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Р.И. Лалаева обращает внимание на то, что психолингвистический аспект изучения дисграфий в логопедической литературе представлен недостаточно. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений процесса письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания(по А. А. Леонтьеву):

— внутреннего программирования связного текста;

— внутреннего программирования отдельного предложения;

— грамматического структурирования;

— операции выбора фонем;

— фонематического анализа слов.

Р.И. Лалаева рассматривает классификации дисграфий Токаревой О.А. и Хватцева М.Е..

Так, Токарева О.А. выделяет три вида дисграфий: акустическую, оптическую и моторную.

«Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма, — пишет Лалаева, — свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня:семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным».

Хватцев М.Е. выделяет следующие виды дисграфий:

  • дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде дисграфий списывание сохранно, а устная речь нарушена. Нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом является физиологическим механизмом дефекта. Наблюдаются пропуски букв, слияние двух слов в одно, перестановки и замены букв.

Автор объединяет две формы нарушений письма: связанную с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонетического анализа и синтеза.

  • Дисграфия на основе расстройств устной речи(«графическое косноязычие»).

По мнению Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Встречаются замены одних букв другими, пропуски букв.

Выделение этого вида дисграфий, по мнению Р.И. Лалаевой, обоснованно и на сегодняшний день.

  • Дисграфия на почве нарушений произносительно ритма. По мнению Хватцева М.Е.,в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски окончаний, гласных, слогов.

Однако, отмечает Р.И. Лалаева, указанные ошибки могут быть обусловлены недроразвитием фонематического анализа и синтеза либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

  • Оптическая дисграфия вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. При этом нарушается формирование зрительного образа буквы или слова в целом. При литеральной дисграфии нарушается зрительный образ буквы, при вербальной с трудом формируется зрительный образ слова, тогда как написание изолированных букв сохранно.

  • Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах и искажения структуры слова, предложения и обусловлено распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

Наиболее обоснованной, по мнению Р.И. Лалаевой, является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Эта классификация разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПИ им. А.И. Герцена.

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия, сходная во многом с выделенной Хватцевым М.Е. дисграфией на основе расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».

    В процессе письма ребенок отражает в нем свое дефектное произношение. Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам букв в устной речи.

    Чаще всего встречается при ринолалии, дизартрии, дислексии полиморфного характера.

  2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации), или акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. В устной речи при этом звуки произносятся правильно.

    Заменяются чаще всего свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в состав (ц-т, ч-щ). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («лубит»).

    Частыми ошибками являются замены гласных, даже в ударном положении. Наиболее ярко этот вид дисграфии проявляется при сенсорной алалии и афазии.

О механизмах этого вида дисграфий, отмечает Р.А. Лалаева, не существует единого мнения по причине сложности процесса фонемного распознавания.

По мнению ряда исследователей (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович), многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции:

— слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом);

— акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается проприоцептивным анализом, сохранностью кинестетического анализа и представлений.

— слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятия решения;

— звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы;

— осуществляется сличение с образцом на основе слухового и кинестетического контроля, затем принимается окончательное решение.

Источник: https://infourok.ru/o-state-lalaevoy-rya-disgrafiya-1971678.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий