д) МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных наук

д) МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по разным признакам. Главные отрасли по критерию последовательности связей педагогических отраслей, изучающих воспитание человека на всем протяжении его развития и формирования.

Фундаментом педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания и потому получила название философии воспитания. Эта область знаний использует в воспитательной практике идеи различных философских систем

Давние и прочные связи педагогики с философией обусловили особую роль последней. Философия остается основой педагогики. Многие специалисты развивают философскую базу педагогики.

Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов.

Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики (от лат. metodos — путь).

Немало современных педагогических систем создано на эклектической основе — соединении идей и подходов различных философских течений, например экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма и др.

Развитие воспитания как общественного явления исследует история педагогики. Принцип историзма — важнейший для развития любой науки: понимая прошлое, заглядываем в будущее.

Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными прогностические предположения, устремленные в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания и 4) школоведение.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дошкольная и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Возрастная педагогика в настоящее время охватывает всю систему среднего образования.

В ее компетенции — и закономерности учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях, и особенности воспитания в средних учебных заведениях всех типов, и вопросы воспитания молодежи, получающей среднее и высшее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ или с помощью сети Интернет (дистанционное обучение).

Завершено или завершается оформление самостоятельных педагогических дисциплин, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений — дошкольной педагогики, педагогики профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям.

Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.

Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях.

В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.

Люди с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. В последнее время активно развиваются новые отрасли педагогики — профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная, превентивная.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, требованиям которой подчиняется изучение нашей науки.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения заданных результатов.

Педагогика, будучи частью изначально единой науки, развивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными направлениями. Сегодня практически не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления.

Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, эстетика и др.

) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией и психологией.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и биологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о происхождении человека может помочь в понимании педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления, связывающие науку в неразъединимое целое.

Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики и др.

Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке — на острие интеграционных преобразований.

Источник: https://studopedia.su/15_45432_pedagogika-v-obshchey-sisteme-nauchnogo-znaniya-ee-mesto-v-sisteme-gumanitarnih-i-estestvennih-nauk.html

Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук

д) МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

Педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук, она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие.

Роль и место педагога в век информационного общества. Требования к профессиональной компетентности и мобильности. Задачи педагогической деятельности учителя школы в связи с переходом на ФГОС основного (начального) общего образования.

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя.

Компетентность учителя — способность личности на разном уровне решать различные педагогические задачи.

Мобильность – умение быстро принимать решения, в зависимости от окружающей действительности.

Галина Михайловна Коджаспирова считает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом» [3, с. 428]. Компетенция – это умение применять знания в той или иной ситуации».

  подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике. Квалификационная характеристика — это перечень обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

теоретической готовности учителя

теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но мы рассмотрим сформированные на их базе умения.

Аналитические умения. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

осмысливать каждую часть во взаимодействии с ведущими сторонами;

находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности;

правильно диагностировать педагогическое явление;

находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Прогностические уменияпредполагает ориентацию на конечный результат. Основу для целеполагания и поиска возможных путей решения педагогической задачи создает анализ педагогической ситуации.

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, и др.

Проективные умения. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации.

Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний. Планы образовательно-воспитательной работы могут быть перспективными и оперативными. К последним относятся планы уроков и воспитательных мероприятий.
Рефлексивные умения.

Контрольно-оценочные умения, направленные на себя, осмысление своих собственных действий. Между тем известны различные виды контроля:

контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;

контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;

контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи.

Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

практической готовности учителявыражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности.

Информационные умения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и умения адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности.

Организаторские умения неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями.

Коммуникативные умения могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения. Проявляясь на начальном этапе общения, они сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо
знание прежде всего ценностных ориентацией другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний.

Совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:
воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению;

глубоко проникать в личностную суть других людей;

видеть главное в другом человеке.

Умения педагогического общения. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 701;

Источник: https://studopedia.net/1_53017_kratkaya-istoriya-razvitiya-hirurgii.html

Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук

д) МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

Педагогика как наука о воспитании.

Термин «педагогика» древнегреческого происхождения (в буквальном переводе с греческого означает «детовождение»).

Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу. Позднее педагогами стали называть лиц, которые занимались воспитанием и имели для этого специальную подготовку.

Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении человека.

Предмет педагогики – воспитание человека человеком.

Задачи педагогики:

— изучение и обобщение практики педагогической деятельности;

— разработка новых методов, средств, форм и систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

— прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

— внедрение результатов исследования в практику.

Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук.

Воспитание появилось с зарождения человеческого общества, а педагогика как наука оформилась значительно позднее. Педагогика начала формироваться тогда, когда воспитание стало играть уже заметную роль в жизни общества, и у общества возникла потребность в обобщении опыта воспитания.

Обобщение опыта воспитания можно найти в трудах философов прошлого:

СократДемокритПлатонАристотель Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем Я. А. Коменского.

Ян Амос Коменский – великий чешский педагогОн обосновал содержание, методы, принципы и организационные формы обучения.

Джон Локк – английский философ и педагог. Он сосредоточил главные усилия на теории воспитания

Жан Жак Руссо– французский просветитель, композитор, писатель, философ, крупнейший теоретик педагогической мысли. В своем педагогическом труде «Эмиль, или О воспитании» дал оригинальную характеристику этапов возрастного развития детей, тесной связи обучения с жизнью.

Иоганн Генрих Песталоцци– швейцарский педагог. Он разработал систему начального обучения. Своей жизнью и педагогической деятельностью он показал, что любовь к детям, своим ученикам, является обязанностью всякого человека, переступившего порог школы

Адольф Дистервег – немецкий педагог. Он создал труд «Руководство к образованию немецких учителей», где разработал систему подготовки учителей. Его называли «учителем учителей».

Константин Дмитриевич Ушинский –великий русский педагог. Он внес большой вклад в развитие отечественной теории педагогики. Педагогические взгляды Ушинского изложены в труде «Человек как предмет воспитания». Его педагогическое учение сохранило свою актуальность и жизненность и в наши дни.

Мария Монтессори (1870 – 1952) – итальянская учительница. В книге «Метод научной педагогики» она изложила идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста для развития ребенка.

После революции 1917г. в нашей стране сложились объективные условия для развития педагогики. Большой вклад в развитие педагогики послеоктябрьского периода внесли:

Надежда Константиновна Крупская;

Станислав Теофилович Шацкий;

Павел Петрович Блонский;

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) разработал теорию коллектива, методику трудового воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) работал директором Павлышской средней школы Кировоградской области. Он сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

Позднее педагогическую науку обогатил опыт Л.В. Занкова, И.П. Иванова, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчика, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и др.

Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изучают природу и законы ее развития: физика, астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они получили название естественных наук.

Другую группу составляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю: философия, история, культурология, педагогика и др. Эти науки называются гуманитарными. Иногда их еще называют социальными науками, то есть науками о социуме (обществе).

В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к гуманитарным наукам.

3. Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение.

Педагогическая наука состоит из больших частей:

дидактика – это теория образования и обучения, которая раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса.

теория воспитания – раздел педагогики, гдераскрываются закономерности, сущность, принципы, содержание, методы и организация воспитательного процесса.

школоведение– раздел педагогики, в котором рассматриваются вопросы руководства и управления школой.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-34326.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий