Бюджет выполняет следующие функции:

Понятие государственного бюджета: его функции и устройство

Бюджет выполняет следующие функции:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, включающий доходы и расходы государства (власти, правительства), который должен быть принят на период бюджетного года (в большинстве стран финансовый год совпадает с течением календарного года). Термин «бюджет» происходит от латинского слова bulga, означающего кожаный мешок, предназначенный для сбора доходов. Это слово принято затем на многих языках (англ. budget, bougette, франц. le budget).

Развитию института бюджета предшествовали ряд исторических предпосылок:

  • отделение общественных фондов от королевского имущества;
  • развитие товарно-денежных отношений;
  • создание парламентаризма;
  • разделение социальных и экономических функций государства;
  • развитие международных экономических отношений и финансовых интеграционных процессов.

Проект бюджета каждый год принимается парламентом (Государственной Думой).

При завершении очередного финансового года Правительство обязано отчитаться об успешности исполнения прошлого государственного бюджета.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет представляет собой важнейший документ, подготовленный правительством или другим политическим субъектом, представляющий его ожидаемые доходы и предлагаемые расходы на предстоящий финансовый год.

В большинстве парламентских систем бюджет представляется в нижнюю палату законодательного органа (парламента) и часто требует одобрения законодательного органа.

Бюджет сам по себе не выделяет средств на государственные программы, что требует дополнительных законодательных мер.

Бюджет государства может пониматься как:

  • план доходов и расходов, а также доходов и расходов органов власти, общественности, в том числе органов государственного управления, органов контроля и охраны права, судов и трибуналов составленный на период бюджетного года;
  • фонд централизованных денежных средств, собранных и разделённых в течение года, в связи с реализацией задач государства;
  • нормативный акт высшего ранга, потому что он принят в форме закона.

В связи с этим понятие государственного бюджета может пониматься в трёх аспектах:

  • экономическом – денежный фонд;
  • юридическом – нормативные акты;
  • техническом – любые действия, связанные с накоплением и расходами бюджетных средств.

Бюджет государства представляет собой правовую основу деятельности исполнительной власти (правительства). Исполнительная власть имеет полномочия для осуществления расходов и контроля доходов.

Принятие бюджета, а затем принятие отчёта об его исполнении, является актом политического доверия законодательной власти к правительству.

Принятие бюджета происходит в результате консенсуса между законодательной и исполнительной властью.

Части государственного бюджета:

  • доходная часть – указывает на пути поступления денежных финансовых средств;
  • расходная часть – демонстрирует, на какие задачи и цели были потрачены денежные средства.

Дефицит государственного бюджета — это преобладание расходов над полученными доходами.

Пути преодоления бюджетного дефицита:

  • внутренние займы;
  • внешние займы;
  • денежная эмиссия;
  • осмысленная и рациональная государственная политика.

Профицит государственного бюджета – это преобладание доходов над возникшими расходами.

Сбалансированный государственный бюджет — это равный баланс доходов и расходов государства.

Расходы государственного бюджета

К основным государственным расходам относятся:

  • поддержка бюджетной сферы;
  • стабилизация и удержание валютного курса;
  • расчёты с банками;
  • субвенции для муниципалитетов;
  • поддержка общих резервов;
  • сельское хозяйство;
  • наука и исследования;
  • образование и воспитание;
  • высшее образование;
  • охрана здоровья;
  • социальная работа;
  • государственная администрация;
  • правосудие;
  • центры высших органов власти;
  • социальное страхование;
  • оборона;
  • общественная безопасность и деятельность правоохранительных органов;
  • субсидии для субъектов хозяйствования;
  • субсидии для хозяйств коммунального и жилищного хозяйства;
  • социальное страхование;
  • обслуживание внутреннего государственного долга;
  • обслуживание внешней задолженности;
  • субсидии для муниципалитетов;
  • текущие расходы бюджетных организаций;
  • инвестиционные расходы;
  • ЖКХ;
  • охрана окружающей среды.

Доходы государственного бюджета

В качестве доходов государственного бюджета учитываются:

  • поступления от косвенных и прямых налогов (например, арендная плата);
  • неналоговые доходы (например, пошлины);
  • доходы бюджетных организаций;
  • иностранные доходы;
  • возвраты по кредитам, займам, векселям и облигациям.

Расходы могут финансироваться из:

  • налогов (при сбалансированном бюджете) – увеличение расходов государства на 1 у. е., что способствует такому же росту налогов, увеличивает доход на 1 у. е.;
  • с помощью дефицита – расходы, финансируемые дефицитом, могут лучше стимулировать доход и занятость.

В рамках дефицитного метода выделяется:

  • финансирование через создание дополнительной монетарной базы – если осуществляется прямая «печать» денег, это практически не вызывает затрат;
  • финансирование с помощью эмиссии государственных облигаций – этот способ является более дорогостоящим, оставляет валютную базу на неизменном уровне и вызывает рост процентных ставок.

Функции бюджета отражают его сущность и роль в социально-экономических процессах государства. Они могут оказывать стимулирующее воздействие на экономическое развитие страны или его ограничивать. К основным функциям бюджета относятся:

  • распределительная (регулирующая) – государство собирает налоги, пошлины и другие платежи от предприятий и домашних хозяйств, затем производит распределение финансов между другими лицами посредством безвозмездных трансфертов (пенсии, пособия, государственная помощь, беспроцентные кредиты) и покупки товаров и услуг на рынке;
  • стабилизации – бюджет смягчает колебания экономического цикла и обеспечивает сбалансированный рост экономики;
  • фискальная – бюджет берёт на себя налоги, пошлины и другие сборы;
  • стимулирующая – через перераспределение доходов в бюджет (в частности, покупки товаров и услуг, а также субсидий и субвенций) стимулируется деятельность субъектов хозяйствования, предложение, спрос и ценообразование.
  • контролирующая – принятие бюджета способствует контролю народа за действиями правительства;
  • информационная – информирует общество о намерениях и планах правительства;
  • направляющая – устанавливает объёмы экономической деятельности и ограничивает возможные действия власти.

Бюджетные правила и принципы

Формирование бюджета государства требует соблюдения подробных правил, которые определяют желаемые характеристики бюджета в области содержания бюджета и его конструкции. К наиболее важным правилам формирования бюджета относятся:

  • принцип баланса – требование, чтобы сумма планируемых расходов нашла полное покрытие в предполагаемых доходах, что приведёт к балансированию бюджета таким образом, чтобы он генерировал дефицит бюджета;
  • принцип формального единства – в соответствии с ним в одно время в одном государстве может быть только один бюджет, потому что только в этом случае возможно осуществление реального контроля законодательных органов над органами исполнительной власти;
  • принцип материального единства – предлагает, что все доходы вливаются в один бюджет и из него финансируются все расходы;
  • принцип универсальности – все субъекты общественной и экономической сфер должны быть связаны с бюджетом или методом финансирования брутто (непосредственно) или нетто (косвенно);
  • принцип двойственности бюджета – утверждает разработку бюджета, действующего в годовых циклах (например, трёхлетних);
  • принцип детализации – расходы и доходы бюджета должны быть заключены с соответствующей детализацией, связанной с определением области свободы исполнительной власти (целью реализации этого принципа является ограничение возможности нарушений и злоупотреблений в процессе исполнения бюджета);
  • принцип оперативности – бюджет требует разработки и указания задач в области сбора доходов и осуществления расходов для конкретных субъектов;
  • принцип прозрачности – бюджет должен быть представлен парламенту и общественности по максимально прозрачной схеме, вышедшей в средствах массовой информации, облегчая оценивание его выполнения;
  • принцип гласности – постулирует открытость процесса приготовления, принятия, исполнения и контроля бюджета;
  • принцип экономичности, эффективности (рациональности) – это рациональное, то есть экономное расходование бюджетных средств;
  • принцип реальности – утверждает максимальную точность в планировании доходов и расходов;
  • принцип приоритета – принятие бюджета до истечения срока его действия, а значит, перед началом нового бюджетного года (из этого правила есть некоторые отклонения):

— прерогатива бюджета – продление прошлогоднего бюджета на определённый период следующего года,

— временный бюджет – сокращённый вариант закона о бюджете;

  • принцип конституционно-стимулирующий – определяет участие государства в экономике (теоретически, решение этой проблемы не существует).

В этом принципе имеются два подхода:

Подход классический – предполагает, что принцип полностью сохраняется в том случае, когда вся экономическая деятельность государства находит свой отражение в бюджете. Такое решение проблемы допускает только прямое финансирование, а значит, бюджетирование брутто. Все доходы и расходы бюджетных организаций признаются тогда в плане бюджета, как доходы и расходы бюджета.

Подход модернистский – признаёт принцип бюджет успешным и полным, если единицы общественного сектора имеют какое-либо отношение к бюджету государства.

Это называется косвенным финансированием бюджета или бюджетированием нетто.

Единицы бюджета определяются тогда с бюджетом по овердрафту или кредиту, касающегося бюджетных учреждений, вспомогательных хозяйств и средств, накопленных на отдельном счёте собственных доходов.

Внебюджетные фонды

В государстве существуют внебюджетные финансовые фонды, которые образуются вне государственного бюджета. Они предназначены для осуществления конституционных гражданских прав на пенсии, социальное страхование, медицинское обеспечение, помощь в трудоустройстве.

Они финансируются из специальных целевых внебюджетных фондов.

Так, в РФ к социальным фондам относятся:

  • пенсионный;
  • социального и обязательного медицинского страхования;
  • федеральная служба по труду и занятости.

К экономическим фондам относятся:

  • инвестиционные;
  • развития промышленности;
  • поддержки отраслей.

Государственный долг

Государственный долг – это совокупность невыполненных правительством обязательств, выраженная в денежном эквиваленте. Долг появляется в следствии долговременного бюджетного дефицита.

Долг бывает внутренним (когда правительство имеет долг перед физическими и юридическими лицами, перед банками и др.) и внешним (когда правительство страны имеет задолженность перед международными банками и финансовыми организациями, например, МВФ).

Внутренний государственный долг состоит из:

  • рыночных долговых обязательств (государственные ценные бумаги, облигации, казначейские обязательства и др.);
  • нерыночных долговых обязательств, представляющих собой задолженность правительства страны перед Центральным банком.

По срокам выплаты долг классифицируется на:

  • краткосрочный (до 1 года);
  • среднесрочный (до 5-ти лет);
  • долгосрочный (более 5-ти лет).

Реструктуризация долга – это переоценка критерий и условий возвращения долга. Она осуществляется тогда, когда неисполним возврат государственного долга на старых условиях.

Государственный бюджет и закон о бюджете

Закон о бюджете является понятием более широким. Бюджет является одним, но не единственным приложением к закону.

Приложениями являются, например, ведомость доходов и расходов бюджетных учреждений, вспомогательных хозяйств бюджетных организаций, планы доходов и расходов государственных специальных фондов.

Закон о бюджете содержит бюджет и другие финансовые планы. Бюджет является основным планом, с помощью которого происходит значительное количества расходов.

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты муниципальных образований.

Счётная палата – это правительственный орган РФ (при парламенте), осуществляющий финансовый контроль за государственным бюджетом.

Федеральное казначейство (Казначейство РФ) – правительственный орган РФ (относится к исполнительной власти), осуществляющий кассовое обслуживание бюджета государства.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/ponyatie-gosudarstvennogo-byudzheta-ego-funktsii-i-ustrojstvo/

newinspire

Бюджет выполняет следующие функции:

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу.

Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов.

В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.

Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер.

В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов.

То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Источник: http://newinspire.ru/l/2/22/822-funktsii-byudzhetov.html

Государственный бюджет и его функции

Бюджет выполняет следующие функции:

Финансовый сектор экономики и основы его функционирования

Понятие финансов и их функции.

Под финансами понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике.

При этом под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков.

Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система — это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Выделяют две основные функции финансов:

— распределительная функция, которая заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения;

— контрольная функция, которая заключается в осуществлении органами, распоряжающимися финансовыми ресурсами, контроля за их распоряжением и использованием.

Финансовая сектор экономической системы – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике. Институционально финансовый сектор экономики имеет сложную структуру и состоит из двух подсистем:

Централизованные или государственные финансы:

— центральный бюджет;

— местные бюджеты;

— внебюджетные фонды.

— Децентрализованные финансы:

— финансы предприятий;

— финансы общественных организаций;

— финансы домашних хозяйств.

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления такой деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, который является основным звеном финансовой системы государства.

Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет — это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

С позиции организационной структуры устройства различают государственный бюджет делится три основных элемента:

центральный (республиканский, федеральный) бюджет, который представляет собой бюджет правительства страны;

местные бюджеты, которые представляют собой бюджеты органов власти единиц административно-территориального устройства страны;

внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые фонды денежных средств, формирующиеся за счёт специальных платежей и предназначены для решения определенных задач. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными и местными властями.

Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции:

— аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

— обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

— стимулирование экономического развития страны;

— социальная защита населения страны.

Доходы бюджета — экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства, которые включают различные виды платежей — налоговые и неналоговые.

Доходы могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Основными признаками доходов государственного бюджета являются безвозмездность и безвозвратность.

Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство.

Существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, обязательные платежи физических и юридических фирм, привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходы от реализации ценных бумаг, лотереи и пр. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Расходы государственного бюджета — процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Структура и содержание расходов формируются под влиянием уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации.

Влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации поставленных задач.

Общим для расходов всех стран является их главное назначение — обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Основным видом бюджетного финансирования является безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.

Этот принцип предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансфертов, кредитов, инвестиций в государственные предприятия, межбюджетного финансирования, средств на погашение долговых обязательств и пр.

Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Поэтому приведем примерную структуру государственного бюджета страны с рыночной экономикой:

I. Доходы – 100%

— налоги (пошлины, сборы) – 70 — 80%;

— неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации) — 8 — 10%

— другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды — 10 — 20%

II. Расходы — 100%

— расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) — 30 — 40%;

— затраты на производственно-хозяйственные нужды (инвестиции, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ) — 10 — 20%;

— расходы на оборону — 10 — 20%;

— административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности, внутренних дел) — 5 — 8%;

— платежи по государственному долгу — 7 — 10%;

— трансферты другим уровням управления — 10 — 15%;

— целевые бюджетные фонды, пополнение государственных резервов — 5 -10%;

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

Политические задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка средств массовой информации и т.д.

Социальные задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_79998_gosudarstvenniy-byudzhet-i-ego-funktsii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий