Билет 1. Предмет философии.

Билет №1: Понятие и предмет философии, специфика философских проблем

Билет 1. Предмет философии.

Студента (Ф. И. О.)

выполненную на тему:

1. Актуальность темы: ________________________________________________________________

2. Наиболее существенные выводы и рекомендации: ________________________________________________________________

3. Наличие самостоятельных разработок автора:

________________________________________________________________

4. Практическая ценность разработанных предложений:

________________________________________________________________

5. Замечания по работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Общий вывод и оценка качества ВКР (по пятибалльной системе):

________________________________________________________________

7. Рецензент: ___________________________________________________________

(Ф. И. О., ученое звание, степень, должность)

_______________________________ «___» ______________ 20__ г.

(подпись)

Билет №1: Понятие и предмет философии, специфика философских проблем

Предмет и специфика философии

Философия возникла более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции, Риме, Индии, Китае и существует в виде двух ветвей — Европейской и Восточной. Европейская традиция связана с осмыслением внешнего мира путем формирования понятий, законов и принципов, отражающих внешний мир. Восточная традиция делает акцент философского исследования на человека, на его внутренний мир.

Философы через постижение человека пытались понять окружающий мир. Лидерство в развитии науки и техники захватила Европа, поэтому» в системе мировой культуры европейская философская традиция стала доминирующей. В настоящее время осуществляется своеобразное возрождение и ассимиляция Восточной философской культуры в мировую.

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любомудрие, любовь к мудрости. Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Философия как мудрость означала определенное отношение к знанию и деятельности человека в целом.

В отличие от простого частного знания, которое раскрывало секреты ординарной деятельности, философия составляла высшее знание, обладание которым делало человека мудрым, а значит, приближало к богам. Не случайно Пифагор олицетворял философское отношение к миру с созерцанием, осмыслением, противопоставляя конкретной деятельности (миф об Олимпийских играх).

Одной из главных характеристик философии в этой связи является ее развивающаяся природа, динамическая сущность. Поскольку мир развивается, развивается наше знание о мире, то и предмету философии присуща эволюция.

Философия, прежде всего — это рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме, попытка объяснить смысл и назначение человека в мире, его возможности, реальность их осуществления, смысл человеческого бытия в целом.

На современном этапе философия представляет собой теоретическое осознание человеком себя в мире, средство ориентации человека в мире, — и в этом ее основное предназначение. Философия — учение о смысле человеческого существования, о судьбе человека и человечества и представляет собой философскую антропологию.

Анализируя специфику философского знания, следует подчеркнуть большую степень общности (всеобщность) философских понятий и принципов. Философия изучает мир в целом. Co всеобщностью связана абстрактность ее основоположений, оторванность от реальных дел, что является иногда предметом для спекуляций. Следующей специфической особенностью, является рефлексивность философии.

Рефлексивная позиция означает, что для философа предметом размышлений является сам человек и его деятельность в мире. Рефлексивность может быть бесконечной, что приводит к аномалии сознания рефлексирующего человека, Примером рефлексии в физике является методологический анализ оснований в период кризиса.

Философия наряду с объективным знанием является субъективно-личностным убеждением человека. Она служит средством объяснения и ориентации человека в мире, т.е. совокупность философских знаний формирует мировоззрение человека. Философия плюралистична, т.е. представляет собой различные авторские версии решения одних и тех же «вечных проблем». Философия — практичная наука, ибо отвечает на главный вопрос стратегии жизни — «каким надо быть, чтобы быть человеком?». (И.Кант). Она является не только наукой, но и искусством, прежде всего не в философствовании, но в реальной жизни по достижению меры и гармонии.

Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-83200.html

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты. Жаворонкова А.С

Билет 1. Предмет философии.
Правообладателям

М.: Аллель, 2009. — 64 с. 

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по философии, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера! В издание включено 90 вопросов с ответами.

Формат: doc / zip   

Размер:  196 Кб

Скачать 

ОГЛАВЛЕНИЕ
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ • 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ • 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ • 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ • 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК • 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА • 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА • 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС • 11.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ • 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ • 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА • 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) • 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ • 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ • 17.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ • 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ • 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА • 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. • 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ • 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • 24.

ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. • 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. • 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. • 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ • 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН • 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ • 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА • 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К.

МАРКСА • 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ • 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ • 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ • 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ • 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ • 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА • 40.

ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ • 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO • 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ • 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. • 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ • 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ • 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ • 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ • 49.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ • 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ • 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ • 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА • 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА • 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ • 55.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ • 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ • 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА • 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ • 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ • 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ • 61.

ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ • 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ • 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ • 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ • 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ • 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 67.

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ • 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО • 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ • 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в. • 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ • 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА • 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ • 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ • 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ • 76.

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО • 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ • 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ • 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ • 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ • 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ • 84.

ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. • 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ • 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА • 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ • 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Источник: https://uchebnik.alleng.me/d/phil/phil083.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий