Билет №29. 1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории

Билет №29. 1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

Вопросы  государственного  экзамена по истории Казахстана

  1.  Эпоха камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории.
  2.  Эпоха бронзы. Особенности эпохи. Патриархат. Развитие скотоводства.  Андроновская культура.  
  3.  Саки.Эпоха раннего железа.Уровень военной организации. Искусство, Иерархия родов и племен. Сакральная власть правителя.Общественной строй. Хозяйство.Искусство.  
  4.  Хунны. Политическая история хуннов.
  5.  Государство усуней. Общественный строй. Хозяйство. Взаимоотношения с Китаем.
  6.  ГосударствоКангюй.Политическая история.Внешнеполитические контакты.
  7.  Тюркский каганат. Расширение границ каганата .Взаимоотношения с Ираном, Китаем     
  8.  Западно — Тюркский каганат.Военно- административная система. Китайская агрессия.
  9.  Тюргешский каганат. Политическая история. Межплеменная борьба.
  10.  Карлукское государство.Племенной состав. Система управления. Борьба с саманидами.Хозяйство.

  Хозяйство.

  1.  Кыпчакское ханство.
  2.  Государство огузов. Этнополитические процессы.
  3.  Кимакский каганат (IX – начало XI вв.)
  4.  Караханиды. Политическая история.
  5.  Великий  Шелковый Путь- его значение в экономическом и политическом развитии  древнетюркских государств на территории Казахстана.
  6.  Развитие экономики Казахстана VI-X в.в Роль городов в экономической и культурной жизни региона.
  7.  Социально – экономическое  положение Казахстана XV — XVII вв.
  8.  Улусы найманов и кереитов. (XII нач.- XIII в)
  9.  Развитие культуры, науки в IX — XIII вв.Ученые Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагун.
  10.  Завоевание монголами территории Казахстана. Улусы чингизидов.
  11.  Ак Орда и Кок Орда. Политическая история Ак Орды.
  12.  Государство кочевых узбеков. Политическая история.
  13.  Тауекель –хан. Взаимоотношения со Средней Азией на рубеже XVI — XVII вв. Поиски путей сближения с Россией.
  14.  Религиозные верования и культы XI-нач XIII в. Распространение ислама среди кочевников.
  15.  Формирование казахской народности. Этнические процессы. Этноним слова «Қазақ»
  16.  Формирование партии  «Алаш». Лидеры Алашского движения. Программные документы «Алаш»
  17.  Образование казахского ханства в XV в. Первые казахские ханы: Жанибек и Кирей.
  18.  Касым — хан. Возвышение казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика государства.
  19.  Хакназар — хан. Укрепление государства во второй половине XVI в. Внешнеполитические процессы.
  20.  Есим- хан. Казахско- Бухарские отношения в начале XVII в.
  21.  Политическое положение Казахстана при Тауке — хане. ,,Жеты Жаргы»- памятник права XVII в.
  22.  Казахско — русские отношения в первой четверти XVIIIвв.
  23.  Общественное  устройство казахов .Социальное  деление. Понятия «белая кость», «черная кость»  
  24.  Духовная культура казахского народа XV-XVII в.
  25.  Казахско- джунгарские отношения в XVII- начале XVIII вв.Освободительная борьба казахского  народа против джунгарского завоевания в 18 веке.
  26.  Казахские бии. Их роль в общественной жизни казахов XVIII в. Толе би, Айтеке би, Казыбек би.
  27.  Начало присоединения Казахстана к России.
  28.  Ханство Абылая (1771-1781)
  29.  Абылай- хан как личность и политический деятель XVIII в.
  30.  Социально- экономическое развитие Казахстана в 1- ой половине XIX  в.
  31.  Антиколониальная борьба казахов конца XVIII в. Участие казахов в восстании Пугачева (1773-1775) Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Срыма Датова
  32.  Политика России в Младшем жузе в конце XVIII — начале XIX вв.. Образование Букеевского ханства
  33.  Колониальные мероприятия России в Среднем и Младшем жузах в 20-х гг. XIX в. Ликвидация ханской власти.
  34.  Национально- освободительное движение под руководством Кенесары Касымова.(1837-1847 гг.)
  35.  Восстание казахских шаруа  Букеевской орды под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.
  36.  Окончательное  присоединение Казахстана  Российской империей.
  37.  Реформы царизма в Казахстана во 2-половине XIX в.
  38.  Аграрная политика  самодержавия 60-90 гг.XIX в. в Казахстане.
  39.  Культура Казахстана ХVIII в
  40.  Юго- Восточный Казахстан в составе Могулистана.
  41.  Провозглашение автономии Казахского края (декабрь 1917г.).  Правительство Алаш Орды и его отношение к Советской власти.
  42.  Экономическое развитие в Казахстана во второй половине XIX в. Промышленность. Торговля.
  43.  Поэт- просветитель А. Кунанбаев и его роль в культурном развитии Казахстана.
  44.  Ученый- просветитель Востока- Ч. Валиханов.
  45.  Педагог- просветитель И. Алтынсарин и его роль в развитии образования в Степном крае.
  46.  Культура Казахстана 2-й половины ХІХ в.Музыка.Литература.
  47.  Казахское общество в годы русской революций 1905-1907.
  48.  Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Срыма Датова.
  49.  Формирование национальной интеллигенции в Казахстане
  50.  Февральская революция 1917г. в России и ее влияние на Казахстан.
  51.  Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане,его значение, причины, характер.
  52.  Октябрьская революция  1917 г. в России. Установление Советской власти в Казахстане.
  53.  Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920)
  54.  Политика военного коммунизма (1918-1921)
  55.  Образование Каз АССР. Объединение казахских земель.
  56.  Общественно- политическая жизнь в 20-30-е гг. XX в. в Казахстане.
  57.  Новая экономическая политика в Казахстане (1921г.).
  58.  Индустриализация в Казахстане: трудности, недостатки, значение.
  59.  Силовая коллективизация в Казахстане, ее последствия.
  60.  Репрессии против национальной интеллигенции в Казахстане 20-30 гг.

    XX в.

  1.  Строительство Советской культуры в Казахстане в 20-30 гг. XX в.  и ее противоречия.
  2.  Казахстанцы  на фронтах Великой Отечественной войны.
  3.  Экономика Казахстана в годы Великой Отечественной войны.
  4.  Общественно — политическая жизнь Казахстана (1946 – 1953гг.) Дело Бекмаханова.
  5.  Казахстан в годы Хрущевской декады (1953-1964гг).
  6.  Казахстан в эпоху (1965-1985гг.).Общественно – политическая жизнь.
  7.   Политика перестройки  в Казахстане. События 1986 г.в Алма-Ате.

    78 . Экономика Казахстана в 60 -70-е гг.  XXв. Экстенсивный Характер     промышленности и сельского хозяйства.

79. Культура Казахстана в 40-60-е гг. XX в. Негативные явления в идейной жизни общества.

80. Экономика Казахстана в первые послевоенные десятилетия.

81. Экологическая ситуация в Казахстане. Гибель Арала. Семипалатинский полигон.

82. Внешняя политика РК, ее приоритеты на современном этапе

83. «Казахстан -2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев»  – Программа стратегии  развития Республики Казахстан.

84. Казахстан на пути к независимости. Закон о языках (1989г.). Учреждение поста президента. Декларация о государственном суверенитете.

85. Экономические реформы 90-х гг. XX в. в Казахстане.

86. Государственные символы РК.

87. Провозглашение независимости Казахстана . Определение пути развития. Создание СНГ.

88. Государственное строительство РК. Первая конституция (1993г.) Конституция (1995г.).

89. Послание Президента РК народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем новые возможности Казахстана»(2011г)  

90. Духовное развитие Казахстана на современном этапе. Государственная программа «Культурное наследие».

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

Источник: http://samzan.ru/219357

Казахстан в эпоху каменного века

Билет №29. 1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

На обширных пространствах Евразии в зоне пустынь, полупустынь и степей обнаружены многочисленные стоянки каменного века. Началом становления человека является каменный век. Он начался около 2млн. лет назад и закончился в 3тыс. до н.э. Каменный век делится на древний палеолит, средний мезолит, новый неолит. Палеолит же делится на ранний и поздний.

Останки древнейшего человека были обнаружены в Вост. Африке в Танзании. Его называли человеком умелым. Ранний палеолит делится на: олдувайскую, ашельскую и мустьерскую. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. Человек хорошо знал свойство камня.

К самым древним орудиям труда относится рубила, скребла, остроконечники, ножи и т.д. В нижнем палеолите для раскалывания камня человек просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техника оббивки. Сырьем для изготовления орудий служила галька. Стоянки раннего палеолита нах. северо-восточнее г. Каратау. Это стоянки Борыказган, Танирказган.

Это был человек выпремленный. В К. широко представлены памятники среднего палеолита. Это стоянка в урочище Карасу. Поздний палеолит охватывает период 40тыс. – 10тыс. лет назад. В то время происходило формирование рас и расовых групп. Образовались родовые общины, возник род. Родовая организация была матрилинейной. Женщина занимала главенствующее положение в общине.

Это человек разумный. Памятниками позднего палеолита явл. в Юж. Каз. стоянка Ачисайская, стоянка пещера в Вост. Каз., стоянки Канай, Свинчатка и др. люди строят искусственные жилища из дерева, костей, шкур. Переходом между древним кам. веком – палеолитом и новым кам. веком – неолитом явл. средний кам. век – мезолит. Он охватывает период – 10-5тыс. Изобретены лук и стрелы.

Стоянки известны на Мангыстау. Следующим был неолит и энеолит – медный век (5тыс. — вторая четверть 2тыс. до н.э.). Это время техники обработки камня. Применялись такие приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались мотыги, топоры, зернотерки. Развивается помимо охоты и собирательства, скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество и керамика.

Зарождается ремесло. Образовались племена и племенные союзы. Стоянка Караунгур в Южно-Каз. обл., стоянка Кульсары в Атырауской обл.КАЗАХСТАН В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА

Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век.Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.

КАЗАХСТАН В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА

Ранний и средний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называется ранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э.Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу.

В Южном Казахстане самые древние находки каменных орудий одновременны с находками в пещере ЧжоуКоу Дянь, из Индии и Африки. Благоприятным районом для расселения древнейшего человека были горы-Каратау в Южном Казахстане. Именно здесь, на террасах р. Арыстанды, были обнаружены наиболее древние каменные орудия.Многочисленны стоянки более позднего времени. Это Ша-бакты, Танирказган, Борыказган.

На них собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня — ручные рубила, остроконечники, нуклеусы, отщепы.В эпоху мустье получило- развитие изготовление каменных орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Основными орудиями и оружием мустье были остроконечники и скребла.Люди в это время научились добывать огонь. Неандерталец, который жил в эту эпоху, уже обладал развитым мышлением.

Начинают складываться первые религиозные представления.Люди жили коллективами — стадами. Так было удобнее охотиться, устраивать облавы на животных.Среди мустьерских стоянок, обнаруженных в Казахстане, одна из наиболее интересных находилась в урочище Карасу, на правом берегу р. Арыстанды, в Южном Казахстане, в Центральном Казахстане и Прииртышье.

Известны находки мустьерских орудий в среднем течении Сарысу, на останце Музбель, в урочище Батпак.

Поздний палеолит. Время этого периода охватывает период с 40 тыс. лет до 10 тыс. лет. до н.э.

В эпоху позднего палеолита техника обработки камня продолжала совершенствоваться. Теперь с одного нуклеуса, кремневого, либо кварцевого, люди ухитрялись скалывать не две-четыре пластины, а по несколько десятков острых тонких пластин, которые использовались в качестве ножей.

Высокого совершенства достигла техника обработки кости и рога, из которых изготавливались самые разнообразные орудия — гарпуны, наконечники копий, дротиков. С эпохой позднего палеолита связаны, и колоссальные изменения в физическом облике человека — формируется человек современного вида. В Южном Казахстане обнаружен ряд стоянок этого времени.

Это Ачисайская стоянка западнее поселка Чулак-Курган, где на глубине 7,5—7,8 м выявлен культурный слой.

Мезолит. Эпоха верхнего палеолита сменилась меэолитом. Он как бы является своеобразным мостиком между древним каменным веком и неолитом, новокаменным веком. Мезолит характеризуется резким потеплением климата, началом бурного таяния ледников.

Эти климатические изменения начались 12—14 тысяч лет тому назад. Изменились растительный и животный мир, впрочем, не в лучшую сторону. Вымерли мамонты и шерстистые носороги.

Возникла необходимость в более современных орудиях труда и охоты, и они были изобретены — ими стали лук со стрелами и бумеранг.

Источник: http://ifreestore.net/2872/1/

Эпоха камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории

Билет №29. 1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Становлением человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в ІІІ тысячелетии до нашей эры, то есть охватил более 2 млн. лет.

Периодизация. Эпоха камня – самый длительный период в истории человечества. Каменный век делится на древний – палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный — неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Древний палеолит (от греч.-древний камень), древний каменный век , первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Он охватил время приблизительно от 2 млн. до 12 тыс. лет назад.

Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э.), о чем свидетельствуют орудия труда шель-ашельского времени – кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап (Южный Казахстан – хребет Каратау).

Памятники древнего палеолита имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры.

В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время) древним человеком на территории Казахстана было освоено (расселено) большинство территорий от хребта Каратау на Юге до верховьев реки Ишим на Севере и от среднего течения реки Сарысу на Западе до верховьев Иртыша на Востоке.

Появились новые формы каменных орудий – остроконечник и скребло. Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных, обработки дерева.

Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др.

В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных.

Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху среднего палеолита появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного» (Номо Sapiens). С появлением разумного человека палеолит вступил в новую стадию развития, т.е. верхний палеолит.

Поздний палеолит проходит две фазы развития. Первая из них характеризуется тем, что продукты добывались не больше, чем это было необходимо для обеспечения физического существовании людей. В таких условиях, кончено, распределения продуктов было уравнительное, т.е. всем поровну (уравниловка).

В чем суть уравниловки? Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива общины.

Таким образом, на самом раннем этапе первобытно-общинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло быть.

Вторая фаза позднего палеолита характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большего количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений.

Во время позднего палеолита происходит разделение труда, которое вызвано усовершенствованием орудий труда. Орудия труда становились все разнообразнее и совершеннее: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы, сверла, крючки, иголки с ушками и др.

В связи с этим все больше увеличивается количество продуктов. Избыточный продукт начал в своей массе сосредотачиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи.

Начал формироваться род как первая форма общественной организации – человеческого коллектива.

Во время позднего палеолита человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Там происходило формирование рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины.

Родовая община была матрилинейной (матриархат). Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода.

Это было время формирования человека современного физического типа Номо Sapiens.

С появлением разумного человека чисто животные инстинкты и принципы вытесняются новыми. «Первобытное человеческое стадо» начинает превращаться в человеческое общество – родовую общину.

Важнейшая отличительная черта родовой общины от первобытного человеческого стада, это экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины.

Таким образом, мы видим появление новых «небиологических» регуляторов отношении между людьми.

В позднем палеолите представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом – символом.

Главной темой первобытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений.

Мезолит — 12-5 тыс. лет до н.э (от греч. – средний и камень), эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом.

В мезолите природная среда приняла современный облик, произошло завершение ледникового периода. Первобытный человек населял уже многие районы Казахстана.

Древние люди Казахстана в основном расселялись в сверенном и центральном Казахстане – в долинах рек Иртыш, Ишима, Тобола, Тургая и Урала.

В период мезолита появилось оружие дальнего действия – лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т.п. В этот период вымерли мамонты и шерстистые носороги. В мезолите, вероятно, была приручена собака, кости которой найдены на многочисленных мезолитических стоянках человека в Европе и Азии.

Неолит — 5-3 тыс. лет до н.э. (от греч. – новый и камень), новый каменный век, переход от присевающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство), хотя присвоение играло большую роль.

Эпоха неолита позднейшего каменного века характеризуется использованием кремневых, костяных и каменных орудий, изготовленных с помощью техники сверлений, пиления и шлифования и широким распространением глиняной посуды.

По культурно- хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на 2 группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) охотников и рыболовов. Появились зачатки горного дела и ткачества.

Возникновение гончарного производства давало возможность улучшить способ хранения и приготовления пищи.

В период неолита господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда. Происшедшие в результате перехода к производящей экономике кардинальные изменения в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение населения) позволяют говорить о первом экономическом перевороте в истории человечества – « неолитической» революции.

В неолите усложнялась общественная организация. Несколько материнско-родовых общин, связанных кровнородственными (по линии матери) узами и единой формой хозяйства, объединялись в племена, формировались племенные объединения (союзы). Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела в общине решал родовой совет.

Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана. Выявлено около 600 исторических памятников того времени. Неолитические стоянки подразделялись по месту расположения на родниковые, речные, озерные и пещерные.

Стоянки найдены в Прикарпатском районе (пещера Кунгур), в Приаралье (стоянки в урочищах Жалпак, Космола), в Центральном и Западном Казахстане (стоянки в бассейне р.Каратургай, у с.Долинское, на берегу оз. Сары-Айдын), в Верхнем Прииртышье (стоянка у с.

Усть-Нарым), на Севере Казахстана в Павлодарском Прииртышье (стоянки у с. Пеньки, погребение у с.Железника и др).

В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентраций древних стоянок.

В Западном Казахстане Кельтеминарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), в Акмолинской области – Атбасарская культура, получившем свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также Маханджарская культура, большинство памятников которой находится в Торгайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др).

Энеолит — 3-2 тыс. лет до н.э. (от лат.энсос – медный и от греч. литос – камень), иначе называется халколитом (от греч. халкос – медь и метос – камень), переходный период от каменного к бронзовому веку. При неолите преобладают каменные орудия, но заметно появление медных и бронзовых.

Основные занятия населения — мотыжное земледелие, скотоводство, охота, развивались домашние промыслы. Орудия труда: кремневая индустрия отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скрепки и т.д. В домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием.

Общественная организация — родовой строй.

На территории Казахстана в Северном Казахстане в энеолите появляются памятники Ботайской культуры -Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро, Иман-Бурлук и Саксаульская и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта.

Итак, закончился век камня, начинается век металла. Совершенно очевидно, что каменный век Казахстана является неотъемлемой частью общемировой культуры. Здесь выделяются все этапы, присущие палеолиту Старого Света.

Самую раннюю стадию становления и развития можно назвать Первобытно-общинным строем.

Первобытным, потому что человек в полном смысле становиться человеком: возникла его культура, он занимался охотой и собирательством, пользуясь примитивными орудиями труда. Затем, он стал выращивать растения, разводить животных.

Общинный, потому что организация людей была простой, они не были дифференцированы социально, имущественно, не было эксплуатации, классов, слоев, государства.



Источник: https://infopedia.su/14x12654.html

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана

Билет №29. 1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Эпоха камня — период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия.

Изучение проблемы происхождения человека породило огромное количество различных теорий, которые можно свести к двум основным концепциям — философско-религиозной (человека создал Бог) и материалистической, согласно которой человек произошел от животных в результате эволюции и трудовой деятельности.

Каменный век делится на палеолит (древнекаменный век) — начинается 2,5-2 млн. лет назад, который в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тысяч лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-12 до н.э). Палеолит включает в себя эпохи: Олдувай, Ашель, Мустье, Солютре, Ориньяк и Мадлен.

Мезолит (среднекаменный век) охватывает период с 12 по 6 тыс. до н.э. Новокаменная эпоха (неолит) датируется 6-4 тыс. до н.э. Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) — 3 тыс. до н.э.

— Весь период истории до появления первых государств и письменности принято именовать первобытно — общинным (употребляется еще термин «доистория»).

В эпоху камня, примерно миллион лет назад, началось заселение человеком территории Казахстана.

Природные условия в то время резко отличались от современных, основными представителями фауны Казахстана были такие крупные животные как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, пещерный медведь и др.

Климатические условия на протяжении всего каменного века резко менялись. Мамонты и шерстистые носороги были обречены на гибель, возможно, что какую-то роль в этом сыграла и деятельность человека.

В нашей стране выделяют две зоны распространения палеолитических культур: в районе Сары-Арки и хребта Каратау (стоянки Борыказган, Танирказган, Казангап и др.).

Орудия труда в основном представлены рубилами различных форм (бифасы — двусторонние, унифасы — односторонние) — они были грубыми и массивными.

Но постепенно наблюдается переход к менее массивным и лучше обработанным орудиям — микролитам, В палеолите человек научился пользоваться огнем.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда объектом .

охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости.

Человек также занимался собирательством.

«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род.

Реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Во- вторых можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные Жилища). Важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т.

е запрещение брачных отношений внутри рода. Постепенно возникла индивидуальная организация — объединение двух экзогамных родов в одно постоянное взаимобрачное эндогамное племя. Первой формой брака был групповой брак (при нём все члены рода имели право и должны были вступать в брак с членами другого).

Постепенное развитие брачных отношений приводит к сложению парного брака.

Существующее уже в праобщине естественное разделение труда получило дальнейшее развитие. Мужчины — охотники, женщины — собиратели и хранительницы домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам.

Старики, кроме того, обычно были хранителями коллекционного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация способствовала росту производительности труда, вела к четко выраженному половозрастному делению, положившему глубокий отпечаток на всю общину.

Инициациями принято называть комплекс обрядов, отмечающих возрастной рубеж перехода подростков в категорию взрослых.

В позднем палеолите в качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними стали строить искусственные 
жилища — наземные и землянки. Находки костяных иголок свидетельствуют, что человек в это время научился шить.

К верхнему палеолиту также относятся первые захоронения людей, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений в ту эпоху. Природа и человек в ранних религиозных представлениях людей мыслились слитными, и это сказалось- во всех видах — в тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. Развитие языка шло параллельно с развитием хозяйственной деятельности человека.

Мезолит (от греческого «мезос»-средний) знаменателен изменениями в климате, это связано прежде всего с отступлением ледников. В это время складывается близкий современному состав флоры и фауны.

Также в данное время идет поиск новых способов обеспечения средств существования в связи с исчезновением «мамонтового» фаунистического комплекса. В одних регионах появляются элементы земледелия и скотоводства, в других рыболовческое и собирательско-охотничье хозяйство.

В мезолите широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда, их размер не зависел от размеров камня.

В эпоху неолита первобытное общество, в котором господствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Племена имели своё название, территорию, диалект и др. особенности. В неолите человечество научилось изготовлять первый искусственный материал — керамику.

Неолит по всем параметрам является революционной эпохой. В это время появляются производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство.

В эпоху неолита территория всего Казахстана была плотно заселена небольшими воинственными племенами, переходящими от охотничьего образа жизни к коневодству, к древней металлургии и земледелию.

В эпоху энеолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана (Ботайская культура). Ботайцы — первые коневоды на нашей территории в древности. В энеолитических поселениях обнаружено огромное количество костей лошадей.

По поводу этнических процессов, происходивших в то далекое прошлое, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения индоевропейской и урало-алтайской общностей, от которых происходят многие современные народы.

У первых коневодов сформировался культ лошади и ряд основополагающих элементов кочевого быта. Они находят отражение в священном для казахов понятии «алаш» / «алаша».

У индоеворпейских народов от первые пегих лошадей (алаша ат) берет начало мифологический образ крылатого коня — «пегас», в то же время в древнем словаре индоевропейских народов слово пеку /пеки — означает «лошадь», «личное движимое имущество У богатство», «скот» и т.д. От древнего «алаша ат» — славянское — «лошадь».

В силу многих причин еще в древности племена Великой степи начали заселять территории Запада и Юга, создавая в них государства и основы современной цивилизации.

В это время получило развитие эстетическое миропонимание — искусство.

Доказательством художественной деятельности позднепалеолитических племен Казахстана в основном служат гравюры на скалах, основной сюжет которых составляют изображения — шерстистого носорога, быка-тура, бизона.

Наряду с гравюрой в Казахстане обнаружены образцы наскальной живописи. Это изображения быка в горах Бектау ата, росписи в пещере Аулие-тас в Баянауле и в Бухтарминском гроте.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/320/

Uchebnik-free
Добавить комментарий