Билет №17. 1. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане

Билет №17. 1. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

Решением 14 съезда ВКП (б) в 1925 году принят курс на индустриализацию, в Казахстане этот процесс совпал по времени с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.).

«Пятилетки» — это административное планирование экономической жизни страны, появившееся с 1928 года. В начале «пятилетки» определялись планы государства и обязательства регионов.

На съездах партии отмечались позитивные результаты, критиковались негативные стороны.

Процесс индустриализации понимают в более широком смысле, как «подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство». В Казахстане индустриализация проходила в более тяжелых условиях.

В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство, на которое приходилось 84,4 % всей валовой продукции, 90 % населения проживало в сельской местности. В первую очередь требовалось преодолеть технико-экономическую отсталость края. Для решения этой задачи Казахстан был включен в общий генеральный план индустриализации страны.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. За годы пятилетки расширилось изучение богатейших сырьевых ресурсов республики, особенно ее недр. Только в 1931 г. в Казахстане работало до 150 геологоразведочных партий и научных – экспедиций из разных городов страны.

Они выявили новые многочисленные месторождения угля, нефти, медных, полиметаллических, железных руд, химического сырья и т.д. На базе этих месторождений затем закладывались шахты и рудники, создавались новые предприятия, электростанции.

Создание Карагандинского угольного бассейна – одна из самых ярких страниц в истории социалистической индустриализации республики.

Комплексные экспедиции АН СССР в конце 20-х – начале 30-х гг. охватили практически всю территорию республики. Академик Н.С. Курнаков сделал вывод, что Казахстан — «сплошная металлогеническая провинция Советского Союза». Молодой казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел разведку месторождений меди в районе Джезказгана.

В начале индустриализации Казахстана основное внимание было сосредоточено на комплексном восстановлении наиболее крупных и важных для того времени объектов тяжелой промышленности.

Ускоренными темпами шло восстановление Байконурских каменноугольных копей и Джезказганских рудников. На Карсакпае завершилось сооружение главных цехов медеплавильного завода.

Ширился фронт работ по реконструкции нефтепромыслов Доссор и Макат.

В первые годы индустриализации вступили в строй 92 маслозавода, новые кожевенные заводы в Петропавловске и Уральске, была реконструирована соледобывающая промышленность на Аральском море и т.д.

Ускорился процесс восстановления предприятий нефтяной, легкой, пищевой промышленности. Повсеместно начала работать и производить нужные населению изделия первой необходимости кустарная промышленность.

Ускоренными темпами началось строительство одного из крупных и важных для того времени предприятий цветной металлургии республики – Карсакпайского медеплавильного завода. 7 ноября 1928 г.

Карсакпай дал стране первую медь.

Индустриализация осуществлялась за счет сверхналога с крестьян, командными и административными методами. В это время шел процесс урбанизации, если накануне индустриализации городское население составляло 8,6 % населения края, то к концу 30-х годов достигло 29,8 %.

Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса, увеличившись с 19,8 % в 1928 году до 43 % в 1935 году, одной из причин данного процесса стало бегство голодного населения в города.

Соответственно, произошли изменения в этническом составе городов, в 1939 году в городах проживало 375 тысяч казахов – в пять раз больше, чем в 1926 году, но это составляло лишь 16 % казахского населения, удельный вес казахов среди городских жителей поднялся до 21,9 %.

В 1926-1939 годах население Казахстана увеличилось на 1 133,5 тысяч человек, появились новые города, возросла численность городского населения в 2-4 раза.

В годы индустриализации практиковалось шефство над промышленностью Казахстана, пионерами стали рабочие Москвы.

В Казахстане развернулось социалистическое соревнование за выполнение государственного плана, в 1930 году насчитывалось 30 ударников. Главной проблемой была нехватка кадров, поэтому стали открываться краткосрочные курсы, школы ФЗУ(фабрично-заводского ученичества), кружки. В сентябре 1933 года принято Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о подготовке кадров для Казахстана

Для увеличения производительности труда пропагандировалось стахановское движение, последователем А. Стаханова стал шахтер Караганды Т.Кузембаев. В декабре 1935 года прошел первый слет передовиков цветной промышленности республики.

Одной из задач выступала проблема средств связи и транспорта, так как первые промышленные предприятия создавались в отдаленных друг от друга на сотни километров районах, располагавших источниками сырья. Поэтому важное значения приобрело сооружение новых железных дорог.

Здесь особую историческую роль сыграло строительство Туркестано-Сибирской железной дороги протяженностью 1500 км. Турксиб, построенный за три года вместо пяти лет, намеченных по плану, создал предпосылку к более быстрому переходу республики от докапиталистических форм хозяйства к его социалистической реконструкции.

Дорога строилась с 1927 года до 28 апреля 1930 года, северные и южные участки сомкнулись на станции Айнабулак, с января 1931 года дорога была сдана в постоянную эксплуатацию. Начиная с 1930 г.

Турксиб обеспечивал транспортные связи области с районами Юго-восточного Казахстана и Сибири, с одной стороны, Европейские части страны и республик Средней Азии – с другой.

При правительстве РСФСР был открыт специальный комитет содействия постройке Турскиба во главе с Т.Рыскуловым, начальником строительства был назначен В.Шатов, комиссию содействия возглавил председатель совнаркома республики Н.

Нурмаков, на постройке железнодорожной магистрали трудилось почти 100 тысяч человек разных национальностей. Рядовой строитель Д.Омаров прошел путь до начальника Турксиба, его коллега Т.

Казыбеков стал Героем Социалистического труда, начальником треста «Казахтрансстрой».

Турксиб ускорил строительство Балхашского медеплавильного комбината, железной дороги Боровое – Акмолинск – Караганда – Балхаш. Благодаря этому Карагандинский уголь получил выход через Петропавловск в Сибирь, Башкирию, на Южный Урал и Среднюю Волгу. Уже к концу 1932 г. протяженности железных дорог в республике составила 5186 км. В 1927 -1931 годах была поострена дорога Кокшетау – Алма-Аты.

За годы довоенных пятилеток Казахская ССР превратилось из аграрной в индустриально-аграрную республику, ведущую роль при этом играла тяжелая промышленность, удельный вес которой в 1940 г. составлял 63,4% против 20,5% в 1928 году. Валовая продукция промышленности увеличилась на 57,3 % (по СССР на 45 %), в 1940 г.

республика заняла ведущее место в стране: по производству свинца – первое, цветной металлургии – второе, добыче угля и нефти – третье, энергетике и металлообработке – пятое, по химической промышленности – шестое. У Казахстана появились возможности удовлетворять общесоюзную и внутренние потребности.

Наряду с цветными металлами и углем из Казахстана стали вывозить горнорудное сырье, а также фосфорные удобрения, химико-фармацевтические товары, мясные и консервные изделия, разнообразную продукцию легкой промышленности.

В 1940 году действовали 2580 крупных предприятий, по сравнению с 1913 годом валовая продукция всей индустрии увеличилась в 7,9 раз, в том числе крупной в 19,5 раза. Развитие промышленности не шли параллельно с ростом жилищного фонда, проблема нехватки жилья наблюдалась во всех городах.

Некоторые сдвиги произошли в социальной сфере, выразившиеся в строительстве объектов быта, здравоохранения, услуг. Госбюджет социально-культурной сферы достиг в 1940 году почти 1 миллиарда рублей, превысив уровень 1932 года в 12,5 раза.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 145; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-99975.html

§ 9. КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ КАЗАХСТАНА | 9 класс Учебник

Билет №17. 1. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

ГлаваIV. РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х и в 30-е годы XX в.

Курсна индустриализацию, трудности, ход процесса, успехи. Турксиб и другиеиндустриальные объекты. Особенности индуст­рии Казахстана.

Началоиндустриализации. Процесс индустриализации в Казахстане начался несколькопозже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткойразвития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР)(1928 — 1932 гг.). Он происходил в сложных условиях.

Восстанов­ление народногохозяйства республики еще не было завершено: промышленное производство в целомдостигло только 61% довоенного уровня.

Промышленность была представленанесколькими нефтепромыслами в Урало- Эмбинском районе, небольшими угольнымиразработками в Центральном Казахстане и маломощными пред­приятиями цветнойметаллургии на Алтае. Научные знания о богатом и обширном казахском крае,накопленные до революции, были невелики.

Слабо были развиты средства связи итранспорт. В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство. Изменения,произошедшие в экономике края в период новой экономической политики, еще былине заметны.

Для становлениянародного хозяйства страны необходимо было развивать ведущие отрасли тяжелойпромышленности, восстанавливать старые и строить новые шахты и рудники,предприятия всех отраслей промышленности, опирающихся на использование местныхресурсов, сооружения железных дорог и технических средств связи. Требовалосьформирование рабочего класса п производственно-технической интеллигенции путемширокого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.

Индустриализацияпроходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно-бюрокра­тическогометода руководства. Ф.И. Голощекин, занимавший пост первого секретаряКазкрайкома в 1925—1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясьвыступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития,был провод­ником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.

Филипп Исаевич Голощекин доказывал, что аул«не почувствовал дыхания Октября», «то, что происходило у нас до осени 1925 г.,можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации». Онпроповедовал идею проведения «Малого Октября».

Курс Голощекина встретил вКазахстане серьезное сопротивление. Тогда он решил обратиться с письмом кИ.В.Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И.В.

Сталин далкраткий, но весьма определенный ответ: политика Голощекина является«единственно правильной политикой».

Разумные голосаместных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра входе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края,прежде всего — в промыш­ленности (С.Садвакасов, Ж.Мынбаев и др.), квалифи­цировалисьФ.Голощекиным, И.

Курамысовым и их сподвижниками как проявление местногонационализма.

Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводутемпов индустриализации, соответ­ствующих уровню развития производительных сил,наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.

Индустриализация вКазахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущейпромышленности. Комплексные экспедиции, организо­ванные Академией наук СССР вконце 20-х — начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватилипрактически всю территорию республики.

Минерально- сырьевые ресурсыЦентрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общимруководством академика Н.С.Курнакова. В результате своих исследований онадоказала, что Казахская рес­публика является «сплошной металлогенической провинциейСоветского Союза». Академик И.М.

Губкин, занимавшийся с первых дней Советскойвласти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что этоместорождение — одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же времяначалась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахскийинженер-геолог К.И.

Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди врайоне Джезказгана и доказал перспективность региона.

Ведущиеиндустриальные объекты Казахстана. В 1927 г. началось строительствоТуркестано-Сибирской железной дороги. Строительство этой железной дороги вошлов историю нашей страны как трудовой подвиг народа.

На ее строительстветрудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане,татары, башкиры.

Около десяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами —железнодорожниками, строи­телями, техниками, мастерами дорожного дела.

В числе рядовых строителей были Д.Омаров,прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба; Т.Казыбеков, ставший ГероемСоциалисти­ческого Труда, начальником треста «Казахтрансстрой».

Рабочий Н.Тимофеев вспоминал: «Строителипреодолевали большие преграды. Стальная дорога прокладывалась через бесконечныестепи, горные хребты, реки, глубокие ущелья. Летом — невыносимая жара, тимой —сильный мороз и снежные бури. Но никакие трудности не смогли остановитьсоветского человека».

Турксиб был построенза три года вместо пяти, намеченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный июжный участки сомкнулись на ст. Айнабулак, и дорога была сдана во временную, сянваря 1931 г. — в постоянную эксплуатацию.

Строительство Турксиба — одной изударных строек первой пятилетки — имело огромное государственное исоциально-экономическое значение.

Дорога соединила Среднюю Азию с районамиСибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.

За годы довоенныхпятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы,Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказ­ганскийгорно-металлургические комбинаты, полиметал­лические предприятия на РудномАлтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции,предприятия промышленности строительных материалов.

Угольная Караганда спредприятиями цветной метал­лургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана представляласобой гигантский промышленный комплекс.

Мощные рудники, действующие истроящиеся предприятия цветной металлургии, развернутая энергетическая базапридавали дельность индустриальному региону Рудного Алтая.

СтроительствоЧимкентского свинцового, Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зырянов-ского полиметаллических комбинатов, Ачисайского, Коунрадского рудников,освоение Джезказганского месторождения превратили цветную металлургию в ведущуюотрасль промышленности Казахстана. Велик был удельный вес в индустриальномразвитии республики и Прииртышья. Все более возрастала индустриальная мощьстолицы и юга Казахстана. Огромные степные просторы республики покрылись сетьюжелезных и шоссейных дорог.

Закладывались основыбудущих промышленных узлов Казахстана и одновременно укреплялась их взаимосвязьс ранее существовавшими экономическими районами других республик. Так, впредвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, которыйснабжал рудой, металлом, углем промышленные предприятия Южного Урала.

Рудный Алтайкак бы стыковался с индустриальным комплексом Сибири. ТреугольникУрал—Сибирь—Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка,меди, свинца и других стратегических металлов. Нефтяная Эмба по существуявлялась частью новой нефтяной базы — «вторым Баку»,— создаваемой между Волгойи Уралом.

Особенностииндустриализации в Казахстане.

Индустриализацияосуществлялась сверху, командными, административными методами, директивнымпланиро­ванием, безусловным подчинением Центру.

Репрессивная политика:развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой, силовоеразрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищаниеи голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение силнарода — все это стало типичными признаками индустриализации страны. Причемударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу,заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию.

Преимущественноеразвитие в годы индустриализации получили, как и до революции, традиционныеотрасли добывающей и химической промышленности. Предприя­тия же машиностроения,металлургии, оборонной промышленности отсутствовали. Серьезно отставалаэнергетическая база, промышленность строительных материалов.

Казахстаноставался поставщиком многих видов горнорудного сырья. Нефть добывалась на Эмбе, а центр понефтепереработке строился в Орске. Медь Балхаша, свинец Чимкентского завода,редкие металлы Алтая также вывозились за пределы Казахстана. Квалифицированныекадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне,преимущественно из РСФСР, Украины.

Местные кадры оставались еще долгие годынеквалифицированными рабочими.

Развитиезолотодобывающей промышленности позво­лило выделить значительные средства дляукрепления финансовой системы страны. Из республики почти за бесценоквыкачивались редкие металлы, нефть, уголь, фосфориты, завозились дорогиеготовые изделия. Грузооборот железнодорожного транспорта превысил уровень 1913г.

в 21,3 раза, главным образом за счет перевозки уникального природногобогатства края. Казахскаяинтеллигенция выражала недовольство таким положением вещей. С.Садвакасов сгоречью говорил: «Казахстан был и остался колонией…

» Несмотря на то, что вликвидации экономического неравенства республики с развитыми регионами страныбыли достигнуты существен­ные сдвиги, Казахстан сильно отставал от них впроизводстве промышленной продукции на душу населения.

Усиленно шел процессурбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но всеже удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населениярос медленно. В 1939 г. в городах республики проживали 375тыс. казахов.

Хотя это и было в пять раз больше, чем в 1926 г., в городахКазахстана представителей коренного населения было меньше. В городах и поселкахгородского типа накануне войны проживали всего 16% казахов.

Городское населениеросло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда,Киева, Харькова, Свердловска и других городов.

1.   Вчем заключается сущность политики индустриализации страны?

2.    Каковыбыли особенности индустриализации в Казахстане?

3*. Выскажите своемнение о существовавших разногласиях по

поводу осуществления индустриализации.

4. Каким образом индустриализация отражаласьна развитии национальной культуры и языка?

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/11-1-0-280

Казахстан в годы индустриализации

Билет №17. 1. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

Казахстан в годы индустриализации: цели и методы индустриализации.

» История Казахстана » Социально экономическое и политическое развитие Казахстана в 20 – 30 годы XX века. » Казахстан в годы индустриализации: цели и методы индустриализации.

Политика индустриализаций.

В первой половине 20-х годов в стране утвердилась советская власть. Были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик (30 XII 1922 г.) принята его конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. Поэтому во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлась техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925году XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 году IV съездом Советов СССР. Политика индустриализаций включала в себя три главные задачи (звена): 1) индустриализацию, т.е. форсированное превращение страны из аграрной в промышленно развитую, индустриальную; 2) Коллективизацию-создание социалистического коллективного сельского хозяйства; 3)культурную революцию — борьба не грамотностью, создание системы образования, науки, культуры, воспитание новой социалистической интеллигенции и утверждение нового образа жизни.

Основные цели индустриализации:

-ликвидации технико-экономической отсталости страны; -достижение экономической независимости; -создание мощной обороной промышленности; -первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения); -формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.

Ход индустриализации в Казахстане.

Индустриализация в Казахстане началась с разработки недр полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб), протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года, 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В1927 году была построена дорога Петропавловск – Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск — Караганда, Илецк — Уральск, Рубцовск – Риддер, а в 1940 году – Караганда – Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР. Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшатыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой. В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинские мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане. Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью. В 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал – Море и др. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие, занятые в народном хозяйстве, составляли 10,7%, в 1939 году их стало 33,8%. В индустриализации республики важное значение имела первая пятилетка 1928/29-1932/33 годы. Она была выполнена раньше срока за четыре года три месяца. В течении пятилетки промышленное производство росло, дал первые тысячи тонн черновой меди Карсакпайский медеплавильный завод, вошедший в строй в 1928 году. Добыча каменного угля увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом, а нефти в 2,2 раза. Интенсивно порождался поиск новых месторождений полезных ископаемых, в 1931 году работало уже более 140 геологоразведочных партий, ими выявлены уникальные месторождения новых видов ценного минерального сырья, по запасам многих из них Казахстан выдвинулся на первое место в стране. За годы первой пятилетки (1928-1938 гг.) объем капитальных вложений советского государства в народное хозяйство республики превысил 311 млн. руб., из которых 48% было направлено в промышленность, транспорт, связь. За пятилетку в республике было введено в строй более 40 новых и реконструированных крупных заводов, фабрик, шахт, рудников и электростанций. Результатом успешного осуществления курса на индустриализацию явилось то, что Казахстан за исторически короткий срок из отсталого феодального края превратился в аграрно-индустриальную республику, поднялся её удельный вес (39,5%) в промышленном производстве страны. По всей стране производство тяжелой промышленности выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроение – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге. Выполнение заданий второго пятилетнего плана (1933-1938 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Производство продукции всей промышленности к концу 1937 года выросло по сравнению с 1932 годом в 2,2 раза, а за два пятилетия в 4,5 раза. Свыше 80% всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия, число которых пополнилось такими гигантами, как Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы “Азовсталь” и “Запорожсталь”, авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Намеченный государством 10-летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений все-таки был выполнен обогнав по всей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы. В годы второй пятилетки в народное хозяйство Казахстана вкладывались капиталовложения в объеме 721 млн. рублей, форсированными темпами сооружались Балхашский медеплавильный завод, Актюбинский химкомбинат, продолжалось освоение Карагандинского угольного бассейна и нефтяных богатств Эмбы, проводились широкомасштабные работы по реконструкции предприятий Рудного Алтая, строились предприятия пищевой и легкой промышленности. Росли города и их население. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 году в СССР была закрыта последняя биржа труда. Осуществлялся большой комплекс работ по окончательному переводу сельского хозяйства республики на рельсы социализма. Благодаря самоотверженному труду советского народа вторая пятилетка была выполнена досрочно, к 1 апреля 1937 года, т.е. за 4 года и 3 месяца. В республике было построено 120 крупных промышленных предприятий, введено в действие более тысячи километров новых железнодорожных путей. Удельный вес валовой продукции промышленности достиг 56,8% продукции всего народного хозяйства республики. Через Тозы и Малсерктики казахские крестьяне перешли к сельскохозяйственной артели. Более 500 тысяч казахских кочевых и полукочевых хозяйств перешли к оседлости. В 1937 году колхозы Казахстана объединяли 97,5% крестьянских хозяйств республики, они обрабатывали 99,8% посевных площадей и производили 84,4% валового сбора зерновых. В колхозах и совхозах, других государственных и кооперативных предприятиях, а также в личной собственности колхозников находилось около 99% поголовья скота. Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства добывались за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Промышленность Казахстана имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России, Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928-1939 годах механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн. человек. В результате голода 20-30-х годов и миграционных процессов доля казахов в общей массе населения Казахстана сократилась в 1939 году до 38%.

Методы индустриализации:

— индустриализация происходила за счет сверхналога с крестьян;- осуществлялась методами командными, административными, директивным планированием, безусловным подчинением центру; — тотальное обобществление и огосударствление всех сторон накоплений республик и госбюджет; — выделение субсидий и дотаций, так, в 1931-1934 гг. из 2-х млрд. 137 млн. рублей капиталовложений в народное хозяйство республики лишь 121 млн. рублей был выделен из местного бюджета; — концентрация в руках государства производства, сбыта и снабжения; — репрессивная политика – развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой;

— силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа.

Источник: http://testent.ru/index/0-72

Вопрос № 2 Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане

Билет №17. 1. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

Экзаменационный билет №21

Осуществление индустриализации, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд трудностей.

Главной из них была социально-экономическая отсталость, в условиях которой казахскому народу, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции явно затянулось. Так, к началу 1926 года промышленность республики достигла лишь 61%уровня 1913 года, а сельское хозяйство— 82,9%.

Это был низкий дореволюционный, колониальный уровень, ори котором в промышленности ведущее место занимало мелкое производство, выпускавшее в основном предметы потребления и располагавшее лишь предприятиями по обработке продуктов земледелия и животноводческого сырья.

Богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых только начали изучаться. Поэтому новое строительство велось во многих случаях без должной подготовки.

К этому, следует добавить крайнюю нехватку квалифицированных рабочих, строительных материалов, техники, механизмов и денежных средств. ,

Невиданный кризис промышленности во всем, СССР в первой половине 20-х годов привел к необходимости ускорения индустриального развития.

Накопление для промышленности и транспорта предполагалось формировать за счет экспроприации крестьянства. Вместе с тем для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР.

Однобокое развитие промышленности (слабость или вообще отсутствие ведущих отраслей тяжелой и легкой индустрии), заложенное еще во второй половине XIX в.

, и продолженное в советское время, сказывается до сих пор.

В 20 30-е годы были реконструированы и построены предприятия металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране.

Достаточно сказать, что Чимкентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике.

Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся Второй Мировой войны.

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны.

Добытый здесь коксующий уголь направлялся на Магнитогорский металлургический комбинат и другие предприятия.

По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны.

Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое — Акмолинск — Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык — Джезказган, Рубцовка — Риддер, Уральск — Илец.

Высокие темпы индустриального развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины и других более развитых республик.

Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республики входил в 1920-1936 г г.,.

в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Кйева* Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях.

Индустриальное развито Казахстана в 1920-1940 гг. повлекло крупные социально-экономические последствия.

К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Туркеетано-Сибирская магистраль, строительство которой началось в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению Советским Союзом хлопковой зависимости.

Одним из проявлений «социалистической индустриализации» стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. Например, в 1931 г. создается Карагандинский лагерь (Карлаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40 гг. XX века в Казахстане возникает Целый ряд подобных лагерей.

В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. В итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не были выполнены

Источник: https://studopedia.su/12_138828_vopros---kurs-na-industrializatsiyu-i-ee-osobennosti-v-kazahstane.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий