Билет № 23 Современное лингвистическое образование как ценность, процесс, результат, система.

Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ

Билет № 23 Современное лингвистическое образование как ценность, процесс, результат, система.

Вопрос №1.

Система образования Республики Беларусь. Кодекс «Об образовании в Республике Беларусь» о целях и принципах государственной политики в сфере образования.

Система образования(СО) – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Национальная система образования включает: (из Закона об образовании)

• участников образовательного процесса (воспит детск.дошк. учрежд., учащиеся, студенты)

• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;(школы, д.сады, институты,)

• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

СО каждой страны имеет свои особенности – позитивные тенденции современнойСО РБ:

– гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении)

– демократизация отношений

– разноуровненность содержания

– разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов

– дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ)

– переход ВУЗов на двухступенчатую подготовку специалиста

– сети дополнительного образования и т.д.

Однако, на ряду с позитивными отмечаются негативные тенденции: отрицательное влияние школы на здоровье детей(только 5 % учеников Московского района Бреста здоровы); однообразность образовательного процесса в учебных заведениях, предметоцентризм (преобладание роли своего предмета); недостаточный уровень качества подготовки выпускников школы и ВУЗа.

СО в РБ строиться в соответствии с Законом об образовании в РБ. Принципы СО:

– обязательность общего базового образования;

– осуществление перехода к общему среднему образованию;

– доступность дошкольного, профес. технического и на конкурсной основе ср. спец. и высш. об-я;

– преемственность и неприрывность уровней и ступеней образования (согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ)

– нац. культурные основы образования

– приоритет прав человека, гуманист. характера образования

– принцип научности; экологическ. направленности образования

– демократич. характер управления образования

Вопрос № 2.

Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ.

Общий методологический смысл понятия образование (О) традиционно определяется как «создание человека по образу и подобию» Истоки понятия О находятся в раннем средневековье, начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становился ценностью О, рассматривался как способ его саморазвития, вхождения в культуру.

Понятие образования из Закона об образовании РБ: Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Понятие «образование» связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие). С учетом этого образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека. Образование выполняет следующие социокультурные функции:

– О. – один из оптимальных способов вхождения человека в мир культуры и науки;– О.

– как практика социализации(Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.) человека и преемственности поколений;– О.

– функция развития региональных систем и национальных традиций; – О.– соц. институт через который перед. и воплощ. базовые, культ. ценности и цели развития об-ва.

В настоящее время рассматривают образование как ценность, как образовательную систему, как образовательный процесс и как индивидуальный или коллективный результат этого процесса.

1)Образование как ценность – рассматривают в интересах личности и в интересах государства;

2)Как система образования – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Основные элементы образования как макросистемы имеют гос.

статус от системы дошкольного до системы послевузовского дополнительного образования. О. как система включает ведущих субъектов – учителя и учащиеся, цели, содержание, организацию, контроль (результаты).

3) Как процесс (процесс обучения и воспитания) – указывает на непрерывный процесс – образование в течение всей жизни. О. как процесс отражает этапы и специфику обр. сис-мы, ее изменение и динамику. Как образовательный процесс – имеет следующие этапы: 1)мотивационный; 2) организ.- деятельностный; 3) рефлексивный;

О. как процесс имеет следующие свойства: двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на разностороннее развитие и саморазвитие личности (развитие – это процесс и результат колич. и качеств. изменений разл. сторон Л, ее взросление); единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех сторон процесса; взаимосвязь элементов процесса.

4) Как результат – достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений.

Тенденция – это направление развития. Позитивные тенденции развития современной СО РБ:

– гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении с целью развития духовно богатой личности)– демократизация отношений;

– разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов;– дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ); –инновационность (появление УО школа-сад; усиление раздела экологии в содержании учебников по биологии); – технологизация пед.процесса – внедрение технологий обучения и воспитания; – информатизация и компьютеризация;

Вопрос №3.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10026.html

Образование как система, процесс и результат

Билет № 23 Современное лингвистическое образование как ценность, процесс, результат, система.

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой дифферен­цируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обуче­ния, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы.

Поэтому, образование как социаль­ный институт, является сложной системой, включающей разные эле­менты и связи между ними: подсистемы, управление, организа­цию, кадры и т.д.

Эта система характеризуется целью, содержа­нием, структурированными учебными программами и плана­ми, в которых учитываются предыдущие уровни образования и про­гнозируются последующие.

Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требу­ет и ожидает общество на данном этапе его исторического развития.

В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризова­ли каждый конкретный временной период ее развития.

Образование как система включает в себя понятие педагоги­ческой системы (по Н.В. Кузьминой).

Педагогическая система мо­жет рассматриваться как соотносимая с образовательным процес­сом подсистема в общей системе образования.

Она, в свою оче­редь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью струк­турными элементами: цель, учебная информация, средства ком­муникации, учащиеся, педагоги.

Образование как система может рассматриваться в трех из­мерениях, в качестве которых выступают:

· социальный масштаб рассмотрения — т.е. образование в ми­ре, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, об­щественного, светского, клерикального и т.д. образования;

· ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

· профиль образования: общее, специальное (математичес­кое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональ­ное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно ха­рактеризовать следующим образом:

· образование как система может быть светским или кле­рикальным, государственным, частным, муниципальным или фе­деральным;

· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возраст­ной критерий.

Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тре­мя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, уни­верситеты, академии.

Каждая ступень имеет свои организаци­онные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и спе­цифические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;

· образование как система может характеризоваться преем­ственностью уровней, управляемостью, эффективностью, на­правленностью;

· образовательная система имеет качественную и количест­венную характеристику, специфическую для своих подсистем;

· образование как система определяется одновременно функ­ционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).

Образовательная система функционирует и развивается в об­разовательном процессе обучения и воспитания человека, кон­кретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф.

Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в ви­де трубки, по которой культура переливается от одного по­коления к другому, неудобно». «…

Сущность обра­зовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его.

По сути, в этом определении обра­зовательного процесса подчеркивается, что на всем его протя­жении основной задачей образования является развитие и са­моразвитие человека как личности в процессе его обучения. Об­разование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, со­держанию, формам. Непрерывность образования в настоящее вре­мя, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в ка­честве основной черты.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-пер­вых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (уче­ния), где сами термины трактуются неод­нозначно.

Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обу­чения и воспитания.

В-третьих, сам процесс воспитывающего обу­чения включает с позиции обучающегося освоение знаний, прак­тические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и ком­муникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Развитие человека в процессе образования в значительной ме­ре обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф.

Каптерев приводит три вида формального развития: рефлек­тирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (че­ловеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго — естественные науки, третьего — математика. Эти три вида раз­вития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответ­ствующие трем видам формального развития таланты: гума­нитарно-научные, естественнонаучные и математические — в высшей степени своего развития взаимно исключают друг дру­га и тем самым обнаруживают свою различную природу».

Все последующее образование, предполагающее фуркацию (раз­деление), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры — гуманитарная и естественно-научная (технокра­тическая).

Образование как результат может рассматриваться в двух пла­нах. Первый — образ того результата, который должен быть по­лучен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта.

Современные образователь­ные стандарты включают требования к качествам человека, за­вершающего определенный курс обучения, к его знаниям и уме­ниям.

Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально до­стижимое представление социокультурного опыта, сохраняю­щееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе.

Его опыт как совокупность сформированных интел­лектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и уме­ний позволяет ему адекватно действовать на этой основе в лю­бой ситуации.

Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника.

Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным об­разованием. В результате, широкое и системное образование, делающее чело­века образованным, закладывает основу чувства собственного до­стоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_129221_obrazovanie-kak-sistema-protsess-i-rezultat.html

К вопросу о принципах лингвистического образования

Билет № 23 Современное лингвистическое образование как ценность, процесс, результат, система.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования, развивается как звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами послесреднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Лингвистическое образование представляет собой один из составных элементов программы профессиональной подготовки будущего специалиста к практической деятельности, занимая одно из ведущих мест в связи с тем, что оно содержит огромный потенциал для развития и саморегуляции личности, вхождения личности в интеркультурную среду.

Отличительной особенностью иностранного языка в рамках среднего профессионального образовательного учреждения, является то, что на первый план в этом случае выдвигается усвоение системы знаний и умений, являющихся непосредственной теорети­ческой основой профессиональной деятельности. Они должны обеспечить студентов также системой умений и навыков теоретической деятельности в рамках осваиваемой профессии.

Прежде чем выделить принципы, характерные для лингвистического образования, определим понятие «лингвистическое образование в технических учебных заведениях».

Не умаляя значимость знаниево-ориентированного, личностно ориентированного и компетентностного подходов к сущности образования, мы придерживаемся, прежде всего, аксиологического подхода, т.е.

подхода к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности (Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, А.А. Полякова, Н.С. Сахарова) [1].

Анализ литературы показывает, что ученые выделяют разнообразные аспекты, характеризующие ценности. Так, широко известны специальные исследования, раскрывающие сущность ценностных категорий: человек как ценность (О.Н. Крутова, А.И. Титаренко), красота как ценность (Ю.Б.

Бореев, Л.Н. Столович), познание как ценность (А.М. Коршунов, Ю.И. Пономарев), иностранный язык как ценность (Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, С.Г. Тер-Минасова).

Ценность образования как индивидуально мотивационного и стимулирующего отношения человека к собственному образованию, уровню и качеству играет при получении любого, в том числе и лингвистического образования, существенную роль.

Вслед за Н.С. Сахаровой считаем, ценности профессионального образования формируются и утверждаются в общественной жизни не спонтанно [4, с. 39]. Социально-политические, экономические отношения существенно влияют на развитие образовательных ценностей.

Ценности профессионального образования формируются исторически и генетически связаны с общечеловеческими ценностями.

Вместе с тем ценности образования могут трактоваться как самостоятельные сущности, так как их специфика связана с тем, что именно образование трансформирует ценности общечеловеческой культуры в среду индивидуального сознания и, таким образом, влияет на общественные процессы и жизнедеятельность сообщества людей.

Личностным ценностям образования должен принадлежать приоритет во всей международной процедуре, когда индивидуально-личностные ценности образования проецируются на плоскость интегративно-понимаемых ценностей. Учет и анализ целенаправленного и систематического изучения образовательного «спроса» считается своевременным и актуальным.

На этом уровне возможен, исходя из профессионально-лингвистической   ситуации,   образовательный   синтез знаний и формирование языковой личности и ее целостной языковой картины в аспекте получения знаний о профессиональном языке, способствующих осознанию принадлежности каждого студента к единому человеческому сообществу, трансляции ценностей духовных и культурных при получении образования.

При всех различиях, существующих между определениями, высвечивается объединяющее их представление об образовании как «наполнении» кого-то (образующегося) чем-то (дидактически преобразованным социальным опытом) [5].

Если рассматривать это применительно к лингвистическому образованию, то и она будет представлять собой специально организованный процесс и результат деятельности его субъектов, интегрированный в профильную образовательную среду и направленный на создание условий, необходимых для овладения студентами системой научных знаний, умений и навыков, и формирование на этой основе личностно-значимых коммуникативных качеств будущего специалиста.

Проанализировав вышеизложенные трактовки, предлагаем следующее определение лингвистического образования в технических учебных заведениях – это организуемый, целенаправленный, положительный процесс, направленный на создание условий, необходимых для получения профессиональных знаний на всех этапах обучения и организации деятельности студентов.

Для лингвистического образования характерны, на нашему мнению, следующие основные принципы: принцип динамичности, комплексности, интегративности, целостности, непрерывности и индивидуализации.

Принцип динамичности в развитии лингвистического образования требует непрерывных, опережающих изменений и совершенствования системы формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности. Выпускник железнодорожного техникума должен быть ориентирован на процесс самостоятельного мышления и принятия решения.

Мир начала XXI века представляет собой кардинально изменяющуюся систему, внутри которой происходят качественные преобразования всех сторон человеческой жизни: стремительный научно-технический прогресс, повышение уровня сложности производства, ускорение темпов его роста и совершенствования, все это требует активизации деятельности человека. Все более усиливающаяся тенденция к интеграции государств, их переход на позиции сотрудничества меняет приоритеты на политической арене. Уже этих примеров достаточно, чтобы понять, что доминантой современной системы ценностей становится человеческий фактор [2]. Именно человек, компетентный, способный ориентироваться в конкретной ситуации, умеющий творчески подходить к решению проблем. В связи с этим лингвистическое образование образования должно постоянно искать подходы к выявлению гармонично-целого в образовании, которое отвечает требованиям времени, то есть гармоничности, которая будет предопределять внутренние связи элементов в системе профильного образования.

Принцип комплексности реализуется, с одной стороны, в интегрировании, например, с профилирующими предметами, с другой, в создании совместных программ и учебных пособий.

Принцип интегративности, по мнению Н.С. Сахаровой, предполагает реализацию идей комбинаторики на основе выбора ценностного отношения личности к своей деятельности, социально и профессионально значимым ценностям [5, с. 62].

Принцип интегративности проявляется в совместном, согласованном использовании потенциала образовательных учреждений, социальных институтов, общественных объединений, во взаимосвязанных интересах. Интеграционные процессы охватывают различные направления деятельности и могут выражаться в разнообразных формах.

Нами рассматриваются следующие направления интеграции: создание комплекса учебных дисциплин, форм и методов обучения; единое образовательное пространство (цикл общегуманитарных наук и цикл специальных дисциплин, цикл общегуманитарных наук и социальные институты, общественные объединения), единая информационная среда (Самарский Государственный Университет Путей Сообщения – Оренбургский техникум железнодорожного транспорта).

Создание комплекса учебных дисциплин (русский язык, иностранный язык), форм и методов обучения на уровне междисциплинарной интеграции — это внутриобразовательный процесс, способствующий формированию у студентов более полного представления об объекте будущей деятельности. Трансформация происходит в направлении усиления индивидуальной, самостоятельной формы обучения.

Принцип целостности реализуется в содержании обучения, направленном на формирование у будущего специалиста умений строить целостные модели восприятия явлений действительности для решения проблем железнодорожного транспорта на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных предметов.

Принцип непрерывности непосредственно связан с поиском гибкого механизма, который позволил бы эффективно и последовательно развивать коммуникативные способности будущего специалиста.

Непрерывная система лингвистического образования (довузовский этап — центр, классы, колледжи; вузовский — университет, институт, академия; послевузовский — аспирантура), основанная на интеграции деятельности на различных уровнях, позволяет оптимально использовать учебно-материальную базу, концентрировать усилия на разработке сборных совместных программ и проектов деятельности. Эта система способствует непрерывному личностному и профессиональному росту в сфере коммуникации, повышению общей культуры.

Принцип индивидуализации обучения рассматривается как комплекс мер и видов деятельности, направленных на интенсификацию учебного процесса. Среди организационных мероприятий — это формирование дополнительных групп, занимающихся в субботу по программе, специально разработанной для этих групп.

Основная задача преподавателя — помочь студенту систематизировать знания по языку. Среди основного контингента обучаемых — это формирование групп, начинающих изучение языка, (тех, кто в школе изучал французский язык и кто не аттестован по предмету).

Регулярно проводятся консультации после занятий у преподавателей цикла общегуманитарных дисциплин для всех студентов.

Однако, в целом решение проблемы индивидуализации мы связываем с изысканием внутренних резервов традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения, с поиском оптимального варианта организации и управления творческой, самостоятельной работой студентов, разработкой дидактических материалов, характер и содержание которых были бы адекватны уровню когнитивной деятельности студентов, их стартовой подготовленности к учебному труду. Изучение индивидуальных особенностей, стиля учения, отношения к уровню своих результатов, заинтересованность в усвоении языка является важным направлением в деятельности цикла общегуманитарных дисциплин техникума.

Прежде чем сориентироваться преподавателю в уровне подготовленности, ежегодно проводится стартовый контроль в форме письменного теста по грамматике. Это как бы и определяет стартовый индивидуальный подход.

Контингент студентов в процессе обучения условно делится на успешных, среднеуспешных и неуспешных по языку.

Организационно-дидактическое обеспечение индивидуализированного обучения составляют в связи с этим проектное обучение, проблемные тексты, индивидуальные карты.

Данные мероприятия обеспечивают индивидуализацию путей усвоения материала в зависимости от способности и интересов, что, в свою очередь, повышает профессиональную культуру.

Конечно, диапазон учебно-практических целей может быть достаточно широк и необязательно связан с  профессиональной подготовкой. Главное — научить учащихся ориентироваться в типичных ситуациях общения, в специальной литературе по профессиональным интересам, в типичных профессиональных ситуациях.

Литература:

1. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] / А. В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики,  ИПК ГОУ ОГУ, 2008. — 578 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/18/1820/

Современное языковое образование как ценность, как результат овладения чужой культурой

Билет № 23 Современное лингвистическое образование как ценность, процесс, результат, система.

Современное языковое образование как ценность, как результат овладения чужой культурой

Липская Екатерина Андреевна

МБОУ СШ № 31

Ценность языкового образование выражается в отношении к нему со стороны государства, общества и личности. Следовательно, нужно рассмотреть три связанных аксиологических блока:

  • языковое образование как государственная ценность

  • как общественная ценность

  • как личностная ценность

Только в гармонии государственных, общественных и личностных интересов в развитии ЯО (языкового образования) в стране, придании ему приоритетной значимости на всех рассматриваемых уровнях возможно достижение качественных результатов в решении не только социально-педагогических проблем, стоящих перед обществом, государством, образованием, но и проблем социально-культурного плана.

Осознание ЯО как ценности обусловливает актуальность разработки и реализации научных и практических действий, связанных как с анализом отношения к нему государства, общества и личности, так и с обеспечением на общественно-государственном и личностном уровнях престижа этого образования.

Роль любого языка определяется его статусом в обществе, государстве. Язык может быть международным средством общения. Глобально распространены: английский, русский, немецкий. В ряде стран региона – межгосударственный язык.

Государственный или локальный: русский в России, т.к. выступает официальным средством межнационального общения. локальный: татарский, якутский и т.д.

Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранных языков в обществе.

Среди наиболее важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности иностранных языков в современной России, можно назвать:

    1. глобализация интеграционных общественных процессов

    2. межгосударственную интеграцию в сфере образования

    3. доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству, к качественному образованию в стране и за рубежом.тк. кальный: русский в Росииарственный бщения. Глобально распространены: англ, рус, немецкий. сударственном и личностном уровн

Личностно ориентированная ценность ЯО обусловлена:

  1. степенью осознания учащимися важности любого неродного языка как средства общения в современном мультилингвальном и поликультурном мире.

  2. четким представлением о тех требованиях, которые предъявляются к уровню его языковой подготовки на каждом образовательном этапе, и технологиях, позволяющих определить его уровень.

  3. личностной потребностью в изучении современных неродных языков и в их практическом использовании.

На государственно-общественном уровне престиж ЯО зависит от степени и глубины межкультурной интеграции в конкретных геополитических регионах, диапазона политико-экономических и культурных (в том числе и этнокультурных) потребностей в международной кооперации и межнациональном сотрудничестве.

Создание таких условий в обществе позволит установить пути разумного удовлетворения общественно-государственных и личностных потребностей и интересов в изучении современных неродных языков и сформулировать социальный заказ, т.е.

требования государства и общества к лингвокультурной подготовке учащихся.

Социальный заказ призван гармонизировать государственных, общественные и личностные потребности по отношению к современным неродным языкам. Требования государства и общества к результатам лингвокультурной подготовки учащихся должны выражаться в их умении использовать изучаемые языки в реальной межкультурной коммуникации.

Ориентация на межкультурную коммуникацию увязывает социальный заказ с решением проблемы развития языкового многообразия в обществе (на государственно-общественном уровне) и многоязычия его граждан (на личностном уровне).

Под языковым многообразием на государственно-общественном уровне понимаются в настоящее время не только поддержка и развитие языков глобального или межгосударственного общения. В это понятие также включаются защита, укрепление и развитие локальных языков, т.е. региональных языков и языков меньшинств, проживающих на конкретной территории.

Поэтому в понятие «языковое образование граждан страны вкладывается широкий смысл – овладение наряду с родным и иностранными языками любыми неродными языками народов России.

Важно осознание как государством и обществом в целом, так и отдельной личностью актуальности преподавания и изучения языков не только международного значения, но и народов России, этнических групп, проживающих в регионе, осознание того, что все языки равноценны. Именно этот тезис является принципиально важным для понимания сущности современного языкового образования как ценности.

Государство (прежде всего школа) и общество должны создавать условия для самовыражения и самореализации детей – представителей различных этнических и языковых групп, но живущих или обучающихся рядом друг с другом, с тем чтобы решать проблемы межэтнической интеграции народов, населяющих Россию.

Исходным при определении сущности языкового образования как ценности является тезис о том, что изучение любого неродного языка должно сопровождаться изучением культуры народа – его носителя, причем этот процесс должен протекать одномоментно, а не в раздельных, хотя бы и пересекающихся областях. В связи с этим было бы правильно говорить о языковом образовании в рассматриваемом аспекте как о лингвокультурном образовании.

Результат языкового образования определяется на трех уровнях:

  1. индивидуально-личностном,

  2. общественно-государственном

  3. общецивилизационном.

На индивидуально-личностном уровне речь идет прежде всего о тех знаниях, навыках и умениях, которые приобретает каждый участник в образовательном процессе. Владеть неродным языком – значит быть в состоянии говорить, читать, писать, слушать на данном языке, при этом основным критерием владения языком является взаимопонимании с партнерами по общению, а не языковая корректность.

Все составляющие понятия «владение неродным языком» можно свести к общей и коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция есть способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка. (лингвистический компонент, прагматический компонент, социолингвистический компонент)

Результат обучения учащихся не может и не должен сводиться только к овладению лингвистической компетенцией, равно как и умениями пользоваться различными формами и способами речевой деятельности (письменными/устными, паралингвистическими/экстралингвистическими).

Объект преподавания и изучения в образовательным процессе по неродным, в том числе по иностранным, языкам составляет вся упомянутая совокупность знаний, навыков, умений, а одним из результатов обучения – определенный уровень владения ими.

Результатом языкового образования является формирование у учащихся общей компетенции и коммуникативной компетенции.

Общая компетенция — это способность ученика к познавательной активности, к осуществлению познания чужой лингвокультуры.

Коммуникативная компетенция — это способность понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных ситуациях общения.

Обучение школьников неродному языку должно быть направлено не только на формирование у учащихся способностей практически пользоваться изучаемым языком в различных ситуациях (то есть развитие общей и коммуникативной компетенции), но и приобщение детей к иному (национальному) образу сознания (образу сознания его сверстника за рубежом — носителя иной концептуальной системы мира).

Следовательно, результатом языкового образования являются:

а) готовность ученика к осмыслению социокультурного портрета страны/стран изучаемого языка и его носителя-сверстника;

б) этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и вежливость;

в) склонность к поиску мирных способов разрешения любых конфликтов, в том числе в учебном процессе.

Итак, личность ученика есть определяющий фактор и условие успешности языкового образования как результата (впрочем, как и процесса, и ценности начального образования).

Источник: https://infourok.ru/sovremennoe-yazikovoe-obrazovanie-kak-cennost-kak-rezultat-ovladeniya-chuzhoy-kulturoy-3092301.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий