Билет № 16 Неклассический период развития науки

Неклассическая наука: становление, принципы, характеристики

Билет № 16 Неклассический период развития науки

Возникновение науки в нашем современном представлении – относительно новый процесс, требующий постоянного изучения. В Средневековье такого понятия не существовало, так как социальные условия развитию науки никак не способствовали.

Стремление придать всем существующим предметам и явлениям рациональное объяснение возникло в XVI-XVII вв., когда способы познания мира разделились на философию и науку.

И это было только начало – с течением времени и изменением восприятия людей классическую частично сменила неклассическая наука, а затем возникла постнеклассическая.

Эти учения частично сменили понятия классической науки и ограничили сферу ее действия. С возникновением неклассической науки произошло множество значимых для мира открытий, возникло внедрение новых экспериментальных данных. Изучение природы явлений перешло на новый уровень.

Определение неклассической науки

Неклассический этап развития науки наступил в конце XIX – середине XX века. Он стал логическим продолжением классического течения, которое в этот период претерпевало кризис рационального мышления.

Это была третья научная революция, поражающая своей глобальностью.

Неклассическая наука предлагала понимать объекты не как нечто стабильное, а пропускать их через своеобразный срез из различных теорий, способов восприятия и принципов исследования.

Возникла идея, перечеркивающая весь процесс естествознания: воспринимать природу объекта и явлений не как что-то само собой разумеющееся, как было ранее.

Ученые предлагали рассматривать их абстрактно и принимать истинность отличающихся друг от друга объяснений, ведь в каждом из них может присутствовать зерно объективного знания. Теперь изучался предмет науки не в его неизменном виде, а в конкретных условиях существования.

Исследования одного предмета происходили различными способами, поэтому и конечные результаты могли отличаться.

Принципы неклассической науки

Были приняты принципы неклассической науки, которые заключались в следующем:

  1. Непринятие излишней объективности классической науки, которая предлагала воспринимать предмет как что-то неизменное, не зависящее от средств его познания.
  2. Понимание связи между свойствами объекта исследования и особенностью проводимых субъектом действий.
  3. Восприятие этих связей в качестве основы при определении объективности описания свойств предмета и мира в целом.
  4. Принятие в исследованиях совокупности принципов относительности, дискретности, квантования, дополнительности и вероятности.

Исследования в целом перешли к новой полифакторной концепции: отказу от изоляции предмета исследования в целях «чистоты эксперимента» в пользу проведения комплексного рассмотрения в динамичных условиях.

Особенности внедрения науки

Становление неклассической науки полностью изменило закономерный порядок восприятия реального мира:

  • В большинстве учений, включая естествознание, неклассическая наука философия стала играть значимую роль.
  • Изучению природы предмета уделяется больше времени, исследователь применяет разные методы и прослеживает взаимодействие объекта в разных условиях. Объект и субъект исследования стали более связаны между собой.
  • Укрепилась взаимосвязь и единство природы всех вещей.
  • Сформировалась определенная закономерность, основанная на причинности явлений, а не только на механическом восприятии мира.
  • Диссонанс воспринимается как основная характеристика объектов в природе (например, разногласия между квантовой и волновой структурами простых частиц).
  • Особая роль отводится отношению статических исследований к динамическим.
  • Метафизический способ мышления сменился диалектическим, более универсальным.

После внедрения понятия о неклассической науке в мире произошла масса значимых открытий, датированных концом XIX – началом XX века. Они не вписывались в устоявшиеся положения классической науки, поэтому полностью изменили восприятие мира людей. С основными теориями этого времени познакомимся далее.

Теория эволюции Дарвина

Одним из результатов принятия неклассической науки стала большая работа Чарльза Дарвина, материалы и исследования для которой он собирал с 1809 по 1882 год. Сейчас на этом учении основывается практически вся теоретическая биология.

Он систематизировал свои наблюдения и выяснил, что главными факторами в процессе эволюции являются наследственность и естественный отбор. Дарвин определил, что изменение признаков того или иного вида в процессе эволюции зависит от определенных и неопределенных факторов.

Определенные складываются под воздействием окружающей среды, то есть при одинаковом влиянии природных условий на большинство особей меняются их особенности (толщина кожного или шерстяного покрова, пигментация и другие).

Эти факторы носят приспособительный характер и не передаются следующим поколениям.

Неопределенные изменения возникают также под воздействием факторов окружающей среды, но происходят случайно с некоторыми особями. Чаще всего передаются по наследству.

Если изменение было полезным для вида, оно закрепляется в процессе естественного отбора и передается следующим поколениям.

Чарльз Дарвин показал, что эволюцию необходимо изучать с применением множества принципов и идей, проводя различные по своей природе исследования и наблюдения. Его открытие нанесло существенный удар однобоким религиозным представлениям о мироздании того времени.

Теория относительности Эйнштейна

В следующем значительном открытии методология неклассической науки сыграла основную роль. Речь идет о работе Альберта Эйнштейна, который в 1905 году опубликовал теорию об относительности тел.

Ее суть сводилась к изучению движения тел, передвигающихся относительно друг друга с неизменной скоростью.

Он объяснял, что в этом случае неправильно воспринимать отдельное тело как систему отсчета – необходимо рассматривать объекты относительно друг друга и принимать во внимание скорость и траекторию обоих предметов.

В теории Эйнштейна существует 2 основных принципа:

  1. Принцип относительности. Он гласит: во всех общепринятых системах отсчета, движущихся относительно друг друга с одинаковой скоростью и неизменным направлением, будут действовать одни и те же правила.
  2. Принцип скорости света. По нему световая скорость является наивысшей, она одинакова для всех предметов и явлений и не зависит от скорости их движения. Скорость света остается неизменной.

Известность Альберту Эйнштейну принесла страсть к экспериментальным наукам и непринятие теоретических знаний. Он внес неоценимый вклад в развитие неклассической науки.

Принцип неопределенности Гейзенберга

В 1926 году Гейзенберг разработал собственную квантовую теорию, меняющую отношение макромира к привычному материальному миру.

Общий смысл его работы сводился к тому, что характеристики, которые человеческий глаз не может визуально наблюдать (например, движение и траектория атомных частиц), в математические расчеты входить не должны. В первую очередь потому, что электрон движется и как частица, и как волна.

На молекулярном уровне при любом взаимодействии объекта и субъекта происходят изменения в движении атомных частиц, которые невозможно проследить.

Ученый взялся перенести классическую точку зрения о движении частиц в систему физических исчислений. Он считал, что при расчетах следует использовать только величины, напрямую связанные со стационарным состоянием предмета, переходами между состояниями и видимыми излучениями.

Взяв за основу принцип соответствия, он составил матричную таблицу чисел, где каждому значению присваивался свой номер. Каждый элемент в таблице имеет стационарное или нестационарное состояние (в стадии перехода из одного состояния в другое). Расчеты при необходимости следовало производить, исходя из числа элемента и его состояния.

Неклассическая наука и ее особенности значительно упростили систему подсчетов, что подтвердил Гейзенберг.

Гипотеза Большого взрыва

Вопрос о том, как появилась Вселенная, что было до ее возникновения и что будет после, волновал всегда и волнует сейчас не только ученых, но и обычных людей.

Неклассический этап развития науки открыл одну из версий возникновения цивилизации. Это знаменитая теория Большого взрыва.

Конечно, это одна из гипотез возникновения мира, но большинство ученых убеждены в ее существовании как единственно верной версии появления жизни.

Суть гипотезы в следующем: вся Вселенная и все ее содержимое возникли одновременно в результате взрыва около 13 миллиардов лет назад. До этого времени не существовало ничего – лишь абстрактный компактный шар материи, имеющий бесконечную температуру и плотность.

В какой-то момент этот шар начал стремительно расширяться, произошел разрыв, и появилась та Вселенная, которую мы знаем и активно изучаем.

Эта гипотеза описывает также возможные причины расширения Вселенной и подробно объясняет все фазы, которые последовали за Большим взрывом: первоначальное расширение, охлаждение, появление облаков древних элементов, положившее начало образованию звезд и галактик. Вся существующая в настоящем мире материя была создана благодаря гигантскому взрыву.

Теория катастроф Рене Тома

В 1960 году французский математик Рене Том высказал свою теорию катастроф. Ученый принялся переводить на математический язык явления, при которых непрерывное воздействие на материю или предмет создает скачкообразный результат. Его теория позволяет понять происхождение перемен и резких скачков в системах, несмотря на ее математическую природу.

Смысл теории в следующем: любая система имеет свое стабильное состояние покоя, в котором она занимает устойчивое положение или определенный их диапазон. Когда устойчивая система подвергается воздействию извне, ее первоначальные силы будут направлены на предотвращение этого воздействия.

Далее она постарается восстановить свое первоначальное положение. Если давление на систему было настолько сильным, что в устойчивое состояние она вернуться не сможет, произойдет катастрофическая перемена. В итоге система примет новое устойчивое состояние, отличное от первоначального.

Таким образом, практика доказала, что существуют не только неклассические технические науки, но и математические. Они помогают в познании мира не меньше других учений.

Постнеклассическая наука

Возникновение постнеклассической науки было обусловлено большим скачком в развитии средств получения знаний и их последующей обработкой и хранением.

Это произошло в 70-е годы XX века, когда появились первые компьютеры, и все накопленные знания нужно было переводить в электронный вид.

Началось активное развитие комплексных и междисциплинарных исследовательских программ, наука постепенно объединялась с промышленностью.

Этот период в науке обозначил, что невозможно игнорировать роль человека в исследуемом предмете или явлении. Главным этапом в продвижении науки стало понимание мира как целостной системы.

Произошло ориентирование на человека не только в выборе методов исследования, но и в общем социальном и философском восприятии.

В постнеклассических исследованиях объектами становились сложные системы, способные самостоятельно развиваться, и природные комплексы, во главе которых стоит человек.

За основу было принято понимание целостности, где все мироздание, биосфера, человек и общество в целом представляют собой единую систему. Человек находится внутри этой целостной единицы. Он исследующая ее часть.

В таких условиях естественные и общественные науки значительно сблизились, их принципы захватывают гуманитарные.

Неклассическая и постнеклассическая наука совершили рывок в принципах познания мира в целом и общества в частности, произвели настоящую революцию в умах людей и способах исследования.

Современная наука

В конце XX века произошел новый прорыв в развитии и начала свое развитие современная неклассическая наука. Разрабатываются искусственные нейронные связи, которые стали основой в формировании новых умных компьютеров.

Машины могли теперь решать простые задачи и самостоятельно развиваться, переходя к решению более сложных заданий.

В систематизацию баз данных включен также человеческий фактор, что помогает определять эффективность и выявлять наличие экспертных систем.

Неклассическая и постнеклассическая наука в современном обобщенном виде имеют следующие характеристики:

  1. Активное распространение идей об общности и целостности, о возможности самостоятельного развития предмета и явления любой природы. Укрепляется понятие о мире как о целой развивающейся системе, имеющей в то же время склонность к нестабильности и хаотичности.
  2. Укрепление и широкое распространение идеи о том, что изменения частей внутри системы взаимосвязаны и обусловлены друг другом. Обобщая все существующие в мире процессы, эта идея положила начало пониманию и исследованию глобальной эволюции.
  3. Применение во всех науках понятия времени, обращение исследователя к истории явления. Распространение теории развития.
  4. Перемены в выборе характера исследований, восприятие комплексного подхода в изучении как наиболее верного.
  5. Слияние объективного мира и мира человека, устранение различия между объектом и субъектом. Человек находится внутри исследуемой системы, а не снаружи.
  6. Осознание того, что результат любого метода, которым оперирует неклассическая наука, будет ограниченным и неполным, если использовать только один подход в изучении.
  7. Распространение философии как науки во всех учениях. Понимание того, что философия – единство теоретического и практического начал Вселенной и без ее осознания невозможно восприятие современного естествознания.
  8. Внедрение математических вычислений в научные теории, их усиление и рост абстрактности восприятия. Увеличение значимости вычислительной математики, так как большинство результатов исследования требуется изложить в числовом варианте. Большое число абстрактных теорий привело к тому, что наука превратилась в своеобразный современный вид деятельности.

В современных исследованиях характеристики неклассической науки говорят о постепенном ослаблении жестких рамок, ограничивающих ранее информативность научных дискуссий.

Предпочтение в рассуждениях отдается внерациональному подходу и подключению логического мышления при проведении экспериментов.

В то же время рациональные умозаключения остаются все так же значимы, но воспринимаются абстрактно и подвергаются повторному обсуждению и переосмыслению.

Источник: https://FB.ru/article/306089/neklassicheskaya-nauka-stanovlenie-printsipyi-harakteristiki

Тема 11. Постнеклассический этап развития науки

Билет № 16 Неклассический период развития науки

Каждая из стадий развития науки имеетсвою парадигму (совокупностьтеоретико-методологических и иныхустановок). Классическая стадия имеласвоей парадигмой механику, ей соответствуетобраз мироздания как часового механизма.

С неклассической наукой связана парадигмаотносительности, дискретности,квантования, вероятности, дополнительности.Постнеклассической стадии соответствуетпарадигма становления и самоорганизации.

Ее черты выражаются синергетикой,изучающей общие принципы процессовсамоорганизации, протекающих в процессахсамой разной природы (физических,биологических, технических, социальныхи др.).

Главные характеристики современной,постнеклассической науки:

1. Широкое распространение идей иметодов синергетики – теориисамоорганизации и развития сложныхсистем любой природы.

Синергетика показала, что современнаянаука имеет дело с очень сложноорганизованнымисистемами разных уровней организации,связь между которыми осуществляетсячерез хаос. Каждая такая система предстаеткак «эволюционное целое».

Хакен попыталсяопределить что общего можно обнаружитьпри исследовании систем самого разногорода, как природных, так и социальных.

Он нашел, что общее – это спонтанноеобразование структур («strukturbilding»),качественные изменения на макроскопическомуровне, эмерджентное возникновениеновых качеств, процессы самоорганизациив открытых системах.

Отличие синергетическоговзгляда от традиционного состоит впереходе от исследования простых системк сложным, от закрытых к открытым, отлинейности к нелинейности, от рассмотренияравновесия процессов вблизи к делокализациии нестабильности, к изучению того, чтопроисходит вдали от равновесия.

2. Укрепление парадигмы целостности,т.е. осознание необходимости глобальноговсестороннего взгляда на мир.

Парадигма целостности проявляется:

а) В целостности общества, биосферы,ноосферы, мироздания и т.п. В частности:человек находится не вне изучаемогообъекта, а внутри его; он всегда лишьчасть, познающая целое.

б) Естественные науки объединяются иусиливается сближение естественных игуманитарных наук, а также науки иискусства.

Раньше естественные наукистремились понять «природу саму посебе», безотносительно к субъектудеятельности; гуманитарные – не столькообъяснять, сколько понимать, связываяпредмет с системами ценностей.

Сейчасидеи и принципы естествознания все ширевнедряются в гуманитарные науки, аисследование наукой саморазвивающихся«человекоразмерных» систем стираетграницы между методологией естествознанияи гуманитарного знания. Наблюдаетсятенденция к конвергенции научно-техническойи гуманитарно-художественной культур.

в) Выход наук за пределы, поставленныеклассической культурой Запада. Ученыевсе чаще обращаются к традициям и методамвосточного мышления.

3. Укрепление и все более широкоеприменение принципа коэволюции, т.е.сопряженного, взаимообусловленногоизменения систем или частей внутрицелого.

Данное понятие охватывает как материальные,так и духовные системы, т.е. являетсяуниверсальным.

Если самоорганизацияимеет дело со структурами, состояниямисистемы, то коэволюция – с отношениямимежду развивающимися системами, которыесопряжены, взаимоадаптированы. Полярныеуровни коэволюции – молекулярно-генетическийи биосферный.

Коэволюция совершаетсяв единстве природных и социальныхпроцессов, поэтому необходим синтеззнаний науки, искусства, религии,философии и т.п.

4. Изменение характера объектаисследования и усиление ролимеждисциплинарных комплексных подходовв его изучении.

Объектом классической науки были простыесистемы, объектом неклассической наукибыли сложные системы, то постнеклассической– исторически развивающиеся системы,которые с течением времени формируютвсе новые уровни своей организации.

Признаки самоорганизующихся систем:открытость — для вещества, энергии,информации; нелинейность – множествоэволюции системы и возможность выбораиз данных альтернатив; когерентность(сцепление, связь) – согласованноепротекание во времени процессов в даннойсистеме; хаотический характер переходныхсостояний в них; непредсказуемость ихповедения; способность активновзаимодействовать со средой, изменятьее в направлении, обеспечивающем наиболееуспешное функционирование системы;гибкость структуры; способность учитыватьпрошлый опыт. Объектом современнойнауки становятся «человекоразмерные»системы: медико-биологические объекты,объекты экологии, объекты биотехнологии(генетическая инженерия), системы«человек-машина» и т.п. Для их изучениявозникают комплексные научные программы,смешивающие области знания, различныеметоды и нормы познания.

5. Еще более широкое применение философиии ее методов во всех науках.

Это вновь ставит вопросы о сущностифилософии, ее месте в современнойкультуре, ее функциях, источниках, о еевозможностях и перспективах и т.п.

6. Методологический плюрализм, осознаниеограниченности, односторонности любойметодологии – в том числе рационалистической.

Кроме логики, диалектики и эпистемологиинужны интуиция, фантазия, воображениеи другие подобные средства постижениядействительности. Черта современногоестествознания – поиски красоты,единства и симметрии законов природы.

7. Постепенное и неуклонное ослаблениетребований к жестким нормативам научногодискурса и усиление роли внерациональногокомпонента, но не за счет приниженияили игнорирования роли разума.

Авторитет позитивной и беспристрастнойнауки все более подрывается, размываетсядемаркация «наука-ненаука». Все чаще встрогих естественнонаучных концепцияхприменяются «туманные» общефилософскиесоображения, интуитивные подходы идругие «человеческие компоненты».

8. Соединение объективного мира и мирачеловека, преодоление разрыва объектаи субъекта.

Наука теперь изучает не природу кактаковую, а взаимоотношения человека сприродой. Например, в атомной физикеполное отделение наблюдаемого феноменаот наблюдателя невозможно. Научноеисследование – не монолог, а диалог сприродой: активное вопрошание природыесть неотъемлемая часть ее внутреннейактивности.

В результате рушится идеалценностно-нейтрального исследователя,ведь объяснение и описание «человекоразмерных»объектов предполагает привлечениеаксиологических факторов. Развитие какестествознания, так и обществознанияв начале ХХIв.

показывает,что независимого наблюдателя, способноготолько пассивно наблюдать и не вмешиватьсяв естественный ход событий, просто несуществует. Это привносит в научноезнание новый гуманистический смысл.

9. Внедрение времени во все науки, всеболее широкое распространение идеиразвития, историзация науки.

Понятие «история» применяется ко всеболее широкому кругу природных объектови вводится даже в квантово-механическуюинтерпретацию, где его раньше не было.Историзм определяется тремя минимальнымиусловиями: необратимость, вероятность,возможность появления новых связей.

Например, появилась эволюционная химия,предметом которой является химическаяэволюция. Только принципом историзмаможно объяснить самопроизвольное (безвмешательства человека) восхождениеот низших химических материальныхсистем к высшим («лаборатории живогоорганизма»).

Развитие науки имееттенденцию к превращению в науку оразвитии.

10. Усиливающаяся математизация научныхтеорий и увеличивающийся уровень ихабстрактности и сложности.

Важнейшим инструментом научно-техническогопрогресса становится математическоемоделирование. Существует, например,угроза превращения теоретической физикив математическую теорию.

Исходный объектзаменяется математической моделью и вдальнейшем происходит ее изучение наЭВМ.

При этом ясно, что эффективностьматематизации зависит от двух основныхобстоятельств: от специфики даннойнауки и от совершенства самогоматематического аппарата. Последнийнедопустимо как недооценивать, так иабсолютизировать.

11. Стремление построить общенаучнуюкартину мира на основе принциповуниверсального эволюционизма, объединяющихв единое целое идеи системного иэволюционного подходов.

Представления об универсальностипроцессов эволюции во Вселеннойреализуется в современной науке вконцепции глобального эволюционизма.Последний экстраполирует эволюционныеидеи из биологии, геологии и др.

наук навсе сферы действительности, на рассмотрениенеживой, живой и социальной действительности.Главное значение для утвержденияпринципа универсального эволюционизмасыграли три концепции в науке ХХ в.

:теория нестационарной Вселенной,синергетика и теория биологическойэволюции.

12. Формирование нового – «организмического»понимания природы.

Природа – не конгломерат изолированныхобъектов и не механическая система, ноживой организм, изменения которогомогут происходить в определенныхграницах.

Нарушение этих границ приводитк изменению системы, к ее переходу вкачественно иное состояние, котороеможет вызвать необратимое разрушениецелостности системы.

Отсюда необходимостьбиоэтики, включающей взаимоотношениямежду людьми и между человеком и природой.

13. Понимание мира не только каксаморазвивающейся целостности, но икак нестабильного, неустойчивого,неравновесного, хаосогенного,неопределенностного.Хотя это неисключает и наличие в универсуме ипротивоположных характеристик.

Без неустойчивости не было бы развития.Поэтому при исследовании мира надо«схватить» оба его аспекта: стабильностьи нестабильность. Это два противоположныхпо смыслу и дополняющих друг другарежима развития процессов. Неустойчивостьможет выступать условием стабильногои динамического саморазвития, котороепроисходит за счет уничтожениянежизнеспособных форм.

Источник: https://studfile.net/preview/2364888/page:37/

Если вдруг понадобится…

Билет № 16 Неклассический период развития науки

Первая научная революция (17-18в) Ее содержание определило гелиоцентрическое учение Я. Коперника.

Он положил конец геоцентрической системы, отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов.

Кроме того, он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объек­тов, подчиняющихся определенным законам, и указал на ограни­ченность чувственного познания («Солнце ходит вокруг Земли»).

Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности.

Наука того времени была сугубо эмпирической, Галилей и Ньютон внесли, что наука – это единство эмпирии (опыта) и теории.

Вторая научная революция конце 18 первой четверти 19 века.

Её чаще всего связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона

В учении Г. Га­лилея (1564—1642) в центре его на­учных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели боль­шое значение для становления механики как науки.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувствен­ный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания, без строгого количе­ственно-математическое описание.

Происходят существенные изменения в науке, определившие ее переход к новому дисциплинарно-организованному состоянию (речь о естествознании). К дисциплинарной обособленности привело изменение философских оснований, в частности разработка идей взаимосвязи и развития объектов реальности (идеи диалектики).

Иоган Кеплер установил три закона движения планет относительно Солнца. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточ­нил расстояние между Землей и Солнцем и др.

И. Ньютона. Главный труд Ньютона — «Математи­ческие начала натуральной философии» (1687) — это, по выраже­нию Дж. Бернала, «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов».

Появляются такие науки как биология, химия, геология и др. (теория естественного обора (Дарвин), теории клеточного строения (Шван), закон сохранения и превращения энергии (Майер, Джоуль), Менделеев и т.д.).

Билет № 15

Неклассический период развития науки

— неклассическая наука (I пол.и весь 20 века – период разработки релятивистского и квантового подхода к науке и не только в естествознании. Завершается работа первого периода, т.е наука полностью отвергает объективизм классического периода. Все больший интерес занимает проблема субъектов в познании, влияния «тени субъекта» на результат познания.

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

— изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

— изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина.

Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л.

Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени.

Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века — М. Планком и А. Эйнштейном.

Принципиально новое:

1. Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.

2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.

3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.

4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).

5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения «здравого смысла». В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было.

Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху.

Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.

Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX — начала XX в.

, кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

Билет № 16

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 636; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-41685.html

Неклассический период развития науки (ДОПОЛНИТЕЛЬНО)

Билет № 16 Неклассический период развития науки

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

С конца 19 века начинается третья глобальная научная революция, итогом которой станет формирование принципов неклассической рациональности.

В эту эпоху происходит коренное изменение представлений о материи (не вещество из неделимых частиц, со стабильными свойствами), становление квантовой и релятивистской физики, становление генетики в биологии, формирование концепции нестационарной вселенной и т.д. Кроме того осознается специфика социально-гуманитарных наук.

Формируется ряд принципов, по новому оценивающих характеристики научного знания. Карпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора.

Принципы неклассической рациональности:

· Методологизм – содержания знания не может быть независимым от способа исследования, включающего в себя исходные принципы и инструментарий. Таким образом, знание не может быть непосредственно отнесено к реальности.

· Неустранимость субъекта из процесса познания, его активность обусловленная включенностью в изучаемое явление или процесс. Это влечет за собой необходимость учета связей между характером средств и операций деятельности и получаемым знанием.

· Политеоретизм, ведущий к появлению проблемы соотносимости теорий.

Меняется представление о сущности исследуемого объекта, теперь он понимается как сложная саморегулирующаяся система. Любой исследуемый объект находится в процессе постоянного изменения, состояние его частей не сводимы к состоянию целого, поэтому принцип детерминизма начинает включать в себя вероятность.

Описанные изменения оснований науки были связаны с двумя факторами:

· Расширение предметных областей или обнаружение новых типов объектов для исследований.

· Усиливающаяся роль науки как производительной силы общества.

Те изменения, которые произошли в основаниях идеалах и нормах научной деятельности неотделимы от процесса формирования неклассических и иррационалистических философских концепция во второй половине 19 века. Именно в этот период появляются антисциентические взгляды.

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

— изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

— изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина.

Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л.

Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени.

Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века — М. Планком и А. Эйнштейном.

Что же принципиально нового в понимании природы принесло с собой неклассическое естествознание?

1. Прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.

2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.

3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.

4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).

5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения «здравого смысла». В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было.

Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху.

Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

ВОПРОС

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 884 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-79271.html

Неклассический период развития науки

Билет № 16 Неклассический период развития науки

Неклассический период развития науки

 — неклассическая наука (I пол.и весь 20 века – период разработки релятивистского и квантового подхода к науке и не только в естествознании.  Завершается работа первого периода, т.е наука полностью отвергает объективизм классического периода. Все больший интерес занимает проблема субъектов в познании, влияния «тени субъекта» на результат познания.

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

—    изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

—    изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина.

  Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л.

Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени.

Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века — М. Планком и А. Эйнштейном.

Принципиально новое:

1.   Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.

2.    Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.

3.    Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.

4.    Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).

5.   Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения «здравого смысла». В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было.

Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху.

Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.

Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX — начала XX в.

, кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

Билет № 17

Источник: https://students-library.com/library/read/28267-neklassiceskij-period-razvitia-nauki

Uchebnik-free
Добавить комментарий