Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Взаимосвязь философии и науки

Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания.

В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру.

С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития.

Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), «растворив» ее в других формах общественного сознания[14].

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии.

В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки.

Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука («наука наук»).

Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания.

Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия.

Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений.

Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира.

Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция.

Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют.

Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[15].

Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.

Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.).

Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека.

Философия как бы «достраивает» науку до человека[16].

Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.

Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_69343_vzaimosvyaz-filosofii-i-nauki.html

Философия и наука, особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки

Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Основная форма человеческого познания — наука — в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

Исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука являются «звеньями единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия.

Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела.

Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью».

Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимо­связи философии и частных наук, каждая из которых представ­ляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой под­держки учеными и философами:

1)трансценденталистскую (метафизическую);

2) позитивистскую;

3) антиинтеракционистскую;

4) диалек­тическую.

Метафизическая концепция. Кратко она может быть выражена формулой: «философия — наука наук» (или «Философия — царица наук»). Что означает эта формула?

Во-первых, подчеркивание гносеологическо­го приоритета философии как более фундаментально­го вида знания по сравнению с конкретными науками.

Во-вторых, руководящую роль философии по отноше­нию к частным наукам.

В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук.

Позитиви­стская концепция.

Ее суть выражается формулами: «Наука — сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) — или установкой на полную самодостаточность и неза­висимость естествознания от философии («метафизики»), тра­диционно понимавшейся в качестве некоей всеобщей теории бытия и познания. Сформулированная и обоснованная впервые в ЗО-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитиви­стская концепция об отношении естествознания к философии от­ражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить про­гресс науки. Для этого нужно было предоставить науке большую свободу, онтологическую и методологическую автономию не только по отношению к религии, но и к философии («вторая волна» идеологического освобождения науки).

Одной из весьма распространенных в современной науке яв­ляется антиинтеракционистскаяконцепция,проповедующая дуализм во взаимоотношениях между естествознанием и филосо­фией, их абсолютное культурное равноправие и самодостаточ­ность, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния в процессе развития и функционирования каждого из этих важней­ших элементов культуры. Развитие, функционирование естест­вознания (и науки в целом) и философии идет как бы по парал­лельным путям и в целом независимо друг от друга.

Диалектическая концепция. Доказательство внутренней, необходимой связи естествозна­ния и философии лежит не в плоскости социологического анали­за частоты обращения ученых к философскому знанию при ре­шении своих научных проблем, а в исследовании возможностей и предназначения естественных и шире — конкретных наук и фило­софии, их предметов и характера решаемых проблем.

Философия науки– это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания.

Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания.

Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим.

Как известно, существуют различныенауки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки.

Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом.

Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 532 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-79255.html

Вопрос № 1: Философия и наука. Их взаимодействие

Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Наукаи есть особый вид человеческойдея­тельности, направленный напроизводство знания и результат этойдеятельности — систематизированное,объективно-истин­ноезнание.

  • наука — особый вид деятельности, направленный на произ­водство знания;
  • наука возникает в процессе отделения «теоретической» де­ятельности от деятельности практической;
  • наука и философия в античности не были разделены, фило­софия содержала в себе все «теоретическое» знание о мире: физику, астрономию, математику и т.д.

Каждая на­ука исследуетконкретный объект, определенный фрагментмира, определенную его сторону, пользуетсяспециальными методами, опирается на эксперименти наблюдения, пользуется приборами ит.д. Предметомфилософии яв­ляетсяотношение «человек—мир». Вэтом отличие философии от других наук— физики, химии, биологии и т.д.

Философия— самосознание человека, попытка понятьсамого себя, свою деятельность,практическую и теоретическую, своеме­стов мире, понять жизнь, цели существования

Система знания считается наукой, еслиона отвечает определенным критериям:

  1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)

  2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается

  3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

  4. системность знаний — упорядоченность по определенным критериям

  5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5критерию (не всякое философское учениеможет быть воспроизведено черезпрактику), поэтому философия — это наука,но особого рода.

Философия на протяжении всего своегоразвития была связана с наукой, хотясам характер этой связи, а точнее,соотношение философии и науки с течениемвремени менялось.

В истории сложились два крайних подходав понимании взаимосвязи философии инауки. Первый подходполучил названиенатурфилософии.

В соответствии с этимподходом философия представляет собойособый способ познания мира, качественноотличающийся от того способа познания,который представлен наукой. Философиявырабатывает свои, философские истины.Такие истина глубже, чем истины науки.

Наука должна приспосабливать своиистины к истинам философии. Философиякак способ познания первична, наука какспособ познания вторична.

Второй подходполучил названиепозитивистского.

В соответствии с этимподходом философия не имеет какого-тосвоего предмета познания и своегособственного способа познания, отличногоот науки, она в лучшем случае есть однаиз наук, самая общая наука.

А своеобразиефилософии состоит в предельно широкомуровне обобщения, а не в ее способе илипредмете познания. Философский способпознания – это научный способ познания.Никакого другого способа познания,кроме научного, не существует.

Вопрос №2: Предмет философии науки

Философия науки– отрасль философского знания, исследующаяхарактеристики научно-познавательнойдеятельности; а также часть философскихучений, разрабатываемая в той мере, вкакой они, так или иначе, обращаются кфеномену науки.

Философия науки пытаетсяответить на следующие основные вопросы:что такое научное знание, как оноустроено, каковы принципы его организациии функционирования, что собой представляетнаука как производство знаний, каковызакономерности формирования и развитиянаучных дисциплин, чем они отличаютсядруг от друга и как взаимодействуют?

Философия наукивключает следующие основные концептуальныесоставляющие: естественнонаучныетеории; историко-философское знание;логические, методологические илингвистические концепции; историко-научныеисследования.

Предметомфилософии наукиявляются общие закономерности, тенденциинаучного познания в рамках рассмотрениянауки как деятельности по производствуновых знаний, взятых в историческомразвитии и социокультурном аспекте.

Философия наукикак направление представлена различнымиконцепциями, которые создают своеобразныемодели развития науки и пытаютсяобъяснить роль науки в обществе, еёзначение, особенности развития, спецификунаучной деятельности.

Концепция К.Поппера.Методологическая концепция К.Поппераполучила название «фальсификационизм»,поскольку ее основным принципом сталпринцип фальсифицируемости.

Основной мотивконцепции Поппера – отрицание критерияистины. Теория, не опровержимая никакиммыслимым событием, — писал он, — являетсяненаучной.

По мнению Поппера,полная обоснованность и достоверностьв науке недостижимы, а возможностьчастичного подтверждения не помогаетотличить науку от ненауки. Философскиеубеждения Поппера привели его к следующимвыводам:

истинность научногознания установить нельзя, но можнообнаружить его ложность;

критерий – лишьто знание научно, которое фальсифицируемо;

метод науки –пробы и ошибки.

Фальсифицированнаятеория отбрасывается как негодная.Сменяющая ее теория должна максимальноотличаться от старой. В итоге следуетлогичный вывод: развития в науке нет,признается только изменение.

Прогресснауки состоит не в накоплении знания,а только в возрастании глубины и сложностирешаемых проблем.

Именно с методологическойконцепции Поппера философия наукиначала свой поворот от логики к историинауки.

Концепция Т.Куна. Первойконцепцией, основанной на историинаучных идей и концепций, сталаметодологическая концепция американскогоисторика и философа Томаса Куна,получившая название концепции научныхреволюций.

Важнейшим понятиемконцепции Куна является понятиепарадигмы, т.е. совокупности научныхдостижений, признаваемых всем научнымсообществом в определенный периодвремени. Такими парадигмами в разноевремя являлись геоцентрическая системамира Птолемея, механика и оптика Ньютона,теория относительности Эйнштейна,теория атома Бора и др.

Науку, развивающуюсяв рамках парадигмы, Кун называл«нормальной». Кун был убежден в том, чтов реальной научной практике ученыепочти никогда не сомневаются в истинностисвоих теорий и не ставят вопроса об ихпроверке.

Но однажды, полагал Кун, можетбыть осознано, что средствами существующейпарадигмы проблема не может бытьразрешена. Научное сообщество распадаетсяна группы, часть которых начинаетвыдвигать гипотезы.

Когда одна из этихгипотез доказывает свою способностьсправиться с возникшими противоречиями,сообщество формулирует новую парадигму.Смену парадигм Кун назвал научнойреволюцией.

КонцепцияП.Фейерабенда.Одним из философов, выдвинувших очереднуюконцепцию философии науки, былП.Фейерабенд. Свою концепцию он назвал«эпистемологическим анархизмом». Влитературе она получила название теориифилософского анархизма.

С точки зренияФейерабенда каждый волен изобретатьсобственную кон-цепцию, которую невозможносравнивать с другими, ибо нет никакойосновы для такого сравнения. Следовательно,все допустимо и все оправдано.

Концепция И.Лакатоса. Ещеодним представителем методологическогонаправления философии науки быланглийский историк науки – ИмреЛакатос. Он создал довольно близкую к куновскойконцепцию методологии научного познания,которая получила название методологиинаучно-исследовательских программ.

Согласно Лакатосуразвитие науки представляет собойконкуренцию научно-исследовательскихпрограмм.

По мнению Лакатосаисследовательская программа включаетв себя «жесткое ядро», в которое входятнеопровергаемые для сторонниковпрограммы фундаментальные положения.

Кроме того, в нее входит так называемый«защитный пояс» из вспомогательныхгипотез, который обеспечивает сохранность«жесткого ядра» от опровержений и можетбыть модифицирован, а также частичноили полностью заменен при столкновениис контрпримерами.

Признавая позитивноймысль Лакатоса о конкуренции в наукекак движущей силе ее развития, необходимоотметить и ущербность его концепции,утверждающей, что каждая новаяисследовательская программа отбрасываетранее приобретенное знание. А между темлюбые новые проблемы решаются обязательнос учетом апробированных достиженийнауки, с опорой на ее многовековуюисторию.

Источник: https://studfile.net/preview/2114704/page:2/

Философия и наука, особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки. — ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Курс лекций

Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Философия – теоретический мировоззренческий тип знания, исследующий фундаментальные основания бытия, принципы его познания и основания ценностей, которыми руководствуется человек в собственной деятельности.

В разнообразных определениях науки фиксируется ее существенные черты, как системы знаний, как деятельности по производству знаний, как социо-культурного феномена.

Наука есть познавательная деятельность направленная на достижение объективного знания для его использования в практической деятельности.

Любое знание может быть получено различными способами: либо научным, либо философским

Философия и наука исходно существовали в органической связи. И то, и другое представляет собой рациональный, теоретический тип мышления и знания. Цель и философии, и науки – получение достоверного знания, но методы (способы) специфичны.

Различия в способах достижения знаний обусловлены, прежде всего, различием в предметных областях. Любая наука фиксирует предмет исследования с помощью доступных ей способов исследований. Предметная область философии весьма широка, ее можно определить как всеобщее в отношениях человека и мира.

Наука фиксирует взаимосвязи и закономерности своей предметной области, отвлекаясь от других свойств явлений. Философский подход предполагает рассмотрение максимально полного спектра взаимосвязей и свойств явления и претендует на формулировку универсальных закономерностей и суждений.

Наука традиционно абстрагируется от вынесения ценностных суждений. Целью научного познания являются существенные характеристики и закономерности, а не их оценка.

Философия не может устранить из собственных исследований ценностную компоненту (составляющую), поскольку ее задача:не получение знаний, а постижение смыслов.

Философия направлена не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но и на познание ценности, как формы согласования бытия с человеческой мыслью.

Таким образом, наиболее общая картина мира представляет собой результат взаимодействия науки и философии.

В осмыслении отношений философии и науки существуют две крайности:

1. Построение универсальных картин мира без опоры на научные данные;

2. Позитивистские теории, когда из философии исключают метафизические проблемы, считая, что задача философии – это обобщение научных знаний.

Существуют критерий научного знания, которые частично могут быть применимы и к философскому знанию:

1.Объективность.научное знание представляет собой результат исследования определенных аспектов явлений. Философая сопоставляет и обобщает результаты различных методов научного и вненаучного исследования, пытаясь тем самым прояснить метафизическую сущность явлений. Философское знание личностно, но это не означает его полную субъективность.

2. Доказательность (рац. обоснованность). Наука располагает как эмпирическими так и логическими способами обоснования. Философии доступны лишь вторые (Логические), не менее строгие. Кроме того философия включает в свои суждения не только принципы научной рациональности, но и показывает, что рациональной может быть и любая другая форма общественного сознания.

3. Эссенциалистский. (пытаются понять сущность предмета или явления), но в науке берется сущность в каком-либо отношении, а в философии – максимально полные взаимосвязи.

4. Проверяемость знаний. Если научные знания могут быть подтверждены опытом в большинстве случаев, то философские утверждения, имеющие универсальный характер, могут быть подвергнуты проверке, только с точки зрения логики.

В науке не существует понятие рефлексии (мысль обращается к анализу достижения определенного знания), в отличие от философии.

Наука имеет кумулятивный характер (накопительный), а философия каждый раз заново переосмысливает проблему. Конкретные научные дисциплины могут не учитывать опыт других форм общественного сознания (физику не интересует правоведение и наоборот), а философия объединяет в случае необходимости различные формы знания

Функции философии по отношению к науке:

1.                     Предпосылочная.

-философия формирует наиболее общие представления об окружающей действительности,

-обеспечивает науку исходными категориями (количество, качество и тп).

-философия формирует всеобщие принципы деятельности.

Джемс, Керкегор

2.                     Эвристическая. Она состоит в наполнении конкретным содержанием абстрактных умозрительных философских идей. Философские концепции обусловливают постановку научных проблем

3.                     Мировоззренческая. Наука не может содержать внутри себя критерия социальной значимости своих результатов. Содержательное наполнение этих критериев предлагает философия.

4.                     Проясняющая. Т.к. философия обобщает данные различных наук и на этой основе формулирует фундаментальные научные принципы – меняются представления о миропорядке.

Философия интерпретирует результаты и опосредует диалог различных областей знаний.

Таким образом, философия создает мировоззренческие и методологические основания науки или научной деятельности.

Источник: https://students-library.com/library/read/27981-filosofia-i-nauka-osobennosti-ih-vzaimosvazi-predmetnaa-oblast-filosofii-nauki

Связь философии с другими науками

Билет № 1 Философия и наука. Особенности их взаимосвязи. Предметная область философии науки.

Введение         31. Философия как наука        42. Философия и наука        93. Философия и науки и их взаимосвязь      13Заключение         20

Список литературы        21

Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры.

Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности.Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

В какой-то степени философия стала мировоззренческой основой науки, основой современной цивилизации. В данной контрольной работе мы рассмотрим особенности взаимосвязи философии и других наук.

1. Философия как наука

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:• философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетворяют критерию научного знания;• утверждения философии эмпирически (т. е.

в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);• в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др.

Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются .Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет.

Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа:• философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;• философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира;• философия — это наука о всеобщих началах сущего.Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А.

Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании .В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще.

Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук.

Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем .

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.

Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении.

Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания».

Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками.

Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов .

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

Задачи философии не сводятся к решению научно-познавательных задач; философия, представляющая собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Философия и наука — не соперницы. Каждая из них выполняет в культуре свои специфические функции.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир — человек». У нее много обличий: «субъект — объект», «материальное — духовное», «объективное — субъективное» и т.д.Издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

И хотя многие философские школы считают выделение такого вопроса некорректным, надуманным, основной вопрос философии формулируется неоднократно.В философии России советского периода утвердилось положение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» .

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют материальные явления и духовные — сознание, воля, мышление; каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного — вопроса об отношении духовного к материальному.Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Ф. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир.

Современная марксистская философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному.

По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы — дерево, металл, земля и т. д.

или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя); для идеалистов, наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, знания, воли, абсолютного духа и т.д.). Среди разновидностей материализма — метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.

Среди разновидностей идеализма — объективный, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы, и субъективный, представители которого полагают, что предметы, действительность — творение человеческой психики, духовности.Примером иного подхода к выделению основного вопроса может служить позиция французского мыслителя А. Камю.

Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» .Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н. А. Бердяевым, для которого основная проблема — это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения.Существовали и существуют и другие подходы к формулировке основного вопроса философии, например как проблемы зла, насилия (П. Рикерт) и др. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.1. Проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире; как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности и т. д.?

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

2. Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.Первый аспект.

По нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры.

И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «научной логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других.

У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания .Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук.

Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.

Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность.

Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания.

При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера.

Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но …он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» .

Источник: https://magref.ru/svyaz-filosofii-s-drugimi-naukami/

Uchebnik-free
Добавить комментарий